СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. История. 6 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для 6 классов. Разработана к УМК под ред. Торкунова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. История. 6 класс.»

Рассмотрена и рекомендована на заседании

ШМО________________________________

Рук-ль ШМО __________________________

Протокол № _______________

от «___» __________________20___г.



Принято на заседании

педагогического совета

Протокол №________

от «___» _________________20___г.



Утверждено руководителем ОУ

Приказ № ________________

от «___» _________________20___г.



Рабочая программа

по истории для 6 классов









Составитель: Кендерева Светлана Викторовна

учитель истории и обществознания











2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по истории разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по истории основного общего образования, Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, Положения о рабочей программе учителя, учебного плана МОО «Школа № 1», авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл.», издательство «Просвещение», 2014 г.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, результаты изучения курса (личностные, межпредметные и предметные), содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся и описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.



Цели курса: Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпо­ху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целост­ную картину развития России и человечества в целом.


Задачи курса:

  1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.

  2. Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.

  3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

  4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,

  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Содержание учебного предмета «История» изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме      350 часов, в 6 классе по 2 часа в неделю, что является оптимальным для изучения дисциплины..

Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 30 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.

Данная программа рассчитана на 68 учебных часов по 2 часа в неделю, включая курсы «История Средних веков» - 28 часов, «История России» - 40 часов.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.


Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.


Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.


Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА


Всеобщая история. История средних веков.


Введение. Раннее Средневековье

Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.



Западная и Центральная Европа в VIXI вв. (5 ч)

Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.

Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.

Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.

Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.

Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.

Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.

Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.



Византийская империя.

Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.

Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.



Арабы в VIXI вв.

Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира.



Расцвет Средневековья. Средневековый город в Западной и Центральной Европы.

Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговляв средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.



Католическая церковь в XIXIII вв. Крестовые походы.

Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.

Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью. Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.



Образование централизованных государств в Западной Европе.

Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.

Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание УотаТайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.



Феодальная раздробленность в Центральной Европе.

Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.



Гуситское движение в Чехии. Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.

Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.

Культура Западной Европы в XIXV вв.

Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.



Народы Азии, Америки и Африки в средние века.

Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.

Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии. Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города- государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.



История России

От Древней Руси к Российскому государству (с древности до конца 15 века).

Введение

Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.




Русь в IX-первой половине XII века

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных,западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие.

Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: «Русская Правда», церковные уставы. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами, странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.


Русь в середине XII — начале XIII века

Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли.


Русские земли в середине XIII—XIV веке

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго). Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Золотой Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.


Формирование единого Русского государства в XV веке

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитетура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п



Наименование раздела



Количество часов

Теория

Практика


Контр.

Практ.

Лаб.

Проект

Экскур.


Всеобщая история


Введение

1

1

-

-

-

-

-


Становление Средневековой Европы

4

4

-

-

-

-

-


Византийская империя и славяне

2

1

-

-

-

1

-


Арабы в VI- XI веках

2

1

-

-

-

-

1


Феодалы и крестьяне

2

-

-

-

-

-

2


Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

1

-

-

-

-

1


Католическая церковь в XI - XIII веках

2

1

-

-

-

-

-


Образование централизованных государств в Западной Европе

5

3

-

1

-

1

-


Славянские государства и Византия в XIV-XV веках

2

1

-

-

-

-

1


Культура Западной Европы в Средние века -

4

-

-

1

-

1

2


Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

2

1

-

-

-

1

-


История России


Введение. Наша Родина - Россия

1

1

-

-

-

-

-


Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

3

1

-

-

-

1


Русь в IX-первой половине XII в.

11

9

1

-

-

-

1


Русь в середине XII-начале XIII в.

5

4

1

-

-

-

-


Русские земли в середине XIII-XIV в.

10

1

1

-

-

-

-


Формирование единого Русского государства

8

7

1

-

-

-

-



Всего

68

48

5

2

-

4

9










































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Форма проведения

Всеобщая история


Введение

1

Раскрыть значение терминов «средние века», «исторические источники»

1


Что изучает история средних веков

Урок-путешествие

Становление Средневековой Европы


4

Рассказывать о складывании государств у варваров.

Разъяснять причины и распространение христианства в Европе.

Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.

Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы.


2


Образование варварских королевств

Урок-исследование

3


Возникновение и распад империи Карла Великого

Урок-исследование

4


Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках

Урок-исследование

5


Англия в раннее Средневековье

Урок-исследование

Византийская империя и славяне

2

Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей.

Объяснять причины раз­вития наук и их влияние на развитие культу­ры.

Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государствен­ности.

6


Византия при Юстиниане

Урок-исследование

7


Культура Византии. Образование славянских государств

Проект

Арабы в VI- XI веках


2

Рассказывать об образе жизни и занятиях жи­телей Аравийского полуострова.


8


Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Урок-путешествие

9


Культура стран халифата

Виртуальная экскурсия

Феодалы и крестьяне

2

Объяснять смысл феодальных отношений.


10


Средневековая деревня и ее обитатели

Виртуальная экскурсия

11


В рыцарском замке

Виртуальная экскурсия

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

Выделять условия возник­новения и развития городов.

Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе.

12


Формирование средневековых городов


Проблемный урок

13


Горожане и их образ жизни

Виртуальная экскурсия

Католическая церковь в XI - XIII веках

2

Рассказывать о собы­тиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап.

14


Католическая церковь

Проблемный урок

15


Крестовые походы

Ролевая игра

Образование централизованных государств в Западной Европе

5

Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском тро­не.

Находить и показывать на карте основные места военных сражений.

Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии.

16


Объединение Франции

Урок-исследование


17


Что англичане считают нача­лом своих свобод

Проблемный урок

18


Столетняя война

Проект

19


Реконкиста

Проблемный урок

20


Германия и Италия в XII-XV вв.

Практикум

Славянские государства и Византия в XIV-XV веках

2

Характеризовать Чехию в XIV в.

Рассказы­вать об отношении общества к католической церкви.

Объяснять, почему болгары не смогли со­хранить свободу и независимость.


21


Гуситское движение в Чехии

Виртуальная экскурсия

22


Завоевание турками- османами Бал­канского по­луострова

Урок-исследование


Культура Западной Европы в Средние века

4

Объяснять причины изменения представ­лений у средневекового европейца о мире.

Составлять рассказ-экскурсию по памят­никам искусства.

Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья.

23


Образование и философия

Виртуальная экскурсия

24


Средневековая литература

Проект

25


Средневековое искусство

Виртуальная экскурсия

26


Научные открытия и изобретения

Практикум

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

2

Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столи­ца, состав населения, религия, управление.


27


Средневековая Азия

Проект

28


Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

Урок-путешествие

История России

Введение в историю России

1

Показывать на карте расселение древ­него человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.

29


Наша Родина Россия

Урок-путешествие

Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

Показывать на карте расселение древ­него человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.

Характеризовать на основе историчес­кой карты территорию расселения вос­точных славян, природные условия, в ко­торых они жили, их занятия.

Описывать жизнь и быт, верования славян.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

30


Древние люди и их стоянки на территории современной России

Проект

31


Неолитическая революция

Урок-путешествие

32


Образование первых государств

Урок-путешествие

33


Восточные славяне их соседи

Урок-исследование

34


Народы и государства на территории нашей страны в древности

Контрольная работа

Русь в IX-первой половине XII в.

11

Раскрывать причины и называть вре­мя образования Древнерусского государ­ства.

Объяснять смысл понятий государ­ство, князь, дружина, полюдье

Показывать на исторической карте тер­риторию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.

Характеризовать внутреннюю и внеш­нюю политику Владимира Святославича.

Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.

Характеризовать образ жизни пред­ставителей различных слоёв древнерус­ского общества

Систематизировать исторический ма­териал о Древней Руси.

35


Первые известия о Руси

Урок-дискуссия

36


Становление Древнерусского государства

Урок-исследование

37


Борьба с древлянами и реформы Ольги

Урок-исследование

38


Правление князя Владимира

Урок-исследование

39


Русское государство при Ярославе Мудром

Урок-исследование

40


Русь при наследниках Ярослава Мудрого

Урок-исследование

41


Общественный строй и церковная организация на Руси

Урок-исследование

42


Культурное пространство Европы и культура Руси

Виртуальная экскурсия

43


Повседневная жизнь населения

Урок-путешествие

44


Место и роль Руси в Европе

Урок-исследование

45


Русь в IX-первой половине XII в.

Контрольная работа

Русь в середине XII-начале XIII в.

5

Составлять характеристику Владимира Мономаха.

Объяснять смысл понятий удел, поли­тическая раздробленность.

Называть хронологические рамки пе­риода раздробленности.

Раскрывать причины и последствия раздробленности

46


Политическая раздробленность на Руси

Урок-исследование

47


Владимиро-Суздальское княжество

Урок-исследование

48


Новгородская республика

Урок-путешествие

49


Южные и юго-западные русские княжества

Урок-исследование

50


Русь в середине XII-начале XIII в.

Контрольная работа

Русские земли в середине XIII-XIV в.

10

Объяснять причины успеха монголов

Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище.

Объяснять, в чём выражалась зависи­мость русских земель от Золотой Орды,

характеризовать повинности населения.

Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовс­кого.

Характеризовать политику литовских князей.

Давать общую характеристику состо­яния русской культуры в указанный пе­риод.


51


Монгольская империя и изменение политической карты мира

Урок-исследование

52


Батыево нашествие на Русь

Урок-исследование

53


Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Урок-исследование

54


Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

Урок-исследование

55


Литовское государство и Русь

Урок-исследование

56


Усиление Московского княжества

Урок-исследование

57


Объединение русских земель вокруг Москвы

Урок-исследование

58


Развитие культуры

Урок-исследование

59


Родной край в истории и культуре Руси

Урок-путешествие

60


Русские земли в середине XIII-XIV в.

Контрольная работа

Формирование единого Русского государства


8

Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной

Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государствен­ности.

Характеризовать социально-экономи­ческое и политическое развитие Русско­го государства в начале XVI в.

Использовать историческую карту для характеристики роста территории Москов­ского государства, хода Ливонской вой­ны, похода Ермака.

Составлять таблицу достижений культу­ры Руси в XIV—XVI вв.

Описывать памятники культуры на ос­нове иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете, или непосред­ственных наблюдений

61


Русские земли в начале XV века

Урок-дискуссия

62


Московское княжество в первой половине XV века

Урок-анализ

63


Распад Золотой Орды и его последствия

Урок-исследование

64


Московское государство и его соседи во второй половине XV века

Урок-исследование

65


Русская православная церковь в XV-XVI вв.

Урок-исследование

66


Человек в Российском государстве второй половины XV века

Урок-исследование

67


Формирование культурного пространства единого Российского государства

Урок-исследование

68


Формирование единого Русского государства

Контрольная работа








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Литература для учителя


  1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. Учебник. 6 класс.

  2. Крючкова Е. А. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс. 

  3.  История средних веков: поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского. 6 класс /Автор-составитель Н.Ю. Колисниченко.

  4. Игнатов А. В. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс

  5. Крючкова Е. А. Всеобщая история. История Средних веков. Проверочные и контрольные работы. 6 класс

  6. Артемов В. В., Соколова Л. А. Всеобщая история. История Средних веков. Тетрадь для проектов и творческих работ. 6 класс.

  7. Вигасин А. А., Годер Г. И., Шевченко Н. И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы.

  8. Контрольно-измерительные материалы. История Средних веков. 6 кл./ Сост. К.В. Волкова.

  9. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А. В. Торкунова/ История России. 6 класс. Учебник. В 2-х частях.

  10. Мерзликин А. Ю., Старкова И. Г. История России. Атлас. 6 класс.

  11. Тороп В. В. История России. Контурные карты. 6 класс

  12. Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс.

  13. Артасов И. А. История России. Контрольные работы. 6 класс

  14. Данилов А. А., Демидов Г. В.История. России. Сборник рассказов. 6 кл.

  15. Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира. 5 класс / Сост. К.В. Волкова.

1


1

1



1


1


1


1



1


1


1

1

1

1

1

1


Литература для учащихся


  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник. 5 класс.

  2. Годер Г. И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч.

  3. Вигасин А. А., Соколова Л. А., Артемов В. В. Всеобщая история. История Древнего мира. Тетрадь для проектов и творческих работ. 5 кл.

  4. Мерзликин А. Ю., Старкова И. Г. История России. Иллюстрированный атлас. 6 класс.

