Планируемые результаты освоения учебного предмета «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Выпускник научится:
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
культуре зрительского восприятия;
характеризовать временные и пространственные искусства;
понимать разницу между реальностью и художественным образом;
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
понимать сочетание различных объемов в здании;
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
понимать основы краткой истории костюма;
характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
характеризовать признаки и особенности московского барокко;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
понимать специфику изображения в полиграфии;
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
создавать художественную композицию макета книги, журнала;
называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
различать особенности художественной фотографии;
различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
понимать изобразительную природу экранных искусств;
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
различать понятия: игровой и документальный фильм;
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
понимать основы искусства телевидения;
понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
Содержание учебного предмета «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
7 класс «Изобразительное искусство и мир человека» (34 ч)
1 Раздел «Изображение фигуры человека и образ человека» (8 ч)
1 тема «Изображение фигуры человека в истории искусства». 1 час.
Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека Беседа по теме; работа с иллюстративными материалами Выполнение фризовой композиции с изображением древних шествий, характерных для древних культур. Материалы по выбору учителя
2 тема «Пропорции и строение фигуры человека». 1 час.
Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения фигуры человека. Материалы: карандаш, бумага (ф.А4), цветная бумага для аппликации, клей, ножницы. Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.
3 тема «Красота фигуры человека в движении. Изображение фигуры человека с использованием таблицы». 1 час.
Работа над проектом «Великие скульпторы». Беседа о месте станкового искусства в познании жизни. Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость, последовательность выполнения человека в движении. Схемы движения фигуры человека. Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека. Работа над проектом «Великие скульпторы». Материалы: карандаш, бумага (ф.А4), цветная бумага для аппликации, клей, ножницы, пластилин или глина..
4 тема «Лепка фигуры человека». 1 час
Работа над проектом «Великие скульпторы». Виды скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве и скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения (Донателло, Микеланджело). Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) с использованием проволочного каркаса. Материалы: пластилин или глина.
5 тема « Изображение фигуры человека в истории скульптуры». 1 час
Изображение фигуры человека в истории скульптуры (продолжение). Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца 19- начала 20 вв. Значение особенностей материала для создания выразительного образа в скульптуре. Творчество В.И.Мухиной, С.Т.Коненкова. Завершение работы над проектом «Великие скульпторы». , оформление собранного материала (текстовое описание, мультимедийная презентация).
6 тема «Набросок фигуры человека с натуры». 1 час
Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Образная выразительность фигуры человека. Наброски с натуры одетой фигуры человека - наброски одноклассников в разных движениях (графические материалы по выбору)
7 тема «Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. 1 час.
Проект « Человек и профессия». Человек – главная тема в искусстве. Искусство в художественных образах отражает представления о красоте человека в различные исторические эпохи. Восприятие произведений изобразительного искусства Беседа о профессии человека и видах профессий. Обсуждение работ художников. Разработка композиции по данной теме.
8 тема «Понимание красоты человека. Человек и его профессия». 1 час.
Проект « Человек и профессия». Практическая работа. Подготовка ответов на вопросы (групповая работа), презентация мнения группы. Участие в дискуссии (дополнения, возражения).
Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве. Проект « Человек и профессия». Завершение и защита проекта по теме. Выставка работ «Человек и профессия».
Раздел 2. «Поэзия повседневности». (8 ч.)
9 тема «Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов».1 час.
10 тема «Тематическая (сюжетная) картина. Бытовой и исторический жанры». 1 час.
Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их. История развития бытового жанра (П. Брейгель, Ж.-Б. Шарден, В. Ван Гог, Э. Дега). Восприятие произведений искусства.
11 тема «Сюжет и содержание в картине». 1 час.
Проект « Жизнь моего города». Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Различные уровни понимания произведения. Выполнение композиционных набросков по проекту, различных по сюжету, но на одну тему. Материалы (по выбору).
12 тема «Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Что знаю я о «Малых голландцах»?1 час.
«Что я знаю о Малых голландцах?» Беседа о голландской живописи; о Голландии как родине бытового жанра, голландских художников и их картинах, викторина. Выполнение композиционных рисунков на тему «Жизнь людей на улицах моего города».
13 тема «Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианова, П. Федотова». 1 час.
Проект « Жизнь моего города». Беседа о творчестве русских художников: А. Венецианова, П. Федотова; по иллюстрациям. Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея». Выполнение
композиции на тем на тему «Жизнь людей на улицах моего города». Материалы (по выбору).
14 тема «Жизнь в моем городе в прошлых веках». 2 часа.
Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Творчество А. Рябушкина, Ап. Васнецова.
Беседа о передвижниках, просмотр презентации, работа с иллюстрациями. Завершение и защита проекта « Жизнь моего города».
15-16 тема «Создание тематической картины «Жизнь моей семьи» или «Праздник и
карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). 2 часа.
Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Умение художника видеть значимость каждого момента жизни. Творчество Ю. Пименова, Пластова, Дейнеки. Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера Создание ком
позиции в технике коллажа (групповая или индивидуальная работа).
3 раздел «Великие темы жизни». (10 ч.)
