ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.
1.Основные характеристики программы:
1.1.Дополнительная общеразвивающая программа «Юный правовед» (далее - Программа) реализуется в соответствии с культурологической направленностью, которая прослеживается в том, что изучение воспитанниками в правовом воспитании, является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений, ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка в школе, городе, и в целом по стране.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность уже в 11-12 лет, когда подростки учатся сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Одним из важных средств правового воспитания является юридическая ответственность. Становление государством определенных мер приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, формирует модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции РФ; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Все это позволяет формировать компетентность гражданина. Курс содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений; играет существенную роль в формировании социальной компетентности подростков. Автором программы использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы.
1.2. Актуальность программы обусловлена современным социальным заказом на образование и задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Мин.обр.РФ от 2911.-1). Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходя в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина. Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.
Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства.
1.3.Отличительные особенности программы от других дополнительных общеразвивающих программ: основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек их соотносит с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.
Новизна и оригинальность программы в открытии широкого простора для выявлений способностей детей: содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходя в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина. Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях.
1.4. Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность образовательной программы «Юный правовед» определена тем, что реализуя данную программу, необходимо добиться развития правовой культуры обучающихся как сплава знаний, умений, навыков с убежденностью.
1.5.Цель программы: воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми.
1.6.Задачи.
Научить:
- Систематизировать знания учащихся в сфере права.
- читать тексты и разбираться в текстах кодекса различных отраслей права;
- детей мыслить, слушать и слышать педагога, уметь исправлять неточности в исполнении;
- способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства;
- Углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений.
Привить: гражданскую и нравственную позиции, в развитии правосознания, самоопределении, профопределении; представление о том, что Конституция является основным ориентиром по политико-правовым проблемам в реальном российском обществе, что ныне действующая Конституция полностью согласуется с международными нормами в области прав человека.
Сформировать: умения, навыки и привычки правомерного поведения;
Развить: осознание себя как личности в системе общественных отношений
Воспитать: чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.
1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа
Учебные группы формируются следующим образом:
1-я ступень: 10-11лет;
2-я ступень: 11-12 лет;
3-я ступень: 12-13 лет
Количество обучающихся в группах:
1-я ступень – 10-15 человек.
2-я ступень: -8-12 человек.
3-я ступень – 7-10 человек
1.8.Формы обучения:
- 3 года
Формы занятий:
- групповые занятия;
- индивидуальные занятия;
2. Объем программы:
2.1. Объем программы:
- 1 год обучения рассчитан на 72 часа при занятиях 1 раза в неделю, по 2 часа. В группе первого года принимаются все желающие. Специального отбора не производится.
- 2 год обучения рассчитан на ребят, прошедших первый год обучения, но в группу второго года обучения возможен прием вновь прибывших талантливых ребят, при наличии определенного уровня подготовки. Занятия второго года обучения рассчитаны на 72 часов в год при занятиях 1 раза в неделю по 2 часа.
- 3 год обучения рассчитан на обучающихся, овладевших базовыми знаниями, в группу 3-его года обучения предполагается прием вновь прибывших, при наличии сильной мотивации и для профориентационного выбора и целенаправленной подготовки.
В данном случае большее внимание уделяется творческим разработкам и индивидуальной работе. Необходимое количество часов для изучения и освоения содержания программы количество занятий и их продолжительность по нагрузкам соответствует СарПиНу.
2.2.Срок реализации программы – 3 года.
2.3.Режим занятий:
1 год – 72 часа- 1 раз в неделю по 90 минут
2 год – 72 часа – 1 раз в неделю по 90 минут
3 год - 72 часа – 1 раз в неделю по 90 минут
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
1 год обучения: основной задачей первого года обучения является воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам, развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.
Прогнозируемые результаты 1 года обучения.
Знать:
основные понятия: система права, отрасль права, институт права, виды права, правовое регулирование, методы правового регулирования, личные права и обязанности гражданина
Уметь:
формулировать и выражать мысли, используя правовые знания, объяснять, что такое право, какую роль занимает в жизни общества, применять знаний, умения и навыки по праву в жизни характеризовать особенности правоприменительной деятельности; называть условия возникновения правоотношений. Приводить примеры правоотношений, юридических фактов.