  5. Тороп В. В. История России. Контурные карты. 6 класс

  6. Данилов А. А., Демидов Г. В.История. России. Сборник рассказов.

1


1

1


1


1

1

Технические средства


Ноутбук

Телевизор

DVD - проигрыватель

1

1

1

Экранно-звуковые пособия


-


Оборудование класса

схемы, таблицы, картины




ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ,

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ



Вид работ

Четверть

Тема работы

КИМа

Контрольные работы

I


-


II


-



III


-


IV

Народы и государства на территории нашей страны в древности

1

Русь в IX-первой половине XII в.

2

Русь в середине XII-начале XIII в.

3

Русские земли в середине XIII-XIV в.

4

Формирование единого Русского государства

5

Проектные работы

I


Культура Византии. Образование славянских государств


II


Столетняя война


Средневековая литература


Средневековая Азия


III


Древние люди и их стоянки на территории современной России


IV

-


Лабораторные работы


-


Практикум

I


Германия и Италия в XII-XV вв.


II


Научные открытия и изобретения


III


-


IV

-


Исследовательские работы


-











Контрольные работы

1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

Тестовый контроль


  1. Во IIв. До н.э. балтославянские племена заселили значительную часть:

  1. Западной Европы

  2. Центральной и Восточной Европы

  3. Северной Азии

  4. Поволжья

  1. Языковая группа, к которой относятся предки славян:

  1. Индоевропейская

  2. Финно-угорская

  3. Романно-германская

  4. Арамейская

  1. Восточные славяне выделились в особую ветвь в:

  1. 1) III в 3) VI в..

  2. 2) V в. 4) VIII в.

  1. В VII-VIII вв. у славян происходил переход:

  1. От соседской к родовой общине

  2. От родовой к соседкой общине

  3. К государственному устройству

  4. От племенной к кровнородственной общине

  1. Важное место в религии восточных славян занимал:

  1. Культ вещей

  2. Культ предков

  3. Культ потомков

  4. Культ дождя

  1. Главными государственными центрами восточных славян в VIII-IX вв. были:

  1. Чернигов, Полоцк

  2. Новгород, Киев

  3. Смоленск, Псков

  4. Итиль, Царьград

  1. Основным занятием восточных славян в VI-VIII в. было:

  1. Собирательство

  2. Животноводство

  3. Земледелие

  4. Ремесло

  1. Роль денег у восточных славян выполняли преимущественно шкурки:

  1. Куницы

  2. Бобра

  3. Норки

  4. Лисицы

  1. Для общественной жизни и хозяйственной деятельности славян в VII-VIII вв. было характерно:

  1. Совместная загонная охота

  2. Массовое использование труда рабов на земле

  3. Преобладание роли религии и торговли

  4. Совместное владение сенокосом и лесными угодьями

  1. Столица Хазарского каганата:

  1. Итиль

  2. Ольвия

  3. Пантикапей

  4. Булгар

  1. Соседская община у восточных славян:

  1. Вече

  2. Посад

  3. Вервь

  4. Полюдье

  1. Широкая крепкая доска с заостренными, раздвоенными снизу концами, на которые надевались наконечники, используемая для обработки земли у восточных славян:

  1. Сошник

  2. Борона

  3. Соха

  4. Серп

  1. Религиозный культ восточных славян в VII-VIII вв.

  1. Вера в единого Бога

  2. Массовые жертвоприношения в дни религиозных праздников

  3. Строительство больших каменных храмов-святлищ богам

  4. Поклонение деревянным изображениям богов – идолам

  1. Бортничество – это:

  1. Охота на пушного зверя

  2. Рыболовство

  3. Собирательство меда

  4. Скотоводство

  1. Восточнославянские племена:

  1. Сарматы

  2. Дреговичи

  3. Полочане

  4. Булгары

  1. Божества, почитаемые восточными славянами, найдите 2 правильных ответа:

  1. Мокошь

  2. Деметра

  3. Тор

  4. Велес

  5. Арес

  1. Первые государства на территории нашей страны, найдите 3 правильных ответа:

  1. Византия

  2. Пантикапей

  3. Болгарское царство

  4. Тюркский каганат

  5. Великая Булгария

  1. Задания

  1. Впишите понятие.

  1. _________________ ________________ - это хозяйство с преобладающей ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, что соответствует самой древней стадии истории человечества.

  2. ______________________________ - это народное собрание у восточных славян, на котором выбирались старейшины для ведения общих дел и решались важные вопросы.

  3. ____________________________ ________________ __________________ - это система обработки земли, при которой в степных и лесостепных районах истощенные земли не распахивали в течение 20-30 лет, до тех пор, пока они не восстанавливали плодородие, а земледельцы переходили на другие участки земли.

  1. Отметьте верные утверждения.

  1. Крупнейшими политическими и хозяйственными центрами Скифского царства были Ольвия, Пантикапей, Фанагория, Херсонес Таврический.

  2. Скифы населяли всю южную часть Причерноморья: от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона.

  3. Скифы жили в Западной Сибири, Северной и Восточной Европе.

  4. Скифское поселение находилось у деревни Городище Кирилловского района Вологодской области.

  5. Скифы торговали с греческими колониями в Причерноморье.

  1. Отметьте верные утверждения.

  1. Восточные славяне первыми заселили Восточную Европу.

  2. Лесной край от Балтийского моря до Уральских гор заселяли финно-угорские племена

  3. Лесные жители научились добывать железо из болотных руд

  4. Обитатели лесов жили в каменных домах

  5. Главным божество у балтов считался бог грома Перун

  1. Ответьте на вопросы.

  1. В чем состоит преимущество переложной системы перед подсечно-огневой?

  2. В чем состоит преимущество трехполья перед двупольем?

  3. Почему главными богами язычников были покровители солнца, молний, ветра, скота и плодородия?

  1. Заполните схему.

  1. Индоевропейские народы

  2. Балтославянские племена













  1. Заполните сравнительную таблицу «Система управления у восточных славян и в древнегреческом полисе»

    1. Управление в полисе

    1. Управление у восточных славян

    1. Общее

    1. Различия

  1. Сравните родовую и соседскую общину.

    1. Родовая община

    1. Соседская община

    1. Общее

    1. Различия

  1. 2. Русь в IX-первой половине XII в.

  2. Тестовый контроль

  3. Вариант 1.

