СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и тематическое планирование на 2023-2024 уч.год по русскому языку 3 класс УМК "Гармония"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и тематическое планирование на 2023-2024 уч.год по русскому языку 3 класс УМК "Гармония"»

Ι. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной программы по русскому языку начального общего образования и авторской программы М.С. Соловейчик, утвержденной Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Цели начального курса русского языка:

– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;

– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;

– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.

Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.

Задачи курса:

Обучающие:

– формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений;

Развивающие:

– формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;

– совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции.

Воспитывающие:

– привитие внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю;

– формирование заботливого отношения к качеству своей речи;

формирование культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.

В процессе изучения всех тем курса ведётся последовательное формирование знаково-символического, логического мышления (наряду с конкретно-образным), регулятивных и познавательных УУД.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

– развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

– развитие коммуника­тивных умений;

– развитие нравственных и эстетических чувств;

– развитие способностей к творческой деятель­ности.

III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение учебного предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю.

Количество учебных часов по предмету «Русский язык» в рабочей программе соответствует годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год.

IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

– представление о русском языке как языке его страны;

– осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;

– понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Ученик получит возможность для формирования:

– понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Ученик научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Ученик получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные

Ученик научится:

– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Ученик получит возможность научиться:

– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

– находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

– проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

Коммуникативные

Ученик научится:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

– понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Ученик получит возможность научиться:

– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

– оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

– создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;

– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

1. «Развитие речи, совершенствование речевой деятельности»

Ученик научится:

– участвовать в коллективном обсуждении вопросов на уроке, вступать в разговор, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, стараться соблюдать при этом основные правила речевого поведения;

– задумываться о соблюдении правил устного общения, замечать явные нарушения этих правил;

– самостоятельно читать задания и другие материалы учебника, понимать их, выделять нужные сведения и использовать их для решения практических задач;

– понимать информацию, представленную в учебнике в схематической, модельной форме, переводить её в словесную и опираться на неё в учебной деятельности;

– пользоваться словарями учебника (в том числе грамматическим «Какого рода и числа слово?») для решения различных вопросов культуры речи;

– замечать слова, значение которых требует уточнения, стараться выяснять его, в том числе с помощью словаря;

– понимать тему текста и его словесно выраженную главную мысль, выделять предложение, содержащее основную мысль; озаглавливать текст с учётом его темы и (или) главной мысли;

– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

– различать повествования и описания предмета (в ясных случаях);

– участвовать в коллективных наблюдениях за построением текста, за строением предложений и выбором языковых средств, создающих точность и выразительность речи;

– письменно (после коллективной подготовки) подробно, выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный и для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;

– письменно (после коллективной подготовки) создавать речевые произведения освоенных жанров (например, словесную зарисовку), небольшие тексты повествовательного и описательного характера, стараться улучшить созданный или пересказанный текст: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Ученик получит возможность научиться:

– соблюдать правила речевого поведения в различных ситуациях общения;

– соблюдать нормы произношения, изменения и употребления изученных слов; понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);

– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, сохраняя особенности оригинала;

– создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие повествование, описание и оценку чего-либо;

– оценивать успешность решения речевой задачи при письменном пересказе текста и создании собственного;

– редактировать свои пересказы и собственные тексты,

совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

– соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и (по возможности) красиво оформлять свои записи.

2. «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика». «Орфоэпия»

Ученик научится:

– различать звуки и буквы, объяснять случаи их несовпадения, в том числе и в количественном отношении (например, при наличии непроизносимых согласных, сочетаний -тся,-ться);

– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде (в соответствии с условными обозначениями учебника); анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

– оценивать и объяснять правильность обозначения буквами твёрдости/мягкости согласных и звука [й’];

– правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями;

– пользоваться при письме новым для учащихся небуквенным графическим средством – абзацным отступом (красной строкой);

– выбирать правильный вариант постановки ударения и произношения слов из списка, представленного в словаре учебника «Как правильно говорить?», замечать случаи орфоэпических ошибок.

Ученик получит возможность научиться:

– классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова; оценивать правильность выполненного разбора;

– соблюдать орфоэпические нормы при произнесении слов из словаря учебника «Как правильно говорить?»

Раздел «Лексика»

Ученик научится:

– осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;

– Работа ведётся на уровне совершенствования умений и распределяется по всем разделам курса 3-го класса.

– Работа ведётся при освоении всех разделов.

– различать в слове два значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое);

– стремиться выявлять в речи (устной и письменной) слова, лексическое значение которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника, стараться понимать значение слова по контексту;

– в специально предложенных текстах замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;

– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов, использовать разные способы их замены, в том числе с помощью синонимов.

