Ι. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по математике для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Н.Б. Истоминой (УМК «Гармония»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
1) математическое развитие:
– формирование способности к интеллектуальной деятельности пространственного воображения, математической речи;
– умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать
обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации.
2) освоение начальных математических знаний
– понимание значения величин и способов их измерения;
– использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций;
– формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики;
– работа с алгоритмами, выполнение арифметических действий.
3) развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Учитывая требования Федерального компонента государственного образовательного стандарта, данная рабочая программа ориентирована на достижение следующих задач:
– формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика». Учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно – образное и предметно - действенное мышление.
– развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно – следственные связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки.
– овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения); исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры); описывать ситуации, с использованием чисел и величин; моделировать математические отношения и зависимости; прогнозировать результат вычислений; контролировать правильность и полноту выполнения алгоритмов арифметических действий; использовать различные приемы проверки нахождения значения числового выражения (с опорой на правила, алгоритмы, прикидку результата); планировать решение задачи; объяснять, обосновывать) свой способ действия; описывать свойства геометрических фигур; конструировать и изображать их модели.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В основе начального курса математики, нашедшего отражение в учебниках математики, лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания. Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.
Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход. Он ориентирован на компоненты учебной деятельности, (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка). Создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться».
Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм) организации процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить. В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и межпредметных умений в их тесной взаимосвязи.
Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а в последствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей. Например, формирование умения моделировать как универсального учебного действия в курсе математики осуществляется поэтапно, учитывая возрастные особенности младших школьников и связано с изучением программного содержания. Первые представления о взаимосвязи предметной, вербальной и символической моделей формируются у учащихся при изучении темы «Число и цифра». Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических моделей ту, которая, например, соответствует данной предметной модели. Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не только предметные, но и графические модели при сравнении чисел, а также моделировать отношения чисел и величин с помощью схем, обозначая, например, данные числа и величины отрезками. Соотнесение вербальных (описание ситуации), предметных (изображение ситуации на рисунке), графических (изображение, например, сложения и вычитания на числовом луче) и символических моделей (запись числовых выражений, неравенств, равенств), их выбор, преобразование, конструирование создаёт дидактические условия для понимания и усвоения всеми учениками смысла изучаемых математических понятий (смысл действий сложения и вычитания, целое и части, отношения «больше на», «меньше на»; отношения разностного сравнения «на сколько больше (меньше)?») в их различных интерпретациях.
Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания).
Эффективным методическим средством для формирования универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) является включение в учебник заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения персонажей Миши и Маши. Эти задания выполняют различные функции: их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов Миши и Маши, которые могут быть один – верным, другой – неверным, оба верными, но неполными, требующими дополнений; для получения информации; для овладения умением вести диалог, для разъяснения способа решения задачи и пр.
Особенностью курса является использование калькулятора как средства обучения младших школьников математике, обладающего определёнными методическими возможностями. Калькулятор можно применять для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способов действий, для проверки предположений и числового результата, для овладения математической терминологией и символикой, для выявления закономерностей и зависимостей, то есть использовать его для формирования УУД. Помимо этого, в первом и во втором классах, калькулятор можно использовать и для мотивации усвоения младшими школьниками табличных навыков. Например, проведение игры «Соревнуюсь с калькулятором», в которой один ученик называет результат табличного случая сложения на память, а другой – только после того, как он появится на экране калькулятора, убеждает малышей в том, что знание табличных случаев сложения (умножения) позволит им обыграть калькулятор. Это является определённым стимулом для усвоения табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления и активизирует память учащихся.
Формирование УУД осуществляется при изучении осуществляется при изучении всех разделов начального курса математики: «Признаки предметов. Пространственные отношения», «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией», «Уравнения и буквенные выражения». Содержание разделов 1-7 распределяются в курсе математики по классам и включается в различные темы в соответствии с логикой построения содержания курса, которая учитывает преемственность и взаимосвязь математических понятий, способов действий и психологию их усвоения младшими школьниками.
Раздел «Работа с информацией» является неотъемлемой частью каждой темы начального курса математики. В соответствии с логикой построения курса, учащиеся учатся понимать информацию, представленную различными способами (рисунок, текст, графические и символические модели, схема, таблица, диаграмма), использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно - следственных связей. В процессе решения задач и выполнения различных учебных заданий ученики учатся понимать логические выражения, содержащие связки «и», «или», «если, то…», «верно /неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые» и пр.
Другими словами, процесс усвоения математики так же, как и другие предметные курсы в начальной школе огранически включают в себя информационное направление, как пропедевтику дальнейшего изучения информатики. Направленность курса на формирование приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) в процессе усвоения математического содержания обеспечивает развитие алгоритмического и логического мышления, формирует у младших школьников представление о моделировании, что оказывает положительное влияние на формирование УУД.
На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы учащихся в парах или индивидуально. Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умения слышать и слушать друг друга, учитывать позицию собеседника и т. д.). В процессе такой работы у учащихся формируются умения: контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы учитель активно включался в процесс обсуждения. Для этой цел могут быть использованы различные методические приёмы: организация целенаправленного наблюдения; анализ математических объектов с различных точек зрения; установление соответствия между предметной – вербальной – графической – символической моделями; предложение заведомо неверного способа выполнения задания – «ловушки»; сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных способов действий.
Особенностью курса является новый методический подход к обучению решению задач, который сориентирован на формирование обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними и, используя математические понятия, осуществлять перевод вербальной модели (текст задачи) в символическую (выражения, равенства, уравнения).
Необходимым условием данного подхода в практике обучения является организация подготовительной работы к обучению решению задач, которая включает:
1) формирование у учащихся навыков чтения;
2) усвоение детьми предметного смысла сложения и вычитания, отношений «больше на», «меньше на», разностного сравнения (для этой цели используется не решение простых типовых задач, а приём соотнесения предметных, вербальных, графических и символических моделей);
3) формирование приёмов умственной деятельности;
4) умение складывать и вычитать отрезки и использовать их для интерпретации различных ситуаций.
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса математики по данной программе у учащихся 1 классов будут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД как основа умения учиться.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
– готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Ученик научиться:
– принимать учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
– планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
– выполнять учебные действия в умственной форме;
– адекватно оценивать свои достижения.
Получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные
Ученик научиться:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
– использовать знаково-символические средства, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, обобщать, устанавливать аналогии
Получит возможность научиться:
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– осуществлять сравнение и классификацию.
Коммуникативные
Ученик научиться:
– выражать в речи свои мысли и действия;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
– задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своего действия.
Получит возможность научиться:
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результаты
Ученик научиться:
– различать предметы по форме, размеру, цвету;
– читать, записывать, сравнивать и упорядочивать числа в пределах 100;
– выполнять устно сложение и соответствующие случаи вычитания:
• однозначных чисел, когда результат сложения не превышает числа 10 (на уровне навыка);
• круглых десятков, когда результат сложения – двузначное число.
• двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд;
• двузначных чисел и круглых десятков;
– распознавать, называть и изображать геометрические фигуры: точку, прямую и кривую линии, луч, отрезок, ломаную;
– чертить отрезок заданной длины в сантиметрах, дециметрах, миллиметрах;
– измерять длину отрезка, пользуясь единицами длины сантиметр, дециметр, миллиметр;
– сравнивать длины отрезков, пользуясь циркулем;
– читать, записывать, складывать и вычитать величины (длины и массы), используя единицы величин (сантиметр, дециметр, миллиметр, грамм) и соотношение между ними (1 дм = 10 см, 1 см = 10 мм и т. д.);
– понимать и правильно использовать математическую терминологию: сложение, вычитание, увеличить на…, уменьшить на…, на сколько больше (меньше) равенство, неравенство, числовое выражение.
Получит возможность научиться:
– правильно использовать в речи названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
– распознавать одну и ту же информацию, представленную в различных моделях (предметных, вербальных, графических и символических);
– сравнивать и обобщать информацию, представленную в различных моделях (предметных, вербальных, графических и символических) и строках и столбцах несложных таблиц;
– устанавливать правило, по которому составлен ряд предметов или чисел;
– составлять последовательность предметов или чисел по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
– классифицировать предметы или числа по одному или нескольким основаниям и объяснять свои действия;
– использовать переместительное свойство сложения для удобства вычислений.
IV. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Математика» в первом классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.
V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Признаки, расположение и счёт предметов (11 часов)
Признаки предметов (цвет, форма, размер, количество). Изменение признаков предметов. Общий признак совокупности предметов. Признаки сходства и различия предметов (цвет, форма, размер, количество). Составление последовательности предметов по определённому правилу. Представление о закономерностях. Сравнение количества предметов в совокупностях (выделение пар). Работа с информацией, представленной в виде рисунка. Изменение количества предметов.
Взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, между). Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости.
Раздел 2. Отношения: столько же, больше, меньше. Счет предметов (4 часа)
Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же». Представление о взаимно однозначном соответствии. Способы установления взаимно однозначного соответствия. Образование пар предметов. Счет. Представление о других видах соответствий.
Раздел 3. Однозначные числа. Счёт. Цифры (14 часов)
Введение понятий «число» и «цифра». Представление о числе как о результате счета. Представление о цифре как о знаке, с помощью которого записывается число (количество) предметов. Запись и чтение цифр и чисел. Варианты выбора двух предметов из трёх. Отрезок натурального ряда чисел для счёта предметов. Присчитывание и отсчитывание по одному предмету. Счет. Вербальная (название), предметная (совокупность предметов), символическая (знак-цифра) модель числа.
Раздел 4. Точка. Прямая и кривая линии (2 часа)
Представление о прямой линии. Линейка как инструмент для проведения прямых линий. Проведение прямой через одну точку, через две точки. Точка пересечения прямых линий. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Изображение прямых и кривых линий на плоскости. Пересечение кривых и прямых линий на плоскости.
Раздел 5. Луч (3 часа)
Представление о луче. Существенный признак луча (точка, обозначающая его начало). Различное расположение луча на плоскости. Варианты проведения лучей из данной точки. Обозначение луча одной буквой. Пересечение лучей.
Раздел 6. Отрезок. Длина отрезка (5часов)
Построение отрезка. Существенные признаки отрезка. (часть прямой; имеет два конца и длину). Обозначение отрезка двумя буквами. Представление о длине отрезка. Визуальное сравнение длин отрезков. Циркуль – инструмент для сравнения длин отрезков. Измерение и сравнение длин отрезков с помощью «мерок». Линейка как инструмент для измерения длин отрезков. Единица длины – сантиметр. Построение отрезка заданной длины. Запись длины отрезка в виде равенства. Название, последовательность чисел. Сложение и вычитание чисел.
Раздел 7. Числовой луч (2 часа)
Изображение числового луча. Последовательность выполняемых действий при построении луча. Запись чисел (натуральных) соответствующих данным точкам на числовом луче. Сравнение длин отрезков на числовом луче.
Раздел 8. Неравенства (3 часа)
Знакомство с записью неравенства. Замена слов «больше», «меньше» соответствующими знаками. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счёте.
Раздел 9. Сложение (18 часов)
Предметный смысл сложения. Знак действия сложения. Числовое выражение (сумма). Числовое равенство. Названия компонентов и результата действия сложения: первое слагаемое, второе слагаемое, сумма, значение суммы. Изображение сложения чисел на числовом луче. Верные и неверные равенства. Предметные модели и числовой луч как средства самоконтроля. Переместительное свойство сложения. Состав чисел:2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Запись однозначных чисел в виде суммы двух слагаемых (таблица сложения). Установка на запоминание состава однозначных чисел (карточки для самопроверки результатов).
Преобразование неравенств вида 6 5 в неравенства 4+2 5, 6 3+2, 4+2 3+2. Сложение чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «равно», запись с помощью знака =.
Раздел 10. Вычитание (4 часа)
Предметный смысл вычитания. Знак действия. Числовое выражение (разность). Знакомство с терминологией: названия компонентов и результата действия (уменьшаемое, вычитаемое, значение разности). Изображение вычитания чисел на числовом луче. Предметные модели и луч как средства самоконтроля вычислений. Взаимосвязь сложения и вычитания. Построение предметной модели по данной ситуации. Перестановка слагаемых в сумме.
Раздел 11. Целое и части (7 часов)
Представление о целом и его частях и о взаимосвязи сложения и вычитания. Таблица сложения в пределах 10 и соответствующие ей случаи вычитания.
Раздел 12. Отношения (больше на…, меньше на…, увеличить на…, уменьшить на…) (6 часов)
Предметный смысл отношений «больше на…», «меньше на…» Запись количественных изменений (увеличить на…, уменьшить на… в виде символической модели. Использование математической терминологии (названий компонентов, результатов действий, отношений) при чтении равенств. Число нуль как компонент и результат арифметического действия. Увеличение длины отрезка на данную величину. Уменьшение длины отрезка на данную величину.
Раздел 13. Отношения (на сколько больше? на сколько меньше?) (4 часа)
Предметный смысл отношений. Модель отношений «На сколько больше…?», «На сколько меньше…?» Построение разности двух отрезков.
Раздел 14. Двузначные числа. Названия и запись (6 часов)
Запись числа 10 цифрами 1 и 0. Модели десятка и единицы. Запись числа 10 в виде суммы двух однозначных чисел. Счёт десятками. Структура двузначного числа. Запись двузначного числа в виде десятков и единиц. Разряды двузначного числа. Чтение и запись двузначных чисел. Названия десятков. Чтение и запись двузначных чисел. Разрядный состав двузначных чисел. Разряд единиц, разряд десятков. Правила чтения двузначных чисел от 10-ти до 19-ти, от 20-ти до 99-ти.
Раздел 15. Двузначные числа. Сложение. Вычитание (13 часов)
Сложение (вычитание) десятков. Запись двузначных чисел в виде суммы двух слагаемых.
Сложение двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд. Увеличение (уменьшение) двузначных чисел на несколько десятков.
Раздел 16. Ломаная (3 часа)
Построение ломаной. Звенья и вершины ломаной. Обозначение вершин ломаной буквами. Замкнутая и незамкнутая ломаные. Сравнение длин ломаных с помощью циркуля и линейки
Раздел 17. Длина. Сравнение. Измерение (19 часов)
Сравнение длин предметов. Введение термина «величина». Знакомство с единицами длины миллиметром, дециметром. Запись сложения и вычитания величин (длина).
