Ι. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной программы по русскому языку начального общего образования и авторской программы М.С. Соловейчик, утвержденной Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Цели начального курса русского языка:
– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
Задачи курса:
Обучающие:
– формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений;
Развивающие:
– формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;
– совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции.
Воспитывающие:
– привитие внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю;
– формирование заботливого отношения к качеству своей речи;
формирование культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.
Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.
В процессе изучения всех тем курса ведётся последовательное формирование знаково-символического, логического мышления (наряду с конкретно-образным), регулятивных и познавательных УУД.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
– развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
– развитие коммуникативных умений;
– развитие нравственных и эстетических чувств;
– развитие способностей к творческой деятельности.
III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение учебного предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю.
Количество учебных часов по предмету «Русский язык» в рабочей программе соответствует годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год.
IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
– представление о русском языке как языке его страны;
– осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;
– понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Ученик получит возможность для формирования:
– понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Ученик научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.
– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Ученик получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Познавательные
Ученик научится:
– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;
– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;
– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
Ученик получит возможность научиться:
– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
– находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;
– проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
Коммуникативные
Ученик научится:
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
– понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)
– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Ученик получит возможность научиться:
– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
– оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
– создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;
– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
1. «Развитие речи, совершенствование речевой деятельности»
Ученик научится:
– участвовать в коллективном обсуждении вопросов на уроке, вступать в разговор, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, стараться соблюдать при этом основные правила речевого поведения;
– задумываться о соблюдении правил устного общения, замечать явные нарушения этих правил;
– самостоятельно читать задания и другие материалы учебника, понимать их, выделять нужные сведения и использовать их для решения практических задач;
– понимать информацию, представленную в учебнике в схематической, модельной форме, переводить её в словесную и опираться на неё в учебной деятельности;
– пользоваться словарями учебника (в том числе грамматическим «Какого рода и числа слово?») для решения различных вопросов культуры речи;
– замечать слова, значение которых требует уточнения, стараться выяснять его, в том числе с помощью словаря;
– понимать тему текста и его словесно выраженную главную мысль, выделять предложение, содержащее основную мысль; озаглавливать текст с учётом его темы и (или) главной мысли;
– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
– различать повествования и описания предмета (в ясных случаях);
– участвовать в коллективных наблюдениях за построением текста, за строением предложений и выбором языковых средств, создающих точность и выразительность речи;
– письменно (после коллективной подготовки) подробно, выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный и для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;
– письменно (после коллективной подготовки) создавать речевые произведения освоенных жанров (например, словесную зарисовку), небольшие тексты повествовательного и описательного характера, стараться улучшить созданный или пересказанный текст: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Ученик получит возможность научиться:
– соблюдать правила речевого поведения в различных ситуациях общения;
– соблюдать нормы произношения, изменения и употребления изученных слов; понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, сохраняя особенности оригинала;
– создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие повествование, описание и оценку чего-либо;
– оценивать успешность решения речевой задачи при письменном пересказе текста и создании собственного;
– редактировать свои пересказы и собственные тексты,
совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
– соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и (по возможности) красиво оформлять свои записи.
2. «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика». «Орфоэпия»
Ученик научится:
– различать звуки и буквы, объяснять случаи их несовпадения, в том числе и в количественном отношении (например, при наличии непроизносимых согласных, сочетаний -тся,-ться);
– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде (в соответствии с условными обозначениями учебника); анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
– оценивать и объяснять правильность обозначения буквами твёрдости/мягкости согласных и звука [й’];
– правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями;
– пользоваться при письме новым для учащихся небуквенным графическим средством – абзацным отступом (красной строкой);
– выбирать правильный вариант постановки ударения и произношения слов из списка, представленного в словаре учебника «Как правильно говорить?», замечать случаи орфоэпических ошибок.
Ученик получит возможность научиться:
– классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова; оценивать правильность выполненного разбора;
– соблюдать орфоэпические нормы при произнесении слов из словаря учебника «Как правильно говорить?»
Раздел «Лексика»
Ученик научится:
– осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
– Работа ведётся на уровне совершенствования умений и распределяется по всем разделам курса 3-го класса.
