СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и ктп по чтению АООП для учащихся с УО ( 1 вариант) 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и ктп по чтению АООП для учащихся с УО ( 1 вариант) 8 класс»

Рабочая программма и календарно - тематическое планирование по чтению для учащихся 8 класса АООП для учащихся с умственной отсталостью (1 вариант)

Составитель:Захарова Л.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, методическими рекомендациями по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Новгородской области. Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой, Москва, гуманитарный издательский центр Владос, 2011г., допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник «Чтение» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель: В.В. Воронкова и др.

Из расчета 4 часа в неделю; 34 учебных недели, всего – 136 часов.

Рабочая программа по литературе составлена с учётом интеллектуальных и психологических особенностей обучающихся данного класса.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся, способствует их умственному развитию.

Литературный материал расширяет область развития жизненной компетенции обучающихся за счет формирования доступных ему базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя их, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.

Основной целью программы является развитие умения осмысленного чтения литературных текстов доступного содержания и уровня сложности. Ознакомление обучающихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально-бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество.

В ходе преподавания данного предмета решается ряд задач, таких как:

  • Овладение навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений

  • Повышение способности понимать прочитанное

  • Формирование интереса к чтению

  • Понимание значения навыка чтения

  • Развитие устной речи

  • На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Специальная задача коррекции речи и мышления обучающихся с ОВЗ является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Содержание программы учитывает необходимость следования принципу практической направленности обучения, что побуждает использовать в обучении произведения, интересные для чтения. С этой целью используются как фрагменты классических произведений отечественной и зарубежной литературы, так и статьи из детских журналов и газет. Следует помнить, что обучающиеся с ОВЗ значительно успешнее воспринимают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает к переживаниям за того или иного героя.

Большое внимание на уроках чтения и развития речи уделяется межпредметной связи с уроками развития устной речи. Этому процессу способствует:

  1. обогащение пассивного и активного словаря обучающихся в процессе работы над литературным произведением;

  2. умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью подстрочного /и толкового/ словаря;

  3. участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающие у обучающихся правильные эмоциональные интонации в устной речи;

  4. участие в обсуждении произведения, которое совершенствует умение ведения диалога обучающимися

  5. заучивание стихотворных произведений;

  6. использование приема «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных статей из детских журналов, газет.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, уроков-концертов. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Внеклассное чтение /1 раз в месяц/

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских журналов, газет. Беседа о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах.

Итоговый контроль

Один раз в четверти для оценки знаний и умений обучающихся проводится проверка техники чтения.

В соответствии с данной программой сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.

Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

  • выделять главную мысль произведения;

  • давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;

  • пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.







































Учебно-тематический план

Тема раздела

Количество часов

Общее количество часов

Теория

Внеклассное чтение

1.

Устное народное творчество

10ч



2.

Литературные сказки

10ч




3.


Русская литература XIX века

48ч

44ч




4

Русская литература XX века

37ч

33ч


Всего

105ч


95ч

10 ч



















Содержание тем с распределением учебных часов по основным разделам



  1. Устное народное творчество (9ч+1ч)

  1. Сказки

  2. Былины

  3. Народные песни

  4. Пословицы

  5. Поговорки

  6. Загадки

  1. Литературные сказки (9ч+1ч)

  1. А. Погорельский

  2. С.Т. Аксаков

  1. Русская литература XIX века (44ч+4ч)

  1. А.С. Пушкин

  2. М.Ю. Лермонтов

  3. И.А. Крылов

  4. Н.В. Гоголь

  5. Н.А Некрасов

  6. А.В. Кольцов

  7. И.С. Никитин

  8. Л. Н. Толстой

  9. А. Н. Майков

  10. Ф. И. Тютчев

  11. А.П. Чехов

  1. Русская литература XX века (33ч+4ч)

  1. М. Горький

  2. В.В. Маяковский

  3. С.А. Есенин

  4. М.А. Шолохов

  5. А.А. Фадеев

  6. В.П. Катаев

  7. Б.Н. Полевой

  8. А.А. Сурков

  9. Ю.М. Нагибин

  10. А.Г. Алексин


Рекомендуемая литература для внеклассного чтения (на выбор)


1.Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой», «Монарх в новых штанах», «Бабушка с мальной», «Фотография, на которой меня нет», «Запах сена».

2. Беляев А.Р. «Золотая гора», «Прыжок в ничто».

3. Бондарев Ю.В. «На большой реке», «Юность командиров», «Батальон просит огня».

4. Ваншенкин К.Я. Стихотворения.

5. Гайдар А.П. «Школа».

6. Есенин С.А. Стихотворения.

