СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ИГЗ по русскому языку 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на подготовку учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ИГЗ по русскому языку 11 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся11 классов любого профиля при подготовке к государственной итоговой аттестации (далее – ГИА). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся, сформированные в основной и средней школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ГИА. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

ЦЕЛЬ КУРСА: освоение учащимися 11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ГИА, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.

Задачи курса:

- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;


Программа курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю)


Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.

Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ГИА, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.

Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной школе.


Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).


Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

изучения курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»


п/п

Тематика курса

кол-во часов


11 класс


1

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

1

2

Орфоэпические нормы русского языка

1

3

Лексические нормы

5

3.1

Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка.

1

3.2

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

3.3

Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония

и др.) Умение находить их в тексте.

Стилистические фигуры, их роль в тексте.

2

3.4

Стилистические фигуры, их роль в тексте.

1

4

Словообразовательные нормы.

2

5

Грамматические нормы.

2

6

Морфологические нормы и орфография

12

6.1

Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи.

1

6.2

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

1

6.3

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии.

2

6.4

Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.

2

6.5

Правописание корней и приставок.

2

6.6

Правописание личных окончаний глаголов и суф-фиксов причастий настоящего времени.

2

6.7

Правописание суффиксов различных частей речи

(кроме –Н- и –НН-).

1

6.8

Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.

1

6.9

Слитное, дефисное и раздельное написание омони-мичных слов и сочетаний слов.

3

7

Синтаксические нормы и пунктуация

11

7.1

Словосочетание,виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.

1

7.2

Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.

1

7.3

Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения.

1

7.4

Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом)

1

7.5

Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчи-ненных предложений.

1

7.6

Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную.

1

7.7

Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы».

1

7.8

Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения)

1

7.9

Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях

1

7.10

Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях

2


ИТОГО

34


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Языковые нормы – 1 ч.

Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Основные термины и понятия:

Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира

Знать: лексическое богатство русского языка;

- стилистику русского языка;

- виды планов;

Уметь: составлять план;

- использовать эпиграф;


Орфоэпическая норма -1 ч.

Основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Основные термины и понятия:

Фонетика. Графика, Основные лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных звуков. Чередование звуков. Ударение.

Знать: орфоэпические нормы правописания;

- характеристику гласных и согласных звуков в слове;

Уметь: производить фонетический разбор слов;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- формировать мировоззрение школьников;

- уметь выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;


Лексическая норма – 5 ч.

Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Основные термины и понятия:

Значение слов, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Лексика исконно русская, заимствованная, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная, фразеологические обороты, основные типы словарей

Знать: лексическое и грамматическое значение слов;

- прямое и переносное значение слов;

- понятие о синонимах, антонимах, паронимах, омонимах;

- роль старославянизмов в создании текста высоко стиля;

- фразеологизмы, фразеологические выражения;

- устаревшая лексика: архаизмы, старославянизмы, историзмы;

Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза;

- анализировать лексические средства выразительности в тексте;

- работать с различными видами словарей;

- определять лексические особенности текста;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- выделять главное;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

- использование в речи изобразительно-выразительных средств;

- выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

- адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;



Грамматические нормы – 2ч.

(словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма – 2ч.

Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Основные термины и понятия:

Состав слова. Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная и непроизводная основа. Простая, сложная основа. Производящая основа. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Формообразующий аффикс.

Знать: состав слова;

- способы образования слов;

- нормы формообразования;

- правописание морфем;

- морфологический принцип правописания;

Уметь: производить морфемный анализ слов;

- производить словообразовательный разбор слов;

- правильно писать словообразующие и формообразующие морфемы;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

- пользование словарями различных типов;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;


Морфологические нормы и орфография - 12ч.

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Основные термины и понятия:

Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Безударные гласные. Чередующиеся гласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Двойные согласные в разных частях речи. Приставка. Слог, деление слова на слоги. Графика и орфография. Строчная и прописная буква.

