СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Рабочая программа как нормативно – управленческий инструмент учителя в переходный период обучения от концентрической к линейной системе обучения»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление «Рабочая программа как нормативно – управленческий инструмент  учителя в переходный период обучения от концентрической к линейной системе обучения»

Просмотр содержимого документа
««Рабочая программа как нормативно – управленческий инструмент учителя в переходный период обучения от концентрической к линейной системе обучения»»

Выступление Панкратовой Ж.А.

«Рабочая программа как нормативно – управленческий инструмент учителя

в переходный период обучения от концентрической к линейной системе обучения»


  1. Анализ достоинств и недостатков линейной и концентрической организации исторического образования

Систему школьного исторического образования наряду с содержанием и основными принципами его отбора определяет структура, т. е. порядок, последовательность преподавания курсов всемирной истории в учебных заведениях. Существует два основных варианта организации исторического образования: линейный и концентрический.

Линейная структура школьного исторического образования предполагает однократное хронологически последовательное изучение исторического прошлого с древнейших времен до современности курсов отечественной и зарубежной истории.

Долгое время линейный принцип построения исторического образования был традиционен для советской школы. В соответствии с ним история преподавалась в 1934 - 1959 гг. и в 1965 - 1993 гг. Последний вариант линейной структуры, усовершенствованный в 1984 г. в связи с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы, выглядел так:


Классы

Исторические курсы

Кол-во часов

V

Эпизодические рассказы по истории СССР

2

VI

История древнего мира

2

VII

История средних веков (до сер. XVIII в.)

2

VIII

История СССР с древнейших времен до конца XVIII в.

2

IX

Новая история (1640 -1870 гг.) История СССР (XIX век)

3

X

Новая история (1870 – 1918 гг.) История СССР (с начала XX века до 1936 г.) Новейшая история зарубежных стран (1917 г.- 1939 г.)

4

XI

История СССР (1936 г. – до настоящего времени) Новейшая история зарубежных стран (1939 г. до наст. времени)

3


Долголетию линейной структуры в школьном историческом образовании способствовали ее неоспоримые достоинства, подтвержденные практикой:

1) такая структура позволяет последовательно раскрывать основные ступени (этапы) развития общества от его предыстории до современности, т.к. линейная структура соответствует структуре исторической науки;

2) в процессе изучения перед школьниками предстает широкая панорама прошлого, насыщенная яркими событиями, выдающимися личностями, сложными явлениями;

3) это может быть всеобъемлющая, исчерпывающая информация или свободный, в общих чертах, обзор основных событий со значительными интервалами, пропусками, пробелами;

4) линейный принцип изучения истории помогает школьникам понять причинно-следственные связи и закономерности движения общества, позволяет придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности, доступности, сопоставить отдельные этапы его истории, проследить тенденции его развития, убедиться в неразрывной связи прошлого – настоящего - будущего;

5) подобная структура сводит к минимуму опасность дублирования отдельных тем и вопросов, а при точной синхронизации курсов отечественной и всеобщей истории предоставляет возможность сравнивать особенности развития стран, регионов в конкретные исторические периоды;

6) общее содержание учебного исторического материала легко поддается корректировке. В частности, в советской школе неоднократно пересматривался объем исторических фактов и понятий, сокращалось время на изучение ранних периодов истории для более подробного и глубокого знакомства с современными фактами;

7) поскольку экзамен по истории предусматривался только в выпускных классах, и проверке подлежали знания школьников о событиях XX века, линейная структура вполне отвечала таким условиям

8) легко корректировать содержание предмета, изменять количество часов на изучение определенных тем.

Однако она не была идеальной. Ее самым серьезным недостатком является:

1) изучение ранних периодов истории в V — VIII классах и вынужденная в связи с этим адаптация учебного исторического материала к возрастным познавательным возможностям 10 - 13-летних подростков. Авторы школьных программ и учебников, учителя должны были упрощать содержание истории древнего мира и средних веков, ограничиваться элементарным набором социально-экономических и политических сюжетов, использовать адаптированные тексты, избегать сложных и противоречивых фактов. Попытки восполнить этот пробел вели к перегрузке ребенка.

2) Возможности вернуться к ранним периодам повторно, на более высоком теоретическом уровне при линейной структуре нет. В результате часть материала к выпускному классу забывается, а оставшееся в памяти старшеклассников прочно окрашивается в романтические, полусказочные-полулегендарные тона, создавая искаженное, упрощенное представление о прошлом.