2 год обучения:
Ожидаемые результаты:
К концу года должны знать:
- права, обязанности и ответственность человека и гражданина;
- материальную ответственность;
- гражданско-правовую ответственность;
- административную ответственность;
- ответственность, вытекающую из трудовых отношений;
- основные правила обращения с юридическими документами
Должны знать и уметь:
- права несовершеннолетних детей;
- права и обязанности родителей;
- правовой статус личности;
- заключать мелкие бытовые сделки;
3-й год обучения
Ожидаемые результаты:
К концу года должны знать:
- что такое государство и его основные признаки,
- функции государства,
- формы государства,
- формы правления,
- формы государственного устройства,
- формы государственного режима,
- знать определение правового государства ,
- признаки правового государства.
Должны знать и уметь:
- определение права,
- признаки права,
- основные теории происхождения права,
- основные пути его формирования,
- определение нормы права,
- что такое отрасли и институты права,
- какие существуют источники права,
- как связаны право и справедливость,
- какова ценность права в жизни человека и общества,
- сравнивать признаки государства и правового государства,
- анализировать формы государства,
- делать выводы, работать с текстами документов,
- выделять главное, анализировать, сопоставлять факты, делать выводы,
- что является Основным законом страны,
- что такое правовой статус и Конституционный статус,
- знать основные права и свободы человека и гражданина РФ,
- знать организацию власти и управления в стране,
- какими полномочиями наделён президент РФ,
- что такое Федеральное собрание,
- знать конституционно-правовые основы судебной системы и прокурорского надзора,
- знать международные документы, в которых закреплены права человека,
- работать с документами, анализировать их, находить главное.
3.2. Способы и формы проверки результатов
- Точное знание терминологии и теории норм права, виды прав человека, личные и гражданские права, отрасли права, источники права.
- Умение четко формулировать и выражать мысли, использовать знания и обосновывать известные, применять знания на практике, свободно владеть правовыми терминами и понятиями, аргументировано доказывать свою позицию, делать выводы.
Владение терминами и понятиями, знание фактического материала, способность грамотно и четко излагать свои мысли, отсутствует завершенность мысли, нелаконичный и не последовательный ответ
- Слабое усвоение теоретического материала, отсутствует демонстрация аналитических способностей, умение выделать главное в тексте, навык устного последовательного ответа;
- Отсутствует умение грамотно и четко излагать свои мысли, частично владеет правовыми терминами и понятиями.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
№ п/п | Название тем | Общее количество часов | Теория | Практика | Форма аттестации (контроль) |
1. | Раздел 1 | | | | |
1.1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. «Зачем нам необходимо знать законы?» | 2 | 2 | - | |
2. | Раздел 2. Нормы права. | 20 | 10 | 10 | Анкетирование |
2.1. | Зачем нам необходимо знать законы? Что такое вина? | 6 | 4 | 2 | |
2.2. | Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. | 6 | 2 | 4 | |
2.3. | Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» | 4 | 2 | 2 | |
2.4. | О правопорядке. Правонарушения и преступления. | 4 | 2 | 2 | |
3 | Раздел 3. Права человека | 16 | 8 | 8 | Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению». |
3.1 | Правила человеческого общества: правила морали. | 4 | 2 | 2 | |
3.2 | О правопорядке. | 4 | 2 | 2 | |
3.3 | Правонарушения. Преступления. | 4 | 2 | 2 | |
3.4 | Взыскания и наказания. | 4 | 2 | 2 | |
4. | Раздел 4. «Я - гражданин». | 34 | 19 | 15 | Викторина «Я - гражданин». Правовая игра «Большой круг». |
4.2. | Обзор событий в Кимовском районе. | 4 | 2 | 2 | |
4.3. | Родина – это … | 6 | 4 | 2 | |
4.5 | Судебное разбирательство. | 6 | 4 | 2 | |
4.6 | Личные (гражданские) права человека | 4 | 2 | 2 | |
4.7 | Право на достойную жизнь, образование, культуру. | 4 | 2 | 2 | |
4.10 | Права и обязанности. | 4 | 2 | 2 | |
4.11 | Дети и терроризм. | 4 | 2 | 2 | |
4.12 | Как не стать жертвой преступления? | 2 | 1 | 1 | |
| Общее количество часов | 72 | 39 | 33 | |
2.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
1.Раздел: Вводное занятие
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство. Беседа «Зачем нам необходимо знать законы?»
Практика: -
Форма контроля: наблюдение.
