СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа изо 7 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа изо 7 класс»



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

  • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

  • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

  • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

  • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

  • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

  • простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

  • навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

  • изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

  • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

  • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

  • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

  • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

  • творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

  • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

  • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

  • применять перспективу в практической творческой работе;

  • навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

  • навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

  • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

  • навыкам создания пейзажных зарисовок;

  • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

  • пользоваться правилами работы на пленэре;

  • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

  • навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

  • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

  • определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

  • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

  • различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

  • различать и характеризовать виды портрета;

  • понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

  • пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

  • использовать графические материалы в работе над портретом;

  • использовать образные возможности освещения в портрете;

  • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

  • называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

  • навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

  • навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

  • навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

  • рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

  • приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;

  • характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

  • объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;

  • изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

  • узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;

  • перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;

  • характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

  • узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

  • характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

  • рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

  • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

  • творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

  • творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;

  • творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;

  • представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

  • называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

  • узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

  • характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

  • рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

  • описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

  • творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

  • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

  • культуре зрительского восприятия;

  • характеризовать временные и пространственные искусства;

  • понимать разницу между реальностью и художественным образом;

  • представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

  • опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

  • собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

  • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

  • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

  • систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

  • распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

  • понимать сочетание различных объемов в здании;

  • понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

  • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

  • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

  • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

  • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

  • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

  • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

  • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

  • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

  • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

  • приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

  • характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

  • понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;

  • называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

  • понимать основы краткой истории костюма;

  • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

  • применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;

  • использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

  • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

  • использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

  • узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

  • различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

  • различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;

  • узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

  • характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;

  • раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

  • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

  • различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

  • сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

  • рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

  • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;

  • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;

  • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

  • характеризовать признаки и особенности московского барокко;

  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

Выпускник получит возможность научиться:

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

  • понимать специфику изображения в полиграфии;

  • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

  • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

  • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;

  • создавать художественную композицию макета книги, журнала;

  • называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;

  • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;

  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

  • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

  • называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

  • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

  • определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

  • использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

  • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

  • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

  • применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

  • понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;

  • характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

  • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

  • получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

  • использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

  • понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

  • понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

  • называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);

  • различать особенности художественной фотографии;

  • различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

  • понимать изобразительную природу экранных искусств;

  • характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

  • различать понятия: игровой и документальный фильм;

  • называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

  • понимать основы искусства телевидения;

  • понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

  • применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

  • применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

  • добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

  • использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

  • применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

  • пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

  • понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

  • применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

  • применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

  • использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

  • применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

  • смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

  • использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

  • реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.


  1. Содержание учебного предмета «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»



7 класс «Изобразительное искусство и мир человека» (34 ч)

1 Раздел «Изображение фигуры человека и образ человека» (8 ч)

1 тема «Изображение фигуры человека в истории искусства». 1 час.

Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека Беседа по теме; работа с иллюстративными материалами Выполнение фризовой композиции с изображением древних шествий, характерных для древних культур. Материалы по выбору учителя

2 тема «Пропорции и строение фигуры человека». 1 час.

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения фигуры человека. Материалы: карандаш, бумага (ф.А4), цветная бумага для аппликации, клей, ножницы. Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.

3 тема «Красота фигуры человека в движении. Изображение фигуры человека с использованием таблицы». 1 час.

Работа над проектом «Великие скульпторы». Беседа о месте станкового искусства в познании жизни. Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость, последовательность выполнения человека в движении. Схемы движения фигуры человека. Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека. Работа над проектом «Великие скульпторы». Материалы: карандаш, бумага (ф.А4), цветная бумага для аппликации, клей, ножницы, пластилин или глина..

4 тема «Лепка фигуры человека». 1 час

Работа над проектом «Великие скульпторы». Виды скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве и скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения (Донателло, Микеланджело). Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) с использованием проволочного каркаса. Материалы: пластилин или глина.

