ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся11 классов любого профиля при подготовке к государственной итоговой аттестации (далее – ГИА). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся, сформированные в основной и средней школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ГИА. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛЬ КУРСА: освоение учащимися 11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ГИА, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю)
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ГИА, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
изучения курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
№ п/п | Тематика курса | кол-во часов |
| 11 класс | |
1 | Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. | 1 |
2 | Орфоэпические нормы русского языка | 1 |
3 | Лексические нормы | 5 |
3.1 | Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. | 1 |
3.2 | Изобразительно-выразительные средства языка. | 1 |
3.3 | Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония и др.) Умение находить их в тексте. Стилистические фигуры, их роль в тексте. | 2 |
3.4 | Стилистические фигуры, их роль в тексте. | 1 |
4 | Словообразовательные нормы. | 2 |
5 | Грамматические нормы. | 2 |
6 | Морфологические нормы и орфография | 12 |
6.1 | Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи. | 1 |
6.2 | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. | 1 |
6.3 | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии. | 2 |
6.4 | Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. | 2 |
6.5 | Правописание корней и приставок. | 2 |
6.6 | Правописание личных окончаний глаголов и суф-фиксов причастий настоящего времени. | 2 |
6.7 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-). | 1 |
6.8 | Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. | 1 |
6.9 | Слитное, дефисное и раздельное написание омони-мичных слов и сочетаний слов. | 3 |
7 | Синтаксические нормы и пунктуация | 11 |
7.1 | Словосочетание,виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. | 1 |
7.2 | Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. | 1 |
7.3 | Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. | 1 |
7.4 | Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом) | 1 |
7.5 | Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчи-ненных предложений. | 1 |
7.6 | Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную. | 1 |
7.7 | Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы». | 1 |
7.8 | Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения) | 1 |
7.9 | Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях | 1 |
7.10 | Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях | 2 |
| ИТОГО | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Языковые нормы – 1 ч.
Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Основные термины и понятия:
Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира
Знать: лексическое богатство русского языка;
- стилистику русского языка;
- виды планов;
Уметь: составлять план;
- использовать эпиграф;
Орфоэпическая норма -1 ч.
Основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Основные термины и понятия:
Фонетика. Графика, Основные лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных звуков. Чередование звуков. Ударение.
Знать: орфоэпические нормы правописания;
- характеристику гласных и согласных звуков в слове;
Уметь: производить фонетический разбор слов;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- формировать мировоззрение школьников;
- уметь выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;
Лексическая норма – 5 ч.
Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Основные термины и понятия:
Значение слов, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Лексика исконно русская, заимствованная, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная, фразеологические обороты, основные типы словарей
Знать: лексическое и грамматическое значение слов;
- прямое и переносное значение слов;
- понятие о синонимах, антонимах, паронимах, омонимах;
- роль старославянизмов в создании текста высоко стиля;
- фразеологизмы, фразеологические выражения;
- устаревшая лексика: архаизмы, старославянизмы, историзмы;
Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза;
- анализировать лексические средства выразительности в тексте;
- работать с различными видами словарей;
- определять лексические особенности текста;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- выделять главное;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
- использование в речи изобразительно-выразительных средств;
- выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;
- адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
Грамматические нормы – 2ч.
(словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма – 2ч.
Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Основные термины и понятия:
Состав слова. Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная и непроизводная основа. Простая, сложная основа. Производящая основа. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Формообразующий аффикс.
Знать: состав слова;
- способы образования слов;
- нормы формообразования;
- правописание морфем;
- морфологический принцип правописания;
Уметь: производить морфемный анализ слов;
- производить словообразовательный разбор слов;
- правильно писать словообразующие и формообразующие морфемы;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
- пользование словарями различных типов;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
Морфологические нормы и орфография - 12ч.
Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Основные термины и понятия:
Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Безударные гласные. Чередующиеся гласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Двойные согласные в разных частях речи. Приставка. Слог, деление слова на слоги. Графика и орфография. Строчная и прописная буква.