2. Раздел: Нормы права.
Теория: дать понимание о значении и роли законов в обществе. Что такое вина? Когда наступает ответственность? Понятие юридическая ответственность. Отрасли права. Виды юридической ответственности, степень наказания разных видов юридической ответственности.
Практика: Анкетирование
Форма контроля: наблюдение
3 Раздел: Права человека.
Теория: Понятие мораль. Мораль – это основа права. Правила человеческого общества: правила морали. О правопорядке. Правонарушения. Виды правонарушений. Преступления. Виды преступлений. Степени наказания. Взыскания и наказания.
Практика: диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению».
Формы контроля: наблюдение, игра
4.Раздел: «Я - гражданин».
Теория: Актуальные вопросы нашего города, лента районных новостей и событий, определить значение осведомленности, знаний событий в своем районе. Обзор событий в Кимовском районе.
Практика: Викторина «Я - гражданин». Правовая игра «Большой круг». «Дети и терроризм» - беседа.
Формы контроля: наблюдение игра, викторина
2.3.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
1-ый год обучения
№ | число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема | Место проведения | Форма контроля |
Раздел 1. Вводное занятие |
1 | 08.09. 2017 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство. | Кабинет №25 | наблюдение |
Раздел 2. Нормы права | |
2 | 15.09. 2017 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Введение. Зачем нам необходимо знать законы? | Кабинет №25 | наблюдение |
3 | 22.09. 2017 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-патриотических качеств личности воспитанников) | Кабинет № 25 | Наблюдение |
4 | 29.09. 2017 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Что такое вина? | Кабинет №25 | наблюдение |
5 | 06.10.2017 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Что такое ответственность? | Кабинет №25 | Наблюдение |
6 | 13.10. 2017 | 14.25 – 16.00 | Групповая | 2 | Виды юридической ответственности. | Кабинет №25 | Наблюдение |
7 | 20.10. 2017 | 14.25 – 16.00 | Индивидуальная | 2 | Виды юридической ответственности. | Кабинет №25 | Наблюдение |
8 | 27.10. 2017 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | «Игра» (по группой) | Кабинет №25 | Наблюдение |
9 | 03.11.2017 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | О правопорядке Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» | Кабинет № 25 | Наблюдение |
10 | 10.11. 2017 | 14.25 – 16.00 | Индивидуальная | 2 | Правонарушения. Преступления | Кабинет №25 | Наблюдение |
11 | 17.11. 2017 | 14.25 – 16.00 | | 2 | Я - гражданин | | Игра «Я и закон» |
Раздел 3. Права человека |
12 | 24.11.2017 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Правила человеческого общество: правила морали | Кабинет №25 | Наблюдение |
13 | 01.12. 2017 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Правила человеческого общества: правила морали и нормы права | Кабинет №25 | Наблюдение |
14 | 08.12. 2017 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | О правопорядке | Кабинет №25 | Наблюдение |
15 | 15.12. 2017 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | О правопорядке | Кабинет №25 | Наблюдение |
16 | 22.12. 2017 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Правонарушения | Кабинет №25 | Наблюдение |
17 | 29.12. 2017 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Преступления. | Кабинет №25 | Наблюдение |
18 | 12.01. 2018 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Взыскания и наказания | Кабинет №25 | Наблюдение |
19 | 19.01.2018 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Взыскания и наказания | Кабинет №25 | Викторина «Я -гражданин» |
Раздел 4. «Я - гражданин» |
20 | 26.01.2018 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Обзор событий в Кимовском районе. | Кабинет №25 | Наблюдение |
21 | 02.02. 2018 | 14.25 – 16.00 | Групповая | 2 | Обзор событий в Кимовском районе. | Кабинет №25 | Наблюдение |
22 | 09.02. 2018 | 14.25 – 16.00 | Групповая, | 2 | Родина – это … | Кабинет №25 | Наблюдение |
23 | 16.02 2018 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Родина – это … | Кабинет №25 | наблюдение |
24 | 02.03. 2018 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Моя малая Родина | Кабинет №25 | Презентация |