Раздел 18. Масса. Сравнение. Измерение (5 часов)
Представление о массе предметов. Знакомство с единицей массы – килограммом. Сравнение, сложение и вычитание массы предметов.
Раздел 19. Резерв. Работа с данными (изучается на основе всех разделов курса математики 1-го класса) (3часа)
Сбор информации на основе анализа предметных, вербальных, графических и символических моделей. Описание: 1) предметов и их признаков (цвет, форма, размер, количество); 2) отношений: 3) величин на основе полученной информации. Конструирование простейших высказываний.
VI. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО ПРОЦЕССА
Учебные пособия для учащихся:
1. Истомина Н.Б. Математика. 1 класс. Учебник. В двух частях. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2019г. и послед.
2. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетради по математике №1, №2 1 класс Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2020г.
3. Н.Б. Истомина, Математика: Контрольные работы по математике 1-4 класс. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2020.
Учебно-методическая литература для учителя:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/(А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская т др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.ил.
2. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика 1 класс» В двух частях «Ассоциация ХХ1 век», 2012г.
3. Н.Б. Истомина, Математика: Контрольные работы по математике 1-4 класс. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2020.
4. Н.Б. Истомина. Математика. Учебник для 1 класса начальной школы в 2-х частях. – Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2019 г.
5. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь по математике в 2 частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2020 г.
6. Н.Б. Истомина, Е.П. Виноградова. Учимся решать комбинаторные задачи. 1 – 2 классы. Математика и информатика. - Смоленск: «Ассоциация ХХ Ι век», 2019 г.
VII. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 «___» класс
№ п/п | Тема | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол-во часов | № задания | Дата |
Предметные | Метопредметные и личностные ( УУД) | | | | план | факт |
1 четверть (34 ч.) Признаки предметов 11 часов |
1 | Знакомство с учебником математики и тетрадью с печатной основой (ТПО). Признаки сходства и различия двух предметов. | Знать пространственные отношения. Уметь: – сравнивать количественные отношения предметов, предметы по признакам: по цвету, форме, размеру, количеству, местоположению, назначению и т. д.; – вести счет; – составлять разные (заданные) фигуры из данных. Уметь объяснять и доказывать, чем похожи предметы, чем отличаются, что изменилось, какой предмет «лишний», по какому правилу изменяются предметы | Личностные УУД: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | Нахождение «лишней» фигуры по определенным признакам, изменению в количестве и местоположению фигур. Порядковый счет предметов. Определение закономерностей в узоре и продолжение его по заданному признаку. Нахождение признака, по которому составлены пары | 1 | 1–4 | | |
2 | Выделение «лишнего» предмета. | 1 | 5–9 | | |
3 | Выявление закономерности (правила). Счёт | 1 | 10–14 | | |
4 | Пространственные отношения «перед», «за», «между». | Уточнение пространственных понятий. Заполнение логических таблиц на основе нахождения изменений | 1 | 15–19 | | |
5 | Построение ряда фигур по определённому правилу. | 1 | 20-24 | | |
6 | Пространственные отношения «слева», «справа», «выше», «ниже». Счёт | Уметь: – сравнивать и считать предметы; – продолжать построение логического ряда | Совершенствование умений сравнивать предметы, находить изменения, выявлять закономерность | 1 | 25–30 | | |
7 | Пространственные отношения. Счёт. Последовательность событий во времени. | Уметь: – ориентироваться на плоскости; – использовать термины слева, справа, выше, ниже; | Установление пространственных отношений: выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, спереди – сзади, перед, после, между и др. | 1 | 29-31 | | |
8 | Построение таблиц или ряда фигур по определённому правилу. Счёт | Уметь сравнивать предметы по различным признакам, по положению в пространстве, называть признаки, по которым изменяются фигуры (предметы) в ряду | Сравнение предметов по различным признакам. Заполнение логических таблиц. Тренировочные упражнения в использовании слов: «размер», «длиннее», «короче», «уже», «шире», «выше», «ниже» Совершенствование умений сравнивать предметы, находить изменения, выявлять закономерность | 1 | 36–41 | | |
9 | Порядок расположения предметов. Выбор недостающих элементов таблицы. | 1 | № 36, 38-41 | | |
10 -11 | Изменение признаков предметов по определённому правилу. Счёт | Уметь: – сравнивать предметы; – использовать слова, указывающие на местоположение предметов | 2 | 49–53 42-46 | | |
Отношения 4 часа |
12 | Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же» | Уметь сравнивать количества тремя способами разбиения на пары: 1) постановкой рядом; 2) соединением линией; 3) вычеркиванием по одному | Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устно речи | Знакомство с понятиями «больше», «меньше» путем установления взаимооднозначного соответствия Знакомство с понятиями «столько же», «равно» путем установления взаимооднозначного соответствия. Тренировочные задания на сравнение, чего больше, чего меньше, выявление признака, по которому подобраны пары | 1 | 54-56 | | | |
13 | Применение отношений «больше», «меньше», «столько же» | 1 | 57-59 | | | |
14-15 | Проверка усвоения школьниками смысла отношений «больше», «меньше», «столько же» | Уметь: – сравнивать предметы по различным признакам; – использовать в речи термины «больше», «меньше», «столько же» | 2 | 60-62 | | | |
Однозначные числа. Счёт. Цифры 14 часов |
16 | Число и цифра 1. Различие понятий «число» и «цифра» | Уметь: – соотносить количество предметов и число; – писать цифру 1 | Личностные УУД: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор как поступить. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Знакомство с термином «цифра». Соотнесение количества предметов и чисел. Письмо цифры 1 | 1 | 63-67 | | | |
17 | Число и цифра7 Разбиение на группы. Варианты выбора одного предмета | Знать, что обозначает цифра 7. Уметь писать цифру 7 | Знакомство с числом и цифрой 7. Состав числа 7. Работа над логическими рядами | 1 | 68-75 | | | |
18 | Число и цифр4 Анализ рисунка. Замена предметов условными обозначениями. | Знать, что обозначает цифра 4. Уметь писать цифру 4 | Знакомство с числом и цифрой 4. Состав числа 4 | 1 | 76-78 | | | |
19 | Число и цифра 6. Закономерность в изменении признаков предметов | Знать состав числа 6. Уметь писать цифру 6 | Знакомство с числом и цифрой 6. Работа над логическими таблицами | 1 | 79-82 | | | |