3) Анализ практики преподавания истории по линейному принципу в СССР и других странах показал, что часто оно иллюстрирует поговорку «галопом по Европам»: «Ученик, словно из окна мчащегося без остановок курьерского поезда, наблюдает мелькающие перед его взором верстовые столбы, отмеряющие время веков и даже тысячелетий, и проносящиеся перед ним отдельные «деревушки» и «постройки» — события из жизни народов, факты их истории. Результат такого скоростного движения известен: школьники не успевают ни понять смысла изученного, ни запомнить факты, ни пережить историю эмоционально».

4) Одновременно такая структура провоцирует учителей-предметников к постоянному расширению фактов и понятий, к включению в содержание программ и занятий новых стран и регионов; акцентирует информативную задачу преподавания, придавая историческому образованию экстенсивный характер.

5) Линейная структура оказывается неприемлемой всякий раз, когда перед школой ставится задача «вооружить выпускников» основной (восьмилетней) школы знаниями по истории Отечества и мира вплоть до современности, полагая, что только тогда можно быть уверенными в «правильном» мировоззрении учеников, заканчивающих школьное обучение.

В конце 80-х годов существующую структуру исторического образования также упрекали:

6) в раздельном и асинхронном преподавании всеобщей и отечественной истории, в результате чего у школьников не создавалось целостного представления о прошлом, а собственная страна всегда оказывалась на периферии европейской истории;

7) в построении курсов отечественной и всеобщей истории исключительно по формационному принципу, когда история стран и народов превращалась в историю государств и классовой борьбы;

8) в произвольности и непоследовательности принципов периодизации школьных исторических курсов: здесь были «туманные вехи» — с древнейших времен, до конца XVIII века; «круглые» даты — XIX век;

9) идеологические натяжки — 1917— 1918 гг., 1936 г.;

10) в монополии единого содержания, учебных планов и пособий на всей территории многонационального СССР без учета региональных, национальных, исторических особенностей отдельных районов и народов, его составлявших

11) При линейной структуре обучение растягивается на 6-7 лет, носит экстенсивный характер.

С 1959 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР была предпринята попытка перестроить школьное историческое образование на концентрической основе. Главной причиной реформы стал Закон о всеобщем восьмилетнем образовании. Перед учителями истории была поставлена задача «учить школьников самостоятельно приобретать знания, самостоятельно мыслить, понимать закономерности развития общества, даже при восьмилетнем образовании». Для этого учащиеся, заканчивающие восьмилетку, должны были ознакомиться с историей своей страны и зарубежных стран вплоть до современности.

Однако в 1965 г. концентрическая структура вновь была заменена линейной. Наряду с внешними причинами ее недолговечности (установление 10-летнего срока обучения вместо 11, переход ко всеобщему обязательному среднему образованию) существовали серьезные внутренние недоработки:

1) в программах, учебниках, в практике преподавания не удалось достаточно отчетливо выявить различия между содержанием элементарного и систематического курсов истории;

2) сократился запас фактических знаний и оказалась недостаточна способность учеников к обобщениям;

3) выпускники полной школы плохо владеют понятиями, не понимают соотношения объективного и субъективного в истории, не умеют раскрыть причинно-следственные связи, закономерности;

4) истоки исторических событий толкуются упрощенно, сводятся только к политическим моментам, искать зависимость последних от социальных и тем более экономических процессов выпускники почти не умеют;

5) требующиеся в этих вопросах рассуждение, анализ, доказательство подменяют изложением, описанием конкретных фактов;

6) очень немногие абитуриенты на вступительных экзаменах по истории прибегали к аналогиям или противопоставлениям явлений из истории России и стран Западной Европы.

Третья попытка построить школьное историческое образование на принципах концентризма существенно отличается от двух предыдущих. Основной причиной перехода на новую структуру в 1993 г. стал Закон Российской Федерации “Об образовании”, согласно которому вводится обязательное основное (девятилетнее) образование. В течение трех последних лет выработан следующий вариант концентрической структуры школьного исторического образования.