5 тема « Изображение фигуры человека в истории скульптуры». 1 час

Изображение фигуры человека в истории скульптуры (продолжение). Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца 19- начала 20 вв. Значение особенностей материала для создания выразительного образа в скульптуре. Творчество В.И.Мухиной, С.Т.Коненкова. Завершение работы над проектом «Великие скульпторы». , оформление собранного материала (текстовое описание, мультимедийная презентация).

6 тема «Набросок фигуры человека с натуры». 1 час

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Образная выразительность фигуры человека. Наброски с натуры одетой фигуры человека - наброски одноклассников в разных движениях (графические материалы по выбору)

7 тема «Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. 1 час.

Проект « Человек и профессия». Человек – главная тема в искусстве. Искусство в художественных образах отражает представления о красоте человека в различные исторические эпохи. Восприятие произведений изобразительного искусства Беседа о профессии человека и видах профессий. Обсуждение работ художников. Разработка композиции по данной теме.

8 тема «Понимание красоты человека. Человек и его профессия». 1 час.

Проект « Человек и профессия». Практическая работа. Подготовка ответов на вопросы (групповая работа), презентация мнения группы. Участие в дискуссии (дополнения, возражения).

Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве. Проект « Человек и профессия». Завершение и защита проекта по теме. Выставка работ «Человек и профессия».

Раздел 2. «Поэзия повседневности». (8 ч.)

9 тема «Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов».1 час.

10 тема «Тематическая (сюжетная) картина. Бытовой и исторический жанры». 1 час.

Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их. История развития бытового жанра (П. Брейгель, Ж.-Б. Шарден, В. Ван Гог, Э. Дега). Восприятие произведений искусства.

11 тема «Сюжет и содержание в картине». 1 час.

Проект « Жизнь моего города». Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Различные уровни понимания произведения. Выполнение композиционных набросков по проекту, различных по сюжету, но на одну тему. Материалы (по выбору).

12 тема «Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Что знаю я о «Малых голландцах»?1 час.

«Что я знаю о Малых голландцах?» Беседа о голландской живописи; о Голландии как родине бытового жанра, голландских художников и их картинах, викторина. Выполнение композиционных рисунков на тему «Жизнь людей на улицах моего города».

13 тема «Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианова, П. Федотова». 1 час.

Проект « Жизнь моего города». Беседа о творчестве русских художников: А. Венецианова, П. Федотова; по иллюстрациям. Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея». Выполнение

композиции на тем на тему «Жизнь людей на улицах моего города». Материалы (по выбору).

14 тема «Жизнь в моем городе в прошлых веках». 2 часа.

Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Творчество А. Рябушкина, Ап. Васнецова.

Беседа о передвижниках, просмотр презентации, работа с иллюстрациями. Завершение и защита проекта « Жизнь моего города».

15-16 тема «Создание тематической картины «Жизнь моей семьи» или «Праздник и

карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). 2 часа.

Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Умение художника видеть значимость каждого момента жизни. Творчество Ю. Пименова, Пластова, Дейнеки. Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера Создание ком

позиции в технике коллажа (групповая или индивидуальная работа).

3 раздел «Великие темы жизни». (10 ч.)

17 тема «Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Монументальная живопись». 1 час.

Виды живописи. Монументальная живопись эпохи Средневековья и Возрождения. Фрески Микеланджело и Рафаэля. Мозаика. Выполнение витражной (смешанная техника) или мозаичной композиции. Работа в малых группах

18 тема «Библейские темы в станковой живописи».1 час.

История создания и анализ произведений станковой живописи: Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», Рембрандт «Возвращение блудного сына», И.Иванов «Явление Христа народу». Проект «Искусство Древней Руси».

19 тема «Искусство Древней Руси».1 час.

Проект «Искусство Древней Руси». Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Фрески Дионисия. Икона А.Рублева «Троица». Выполнение коллективной фризовой композиции «Храмы Древней Руси» (рельеф из бумаги). Материалы: белая бумага и цветная (для фона), клей, ножницы

20 тема «Тематическая картина в русском искусстве 19 века». 1 час.

Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Картина как философское размышление. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни (на при-мере произведений В. Сурикова). Выполнение композиции на историческую тему (групповая работа).

21 тема «Великие темы жизни в творчестве русских художников. К.Брюллов «Последний день Помпеи». История одной картины». 1 час.