17 тема «Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Монументальная живопись». 1 час.
Виды живописи. Монументальная живопись эпохи Средневековья и Возрождения. Фрески Микеланджело и Рафаэля. Мозаика. Выполнение витражной (смешанная техника) или мозаичной композиции. Работа в малых группах
18 тема «Библейские темы в станковой живописи».1 час.
История создания и анализ произведений станковой живописи: Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», Рембрандт «Возвращение блудного сына», И.Иванов «Явление Христа народу». Проект «Искусство Древней Руси».
19 тема «Искусство Древней Руси».1 час.
Проект «Искусство Древней Руси». Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Фрески Дионисия. Икона А.Рублева «Троица». Выполнение коллективной фризовой композиции «Храмы Древней Руси» (рельеф из бумаги). Материалы: белая бумага и цветная (для фона), клей, ножницы
20 тема «Тематическая картина в русском искусстве 19 века». 1 час.
Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Картина как философское размышление. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни (на при-мере произведений В. Сурикова). Выполнение композиции на историческую тему (групповая работа).
21 тема «Великие темы жизни в творчестве русских художников. К.Брюллов «Последний день Помпеи». История одной картины». 1 час.
Знакомство с историей создания и художественным замыслом великой картины К. Брюллова «Последний день Помпеи», формирование представления о сложном мире исторической картины, навыков ведения дискуссии, публичного выступления. Выполнение композиции на историческую тему (групповая работа). Материал (по выбору).
22-23 тема «Процесс работы над тематической картиной». 2 часа.
Этапы создания картины. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация
Выполнение композиции на историческую тему (групповая работа). Материал (по выбору).
24-25 тема «Монументальная скульптура и образ истории народа». 2 часа.
Виды скульптуры. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти
народа и народного самосознания. Э.-М.Фальконе «Медный всадник», И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому». Выполнение проекта памятника, посвященного историческому событию.
26 тема «Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве». 1 час.
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А. Дейнека, А. Пластов, Б. Неменский). Художник-творец-гражданин. Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане. Просмотр презентации мультимедийного проекта «Мамаев курган». Анализ и оценка результата проектной деятельности.
4 раздел «Реальность жизни и художественный образ» (9 ч.)
27 тема «Искусство иллюстрации». 1 час.
Виды графики: книжная графика. Слово и изображение. Способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его художником. Известные иллюстраторы книги (В. Фаворский и др.). Работа над проектом оформления книги. Материалы: по выбору учителя (учащихся)
28-29 тема «Слово и изображение».2 часа.
Виды графики: книжная графика. Слово и изображение. Способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его художником. Известные иллюстраторы книги (В. Фаворский и др.). Работа над проектом оформления книги. Материалы: по выбору учителя (учащихся)
30 тема «Плакат и его виды. Шрифты». 1 час.
Представление о плакате, как особом виде графики, специфика его образного языка. Знакомство с ролью текста в плакате и его взаимосвязью с рисунком, с видами шрифтов, способами их выполнения. Формирование и развитие навыков работы художественными материалами в технике графики по выполнению плакатов. Завершение и защита проекта «Моя книга». Материалы: по выбору учителя (учащихся)
31 тема «Зрительские умения и их значение для современного человека». 1 час.
Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ» Самостоятельный анализ произведения изобразительного искусства (письменно). Работа над проектом «Художники 20 века» (К.С. Петров-Водкин, П.Пикассо)
32 -33тема «История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве». 2 часа.
Стили и направления в русском искусстве Нового времени (классицизм, реализм, символизм, модерн). Творчество М.Врубеля. Художественные объединения: «Мир искусства» и др. Анализ произведении с точки зрения принадлежности их к определенному стилю, направлению. Защита проекта «Художники 20 века» (К.С. Петров-Водкин, П.Пикассо)
34 тема «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре». 2 часа.
Роль художественного музея в национальной и мировой
культуре. Ценности музейных собраний и потребность людей в общении с искусством. Крупнейшие художественные музеи России и мира. Эссе на тему «В чем, на ваш взгляд, сила искусства?»
