СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" для1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  "Уроки нравственности" составлена для 1-4 классов.Духовно-нравственное направление. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" для1-4 классов»









Название программы – «Уроки нравственности»

Направленность программы – духовно-нравственное направление

Возраст детей – 6-11 лет (1-4 класс)

Сроки реализации программы – 4 года




























  1. Пояснительная записка.

Программа по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартов

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Сроки её реализации.

Внеурочная программа «Уроки нравственности» рассчитана на четыре года обучения. Общее количество часов 136 часов.

1 класс - 33 часа (1 час в неделю).

2 класс - 34 часа (1 час в неделю).

3 класс - 34 часа (1 час в неделю).

4 класс - 34 часа (1 час в неделю).

Формы и режим занятий.

Используются следующие формы организации работы: коллективная, групповая и индивидуальная.

Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):

  • беседы;

  • классный час;

  • встречи с интересными людьми;

  • литературно-музыкальные композиции;

  • просмотр и обсуждение видеоматериала;

  • экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная).

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • творческие конкурсы;

  • выставки декоративно-прикладного искусства;

  • коллективные творческие дела;

  • соревнования;

  • показательные выступления;

  • праздники;

  • викторины;

  • интеллектуально-познавательные игры;

  • трудовые дела;

  • тренинги;

  • наблюдение учащихся за событиями в стране;

  • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

  • заочные путешествия;

  • акции благотворительности, милосердия;

  • творческие проекты, презентации;

  • проведение выставок семейного художественного творчества, музыкаль­ных вечеров;

  • сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содер­жания (урочная, внеурочная, внешкольная).

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.

Формами подведения итогов будет проведение итоговых мероприятий по каждому разделу.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), повышение роли институтов гражданского общества.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, приобретение опыта совместной деятельности; получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях).

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения, посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.

Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия:

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.


Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать

предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.


Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справоч-ников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологиче-ское высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на по-зицию партнёра в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

У младших школьников формируются:

  • духовно-нравственные основы личности (готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, понимания смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению);

  • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

  • формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

  • принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

  • осознание себя гражданином России на основе принятие общих национальных нравственных ценностей;

  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся:

Должны знать:

Уметь:

Отличие понятий «этика» и «этикет».

Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

Правила вежливости и красивых манер

Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

Заповеди и соответствующие притчи

Соблюдать заповеди.

Быть доброжелательными.

Сострадать животным, не обижать их.

В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся:

Должны знать:

Уметь:

Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями

Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

Выполнять общение.

Заповеди и правила этикета. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках.

Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

Исполнять заповеди.

Афоризмы

Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании

В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся:

Должны знать:

Уметь:

Ранее изученные заповеди и афоризмы


Каким должен быть воспитанный человек.

Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.

На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

Не обижать животных и птиц.

Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

Быть сострадательными к чужому горю.

Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся:

Должны знать:

Уметь:

Правила этики и культуры речи.

Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

Различать хорошие и плохие поступки.

Об источниках наших нравственных знаний.

Исполнять заповеди.

О совести как основе нравственности.

Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.


  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание раздела

Формы организации

Виды деятельности обучающихся


1 класс (33 часа)



Раздел 1. Правила поведения в школе (6 ч).

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Беседа, дискуссия, практикум, праздник, час развития, экскурсия

Ученики знакомятся с об­щечеловеческими нормами нравственности.

Учатся приемам и пра­вилам ведения дискуссии, ува­жать себя и своего товарища.

Применяют полученные знания на практике, в проблемных ситуациях.

Раздел 2. О добром отношении к людям (10 ч).

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.

Раздел 3. Как стать трудолюбивым (7 ч).

«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Раздел 4. Правила опрятности и аккуратности (5 ч).

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 5. Правила поведения на улице и дома. Как вести себя на улице и дома.

(2 ч)

Раздел 6. Школьный этикет (3 ч)


2 класс (34 часа)



Раздел 1. Культура общения (9 ч).

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Беседы; классный час; встречи с интересными людьми; просмотр и обсуждение видеоматериала; экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная), практикумы, акции сюжетно-ролевые игры.

Ученики знакомятся с правилами вежливости.