– Работа ведётся при освоении всех разделов.
– различать в слове два значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое);
– стремиться выявлять в речи (устной и письменной) слова, лексическое значение которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника, стараться понимать значение слова по контексту;
– в специально предложенных текстах замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;
– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов, использовать разные способы их замены, в том числе с помощью синонимов.
Ученик получит возможность научиться:
– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
– самостоятельно замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи (в ярких случаях);
– подбирать слова для более точного обозначения признаков, действий; оценивать уместность использования слов в тексте;
– понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими.
Раздел «Состав слова» («Морфемика»)
Ученик научится:
– выделять в слове (в ясных случаях) основу слова и окончание, понимать их различную роль в слове; находить в основе корень, приставку, суффикс (в однозначных случаях);
– отличать от однокоренных слов формы одного и того же слова;
– сравнивать слова по их строению, характеризовать сходство и различие, классифицировать слова в зависимости от их строения; соотносить слова с предъявленными моделями, выполнять разнообразные учебные задания с использованием моделей;
– различать изменяемые и неизменяемые слова (к числу последних относить несклоняемые имена существительные).
Ученик получит возможность научиться:
– понимать роль каждой из частей основы (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
– определять значение слова, передаваемое окончанием (грамматическое);
– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия); оценивать правильность проведённого разбора.
Раздел «Морфология»
Ученик научится:
– выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков;
– различать формы слова и однокоренные слова;
– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
– определять морфологические признаки слова (род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного; время, число, лицо или род глагола), выполнять для этого необходимые способы действия;
– находить в предложенном материале слова по указанным морфологическим признакам, заданные формы слов;
– сравнивать, классифицировать, преобразовывать предложенные слова по указанным признакам;
– пользоваться словарём учебника «Какого рода и числа слово?» для решения вопросов правильности речи;
– правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме, представленном в учебнике), личные местоимения 3-го лица с предлогами.
Ученик получит возможность научиться:
– разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного); различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания глаголов; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;
– находить в целом тексте слова по указанным морфологическим признакам;
– выполнять морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия (в объёме изученного); оценивать правильность проведённого разбора;
– определять лицо и число личного местоимения в начальной форме, понимать значения личных местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица; соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;
– замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;
– использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;
– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе;
– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте; более сознательно пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, стремясь к повышению точности и выразительности.
Раздел «Синтаксис»
Ученик научится:
– различать понятия «части речи» и «члены предложения»; выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
– устанавливать связи членов предложения, ставить от одного к другому вопросы «по смыслу» и «по форме»; характеризовать предложения по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды).
Ученик получит возможность научиться:
– понимать роль главных и второстепенных членов предложения;
– различать основу предложения и пары других его членов;
– проводить полный синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры, в объёме изученного), оценивать правильность выполненного разбора;
– осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;
– строить предложения заданной структуры (с опорой на схему), а также для решения определённых речевых задач.
3. «Орфография и пунктуация»
Ученик научится:
– по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
– разграничивать орфограммы на изученные правила и не изученные;
– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
– применять изученные орфографические правила (в объёме программы 1–3 классов);
– пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
– писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);
– списывать и писать под диктовку;
– проверять написанное и вносить коррективы;
– оформлять границы предложений с учётом интонации;
– ставить запятые внутри предложений в освоенных случаях: при перечислении, перед союзами а, но.
Ученик получит возможность научиться:
– обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;
– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;
– применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой 3-го класса);
– эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I раздел. Знаем – повторим, не знаем – узнаем. (18ч)
Повторение изученного о речи. Понятия «правильно и точно». Обучение правильности и точности речи. Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания. Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу. Будем решать орфографические задачи - известные и новые. Повторение изученного по орфографии. Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями -оро-/-ра-, -оло-/-ла-, -ере- /-ре-. Правописание суффиксов -ек- и -ик- (общее знакомство). Правописание ударных и безударных сочетаний -цы-/-ци- (общее знакомство). Общее знакомство со сложными словами. Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении. Изложение (обучающее).