К преимуществам подобного варианта можно отнести:

1) превращение исторического образования в постоянный, непрерывный, последовательно усложняющийся процесс на всем протяжении школьного обучения (начальная школа — основная школа — полная школа);

2) более четкую синхронизацию курсов отечественной и всеобщей истории и /или создание единого курса "Россия и мир", обеспечивающих целостность рассмотрения прошлого человечества;

3) возможность в старших классах вернуться к событиям ранней истории и рассмотреть их на более высоком проблемно-теоретическом уровне;

4) возможность во втором концентре систематизировать и обобщить весь исторический материал на основе формационного, цивилизационного, культурологического и др. подходов; от событийно-хронологического принципа изучения прошлого перейти к проблемному, межпредметному, тематическому и т. п.; активно использовать разнообразные методы исторического исследования в работе с аутентичными текстами;

5) введение профильного и модульного обучения во втором концентре, ориентированного на интересы и профориентацию учащихся Х— XI классов.

Теперь проанализируем концентр. Концентрическая структура изучения истории рассчитана на двух-трех кратное рассмотрение одних и тех же хронологических отрезков исторического прошлого, всякий раз повышая уровень их анализа.

Рассмотрим достоинства обучения, в основе которого лежит концентрический принцип построения школьного курса истории.

  1. Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемому материалу. Один и тот же вопрос рассматривается несколько раз в разных классах, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются. В этом случае в обучение истории вводится пропедевтический курс (предваряющий). Принцип концентризма широко распространен в зарубежной школе и школах постсоветских государств (Литва, Латвия и др.)

  2. Такая структура позволяет изучать историю человечества с одинаковой глубиной. Применение концентризма имеет ряд преимуществ, если правильно определен объем, специфика содержания и формы изложения исторического материала в каждом из концентров в соответствии с возрастными особенностями. Содержание для основной школы – не уменьшенная копия систематического курса средней школы. У каждого концентра своя специфика отбора материала.

  3. Такая структура позволяет интенсифицировать процесс изучения истории; более четко синхронизировать курсы отечественной и всеобщей истории, а также создать единый интегрированный курс «Россия и мир»;

  4. Реально учесть возможность во втором концентре систематизировать и обобщать весь исторический материал на основе формационного, цивилизационного, культурологического и др. подходов;

  5. Перейти от событийно-хронологического принципа изучения прошлого к проблемному, межпредметному, тематическому;

  6. Активно использовать разнообразные методы исторического исследования в работе с аутентичными текстами.

  7. Становится возможным введение во втором концентре профильного и модульного обучения, ориентированного на интересы и профориентацию учащихся 10-11-х классов.

Недостатки:

  1. непроработанность основополагающих идей, отсутствие четкой концепции третьего концентра, где предусмотрены проблемно-теоретические и профессионально-ориентированные курсы-

  2. перегрузка фактологическим содержанием школьных учебников, что в итоге привело к значительному снижению за последние годы качество исторического образования.

  3. дублирование тем;

  4. большинство школьных учителей воспитывалось на принципах линейного образования и им было сложно перестроиться на концентр;

  5. отсутствие нового учебно-методического фонда;

Необходимо отметить, что обе системы образования не могут существовать в чистом виде. Внутри концентров изучение стоится преимущественно по линейному принципу. А сочетание пропедевтических и систематических курсов внутри линейной системы указывает на присутствие концентра.

Что касается снижения качества исторического образования в условиях концентрической системы, то этот вопрос не столь однозначен. С одной стороны, сокращение учебного времени и необходимость изучать сложный материал с ребятами более младшего возраста не может не снизить качество образования. Но проблема в действительности гораздо сложнее. Существует явное противоречие между позитивистскими традициями исторического образования и требованиями, которые сегодня общество предъявляет к школе. Молодому человеку предстоит жить в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем. Современная образовательная система должна ориентироваться не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками по поиску, отбору, анализу и использованию разнообразной информации. Но обновление системы исторического образования в этом направлении происходит очень сложно. Это связано с сохранением прочных традиций «знаниецентризма», ориентацией учебного процесса на приоритетное изучение «совокупности исторических фактов». Позитивистская установка «показывать историю как это было» укрепилась в практике преподавания в 90-х гг. ХХ в. на фоне отказа от вульгаризированных версий формационной концепции. Она сыграла свою положительную роль в условиях методологического кризиса российской исторической науки, но с течением времени начала восприниматься как залог сохранения фундаментальности, полноты и системности исторического образования. Между тем, преодоление «знаниецентризма» означает не пренебрежение принципами научной объективности и историзма, а отказ от псевдофундаментальности образования, преодоление дисбаланса его академических и социальных задач. Формирование целостных представлений об историческом прошлом должно осуществляться не за счет накопления все большего количества «проверенных знаний», а прежде всего в ходе активной и творческой познавательной деятельности учащихся, благодаря личностному осмыслению исторических фактов и явлений.