20 | Число и цифра 5. Разбиение фигур на две группы | Знать состав числа 5. Уметь писать цифру 5 | Знакомство с числом и цифрой 5. Работа по сравнению предметов и количеств | 1 | 83-86 | | | |
21 | Число и цифра 9. Выбор и коррекция | Знать состав числа 9. Уметь писать цифру 9 | Знакомство с числом и цифрой 9. Состав числа 9 | 1 | 87-89 | | | |
22 | Число и цифра 3. Самоконтроль 90–93 | Знать состав числа 3. Уметь писать цифру 3 | Знакомство с числом и цифрой 3. Работа над выделением «лишнего» по определенным признакам | 1 | 90-94 | | | |
23 | Число и цифра 2. Простейшие рассуждения. Варианты выбора | Знать состав чисел 2, 8. Уметь: – писать цифры 2, 8; – записывать цифрами числа, которые называют или указаны в заданиях | Знакомство с числами и цифрами 2 и 8. Абстрактный счет. Совершенствование навыков счета и сравнения | 1 | 95-99 | | | |
24 | Число и цифра 8. Классификация | 1 | 100-103 | | | |
25 | Запись ряда чисел при счёте предметов (отрезок натурального ряда чисел) | | | | 1 | 104–109 | | | |
26 | Предметный смысл правила построения ряда однозначных чисел | Уметь цифрой обозначать число .Знать принципы образования числового ряда | Регулятивные УУД: Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). | Однозначные числа. Знакомство с натуральным рядом чисел | 1 | 106-110 | | | |
27 | Присчитывание и отсчитывание по одному предмету | Уметь: – записывать, восстанавливать числовой ряд;– записывать цифры по различным заданиям | Упражнение в счете, присчитывание по одному с опорой на знания принципа строения | 1 | 111-116 | | | |
28 | Число и цифра 0. Применение приёма присчитывания и отсчитывания по одному предмету | Уметь писать цифру 0 Уметь восстановить числовой ряд, отсчитывать, присчитывать слева направо, справа налево | Знакомство с числом и цифрой 0. Понятия «внутри», «вне» круга. Присчитывание и отсчитывание по одному | 1 | 117-119 | | | |
29 | Счёт. Присчитывание и отсчитывание по одному предмету. | Уметь отсчитывать по одному, двигаясь по числовому лучу назад | Последовательность чисел в числовом ряду. Операции присчитывания и отсчитывания | 1 | 120-121 | | | |
Точка. Прямая и кривая линии 2 часа |
30 | Геометрические фигуры: точка, прямая и кривая линии. Линейка. | Знать названия геометрических фигур: точка, прямая, луч. Уметь: – распознать эти геометрические фигуры; – определять число предметов и обозначать их цифрой; – чертить прямые линии; – проводить прямые линии через точку; - чертить замкнутые и незамкнутые линии | Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как геометрические фигуры. Регулятивные УУД: Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. | Знакомство с линиями прямыми и кривыми. Отработка навыков черчения прямых линий через заданные точки по линейке. Выполнение заданий с выбором ответов (нахождений из вариантов прямых линий, кривых линий) | 1 | 122-127 | | | |
31 | Замкнутые и незамкнутые кривые | Знакомство с замкнутыми и незамкнутыми линиями | 1 | 128-133 | | | |
Луч. Отрезок 3 часа |
32 | Изображение луча. Обозначение буквой начала луча | Знать, чем луч отличается от прямой линии. Уметь писать цифры в любом порядке, чертить лучи | Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). | Знакомство с геометрической фигурой «луч». Понятия «точка пересечения», «вертикальная» и «горизонтальная» прямые | 1 | 134-135 | | | |
33 | Построение отрезка, его существенные признаки | 1 | 136-139 | | | |
34 | Контрольная работа № 1 «Однозначные числа. Счет.» | Уметь: – определять отношения «больше», «меньше», «равно»; – сравнивать рисунки | | | 1 | | | | |
2 четверть (32 ч.) Длина отрезка 5 часов |
35 | Построение отрезка. Выявление отрезков на сложном чертеже | | | | 1 | 140-145 | | | |
36 | Сравнение длин отрезков с помощью циркуля | Уметь сравнивать отрезки с помощью циркуля, мерок | Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса | Знакомство с циркулем-измерителем. | 1 | 146-150 | | | |
37 | Моделирование отношений с помощью отрезков | Уметь: – чертить отрезки заданной длины; – писать цифры; – измерять отрезок и сравнивать его с помощью циркуля | Сравнение предметов визуально и наложением с использованием в речи понятий «длиннее – короче», «шире – уже», «выше – ниже», «ближе – дальше» | 1 | 151–155 | | | |
38 | Построение отрезков на луче. Сравнение длин отрезков с помощью мерок | 1 | 154-158 | | | |
39 | Знакомство с понятием «сантиметр». | 1 | 159-163 | | | |
Числовой луч 2 часа |
40 | Знакомство с числовым лучом | Знать особенности и признаки построения числового луча. Уметь сравнивать числа с помощью числового луча | Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую | Знакомство с числовым лучом, особенностями его построения. Изображение числового луча. Числовой луч и мерки, соответствие числа мерок и цифры на луче | 1 | 164-166 | | | |
41 | Сравнение длин отрезков с помощью числового луча | 1 | 167-168 | | | |
Неравенства 3 часа |
42 | Числовые неравенства, их запись Знаки «больше», «меньше» | Знать название действия сложения, название терминов при сложении. Уметь записывать сравнение чисел; – «зашифровывать» слова «больше» и «меньше» математическими знаками | Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Знакомство со знаками сравнения . Понятие «неравенство». Сравнение чисел с опорой | 1 | 169-171 | | | |
43 | Сравнение однозначных чисел. Числовой луч как средство самоконтроля | 1 | 172-176 | | | |
44 | Запись числовых неравенств | 1 | 177-180 | | | |
Сложение. Переместительное свойство сложения 18 часов |
45 | Предметный смысл сложения Изображение равенств на числовом луче. | Уметь сравнивать числа, восстанавливать «пропавшие» числа | Личностные УУД: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей | Знакомство с действием вычитания. Представление о его предметном смысле. Понятия «разность», «минус», «уменьшаемое», «вычитаемое», «значение разности». Использование числового луча и состава чисел для нахождения значения разности | 1 | 181-183 | | | |
46 | Изображений равенств на числовом луче | | 1 | 184-186 | | | |
47 | Переместительное свойство сложения. Состав чисел 4 и 6. Классификация предметов | Уметь прибавлять на числовом луче Знать состав чисел 2–4, названия компонентов и материальных выражений, связанных со сложением: сумма, слагаемые. | 1 | 185–189 | | | |
48 | Переместительное свойство сложения. Соотнесение предметных, графических и символических моделей | Знать название, последовательность и запись чисел от 1 до 9. Уметь: – писать все цифры; – использовать переместительное свойство для быстрого счета Знать состав однозначных чисел. Уметь записывать выражения на сложение однозначных чисел | 1 | 187-189 | | | |
49 | Контрольная работа № 2 «Сложение.» | 1 | | | | |
50 | Состав числа 6. Установка на запоминание | | 1 | 190-195 | | | |
51 | Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую | Состав чисел. Слагаемые значений сумм 5, 6, 7, 8, 9. Разложение чисел по составу. Отработка умения быстро считать в пределах изученных чисел. Работа по числовому лучу. Работа над восстановлением равенства | 1 | 202–209 | | | |
