Название программы – «Уроки нравственности»
Направленность программы – духовно-нравственное направление
Возраст детей – 6-11 лет (1-4 класс)
Сроки реализации программы – 4 года
Пояснительная записка.
Программа по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартов
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Сроки её реализации.
Внеурочная программа «Уроки нравственности» рассчитана на четыре года обучения. Общее количество часов 136 часов.
1 класс - 33 часа (1 час в неделю).
2 класс - 34 часа (1 час в неделю).
3 класс - 34 часа (1 час в неделю).
4 класс - 34 часа (1 час в неделю).
Формы и режим занятий.
Используются следующие формы организации работы: коллективная, групповая и индивидуальная.
Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):
беседы;
классный час;
встречи с интересными людьми;
литературно-музыкальные композиции;
просмотр и обсуждение видеоматериала;
экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная).
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
творческие конкурсы;
выставки декоративно-прикладного искусства;
коллективные творческие дела;
соревнования;
показательные выступления;
праздники;
викторины;
интеллектуально-познавательные игры;
трудовые дела;
тренинги;
наблюдение учащихся за событиями в стране;
обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
заочные путешествия;
акции благотворительности, милосердия;
творческие проекты, презентации;
проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Формами подведения итогов будет проведение итоговых мероприятий по каждому разделу.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), повышение роли институтов гражданского общества.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, приобретение опыта совместной деятельности; получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях).
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения, посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.
Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия:
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справоч-ников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологиче-ское высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на по-зицию партнёра в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
У младших школьников формируются:
духовно-нравственные основы личности (готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, понимания смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению);
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
осознание себя гражданином России на основе принятие общих национальных нравственных ценностей;
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся:
Должны знать: | Уметь: |
Отличие понятий «этика» и «этикет». | Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими. |
Правила вежливости и красивых манер | Придерживаться «золотого правила» в общении с другими. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию. |
Заповеди и соответствующие притчи | Соблюдать заповеди. Быть доброжелательными. Сострадать животным, не обижать их. |
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся:
Должны знать: | Уметь: |
Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями | Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки. Выполнять общение. |
Заповеди и правила этикета. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках. | Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице. Исполнять заповеди. |
Афоризмы | Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании |
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся:
Должны знать: | Уметь: |
Ранее изученные заповеди и афоризмы | |
Каким должен быть воспитанный человек. | Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним. |
Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону. | Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета. |
Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений. | На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля. Не обижать животных и птиц. |
Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности. | Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. Быть сострадательными к чужому горю. |
Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям. | Соблюдать правила вежливости и красивых манер. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении. |
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся:
Должны знать: | Уметь: |
Правила этики и культуры речи. | Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках. |
Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного. | Различать хорошие и плохие поступки. |
Об источниках наших нравственных знаний. | Исполнять заповеди. |
О совести как основе нравственности. | Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. |
О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков. | Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим. |
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ | Содержание раздела | Формы организации | Виды деятельности обучающихся |
| 1 класс (33 часа) | | |
| Раздел 1. Правила поведения в школе (6 ч). Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе. | Беседа, дискуссия, практикум, праздник, час развития, экскурсия | Ученики знакомятся с общечеловеческими нормами нравственности. Учатся приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища. Применяют полученные знания на практике, в проблемных ситуациях. |
| Раздел 2. О добром отношении к людям (10 ч). Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете. |
| Раздел 3. Как стать трудолюбивым (7 ч). «Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома. |
| Раздел 4. Правила опрятности и аккуратности (5 ч). Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время. |
| Раздел 5. Правила поведения на улице и дома. Как вести себя на улице и дома. (2 ч) |
| Раздел 6. Школьный этикет (3 ч) |
| 2 класс (34 часа) | | |
| Раздел 1. Культура общения (9 ч). Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. | Беседы; классный час; встречи с интересными людьми; просмотр и обсуждение видеоматериала; экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная), практикумы, акции сюжетно-ролевые игры. | Ученики знакомятся с правилами вежливости. Учатся применять правила поведения на дне рождения, этикету в театре, кино, на выставке, в музее. |
| Раздел 2. Общечеловеческие нормы нравственности (4 ч). Заповеди. Дал слово держи. |
| Раздел 3. Дружеские отношения (11 ч). «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей. |
| Раздел 4. Понять другого (10 ч). Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год. |
| 3 класс (34 часа) | | |
| Раздел 1. Культура общения (9 ч). Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека. | Беседы; классный час; встречи с интересными людьми; литературно-музыкальные композиции; просмотр и обсуждение видеоматериала; экскурсии, творческие конкурсы; выставки декоративно-прикладного искусства; коллективные творческие дела; соревнования. | Младшие школьники усваивают круг обязанностей и правил поведения в школе и дома, учатся различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним, раскрывают сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю. |
| Раздел 2. Самовоспитание (7 ч). Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании. |
| Раздел 3. Общечеловеческие нормы нравственности (10 ч). Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. |
| Раздел 4. Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8 ч). Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики. |
| 4 класс (34 часа) | | |
| Раздел 1. Культура общения (9 ч). Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей. | Праздники; викторины; интеллектуально-познавательные игры; трудовые дела; тренинги; наблюдение учащихся за событиями в стране; обыгрывание проблемных ситуаций; заочные путешествия; акции, сюжетно-ролевые игры. | Младшие школьники усваивают круг обязанностей и правил поведения в школе и дома, учатся различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним, раскрывают сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю. |
| Раздел 2. Самовоспитание (7 ч). Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». |
| Раздел 3. Общечеловеческие нормы нравственности (10 ч). Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей. |
| Раздел 4. Искусство и нравственность (8 ч). Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета. |
Тематическое планирование.