25 | 09.03.2018 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Судебное разбирательство | Кабинет №25 | Наблюдение |
26 | 16.03. 2018 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Судебное разбирательство | Кабинет №25 | Наблюдение |
27 | 23.03. 2018 | 14.25 – 16.00 | индивидуальная | 2 | Судопроизводство. Судебная практика | Кабинет №25 | Правовая игра «Большой круг» |
28 | 30.03.2018 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Личные (гражданские) права человека. | Кабинет №25 | Наблюдение, презентация |
29 | 06.04.2018 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Личные (гражданские) права человека. | Кабинет №25 | Наблюдение, доклад учащихся |
30 | 13.04. 2018 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Право на достойную жизнь, образование, культуру. | Кабинет №25 | Наблюдение |
31 | 20.04. 2018 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Право на достойную жизнь, образование, культуру. | Кабинет №25 | наблюдение |
32 | 27.04.2018 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Права и обязанности | Кабинет №25 | наблюдение |
33 | 04.05 2018 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Права и обязанности | Кабинет №25 | наблюдение |
34 | 11.05. 2018 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Дети и терроризм. | Кабинет №25 | наблюдение |
35 | 18.05. 2018 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Дети и терроризм. | Кабинет №25 | наблюдение |
36 | 25.05. 2018 | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Как не стать жертвой преступления?» | Кабинет №25 | Наблюдение |
2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-ый год обучения
№ п/п | Название тем | Общее количество часов | Теория | Практика | Форма аттестации (контроль) |
1. | Раздел 1 | | | | |
1.1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Задачи и содержание кружка. | 2 | 2 | - | |
2. | Раздел 2. Конституция | 26 | 16 | 10 | Анкетирование |
2.1. | Конституция. Основы конституционного строя | 2 | 2 | | |
2.2. | Правила поведения в школе. Права и обязанности воспитанников. | 2 | 2 | | Презентация |
2.3. | Ст. 2.1.АК РФ Административное правонарушение. | 2 | | 2 | |
2.4. | Права детей и забота государства. | 2 | 2 | | Презентация |
2.5. | Ст. 2.2. АК РФ Форма вины | 2 | | 2 | |
2.6. | «Что в имени тебе моем?» | 2 | 2 | | |
2.7. | Ст. АК РФ Возраст, по достижению которого наступает административная ответственность | 2 | | 2 | |
2.8. | «Чтобы достойно жить» | 2 | 2 | | Презентация |
2.9. | Ст. 3.2 АК РФ Виды административных наказаний. | 2 | 2 | | |
2.10 | Умей сказать: «Нет». | 2 | 2 | | |
2.11 | Ст. 6.10. АК РФ Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков изготавливаемые на его основе, спиртных напитков и одурманивающих веществ. | 4 | 2 | 2 | |
2.12. | Ст. 130 УК РФ Оскорбление | 2 | | 2 | Презентация |
3. | Раздел 3 Право и жизнь | 8 | 4 | 4 | |
3.1 | Право на защиту со стороны закона | 2 | 2 | | |
3.2 | Ст. 165, 167 УК РФ Причинение вреда имуществу. Уничтожение и повреждение имущества | 2 | | 2 | |
3.3 | От безответственности до преступления один шаг. | 4 | 2 | 2 | Презентация |
4. | Раздел 4. Многонациональное государство | 18 | 6 | 12 | |
4.1. | Ст. 282 УК РФ Возбуждение ненависти, либо вражды, унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы и т.д. | 4 | 2 | 2 | |
4.2. | Правовая самостоятельность | 2 | 2 | | |
4.3 | Ст. 63 СК РФ Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей | 2 | | 2 | |
4.4 | «Мы граждане великой России» | 2 | | 2 | |
4.5 | Ст. 213 УК РФ Хулиганство. | 2 | | 2 | |
4.6 | Моя Родина – Россия. | 2 | 2 | | |
4.7 | Ст. 116 УК Побои | 2 | | 2 | |
4.8 | Правовой турнир | 2 | | 2 | Презентация |
5 | Раздел 5. Я и государство | 18 | 14 | 4 | |
5.1 | Власть и правопорядок | 2 | 2 | | |
5.2. | Мой взгляд. | 2 | 2 | | |
5.3. | «Я имею право…» | 2 | 2 | | Презентация |
5.4. | Суд над хулиганством | 2 | | 2 | |
5.5. | Сказка – ложь, да в ней намек… | 2 | | 2 | |
5.6. | Паспорт | 2 | 2 | | |
5.7. | Заключение трудового договора | 2 | 2 | | |
5.8. | Трудоустройство – надежный выход. | 2 | 2 | | |
5.9. | Толерантность и мы. Подведение итогов. | 2 | 2 | | Презентация |
| Общее количество часов | 72 | 42 | 30 | |
2.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
1.Раздел: Вводное занятие
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство. Задачи и содержание кружка.