Знакомство с историей создания и художественным замыслом великой картины К. Брюллова «Последний день Помпеи», формирование представления о сложном мире исторической картины, навыков ведения дискуссии, публичного выступления. Выполнение композиции на историческую тему (групповая работа). Материал (по выбору).

22-23 тема «Процесс работы над тематической картиной». 2 часа.

Этапы создания картины. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация

Выполнение композиции на историческую тему (групповая работа). Материал (по выбору).

24-25 тема «Монументальная скульптура и образ истории народа». 2 часа.

Виды скульптуры. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти

народа и народного самосознания. Э.-М.Фальконе «Медный всадник», И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому». Выполнение проекта памятника, посвященного историческому событию.

26 тема «Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве». 1 час.

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А. Дейнека, А. Пластов, Б. Неменский). Художник-творец-гражданин. Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане. Просмотр презентации мультимедийного проекта «Мамаев курган». Анализ и оценка результата проектной деятельности.

4 раздел «Реальность жизни и художественный образ» (9 ч.)

27 тема «Искусство иллюстрации». 1 час.

Виды графики: книжная графика. Слово и изображение. Способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его художником. Известные иллюстраторы книги (В. Фаворский и др.). Работа над проектом оформления книги. Материалы: по выбору учителя (учащихся)

28-29 тема «Слово и изображение».2 часа.

Виды графики: книжная графика. Слово и изображение. Способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его художником. Известные иллюстраторы книги (В. Фаворский и др.). Работа над проектом оформления книги. Материалы: по выбору учителя (учащихся)

30 тема «Плакат и его виды. Шрифты». 1 час.

Представление о плакате, как особом виде графики, специфика его образного языка. Знакомство с ролью текста в плакате и его взаимосвязью с рисунком, с видами шрифтов, способами их выполнения. Формирование и развитие навыков работы художественными материалами в технике графики по выполнению плакатов. Завершение и защита проекта «Моя книга». Материалы: по выбору учителя (учащихся)

31 тема «Зрительские умения и их значение для современного человека». 1 час.

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ» Самостоятельный анализ произведения изобразительного искусства (письменно). Работа над проектом «Художники 20 века» (К.С. Петров-Водкин, П.Пикассо)

32 -33тема «История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве». 2 часа.

Стили и направления в русском искусстве Нового времени (классицизм, реализм, символизм, модерн). Творчество М.Врубеля. Художественные объединения: «Мир искусства» и др. Анализ произведении с точки зрения принадлежности их к определенному стилю, направлению. Защита проекта «Художники 20 века» (К.С. Петров-Водкин, П.Пикассо)

34 тема «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре». 2 часа.

Роль художественного музея в национальной и мировой

культуре. Ценности музейных собраний и потребность людей в общении с искусством. Крупнейшие художественные музеи России и мира. Эссе на тему «В чем, на ваш взгляд, сила искусства?»

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.



п/п

Тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Раздел 1. Изображение фигуры человека и образ человека 8

1

Изображение фигуры человека в истории искусства. РК Изображение фигуры человека тюменскими художниками.

1

Аналитические зарисовки, изображения фигуры человека.

2-3

Пропорции и строение фигуры человека.

2

Зарисовка схемы фигуры человека, схемы движений человека. Карандаш и аппликация.

4-5

Лепка фигуры человека.

2

Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема балета, цирка, спорта) с использованием каркаса. Выразительность пропорций и движений.

6-7

Набросок фигуры человека с натуры.

2

Наброски с натуры фигуры человека (одноклассника) в разных движениях. Графические материалы по выбору

8

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве, в искусстве Тюменских художников 19-21 веков. РК.

1

«Соединение двух путей поиска красоты человека. Демократический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск радости и счастья».


Раздел 2 Поэзия повседневности 8

9

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

1

Изображение мотивов из жизни разных народов (древнеегипетские росписи, древнегреческая вазопись, фрески Помпеи, японская гравюра).

10-11

Сюжет и содержание в картине

2

Беседа о восприятии произведений изобразительного искусства. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов передвижников.

12

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.

1

Работа над композицией с сюжетом из своей жизни «Завтрак», «Ужин», «Прогулка во дворе», «Приготовление уроков» и т.п.