  1. Территория расселения восточных славян:

  1. Восточная Азия

  2. Западная Европа

  3. Восточно-Европейская равнина

  4. Ближний Восток

  1. Слова подсека, соха и борона связаны с:

  1. Рыболовством

  2. Бортничством

  3. Разведением скота

  4. Земледелием

  1. Предпосылка образования государства у восточных славян:

  1. Заключение военного договора с Византией

  2. Развитие городов и торговли

  3. Возникновение религиозных верований

  4. Разгром хазар

  1. Древнерусское государство образовалось в:

  1. Конце IX в.

  2. Начале IX в.

  3. Конце VIII в.

  4. Середине XII в.

  1. Полюдье – это:

  1. Запись событий по годам

  2. Объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани

  3. Соседская община

  4. Точное определение размера дани

  1. Крещение Руси связано с именем князя:

  1. Ярослава Мудрого

  2. Святослава

  3. Владимира Святославича

  4. Игоря

  1. Торговый путь «из варяг в греки» вел из:

  1. Из Белого моря в Каспийское море

  2. Из Балтийского моря в Черное

  3. Из Белого моря в Черное

  4. Из Балтийского моря в Ладожское озеро

  1. В отрывке из документа: «Если повадится волк к овцам, то унесет все стадо, если не убьют его, так и это: если не убьем его, то всех нас погубит», - рассказывается о:

  1. Походе Олега на Киев

  2. Походе Святослава

  3. Восстании древлян

  4. О нападении хазар

  1. Одна из причин принятия христианства на Руси:

  1. Желание князя Святослава породниться с правителями европейских стран

  2. Стремление киевских князей избежать порабощения хазарами

  3. Волеизъявление большинства жителей государства

  4. Стремление киевских князей упрочить свою власть

  1. Правитель Руси с 980 по 1015 г.:

  1. Владимир Святославич

  2. Константин Багрянородный

  3. Ярослав Мудрый

  4. Святослав Игоревич

  1. 11. Река, ставшая местом крещения киевлян:

  1. Днепр

  2. Волхов

  3. Волга

  4. Москва

  1. 12. Первый письменный сборник законов на Руси был составлен:

  1. Рюриком

  2. Олегом

  3. Владимиром Святославичем

  4. Ярославом Мудрым

  1. 13. Прозвище Окаянный получил князь:

  1. Святослав

  2. Олег

  3. Владимир

  4. Святополк

  1. 14. Особенность древнейшего русского свода законов «Правда, Ярослава»:

  1. Равное положение перед законом всех категорий населения

  2. Окончательное закрепление крепостного права

  3. Замена кровной мести денежным штрафом

  4. Облегчение положения различного рода должников

  1. Задания

  1. Расположите имена правителей Древней Руси в хронологической последовательности.

  1. А. Ярослав Мудрый

  2. Б. Святослав

  3. В. Игорь

  4. Г. Ольга

  5. Д. Владимир

  6. Е. Олег

  1. Соотнесите понятия и определения.

    1. 1

    1. Рядович

    1. 2

    1. Закуп

    1. 3

    1. Холоп

    1. 4

    1. Смерд

  1. А. разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду (купу)

  2. Б. сельский житель, который нес повинности в пользу князя

  3. В. человек, который заключил договор, согласившись работать и жить у господина на определенных условиях

  4. Г. человек, попавший в полную зависимость от господина, раб

  1. Вставьте пропущенные слова.

  1. «Тогда отчаянные ____________________, видя, по словам летописца, что надо умертвить хищного волка или все стадо будет его жертвою, вооружились под началом князя своего по имени Мала, вышли из Коростеня, убили _____________________, со всей дружиной и погребли недалеко отсюда». (Н.М. Карамзин)

  1. Ответьте на вопросы.

  1. Каковы были предпосылки образования государства у восточных славян?

  2. Сколько племенных союзов образовалось у восточных славян к IX в.?

  3. Как складывались отношения восточнославянских племен с соседями?

  1. Опишите путь «из варяг в греки».

  1. Определите имя исторического деятеля.

  1. Этот правитель управлял государством от имени малолетнего сына. Первым среди княжеских особ принял личное крещение, которое произошло в Византии.

  2. Этот правитель получил в управление Новгород, где ему помогал княжить его дядя Добрыня. Киевский престол он отвоевал у своего старшего брата. Создал первую оборонительную линию на южных рубежах государства, куда отправил служить воинов из северных земель

  1. Определите занятия славян по ключевым словам.

  1. Лук, стрелы, капкан, западня, сеть, рогатина, рожон, медведь, куница, белка, бобр

  2. Сом, осетр, судак, щука, налим, бредень, сети, невод, верша

  3. Горн, коваль, меха, молот, наковальня, руда, щипцы

  4. Конопля, лен, веретено, прялка, гребень, ткацкий станок

  5. Малина, туесок, земляника, грибы, шишки, корзина, желуди, зверобой, подорожник, орехи

  6. Соха, цеп, рало, палка, серп, коса, борона, поле, овес, пшеница, ток, гумно, амбар, сусек

  1. Укажите ошибки в тексте.

  1. В 907 году князь Владимир Мономах пошел походом на Царьград. Он собрал огромное войско варягов. Греки, узнав о приближении русского войска, выслали встречные отряды. Тогда князь Владимир приказал поставить корабли на колеса, и они по суше, благодаря попутному ветру, добрались до стен византийской столицы. Испуганные греки запросили мира, в итоге был составлен договор. По этому договору Русь платила Византии огромную дань и теряла привилегии в торговле. Князь же прибил свой щит на ворота Киева.

  2. Тестовый контроль

  3. Вариант 2.

  1. Славяне расселились на территории Восточной Европы:

  1. 40 тыс. лет назад

  2. В VII-VI вв. до н.э.

  3. В VI-VIII вв. до н.э.

  4. В Х в.