Практика: -
Форма контроля: наблюдение.
2. Раздел: Конституция.
Теория: Что такое конституция? Конституция РФ. Мыслители Древнего мира, Средних веков и Нового времени о государстве и обществе. Конституционализм. Возникновение государства. Россия – демократическое государство. Принципы и ценности демократии. Суверенитет. РФ – правовое государство. Признаки правового государства. Отражение принципов правового государства в положениях Конституции РФ.
Практика: работа с текстом Конституции РФ, Административным Кодексом РФ, Уголовным Кодексом РФ.
Форма контроля: наблюдение
3 Раздел: Права и жизнь.
Теория: Идея прав человека в истории человечества. Понятия «право человека» и «свобода человека». Всеобщая декларация прав человека. Гражданские права и свободы – гуманистические основы жизни общества. Право на
равенство, жизнь, свободу, защиту со стороны закона. Право на свободу совести и религии.
Практика: работа с текстом Конституции РФ, Административным Кодексом РФ, Уголовным Кодексом РФ.
Формы контроля: наблюдение, игра
4.Раздел: Многонациональное государство
Теория: Многонациональное государство. Понятие суверенитета. Полный суверенитет. Передача части прав федеральному руководству. Право народа на свободу в составе федерации. Автономные образования в составе федерации. Формы государственного устройства. Формы федеративного устройства. Что такое симметричная и асимметричная федерация? Разделение полномочий в федеративном государстве. Основные этапы российского федерализма. Понятие федерации. Унитарное государство. Конфедерация. Субъекты РФ. Основные права субъектов федерации.
Практика: работа с текстом Конституции РФ, Административным Кодексом РФ, Уголовным Кодексом РФ.
Формы контроля: наблюдение игра, викторина.
5.Раздел: Я и государство
Теория: Организация исполнительной власти. Силовые министерства. Проблемы функционирования исполнительной власти. Нормативные акты, регулирующие деятельность Правительства. Председатель Правительства. Министры. Задачи Правительства: экономические и внешнеполитические, социальные и культурные. Доверие Правительству. Отставка Правительства. Как осуществляется правосудие в России. Какие суды входят в систему судебной власти. Независимость судей. Прокурор и адвокат в суде. Суд присяжных. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ. Высший арбитражный суд. Конституционный суд – контроль за конституционностью законов и решений. Прокуратура. Надзор за соблюдением законности. Санкция прокурора.
Практика: работа с текстом Конституции РФ, Административным Кодексом РФ, Уголовным Кодексом РФ.
Формы контроля: наблюдение игра, викторина.
2.3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2-ый год обучения
№ | число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема | Место проведения | Форма контроля |
Раздел 1. Вводное занятие |
1 | | | групповая | 2 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Задачи и содержание кружка | Кабинет №25 | наблюдение |
| |
2 | | | групповая | 2 | Конституция. Основы конституционного строя | Кабинет №25 | наблюдение |
3 | | | групповая | 2 | Правила поведения в школе. Права и обязанности воспитанников. | Кабинет № 25 | Наблюдение |
4 | | | групповая | 2 | Ст. 2.1 АК РФ Административное правонарушение | Кабинет №25 | наблюдение |
5 | | | групповая | 2 | Права детей и забота государства | Кабинет №25 | Наблюдение |
6 | | | Групповая | 2 | Ст. 2.2. АК РФ Форма вины | Кабинет №25 | Наблюдение |
7 | | | Индивидуальная | 2 | «Что в имени тебе моем?» | Кабинет №25 | Наблюдение |
8 | | | групповая | 2 | Ст. АК РФ Возраст, по достижению которого наступает административная ответственность | Кабинет №25 | Наблюдение |
9 | | | Индивидуальная | 2 | «Чтобы достойно жить» | Кабинет № 25 | Наблюдение |
10 | | | Индивидуальная | 2 | Ст. 3.2. АК РФ Виды административных наказаний | Кабинет №25 | Наблюдение |