7. Искандер Ф.А. «Пиры Валтасара», «Молельное дерево».

8. Каверин В.А. «Два капитана».

9. Макаренко А.С. «Педагогическая поэма» (отрывки).

10. Мамин-Сибиряк А.Н. «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушкино золото», «Приёмыш», «Сказка про Воробья Воробеича».

11. Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке».

12. Рубцов Н.М. Стихотворения.

13. Симонов К.М. Стихотворения.

14. Сурков А.А. Стихотворения.

15. Чехов А.П. «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев.

16. Шукшин В.М. «Сильные идут дальше», «Сны матери», «Хозяин бани и огорода»





Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Домашние задания


по плану

по факту

1.

Вводный инструктаж по Т.Б.

Устное народное творчество

(12+1ч)




1.

Пословицы. Поговорки. Смысл пословиц.



с.4 – 5, пересказ

2- 4.

Одно дело делаешь, другого не порть.


+2

с.6 выр.чт.

Шей да пори ,не будет пустой поры.




с.7, привести примеры из жизни

Коня в гости зовут не мёд пить, а воду возить.






с.8 выраз. чт.

5.

Загадки. Отгадывание загадок.



с. 9 – 10 попробовать сочинить загадку самостоятельно

6.

Сказки. Виды сказок.



с.11.Примеры волшебных сказок

7



8

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын». Знакомство с произведением.


+1

с.19 вопрос 1,2.

 Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын». I часть. Выборочное чтение








с.13-16 выраз.чт.

9

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын»,  II часть. Составление плана сказки . Подготовка к пересказу.



Пересказ произведения

10

Былины. Определение. Работа со статьей. Выборочное чтение.



с.20 – 21, вопрос 6,7.

11

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок), I часть. Выборочное чтение.



с.22 – 24 выр.чт.

12

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок), II часть. Подбор отрывков к иллюстрациям.



с.24 – 25. выраз.чт.

13

Внеклассное чтение «По страницам газет и журналов»



Подготовить сообщение

2.

Литературные сказки

(9ч+1ч)




2.1

Литературная сказка




2.2

Антоний Погорельский. Слово о писателе.Знакомство с произведением.



с.30 -40 прочитать

2.3

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», I часть.



с.30 - 31 прочитать

2.4

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», II часть. Характеристика героев.



с.32 - 35, вопросы, озаглавить 2 часть

2.5

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», III часть. Подготовка к пересказу.



краткий пересказ

2.6

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». Обобщающий урок.



вопросы

2.7

Сергей Тимофеевич Аксаков. Слово о писателе.



с.42 пересказ биографии

2.8

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек», I часть.



с.43 - 47, выразительное чтение

2.9

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек», II часть.



c. 48 - 51 выразительное чтение

2.10

Внеклассное чтение «В мире приключений» В.Каверин «Два капитана»



прочитать произведение

3.

Русская литература XIX века





3.1

Александр Сергеевич Пушкин. Слово о поэте. Биография.



пересказ биографии

3.2

А. Пушкин «Осень».Упражнение в выразительном чтении.



с.57 - 58, отрывок наизусть

3.3

А. Пушкин «Цветок». Выразительное чтение



с.58 -59 выразительное чтение

3.4

А. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Выборочное чтение



с.59 - 61 выразительное чтение

3.5

А. Пушкин «Руслан и Людмила» . Песнь первая, вторая, третья. Упражнение в выразительном чтении.



с.61 -66 выразительное чтение

3.6

А. Пушкин «Руслан и Людмила». Песнь пятая, шестая.



с.61 -66 выразительное чтение

3.7

А. Пушкин «Метель» (в сокр.), I часть.



с.73 -82 перечитать

3.8

А. Пушкин «Метель» (в сокр.), II часть.

 



с.75 -78, выразительное чтение

3.9

А. Пушкин «Метель» (в сокр.), III часть.



с.79 -82, вопросы

3.10

А. Пушкин «Метель» (в сокр.). Обобщающий урок. Подготовка к написанию изложения.



переписать изложение

3.11

Внеклассное чтение «Повести зарубежных писателей» Д.Дефо «Робинзон Крузо», отдельные главы



прочитать

3.12

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте.



Стр.83-85, в.3,4,5

3.13

М. Лермонтов «Тучи». Упражнение в выразительном чтении.



Стр. 86, в.1,2,6.7 наизусть

3.14

М. Лермонтов «Кавказ». Выборочное чтение.



с.87 выр.чт.

3.15

М. Лермонтов «Бэла», I часть.