Знать: типы орфограмм;
- безударные гласные в корне;
- гласные после шипящих в разных частях речи;
- гласные после шипящих и Ц;
- правописание согласных в слове;
- двойные согласные;
- гласные и согласные в приставках;
- правила переноса слов;
- разделительные Ъ и Ь знаки;
Уметь: определять орфограммы в словах;
- решать орфографические задачи;
- правильно писать безударные гласные в корне;
- правильно писать гласные после шипящих в разных частях речи;
- правильно писать гласные после шипящих и Ц;
- правильно писать двойные согласные;
- правильно писать гласные и согласные в приставках;
- правильно писать разделительные Ъ и Ь знаки;
- применять правила переноса в словах;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- формировать пути здорового образа жизни, внутренней зкологической культуры;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
Синтаксические нормы и пунктуация – 11 ч.
Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Основные термины и понятия:
Синтаксис, пунктуация, функция знаков препинания, принципы пунктуации.
Знать/понимать:
- определение пунктуации;
- основные функции знаков препинания;
- разделительные знаки препинания;
- выделительные знаки препинания;
- многофункциональные знаки препинания;
- порядок пунктуационного разбора;
Уметь:
- производить пунктуационный анализ предложения;
- объяснять общие случаи постановки разделительных, выделительных и - ---- соединительных знаков препинания;
- ставить знаки препинания в соответствии со структурой предложения;
Курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).
Литература
Бархударов С. Г., Крючков С.Е. и др. Русский язык для 9 класса.- М. «Просвещение», 2013год
ДейкинаА.Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс/А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2009.
Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс.- М.: ВАКО, 2013.
Лебеденко С.А. Диктанты по русскому языку:8-9 классы.- М.: Эксмо,2012
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 9 класс / А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2012.
Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2014: учебно-методическое пособие/Под ре. Н.А.Сениной.- Ростовн/Д: Легион,2013
Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2010
Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в ВУЗы. – М.: Айрис-пресс, 2011
Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2010.
Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение, 2009.
Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2012.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занят. | Дата провед. | Тема занятия | к-во час. |
| | 11 класс – 34 часа | |
1 | | Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка | 1 |
2 | | Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. | 1 |
3-7 | | Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора) Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония и др.) Умение находить их в тексте. Стилистические фигуры, их роль в тексте. | 5 |
8 | | Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи. | 1 |
9 | | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. | 1 |
10-11 | | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии. | 2 |
12-13 | | Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. | 2 |
14-15 | | Правописание корней и приставок. | 2 |
16-17 | | Правописание личных окончаний глаголов и суф-фиксов причастий настоящего времени. | 2 |
18 | | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-). | 1 |
19 | | Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. | 1 |
20 | | Слитное, дефисное и раздельное написание омони-мичных слов и сочетаний слов. | 1 |
21-22 | | Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности. | 2 |
23 | | Синтаксические нормы. Словосочетание,виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. | 1 |
24 | | Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. | 1 |
25 | | Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. | 1 |
26 | | Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом) | 1 |
27 | | Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчи-ненных предложений. | 1 |
28 | | Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную. | 1 |
29 | | Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы». | 1 |
30-31 | | Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения) | 2 |
32 | | Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях | 1 |
33 | | Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях | 1 |
34 | | Итоговая зачетная работа по тестам (с само- и взаимопроверкой по окончании работы) | 1 |
Список литературы
1.Богданова Г.Ф. Уроки русского языка в 9 классе. - М., 2001.
2. Валгиш Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. -М., 1993.
З.Воителева Т. М., Войлова К. А. и др. Большой справочник " Русский язык для школьников и поступающих в ВУЗы. - М, 1998.
4.Голуб М.Б., Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. - М.,1990.
5. Граник Г.Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1991.
6. Книгина М.Г. Русский язык. Подготовка к государственному централизованному тестированию. 9 класс. - Саратов, 2004.
7. Львова СИ. Там, где кончается слово... (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.
8. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982. 9.Львова СИ Этимология на службе орфографии. - М., 2001.
10. Рахимкулова Г.Ф. и др. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по русскому языку. - Ростов-на-Дону, 2004.
11. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для поступающих в вузы: Учеб.пособие. -М.:Дрофа,1994.
Учебно – методическое обеспечение
Таблицы
Комплекты карточек
Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы
13