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
| 1 класс | |
| Правила поведения в школе | 6 |
| О добром отношении к людям | 10 |
| Как стать трудолюбивым | 7 |
| Правила опрятности и аккуратности. | 5 |
| Правила поведения на улице и дома. | 2 |
| Школьный этикет. | 3 |
| 2 класс | |
| Культура общения | 9 |
| Общечеловеческие нормы нравственности | 4 |
| Дружеские отношения | 11 |
| Понять другого человека. | 10 |
| 3 класс | |
| Культура общения | 9 |
| Самовоспитание | 7 |
| Общечеловеческие нормы нравственности | 10 |
| Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? | 8 |
| 4 класс | |
| Культура общения | 9 |
| Самовоспитание | 7 |
| Общечеловеческие нормы нравственности | 10 |
| Искусство и нравственность | 8 |
Тематическое планирование.
1 класс
№ | | Наименование разделов и тем |
| 6 | Раздел № 1. Правила поведения в школе |
| 1 | Правила поведения на уроке и на перемене. |
| 1 | Правила поведения в общественных местах. |
| 1 | Правила поведения в гардеробе. |
| 1 | Правила поведения в столовой. |
| 1 | Правила поведения в библиотеке. |
| 1 | Правила поведения в школьном дворе. |
| 10 | Раздел № 2. О добром отношении к людям |
| 1 | Что такое «добро и зло». |
| 1 | Что такое «добро и зло». Чтение произведений. |
| 1 | «Ежели вы вежливы». |
| 1 | «Ежели вы вежливы». Стихи о вежливости. |
| 1 | Добрые и не добрые дела. |
| 1 | Добрые и не добрые дела. |
| 1 | Ты и твои друзья. |
| 1 | Ты и твои друзья. |
| 1 | Помни о других – ты не один на свете. |
| 1 | Помни о других – ты не один на свете. |
| 7 | Раздел № 3. Как стать трудолюбивым |
| 1 | «Ученье-Свет, а неученье - тьма». |
| 1 | «Как быть прилежным и старательным». |
| 1 | «Как быть прилежным и старательным». |
| 1 | Наш труд в классе. Распределение обязанностей. |
| 1 | Наш труд в классе. |
| 1 | Мой труд каждый день дома. |
| 1 | Мой труд каждый день дома. Как это важно. |
| 5 | Раздел № 4. Правила опрятности и аккуратности. |
| 1 | Культура внешнего вида. |
| 1 | Культура внешнего вида. Чтение прозведений. |
| 1 | Каждой вещи своё место. |
| 1 | Каждой вещи своё место. |
| 1 | Умейте ценить своё и чужое время. |
| 2 | Раздел № 5. Правила поведения на улице и дома. |
| 1 | Как вести себя на улице и дома. |
| 1 | Как вести себя на улице и дома. Просмотр фильма. |
| 3 | Раздел № 6. Школьный этикет. |
| 1 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. |
| 1 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. |
| 1 | Чему нас научили уроки нравственности? |
Тематическое планирование.