Ученик получит возможность научиться:

– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;

– самостоятельно замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи (в ярких случаях);

– подбирать слова для более точного обозначения признаков, действий; оценивать уместность использования слов в тексте;

– понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими.

Раздел «Состав слова» («Морфемика»)

Ученик научится:

– выделять в слове (в ясных случаях) основу слова и окончание, понимать их различную роль в слове; находить в основе корень, приставку, суффикс (в однозначных случаях);

– отличать от однокоренных слов формы одного и того же слова;

– сравнивать слова по их строению, характеризовать сходство и различие, классифицировать слова в зависимости от их строения; соотносить слова с предъявленными моделями, выполнять разнообразные учебные задания с использованием моделей;

– различать изменяемые и неизменяемые слова (к числу последних относить несклоняемые имена существительные).

Ученик получит возможность научиться:

– понимать роль каждой из частей основы (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;

– определять значение слова, передаваемое окончанием (грамматическое);

– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия); оценивать правильность проведённого разбора.

Раздел «Морфология»

Ученик научится:

– выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков;

– различать формы слова и однокоренные слова;

– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;

– определять морфологические признаки слова (род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного; время, число, лицо или род глагола), выполнять для этого необходимые способы действия;

– находить в предложенном материале слова по указанным морфологическим признакам, заданные формы слов;

– сравнивать, классифицировать, преобразовывать предложенные слова по указанным признакам;

– пользоваться словарём учебника «Какого рода и числа слово?» для решения вопросов правильности речи;

– правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме, представленном в учебнике), личные местоимения 3-го лица с предлогами.

Ученик получит возможность научиться:

– разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного); различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания глаголов; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;

– находить в целом тексте слова по указанным морфологическим признакам;

– выполнять морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия (в объёме изученного); оценивать правильность проведённого разбора;

– определять лицо и число личного местоимения в начальной форме, понимать значения личных местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица; соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;

– замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;

– использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;

– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе;

– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте; более сознательно пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, стремясь к повышению точности и выразительности.

Раздел «Синтаксис»

Ученик научится:

– различать понятия «части речи» и «члены предложения»; выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;

– устанавливать связи членов предложения, ставить от одного к другому вопросы «по смыслу» и «по форме»; характеризовать предложения по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды).

Ученик получит возможность научиться:

– понимать роль главных и второстепенных членов предложения;

– различать основу предложения и пары других его членов;

– проводить полный синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры, в объёме изученного), оценивать правильность выполненного разбора;

– осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;

– строить предложения заданной структуры (с опорой на схему), а также для решения определённых речевых задач.

3. «Орфография и пунктуация»

Ученик научится:

– по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);

– разграничивать орфограммы на изученные правила и не изученные;

– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;

– применять изученные орфографические правила (в объёме программы 1–3 классов);

– пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

– писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);

– списывать и писать под диктовку;

– проверять написанное и вносить коррективы;

– оформлять границы предложений с учётом интонации;

– ставить запятые внутри предложений в освоенных случаях: при перечислении, перед союзами а, но.

Ученик получит возможность научиться:

– обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;

– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;

– применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой 3-го класса);

– эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.


V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I раздел. Знаем – повторим, не знаем – узнаем. (18ч)

Повторение изученного о речи. Понятия «правильно и точно». Обучение правильности и точности речи. Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания. Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу. Будем решать орфографические задачи - известные и новые. Повторение изученного по орфографии. Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями -оро-/-ра-, -оло-/-ла-, -ере- /-ре-. Правописание суффиксов -ек- и -ик- (общее знакомство). Правописа­ние ударных и безударных сочетаний -цы-/-ци- (общее знакомство). Общее знакомство со сложными словами. Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении. Изложение (обучающее).

II раздел. Каждое слово – часть речи. (22ч)

Общее знакомство с частями речи. Представление понятия «части речи». Знакомство с названиями знаменательных частей речи. Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Обучение употреблению и написанию служебных слов. Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи. Слово и его формы. Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова. Знакомство с начальной формой глагола, имени существительного и прилагательного. Сравниваем части речи. Род имён существительных. Зависимость от рода име­ни существительного рода имени прилагательного. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных. Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных. Изменение по родам глаголов в фор­ме прошедшего времени (без упоминания времени - «в одной из своих форм»).

Знакомство с изменением по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений. Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа. Освоение способа действия для определения падежей. Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён – изменения по падежам.