  1. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани:

  1. Колонизация

  2. Полюдье

  3. Урок

  4. Поход

  1. Отрывок из сочинения византийского историка: «Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания», - свидетельствует о том, что у восточных славян:

  1. Утвердилось христианство

  2. Главным занятием было рыболовство и мореплавание

  3. Были распространены языческие верования

  4. Отсутствовали контакты с другими странами

  1. Причина убийства князя Игоря древлянами:

  1. Месть за гибель их соплеменников в неудачном походе на Византию

  2. Грубое нарушение князем договора о полюдье

  3. Изменение порядка сбора дани

  4. Определение погостов

  1. В 882 году столицей своих земель князь Олег объявил:

  1. Новгород

  2. Киев

  3. Чернигов

  4. Смоленск

  1. Одним из результатов деятельности княгини Ольги было:

  1. Установление точного размера дани

  2. Определение характера сдаваемой дани

  3. Заключение выгодного торгового договора с Византией

  4. Усиление языческого культа

  1. Принятие христианства на Руси произошло в:

  1. 957 г.

  2. 980 г.

  3. 988 г.

  4. 972 г.

  1. Основной торговый партнер Древней Руси:

  1. Византия

  2. Швеция

  3. Тмутаракань

  4. Скифия

  1. В отрывке из документа: «И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки… Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили, все остальные из ладей… убили Аскольда и Дира», - рассказывается о:

  1. Походе Олега на Киев

  2. Вторжении норманнов

  3. Восстании древлян

  4. Походе князя Святослава

  1. Одним из результатов деятельности князя Владимира было:

  1. Установление определенных норм сбора дани

  2. Разгром Тюркского каганата

  3. Строительство Новгорода и Киева

  4. Строительство оборонительных рубежей на южных границах государства

  1. Принятие христианства на Руси привело к:

  1. Усилению племенной разобщенности

  2. Усилению позиций западной Римской церкви

  3. Ослаблению великокняжеской власти

  4. Проникновению на Русь письменности и византийской культуры

  1. Отцом князя Ярослава Мудрого был князь:

  1. Рюрик

  2. Олег

  3. Игорь

  4. Владимир

  1. Годы правления Ярослава Мудрого:

  1. 1015-1019 гг.

  2. 1019-1054 гг.

  3. 1019-1036 гг.

  4. 1113-1125 гг.

  1. Одна из основных причин расцвета Древней Руси при Ярославе Мудром:

  1. Полный разгром печенегов

  2. Ослабление власти киевского князя

  3. Отказ от ведения завоевательных походов

  4. Сохранение языческих верований

  1. Задания

  1. Расположите события в хронологической последовательности.

  1. А. Подписание князем Олегом торгового договора с Византией

  2. Б. Начало правления Ярослава Мудрого

  3. В. Разгром князем Святославом Хазарского каганата

  4. Г. Создание вдоль южных границ оборонительных рубежей, избавивших Русь от набегов печенегов

  5. Д. Убийство Аскольда и Дира

  6. Е. Крещение Руси

  1. Соотнесите понятия и определения.

    1. 1

    1. Житие

    1. 2

    1. Летопись

    1. 3

    1. Былина

    1. 4

    1. Устав

  1. А. Поэтическое сказание о прошлом, прославляющее подвиги богатырей

  2. Б. Строгие правила написания букв

  3. В. Запись происходивших событий, составленная по годам

  4. Г. Биография человека, причисленного Церковью к лику святых

  1. Вставьте пропущенные слова.

  1. «О правлении _____________ осталось мало преданий. Достоверно, что сфера его правления распространялась лишь на северо-восточную часть Руси. Известно также, что местом его правления была Ладога, где он срубил деревянную крепость…

  2. К успехам правления ______________________ можно отнести объединение ряда северных племен в единое государство, ставшее основой Великого русского государства».

  1. Ответьте на вопросы.

  1. 1) Что способствовало появлению неравенства среди восточных славян?

  2. 2) Чем было вызвано развитие ремесла и торговли?

  3. 3) Какие племенные союзы были наиболее развиты?

  1. В каждом из перечней выпишите лишнее слово.

  1. 1) Новгород, Киев,Чернигов, Москва

  2. 2) Рюрик, Кий, Олег, Игорь

  3. 3) Перун, Зевс, Ярило, Велес

  4. 4) поляне, древляне, франки, словене

  1. Определите имя исторического деятеля.

  1. Этот правитель в походах вел жизнь простого воина. Он не имел шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посылал гонцов в инее земли со словами «Хочу на вас идти».

  1. Этот правитель провел первую в истории Росси налоговую реформу, установив размеры дани и места ее сборов. Соблюдая традиции своего времени, она жестоко и изощренно отомстила за гибель мужа.

  1. Решите историческую задачу.

  1. Разность последнего года правления князя Святослава и последнего года правления князя Олега разделите на три. К частному прибавьте дату начала правления Рюрика. С каким событием связан полученный результат?

  1. Укажите ошибки в тексте.

  1. Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898 г. В этот год Святослав пошел на Константинополь и взял город. Затем русский князь женился на сестре византийского императора принцессе Ольге. По возвращении из похода князь заставил креститься всех жителей столицы. Он повелел всем собраться у Волхова и затем войти в реку.

  2. 3. Русь в середине XII-начале XIII в.

  3. Задания

  1. Существуют две точки зрения на вопрос о последствиях политической раздробленности на Руси: 1) политическая раздробленность имела серьезные негативные последствия; 2) политическая раздробленность имела позитивные последствия. Укажите какая из названных точек зрения вам представляется более убедительной. Приведите не менее трех аргументов, подтверждающих ваше мнение.

  2. Определите имя исторического деятеля.

  1. Этот князь стал правителем в четырехлетнем возрасте, но вскоре лишился своих земель, однако смог вернуть их обратно. Получил католическую корону от римского папы. В его судьбе есть нечто трагическое: всю жизнь он провел в постоянной борьбе за целостность своей земли, но после его смерти эти земли были поглощены соседскими государствами.

  2. Свое прозвище этот князь получил из-за постоянного посягательства на чужие земли. Активно участвуя в княжеских усобицах, превратил Ростово-Суздальскую землю в независимое княжество. Он дважды захватывал Киев. После его смерти киевляне разграбили княжеский двор, убив многих его приближенных.

  3. При этом правителе Владимирское княжество достигло наивысшего могущества. Был признан старейшиной рода потомков Владимира Мономаха. По мнении. Автора «Слова о полку Игореве», его войско было настолько велико, что могло «Дон шлемами вычерпать». Объявив о походе на Чернигов, он разгромил войско союзников противника в Рязанском княжестве, пленил 6 князей и сжег Рязань.

  1. Ответьте на вопросы.