52 | Состав числа 5. Неравенства | 1 | 202-205 | | | |
53 | Состав числа 8 Классификация предметов | 1 | 217-220 | | | |
54 | Состав числа 8 | 1 | 221-226 | | | |
55 | Состав числа 7 Сложение длин отрезков | 1 | 227-234 | | | |
56 | Состав числа 7 Установка на запоминание. Запись выражений по определённому правилу | 1 | 235-237 | | | |
57 | Состав числа 9Установка на запоминание. Преобразование символической модели в графическую | 1 | 247-253 | | | |
58 | Формирование табличных навыков сложения | 1 | 254-260 | | | |
59 | Формирование табличных навыков сложения | | 1 | | | | |
60 | Проверка усвоения табличных навыков сложения | Уметь применить полученные знания при выполнении практической работы | 1 | 261-266 | | | |
61 | Контрольная работа № 3 «Переместительное свойство сложения» | | 1 | | | | |
62 | Проверка усвоения табличных навыков сложения | | | | 1 | | | | |
Вычитание 4 часа |
63 | Предметный смысл вычитания. Знакомство с названиями компонентов и результата действия вычитания | Знать название действия вычитания, название терминов при вычитании. Уметь записывать выражения с действием вычитания, показывать вычитание чисел на числовом луче | Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Знакомство с действием вычитания. Представление о его предметном смысле. Понятия «разность», «минус», «уменьшаемое», «вычитаемое», «значение разности». Использование числового луча и состава чисел для нахождения значения разности | 1 | Ч. № 2 1-3 | | | |
64 | Изображение вычитания на числовом луче | 1 | 4-7 | | | |
65 | Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания | 1 | 12-15 | | | |
66 | Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания | 1 | 16-18 | | | |
3 четверть (37ч.) Целое и части 7 часов |
67 | Представление о целом предмете и его частях. | Знать отличия части от целого, что часть всегда меньше целого. Уметь: – находить и обозначать в равенстве целое и части; – использовать в объяснениях слова «целое» и «части» | Личностные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Регулятивные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, структурирование знаний; Коммуникативные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Понятия целого и части, соотношения между ними (целое состоит из частей; если убрать часть из целого, останется другая часть). Название чисел при сложении и вычитании. Работа по установлению взаимосвязи действий | 1 | 19-20 | | | |
68 | Взаимосвязь сложения и вычитания | 1 | | | | |
69 | Табличные случаи сложения и соответствующие им случаи вычитания | 1 | 21-22 | | | |
70 | Табличные случаи сложения и соответствующие им случаи вычитания | 1 | 23-24 | | | |
71 | Преобразование неверных равенств в неравенства | 1 | 25-27 | | | |
72 | Изображение с помощью отрезков Целое и части | | | 1 | | | | |
73 | Изображение с помощью отрезков взаимосвязи компонентов и результатов действий сложения и вычитания | Уметь записывать равенства, соответствующие предлагаемым рисункам | Работа над составлением и решением разностей с опорой на состав чисел | 1 | 35-36 | | | |
Увеличить на… Уменьшить на… 6 часов |
74 | Знакомство с терминами «увеличить на…», «уменьшить на …». | Уметь обосновывать изменения в рисунке и составлять равенства на увеличение и уменьшение | Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Знакомство с понятиями «увеличить на…», «уменьшить на…», соотнесение их с арифметическими действиями | 1 | 37-39 | | | |
75 | Возрастание и убывание числового ряда. Выявление закономерностей | 1 | 40-42 | | | |
76 | Замена вербальной модели предметной. Табличные навыки. Действия сложения и вычитания с числом нуль | Уметь выполнить арифметические действия по заданиям: увеличить на …; сумма чисел … | Обоснование изменений в рисунке и составление равенства на увеличение и уменьшение | 1 | 43-47 | | | |
77 | Закономерность в изменении числовых выражений. Построение отрезков по данным условиям | 1 | 55–60 | | | |
78 | Предметные и графические модели как средство самоконтроля | | | | 1 | 61–63 | | | |
79 | Контрольная работа № 4 «Табличные случаи сложения и вычитания» | Уметь применять практические знания при выполнении практической работы | Регулятивные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов | | 1 | | | | |
На сколько больше? На сколько меньше? Сложение и вычитание отрезков 4 часа |
80 | Предметный смысл разностного сравнения | Уметь доказывать, кого больше (меньше), почему, на сколько; сравнивать количества | Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Коммуникативные УУД: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе | Знакомство с разностным сравнением. Выведение правила нахождения разности | 1 | 64-67 | | | |
81 | Вычитание отрезков с помощью циркуля Преобразование предметной или графической модели в символическую | Уметь: – выполнять сложение и вычитание отрезков с помощью циркуля и линейки; – чертить отрезки, равные сумме отрезков, разности отрезков | Выполнение сложения отрезков с помощью циркуля и линейки | 1 | 68-69 | | | |
82 | Запись равенств, соответствующих предметной и графической моделям | Уметь сравнивать выражения, объяснять, что обозначают равенства | Разностное сравнение на отрезках Составление числовых выражений на разностное сравнение без опоры на наглядность и (по правилу) по схемам (подготовка к задачам) Выполнение сложения отрезков с помощью циркуля и линейки. Выполнение вычитания отрезков с помощью циркуля и линейки | 1 | 72–75 | | | |
83 | Построение разности двух отрезков. Замена предметной модели символической | Уметь сравнивать отрезки, группы предметов, картинки | 1 | 76–80 | | | |
Двузначные числа. Названия и запись 6 часов |
84 | Наименьшее двузначное число. Счётная единица «десяток». | Знать: – структуру двузначного числа; – состав числа 10. Уметь: – записывать числа в виде двух слагаемых; – выполнять сложение и вычитание с числом 10 | Личностные УУД: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). | Знакомство с числом 10. Состав числа 10. Соответствующие равенства на сложение и вычитание | 1 | 81-84 | | | |
85 | Состав числа 10 Самостоятельная работа | 1 | 85-87 | | | |
86 | Разряд единиц, разряд десятков. Названия десятков. Предметные модели одного десятка и одной единицы. Табличные навыки | 1 | 88–93 | | | |
87 | Запись и чтение двузначных чисел. Табличные навыки. | 1 | | | | |
88 | Запись и чтение двузначных чисел. Табличные навыки. | 1 | 94–101 | | | |
89 | Запись и чтение двузначных чисел. Табличные навыки. | Знать, что двузначные числа состоят из десятков и единиц | Выполнение тренировочных упражнений. Счет предметов десятками, изучение состава двузначных чисел. Запись чисел в абак | 1 | 102-108 | | | |
Двузначные числа. Сложение. Вычитание 13часов |