11 | | | групповая | 2 | Умей сказать: «Нет». | Кабинет №25 | Беседа |
12 | | | Индивидуальная | 2 | Ст. 6.10. АК РФ Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков изготавливаемые на его основе, спиртных напитков и одурманивающих веществ | | |
13 | | | Групповая | 2 | Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков изготавливаемые на его основе, спиртных напитков и одурманивающих веществ | | Видеофильм |
14 | | | | 2 | Ст. 130 УК РФ Оскорбление | | Наблюдение |
|
15 | | | групповая | 2 | Право на защиту со стороны закона | Кабинет №25 | Наблюдение |
16 | | | групповая | 2 | Ст. 165, 167 УК РФ Причинение вреда имуществу. Уничтожение и повреждение имущества | Кабинет №25 | Наблюдение |
17 | | | групповая | 2 | От безответственности до преступления один шаг. | Кабинет №25 | Наблюдение |
18 | | | групповая | 2 | От безответственности до преступления один шаг. | Кабинет №25 | Видеофильм |
|
19 | | | групповая | 2 | Ст. 282 УК РФ Возбуждение ненависти, либо вражды, унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы и т.д. | Кабинет №25 | Наблюдение |
20 | | | групповая | 2 | Возбуждение ненависти, либо вражды, унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы и т.д. | Кабинет №25 | Наблюдение |
21 | | | групповая | 2 | Правовая самостоятельность | Кабинет №25 | Наблюдение |
22 | | | групповая | 2 | Ст. 63 СК РФ Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей | Кабинет №25 | Наблюдение |
23 | | | Групповая | 2 | «Мы граждане великой России» | Кабинет №25 | Наблюдение |
24 | | | Групповая | 2 | Ст. 213 УК РФ Хулиганство | Кабинет №25 | Наблюдение |
25 | | | Групповая | 2 | Ст. 116 УК Побои | Кабинет №25 | Наблюдение |
26 | | | Групповая | 2 | Правовой турнир | Кабинет №25 | Наблюдение |
|
27 | | | групповая | 2 | Власть и правопорядок | Кабинет №25 | Наблюдение |
28 | | | Индивидуальная | 2 | Мой взгляд | Кабинет №25 | Наблюдение |
29 | | | Индивидуальная | 2 | «Я имею право …» | Кабинет №25 | Наблюдение |
30 | | | групповая | 2 | Суд над хулиганством | Кабинет №25 | наблюдение |
31 | | | групповая | 2 | Сказка – ложь, да в ней намек… | Кабинет №25 | Правовая игра |
32 | | | групповая | 2 | Паспорт | Кабинет №25 | Наблюдение |
33 | | | групповая | 2 | Заключение трудового договора | Кабинет №25 | Наблюдение |
34 | | | индивидуальная | 2 | Трудоустройство – надежный выход | Кабинет №25 | Наблюдение |
35 | | | групповая | 2 | Толерантность и мы. Подведение итогов. | Кабинет №25 | Наблюдение, презентация |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-й год обучения
№ п/п | Название тем | Общее количество часов | Теория | Практика | Форма аттестации (контроль) |
1. | Раздел 1 | | | | |
1.1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Задачи и содержание кружка. | 2 | 2 | - | Презентация |
2. | Раздел 2. Государство | 16 | 16 | - | |
2.1. | Основные признаки государства. | 6 | 6 | - | |
2.2. | Формы государств: | 6 | 6 | - | |
2.3. | Что такое правовое государство | 4 | 4 | - | |
3. | Раздел 3. Что такое право. | 20 | 12 | 8 | |
3.1. | Определение права, признаки права | 4 | 4 | - | |
3.2. | Отрасли и институты права | 4 | - | 4 | |
3.3. | Формы реализации (источники) права. | 6 | 4 | 2 | |
3.4. | Международные договоры о правах человека. Виды международных документов. | 6 | 2 | 4 | Презентация |
4 | Раздел 4. Конституционное право | 34 | 26 | 44 | |
4.1. | Понятие Конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма. | 4 | 2 | 2 | |
4.2. | Основы конституционного строя. | 6 | 2 | 4 | |
4.3. | Местное самоуправление. | 6 | 2 | 4 | |
4.4. | Права, свободы и обязанности человека и гражданина. | 14 | 4 | 10 | |
4.5. | Избирательные права граждан | 4 | 2 | 2 | Презентация |
|
2.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
1.Раздел: Вводное занятие
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство. Задачи и содержание кружка.
Практика: -
Форма контроля: наблюдение.
