СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса "История Древнего мира. " 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "История Древнего мира. " 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» п. Зарево





СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:


Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 5


________С.И. Рудик __________ И.П. Вирская



от _______2023 г. Приказ от _______ № _______









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «ИСТОРИЯ»

5 класс









Составитель:

учитель истории и

обществознания

Коблева Марет Батырбиевна





2023г

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:

в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России,

в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков

в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма;

в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации;

в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.

В сфере универсальных учебных познавательных действий:

владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий;

владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;

работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации. — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:

общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок;

осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу,

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:

владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);

владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) умение определять последовательность событий, явлений, процессов; соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов;

2) умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;

3) овладение историческими понятиями и их использование для решения учебных и практических задач;

4) умение рассказывать на основе самостоятельно составленного плана об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий;

5) умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов;

Названные результаты носят комплексный характер, в них органично сочетаются познавательно-исторические, мировоззренческие и метапредметные компоненты.

Предметные результаты проявляются в освоенных учащимися знаниях и видах деятельности. Они представлены в следующих основных группах:



В результате изучения истории в 5 классе обучающиеся научится :


1. Работать с исторической картой (картами, размещенными в учебниках, атласах, на электронных носителях и т. д.): читать историческую карту с опорой на легенду; находить и показывать на исторической карте территории государств, маршруты передвижений значительных групп людей, места значительных событий и др.

2. Работать с историческими источниками (фрагментами аутен­тич­ных источников)1: проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, письменных, визуальных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия; высказывать суждение об информационной (художественной) ценности источника

3. Описанию (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; составлять описание исторических объектов, памятников на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п.

4. Рассмотрение исторических версий и оценок,

высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.

5. Применение исторических знаний:

раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;

выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома, презентации.






Обучающиеся получат возможность научится

1.Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

2.Соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

3.Характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

4.Группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

5.Раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ;

б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;

сравнивать исторические явления, определять их общие черты;

6.Иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;

7.Определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого: излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;


Содержание курса



ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (68 ч)

Введение (2 ч). Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.

ПЕРВОБЫТНОСТЬ (4 ч)

Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей.

Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.

ДРЕВНИЙ МИР (62 ч)

Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.

Древний Восток (20 ч)

Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.

Древний Египет (7 ч)

Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.

Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.

Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).

Древние цивилизации Месопотамии (4 ч)

Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.

Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.

Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.

Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.

Восточное Средиземноморье в древности (2 ч)

Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания.

Персидская держава (2 ч)

Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.

Древняя Индия (2 ч)

Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).

Древний Китай (3 ч)

Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.

Древняя Греция. Эллинизм (20 ч)

Древнейшая Греция (4 ч)

Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».

Греческие полисы (10 ч)

Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии.

Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание.

Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.

Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.

Культура Древней Греции (3 ч)

Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.

Македонские завоевания. Эллинизм (3 ч)

Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Александрия Египетская.

Древний Рим (20 ч)

Возникновение Римского государства (3 ч)

Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.

Римские завоевания в Средиземноморье (3 ч)

Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.

Поздняя Римская республика. Гражданские войны (5 ч)

Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.


Расцвет и падение Римской империи (6 ч)

Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.

Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима (3 ч)

Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.

Обобщение (2 ч). Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.



























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема разделов

Количество часов

История Древнего мира

1

Введение.

1

2

Первобытность

5

3

Древний Восток

18

4

Древняя Греция. Эллинизм 20

20

5

Древний Рим 17

17

6

Обобщение

1

7

РНиЭО

7

Итого 68


































Тематические блоки, темы

Основное содержание2

Основные виды деятельности обучающихся

История Древнего мира (68 ч)

Введение (2 ч)

Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта

Рассказывать, как историки узнают о далеком прошлом.

Приводить примеры вещественных и письменных исторических источников.

Объяснять значение терминов: история, хронология, археология, этнография, нумизматика.

Характеризовать отрезки времени, используемые при описании прошлого (год, век, тысячелетие, эра).

Размещать на ленте времени даты событий, происшедших до нашей эры и в нашу эру.