90 | Сложение круглых десятков. Предметные и символические модели | Знать состав числа 10. Уметь: – читать числа; – записывать двузначные числа; – называть разрядный состав | Личностные УУД: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). | Выполнение тренировочных упражнений. Счет предметов десятками, изучение состава двузначных чисел. Запись чисел в абак | 1 | 109–114 | | | |
| |
91 | Вычитание круглых десятков. Предметные и символические модели | Знать нумерацию. Уметь читать и записывать числа, в том числе и под диктовку | Счет предметов десятками, изучение состава двузначных чисел. Запись чисел в абак. Объяснение понятий «целое» и «части». Отработка вычислительных навыков. | 1 | 115–122 | | | |
92 | Контрольная работа № 5 «Двузначные числа. Табличные навыки» | Уметь читать и записывать числа второго десятка | 1 | | | | |
93 | Последовательность выражений и чисел, составленных по определённому правилу. Табличные навыки | Уметь: – составлять равенства; – прибавлять единицы от 1 до 9 к круглому десятку | 1 | 123–127 | | | |
94 | Сложение и вычитание десятков | | | 1 | | | | |
95 | Разрядные слагаемые. Выбор выражений, соответствующих предметной модели. Сложение и вычитание десятков | Уметь прибавлять и вычитать «круглые десятки» | Вычитание и сложение чисел, использование соответствующих терминов | 1 | 128–137 | | | |
96 | Сравнение двузначных чисел и выражений. Разрядные слагаемые | Уметь заменять число суммой разрядных слагаемых | 1 | 138–145 | | | |
97 | Сложение двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд Математический диктант | Уметь применить свои знания на практике; – прибавлять и вычитать «круглые десятки» | Выполнение заданий проверочной работы Вычитание и сложение чисел, использование соответствующих терминов. Счет предметов десятками, изучение состава двузначных чисел. Отработка вычислительных навыков. | 1 | 146–152 | | | |
98 | Сложение двузначных чисел, одно из которых круглое число | Уметь заменять число суммой разрядных слагаемых | 1 | 153–161 | | | |
99 | Проверка знаний | | 1 | | | | |
100 | Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода в другой разряд | Уметь: – прибавлять и вычитать двузначные и однозначные числа. | 1 | 162–167 | | | |
101 | Вычитание из двузначного числа круглых десятков | 1 | 168–175 | | | |
102 | Вычитание из двузначного числа круглых десятков | | | | 1 | | | | |
Ломаная 3 часа |
103 | Ломанная. Звенья, вершины ломанной. Построение ломаных линий по данным условиям | Знать отличие ломаной линии, из каких «частей» состоит ломаная. Уметь построить ломаную линию, узнать ее длину | Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Знакомство с понятиями: «ломаная», «звено ломаной линии». Сравнение ломаных линий по длине с помощью циркуля. Виды ломаных | 1 | 176-179 | | | |
4 четверть (29 ч.) |
104 | Замкнутая ломаная линия. Сравнение длин ломаных | Знать отличие ломаной линии, из каких «частей» состоит ломаная. Уметь построить ломаную линию, узнать ее длину | Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Знакомство с понятиями: «ломаная», «звено ломаной линии». Сравнение ломаных линий по длине с помощью циркуля. Виды ломаных | 1 | 180-184 | | | |
105 | Закрепление пройденного. | 1 | | | | |
Единицы длины. Сложение. Вычитание 19 часов |
106 | Знакомство с единицами длины - 1 мм, 1 дм. | Знать единицы длины (сантиметр, дециметр). Уметь использовать единицы длины при сравнении и упорядочении объектов | Личностные УУД: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Регулятивные УУД: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе | Название, последовательность чисел от 1 до 9. Ознакомление с см, дм. Черчение отрезков заданной длины. Тренировка в переводе единиц измерения и их сравнении. Случаи сложения и вычитания на основе разрядных слагаемых. Отношения «больше на…», «меньше на…» | 1 | 185-190 | | | |
107 | Измерение длин отрезков с помощью линейки. Сравнение длин отрезков. | 1 | 191-195 | | | |
108 | Соотношение единиц длины. Состав числа 10 | 1 | 196-199 | | | |
109 | Сравнение и измерение длин. | Знать: – таблицу сложения и вычитания однозначных чисел; – разрядный состав двузначных чисел и отношение между ними | 1 | 200-205 | | | |
110 | Измерение длин отрезков. Соотношение единиц длины. Увеличение и уменьшение длины отрезков | Знать правила. Уметь складывать десятки на моделях | Нахождение закономерностей в числовом ряду. | 1 | 202–210 | | | |
111 | Измерение длин отрезков, их сравнение, сложение, вычитание. Неравенства | Уметь решать примеры изученных видов, четко разделять выражения разного вида, использовать правило | Прибавление единиц к двузначному числу без перехода через разряд. Вывод соответствующего правила. Арифметические действия с нулем. | 1 | 211- 214 | | | |
112 | Табличные навыки. Построение ряда чисел по определённому правилу (закономерности). Увеличение и уменьшение длин отрезков | 1 | 215-218 | | | |
113 | Построение отрезков заданной длины. Сравнение длин отрезков. Составление выражений по правилу | 1 | 219-223 | | | |
114 | Действия с величинами (длина). Выявление правила построения ряда чисел и его продолжение. Вычислительные умения и навыки | Уметь использовать единицы длины при сравнении и упорядочении объектов Знать единицы длины (сантиметр, дециметр). Уметь использовать единицы длины при сравнении и упорядочении объектов | Выполнение тренировочных упражнений | 1 | 224-226 | | | |
115 | Предметная модель ситуации. Сумма и разность длин отрезков, их построение. | Черчение отрезков заданной длины. Тренировка в переводе единиц измерения и их сравнении. | 1 | 227-230 | | | |
116 | Промежуточная аттестация Контрольная работа № 6 «Итоговая» | Уметь применять полученные знания на практике | Арифметические действия с нулем. Отношения «больше на...», «меньше на…». Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Единицы длины (сантиметр, дециметр). | 1 | | | | |
117 | Анализ. Работа над ошибками | Уметь применять полученные знания на практике | 1 | | | | |
118 | Сравнение выражений. Вычислительные умения и навыки | Уметь решать примеры изученных видов, четко разделять выражения разного вида, использовать правило, сравнивать величины | Прибавление единиц к двузначному числу без перехода через разряд. Вывод соответствующего правила. | 1 | 231-235 | | | |
119 | Предметная и графическая модели ситуации. Запись ряда чисел по правилу (закономерности) | Уметь решать примеры изученных видов, четко разделять выражения разного вида, использовать правило | Уменьшение двузначного числа на несколько единиц и десятков без перехода через разряд. Разбиение ряда чисел на группы по заданному правилу. Проверка уровня знаний, умений, навыков | 1 | 236-239 | | | |
120 | Соотнесение предметной и вербальной моделей. Вычислительные умения и навыки | 1 | 240-245 | | | |
121 | Введение термина «схема». Изображение и чтение схемы | 1 | 246-254 | | | |
