Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20 пос. Зеленый
(МБОУ СОШ № 20 пос. Зеленый)
| Утверждено приказом по школе от «___»______________201_ №____ |
Рабочая программа
по информатике
для 7-х классов
на 2018/2019 учебный год
Разработчик
программы:
Мозговая Оксана Михайловна
учитель информатики
первая квалификационная категория
2018 год
Ногинский район
Введение
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» составлена в соответствии с :
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, утвержденными федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от17 декабря 2010 г. № 1897) ( ФГОС ООО);
основной образовательной программой МБОУ СОШ №20 пос. Зеленый;
учебного плана основного общего образования МБОУ СОШ №20 пос. Зеленый;
примерной основной программы по информатике для основного общего образования (одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседаний от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
федерального перечня учебников, утвержденного приказом Минобрнауки России на 2018-2019 учебный год
авторской программой Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,3-е издание, 2015.
В 7 классе программа курса «Информатика» реализуется по 1 часу в неделю за счет основной части, всего 35 часов за один учебный год.
При реализации рабочей программы используются следующий учебник/УМК:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Формы, методы и технологии организации учебных занятий:
Поскольку ведущим в ФГОС является системно - деятельностный подход, формы, методы и технологии направлены на его реализацию:
ИКТ;
Технология проблемного обучения;
Метод проектов;
Технология уровневой дифференциации;
Коллективный способ обучения (КСО);
Технология проблемного обучения;
Мультимедиа технологии;
Интерактивные технологии;
Технология развивающего обучения;
Технологии системно-деятельностного обучения.
Реализация СДП обучения опирается на методы:
активные;
интерактивные;
исследовательские;
проектные.
Количество контрольных работ за курс 7 класса - 6
Количество практических работ за курс 7 класса –12
Раздел 1.
Планируемые предметные результаты освоения предмета «Информатика» в 7 классе
Предметные результаты:
Введение в информатику
ученик научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
ученик получит возможность научиться:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
Информационные и коммуникационные технологии
ученик научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы;
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.
Ученик получит возможность научиться:
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
Метапредметные:
регулятивные:
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
разрабатывать простейшие алгоритмы;
сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
познавательные:
формировать представление о информатике как сфере человеческой деятельности, о её значимости в развитии цивилизации;
формировать владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать её достоверность;
использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения практических задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практическихзадач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
коммуникативные:
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты ;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Личностные:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Информация о проектной деятельности по курсу
Во время изучения курса, обучающийся получит возможность выполнить проект, продуктом которого может являться:
Письменная работа ( аналитические материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.)
Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие
Содержание учебного предмета «Информатика» в 7 классе
Основное содержание темы/ курса | Основные виды учебной деятельности (характеристика основных видов деятельности) |
Введение. 1 ч |
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | Анализировать компьютер, с точки зрения, устройства, обрабатывающего информацию |
Глава 1. Информация и информационные процессы. 8 ч |
Информация и ее свойства | Аналитическая деятельность: оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающихся в жизни; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах; анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления. Практическая деятельность: кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; о перировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.) |
Информационные процессы. Обработка информации |
Информационные процессы. Хранение и передача информации |
Всемирная паутина как информационное хранилище |
Представление информации. |
Дискретная форма представления информации |
Единицы измерения информации. |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». |
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. 7 ч |
Основные компоненты компьютера и их функции | Аналитическая деятельность: ·анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера; определять основные характеристики операционной системы; планировать собственное информационное пространство. Практическая деятельность: получать информацию о характеристиках компьютера; оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.); выполнять основные операции с файлами и папками; оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме; оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера); использовать программы-архиваторы; осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ |
Персональный компьютер. |
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение |
Системы программирования и прикладное программное обеспечение |
Файлы и файловые структуры. |
Пользовательский интерфейс. |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». |
Глава 3. Обработка графической информации. 4 ч |
Формирование изображения на экране компьютера | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе; создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора |
Компьютерная графика |
Создание графических изображений .ИКТ Практикум |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». |
Глава 4. Обработка текстовой информации. 9 ч |
Текстовые документы и технологии их создания | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц); вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; выполнять коллективное создание текстового документа; с оздавать гипертекстовые документы; выполнять кодирование декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникод, КОИ-8P, Windows 1251); использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов. |