2 класс
№ | | Наименование разделов и тем |
| 9 | Раздел № 1. Культура общения |
| 1 | Этикет (повторение). |
| 1 | Устное и письменное приглашение на день рождения. |
| 1 | Устное и письменное приглашение на день рождения. Составление поздравления. |
| 1 | Встреча и развлечение гостей. |
| 1 | Встреча и развлечение гостей. Проведение игр. |
| 1 | Поведение в гостях. Поведение в обществе. |
| 1 | Поведение в гостях. Поведение за столом. |
| 1 | Как дарить подарки. |
| 1 | Как дарить подарки. Подарки своими руками. |
| 4 | Раздел № 2. Общечеловеческие нормы нравственности |
| 1 | Заповеди. |
| 1 | Заповеди. Почему их нужно соблюдать. |
| 1 | Дал слово держи. |
| 1 | Дал слово держи. Сила слова. |
| 11 | Раздел № 3 . Дружеские отношения |
| 1 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». |
| 1 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Чтение произведений о дружбе. |
| 1 | Преданный друг. |
| 1 | О доброте и бессердечии. |
| 1 | О доброте и бессердечии. Чтение произведений. |
| 1 | Об уважительном отношении к старшим. |
| 1 | О зависти и скромности. |
| 1 | О зависти и скромности. Чтение произведений. |
| 1 | О доброте и жестокости. |
| 1 | В мире мудрых мыслей. |
| 1 | В мире мудрых мыслей. |
| 10 | Раздел №4 . Понять другого человека. |
| 1 | Золотые правила. |
| 1 | Золотые правила. Кто их придумал. |
| 1 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. |
| 1 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. |
| 1 | О тактичном и бестактном поведении. |
| 1 | О тактичном и бестактном поведении. |
| 1 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. |
| 1 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. |
| 1 | В мире мудрых мыслей. |
| 1 | Обзор курса этики за год. |
Тематическое планирование.
3 класс
№ | | Наименование разделов и тем |
| 9 | Раздел №1. Культура общения |
| 1 | Этикет разговора. |
| 1 | Обращение к разным людям. |
| 1 | Обращение к разным людям. |
| 1 | Вежливый отказ, несогласие. |
| 1 | Этикетные ситуации. |
| 1 | Этикетные ситуации. |
| 1 | Афоризмы. |
| 1 | Разговор по телефону. |
| 1 | Играем роль воспитанного человека. |
| 7 | Раздел № 2. Самовоспитание |
| 1 | Что значит быть вежливым? |
| 1 | Мои достоинства и недостатки. |
| 1 | Мои достоинства и недостатки. Уроки самокритики. |
| 1 | Большое значение маленьких радостей. |
| 1 | О хороших и дурных привычках. |
| 1 | О хороших и дурных привычках. Уроки самокритики. |
| 1 | Афоризмы о самовоспитании. |
| 10 | Раздел № 3. Общечеловеческие нормы нравственности |
| 1 | Заповеди: как мы их исполняем. |
| 1 | О сострадании и жестокосердии. |
| 1 | О сострадании и жестокосердии. |
| 1 | Лгать нельзя, но если...? |
| 1 | Лгать нельзя, но если...? |
| 1 | Всегда ли богатство - счастье? |
| 1 | Всегда ли богатство - счастье? |
| 1 | Спешите делать добро. |
| 1 | Спешите делать добро. Изготовление подарков ветеранам. |
| 1 | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. |
| 8 | Раздел № 4. Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? |
| 1 | «Как сердцу высказать себя?» |
| 1 | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. Разыгрывание ситуаций. |
| 1 | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. |
| 1 | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». |
| 1 | «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». |
| 1 | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. |
| 1 | Афоризмы. |
| 1 | Чему мы научились на уроках этики. |
Тематическое планирование.
4 класс
№ | | Наименование разделов и тем |
| 9 | Раздел №1. Культура общения |
| 1 | Традиции общения в русской семье. «Домострой». |
| 1 | Культура общения в современной семье. |
| 1 | Культура общения в современной семье. |
| 1 | О терпимости к ближним. |
| 1 | О терпимости к ближним. |
| 1 | Культура спора. |
| 1 | Этикетные ситуации. |
| 1 | В мире мудрых мыслей. |
| 1 | В мире мудрых мыслей. |
| 7 | Раздел №2 . Самовоспитание |
| 1 | «Познай самого себя». Тестирование. |
| 1 | Самовоспитание. |
| 1 | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. |
| 1 | Как я работаю над собой. |
| 1 | О терпении. |
| 1 | Конец каждого дела обдумай перед началом. |
| 1 | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». |
| 10 | Раздел №3 . Общечеловеческие нормы нравственности |
| 1 | Об источниках наших нравственных знаний. |
| 1 | Совесть - основа нравственности. |
| 1 | «Чем ты сильнее, тем будь добрее». |
| 1 | «Досадно мне, что слово честь забыто». |
| 1 | Заветы предков. |
| 1 | Россияне о любви к Родине. |
| 1 | Твоя малая родина. |
| 1 | «Мой первый друг, мой друг бесценный». |
| 1 | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. |
| 1 | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». |
| 8 | Раздел №4. Искусство и нравственность |
| 1 | Нравственное содержание древних мифов. |
| 1 | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. |
| 1 | Положительные герои в былинах и сказках. |
| 1 | Отрицательные герои в литературных произведениях. |
| 1 | «Зло, как и добро, имеет своих героев». |
| 1 | Искусство и нравственность. |
| 1 | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» |
| 1 | Обзор курса этикета. |
Учебно-методическое обеспечение программы.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М., Просвещение, 2010.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.