2. Раздел: Государство
Теория: Что такое государство. Основные признаки государства. Функции государства. Формы государств.
Практика: работа с текстом Конституции РФ.
Форма контроля: наблюдение
3 Раздел: Что такое право
Теория: Определение права, признаки права. Происхождение права, основные пути его формирования. нормы права и их система. отрасли и институты права. Формы реализации (источники) права. Право и справедливость. Ценность права и его роль в жизни общества.
Практика: работа с текстом Конституции РФ, Административным Кодексом РФ, Уголовным Кодексом РФ.
Формы контроля: наблюдение, игра
4.Раздел: Конституционное право
Теория: Конституция РФ – основной закон государства. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя России. Правовой статус и правовое положение личности. Конституционный статус личности. Конституционные права и свободы человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности граждан. Российская избирательная система. Организация власти и управления в стране. Президент РФ. Федеральное собрание – парламент РФ. Правительство РФ. Конституционно-правовые основы судебной системы и прокурорского надзора в РФ. Организация государственной власти в субъектах РФ. Конституционные основы местного самоуправления в РФ. Международные документы о правах человека. Защита прав человека в государстве.
Практика: работа с основным законом. Практическая работа «Что такое Конституция и конституционное право»
Формы контроля: наблюдение игра, викторина.
2.3.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3-й год обучения
№ | число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема | Место проведения | Форма контроля |
Раздел 1. Вводное занятие |
1 | | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Задачи и содержание кружка. | Кабинет №25 | наблюдение |
Раздел 2. Государство | |
2 | | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Что такое государство. | Кабинет №25 | наблюдение |
3 | | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Основные признаки государства. | Кабинет № 25 | Наблюдение |
4 | | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Функции государства. | Кабинет №25 | наблюдение |
5 | | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Формы государств: форма правления. | Кабинет №25 | Наблюдение |
6 | | 14.25 – 16.00 | Групповая | 2 | Форма государственного устройства. | Кабинет №25 | Наблюдение |
7 | | 14.25 – 16.00 | Групповая | 2 | Форма государственного режима. | Кабинет №25 | Наблюдение |
8 | | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Что такое правовое государство. | Кабинет №25 | Наблюдение |
9 | | 14.25 – 16.00 | Групповая | 2 | Признаки правового государства. | Кабинет № 25 | Наблюдение |
Раздел III. Что такое право. |
1- | | 14.25 – 16.00 | Групповая | 2 | Определение права, признаки права. | Кабинет №25 | Наблюдение |
11 | | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Происхождение права, основные пути его формирования. | Кабинет №25 | Беседа |
12 | | 14.25 – 16.00 | Групповая | 2 | Норма права и их система | Кабинет №25 | |
13 | | 14.25 – 16.00 | Групповая | 2 | Отрасли и институты права | Кабинет №25 | Видеофильм |
14 | | 14.25 – 16.00 | Групповая | 2 | Формы реализации (источники) права. | Кабинет №25 | Наблюдение |
15 | | 14.25 – 16.00 | Групповая | 2 | Ценности права и его роль в жизни общества | Кабинет №25 | Наблюдение |
16 | | 14.25 – 16.00 | Групповая | 2 | Право на защиту со стороны закона | Кабинет №25 | Наблюдение |
17 | | 14.25 – 16.00 | Групповая | 2 | Международные договоры о правах человека. | Кабинет №25 | Наблюдение |
18 | | 14.25 – 16.00 | | 2 | Виды международных документов | Кабинет №25 | Наблюдение |
19 | | 14.25 – 16.00 | Групповая | 2 | Содержание Международного Билля о правах человека | Кабинет №25 | Наблюдение |
Раздел 3. Конституционное право |
20 | | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Понятие Конституции, ее виды. | Кабинет №25 | Наблюдение |
21 | | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Конституционное право России, его принципы и источники. | Кабинет №25 | Наблюдение |
22 | | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Основы Конституционного строя. | Кабинет №25 | Наблюдение |
23 | | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Федеративное устройство России | Кабинет №25 | Наблюдение |
24 | | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Равенство субъектов федерации. Виды субъектов | Кабинет №25 | Наблюдение |
25 | | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма | Кабинет №25 | Круглый стол |
26 | | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Президент Российской Федерации | Кабинет №25 | Видеофильм |
27 | | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Федеральное собрание Российской Федерации | Кабинет №25 | Наблюдение |
28 | | 14.25 – 16.00 | Групповая | 2 | Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. | Кабинет №25 | Наблюдение |
29 | | 14.25 – 16.00 | Групповая | 2 | Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства | Кабинет №25 | Наблюдение |
30 | | 14.25 – 16.00 | Групповая | 2 | Местное самоуправление. | Кабинет №25 | Наблюдение |
31 | | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. | Кабинет №25 | Наблюдение |
32 | | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Политические права. Право участвовать в управлении государством. | Кабинет №25 | Наблюдение |
33 | | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Экономические права. Право на осуществление прав в экономической области. | Кабинет №25 | Наблюдение |
34 | | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Социальные и культурные права. Право на социальное обеспечение. | Кабинет №25 | Наблюдение |
35 | | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Избирательные права граждан | Кабинет №25 | Наблюдение |
36 | | 14.25 – 16.00 | групповая | 2 | Конституционный статус личности. Игра «Выборы президента» | Кабинет №25 | Наблюдение |
Организационно-педагогические условия и формы аттестации
Результаты конкурсов, викторин.
