СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "ЮНЭК" по экологии для обучающихся начальной школы

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа  "ЮНЭК" по экологии для обучающихся начальной  школы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "ЮНЭК" по экологии для обучающихся начальной школы»




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности

«ЮНЭК»


Возраст обучающихся 7-10 лет Срок реализации: 1 год



Автор-составитель: Автор-составитель: Калинкина Галина Викторовна,

педагог дополнительного образования












с. Днепровское 2023

Настоящая рабочая программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:


  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;


  • Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г.

№ 196);


  • СП 2.4. 3648-20 " Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);


  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);


  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);


  • Устав учреждения МКОУ «Днепровская СШ»

  • План работы МКОУ «Днепровская СШ» на 2023-2024 учебный год Направленность программы – естественнонаучная.

Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и

практике экологического образования в начальной школе. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей обучающихся.


Отличительные особенности программы.

Отличием данной программы является то, что обучающиеся знакомятся и исследуют экологические проблемы своего села, области и региона. Через изучение природы родного края, прививается чувство долга, ответственности за природные богатства Родины, за сохранение и приумножение ценностей родного края. В данной программе предусмотрено обучение с использованием сайта https://экокласс.рф/

Педагогическая целесобразность

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребѐнка, что открывает новые возможности для создания интереса обучающегося, как к индивидуальной деятельности, так и к коллективной. Программа эффективна для развития у детей экологического сознания и культуры, навыков правильного поведения в природе, введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики и познавательной активности. Обучающийся должен уметь сам увидеть проблемы, выделить предмет и объект исследования, сформулировать гипотезу. Поставить цель исследования и сформулировать задачи, подобрать методику исследования, материалы и оборудование для проведения работы. Приобретѐнные, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Развивается творческая деятельность и креативное мышление у обучающихся, что способствует формированию активной жизненной позиции.

Адресат программы: Программа рассчитана для обучающихся 7-10 лет.


Объем программы: 34 академических часа.

Форма организации образовательного процесса: очная

Виды занятий:

    • мини-лекция;

    • беседа;

    • практическое занятие;

    • экологические игры, акции, экскурсии.

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий: 1 час в неделю.

Учебная группа: 8 обучающихся.

Цель программы:

достижение планируемого результата в формировании основ экологической грамотности обучающихся начальной школы; в формировании осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).


Задачи: Образовательные:
  • познакомить обучающихся с терминологией и ключевыми концепциями;

  • познакомить с основными способами проведения и оформления исследовательских и проектных работ;

  • расширять знания в образовательных областях биология и экология;

  • сформировать знания о многообразии природных объектов и явлений, о взаимосвязи живой и неживой природы, о влиянии человека на природу.

Развивающие:
  • развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения;

  • развивать понимание многосторонней ценности природы, как источника материального и духовного развития общества;

  • формировать и совершенствовать знания и умения работы с различными источниками информации.

Воспитательные:
  • формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде;

  • формировать потребность и привычки здорового образа жизни;

– воспитывать любовь к природе и ответственное отношение к ней.


Планируемые результаты.

Предметные результаты:

Знать:

  • о научной области экологии, предмете еѐ изучения;

  • о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

  • об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

  • о способах ресурсосбережения(энергосбережения ,бережного расходования

пресной воды, изделий из дерева идр.);

  • о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

уметь:

  • давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;

  • применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;

Метапредметные результаты:
  • перерабатывать полученную информацию;

  • уметь работать над проектом в команде ,эффективно распределять обязанности;

  • уметь работать по предложенным инструкциям;

  • устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства.

Личностные результаты:
  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений(явления, события);

  • реализация установок здорового образа жизни.


Условия реализации программы

Техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. Персональный компьютер (ноутбук).

  2. Колонки.

  3. Проектор мультимедийный.

  4. Цифровая лаборатория по экологии Releon.

Форма контроля: Выставки творческих работ, оформление тематических папок, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов,

конкурсы, фотовыставки, проведение игр.


Виды контроля и формы аттестации:
  1. Входное тестирование.

  2. Текущий контроль.

  3. Итоговый контроль (промежуточная аттестация)

Учебный план


№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в экологию.