С этой точки зрения ни «линейная», ни «концентрическая» система сами по себе не гарантируют качество образования – вопрос заключается в правильном выборе методологических и методических основ исторического образования, адекватном отборе содержания.


На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что само по себе возрождение прежней линейной структуры не гарантирует улучшения качественных показателей современной системы образования. Подчеркнём, что анализ отечественного и мирового опыта школьного образования не позволяет сделать вывод о гарантированных преимуществах линейной структуры образования. В современной мировой практике не прослеживается тенденция к сохранению линейной структуры школьного исторического образования, а разрабатываются разные модели реализации идеи концентров в соответствии с этнокультурной и геополитической спецификой стран. Иногда можно говорить об определённой модели сочетания концентризма и линейности применительно к отдельным историческим периодам.

Подчеркнём, что переход к линейной структуре общего образования, в том числе исторического, предполагает:

  1. изменение всей стратегии развития общего образования, уточнение его соотношения с начальным и средним профессиональным образованием,

  2. решение вопроса о профильном обучении в старших классах.

  3. Этот переход потребует продолжительного времени и значительных расходов на создание иного комплекса школьных учебников и методической литературы, подготовку и переподготовку педагогов.

  4. Разумеется, потребуется подготовить новое поколение государственных образовательных стандартов общего образования, изменить систему оценки образовательных достижений (ЕГЭ и др.),

  5. существенно пересмотреть стратегию становления профильной школы. Так, в частности, принятая ранее концепция перехода к профильному обучению в старших 10—11-х классах теряет смысл, т.к. профильное обучение в старших классах предполагалось вводить на основе завершённого основного образования.

Таким образом, речь в настоящее время не может идти о быстром, лёгком и «дешёвом» возвращении к прежней линейной структуре исторического образования. Речь, скорее, может идти о поиске путей совершенствования исторического образования в условиях информационного общества.


2. Нормативно-правовое обеспечение преподавания истории в 2016—2017 учебном году.

В организации преподавания курсов истории и обществознания в 2016—2017 учебном году следует руководствоваться Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, а также основными документами федерального и регионального уровней, обеспечивающими нормативное сопровождение введения и реализации ФГОС ООО.

        • ФГОС общего образования

        • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию — протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Интернет-адреса:.

http://www.fgosreestr.ru./;

http://edu.crowdexpert.ru/

  • Примерные программы по Истории (линейная система, с 5 по 10 класс) http://edu.crowdexpert.ru/files/Результаты/История.pdf

  • Федеральный компонент государственного стандарта образования. История – опубликован в «Вестнике образования», № 13, 2004 г. и в виде отдельных брошюр – «Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент государственного стандарта». — М. : «Дрофа», 2004 г.; переиздания – 2006—2009 гг.

  • Учебные программы к УМК, рекомендованные Минобрнауки РФ (изд. «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф», 2008—2013 гг.);

  • Федеральный перечень учебников на 2014-2015 уч. год

(Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253);

  • Приказ Приказ Минобрнауки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников… от 31 марта 2014 г. № 253»;

  • Концепция нового УМК по отечественной истории, включающая Историко-культурный стандарт

  • http://минобрнауки.рф/документы/3483, http://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf;

  • Материалы по новым УМК: из-во "Просвещение" http://www.prosv.ru/ , из-во "Дрофа" http://www.drofa.ru/ , из-во "Русское слово"


3. Об изменениях в преподавании курса «История России»

В соответствии с утвержденной РИО «Концепцией нового УМК по истории России» и ООП, произошел отказ от системы концентров, где история России изучалась с 6 по 9 класс, а затем в 10 и 11 шло повторение всего курса. Новая структура курса представлена в линейном виде с 6 по 10 класс, где XX век изучается в 10 классе, начиная с первой мировой войны, а не с Российской империи в начале XX века, как было ранее. В 11 классе на базовом уровне может быть предложен системный курс «История России в мировом контексте», сравнительно-исторический по своему характеру, но надо отметить, что окончательного решения о том, что будет представлять собой курс истории в 11 классе не принято.

В связи с утверждением Концепции нового УМК по отечественной истории, составной частью которого является Историко-культурный стандарт (далее - ИКС), были созданы новые УМК по истории России.