Создание текстовых документов на компьютере. |
Прямое форматирование |
Стилевое форматирование |
Визуализация информации в текстовых документах. |
Распознавание текста и системы компьютерного перевода. |
Оценка количественных параметров текстовых документов. |
Оформление реферата История вычислительной техники |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». |
Глава 5. Мультимедиа. 4 ч |
Технология мультимедиа. | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создавать презентации с использованием готовых шаблонов; записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации). |
Компьютерные презентации |
Создание мультимедийной презентации. |
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». |
Итоговое повторение. 2 ч |
Основные понятия курса. Итоговое тестирование | |
Тематическое планирование по предмету
«Информатика» 7 класс
№ п/п | Название темы/урока (количество часов) |
| Введение. 1 ч |
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. |
| Глава 1. Информация и информационные процессы. 8 ч |
2 | Информация и ее свойства |
3 | Информационные процессы. Обработка информации |
4 | Информационные процессы. Хранение и передача информации |
5 | Всемирная паутина как информационное хранилище |
6 | Представление информации. |
7 | Дискретная форма представления информации |
8 | Единицы измерения информации. |
9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». |
| Глава 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. 7 ч |
10 | Основные компоненты компьютера и их функции |
11 | Персональный компьютер. |
12 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение |
13 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение |
14 | Файлы и файловые структуры. |
15 | Пользовательский интерфейс. |
16 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». |
| Глава 3. Обработка графической информации. 4 ч |
17 | Формирование изображения на экране компьютера |
18 | Компьютерная графика |
19 | Создание графических изображений .ИКТ Практикум |
20 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». |
| Глава 4. Обработка текстовой информации. 9 ч |
21 | Текстовые документы и технологии их создания |
22 | Создание текстовых документов на компьютере. |
23 | Прямое форматирование |
24 | Стилевое форматирование |
25 | Визуализация информации в текстовых документах. |
26 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода. |
27 | Оценка количественных параметров текстовых документов. |
28 | Оформление реферата История вычислительной техники |
29 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». |
| Глава 5. Мультимедиа. 4 ч |
30 | Технология мультимедиа. |
31 | Компьютерные презентации |
32 | Создание мультимедийной презентации. |
33 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». |
| Итоговое повторение. 2 ч |
34 | Основные понятия курса. |
35 | Итоговое тестирование |
Календарно-тематическое планирование предмета "Информатика" в 7-х классах |
№ урока п/п | № урока в четверти | Название темы (количество часов)/ урока | Планируемые сроки ( дата проведения по плану) | Дата проведения по факту 7А | Дата проведения по факту 7Б | Примечание –коррекция программы |
I триместр – 10 недель 2 дня |
Введение |
1 | 1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | 03.09.2018 | | | |
Глава 1. Информация и информационные процессы. 8 ч |
2 | 2 | Информация и ее свойства | 10.09.2018 | | | |
3 | 3 | Информационные процессы. Обработка информации | 17.09.2018 | | | |
4 | 4 | Информационные процессы. Хранение и передача информации | 24.09.2018 | | | |
5 | 5 | Всемирная паутина как информационное хранилище | 01.10.2018 | | | |
6 | 6 | Представление информации. ИКТ Практикум | 15.10.2018 | | | |
7 | 7 | Дискретная форма представления информации | 22.10.2018 | | | |
8 | 8 | Единицы измерения информации. Практикум | 29.10.2018 | | | |
9 | 9 | Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы» | 05.11.2018 | | | |
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. 7 ч/ 1 ч |
10 | 10 | Основные компоненты компьютера и их функции | 12.10.2018 | | | |
II триместр - 11 недель 3 лня |
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. 7 ч/ 6 ч |
11 | 1 | Персональный компьютер. ИКТ Практикум | 26.11.2018 | | | |
12 | 2 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | 03.12.2018 | | | |
13 | 3 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | 10.12.2018 | | | |
14 | 4 | Файлы и файловые структуры.ИКТ Практикум | 17.12.2018 | | | |
15 | 5 | Пользовательский интерфейс.ИКТ Практикум | 24.12.2018 | | | |
16 | 6 | Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». | 14.01.2019 | | | |
Глава 3. Обработка графической информации. 4 ч |
17 | 7 | Формирование изображения на экране компьютера | 21.01.2019 | | | |
18 | 8 | Компьютерная графика | 28.01.2019 | | | |
19 | 9 | Создание графических изображений .ИКТ Практикум | 04.02.2019 | | | |
20 | 10 | Контрольная работа №3 по теме «Обработка графической информации». | 11.02.2019 | | | |
Глава 4. Обработка текстовой информации. 9 ч /2 ч |
21 | 11 | Текстовые документы и технологии их создания | 18.02.2019 | | | |
22 | 12 | Создание текстовых документов на компьютере.ИКТ Практикум | 20.02.2019 | | | |
III –триместр 13 недель |
Глава 4. Обработка текстовой информации. 9 ч / 7 ч |
23 | 1 | Прямое форматирование ИКТ Практикум | 26.02.2019 | | | |
24 | 2 | Стилевое форматирование ИКТ Практикум | 04.03.2019 | | | |
25 | 3 | Визуализация информации в текстовых документах. ИКТ Практикум | 11.03.2019 | | | |
26 | 4 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода. Практикум | 18.03.2019 | | | |
27 | 5 | Оценка количественных параметров текстовых документов. Практикум | 25.03.2019 | | | |
28 | 6 | Оформление реферата История вычислительной техники | 01.04.2019 | | | |
29 | 7 | Контрольная работа №4 по теме «Обработка текстовой информации». | 15.04.2019 | | | |
Глава 5. Мультимедиа. 4 ч |
30 | 8 | Технология мультимедиа. | 22.04.2019 | | | |
31 | 9 | Компьютерные презентации | 29.04.2019 | | | |
32 | 10 | Создание мультимедийной презентации.ИКТ Практикум | 06.05.2019 | | | |
33 | 11 | Контрольная работа №5 по теме «Мультимедиа». | 13.05.2019 | | | |
Итоговое повторение. 2 ч |
34 | 12 | Основные понятия курса. | 20.05.2019 | | | |
35 | 13 | Итоговая контрольная работа | 27.05.2019 | | | |