  1. Почему один из районов (концов) Господина Великого Новгорода назывался Плотницким?

  2. О чем могут рассказать старинные названия новгородских улиц: Щитная, Кузнецкая, Кожевники, Железная, Гончарная?

  3. Чем отличалась система управления, принятая в Новгородской земле, от традиционной княжеской власти? Можно ли считать систему управления в Новгороде демократической?

  4. Почему Андрей Боголюбский не захотел поселиться ни в одном из старых городов, а выбрал недавно основанный Владимир?

  1. Соотнесите должности и должностные обязанности.

    1. 1

    1. Посадник

    1. 2

    1. Архиепископ

    1. 3

    1. Тысяцкий

    1. 4

    1. Князь

  1. А. Хранил казну Новгорода, ведал государственными землями, участвовал в руководстве внешней политикой, наблюдал за торговыми мерами

  2. Б. Осуществлял контроль за налоговой системой, ведал торговым судом, возглавлял в походах городское ополчение

  3. В. Возглавлял все вооруженные силы Новгородской республики в случае войны

  4. Г. Ведал всеми новгородскими землями, назначал и смещал различных должностных лиц, руководил внешней политикой

  1. Отметьте верные утверждения.

  1. Новгородцы сосредоточили все свои усилия на развитии земледелия и скотоводства.

  2. Верховной властью в Новгороде обладало вече.

  3. Посадника, тысячника и владыку (епископа) назначал новгородский князь.

  4. Отсутствие собственной княжеской династии позволило Новгородской земле избежать дробления и сохранить свое единство

  5. Правнуку Владимира Мономаха – Роману Мстиславичу – удалось объединить Волынское и Галичское княжества.

  6. В политической жизни Галицко-Волынского княжества бояре играли незначительную роль.

  7. Первое упоминание о Москве относится к 1147 г.

  8. Младшему сыну Владимира Мономаха Юрию Долгорукому удалось объединить русские земли в единое государство.

  9. Карелы и другие народы, проживавшие на территории от Финского залива до Урала, от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги, платили дань Новгороду.

  1. Тестовый контроль

  2. Вариант 1.

  1. Высшим должностным лицом в Новгороде был:

  1. Князь

  2. Владыка

  3. Наместник

  4. Посадник

  1. Верховной властью в Новгороде обладало:

  1. Князь

  2. Военный совет

  3. Тысяцкий

  4. Вече

  1. Героями новгородских былин были купцы и мореплаватели, потому что:

  1. Одним из главных занятий новгородцев была торговля

  2. Новгородцы строили и продавали корабли

  3. Территория Новгородской земли была значительно отдалена от моря

  4. Правителей Новгорода выбирали из числа мореплавателей

  1. Во Владимиро-Суздальском княжестве:

  1. Князья не имели права вмешиваться в дела городского управления

  2. Вопросы войны и мира решало народное собрание

  3. Князья были полноправными властителями в своем княжестве

  4. Боярство контролировало деятельность князей

  1. Большое количество берестяных грамот, найденных археологами в Новгороде, свидетельствует о:

  1. Развитии ремесла

  2. Отсутствии на Руси книг

  3. Образованности населения

  4. Обилии леса в Новгородской земле

  1. Дважды захватывал Киев (в 1149 и 1155 г.) князь:

  1. Всеволод Большое Гнездо

  2. Владимир Мономах

  3. Мстислав Великий

  4. Юрий Долгорукий

  1. Во фрагменте летописи: «И рубили его мечами и саблями, и раны копьем наносили… Бесчестные же эти, решив, что убили его окончательно, взяв раненого своего, понесли его вон и, вздрагивая, ушли. Князь же, внезапно выйдя за ними, начал стонать от внутренней боли, пробираясь к крыльцу. Те же, услышав голос, воротились снова к нему… И тут проклятые подскочили и прикончили его», - говорится о смерти:

  1. Андрея Боголюбского

  2. Мстислава Владимировича

  3. Романа Мстиславовича

  4. Всеволода Большое Гнездо

  1. Одна из причин возвышения Владимиро-Суздальского княжества:

  1. 1) близость к степному побережью

  2. 2) защита от внешних врагов полосой высоких гор

  3. 3) обилие удобных для пашни плодородных земель

  4. 4) Наличие выхода к Балтийскому морю

  1. Слова «Приде ко мне, брате, в Москов» принадлежат:

  1. Владимиру Мономаху

  2. Юрию Долгорукому

  3. Андрею Боголюбскому

  4. Всеволоду Большое Гнездо

  1. «Пригородами» Новгорода и важными торговыми пунктами были:

  1. Псков, Изборск и Торжок

  2. Псков, Юрьев-Польский и Кострома

  3. Галич, Полоцк и Рязань

  4. Изборск, Дмитров и Витебск

  1. Владимиро-Суздальское княжество – это:

  1. Феодальная республика

  2. Раннефеодальная монархия

  3. Абсолютная монархия

  4. Сословно-представительная монархия

  1. Владимиро-Суздальское княжество раздробилось на несколько уделов после смерти:

  1. Юрия Долгорукого

  2. Всеволода Большое Гнездо

  3. Андрея Боголюбского

  4. Ярослава Мудрого

  1. Крупнейшее литературное произведение Северо-Восточной Руси XII-XIII вв.:

  1. «Повесть временных лет»

  2. «Галицко-Волынская летопись»

  3. «Слово о Законе и Благодати»

  4. «Слово Даниила Заточника»

  1. Определяющие черты новгородской архитектуры:

  1. Монументальность и торжественность

  2. Простота и доступность

  3. Пышность и многообразие декоративных элементов

  4. Влияние западноевропейских традиций

  1. Галицко-волынский князь , получивший от римского папы королевский титул:

  1. Ярослава Мудрого

  2. Иван Калита

  3. Даниил Романович

  4. Симеон Гордый

  1. Церковь Покрова на Нерли была построена в:

  2. 1) конце XI в.

  3. 2) начале XI в.

  4. 3) XII в.

  5. 4) XIII в.

  6. Вариант 2.