Данные документы (Концепция и ИКС) являются ориентирами для преподавания истории в школе, задания ОГЭ и ЕГЭ по истории составляются с их учетом, потому педагогам необходимо ознакомиться с ними (http://минобрнауки.рф/документы/3483).

Реализуя Историко-культурный стандарт в практике преподавания отечественной истории нужно учитывать следующие условия:

1) при реализации Концепции нового УМК по отечественной истории предполагается обязательный переход на линейную структуру преподавания истории России; переход к линейной системе изучения истории должен проходить постепенно, начиная с 6 класса. Предполагается, что этот переход произойдет в течение 3 лет.

2) внесены существенные изменения в Федеральный перечень учебников. На сайте Министерства образования и науки РФ опубликован приказ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников от 31 марта 2014 г. № 253», в котором говорится об исключении из него всех, существовавших до этого момента, учебников по истории России для основной школы и внесении трех новых линий учебников (издательств Просвещение, Дрофа, Русское слово)

3) необходимо учитывать, что, в случае, если образовательная организация примет решение о переходе в 6-х классах на новые учебники, предполагается преподавание истории России на основе новой программы (http://edu.crowdexpert.ru/files/Результаты/История.pdf),

ориентированной на линейную структуру. В случае, если ОУ продолжает работать в 6-х классах по старым учебникам, необходимо ориентироваться на традиционные программы к данным УМК (приказов об обязательном переходе на новые программы на настоящий момент не существует).

В 2016-2017 учебного года в образовательных организациях предмет «История» в основной школе изучается в 5-8 классах - 2 часа в неделю, в 9 классе - 3 часа в неделю. Общий объем учебного времени - 374 часа.

Наименование предмета



Классы




5

6

7

8

9

ИСТОРИЯ

2

2

2

2

3

В соответствии с федеральным БУП количество часов, предусмотренное для изучения истории в 10-11 классах, следующее:

Наименование уровня

Средняя (полная) школа


(часы в неделю)




10 класс


11 класс

Базовый уровень

2


2


Профильный уровень

4


4








4. Новые УМК по отечественной истории.

Для решения вопроса о дидактическом и методическом обеспечении преподавания истории в условиях перехода на линейную систему необходимо руководствоваться Федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (с изменениями, приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 №576), перечень опубликован на сайте: http://минобрнауки.рф/документы

    • федеральном перечне на 2016-2017 учебный год представлены только учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту и отвечает следующим требованиям:

- принадлежат к завершенной предметной линии учебников; - представлены в печатной форме и имеющие электронное приложение, являющиеся их составной частью;

- имеющие методические пособия для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания.

При выборе учебников актуальным остается вопрос о соблюдении преемственности внутри предметных линий основного общего образования (5 - 9 классы) и среднего общего образования (10 - 11 классы). Предпочтительно работать по одной содержательной линии учебников, чтобы сохранить преемственность дидактических единиц, методологических и методических подходов. В рамках среднего (полного) общего образования  на усмотрение ОУ можно продолжить работать по выбранной линии или же поменять УМК, сохранив преемственность X и XI классов внутри второго концентра.

Для переходного периода в соответствии с письмом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014 года № 08-548 «О федеральном перечне учебников» «…организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным образовательным программам, вправе в течение 5 лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего Приказа учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях на 2013-2014 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1067.

Рекомендуем в условиях переходного этапа, при использовании учебников не соответствующих новой Концепции исторического образования включать в содержание тем материалы историко-культурного стандарта. На сайте http://kkidppo.ru/institut/struktura/kafedry/kafedra-obshchestvovedcheskih-disciplin , https://vk.com/obshcafedra и сайтах издательств «Просвещение», «Дрофа» размещены материалы, которые помогут учителю поэтапно перейти к новым УМК по отечественной истории.

5. Структура преподавания истории.

