СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и тематическое планирование на 2023-2024 уч.год по ИЗО 3 класс УМК "Гармония"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и тематическое планирование на 2023-2024 уч.год по ИЗО 3 класс УМК "Гармония"»

Ι. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ИЗО

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Т. А. Копцева, В. П. Копцев и Е. В. Копцев и в соответствии с Образовательной программой МАОУ СОШ № 5.

Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка воспитание духовно – нравственных ценностных ориентиров, уважение к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно – образного мышления и интуиции.

Изобразительное искусство направлено на эмоционально – образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:

– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства);

– формирование социально – ориентировочного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роди в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно прикладного искусства, приобщения к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;

– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и т.д., знакомство с языком изобразительного искусства.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа по изобразительному искусству «Природа и художник» рассчитана на четыре года обучения. Система художественно – творческих знаний имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его в новом уровне сложности:

1 класс – «Художник и природа родного края».

2 класс – «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем».

3 класс – «Художник и природа разных стран мира».

4 класс – «Художник, природа и я».

Структурной особенностью программы является блочно – тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения.

В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно – деятельностный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:

1. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно – ориентированное обучение).

2. Принцип продуктивности обучения.

3. Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества, и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика.

4. Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поликультурной среде.

5. Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика.

III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования отводят 34 часа для изучения учебного предмета «ИЗО» на уровне начального общего образования в 3 классе, т.е. 1 час в неделю.

Критериями эффективности учебной программы являются требования к результатам освоения программы по изобразительному искусству, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

В течение учебного года при необходимости будет производиться коррекция программы.

IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные и метапредметные результаты продолжают формироваться на всём периоде обучения учащихся в начальной школе.

В процессе изучения изобразительного искусства в 3 классе обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно – эстетической сфере – эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно – образному познанию мира;

в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в различных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

В 3 классе предметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в следующих сферах деятельности:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и краткая характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств;

в ценностно – эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу, искусству; проявление устойчивого интереса к художественным традициям народа;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно – творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный материал программы по «ИЗО» предоставлен следующими компонентами образования: «Эстетическое восприятие», «Виды художественной деятельности», «Язык изобразительного искусства», «Значимые темы художественного творчества (искусства)». Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства; ценностно – ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную.

«Значимые темы искусства» в программе каждого класса объединены в четыре модуля: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства».

Компонент образования «Эстетическое восприятие», раскрывая художественно – образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы.

Компонент образования «Виды художественной деятельности» создаёт условия для получения практического художественно – творческого опыта работы с разными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующей развитию навыков работы с:

– живописными материалами и техниками: акварель, гуашь и др.;

– графическими материалами: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры; и техниками: кляксография, монотипия и др.;

– скульптурными материалами: пластилином;

– конструктивными материалами: бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.

Компонент образования «Язык изобразительного искусства» - компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения.

Четвёртый компонент содержания художественного образования «Значимые темы искусства» определяет основные разделы программы «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства», намечает эмоционально – ценностную направленность тематики практических знаний.

В I разделе «Художник и мир природы» определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений человека о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно – прикладном искусстве и архитектуре.

II раздел «Художник и мир животных» расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых; иллюстрация сказок про зверей; сочинение образов фантастических зверей. Художник учиться у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, раковина улитки и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.

III раздел «Художник и мир человека» расширяет горизонты детского познания окружающего мира – мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника Отечества. Семья, как главная ценность для ребёнка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестёр.

В IV разделе «Художник и мир искусства» осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балеты, искусством мультипликации, книжной графики и костюма.

VI. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ИЗО 3 «___» класс

Тематическое планирование по изобразительному искусству для 3 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:

1. Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений.

2. Развивать понимание значения искусства в жизни человека и общества.

3. Развивать восприятие и краткая характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств.

4. Развивать проявление устойчивого интереса к художественным традициям народа.

5. Развивать способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно – творческой деятельности.


п/п


Название темы

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Коррекция

I раздел «Художник и мир природы» 9ч

1.

Введение. Творческая папка художника.

1

06.09



2.

Радуга – радуга.

1

13.09



3.

«Ветер, ветер! Ты могуч…»

1

20.09



4.