Учатся применять правила поведения на дне рождения, этикету в теат­ре, кино, на выставке, в музее.

Раздел 2. Общечеловеческие нормы нравственности (4 ч).

Заповеди. Дал слово держи.

Раздел 3. Дружеские отношения (11 ч). «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4. Понять другого (10 ч). Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.


3 класс (34 часа)



Раздел 1. Культура общения (9 ч). Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Беседы; классный час; встречи с интересными людьми; литературно-музыкальные композиции; просмотр и обсуждение видеоматериала; экскурсии, творческие конкурсы; выставки декоративно-прикладного искусства; коллективные творческие дела; соревнования.

Младшие школьники усваивают круг обязанностей и правил поведения в школе и дома, учатся различать добро и зло, да­вать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним, раскрывают сущность правильного веж­ливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.


Раздел 2. Самовоспитание (7 ч). Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3. Общечеловеческие нормы нравственности (10 ч). Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4. Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8 ч). Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.


4 класс (34 часа)



Раздел 1. Культура общения (9 ч). Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Праздники; викторины; интеллектуально-познавательные игры; трудовые дела; тренинги; наблюдение учащихся за событиями в стране; обыгрывание проблемных ситуаций; заочные путешествия; акции, сюжетно-ролевые игры.

Младшие школьники усваивают круг обязанностей и правил поведения в школе и дома, учатся различать добро и зло, да­вать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним, раскрывают сущность правильного веж­ливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.


Раздел 2. Самовоспитание (7 ч). Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3. Общечеловеческие нормы нравственности (10 ч). Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4. Искусство и нравственность (8 ч). Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.


  1. Тематическое планирование.


Наименование разделов и тем

Кол-во часов


1 класс


Правила поведения в школе

6

О добром отношении к лю­дям

10

Как стать трудолюбивым

7

Правила опрятности и ак­куратности.

5

Правила поведения на ули­це и дома.

2

Школьный этикет.

3


2 класс


Культура общения

9

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

4

Дружеские отношения

11

Понять другого человека.

10


3 класс


Культура общения

9

Самовоспитание

7

Общечеловеческие нор­мы нравственности

10

Как сердцу высказать себя. Другому как по­нять тебя?

8


4 класс


Культура общения

9

Самовоспитание

7

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

10

Искусство и нравственность

8




Тематическое планирование.


1 класс



Наименование разделов и тем


6

Раздел № 1. Правила поведения в школе

1

Правила поведения на уроке и на перемене.

1

Правила поведения в общественных местах.

1

Правила поведения в гардеро­бе.

1

Правила поведения в столо­вой.

1

Правила поведения в библио­теке.

1

Правила поведения в школь­ном дворе.


10

Раздел № 2. О добром отношении к лю­дям

1

Что такое «добро и зло».

1

Что такое «добро и зло». Чтение произведений.

1

«Ежели вы вежливы».

1

«Ежели вы вежливы». Стихи о вежливости.

1

Добрые и не добрые дела.

1

Добрые и не добрые дела.

1

Ты и твои друзья.

1

Ты и твои друзья.

1

Помни о других – ты не один на свете.

1

Помни о других – ты не один на свете.


7

Раздел № 3. Как стать трудолюбивым

1

«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

1

«Как быть прилежным и ста­рательным».

1

«Как быть прилежным и ста­рательным».

1

Наш труд в классе. Распределение обязанностей.

1

Наш труд в классе.

1

Мой труд каждый день дома.

1

Мой труд каждый день дома. Как это важно.


5

Раздел № 4. Правила опрятности и ак­куратности.

1

Культура внешнего вида.

1

Культура внешнего вида. Чтение прозведений.

1

Каждой вещи своё место.

1

Каждой вещи своё место.

1

Умейте ценить своё и чужое время.


2

Раздел № 5. Правила поведения на ули­це и дома.

1

Как вести себя на улице и до­ма.

1

Как вести себя на улице и до­ма. Просмотр фильма.


3

Раздел № 6. Школьный этикет.

1

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1

Чему нас научили уроки нравственности?




Тематическое планирование.


2 класс



Наименование разделов и тем


9

Раздел № 1. Культура общения

1

Этикет (повторение).

1

Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

1

Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

Составление поздравления.

1

Встреча и развлечение гостей.