Структурно предмет «История» включает учебные курсы по «Всеобщей истории» и «Истории России». В связи с этим целесообразно преподавание истории на ступенях основного общего образования и среднего общего образования как на базовом, так и на профильном уровнях выстраивать единым курсом. На базовом уровне преподавание учебного предмета «История» в образовательных организациях 2 часа в неделю. При этом предполагается как в основной, так и старшей школе два варианта преподавания курсов истории: отдельными курсами (блоками), последовательно (один за другим), или синхронно-параллельно. В случае, когда история изучается раздельными курсами (блоками), рекомендуется сначала изучать «Всеобщую историю», затем «Историю России». На практике в 5–9 классах общеобразовательных учреждений рекомендуется последовательное изучение курсов истории России и всеобщей истории. В 9ых классах возможно синхронно-параллельное и интегрированное изучение данных курсов, в 10–11 рекомендуется синхронно–параллельное изучение этих двух курсов с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов, интегрированное преподавание (с использованием соответствующих УМК) возможно исключительно на базовом уровне в классах математического, естественно–научного, технологического и т.п. профилей.

Интегрироваться могут темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории, культуры и др. Также в IX и XI классах возможна разработка интегрированного курса истории.

Так как в Федеральном базисном учебном плане указан один предмет – «История», то и в школьных журналах предметы «Всеобщая история», «История России» записывать одним названием «История» с выставлением единой итоговой оценки (четверть, полугодие и год).

При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов. При этом необходимо учитывать такие характеристики, заложенные в ФГОС, как многофакторный подход к содержанию истории - обеспечение баланса между различными областями исторического знания; направленность на органическое единство рассмотрения отечественной и зарубежной истории при приоритете изучения истории России. Изучение истории России и зарубежной истории целесообразно организовывать по следующим параметрам:

- прямое сравнение России и других стран;

- хронологическая синхронизация изучения событий в России и в мире;

- анализ конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю.

Распределение часов, предназначенных на изучение курсов всеобщей истории и истории России с V по IX классы, осуществляется педагогом в соответствии со стандартами, основной образовательной программой, рабочей программой и содержанием УМК. С учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.


Структура преподавания истории в основной школе (5—9 кл.) в 2016—2017 учебном году

В 5—9 классах рекомендуется преподавание истории по следующей структуре:

КЛАСС

ПРЕДМЕТ

(запись в журнале)

Содержание

Кол-во

часов

5

история

Всеобщая история. Древний мир (с 2014 – 2015 уч.г. изучается по программам ФГОС ООО)

68

6

история

Всеобщая история.

История средних веков (с 2015 – 2016 уч. г. изучается по программам ФГОС ООО)

28

история

История России (с 2015 – 2016 уч. г. изучается по программам ФГОС ООО)

40

7

история

Всеобщая история.

Новое время ч. I.

24

история

История России

44

8

история

Всеобщая история.

Новое время ч. II.

26

история

История России

42

9

история

Всеобщая история.

Новейшая история XX- начало XXI вв.

24

история

История России XX- начало

XXI вв.

78


При переходе на новые УМК по истории России и линейную систему обучения истории учителя столкнутся с определенными сложностями, связанными с тем, что учебники по всеобщей истории по-прежнему ориентированы на концентрическое изучение предмета. В связи с этим необходимо синхронизировать изучение курсов всеобщей истории и истории России, ориентиром для этого могут послужить две следующие таблицы.


Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России


Класс

Всеобщая история

История России

5

История Древнего мира

Первобытность

Древний Восток

Античный мир. Древняя Греция

Древний мир

Народы и государства на территории

нашей страны в древности




6

История средних веков VIXV вв.

Раннее средневековье

Зрелое средневековье

Страны Востока в средние века

Страны доколумбовой Америки


Средние века до Великих географических открытий (28 часов)

От Древней Руси к Российскому государству VIII – XV вв.

Восточная Европа в середине I тыс. н.э.

Образование государства Русь

Русь в конце X – начале XII вв.

Культурное пространство

Русь в середине XII – начале XIIIвв.

Русские земли в середине XIII - XIV вв.

Народы и государства степной зоны

Восточной Европы и Сибири в XIII - XV вв.

Культурное пространство

Формирование единого Русского государства

в XV веке.

Культурное пространство

Региональный компонент.


До создания единого Русского централизованного государства,

До конца правления Ивана III

(1505 г.) (40 часов)

7

История нового времени XVI-XVII в

От абсолютизма к парламентаризму

Буржуазные революции

Европа в конце XV – начале XVII вв.

Страны Европы и Северной Америки

в середине XVII—ХVIII в.

Страны Востока в XVII—ХVIII в


(28 часов)

Россия в XVI-XVII в: от великого княжества к царству

Россия в XVI веке

Смута в России

Россия в XVII вв

Культурное пространство

Региональный компонент


От начала правления Василия III (1505г.) до правления Петра I (40 часов)

8

История нового времени XVIII в.