122 | Моделирование отношений с помощью отрезков. Моделирование выражений на схеме | 1 | 255-264 | | | |
123 | Анализ и пояснение схемы | 1 | 265-269 | | | |
124 | Соотнесение вербальной и схематической моделей | Уметь применять полученные знания на практике | Арифметические действия с нулем. Отношения «больше на...», «меньше на…». Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Единицы длины (сантиметр, дециметр). | 1 | | | | |
Масса 5 часов |
125 | Формирование представлений о массе. Единица массы 1 кг | Уметь: – определять массу; – сравнивать массу предметов | Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить решение выражения с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). | Подготовка к решению задач. Знакомство со схематичным условием задач. Знакомство с величиной «масса», единицей ее измерения – кг, чашечными весами, процессом взвешивания | 1 | 278-282 | | | |
126 | Масса предметов. Замена вербальной модели предметной | 1 | 283-290 | | | |
127 | Моделирование числовых выражений с помощью отрезков | 1 | 291-297 | | | |
128 | Моделирование числовых выражений с помощью отрезков | 1 | 298-307 | | | |
129 | Моделирование числовых выражений с помощью отрезков | 1 | 308-314 | | | |
Резервные часы 3 часа |
130-132 | Повторение. Перелистаем учебник | | | | 3 | | | | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 «___» класс
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | № зад. | Дата по плану | Дата по факту |
1 четверть (34 ч.) Раздел 1. Признаки предметов (11 ч) |
1. | Знакомство с учебником математики и тетрадью с печатной основой (ТПО). Признаки сходства и различия двух предметов. | 1 | 1–4 | 01.09 | |
2. | Выделение «лишнего» предмета. | 1 | 5–9 | 03.09 | |
3. | Выявление закономерности (правила). Счёт | 1 | 10–14 | 06.09 | |
4. | Пространственные отношения «перед», «за», «между». | 1 | 15–19 | 07.09 | |
5. | Построение ряда фигур по определённому правилу. | 1 | 20-24 | 08.09 | |
6. | Пространственные отношения «слева», «справа», «выше», «ниже». Счёт | 1 | 25–30 | 10.09 | |
7. | Пространственные отношения. Счёт. Последовательность событий во времени. | 1 | 29-31 | 13.09 | |
8. | Построение таблиц или ряда фигур по определённому правилу. Счёт | 1 | 36–41 | 14.09 | |
9. | Порядок расположения предметов. Выбор недостающих элементов таблицы. | 1 | 36, 38-41 | 15.09 | |
10- 11 | Изменение признаков предметов по определённому правилу. Счёт | 2 | 49–53 42-46 | 17.09 20.09 | |
Раздел 2. Отношения (4ч) |
12. | Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же» | 1 | 54-56 | 21.09 | |
13. | Применение отношений «больше», «меньше», «столько же» | 1 | 57-59 | 22.09 | |
14-15 | Проверка усвоения школьниками смысла отношений «больше», «меньше», «столько же» | 2 | 60-62 | 24.09 27.09 | |
Раздел 3. Однозначные числа. Счёт. Цифры (14 ч) |
16. | Число и цифра 1. Различие понятий «число» и «цифра» | 1 | 63-67 | 28.09 | |
17. | Число и цифра7 Разбиение на группы. Варианты выбора одного предмета | 1 | 68-75 | 29.09 | |
18. | Число и цифр4 Анализ рисунка. Замена предметов условными обозначениями. | 1 | 76-78 | 01.10 | |
19. | Число и цифра 6. Закономерность в изменении признаков предметов | 1 | 79-82 | 04.10 | |
20. | Число и цифра 5. Разбиение фигур на две группы | 1 | 83-86 | 05.10 | |
21. | Число и цифра 9. Выбор и коррекция | 1 | 87-89 | 06.10 | |
22. | Число и цифра 3. Самоконтроль 90–93 | 1 | 90-94 | 08.10 | |
23. | Число и цифра 2. Простейшие рассуждения. Варианты выбора | 1 | 95-99 | 11.10 | |
24. | Число и цифра 8. Классификация | 1 | 100-103 | 12.10 | |
25. | Запись ряда чисел при счёте предметов (отрезок натурального ряда чисел) | 1 | 104–109 | 13.10 | |
26. | Предметный смысл правила построения ряда однозначных чисел | 1 | 106-110 | 15.10 | |
27. | Присчитывание и отсчитывание по одному предмету | 1 | 111-116 | 18.10 | |
28. | Число и цифра 0. Применение приёма присчитывания и отсчитывания по одному предмету | 1 | 117-119 | 19.10 | |
29. | Счёт. Присчитывание и отсчитывание по одному предмету. | 1 | 120-121 | 20.10 | |
Раздел 4. Точка. Прямая и кривая линии (2 ч) |
30. | Геометрические фигуры: точка, прямая и кривая линии. Линейка. | 1 | 122-127 | 22.10 | |
31. | Замкнутые и незамкнутые кривые | 1 | 128-133 | 25.10 | |
Раздел 5. Луч. Отрезок (3 ч) |
32. | Изображение луча. Обозначение буквой начала луча | 1 | 134-135 | 26.10 | |
33. | Построение отрезка, его существенные признаки | 1 | 136-139 | 27.10 | |
34. | Контрольная работа № 1 «Однозначные числа. Счет.» | 1 | | 29.10 | |
2 четверть (32 ч.) Раздел 6. Длина отрезка (5 ч) |
35. | Построение отрезка. Выявление отрезков на сложном чертеже | 1 | 140-145 | 08.11 | |
36. | Сравнение длин отрезков с помощью циркуля | 1 | 146-150 | 09.11 | |
37. | Моделирование отношений с помощью отрезков | 1 | 151–155 | 10.11 | |
38. | Построение отрезков на луче. Сравнение длин отрезков с помощью мерок | 1 | 154-158 | 12.11 | |
39. | Знакомство с понятием «сантиметр». | 1 | 159-163 | 15.11 | |
Раздел 7. Числовой луч (2 ч) |
40. | Знакомство с числовым лучом | 1 | 164-166 | 16.11 | |
41. | Сравнение длин отрезков с помощью числового луча | 1 | 167-168 | 17.11 | |
Раздел 8. Неравенства (3 ч) |
42. | Числовые неравенства, их запись Знаки «больше», «меньше» | 1 | 169-171 | 19.11 | |
43. | Сравнение однозначных чисел. Числовой луч как средство самоконтроля | 1 | 172-176 | 22.11 | |
44. | Запись числовых неравенств | 1 | 177-180 | 23.11 | |
Раздел 9. Сложение. Переместительное свойство сложения (18 ч) |
45. | Предметный смысл сложения Изображение равенств на числовом луче. | 1 | 181-183 | 24.11 | |
46. | Изображений равенств на числовом луче | 1 | 184-186 | 26.11 | |
47. | Переместительное свойство сложения. Состав чисел 4 и 6. Классификация предметов | 1 | 185–189 | 29.11 | |
48. | Переместительное свойство сложения. Соотнесение предметных, графических и символических моделей | 1 | 187-189 | 30.11 | |
49. | Контрольная работа № 2 «Сложение.» | 1 | | 01.12 | |
50. | Состав числа 6. Установка на запоминание | 1 | 190-195 | 03.12 | |
51. | Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую | 1 | 202–209 | 06.12 | |
52. | Состав числа 5. Неравенства | 1 | 202-205 | 07.12 | |
53. | Состав числа 8 Классификация предметов | 1 | 217-220 | 08.12 | |
54. | Состав числа 8 | 1 | 221-226 | 10.12 | |
55. | Состав числа 7 Сложение длин отрезков | 1 | 227-234 | 13.12 | |
56. | Состав числа 7 Установка на запоминание. Запись выражений по определённому правилу | 1 | 235-237 | 14.12 | |
57. | Состав числа 9Установка на запоминание. Преобразование символической модели в графическую | 1 | 247-253 | 15.12 | |
58. | Формирование табличных навыков сложения | 1 | 254-260 | 17.12 | |
59. | Формирование табличных навыков сложения | 1 | | 20.12 | |
60. | Проверка усвоения табличных навыков сложения | 1 | 261-266 | 21.12 | |
61. | Контрольная работа № 3 «Переместительное свойство сложения» | 1 | | 22.12 | |