III раздел. Глагол как часть речи. (26ч)

Повторение изученного о частях речи. Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий. Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам. Знакомство с системой времён глагола. Как отличить глагол от других частей речи? Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола. Строение и написание глаголов в неопределённой форме. Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения; понятие о родовых окончаниях. Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написанием. Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях. Определение и образование форм глагола; наблюдения за употреблением в речи глаголов настоящего времени. Знакомство с двумя (формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению. Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе. Учимся рассказывать о действиях. Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. Написание инструкций об изготовлении ёлочной гирлянды. Создание текста «Как я сделаю...». Написа­ние новогодних поздравлений.

IV раздел. Что мы знаем о частях речи? (11 ч)

Повторение изученного о частях речи. Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных. Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед –ть. Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени. Анализ глагола как части речи. Повторение способов решения раз­личных орфографических задач; правописание глаголов в неопределённой форме. Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах.

V раздел. Возвращаемся к разговору о предложении. (17ч)

Повторение изученного о предложении. Знакомство с понятием «член предложения». Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления. Общее представление о второстепенных членах; предложения распространённые и нераспространённые. Характе­ристика предложения. Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме. Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложений. Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи. Совершенст­вование грамматических и орфографических умений. Подготовка к контрольной работе. Рисуем словесные картины и учим друга. Создание текстов изобразительного характера. Создание текста-инструкции. Снова пересказываем и рассказываем. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени. Создание рассказа по картинкам и по личным впечатлениям.

VI раздел. И вновь о частях речи. (15ч)

Повторение изученного об именах. Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Знакомство со «Словарём трудностей». Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных. Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи. Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих его освоение. Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе. Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей». Изложение: обучение правильности и точности речи. Создание словесных зари­совок.

VII раздел. Обо всём, что мы теперь знаем. (12ч)

Повторение изученного. Повторение общих сведений о частях речи и предложении. Повторение различных видов разбора на материале словесной модели. Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. Работа над правильностью речи. Повторение способов решения орфографических задач. Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач. Совершенствование орфографических умений, подготовка к контрольной работе.

VIII раздел. Продолжаем учиться хорошей речи. (11ч)

Знакомство с понятиями: «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». Обучение построению фрагментов текста с описанием предмета и повествованием; работа над основной мыслью текста. Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям. Знакомство с особенностями словесных этюдов. Рисование словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника и по личным впечатлениям.

IX раздел. Подводим итоги, строим планы. (4ч)

Комплексная контрольная работа. Работа со сло­варями, имеющимися на «Справочных страницах» учебника. На их основе проведение различных игр, конкурсов («Объ­ясни слово», «Кто ни разу не ошибётся?!», «Скажи правиль­но!», «Заметь и исправь ошибку!»), решение и составление лингвистических кроссвордов. Подготовка не­больших групповых проектов «Из истории слов и выражений»; «Мы узнали о словах…»; «Составляем свой словарь правиль­ной речи» (на основе речевых неправильностей в собственной речи и речи одноклассников), их защита.

VI. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 «___» класс

Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:

1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.

3. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

4. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.



п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Коррекция

I раздел. Знаем – повторим, не знаем – узнаем. (18ч)

Повторение изученного и расширение сведений.

1-2.

Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете»)

2

04.09

05.09



3.

Понятия «правильно и точно». Обучение правильности и точности речи («Правильно и точно…»)

1

06.09



4.

Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания («Какие значения есть у слова?)

1

07.09



5.

Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу.

1

11.09



6-7.

Повторение изученного по орфографии («Сначала повторяем»).

2

12.09

13.09



8.

Входная контрольная работа.

1

14.09



9.

Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями –оро-, -ра-, -оло-, -ла-, - ере-, -ре- («Как быть, если в корне не одна орфограмма?»

1

18.09



10.

Правописание суффиксов –ек и –ик.

1

19.09



11-12.

Правописание ударных и безударных сочетаний –цы-, -ци- (общее знакомство).

2

20.09

21.09



13.

Освоение изученных орфографических правил.

1

25.09



14.

Общее знакомство со сложными словами («Бывает ли в слове два корня?»).

1

26.09



15.

Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении («Подводим первые итоги»).

1

27.09



16.

Контрольный диктант по итогам повторения.

1

28.09



17.

Изложения (рассказы о словах или рассказы о событиях). («Учимся рассказывать о словах. Изложение»).

1

02.10



18.

Совершенствование различных умений.

1

03.10



II раздел. Каждое слово – часть речи. (22ч)

Общее знакомство с частями речи

19.

Представление понятия «части речи» («В какие группы объединили слова?»).

1

04.10



20.

Знакомство с названиями частей речи («Всему название дано!»).

1

05.10



21.