Объяснять, какая историческая и географическая информация содержится на исторических картах

Первобытность (5 ч)

Первобытность (5 ч)

Происхождение и расселение древнейшего

Показывать на карте места расселения древнейших людей, известные историкам.

Рассказывать о занятиях первобытных людей.


человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей

Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных людей.

Объяснять, какое значение для древнейших людей имело овладение огнем, как его добывали и поддерживали.

Рассказывать, где были найдены рисунки первобытных людей, о чем ученые узнали из этих рисунков.

Объяснять, чему, каким силам поклонялись древнейшие люди.

Раскрывать значение понятий: присваивающее хозяйство, язычество, миф.

Древнейшие земледельцы и скотоводы. Род и племя. Изобретение орудий труда. Появление ремесел. Производящее хозяйство

Характеризовать значение освоения древними людьми земледелия и скотоводства.

Распознавать (на изображениях, макетах) орудия труда древних земледельцев, ремесленников.

Давать определение понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, род, племя.

Рассказывать о важнейших ремеслах, изобретенных древними людьми

От первобытности к цивилизации. Использование металлов. Развитие обмена и торговли. От родовой общины

Рассказывать, как произошло открытие людьми металлов, какое значение это имело.

Объяснять, в чем состояли предпосылки и последствия развития обмена и торговли в первобытном обществе.

Раскрывать значение понятий и терминов: родовая община, соседская община, вождь, старейшина, знать.

к соседской общине. Появление знати. Возникновение древнейших цивилизаций

Называть признаки, по которым историки судят о появлении цивилизации

Древний Восток (18 ч)

Древний Египет (7 ч)

Природа Египта. Занятия населения. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, чиновники, жрецы).

Условия жизни, положение, повинности древних египтян. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.


Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы египтян; Тутмос III. Могущество Египта при Рамcесе II.

Рассказывать с использованием исторической карты о природных условиях Египта, их влиянии на занятия населения.

Объяснять, что способствовало возникновению в Египте сильной государственной власти.

Рассказывать, как произошло объединение Египта, раскрывать значение этого событие.

Объяснять смысл понятий и терминов: фараон, жрец.

Давать описание условий жизни и занятий древних египтян, используя живописные и скульптурные изображения.

Характеризовать положение основных групп населения Древнего Египта (вельможи, чиновники, жрецы, земледельцы, ремесленники).





Показывать на карте основные направления завоевательных походов фараонов Египта.

Рассказывать об организации и вооружении египетского войска.

Объяснять, чем прославился фараон Рамсес II.


Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон.

Познания древних египтян. Письменность (иероглифы, папирус); открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески)

Рассказывать, каким богам поклонялись древние египтяне.

Представлять описание внешнего вида и внутреннего устройства египетских храмов, пирамид (на основе фотографий, иллюстраций).

Излагать сюжет мифа об Осирисе, объяснять, в чем заключалась его главная идея.

Рассказывать, чем известен в египетской истории фараон Эхнатон.

Рассказывать, в каких областях знаний древние египтяне достигли значительных успехов.

Характеризовать письменность древних египтян (особенности письма, материал для письма). Объяснять, в чем состоял вклад Ж. Ф. Шампольона в изучение истории Древнего Египта.

Объяснять значение понятий и терминов: пирамида, сфинкс, рельеф, фреска

Западная Азия в Древности (7 ч)

Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.



Ассирия. Создание сильной державы. Завоевания ассирийцев. Культурные сокровища Ниневии.


Нововавилонское царство. Создание сильной державы. Легендарные памятники города ВавилонаДревний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.



Ассирия. Создание сильной державы. Завоевания ассирийцев. Культурные сокровища Ниневии.


Нововавилонское царство. Создание сильной державы. Легендарные памятники города Вавилона





Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел и торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные

Рассказывать, чем известен в истории вавилонский царь Хаммурапи.

Объяснять, в чем заключается ценность законов как исторического источника.


Показывать на карте территорию Ассирийской державы. Рассказывать об организации ассирийского войска.

Объяснять, как ассирийские цари управляли своей державой.

Представлять, используя иллюстрации, описание ассирийской столицы Ниневии, рассказывать о ее достопримечательностях.