2 ч



с.88 - 95 перечитать

3.16

М. Лермонтов «Бэла», II часть.  Обобщающий урок по произведению М.Ю. Лермонтова "Бэла". Подготовка к краткому пересказу. Составление плана



с.93 - 95 выр.чтение

краткий пересказ

3.17

Иван Андреевич Крылов. Слово о писателе.



с.97 - 98 пересказ статьи

3.18

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».



выучить наизусть

3.19

И. Крылов «Свинья под дубом».



с.100 - 101 пересказ басни

3.20

Николай Васильевич Гоголь. Слово о писателе.



с.102 - 103 пересказ

3.21

Н. В. Гоголь «Чичиков» (отр. из поэмы «Мёртвые души»), I часть.

2ч



с.103 - 107 выраз. чтение

3.22

Н. В. Гоголь «Чичиков» (отрывок из поэмы «Мёртвые души»), II часть. Составление литературного портрета Чичикова по плану




с.107 - 109, пересказ по плану портрета Чичикова

3.23

Внеклассное чтение

Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке».




3.24

Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте.



с.110 подробный пересказ статьи

3.25

Н. Некрасов «Крестьянские дети» (отр.).



с.111 - 113 отрывок наизусть

3.26

Н. Некрасов «Крестьянка» (отр. из поэмы «Мороз, Красный нос»).



с.114 - 116 выраз.чтение

3.27

А. В. Кольцов «Раздумье селянина».



с.118 выразительно читать

3.28

А. Кольцов «Горькая доля».



с.119 выраз. чтение

3.29

Контрольное чтение за I полугодие.

И.С.Никитин Статья об авторе. Презентация



с.120 пересказ

3.30

И. С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отр.).



с.121 - 122 выразительное чтение

3.31

И. Никитин «Деревенский бедняк» (отр.).



с.123 - 124 выразительное чтение

3.32

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.



с.125- 127 рассказ о творчестве Толстого

3.33

Л. Толстой «Севастополь в декабре месяце» (в сокр.).



выр.чтение

3.34

Л. Толстой «Севастополь в августе 1855 года» (в сокр.).



выр.чтение

3.35

Л. Толстой «Детство» (в сокр.), I и II части.



с.137 пересказ

3.36

Л. Толстой «Детство» (в сокр.), III часть.



выр.чтение

3.37

Л. Толстой «Детство» (в сокр.), IV часть.

1 ч



выраз.чтение

3.38

Л. Толстой «Детство» (в сокр.). Обобщающий урок.



выраз. чтение понравившегося отрывка

3.39



А.Н.Майков. Слово об авторе



с.143 пересказ статьи

3.40

А. Н. Майков «Осень» (отр.). Упражнение в выразительном чтении.



с.144 - 145 выр.чтение

3.41

А. Майков «Пейзаж» (отр.). Выборочное чтение



с.145 выр.чтение

3.42

Ф. И. Тютчев «Листья».Упражнение в выразительном чтении



с.148 выр.чтение

3.43

Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело»

Выборочное чтение.



с.149 наизусть

3.44

«Тема природы в творчестве русских поэтов» С.Есенина, Н.Рубцова, А.Суркова



выраз.чтение понравившихся отрывков

3.45

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.



c.150 – 151 пересказ

1.



2.


А. Чехов «Лошадиная фамилия» (в сокр.).

Выборочное чтение

А. Чехов «Лошадиная фамилия» (в сокр.).

Работа по вопросам.




Стр. 152-155,вопр.1,2,3.

Стр. 152-155,вопр.4,5,6.



Стр. 156-159, вопр. 4,5,6.7






3.



4.





5.



6.




А. Чехов «Пересолил» (в сокр.). Знакомство с произведением.

А. Чехов «Пересолил» (в сокр.). Выборочное чтение.





А. Чехов«Толстый и тонкий»



Обобщающий урок по произведениям Чехова.















с.156-159 , в.1,2,3.

с.156- 159, в.4,5,6.





Читать «Толстый и тонкий»



пересказ отрывка


7.

Внеклассное чтение «Рассказы А.Чехова» «Унтер Пришибеев»



прочитать


Русская литература XX века

(33ч+4ч)




8.

Максим Горький. Слово о писателе.



Стр. 162-164, кратк.пересказ


9.



10.

М. Горький «Сказки об Италии» (отр.). Чтение отрывка. Выборочное чтение.



М. Горький «Сказки об Италии» (отр.).Чтение по ролям






Стр. 164-166, в.1,2


Стр. 166-167, вопр.3,4,5






11.

В. В. Маяковский. Слово о поэте.  



с.169 пересказ

12.



13.

В.В. Маяковский «История Власа – лентяя и лоботряса». Выразительное чтение.

Вн.чт. В.П Астафьев «Монах в новых штанах».





Стр. 171-174, в.1,3



прочитать, пересказ


14.