Эпоха Просвещения

Эпоха промышленного переворота

Великая французская революция

Первые буржуазные революции

Великая французская буржуазная революция


(28 часов)

Россия в конце XVII – XVIII вв. От

царства к империи.

Россия в эпоху преобразований Петра

Эпоха дворцовых переворотов

Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление

Екатерины и Павла

Культурное пространство империи

Народы России в XVIII в.

Региональный компонент


От начала правления Петра I до конца правления Павла I (1801 г.)

(40 часов)

9

История Нового времени XIXв. Мир в начале XX вв.

Становление и расцвет индустриального общества.

Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.

Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.

Экономическое и политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.

Страны Азии в ХIХ в.

Война за независимость в Латинской Америке

Народы Африки в Новое время

Развитие культуры в ХIХ в. Международные отношения в ХIХ в.

Мир в 1900 – 1914 гг.


(28 часов)

Российская империя в XIX – начале XX вв.

Россия на пути к реформам (1801- 1861 гг.

Александровская эпоха: государственный

либерализм.

Отечественная война 1812 г.

Николаевская эпоха: государственный

Консерватизм

Крепостнический социум. Деревня и город

Культурное пространство империи в первой

половине XIX в.

Пространство империи : этнокультурный облик страны

Формирование гражданского самосознания

Основные течения общественной мысли

Россия в эпоху реформ

Преобразования Александра II: социальная и

Правовая модернизация

«Народное самодержавие» Александра III

Пореформенный социум. Сельское хозяйство

и промышленность

Культурное пространство России.

Этнокультурный облик империи

Формирование гражданского общества.

Основные направления общественных движений

Кризис империи в начале ХХ века.

Первая Российская революция 1905 – 1907 гг.

Начало парламентаризма.

Общество и власть после революции.

«Серебряный век» русской культуры.


От начала правления Александра I (1801) до начала первой мировой войны (1914) (74 часа)

10

Всеобщая история XX в.

История России

1914 – начало XXI в.


Учителя, преподающие историю в 5-х классах при разработке рабочих программ по истории Древнего мира, до изучения истории темы «Древний Восток», в разделе «Первобытность» должны предусмотреть выделение 1 учебного часа на обзорное представление темы «Народы и государства на территории нашей страны в древности». Содержание данного урока носит пропедевтический характер и соотносится с содержанием темы «Первобытность» по всеобщей истории. Для разработки урока можно воспользоваться информационно-методическими материалами учебников по истории России для 6 класса, адаптируя их к возрастным возможностям обучаемых, уровню их знаний и умений, целям и задачам урока.

Следует заметить, что при переходе к планированию единого курса «История» разработка рабочей программы становится обязательной, так как основные учебники идут отдельно к курсам «История России» и «Всеобщая история», и, соответственно, обеспечиваются разными программами.

Учитель, составляя Рабочую программу на основе имеющихся примерных (типовых) учебных и авторских рабочих учебных программ, имеет право менять не более 20% материала. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.

Согласно Концепции обучение истории завершается в 10 классе. В настоящее время не принято окончательного решения о том, какие учебники и какое содержание исторического образования будет реализовываться в 11 классе.

Наибольшую сложность для учителей истории может представлять сам переходный период с концентрической системы исторического образования на линейную, так как в условиях перехода на Историко-культурный стандарт (далее - ИКС) возникает несоответствие структуры и отдельных сюжетов преподавания истории России.

Рекомендуем приступить к изучению истории России по новым УМК с 6 класса, в них уже учтены все изменения хронологических рамок изучаемого периода в соответствии с линейной структурой и ориентированность изучаемых тем на историко-культурный стандарт. Если же преподавание истории России в 6 классе осуществляется по учебникам, ранее включенным в федеральный перечень учебников, учителю необходимо самостоятельно учесть изменение хронологических рамок изучаемого периода истории до конца правления Ивана III (1505). Это означает, что данный период истории изучается в соответствии с новыми требованиями более подробно, чем в старых учебниках. Изучение периода истории, связанного с правлением Василия III (1505-1533) и Ивана Грозного (1533-1584) соответственно переносится в 7 класс.