Объяснять, благодаря чему произошло новое возвышение Вавилона.

Представлять, используя иллюстрации, описание города Вавилона в период его расцвета при царе Навуходоносоре. Раскрывать смысл выражения «Вавилонская башня»

Рассказывать, чем известен в истории вавилонский царь Хаммурапи.

Объяснять, в чем заключается ценность законов как исторического источника.






Показывать на карте территорию Ассирийской державы. Рассказывать об организации ассирийского войска.

Объяснять, как ассирийские цари управляли своей державой.

Представлять, используя иллюстрации, описание ассирийской столицы Ниневии, рассказывать о ее достопримечательностях.


Объяснять, благодаря чему произошло новое возвышение Вавилона.

Представлять, используя иллюстрации, описание города Вавилона в период его расцвета при царе Навуходоносоре. Раскрывать смысл выражения «Вавилонская башня»






Объяснять, как природные условия влияли на занятия населения Восточного Средиземноморья.

Рассказывать о развитии ремесел и торговли в Финикии.

Объяснять значение понятий: колония, колонизация, алфавит.

Называть и показывать на карте древние государства Палестины.

Объяснять, чем известен в истории царь Соломон.

Объяснять значение понятий и терминов: монотеизм, иудаизм, пророк, Ветхий завет



Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел и торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания



Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии. Управление империей. Религия персов

Объяснять, как природные условия влияли на занятия населения Восточного Средиземноморья.

Рассказывать о развитии ремесел и торговли в Финикии.

Объяснять значение понятий: колония, колонизация, алфавит.

Называть и показывать на карте древние государства Палестины.

Объяснять, чем известен в истории царь Соломон.

Объяснять значение понятий и терминов: монотеизм, иудаизм, пророк, Ветхий завет














Показывать на карте территорию Персидской державы в период ее могущества.

Объяснять причины военных успехов персидской армии.

Характеризовать систему управления персидской державой.

Рассказывать о религии древних персов.

Объяснять значение понятий и терминов: сатрап, зороастризм, Авеста

Древняя Индия (2 ч)

Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие городагосударства. Переселение ариев в Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны.

Религиозные верования древних индий-

цев. Легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии

Рассказывать о природных условиях Древней Индии, занятиях населения.

Рассказывать о древнейших индийских городах, используя карту.

Объяснять значение понятий и терминов: арии, раджа, варна, каста, брахман, Веды, санскрит.

Характеризовать верования древних индийцев, называть главных богов, почитаемых в индуизме.

Рассказывать о возникновении буддизма, основных положениях этого учения.

Давать описание внешнего вида и внутреннего убранства индуистских и буддийских храмов (на основе текста и иллюстраций учебника).



Объяснять, о чем повествуют поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», чем они интересны для историков

Древний Китай (2 ч)

Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь.

Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы

Характеризовать, используя карту, природные условия Древнего Китая, их влияние на занятия населения.

Рассказывать о хозяйственной деятельности древних китайцев, совершенствовании орудий их труда, технических сооружениях.

Показывать на карте территорию империи Цинь и объяснять значение создания единого государства.

Представлять характеристику императора Цинь Шихуанди и итогов его деятельности.

Рассказывать о достижениях древних китайцев в развитии ремесел и торговли.

Раскрывать причины частых восстаний населения в Древнем Китае, показывать, чем они завершались.

Объяснять значение понятий и терминов: Великая Китайская стена, Великий шелковый путь, пагода, иероглиф, каллиграфия.

Рассказывать об учении Конфуция, высказывать суждения о причинах его популярности в Древнем Китае и в последующие столетия.

Представлять характеристику достижений древних китайцев в развитии письменности, в науке, технике, художественной культуре (в форме устных сообщений, альбомов, презентаций)

Древняя Греция. Эллинизм (22 ч)

Древнейшая Греция (5ч)

Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Рассказывать, используя карту, о природных условиях Древней Греции и основных занятиях ее населения.

Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о существовании древних цивилизации на о. Крит, в Микенах.

Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея».

Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята», «Троянский конь»

Греческие полисы(9 ч)

Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие ремесла и торговли. Образование городов-государств. Политическое устройство полисов. Аристократия

и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии.










Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, общественное устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание.


Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.



Расцвет Афинского государства. Развитие демократии. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Упадок Эллады

Показывать на карте крупнейшие греческие города-государства.

Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран, акрополь, агора, фаланга, метрополия, колония.

Характеризовать основные группы населения греческого полиса, их положение, отношение к власти.

Рассказывать о составе и организации полисного войска.

Показывать на карте направления Великой греческой колонизации, называть наиболее значительные колонии, в том числе в Северном Причерноморье. Рассказывать, как осуществлялось

управление греческими колониями, в чем заключались их связи с метрополиями.

Раскрывать значение понятий и терминов: ареопаг, архонт, народное собрание, реформа, остракизм.

Характеризовать основные положения и значение законов Солона и реформ Клисфена.

Объяснять, почему политическое устройство Древних Афин называется демократией.

Рассказывать об основных группах населения Спарты, о том, кто управлял государством.


Раскрывать значение понятий и терминов: олигархия, илоты, гоплиты.

Объяснять, почему спартанское войско считалось самым сильным в Греции.

Составить сообщение о спартанском воспитании, высказать суждение о его достоинствах и недостатках.

Сравнивать устройство Афинского и Спартанского государств, определять основные различия.






Рассказывать о причинах и непосредственном поводе для начала войн Персии против Греции.

Рассказывать, используя картосхемы, об участниках, ходе и итогах крупных сражений греко-персидских войн (Марафонская битва, оборона греками Фермопил, сражение в Саламинском проливе).

Систематизировать информацию о греко-персидских войнах в форме таблицы.

Характеризовать роль конкретных людей — руководителей полисов, военачальников, воинов в ходе военных событий.

Называть основные итоги греко-персидских войн.

Высказывать суждение о том, почему небольшой группе греческих полисов удалось одержать победу в войнах против могущественной Персидской державы.


Раскрывать причины укрепления демократии в Афинах в период греко-персидских войн.

Объяснять, почему историки связывали расцвет Афинского государства с именем Перикла.

Называть основные источника рабства в Древней Греции, объяснять, почему численность рабов значительно возросла в V в. до н. э.

Характеризовать условия жизни и труда рабов в греческих полисах.

Рассказывать о развитии ремесла и торговли в греческих городах.

Называть причины, основных участников и итоги Пелопоннесской войны.

Объяснять, в чем проявилось ослабление греческих полисов после Пелопоннесской войны

Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. э. и расцвет

демократии (5 ч)

Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Пантеон богов. Храмы и жрецы. Школа и образование. Развитие наук. Греческая философия. Литература. Архитектура и скульптура. Театр. Спортивные состязания; общегреческие игры в Олимпии

Называть главных богов, которым поклонялись древние греки, распознавать их скульптурные изображения.

Объяснять, кто такие титаны и герои.

Рассказывать о том, чему учили детей в школах Древней Греции.

Раскрывать значение понятий и терминов: гимнасий, Академия, Ликей, философия, логика, этика.

Называть древнегреческих ученых, известных своими трудами по философии, истории, другим отраслям наук.

Представлять описание внешнего вида и планировки древнегреческого храма (в виде устного высказывания, презентации).

Раскрывать значение понятий и терминов: ордер, фронтон, капитель, кариатида, распознавать архитектурные элементы зданий на изображениях, фотографиях.

Рассказывать о древнегреческом театре, организации представлений.

Рассказывать об истоках и правилах проведения общегреческих игр в Олимпии. Объяснять, что греки ценили в спортивных состязаниях, в чем выражалось их отношение к играм

Македонские завоевания. Эллинизм (3 ч)

Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира

Объяснять, что способствовало усилению Македонии в IV в. до н. э., какую роль сыграл в этом царь Филипп II.

Рассказывать, как была установлена власть македонского царя над греческими полисами.

Систематизировать в виде таблицы информацию о завоевательных походах Александра Македонского.

Объяснять, в чем состояли причины военных побед Александра Македонского.

Представлять характеристику («исторический портрет») Александра Македонского.

Раскрывать смысл понятия «эллинизм».