С.А. Есенин. Слово о поэте.



Стр. 175-176, в.1,3


15.

С. Есенин «Задремали звёзды золотые». Упражнение в выразительном чтении.



Стр. 176 наизусть


16.

С. Есенин «Топи да болота». Выборочное чтение.



стр. 177. выр.чтение


17.

С. Есенин «Спит ковыль».

Выразительное чтение.



с.178, вопр. 1,5.

выр.чтение


18.

М. А. Шолохов. Слово о писателе.



с.179 пересказ

19.

М. Шолохов «Дед Щукарь» (отр. из романа «Поднятая целина», в сокр.), I часть.



стр. 180-181, в.1.

20.





21.





22.

М. Шолохов «Дед Щукарь» (отр. из романа «Поднятая целина», в сокр.), II часть.

М. Шолохов «Дед Щукарь» (отр. из романа «Поднятая целина», в сокр.), II ч



Обобщающий урок по произведению.












Стр. 181-183,

в.1,2,3



с.185 -186, в.4,5,6.





пересказ






23.

А. Фадеев «Молодая гвардия» (отр., в сокр.), I часть.



Стр. 187-189, вопр.1, 2.

24

А. Фадеев «Молодая гвардия» (отр., в сокр.), II часть.



Стр. 190-191, в. 4,5.


25.





26.

А. Фадеев «Молодая гвардия» (отр., в сокр.), III часть.



А. Фадеев «Молодая гвардия» (отр., в сокр.), IV часть.














Стр. 191-192, в.1,2.



Стр. 193-194, в.3,4.5

27.

Внеклассное чтение «Герои рассказов В.Астафьева» «Фотография, на которой меня нет»




28.

Валентин Петрович Катаев. Слово о писателе.



рассказ о писателе


29.

В. П. Катаев «Сын полка» (в сокр.), I глава.



Стр. 195-198, в. 1,2.


30

В. П. Катаев «Сын полка» (в сокр.), IV глава.



Стр. 198-199,

в. 4,5.


31

В. П. Катаев «Сын полка» (в сокр.), VI глава. Подготовка к краткому пересказу.



Стр. 200-202 в. 3, 4, кратк. пересказ

32

В. П. Катаев «Сын полка» (в сокр.), IX глава.

Чтение по ролям.



Стр. 202-205, чтение по ролям.

33.



34.

В. П. Катаев «Сын полка» (в сокр.). Обобщающий урок.

Подготовка сообщения об участии детей в ВОВ на основе произведений Фадеева и Катаева.





с.205



сообщение о детях

35.

Борис Николаевич Полевой. Слово о писателе.



с.206, рассказ о писателе

36.

Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (в сокр.), I часть.



с.206 -207, выр.чтение

37.

Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (в сокр.), II часть.

 



с.207 -208, пересказ

38.

Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (в сокр.), III часть.



с.208 - 209, выр.чтение

39 - 44.

















45.

Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (в сокр.).

















Обобщающий урок.

5ч



















с.209-210.,в.3,5.

с.211-212,чтение по ролям

с.212 -стр.213,выраз.чтение

с.213 -214,в.1,2



с.214-215,чтение

по ролям

с.215 -216,в.7.8.

в.9 на с.217.


46.

Внеклассное чтение «В час великих испытаний» Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»



пересказ

47

Алексей Александрович Сурков. Слово о поэте



рассказ о писателе

48

А. Сурков. Слово о поэте. «День торжества». Словарная работа.



с.218 - 219 выр.чтение

49

А. Сурков «В землянке». Словарная работа.



с.219 - 220,наизусть

50

Юрий Маркович Нагибин. Слово о писателе



с.221 рассказ о писателе

51

Ю. Нагибин «Зимний дуб» (в сокр.), I часть.

Выборочное чтение



с.221 -224,чтение диалога

52- 53


Ю. Нагибин «Зимний дуб» (в сокр.), II часть.




2ч



с.224 - 228,в.4,5.


54

Анатолий Георгиевич Алексин. Слово о писателе



с.229 рассказ о писателе

55-56

А. Алексин «Самый счастливый день».

2ч



с.229 - 234,перечитать, пересказ

57

Урок-путешествие «Страна Литературия»




58

Внеклассное чтение. Шукшин В.М. «Сны матери»




Всего часов

136








Учебно-методические средства

  1. Учебник «Чтение» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель: В.В. Воронкова и др.- Изд. «Владос», 2005г.

  2. Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Презентации «Сказки»; (98)

  2. Фонохрестоматия по литературе 6 класс (1 диск); (99)

  3. Фонохрестоматия по литературе 6 класс (2 диск); (100)

  4. Физминутки; (101)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!