Самостоятельные части речи.

1

09.10



22.

Назовём слова-указатели.

1

10.10



23.

Освоение личных местоимений.

1

11.10



24.

Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные («И у слов-помощников есть названия»).

1

12.10



25.

Обучение употреблению и написанию служебных частей речи.

1

16.10



26.

Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи («Части речи все нужны» Части речи все важны!).

1

17.10



27.

Изложение: обучение рассказу о словах.

1

18.10



28.

Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова.

1

19.10



29.

Контрольный диктант за 1 четверть.

1

23.10



30.

Комплексная контрольная работа за 1 четверть.

1

24.10



31.

Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного.

1

25.10



32.

Знакомство с начальной формой имени прилагательного.

1

26.10



33.

Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного. («Имя существительное и имя прилагательное»).

1

07.11



34.

Закрепление изученного о роде имён существительных и имён прилагательных. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных.

1

08.11



35.

Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных.

1

09.11



36.

Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени (без упоминания о времени – «в одной из своих форм»).

1

13.11



37.

Знакомство с изменение по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений («Как ещё могут изменяться слова?»).

1

14.11



38.

Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа.

1

15.11



39.

Освоение способа действия для определения падежей. Закрепление изученного.

1

16.11



40.

Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён: изменяться по падежам. («Продолжаем сравнивать части речи и обобщаем»).

1

20.11



III раздел. Глагол как часть речи. (26ч)

41.

Повторение изученного о частях речи.

1

21.11



42.

Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий. («Когда глаголы особенно важны?»).

1

22.11



43.

Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам. («Как изменяются глаголы»).

1

23.11



44.

Знакомство с системой времён глагола.

1

27.11



45.

Наблюдение за изменением глаголов.

1

28.11



46.

Особенности изменения глаголов прошедшего и настоящего, будущего времени.

1

29.11



47.

Особенности изменения глаголов прошедшего и настоящего, будущего времени.

1

30.11



48.

Закрепление изученного.

1

04.12



49.

Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?»).

1

05.12



50.

Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола. («Поговорим о начальной форме глагола»).

1

06.12



51.

Строение и написание глаголов в неопределённой форме.

1

07.12



52.

Обучение нахождению неопределённой формы глагола и правописанию в ней суффиксов перед –ть.

1

11.12



53.

Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях. («Размышляем о прошедшем времени»).

1

12.12



54.

Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени; обучение выбору родовых окончаний.

1

13.12



55.

Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написанием.

1

14.12



56.

Закрепление изученного.

1

18.12



57.

Контрольный диктант за 2 четверть.

1

19.12



58.

Комплексная контрольная работа за 2 четверть.

1

20.12



59.

Работа над ошибками.

1

21.12



60.

Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях. («Из прошлого – в настоящее»).

1

25.12



61.

Определение и образование форм глагола; наблюдения за употреблением в речи глаголов настоящего времени.

1

26.12



62.

Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению. («Из настоящего – в будущее»).

1

27.12



63.

Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам. («Проверь свои умения»).

1

09.01



64.

Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе.

1

10.01



65.

Изложение с изменением лица: пересказ текста от первого лица.

1

11.01



66.

Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. Написание инструкций об изготовлении ёлочной гирлянды. Создание текста «Как я сделаю…». Написание новогодних поздравлений.

1

15.01



IV раздел. Что мы знаем о частях речи? (11 ч)

67.

Повторение изученного о частях речи («Какие части речи тебе знакомы?»

1

16.01



68.

Повторение изученного о частях речи («Какие части речи тебе знакомы?»

1

17.01



69.

Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных. («Чем похожи и чем различаются два имени: имя существительное и имя прилагательное?»).

1

18.01



70.

Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед –ть. («Как отличить глагол от других частей речи? Что известно о неопределённой форме глагола?»).

1

22.01



71.

Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени. («Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?»).

1

23.01



72.

Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. («Учимся анализировать (разбирать) глагол как часть речи»). Анализ глагола как части речи.

1

24.01



73.

Анализ глагола как части речи.

1

25.01



74.

Повторение способа решения различных орфографических задач; правописание глаголов в неопределенной форме.

1

29.01



75.

Знакомство со способом выбора между –тся и –ться в глаголах. («Ещё об одной опасности письма»).

1

30.01



76.

Освоение правила выбора между –тся и –ться в глаголах.

1

31.01



77.

Контрольное списывание.

1

01.02



V раздел. Возвращаемся к разговору о предложении. (17ч)

78.

Изложения. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени. («Снова пересказываем и рассказываем»).

1

05.02



79.

Создание рассказа по картинкам.

1

06.02



80.