1


1

Тестирование

2

Осеннее настроение

7

1

6

Карта наблюдения (степень участия индивидуальной и коллективной

работы)


Секреты неживой природы

2

1

1

Опрос

3

Оранжерея на окне

5

2

3

Наблюдение, беседа

4

Охрана природы

6

3

3

Опрос

5

Удивительный мир растений

2

2


Наблюдение, беседа

6

Загадочный мир животных

2


2

Наблюдение, беседа

7

Человек часть живой природы

2

2


Наблюдение, беседа

8

Досуговые

мероприятия

4

2

2

Карта наблюдения (степень участия индивидуальной и коллективной

работы)


Уголок хорошего настроения

2


2

Карта наблюдений, портфель

достижений.

10

Итоговое занятие

1

1


Тестирование







ИТОГО

34

14

20


Содержание учебного плана

  1. Введение в экологию (2час)

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Понятие о природе, красоте природы. Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно-необходимых условиях. Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

  1. Осеннее настроение (17 час)

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке. Уборка цветников. Экскурсия на пришкольный участок.


  1. Секреты неживой природы (4час)

Наблюдение за состоянием воды в природе. Интересное в неживой природе. Зелѐные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев.


  1. Оранжерея на окне (11час)Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещѐнность, частоту полива. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. Выращивание и уход за комнатными растениями. Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода.


  1. Охрана природы (16 час)

Знакомство с понятием «Красная книга». Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Необходимость соблюдения правил поведения с ними. Вода, еѐ признаки и свойства и ее охрана. Значение воды. Загрязнение. Источники загрязнения.

Воздух – условие жизни. Составляющие воздуха. Атмосфера, смог, «парниковый эффект». Актуализация представлений у детей о загрязнении помещения, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг здоровья человека и комнатных растений. Выясняем, откуда берется и куда девается мусор. Бытовые отходы.

  1. Удивительный мир растений (11 час)

Знакомство с растениями лекарями, хищниками. Обобщить и систематизировать знания

обучающихся о многообразии растений. Распознавание встречающихся в нашей местности растений.Сформировать представление о разнообразии растений, об их экологических

особенностях, охране. Расширить представление о разных способах размножения.

  1. Загадочный мир животных (6 час)

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных. Исчезающие виды, причины. Знакомство с Красной книгой. Редкие животные. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков.

  1. Человек - часть живой природы (10 час)

Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы.

  1. Досуговые мероприятия (6час)


  1. Уголок хорошего настроения (17час)


Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке. Уборка цветников. Выращивание рассады цветов. Озеленение пришкольного участка. Экскурсия на пришкольный участок. Наблюдение за набуханием почек на деревьях. Весеннее взаимодействие живой и неживой природы.


  1. Итоговое занятие (1час)

Методическое обеспечение программы

Методические материалы: раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения;

Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковой, исследовательский, проблемный) и воспитания (убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация и др.);

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально - групповая и групповая;

Формы организации учебного занятия: беседа, защита проектов, лекция, «мозговой штурм», наблюдение, практическое занятие, экскурсия;

Используемые педагогические технологии:

Коллективно – творческая деятельность - комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Ее результат – общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого обучающегося в отдельности.

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, которое ставит главным - самобытность ребенка, его самоценность субъектность процессов обучения. Цель личностно – ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы

самореализации, саморазвития, саморегуляции самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Проблемное обучение – создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в

результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Исследовательские методы в обучении – дают возможность обучающимся

самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Здоровьесберегающие технологии - образовательные технологии» по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств,

способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.


Список литературы

Для учителя:

  1. Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации/ Ю.Н.Александрова. – Волгоград: Учитель, 2012

  2. Красная книга Смоленской области: животные, растения, грибы, 2008

  3. Энциклопедия. Тайны живой природы. – М.: Махаон, 2007

  4. Энциклопедия. В мире животных. – М.: Астрель, 2008

Для обучающихся:
  1. Красная книга Смоленской области: животные, растения, грибы, 2008

  2. Энциклопедия. Тайны живой природы. – М.: Махаон, 2007

  3. Энциклопедия. В мире животных. – М.: Астрель, 2008 Интернет ресурсы :https://экокласс.рф/ Информационное обеспечение

  1. Комплект таблиц по окружающему миру (1-4кл.)

( «Полевые культуры», «Сорные растения», «Золотая осень», «Зима»,

«Луг», «Холмистая равнина», «Овраг», «Природные зоны» )

  1. Гербарий
  2. Оборудование Центра «Точка роста»



















































8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!