  1. В «Слове о полку Игореве» описывается:

  1. 1) Разгром половцев войсками князя Игоря Святославича

  2. 2) Неудачный поход на половцев новгород-северского князя

  3. 3) Неудачный поход князя Игоря Святославича на Киев

  4. 4) победа новгород-северского князя над печенегами

  1. К середине XII века Русь распалась на:

  1. 105 самостоятельных княжеств

  2. 15 уделов

  3. 5 самостоятельных княжеств

  4. 15 самостоятельных княжеств

  1. Юрий Долгорукий получил свое прозвище благодаря тому, что:

  1. Имел длинные руки

  2. Любил присваивать плоды чужого труда

  3. Стремился присоединить к своему княжеству другие земли

  4. Имел много сыновей, которые стали правителями многих княжеств

  1. Юрий Долгорукий повелел заложить град – крепость на месте населенного пункта около впадения реки Неглинной в Москву-реку в:

  1. 1100 г.

  2. 1139 г.

  3. 1147 г.

  4. 1156 г.

  1. Юрий Долгорукий был одновременно:

  1. Киевским и суздальским князем

  2. Киевским и ростовским князем

  3. Смоленским и черниговским князем

  4. Киевским и новгородским князем

  1. Андрей Боголюбский был Юрию Долгорукому:

  1. Сыном

  2. Братом

  3. Внуком

  4. Племянником

  1. Годы правления Андрея Боголюбского:

  1. 1157-1174 гг.

  2. 1148-1162 гг.

  3. 1121-1154 гг.

  4. 1125-1157 гг.

  1. Андрей Боголюбский взял штурмом Киев и разграбил город в:

  1. 1157 г.

  2. 1169 г.

  3. 1196 г.

  4. 1125 г.

  1. Всеволод Большое Гнездо получил свое прозвище, потому что:

  1. Построил большой дом, в котором жили все его дети с семьями

  2. У него было много детей

  3. Раздавал уделы всем своим сыновьям и родственникам

  4. Отправлял своих сыновей в походы против соседних княжеств

  1. С 1095 по 1304 г. на новгородском престоле побывало около:

  1. 40 князей

  2. 40 посадников

  3. 140 князей

  4. 14 князей

  1. Форма правления в Новгородской земле:

  1. Республика

  2. Монархия

  3. Империя

  4. Анархия

  1. Право собирать налоги, ведать торговым судом и возглавлять в походах городское ополчение в Новгороде принадлежало:

  1. Посаднику

  2. Тысяцкому

  3. Владыке

  4. Князю

  1. Важное значение для экономики Галицко-Волынского княжества имело:

  1. Охота

  2. Рыболовство

  3. Добыча соли

  4. Бортничество

  1. Галицко-волынский князь Роман Мстиславович стал великим князем Киевским в:

  1. 1199 г.

  2. 1212 г.

  3. 1225 г.

  4. 1202 г.

  1. Во Владимиро-Суздальском княжестве князья стали полновластными правителями потому, что:

  1. Северо-восточные земли осваивались по инициативе князей, которые не допускали вечевых вольностей

  2. Этим краем владели князья, отличавшиеся крутым нравом

  3. Деятельность князей поддерживала церковь

  4. Князей поддерживало вече

  1. Родоначальник черниговской княжеской династии:

  1. Олег Святославич

  2. Ярослав Остромысл

  3. Владимир Мономах

  4. Мстислав Великий

  1. №4. Русские земли в XIII-XIV вв.

  2. 1 вариант.

  3. В каждом задании выберите один правильный ответ:

  4. 1. В каком году состоялась битва русских дружин с монголо-татарами на реке Калке:

  1. 1) 1238

  2. 2) 1223

  3. 3) 1240

  4. 4) 1227

  1. 2. Какой русский город держал оборону от монголо-татар 7 недель:

  1. 1) Рязань

  2. 2) Козельск

  3. 3) Торжок

  4. 4) Киев

    1. 3. В 1242 г. произошло столкновение русских дружин с западно-европейскими рыцарями на

    1.  1) 

    1. реке Неве

    1.  2) 

    1. реке Угре

    1.  3) 

    1. Чудском озере

    1.  4) 

    1. реке Ижоре

    1. 4. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате

    1.   1) 

    1. нашествия хана Батыя  

    1.  2) 

    1. похода хана Мамая

    1.  3) 

    1. походов Чингисхана

    1.  4) 

    1. набегов половцев

  1. 5. Укажите имя князя, о котором идёт речь:

  2. «…Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру», – так писал летописец о князе

  1. Андрее Боголюбском

  2. Данииле Галицком

  3. Александре Невском

  4. Владимире Мономахе.

  1. 6. Ордынский выход – это:

  1. дань, которую русские князья платили Орде

  2. завоевательный поход монголо-татар

  3. процесс дробления Золотой Орды

  4. прекращение монголо-татарского ига

  1. 7. Во главе монгольского войска, двинувшегося на Русь в 1237 г., стоял:

  1. 1) Чингисхан

  2. 2) Батый

  3. 3) Мамай

  4. 4) Тохтамыш

  1. 8. Прочтите отрывок из сочинения историка о событиях XIII в. и напишите князя, о котором идет речь.

  2. «Не обнаружив шведов у Ладоги, [князь] двинулся на запад, к устью Невы, усилив свое войско отрядом ладожан. Получив… уточняющие данные о расположении шведского лагеря, сумев не обнаружить себя, [князь] нанес по лагерю неожиданный удар. Был воскресный день 15 июля, сравнительно рано – половина девятого утра по современному часосчислению, когда на ничего не подозревавших шведов обрушились русские полки. Часть их бросилась на корабли, стоявшие у левого берега Невы, другая старалась переправиться на левый берег р. Ижоры. Предводитель шведского войска пытался оказать сопротивление, построив оставшихся в боевые порядки, но все было тщетно».

  3. 9. Соотнесите термины и определения:

  1. термины

  1. определения

  1. А)

  2. Б)

  3. В)

  4. Г)

  1. БАСКАК

  2. ЯРЛЫК

  3. РЕЗИДЕНЦИЯ

  4. ВЛАДЫЧЕСТВО

  1. 1)

  2. 2)

  3. 3)

  1. господство

  2. представитель ордынского хана на Руси

  3. местопребывание высокопоставленного лица

  4. 4)ханская грамота на княжение

  1. 6 класс

  2. Русские земли в XIII-XIV вв.

  3. 2 вариант.

  4. В каждом задании выберите один правильный ответ:

  5. 1. С событиями какого века связано имя Александра Невского?