62. | Проверка усвоения табличных навыков сложения | 1 | | 24.12 | |
Раздел 10. Вычитание (4 ч) |
63. | Предметный смысл вычитания. Знакомство с названиями компонентов и результата действия вычитания | 1 | Ч. № 2 1-3 | 10.01 | |
64. | Изображение вычитания на числовом луче | 1 | 4-7 | 11.01 | |
65. | Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания | 1 | 12-15 | 12.01 | |
66. | Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания | 1 | 16-18 | 14.01 | |
3 четверть (37ч.) Раздел 11. Целое и части (7 ч) |
67. | Представление о целом предмете и его частях. | 1 | 19-20 | 17.01 | |
68. | Взаимосвязь сложения и вычитания | 1 | | 18.01 | |
69. | Табличные случаи сложения и соответствующие им случаи вычитания | 1 | 21-22 | 19.01 | |
70. | Табличные случаи сложения и соответствующие им случаи вычитания | 1 | 23-24 | 21.01 | |
71. | Преобразование неверных равенств в неравенства | 1 | 25-27 | 24.01 | |
72. | Изображение с помощью отрезков Целое и части | 1 | | 25.01 | |
73. | Изображение с помощью отрезков взаимосвязи компонентов и результатов действий сложения и вычитания | 1 | 35-36 | 26.01 | |
Раздел 12. Увеличить на… Уменьшить на… (6 ч) |
74. | Знакомство с терминами «увеличить на…», «уменьшить на …». | 1 | 37-39 | 28.01 | |
75. | Возрастание и убывание числового ряда. Выявление закономерностей | 1 | 40-42 | 31.01 | |
76. | Замена вербальной модели предметной. Табличные навыки. Действия сложения и вычитания с числом нуль | 1 | 43-47 | 01.02 | |
77. | Закономерность в изменении числовых выражений. Построение отрезков по данным условиям | 1 | 55–60 | 02.02 | |
78. | Предметные и графические модели как средство самоконтроля | 1 | 61–63 | 04.02 | |
79. | Контрольная работа № 4 «Табличные случаи сложения и вычитания» | 1 | | 07.02 | |
Раздел 13. На сколько больше? На сколько меньше? Сложение и вычитание отрезков (4 ч) |
80. | Предметный смысл разностного сравнения | 1 | 64-67 | 08.02 | |
81. | Вычитание отрезков с помощью циркуля Преобразование предметной или графической модели в символическую | 1 | 68-69 | 09.02 | |
82. | Запись равенств, соответствующих предметной и графической моделям | 1 | 72–75 | 11.02 | |
83. | Построение разности двух отрезков. Замена предметной модели символической | 1 | 76–80 | 21.02 | |
Раздел 14. Двузначные числа. Названия и запись (6 ч) |
84. | Наименьшее двузначное число. Счётная единица «десяток». | 1 | 81-84 | 22.02 | |
85. | Состав числа 10 Самостоятельная работа | 1 | 85-87 | 23.02 | |
86. | Разряд единиц, разряд десятков. Названия десятков. Предметные модели одного десятка и одной единицы. Табличные навыки | 1 | 88–93 | 25.02 | |
87. | Запись и чтение двузначных чисел. Табличные навыки. | 1 | | 28.02 | |
88. | Запись и чтение двузначных чисел. Табличные навыки. | 1 | 94–101 | 01.03 | |
89. | Запись и чтение двузначных чисел. Табличные навыки. | 1 | 102-108 | 02.03 | |
Раздел 15. Двузначные числа. Сложение. Вычитание (13 ч) |
90. | Сложение круглых десятков. Предметные и символические модели | 1 | 109–114 | 04.03 | |
91. | Вычитание круглых десятков. Предметные и символические модели | 1 | 115–122 | 07.03 | |
92. | Контрольная работа № 5 «Двузначные числа. Табличные навыки» | 1 | | 08.03 | |
93. | Последовательность выражений и чисел, составленных по определённому правилу. Табличные навыки | 1 | 123–127 | 09.03 | |
94. | Сложение и вычитание десятков | 1 | | 11.03 | |
95. | Разрядные слагаемые. Выбор выражений, соответствующих предметной модели. Сложение и вычитание десятков | 1 | 128–137 | 14.03 | |
96. | Сравнение двузначных чисел и выражений. Разрядные слагаемые | 1 | 138–145 | 15.03 | |
97. | Сложение двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд Математический диктант | 1 | 146–152 | 16.03 | |
98. | Сложение двузначных чисел, одно из которых круглое число | 1 | 153–161 | 18.03 | |
99. | Проверка знаний | 1 | | 21.03 | |
100. | Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода в другой разряд | 1 | 162–167 | 22.03 | |
101. | Вычитание из двузначного числа круглых десятков | 1 | 168–175 | 23.03 | |
102. | Вычитание из двузначного числа круглых десятков | 1 | | 25.03 | |
Раздел 16. Ломаная (3 ч) |
103. | Ломанная. Звенья, вершины ломанной. Построение ломаных линий по данным условиям | 1 | 176-179 | 04.04 | |
4 четверть (29 ч.) |
104. | Замкнутая ломаная линия. Сравнение длин ломаных | 1 | 180-184 | 05.04 | |
105. | Закрепление пройденного. | 1 | | 06.04 | |
Раздел 17. Единицы длины. Сложение. Вычитание (19 ч) |
106. | Знакомство с единицами длины - 1 мм, 1 дм. | 1 | 185-190 | 08.04 | |
107. | Измерение длин отрезков с помощью линейки. Сравнение длин отрезков. | 1 | 191-195 | 11.04 | |
108. | Соотношение единиц длины. Состав числа 10 | 1 | 196-199 | 12.04 | |
109. | Сравнение и измерение длин. | 1 | 200-205 | 13.04 | |
110. | Измерение длин отрезков. Соотношение единиц длины. Увеличение и уменьшение длины отрезков | 1 | 202–210 | 15.04 | |
111. | Измерение длин отрезков, их сравнение, сложение, вычитание. Неравенства | 1 | 211- 214 | 18.04 | |
112. | Табличные навыки. Построение ряда чисел по определённому правилу (закономерности). Увеличение и уменьшение длин отрезков | 1 | 215-218 | 19.04 | |
113. | Построение отрезков заданной длины. Сравнение длин отрезков. Составление выражений по правилу | 1 | 219-223 | 20.04 | |
114. | Действия с величинами (длина). Выявление правила построения ряда чисел и его продолжение. Вычислительные умения и навыки | 1 | 224-226 | 22.04 | |
115. | Предметная модель ситуации. Сумма и разность длин отрезков, их построение. | 1 | 227-230 | 25.04 | |
116. | Промежуточная аттестация Контрольная работа № 6 «Итоговая» | 1 | | 26.04 | |
117. | Анализ. Работа над ошибками | 1 | | 27.04 | |
118. | Сравнение выражений. Вычислительные умения и навыки | 1 | 231-235 | 29.04 | |
119. | Предметная и графическая модели ситуации. Запись ряда чисел по правилу (закономерности) | 1 | 236-239 | 04.05 | |
120. | Соотнесение предметной и вербальной моделей. Вычислительные умения и навыки | 1 | 240-245 | 06.05 | |
121. | Введение термина «схема». Изображение и чтение схемы | 1 | 246-254 | 11.05 | |
122. | Моделирование отношений с помощью отрезков. Моделирование выражений на схеме | 1 | 255-264 | 13.05 | |
123. | Анализ и пояснение схемы | 1 | 265-269 | 16.05 | |
124. | Соотнесение вербальной и схематической моделей | 1 | | 17.05 | |
Раздел 18. Масса (5 ч) |
125. | Формирование представлений о массе. Единица массы 1 кг | 1 | 278-282 | 18.05 | |
126. | Масса предметов. Замена вербальной модели предметной | 1 | 283-290 | 20.05 | |
127. | Моделирование числовых выражений с помощью отрезков | 1 | 291-297 | 23.05 | |
128. | Моделирование числовых выражений с помощью отрезков | 1 | 298-307 | 24.05 | |
129. | Моделирование числовых выражений с помощью отрезков | 1 | 308-314 | 25.05 | |
Раздел 19. Резервные часы (3 ч) |
130-132 | Повторение. Перелистаем учебник | 3 | | | |