Показывать на карте государства, образовавшиеся в результате распада державы Александра Македонского.

Рассказывать, чем славилась Александрия Египетская, почему она считалась культурным центром эллинистического мира

Древний Рим (19ч)

Возникновение Римского государства (3 ч)

Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии

Рассказывать, используя историческую карту, о природных условиях Апеннинского полуострова и племенах, населявших его в древности.

Сопоставлять информацию о происхождении Рима, содержащуюся в легенде и полученную в ходе исследований историков.

Раскрывать значение понятий и терминов: патриций, плебей, республика, консул, народный трибун, Сенат, вето, легион, понтифик, авгур.

Объяснять, как было организовано управление Римской республикой (какими полномочиями обладали консулы, народные трибуны, Сенат, народное собрание).

Рассказывать об организации и вооружении римской армии, привлекая иллюстрации учебника.

Называть главных богов древних римлян, устанавливать соответствие римских и греческих богов.

Показывать на исторической карте, с какими противниками воевали римляне в борьбе за власть над Италией.

Объяснять происхождение и смысл выражений «Гуси Рим спасли», «Пиррова победа», «Разделяй и властвуй!»

Римские завоевания в Средиземноморье (3 ч)

Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление

господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции

Представлять общую характеристику Пунических войн (причины, хронологический период, участники, наиболее значительные походы и сражения, итоги).

Объяснять, благодаря чему вошел в историю Ганнибал.

Показывать на исторической карте территории римских провинций, объяснять, какие современные географические названия берут начало от названий римских провинций

Поздняя Римская республика. Гражданские войны (4 ч)

Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Реформы Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Первый триумвират. Участие армии в гражданских войнах. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана

Объяснять, почему причиной острых столкновений в Риме во II в. до н. э. стал вопрос о переделе «общественной земли».

Раскрывать значение понятий и терминов: «общественная земля», гражданская война, диктатор, проскрипции, триумвират, вольноотпущенник, гладиатор.

Характеризовать цели, содержание и итоги реформ братьев Гракхов.

Анализировать отрывки из текстов историков (извлекать информацию, высказывать оценочные суждения).

Объяснять, чем были вызваны гражданские войны в Риме, какие силы противостояли друг другу.

Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме.

Рассказывать о восстании под руководством Спартака (причины, участники, основные периоды восстания, итоги).

Представлять характеристику Гая Юлия Цезаря, объяснять, благодаря чему он вошел в историю.

Раскрывать, при каких обстоятельствах появились и что означали выражения «Жребий брошен!», «Перейти Рубикон».

Называть главных участников борьбы за власть после смерти Цезаря и ее итоги

Римская империя в первые века нашей эры . Разгром Рима германцами и падение Западной

Римской империи (9 ч)

Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская

империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях.

Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.

Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи

Рассказывать об установлении единоличной власти Октавиана Августа.

Представлять характеристики римских императоров, их правления (Нерон, Траян, Диоклетиан — по выбору).

Показывать на исторической карте территорию Римской империи, объяснять, как было организовано управление провинциями.

Рассказывать, используя иллюстрации учебника, о повседневной жизни в столице и провинциях Римской империи.

Сравнивать положение римского раба и колона, объяснять, чем различались условия их жизни и труда.

Объяснять значение понятий и терминов: форум, Пантеон, Колизей, акведук, амфитеатр, термы.

Рассказывать о возникновении и распространении христианства, объяснять, чем отличалась новая религия от верований римлян.

Характеризовать политику римских императоров в отношении христиан, объяснять, как и при каких обстоятельствах она была изменена.

Объяснять значение понятий и терминов: Библия, Евангелие, апостол, церковь, патриарх, епископ. Рассказывать о разделении Римской империи на Западную и Восточную.

Систематизировать в форме таблицы информацию о нападениях варваров на Рим.

Участвовать в обсуждении вопроса «Почему пала Западная Римская империя?»

