Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20 пос. Зеленый
(МБОУ СОШ № 20 пос. Зеленый)
| Утверждено приказом по школе от «___»______________201_ №____ |
Рабочая программа
по информатике
для 8-х классов
на 2018 /2019 учебный год
Разработчик
программы:
Мозговая Оксана Михайловна
учитель информатики
первая квалификационная категория
2018 год
Ногинский район
Введение
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» составлена в соответствии с :
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, утвержденными федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от17 декабря 2010 г. № 1897) ( ФГОС ООО);
основной образовательной программой МБОУ СОШ №20 пос. Зеленый;
учебного плана основного общего образования МБОУ СОШ №20 пос. Зеленый;
примерной основной программы по информатике для основного общего образования (одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседаний от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
федерального перечня учебников, утвержденного приказом Минобрнауки России на 2018-2019 учебный год
авторской программой Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,3-е издание, 2015.
В 8 классе программа курса «Информатика» реализуется по 1 часу в неделю за счет основной части, всего 35 часов за один учебный год.
При реализации рабочей программы используются следующий учебник/УМК:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Формы, методы и технологии организации учебных занятий:
Поскольку ведущим в ФГОС является системно - деятельностный подход, формы, методы и технологии направлены на его реализацию:
ИКТ;
Технология проблемного обучения;
Метод проектов;
Технология уровневой дифференциации;
Коллективный способ обучения (КСО);
Технология проблемного обучения;
Мультимедиа технологии;
Интерактивные технологии;
Технология развивающего обучения;
Технологии системно-деятельностного обучения.
Реализация СДП обучения опирается на методы:
активные;
интерактивные;
исследовательские;
проектные.
Количество контрольных работ за курс 8 класса -4
Количество практических работ (ИКТ-практикум) за курс 8 класса –5
Количество практикумов за курс 8 класса-12
Раздел 1.
Планируемые предметные результаты освоения предмета «Информатика» в 8 классе
Предметные результаты:
Введение в информатику
ученик научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
ученик получит возможность научиться:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
Информационные и коммуникационные технологии
ученик научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы;
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.
ученик получит возможность научиться:
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
Метапредметные:
регулятивные:
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
разрабатывать простейшие алгоритмы;
сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
познавательные:
формировать представление о информатике как сфере человеческой деятельности, о её значимости в развитии цивилизации;
формировать владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать её достоверность;
использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения практических задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практическихзадач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
коммуникативные:
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты ;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Личностные:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Информация о проектной деятельности по курсу
Во время изучения курса, обучающийся получит возможность выполнить проект, продуктом которого может являться:
Письменная работа ( аналитические материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.)
Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие
Тематическое планирование по предмету
«Информатика» 8 класс
№ п/п | Название темы/урока (количество часов) |
| Раздел 1 Введение в информатику 13 ч |
| Введение. 1 ч |
1. | Цели изучения курса информатики . Техника безопасности и организация рабочего места. |
| Тема 1. Математические основы информатики . 12 ч |
2 | Общие сведения о системах счисления |
3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика |
4 | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления |
5 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q |
6 | Представление целых чисел |
7 | Представление вещественных чисел |
8 | Высказывание. Логические операции |
9 | Построение таблиц истинности для логических выражений |
10 | Свойства логических операций |
11 | Решение логических задач |
12 | Логические элементы |
13 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа |
| Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования 20 ч |
| Тема 1. Основы алгоритмизации 10 ч |
14 | Алгоритмы и исполнители |
15 | Способы записи алгоритмов |
16 | Объекты алгоритмов |
17 | Алгоритмическая конструкция следование |
18 | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления |
19 | Неполная форма ветвления |
20 | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы |
21 | Цикл с заданным условием окончания работы |
22 | Цикл с заданным числом повторений |
23 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа |
| Тема 2.Начала программирования 10 ч |
24 | Общие сведения о языке программирования Паскаль |
25 | Организация ввода и вывода данных |
26 | Программирование линейных алгоритмов |
27 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор |
28 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. |
29 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы |
30 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы |
31 | Программирование циклов с заданным числом повторений. |
32 | Различные варианты программирования циклического алгоритма |
33 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа. |
| Итоговое повторение. 2 ч |
34 | Основные понятия курса. |
35 | Итоговое тестирование |
Содержание учебного предмета «Информатика» в 8 классе
Основное содержание темы/ курса | Основные виды учебной деятельности (характеристика основных видов деятельности) |
Раздел 1 Введение в информатику 13 ч |
Введение. 1 ч |
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | Анализировать компьютер, с точки зрения, устройства, обрабатывающего информацию.Оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.). Знать о требованиях к организации рабочего места и правилах поведения в кабинете информатики |