Для обучающихся, начинающих изучение истории России в соответствии с новыми требованиями в 7 классе, необходимо предусмотреть повторение тем, связанных с историческими событиями 1505-1584 гг. (ориентировочно в объеме 10 часов). Чтобы избежать полного повторения ранее изученных тем, уже знакомых школьникам, их внимание необходимо сконцентрировать на темы и сюжеты, предусмотренные историко-культурным стандартом. Например, связанные:

с формированием идентичности россиян в новом цивилизационно-культурном и историческом пространстве в данный исторический период;

с культурологическими аспектами восприятия государства и личности царя;

с особенностями народного восприятия власти и важнейших событий;

с историко-культурными сюжетами концепции «Москва – третий Рим»;

с особенностями взаимоотношений Ивана IV с ханствами на постордынском пространстве;

с влиянием ордынских элементов на складывание государственности в централизованной России;

с особенностями взаимоотношений России со странами Запада;

со взаимоотношениями между народами Росси в XVI веке;

с историей повседневности.

Также рекомендуем усилить сравнительные линии отечественной и всемирной истории, более пристально подойти к изучению вопросов культуры истории народов России, не вошедших в данный исторический период в состав России и развивающихся в иных цивилизационно-культурных пространствах

Можно уделить внимание организации проектной деятельности школьников, при возможности – новому осмыслению истории родного края в указанный период, организации реальных и виртуальных экскурсионных маршрутов, работе с документами историко-культурного и этнокультурного характера, в том числе имеющихся в местных архивах и музеях. Среди рекомендуемых форм уроков возможны ученические конференции, защиты проектов, круглые столы, лабораторные практикумы.

Для обучающихся, начинающих изучение истории России в соответствии с новыми требованиями в 8 классе, имеются два пути изучения истории России.

Путь первый. Чтобы не возникло ощущения повторения уже изученного материала, учитель может организовать изучение истории России по пути усиления историко-культурологического подхода, так, как это предложено для 7 класса (см. выше). Основное внимание при этом уделяется осмыслению особенностей российской цивилизации, многонационального государства и формирования российской идентичности в условиях европеизации. В частности, необходимо уделить внимание следующим сюжетам:

- сущности и последствиям культурно-исторического раскола в российском обществе, связанного с европеизацией страны;

- рождению светской культуры; влиянию элементов протестантизма, рационализма и эпохи Просвещения

- на представления россиян о личности человека, о государстве, государственности, праве, династии и власти, возможностей её смены, о трудовой этике и профессионализме, о переходе от общинных отношений к общественным (социальным), о сословном строе, о правах и обязанностях подданных, о религии и церкви, их роли в жизни государства и общества;

- сущности и последствий фактического участия России в вестфальской системе международных отношений, включая войны с европейскими государствами и разделы Польши;

- включению в состав империи польского населения, расширению территории страны на юго-западе (Новороссия и Крым) и его многонациональной колонизации (немцы, сербы, греки, армяне и т.д.);

- феномену массового притока иностранцев в систему государственной власти и государственного управления, образования и науки, его влиянию на национальное самосознание (менталитет) россиян;

- особенности складывания российской интеллектуальной элиты и деятельности просветителей народов России;

- истории повседневности, истории идей.

- изучению истории и культуры народов, не вошедших в состав России к началу XIX века, но впоследствии оказавшихся в её границах.

Такое изучение истории при приоритете интерактивных форм уроков и расширении сферы историко-культурологического подхода предпочтительно в классах, изучающих углублённый курс истории.

Путь второй. Для большинства школьников, изучающих в 8 классе историю на базовом уровне, рекомендуем сразу перейти к изучению событий, процессов, фактов и явлений XIX века либо по новым учебникам для 9 класса, либо по старым учебникам с соответствующей корректировкой по тематике историко-культурного стандарта и завершить его рубежной датой 1861 года с тем, чтобы в 9 классе довести преподавание курса до начала Первой мировой войны. По тематике историко-культурного стандарта необходимо сконцентрировать внимание школьников на продолжении культурологических сюжетов предшествующего столетия, перечисленных выше, а также на роли России в венской системе международных отношений, национально-культурном возрождении славянских народов империи, влиянии событий 1812 года на особенности формирования национального самосознания и российской гражданской идентичности, истории повседневности.

При этом надо отметить, что не следует форсировать переход на линейную систему изучения истории в 7 и тем более в 8 классе, так как это создаст трудности при сдаче ОГЭ по истории, контрольно-измерительные материалы которого в течение ближайших 3-х лет будут ориентированы на концентрическую систему обучения.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!