Создание рассказа о проделках животных по личным впечатлениям.

1

07.02



81.

Повторение изученного о предложении. («Что ты знаешь о предложении?»).

1

08.02



82.

Знакомство с понятием «член предложения». («Как слова- части речи становятся членами предложения?»).

1

12.02



83.

Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления.

1

13.02



84.

Упражнения в нахождении главных членов предложения; расширение сведений о подлежащем и сказуемом.

1

14.02



85.

Закрепление изученного.

1

15.02



86.

Общее представление о второстепенных членах; предложения распространённые и нераспространённые. Характеристика предложения. («Зачем нужны другие члены предложения?»).

1

19.02



87.

Закрепление изученного.

1

20.02



88.

Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме (Устанавливаем связи слов»).

1

21.02



89.

Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложений.

1

22.02



90.

Закрепление изученного.

1

26.02



91.

Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи.

1

27.02



92.

Совершенствование грамматических и орфографических умений.

1

28.02



93.

Создание текстов изобразительного характера.

1

29.02



94.

Создание текста-инструкции.

1

04.03



VI раздел. И вновь о частях речи. (15ч)

95.

Повторение изученного об именах. («Вспоминаем об именах»).

1

05.03



96.

Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Знакомство со «Словарём трудностей». («Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных»).

1

06.03



97.

Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных.

1

07.03



98.

О значении имён прилагательных.

1

11.03



99.

Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных.

1

12.03



100.

Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи.

1

13.03



101.

Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение. («Снова о ь»).

1

14.03



102.

Контрольный диктант за 3 четверть.

1

18.03



103.

Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей». («Учимся правильно употреблять слова»).

1

19.03



104.

Комплексная контрольная работа за 3 четверть.

1

20.03



105.

Правило написания Ь на конце имен существительных после шипящих.

1

21.03



106.

Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе.

1

02.04



107.

Закрепление изученного; подготовка к контрольной работе.

1

03.04



108.

Изложение: обучение правильности и точности речи. («Расскажи другим весеннюю сказку»).

1

04.04



109.

Создание словесных зарисовок. («Наблюдаем за облаками»).

1

08.04



VII раздел. Обо всём, что мы теперь знаем. (12ч)

110.

Повторение общих сведений о частях речи и предложении. («Весна, весною, о весне…»).

1

09.04



111.

Изложение с элементами сочинения на основе картины.

1

10.04



112.

Повторение различных видов разбора на материале словесной модели. («Загадочное предложение о глокой куздре»).

1

11.04



113.

Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. («Что ты знаешь о словах?»).

1

15.04



114.

Работа над связью слов, над значением слов, над правильностью речи. Обучение пользованию словарями.

1

16.04



115.

Повторение вопросов орфографии. Зависимость написания слов от их значения.

1

17.04



116.

Закрепление изученного.

1

18.04



117.

Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. Формирование умения рассказывать о словах; написание изложений. («Ещё немного из истории слов»).

1

22.04



118.

Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач. Подготовка к контрольной работе. («Снова проверяем свои умения»).

1

23.04



119.

Решение разнообразных орфографических задач.

1

24.04



120.

Итоговый контрольный диктант.

1

25.04



121.

Итоговая комплексная контрольная работа.

1

29.04



VIII раздел. Продолжаем учиться хорошей речи. (11ч)

122.

Знакомство с понятием «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки».

1

30.04



123.

Сопоставление изобразительного повествования и описания предмета; воспроизведение текста.

1

06.05



124.

Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием.

1

07.05



125.

Включение в повествование и описание предмета предложений со значением оценки; работа над основной мыслью текста.

1

08.05



126.

Обучение включению в повествование и описание предмета предложений со значением оценки; работа над основной мыслью текста.

1

13.05



127.

Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям. («Словами рисуем действия»).

1

14.05



128.

Знакомство с особенностями словесных этюдов. Создание словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника.

1

15.05



129.

Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям.

1

16.05



130-131.

Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем и т. д. («Я умею писать…»

2

20.05

21.05



132.

Совершенствование речевых умений.

1

22.05



IX раздел. Подводим итоги, строим планы. (4ч)

133.

Перелистывая учебник…Повторение изученного за год.

1

23.05



134.

Итоговая тестовая работа за курс 3 класса

1

27.05



135-136.

Повторение изученного за год

2

28.05

29.05





VII. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО ПРОЦЕССА

Используется комплект учебников, принадлежащий к завершенной предметной линии учебников по УМК «Гармония»:

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Учебник русского языка для 3 класса общеобразовательных школ. В 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2020.

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Печатная тетрадь для 3 класса общеобразовательных школ. В 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 202


23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!