13-14

Жизнь в Тюменском регионе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

2

Создание композиции с использованием графических материалов на тему «Мама готовит ужин» (по выбору)

13-14

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

2

Создание композиции на темы жизни людей своего города в прошлом с использованием архивных материалов из истории города и его жителей и собранного зрительного материала.

15-16

Великие темы жизни

2

Создание композиции в технике коллажа на темы жизни и праздника людей своего города. Смешанная техника: живопись (гуашь или акварель) и коллаж.

Раздел 3 Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох 10

17

Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Тематическая картина в искусстве тюменских художников 19 века

1

Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства. Художник Т. Мазаччо, С. Боттичелли, Рафаэль, Д. Веласкес.

18

Процесс работы над тематической картиной

1

Беседа о великих русских живописцах ХIХ столетия. К. Брюллов «Последний день Помпеи», В. Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни».


19-21

Библейские темы в изобразительном искусстве.

3

Работа над созданием композиции на самостоятельно выбранную тему из истории нашей Родины; собирание зрительного материала.

22-24-25

Монументальная скульптура и образ истории народа.

3

Создание композиции на библейскую тему «Поклонение волхвов», «Рождество». Использование для работы гуаши, акварели или карандаша.

26

Монументальные памятники Армизонского района

1

Создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или герою.

27

Реальность жизни и художественный образ

1

Беседа и дискуссия о сов ременном искусстве. Творчество Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Марка Шагала. Проблема взаимоотношений личности и общества, природы и человека.


Раздел 4 Место и роль картины в искусстве 20 века. 9

28

Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Художники-иллюстраторы Тюменской губернии.

1

Выбор литературного произведения для иллюстрирования. Выражение идеи: замысел, эскизы. Собирание необходимого зрительного материала.



29-30

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

2

Глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства. Работа над выбранным проектом.

31

Зрительские умения и их значение для современного человека.

1

Анализ произведений с точки зрения принадлежности к стилю, направлению. Продолжение работы над выбранным проектом.

32

История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве.

1

Беседа. Музеи мира: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр. Выставка работ, выполненных в течении года. Экскурсия по выставке.

33-34

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

2

Работа над проектом.



Приложение к рабочей программе



Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

План

Факт

«Изображение фигуры человека и образ человека» (8 часов)

1

Изображение фигуры человека в истории искусства. РК Изображение фигуры человека тюменскими художниками.

1

04.09


2

3

Пропорции и строение фигуры человека.

2

11.09

18.09


4

5

Лепка фигуры человека.

2

25.09

02.10


6

Набросок фигуры человека с натуры.

1

09.10


7

Набросок фигуры человека с натуры.

1

16.10


8

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве, в искусстве Тюменских художников 19-21 веков. РК.

1

23.10


Поэзия повседневности (8 часов)

9

Внеаудиторное занятие. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

1

06.11


10

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Бытовой и исторический жанры в картинах художников Тюменской области.

1

13.11


11

Сюжет и содержание в картине

1

20.11


12

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.

1

27.11


13


Жизнь в Тюменском регионе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

1

04.12



14

Жизнь в Тюменском регионе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

1

11.12


15

16

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

2

18.12

25.12


Великие темы жизни (10 часов)


17

Внеаудиторное занятие. Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

1

15.01


18

Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Тематическая картина в искусстве тюменских художников 19 века.


1

22.01



19

20

21

Процесс работы над тематической картиной.

3

29.01

05.02

12.02


22

23

24

Библейские темы в изобразительном искусстве.

3

19.02

26.02

05.03


25


Монументальная скульптура и образ истории народа.

1

12.03


26

Монументальные памятники Армизонского района

1

19.03



Реальность жизни и художественный образ (8 часов)

27

Место и роль картины в искусстве 20 века.

1

02.04


28


Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

1

09.04


29

Художники-иллюстраторы Тюменской губернии.

1

16.04


30

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

1

23.04


31

Зрительские умения и их значение для современного человека.

1

30.04


32

Внеаудиторное занятие. История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве.

1

07.05


33

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

1

14.05


34


Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культур. Тюменский музей изобразительных искусств.

1

21.05












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!