Пустыни и оазисы.

1

27.09



5.

Кактусы – гиганты.

1

04.10



6.

Натюрморт в живописи.

1

11.10



7.

Орнамент – стиль эпохи.

1

18.10



8.

Витражная роза.

1

25.10



9.

Чудо-дерево.

1

08.11



II раздел «Художник и мир животных» 8ч

10.

Образы животных в мифах и сказках.

1

15.11



11.

Собака – верный друг.

1

22.11



12.

Полёт птиц.

1

29.11



13.

Образ лошади в изобразительном искусстве. Медный всадник.

1

06.12



14.

«Крокодил солнце в небе проглотил…».

1

13.12



15.

Новогодняя игрушка.

1

20.12



16.

«Божья коровка, улети на небо…».

1

27.12



17.

Фантастические существа.

1

11.01



III раздел «Художник и мир человека» 9ч

18.

Галерея детского изобразительного творчества.

1

18.01



19.

Портрет в скульптуре.

1

25.01



20.

Великаны и лилипуты.

1

01.02



21.

Женский профиль. Мужской профиль.

1

08.02



22.

Архитектурные постройки: крепостные стены.

1

15.02



23.

Золотое кольцо России.

1

22.02



24.

Народная игрушка.

1

01.03



25.

Необычная чаша.

1

15.03



26.

Знаменитые скульптуры.

1

22.03



IV раздел «Художник и мир искусства» 7ч

27.

Фантастическое рядом – музей космонавтики.

1

05.04



28.

В мире книг.

1

19.04



29.

В мире музыки.

1

26.04



30.

Театр масок.

1

03.05



31.

Танцы народов мира.

1

10.05



32.

Музеи мира: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Лувр.

1

17.05



33.

Музеи мира: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Лувр.

1

24.05




34.

Резерв.

1

31.05






VII. КРИТЕРИИ, НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

1. Активность участия.

2. Умение собеседника прочувствать суть вопроса.

3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4. Самостоятельность.

5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы.

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.

4. Аккуратность всей работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Критерии оценивания знаний и умений

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

VIII. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО ПРОЦЕССА

Реализация данной программы предусматривает использование в педагогической практике учебно – методического комплекта.

Учебные пособия для учащихся:

1. Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В. Изобразительное искусство. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Москва: Яхонт. – 2012 и послед.

2. Копцева Т.А., Копцев В.П. Творческая папка для учащихся к учебнику для 3 класса. – Москва: Яхонт. – 2012 и послед.

Учебно – методические пособия для учителя:

1. Копцева Т.А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Москва: Яхонт. – 2012 и послед.

2. Копцева Т.А. Русское изобразительное искусство: Набор репродукций произведений художников для начальной школы. – Москва: Яхонт. – 2012 и послед.

3. Копцева Т.А. Зарубежное европейское изобразительное искусство: Набор репродукций произведений художников для начальной школы. – Москва: Яхонт. – 2012 и послед.

4. Копцева Т.А. Народное декоративно – прикладное искусство: Набор репродукций для начальной школы. – Москва: Яхонт. – 2012 и послед.

5. Копцева Т.А. Архитектура: Набор репродукций для начальной школы. – Москва: Яхонт. – 2012 и послед.

6. Копцева Т.А. Скульптура: Набор репродукций для начальной школы. – Москва: Яхонт. – 2012 и послед.

Для решения поставленных задач кабинет изобразительного искусства необходимо оснастить соответствующим оборудованием: компьютер, проекционный аппарат.

Печатные пособия

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования.

2. Примерная программа общего начального образования по изобразительному искусству.

3. Программа по изобразительному искусству для начальной школы «Природа и художник».

4. Методические пособия с поурочными разработками и рекомендациями по программе.

5. Наглядные пособия по изобразительному искусству: художественное лото, набор репродукций, наборы муляжей «Фрукты», «Овощи».

6. Натурный фонд: посуда, народные промыслы: Гжель, Хохлома, Городец и др.

7. Портреты выдающихся отечественных и зарубежных художников.

8. Дополнительные средства: Методические журналы по педагогике искусства «Искусство в школе», «Юный художник».

9. Цифровые ресурсы: Компакт – диски с видеопрезентациями к программе «Природа и художник».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!