II раздел. Каждое слово – часть речи. (22ч)
Общее знакомство с частями речи. Представление понятия «части речи». Знакомство с названиями знаменательных частей речи. Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Обучение употреблению и написанию служебных слов. Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи. Слово и его формы. Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова. Знакомство с начальной формой глагола, имени существительного и прилагательного. Сравниваем части речи. Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных. Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных. Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени (без упоминания времени - «в одной из своих форм»).
Знакомство с изменением по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений. Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа. Освоение способа действия для определения падежей. Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён – изменения по падежам.
III раздел. Глагол как часть речи. (26ч)
Повторение изученного о частях речи. Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий. Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам. Знакомство с системой времён глагола. Как отличить глагол от других частей речи? Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола. Строение и написание глаголов в неопределённой форме. Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения; понятие о родовых окончаниях. Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написанием. Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях. Определение и образование форм глагола; наблюдения за употреблением в речи глаголов настоящего времени. Знакомство с двумя (формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению. Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе. Учимся рассказывать о действиях. Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. Написание инструкций об изготовлении ёлочной гирлянды. Создание текста «Как я сделаю...». Написание новогодних поздравлений.
IV раздел. Что мы знаем о частях речи? (11 ч)
Повторение изученного о частях речи. Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных. Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед –ть. Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени. Анализ глагола как части речи. Повторение способов решения различных орфографических задач; правописание глаголов в неопределённой форме. Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах.
V раздел. Возвращаемся к разговору о предложении. (17ч)
Повторение изученного о предложении. Знакомство с понятием «член предложения». Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления. Общее представление о второстепенных членах; предложения распространённые и нераспространённые. Характеристика предложения. Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме. Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложений. Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи. Совершенствование грамматических и орфографических умений. Подготовка к контрольной работе. Рисуем словесные картины и учим друга. Создание текстов изобразительного характера. Создание текста-инструкции. Снова пересказываем и рассказываем. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени. Создание рассказа по картинкам и по личным впечатлениям.
VI раздел. И вновь о частях речи. (15ч)
Повторение изученного об именах. Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Знакомство со «Словарём трудностей». Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных. Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи. Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих его освоение. Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе. Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей». Изложение: обучение правильности и точности речи. Создание словесных зарисовок.
VII раздел. Обо всём, что мы теперь знаем. (12ч)
Повторение изученного. Повторение общих сведений о частях речи и предложении. Повторение различных видов разбора на материале словесной модели. Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. Работа над правильностью речи. Повторение способов решения орфографических задач. Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач. Совершенствование орфографических умений, подготовка к контрольной работе.
VIII раздел. Продолжаем учиться хорошей речи. (11ч)
Знакомство с понятиями: «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». Обучение построению фрагментов текста с описанием предмета и повествованием; работа над основной мыслью текста. Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям. Знакомство с особенностями словесных этюдов. Рисование словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника и по личным впечатлениям.
IX раздел. Подводим итоги, строим планы. (4ч)
Комплексная контрольная работа. Работа со словарями, имеющимися на «Справочных страницах» учебника. На их основе проведение различных игр, конкурсов («Объясни слово», «Кто ни разу не ошибётся?!», «Скажи правильно!», «Заметь и исправь ошибку!»), решение и составление лингвистических кроссвордов. Подготовка небольших групповых проектов «Из истории слов и выражений»; «Мы узнали о словах…»; «Составляем свой словарь правильной речи» (на основе речевых неправильностей в собственной речи и речи одноклассников), их защита.
VI. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 «___» класс
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:
1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
3. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.
4. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Коррекция |
I раздел. Знаем – повторим, не знаем – узнаем. (18ч) |
Повторение изученного и расширение сведений. |
1-2. | Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете») | 2 | 04.09 05.09 | | |
3. | Понятия «правильно и точно». Обучение правильности и точности речи («Правильно и точно…») | 1 | 06.09 | | |
4. | Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания («Какие значения есть у слова?) | 1 | 07.09 | | |
5. | Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу. | 1 | 11.09 | | |
6-7. | Повторение изученного по орфографии («Сначала повторяем»). | 2 | 12.09 13.09 | | |
8. | Входная контрольная работа. | 1 | 14.09 | | |
9. | Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями –оро-, -ра-, -оло-, -ла-, - ере-, -ре- («Как быть, если в корне не одна орфограмма?» | 1 | 18.09 | | |
10. | Правописание суффиксов –ек и –ик. | 1 | 19.09 | | |
11-12. | Правописание ударных и безударных сочетаний –цы-, -ци- (общее знакомство). | 2 | 20.09 21.09 | | |
13. | Освоение изученных орфографических правил. | 1 | 25.09 | | |
14. | Общее знакомство со сложными словами («Бывает ли в слове два корня?»). | 1 | 26.09 | | |
15. | Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении («Подводим первые итоги»). | 1 | 27.09 | | |
16. | Контрольный диктант по итогам повторения. | 1 | 28.09 | | |
17. | Изложения (рассказы о словах или рассказы о событиях). («Учимся рассказывать о словах. Изложение»). | 1 | 02.10 | | |
18. | Совершенствование различных умений. | 1 | 03.10 | | |
II раздел. Каждое слово – часть речи. (22ч) |
Общее знакомство с частями речи |
19. | Представление понятия «части речи» («В какие группы объединили слова?»). | 1 | 04.10 | | |
20. | Знакомство с названиями частей речи («Всему название дано!»). | 1 | 05.10 | | |
21. | Самостоятельные части речи. | 1 | 09.10 | | |
22. | Назовём слова-указатели. | 1 | 10.10 | | |
23. | Освоение личных местоимений. | 1 | 11.10 | | |
24. | Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные («И у слов-помощников есть названия»). | 1 | 12.10 | | |
25. | Обучение употреблению и написанию служебных частей речи. | 1 | 16.10 | | |
26. | Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи («Части речи все нужны» Части речи все важны!). | 1 | 17.10 | | |
27. | Изложение: обучение рассказу о словах. | 1 | 18.10 | | |
28. | Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова. | 1 | 19.10 | | |
29. | Контрольный диктант за 1 четверть. | 1 | 23.10 | | |
30. | Комплексная контрольная работа за 1 четверть. | 1 | 24.10 | | |
31. | Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного. | 1 | 25.10 | | |
32. | Знакомство с начальной формой имени прилагательного. | 1 | 26.10 | | |
33. | Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного. («Имя существительное и имя прилагательное»). | 1 | 07.11 | | |
34. | Закрепление изученного о роде имён существительных и имён прилагательных. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных. | 1 | 08.11 | | |
35. | Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных. | 1 | 09.11 | | |
36. | Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени (без упоминания о времени – «в одной из своих форм»). | 1 | 13.11 | | |
37. | Знакомство с изменение по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений («Как ещё могут изменяться слова?»). | 1 | 14.11 | | |
38. | Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа. | 1 | 15.11 | | |
39. | Освоение способа действия для определения падежей. Закрепление изученного. | 1 | 16.11 | | |
40. | Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён: изменяться по падежам. («Продолжаем сравнивать части речи и обобщаем»). | 1 | 20.11 | | |
III раздел. Глагол как часть речи. (26ч) |
41. | Повторение изученного о частях речи. | 1 | 21.11 | | |
42. | Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий. («Когда глаголы особенно важны?»). | 1 | 22.11 | | |
43. | Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам. («Как изменяются глаголы»). | 1 | 23.11 | | |
44. | Знакомство с системой времён глагола. | 1 | 27.11 | | |
45. | Наблюдение за изменением глаголов. | 1 | 28.11 | | |
46. | Особенности изменения глаголов прошедшего и настоящего, будущего времени. | 1 | 29.11 | | |
47. | Особенности изменения глаголов прошедшего и настоящего, будущего времени. | 1 | 30.11 | | |
48. | Закрепление изученного. | 1 | 04.12 | | |
49. | Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?»). | 1 | 05.12 | | |
50. | Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола. («Поговорим о начальной форме глагола»). | 1 | 06.12 | | |