1

Встреча и развлечение гостей. Проведение игр.

1

Поведение в гостях. Поведение в обществе.

1

Поведение в гостях. Поведение за столом.

1

Как дарить подарки.

1

Как дарить подарки. Подарки своими руками.


4

Раздел № 2. Общечеловеческие нормы нрав­ственности

1

Заповеди.

1

Заповеди. Почему их нужно соблюдать.

1

Дал слово держи.

1

Дал слово держи. Сила слова.


11

Раздел № 3 . Дружеские отношения

1

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

Чтение произведений о дружбе.

1

Преданный друг.

1

О доброте и бессердечии.

1

О доброте и бессердечии. Чтение произведений.

1

Об уважительном отношении к старшим.

1

О зависти и скромности.

1

О зависти и скромности. Чтение произведений.

1

О доброте и жестокости.

1

В мире мудрых мыслей.

1

В мире мудрых мыслей.


10

Раздел №4 . Понять другого человека.

1

Золотые правила.

1

Золотые правила. Кто их придумал.

1

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1

О тактичном и бестактном по­ведении.

1

О тактичном и бестактном по­ведении.

1

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

В мире мудрых мыслей.

1

Обзор курса этики за год.


Тематическое планирование.


3 класс



Наименование разделов и тем


9

Раздел №1. Культура общения

1

Этикет разговора.

1

Обращение к разным лю­дям.

1

Обращение к разным лю­дям.

1

Вежливый отказ, несогла­сие.

1

Этикетные ситуации.

1

Этикетные ситуации.

1

Афоризмы.

1

Разговор по телефону.

1

Играем роль воспитанного человека.


7

Раздел № 2. Самовоспитание

1

Что значит быть вежли­вым?

1

Мои достоинства и недос­татки.

1

Мои достоинства и недос­татки. Уроки самокритики.

1

Большое значение малень­ких радостей.

1

О хороших и дурных при­вычках.

1

О хороших и дурных при­вычках. Уроки самокритики.

1

Афоризмы о самовоспита­нии.


10

Раздел № 3. Общечеловеческие нор­мы нравственности

1

Заповеди: как мы их ис­полняем.

1

О сострадании и жестоко­сердии.

1

О сострадании и жестоко­сердии.

1

Лгать нельзя, но если...?

1

Лгать нельзя, но если...?

1

Всегда ли богатство - сча­стье?

1

Всегда ли богатство - сча­стье?

1

Спешите делать добро.

1

Спешите делать добро. Изготовление подарков ветеранам.

1

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.


8

Раздел № 4. Как сердцу высказать себя. Другому как по­нять тебя?

1

«Как сердцу высказать себя?»

1

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

Разыгрывание ситуаций.

1

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

1

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

1

Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле.

1

Афоризмы.

1

Чему мы научились на уроках этики.



Тематическое планирование.


4 класс



Наименование разделов и тем


9

Раздел №1. Культура общения

1

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1

Культура общения в современной семье.

1

Культура общения в современной семье.

1

О терпимости к ближним.

1

О терпимости к ближним.

1

Культура спора.

1

Этикетные ситуации.

1

В мире мудрых мыслей.

1

В мире мудрых мыслей.


7

Раздел №2 . Самовоспитание

1

«Познай самого себя». Тестирование.

1

Самовоспитание.

1

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1

Как я работаю над собой.

1

О терпении.

1

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».


10

Раздел №3 . Общечеловеческие нормы нрав­ственности

1

Об источниках наших нравственных знаний.

1

Совесть - основа нравственности.

1

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

1

«Досадно мне, что слово честь забы­то».

1

Заветы предков.

1

Россияне о любви к Родине.

1

Твоя малая родина.

1

«Мой первый друг, мой друг бес­ценный».

1

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».


8

Раздел №4. Искусство и нравственность

1

Нравственное содержание древних мифов.

1

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

1

Положительные герои в былинах и сказках.

1

Отрицательные герои в литератур­ных произведениях.

1

«Зло, как и добро, имеет своих геро­ев».

1

Искусство и нравственность.

1

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1

Обзор курса этикета.




  1. Учебно-методическое обеспечение программы.


  1. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М., Просвещение, 2010.

  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!