Обобщение (2 ч). Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира





Поурочное планирование история 5 класс


Тема урока

Кол.во-часов

Домашняя работа

Дата проведения урока

1

Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки

1



2

Древнейшие люди

1

§ 1 стр.13


3

Родовые общины охотников и собирателей

1

§ 2стр.16


4

Возникновение искусства и религиозных верований

1

§ 3стр.20


5

Возникновения земледелия и скотоводства

1

§ 4стр.24


6

Появление неравенства и знати

1

§ 5стр.28


7

Государство на берегах Нила

1

§ 6стр.34


8

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

§ 7стр.37


9

Жизнь египетского вельможи

1

§ 8стр.42


10

Военные походы фараонов

1

§ 9стр.46


11

Религия древних египтян

1

§ 10стр.51


12

Искусство Древнего Египта

1

§ 11стр.56


13

Письменность и знания древних египтян

1

§ 12стр.61


14

Древнее Двуречье.

1

§ 13стр.65


15

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

§ 14стр.69


16

Финикийские мореплаватели

1

§ 15стр.73


17

Библейские сказания

1

§ 16стр.77


18

Древнееврейское царство .

1

§ 17стр.81


19

Ассирийская держава

1

§ 18стр.85


20

Персидская держава «царя царей»

1

§ 19стр.90


21

Природа и люди Древней Индии

1

§ 20стр.95


22

Индийские варны

1

§ 21стр.100


23

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

§ 22стр.105


24

Первый властелин единого Китая

1

§ 23стр.109


25

Греки и критяне

1

§ 24стр.116


26

Микены и Троя

1

§ 25стр.121


27

Поэма Гомера «Илиада»

1

§ 26стр.125


28

Поэма Гомера «Одиссея».

1

§ 27стр.129


29

Религия древних греков

1

§ 28стр.134


30

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

§ 29стр.139


31

Зарождение демократии в Афинах

1

§ 30стр.140


32

Древняя Спарта

1

§ 31стр.143


33

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного

морей

1

§ 32стр.147


34

Олимпийские игры в древности

1

§ 33стр.150


35

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

§ 34стр.155


36

Нашествие персидских войск

1

§ 35стр.161


37

В гаванях афинского порта Пирей

1

§ 36стр.165


38

В городе богини Афины

1

§ 37стр.171


39

В афинских школах и гимнасиях

1

§ 38стр.175


40

В афинском театре

1

§ 39стр.181


41

Афинская демократия при Перикле

1

§ 40стр.185


42

Города Эллады подчиняются Македонии

1

§ 41стр.196


43

Поход Александра Македонского на Восток

1

§ 42стр.200


44

В Александрии Египетской

1

§43стр.208


45

Древнейший Рим

1

§ 44стр.214


46

Завоевание Римом Италии

1

§ 45стр.219


47

Устройство Римской республики

1

§ 46стр.222


48

Вторая война Рима с Карфагеном

1

§ 47стр.228


49

Установление господства Рима во всём Средиземноморье

1

§ 48стр.232


50

Рабство в Древнем Риме

1

§ 49стр.238


51

Земельный закон братьев Гракхов

1

§ 50стр.242


52

Восстание Спартака

1

§ 51стр.246


53

Единовластие Цезаря

1

§ 52стр.251


54

Установление империи

1

§ 53стр.256


55

Соседи Римской империи

1

§ 54стр.260


56

В Риме при императоре Нероне

1

§ 55 стр.265


57

Первые христиане и их учение

1

§ 56стр.269


58

Расцвет империи во II (2-м) веке н. э

1

§ 57стр.275


59

Вечный город и его жители .

1

§ 58стр.279


60

Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами

1

§ 59стр.285§ 60стр.289


61

РН и ЭО. Древние поселения людей на территории Адыгеи

1

См изучение


62

РН и ЭО. Древние поселения людей на территории Адыгеи

1

См.изучение


63

РН и ЭО. Майкопская и Дольменная культуры

1

См.изучение


64

РН и ЭО. Северокавказская и Кубанская культуры

1

См.изучение


65

РН и ЭО. Древние народы и цивилизации на территории Адыгеи

1

См.изучение


66

РН и ЭО. Меоты и Зихи - предки Адыгов

1

См.изучение


67

РН и ЭО. Греческие колонии на территории Северного Кавказа

1

См.изучение


68

Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира

1

Не задано


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

0

0


1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!