51. | Строение и написание глаголов в неопределённой форме. | 1 | 07.12 | | |
52. | Обучение нахождению неопределённой формы глагола и правописанию в ней суффиксов перед –ть. | 1 | 11.12 | | |
53. | Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях. («Размышляем о прошедшем времени»). | 1 | 12.12 | | |
54. | Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени; обучение выбору родовых окончаний. | 1 | 13.12 | | |
55. | Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написанием. | 1 | 14.12 | | |
56. | Закрепление изученного. | 1 | 18.12 | | |
57. | Контрольный диктант за 2 четверть. | 1 | 19.12 | | |
58. | Комплексная контрольная работа за 2 четверть. | 1 | 20.12 | | |
59. | Работа над ошибками. | 1 | 21.12 | | |
60. | Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях. («Из прошлого – в настоящее»). | 1 | 25.12 | | |
61. | Определение и образование форм глагола; наблюдения за употреблением в речи глаголов настоящего времени. | 1 | 26.12 | | |
62. | Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению. («Из настоящего – в будущее»). | 1 | 27.12 | | |
63. | Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам. («Проверь свои умения»). | 1 | 09.01 | | |
64. | Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе. | 1 | 10.01 | | |
65. | Изложение с изменением лица: пересказ текста от первого лица. | 1 | 11.01 | | |
66. | Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. Написание инструкций об изготовлении ёлочной гирлянды. Создание текста «Как я сделаю…». Написание новогодних поздравлений. | 1 | 15.01 | | |
IV раздел. Что мы знаем о частях речи? (11 ч) |
67. | Повторение изученного о частях речи («Какие части речи тебе знакомы?» | 1 | 16.01 | | |
68. | Повторение изученного о частях речи («Какие части речи тебе знакомы?» | 1 | 17.01 | | |
69. | Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных. («Чем похожи и чем различаются два имени: имя существительное и имя прилагательное?»). | 1 | 18.01 | | |
70. | Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед –ть. («Как отличить глагол от других частей речи? Что известно о неопределённой форме глагола?»). | 1 | 22.01 | | |
71. | Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени. («Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?»). | 1 | 23.01 | | |
72. | Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. («Учимся анализировать (разбирать) глагол как часть речи»). Анализ глагола как части речи. | 1 | 24.01 | | |
73. | Анализ глагола как части речи. | 1 | 25.01 | | |
74. | Повторение способа решения различных орфографических задач; правописание глаголов в неопределенной форме. | 1 | 29.01 | | |
75. | Знакомство со способом выбора между –тся и –ться в глаголах. («Ещё об одной опасности письма»). | 1 | 30.01 | | |
76. | Освоение правила выбора между –тся и –ться в глаголах. | 1 | 31.01 | | |
77. | Контрольное списывание. | 1 | 01.02 | | |
V раздел. Возвращаемся к разговору о предложении. (17ч) |
78. | Изложения. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени. («Снова пересказываем и рассказываем»). | 1 | 05.02 | | |
79. | Создание рассказа по картинкам. | 1 | 06.02 | | |
80. | Создание рассказа о проделках животных по личным впечатлениям. | 1 | 07.02 | | |
81. | Повторение изученного о предложении. («Что ты знаешь о предложении?»). | 1 | 08.02 | | |
82. | Знакомство с понятием «член предложения». («Как слова- части речи становятся членами предложения?»). | 1 | 12.02 | | |
83. | Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления. | 1 | 13.02 | | |
84. | Упражнения в нахождении главных членов предложения; расширение сведений о подлежащем и сказуемом. | 1 | 14.02 | | |
85. | Закрепление изученного. | 1 | 15.02 | | |
86. | Общее представление о второстепенных членах; предложения распространённые и нераспространённые. Характеристика предложения. («Зачем нужны другие члены предложения?»). | 1 | 19.02 | | |
87. | Закрепление изученного. | 1 | 20.02 | | |
88. | Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме (Устанавливаем связи слов»). | 1 | 21.02 | | |
89. | Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложений. | 1 | 22.02 | | |
90. | Закрепление изученного. | 1 | 26.02 | | |
91. | Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи. | 1 | 27.02 | | |
92. | Совершенствование грамматических и орфографических умений. | 1 | 28.02 | | |
93. | Создание текстов изобразительного характера. | 1 | 29.02 | | |
94. | Создание текста-инструкции. | 1 | 04.03 | | |
VI раздел. И вновь о частях речи. (15ч) |