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
№ п/п | Тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Раздел 1. Изображение фигуры человека и образ человека 8 |
1 | Изображение фигуры человека в истории искусства. РК Изображение фигуры человека тюменскими художниками. | 1 | Аналитические зарисовки, изображения фигуры человека. |
2-3 | Пропорции и строение фигуры человека. | 2 | Зарисовка схемы фигуры человека, схемы движений человека. Карандаш и аппликация. |
4-5 | Лепка фигуры человека. | 2 | Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема балета, цирка, спорта) с использованием каркаса. Выразительность пропорций и движений. |
6-7 | Набросок фигуры человека с натуры. | 2 | Наброски с натуры фигуры человека (одноклассника) в разных движениях. Графические материалы по выбору |
8 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве, в искусстве Тюменских художников 19-21 веков. РК. | 1 | «Соединение двух путей поиска красоты человека. Демократический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск радости и счастья». |
Раздел 2 Поэзия повседневности 8 |
9 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | 1 | Изображение мотивов из жизни разных народов (древнеегипетские росписи, древнегреческая вазопись, фрески Помпеи, японская гравюра). |
10-11 | Сюжет и содержание в картине | 2 | Беседа о восприятии произведений изобразительного искусства. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов передвижников. |
12 | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. | 1 | Работа над композицией с сюжетом из своей жизни «Завтрак», «Ужин», «Прогулка во дворе», «Приготовление уроков» и т.п. |
13-14 | Жизнь в Тюменском регионе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). | 2 | Создание композиции с использованием графических материалов на тему «Мама готовит ужин» (по выбору) |
13-14 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. | 2 | Создание композиции на темы жизни людей своего города в прошлом с использованием архивных материалов из истории города и его жителей и собранного зрительного материала. |
15-16 | Великие темы жизни | 2 | Создание композиции в технике коллажа на темы жизни и праздника людей своего города. Смешанная техника: живопись (гуашь или акварель) и коллаж. |
Раздел 3 Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох 10 |
17 | Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Тематическая картина в искусстве тюменских художников 19 века | 1 | Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства. Художник Т. Мазаччо, С. Боттичелли, Рафаэль, Д. Веласкес. |
18 | Процесс работы над тематической картиной | 1 | Беседа о великих русских живописцах ХIХ столетия. К. Брюллов «Последний день Помпеи», В. Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни». |
19-21 | Библейские темы в изобразительном искусстве. | 3 | Работа над созданием композиции на самостоятельно выбранную тему из истории нашей Родины; собирание зрительного материала. |
22-24-25 | Монументальная скульптура и образ истории народа. | 3 | Создание композиции на библейскую тему «Поклонение волхвов», «Рождество». Использование для работы гуаши, акварели или карандаша. |
26 | Монументальные памятники Армизонского района | 1 | Создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или герою. |
27 | Реальность жизни и художественный образ | 1 | Беседа и дискуссия о сов ременном искусстве. Творчество Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Марка Шагала. Проблема взаимоотношений личности и общества, природы и человека. |
Раздел 4 Место и роль картины в искусстве 20 века. 9 |
28 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Художники-иллюстраторы Тюменской губернии. | 1 | Выбор литературного произведения для иллюстрирования. Выражение идеи: замысел, эскизы. Собирание необходимого зрительного материала. |
29-30 | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. | 2 | Глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства. Работа над выбранным проектом. |
31 | Зрительские умения и их значение для современного человека. | 1 | Анализ произведений с точки зрения принадлежности к стилю, направлению. Продолжение работы над выбранным проектом. |
32 | История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве. | 1 | Беседа. Музеи мира: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр. Выставка работ, выполненных в течении года. Экскурсия по выставке. |
33-34 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. | 2 | Работа над проектом. |
Приложение к рабочей программе
Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Факт |
«Изображение фигуры человека и образ человека» (8 часов) |
1 | Изображение фигуры человека в истории искусства. РК Изображение фигуры человека тюменскими художниками. | 1 | 04.09 | |
2 3 | Пропорции и строение фигуры человека. | 2 | 11.09 18.09 | |
4 5 | Лепка фигуры человека. | 2 | 25.09 02.10 | |
6 | Набросок фигуры человека с натуры. | 1 | 09.10 | |
7 | Набросок фигуры человека с натуры. | 1 | 16.10 | |
8 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве, в искусстве Тюменских художников 19-21 веков. РК. | 1 | 23.10 | |
Поэзия повседневности (8 часов) |
9 | Внеаудиторное занятие. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | 1 | 06.11 | |
10 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Бытовой и исторический жанры в картинах художников Тюменской области. | 1 | 13.11 | |
11 | Сюжет и содержание в картине | 1 | 20.11 | |
12 | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. | 1 | 27.11 | |
13 | Жизнь в Тюменском регионе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). | 1 | 04.12 | |
14 | Жизнь в Тюменском регионе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). | 1 | 11.12 | |
15 16 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. | 2 | 18.12 25.12 | |
Великие темы жизни (10 часов) | |
17 | Внеаудиторное занятие. Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. | 1 | 15.01 | |
18 | Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Тематическая картина в искусстве тюменских художников 19 века. | 1 | 22.01 | |
19 20 21 | Процесс работы над тематической картиной. | 3 | 29.01 05.02 12.02 | |
22 23 24 | Библейские темы в изобразительном искусстве. | 3 | 19.02 26.02 05.03 | |
25 | Монументальная скульптура и образ истории народа. | 1 | 12.03 | |
26 | Монументальные памятники Армизонского района | 1 | 19.03 | |
Реальность жизни и художественный образ (8 часов) |
27 | Место и роль картины в искусстве 20 века. | 1 | 02.04 | |
28 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | 1 | 09.04 | |
29 | Художники-иллюстраторы Тюменской губернии. | 1 | 16.04 | |
30 | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. | 1 | 23.04 | |
31 | Зрительские умения и их значение для современного человека. | 1 | 30.04 | |
32 | Внеаудиторное занятие. История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве. | 1 | 07.05 | |
33 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. | 1 | 14.05 | |
34 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культур. Тюменский музей изобразительных искусств. | 1 | 21.05 | |