    1. 1

    1. X в.

    1. 2

    1. XI в.

    1. 3

    1. XIII в.

    1. 4

    1. XIV в.

  6. 2. В какой битве погиб Владимиро-Суздальский князь Юрий Всеволодович?

  1. 1) на реке Калка

  2. 2) на реке Сить

  3. 3) При обороне Рязани

  4. 4) При защите Владимира.

  1. 3. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами произошло у реки:

  1. 1) Угры

  2. 2) Калки

  3. 3) Днепра

  4. 4) Сити.

  1. 4. Что из названного относилось к итогам похода Батыя в Юго-Западную Русь:

  1. 1) Захват и разгром Киева

  2. 2) Разорение Великого Новгорода

  3. 3) Начало политической раздробленности на Руси

  4. 4) Взятие города Владимира

  1. 5. Об осаде какого русского города говорится:

  2. …многие жители, в том числе и члены княжеской семьи, укрылись в Успенском соборе, но огонь настиг их и там…»

  1. Рязани

  2. Киева

  3. Владимира

  4. Козельска.

  1. 6. «Ярлык» - это:

  1. 1) Столица Золотой Орды

  2. 2) грамота на великое княжение

  3. 3) монгольский сборщик дани

  4. 4) почтовый налог

  1. 7. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?

  1. 1) Дмитрий Донской

  2. 2) Александр Невский

  3. 3) Святослав Игоревич

  4. 4) Юрий Ингваревич.

  1. 8. Прочтите отрывок из жития и напишите название сражения, о котором говорится в отрывке:

  2. «Когда приблизились немцы, то поведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро… множеством тех и других воинов»

  3. 9. Соотнесите название события и его дату:

    1. СОБЫТИЕ

    1. ДАТА

    1. А)

    2. Б)

    3. В)

    4. Г)

    1. Ледовое побоище

    2. Оборона Рязани

    3. Битва на реке Калке

    4. Взятие Киева монголо-татарами

    1. 1)

    2. 2)

    3. 3)

    4. 4)

    1. 1223

    2. 1240

    3. 1242

    4. 1237

  4. 5. «Формирование единого русского государства».

  1. Задание 1. Базовый уровень.

  2. Выберите правильный ответ.

  3. 1. прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком великом князе идет речь. «Как только сторонники Шемяки получили весть, что князь великий вышел из города, они тотчас же внезапно подошли к Москве февраля в 12 день… и взяли город, потому что не было никого, кто бы им сопротивлялся, и никого, кто бы знал в Москве об их нападении, кроме их единомышленников, которые им отворили город….».

  1. а) о Василии I

  2. б) о Василии II

  3. в) о Иване II

  4. г) о Иване III

  1. 2. Отметьте неправильное утверждение:

  2. а) Василий I получил от отца право на великое княжение без ярлыка.

  3. б) Иван Калита освободил Русь от выплаты дани.

  4. в) в 1448 г. митрополитом был избран рязанский епископ Иона.

  5. г) 1510 к Московскому княжеству присоединен Псков.

  6. 3. Весной 1471 года новгородское боярство заключило договор о военной помощи Новгороду:

  1. а) с литовским князем Казимиром

  2. б) с литовским князем Ягайло

  3. в) Дмитрием Грозные Очи

  4. г) Олегом Рязанским

  1. 4. С историей московской усобицы первой четверти XV в. связаны имена

  1. А) Ивана Пересветова

  2. б) Василия Косого

  3. в) Алексея Адашева

  4. г) Арсентия Милославского

  1. 5. Отметьте неверное утверждение. Предпосылкой образования Российского государства стало:

  2. а) появление политических лидеров – князей, способных объединить страну.

  3. б) расширение торговых связей между отдельными городами и землями

  4. в) междоусобные войны между удельными князьями

  5. г) поддержка церковью идеи объединения

  6. 6. В 1382 г. на Московское княжество двинул свои войска:

  1. а) хан Мамай

  2. б) хан Тохтамыш

  3. в) хан Ахмат

  4. г) хан Узбек

  1. 7. Тверь была присоединена к Московскому княжеству

  1. а) в 1462 г.

  2. б) в 1471 г.

  3. в) в 1475 г.

  4. г) в 1485 г.

  1. 8. Какое ханство возглавил хан Касым, ставленник Москвы:

  1. а) Астраханское ханство

  2. б) Крымское ханство

  3. в) Казанское ханство

  4. г) Ногайскую Орду.

  1. 9. В каком году был созван Церковный собор, где без участия Константинополя был избран митрополит Киевский и Всея Руси Иона:

  1. а) в 1448 г.

  2. б) в 1453 г.

  3. в) в 1459 г.

  4. г) в 1444 г.

  1. 10. Что фиксировала Флорентийская уния:

  2. а) мирный договор Руси и Византии

  3. б) Объединение Флоренции и Византии

  4. в) объединение Литвы и Новгорода

  5. г) объединение католической и православной церкви

  1. Задание 2. Повышенный уровень.

  2. 2.1. Выпишите положения, характеризующие картину мира к началу XV в.:

  3. А) Укрепление государства турок – османов.

  4. Б) Начало эпохи Возрождения в Европе.

  5. В) Постепенная централизация власти в ряде стран Западной Европы и на Руси.

  6. Г) Сохранение зависимости многих русских земель от Золотой Орды.

  7. Д) Начало Крестовых походов.

  8. Е) Упадок Византии.

  9. Ж) Борьба между Москвой и Великим княжеством Литовским за лидерство в объединении русских земель.

  10. З) Начало поиска торговых путей из Европы в Индию и Китай.

  11. 2.2. Установите соответствие между событиями и датами:

    1. события

    1. даты

    1. А) ликвидация самостоятельности Новгорода

    1. 1) 1471 г.

    1. Б) битва на реке Шелони

    1. 2) 1478 г.

    1. В) присоединение Твери

    1. 3) 1480 г.

    1. Г) «стояние» на реке Угре

    1. 4) 1485 г.

    1. Д) издание Судебника Ивана III

    1. 5) 1497 г.

  12. Задание 3. Высокой сложности. Ответьте на вопросы:

  13. 1. Какое событие изображено на картине?

  14. 2. Опишите события и его участников?

  15. 3. Чем закончилось событие, изображенное на картине?

  16. .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!