95. | Повторение изученного об именах. («Вспоминаем об именах»). | 1 | 05.03 | | |
96. | Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Знакомство со «Словарём трудностей». («Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных»). | 1 | 06.03 | | |
97. | Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных. | 1 | 07.03 | | |
98. | О значении имён прилагательных. | 1 | 11.03 | | |
99. | Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных. | 1 | 12.03 | | |
100. | Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи. | 1 | 13.03 | | |
101. | Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение. («Снова о ь»). | 1 | 14.03 | | |
102. | Контрольный диктант за 3 четверть. | 1 | 18.03 | | |
103. | Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей». («Учимся правильно употреблять слова»). | 1 | 19.03 | | |
104. | Комплексная контрольная работа за 3 четверть. | 1 | 20.03 | | |
105. | Правило написания Ь на конце имен существительных после шипящих. | 1 | 21.03 | | |
106. | Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе. | 1 | 02.04 | | |
107. | Закрепление изученного; подготовка к контрольной работе. | 1 | 03.04 | | |
108. | Изложение: обучение правильности и точности речи. («Расскажи другим весеннюю сказку»). | 1 | 04.04 | | |
109. | Создание словесных зарисовок. («Наблюдаем за облаками»). | 1 | 08.04 | | |
VII раздел. Обо всём, что мы теперь знаем. (12ч) |
110. | Повторение общих сведений о частях речи и предложении. («Весна, весною, о весне…»). | 1 | 09.04 | | |
111. | Изложение с элементами сочинения на основе картины. | 1 | 10.04 | | |
112. | Повторение различных видов разбора на материале словесной модели. («Загадочное предложение о глокой куздре»). | 1 | 11.04 | | |
113. | Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. («Что ты знаешь о словах?»). | 1 | 15.04 | | |
114. | Работа над связью слов, над значением слов, над правильностью речи. Обучение пользованию словарями. | 1 | 16.04 | | |
115. | Повторение вопросов орфографии. Зависимость написания слов от их значения. | 1 | 17.04 | | |
116. | Закрепление изученного. | 1 | 18.04 | | |
117. | Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. Формирование умения рассказывать о словах; написание изложений. («Ещё немного из истории слов»). | 1 | 22.04 | | |
118. | Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач. Подготовка к контрольной работе. («Снова проверяем свои умения»). | 1 | 23.04 | | |
119. | Решение разнообразных орфографических задач. | 1 | 24.04 | | |
120. | Итоговый контрольный диктант. | 1 | 25.04 | | |
121. | Итоговая комплексная контрольная работа. | 1 | 29.04 | | |
VIII раздел. Продолжаем учиться хорошей речи. (11ч) |
122. | Знакомство с понятием «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». | 1 | 30.04 | | |
123. | Сопоставление изобразительного повествования и описания предмета; воспроизведение текста. | 1 | 06.05 | | |
124. | Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием. | 1 | 07.05 | | |
125. | Включение в повествование и описание предмета предложений со значением оценки; работа над основной мыслью текста. | 1 | 08.05 | | |
126. | Обучение включению в повествование и описание предмета предложений со значением оценки; работа над основной мыслью текста. | 1 | 13.05 | | |
127. | Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям. («Словами рисуем действия»). | 1 | 14.05 | | |
128. | Знакомство с особенностями словесных этюдов. Создание словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника. | 1 | 15.05 | | |
129. | Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям. | 1 | 16.05 | | |
130-131. | Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем и т. д. («Я умею писать…» | 2 | 20.05 21.05 | | |
132. | Совершенствование речевых умений. | 1 | 22.05 | | |
IX раздел. Подводим итоги, строим планы. (4ч) |
133. | Перелистывая учебник…Повторение изученного за год. | 1 | 23.05 | | |
134. | Итоговая тестовая работа за курс 3 класса | 1 | 27.05 | | |
135-136. | Повторение изученного за год | 2 | 28.05 29.05 | | |
VII. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО ПРОЦЕССА
Используется комплект учебников, принадлежащий к завершенной предметной линии учебников по УМК «Гармония»:
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Учебник русского языка для 3 класса общеобразовательных школ. В 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2020.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Печатная тетрадь для 3 класса общеобразовательных школ. В 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 202
23