Тема 1. Математические основы информатики . 12 ч |
Общие сведения о системах счисления | Аналитическая деятельность: .выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления; анализировать логическую структуру высказываний Практическая деятельность: переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме; строить таблицы истинности для логических выражений вычислять истинностное значение логического выражения |
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика |
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления |
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q |
Представление целых чисел |
Представление вещественных чисел |
Высказывание. Логические операции |
Построение таблиц истинности для логических выражений |
Свойства логических операций |
Решение логических задач |
Логические элементы |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа |
Раздел II. Алгоритмы и начала программирования (20 ч) Тема 1 «Основы алгоритмизации» (10 ч) |
Алгоритмы и исполнители | Аналитическая деятельность: .определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи Практическая деятельность: исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения |
Способы записи алгоритмов |
Объекты алгоритмов |
Алгоритмическая конструкция следование |
Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления |
Неполная форма ветвления |
Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы |
Цикл с заданным условием окончания работы |
Цикл с заданным числом повторений |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа |
Тема 2 «Начала программирования» (10 ч) |
Общие сведения о языке программирования Паскаль | Аналитическая деятельность: анализировать готовые программы; определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; выделять этапы решения задачи на компьютере. анализировать готовые программы; определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; выделять этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность: программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла. программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла |
Организация ввода и вывода данных |
Программирование линейных алгоритмов |
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор |
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. |
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы |
Программирование циклов с заданным условием окончания работы |
Программирование циклов с заданным числом повторений. |
Различные варианты программирования циклического алгоритма |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа. |
Итоговое повторение. 2 ч |
Основные понятия курса. Итоговое тестирование | Уметь применять на практике знания, умения и навыки, полученные за курс 8 класса |
Календарно-тематическое планирование предмета "Информатика" в 8-х классах |
№ урока п/п | № урока в четверти | Название темы (количество часов)/ урока | Планируемые сроки ( дата проведения по плану) | Дата проведения по факту 8А | Дата проведения по факту 8Б | Примечание –коррекция программы |
I- триместр 10 недель 2 дня |
Введение 1 ч |
1 | 1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | 03.09.2018 | | | |
Тема 1. Математические основы информатики . 12 ч/ 9 ч |
2 | 2 | Общие сведения о системах счисления | 10.09.2018 | | | |
3 | 3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.Практикум 1 | 17.09.2018 | | | |
4 | 4 | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления.Практикум 2 | 24.09.2018 | | | |
5 | 5 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.Практикум 3 | 01.10.2018 | | | |
6 | 6 | Представление целых чисел.Практикум 4 | 15.10.2018 | | | |
7 | 7 | Представление вещественных чисел.Практикум 5 | 22.10.2018 | | | |
8 | 8 | Высказывание. Логические операции | 29.10.2018 | | | |
9 | 9 | Построение таблиц истинности для логических выражений.Практикум 6 | 05.11.2018 | | | |
10 | 10 | Свойства логических операций | 12.11.2018 | | | |
II- триместр 11 недель 3 дня |
Тема 1. Математические основы информатики . 12 ч/ 3 ч |
11 | 1 | Решение логических задач.Практикум 7 | 26.11.2018 | | | |
12 | 2 | Логические элементы.Практикум | 03.12.2018 | | | |
13 | 3 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Контрольная работа 1 | 10.12.2018 | | | |
| Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования 20 ч |
| | Тема 1. Основы алгоритмизации 10 ч/ 9 ч |
14 | 4 | Алгоритмы и исполнители | 17.12.2018 | | | |
15 | 5 | Способы записи алгоритмов | 24.12.2018 | | | |
16 | 6 | Объекты алгоритмов | 09.01.2019 | | | |
17 | 7 | Алгоритмическая конструкция следование | 14.01.2019 | | | |
18 | 8 | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления.Практикум 8 | 21.01.2019 | | | |
19 | 9 | Неполная форма ветвления.Практикум 9 | 28.01.2019 | | | |
20 | 10 | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы.Практикум 10 | 04.02.2019 | | | |
21 | 11 | Цикл с заданным условием окончания работы.Практикум 11 | 11.02.2019 | | | |
22 | 12 | Цикл с заданным числом повторений.Практикум 12 | 18.02.2019 | | | |
III – триместр 13 недель |
Тема 1. Основы алгоритмизации 10 ч/ 1 ч |
23 | 1 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Контрольная работа 2 | 04.03.2019 | | | |
Тема 2.Начала программирования 10 ч |
24 | 2 | Общие сведения о языке программирования Паскаль | 11.03.2019 | | | |
25 | 3 | Организация ввода и вывода данных.ПР 1 | 18.03.2019 | | | |
26 | 4 | Программирование линейных алгоритмов.ПР 2 | 25.03.2019 | | | |
27 | 5 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор | 01.04.2019 | | | |
28 | 6 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений | 15.04.2019 | | | |
29 | 7 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.ПР 3 | 22.04.2019 | | | |
30 | 8 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы.ПР 4 | 29.04.2019 | | | |
31 | 9 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы | 06.05.2019 | | | |
32 | 10 | Различные варианты программирования циклического алгоритма.ПР 5 | 13.05.2019 | | | |
33 | 11 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Контрольная работа 3. | 17.05.2019 | | | |
Итоговое повторение. 2 ч |
34 | 12 | Основные понятия курса. | 20.05.2019 | | | |
35 | 13 | Итоговая контрольная работа | 27.05.2019 | | | |