Знать: типы орфограмм;

- безударные гласные в корне;

- гласные после шипящих в разных частях речи;

- гласные после шипящих и Ц;

- правописание согласных в слове;

- двойные согласные;

- гласные и согласные в приставках;

- правила переноса слов;

- разделительные Ъ и Ь знаки;

Уметь: определять орфограммы в словах;

- решать орфографические задачи;

- правильно писать безударные гласные в корне;

- правильно писать гласные после шипящих в разных частях речи;

- правильно писать гласные после шипящих и Ц;

- правильно писать двойные согласные;

- правильно писать гласные и согласные в приставках;

- правильно писать разделительные Ъ и Ь знаки;

- применять правила переноса в словах;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- формировать пути здорового образа жизни, внутренней зкологической культуры;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;


Синтаксические нормы и пунктуация – 11 ч.

Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.


Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.


Основные термины и понятия:

Синтаксис, пунктуация, функция знаков препинания, принципы пунктуации.

Знать/понимать:

- определение пунктуации;

- основные функции знаков препинания;

- разделительные знаки препинания;

- выделительные знаки препинания;

- многофункциональные знаки препинания;

- порядок пунктуационного разбора;

Уметь:

- производить пунктуационный анализ предложения;

- объяснять общие случаи постановки разделительных, выделительных и - ---- соединительных знаков препинания;

- ставить знаки препинания в соответствии со структурой предложения;











Курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:


- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).



Литература


  1. Бархударов С. Г., Крючков С.Е. и др. Русский язык для 9 класса.- М. «Просвещение», 2013год

  2. ДейкинаА.Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс/А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2009.

  3. Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс.- М.: ВАКО, 2013.

  4. Лебеденко С.А. Диктанты по русскому языку:8-9 классы.- М.: Эксмо,2012

  5. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  6. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 9 класс / А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2012.

  7. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2014: учебно-методическое пособие/Под ре. Н.А.Сениной.- Ростовн/Д: Легион,2013

  8. Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2010

  9. Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в ВУЗы. – М.: Айрис-пресс, 2011

  10. Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2010.

  11. Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение, 2009.

  12. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвеще­ние, 2012.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




занят.

Дата

провед.

Тема занятия

к-во

час.



11 класс – 34 часа


1


Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.

Словари русского языка

1

2


Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

1

3-7



Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология.

Речевые ошибки на лексическом уровне.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора)

Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония

и др.) Умение находить их в тексте.

Стилистические фигуры, их роль в тексте.

5

8


Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи.

1

9


Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

1

10-11


Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии.

2

12-13


Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.

2

14-15


Правописание корней и приставок.

2

16-17


Правописание личных окончаний глаголов и суф-фиксов причастий настоящего времени.

2

18


Правописание суффиксов различных частей речи

(кроме –Н- и –НН-).

1

19


Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.

1

20


Слитное, дефисное и раздельное написание омони-мичных слов и сочетаний слов.

1

21-22


Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности.

2

23


Синтаксические нормы. Словосочетание,виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.

1

24


Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.

1

25


Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения.

1

26


Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом)

1

27


Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчи-ненных предложений.

1

28


Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную.

1

29


Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы».

1

30-31


Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения)

2

32


Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях

1

33


Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях

1

34


Итоговая зачетная работа по тестам (с само- и взаимопроверкой по окончании работы)

1




Список литературы


1.Богданова Г.Ф. Уроки русского языка в 9 классе. - М., 2001.

2. Валгиш Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. -М., 1993.

З.Воителева Т. М., Войлова К. А. и др. Большой справочник " Русский язык для школьников и поступающих в ВУЗы. - М, 1998.

4.Голуб М.Б., Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. - М.,1990.

5. Граник Г.Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1991.

6. Книгина М.Г. Русский язык. Подготовка к государственному централизо­ванному тестированию. 9 класс. - Саратов, 2004.

7. Львова СИ. Там, где кончается слово... (о слитных, дефисных и раздель­ных написаниях). - М., 1991.

8. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982. 9.Львова СИ Этимология на службе орфографии. - М., 2001.

10. Рахимкулова Г.Ф. и др. Пособие для подготовки к единому государствен­ному экзамену и централизованному тестированию по русскому языку. - Рос­тов-на-Дону, 2004.

11. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для поступающих в вузы: Учеб.пособие. -М.:Дрофа,1994.

Учебно – методическое обеспечение


  1. Таблицы

  2. Комплекты карточек

  3. Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы










13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!