Методическое обеспечение программы:
Освоение учебного материала основана на принципе постепенности максимального учета, возрастных особенностей и индивидуальных способностей обучающихся.
Каждое занятие, не зависимо от степени обучения, делится примерно на три части:
1 часть – подготовительная: актуализация знаний, проблематика урока, обсуждение проблемы ребятами (дискуссия).
2 часть – основная: основная теория, понятия и термины разбираются с детьми с помощью педагога, материал записывается в тетради, поиск информации обучающимися.
Эта схема проведения занятий не ограничивает вариативности занятий. Конкретный ход занятия может корректироваться в зависимости от количества учащихся от темы, количества учащихся, уровня подготовки обучающихся.
Основной задачей педагога должно быть стремление привить обучающимся правового воспитания, сознательного гражданина своей государства, умения защитить свои права и знать свои обязанности, возможность раскрыть свой потенциал и способности в правовой области государства.
В основу организации образовательного процесса положены следующие принципы:
- комплексности (присвоение каждого раздела программы становятся и решаются не только обучающие развивающие задачи, но и воспитательные);
- доступности (занятия по программе требует специальных знаний, умений и навыков);
- систематичности и последовательности (продвижение от простого к сложному)
Применяются разнообразные формы занятий:
- групповые и индивидуальные занятия дискуссии, викторины, ток-шоу, игры.
- беседы;
- просмотр мультфильмов и фрагментов фильмов с последующим обсуждением.
Организация образовательного процесса осуществляется с использованием следующих групп методов:
- метод стимулирования и мотивации учения через творческую самореализацию обучающихся и их личностный рост, формирование чувства, долга и ответственности обществом и государством
- репродуктивный метод (инструктаж, объяснение, практическая тренировка);
- проблемно - поисковый метод (выбор актуальных тем для постановки танца, выбор вариантов и пополнений).
В образовательном процессе используются наглядно - дидактические материалы:
- разработки по темам;
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации
- Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования.
Условия реализации программы
Для проведения занятий используется кабинет, с естественной вентиляцией, с освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно – гигиеническим нормам, имеющий мебель: столы, стулья, технические средства: компьютер, фотоаппарат. У каждого ребенка – тетрадь, ручка.
2.2.Используемая литература:
1. Гражданский Кодекс, Москва, 2-13г.
2. Живое право. А.Б.Гутников, Санкт-Петербург 200-г.
3. Жилищный Кодекс, Москва, 2-11г.
4. Кодекс РФ Об Административных правонарушениях, Москва,2-13г.
5. Конвенция Прав ребёнка.
6. Конституция Российской Федерации.
7. Методические материалы по гражданскому образованию. А.Н. Иоффе, М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003г.
8. Основы государства и права. Т. В. Кашанин, М.: Витта-Пресс, 2003г.
9. Семейный Кодекс РФ. Москва, 2-13г.
1-. ФЗ «Об образовании в РФ» Москва, 2-13г.
11. Уголовный Кодекс, Москва, 2-13г.
12. Уголовно-Процессуальный Кодекс, Москва 2-13г.
Литература для учащихся:
1.ФЗ «О защите прав потребителей»
2.Закон «О полиции»
3.Устав школы, Правила внутреннего распорядка
4.Хрестоматии (выдержки из нормативных правовых актов)
5.Энциклопедии по праву