Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
РАССМОТРЕНА Руководитель СППС ______________ Т.А. Денисова «_____»_____________ 20__ г. | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УМР ______________И.В. Зимина «_____»______________ 20__ г. | УТВЕРЖДЕНА приказом по ОГАОУ “Центр образования “Ступени” от ______________№______ |
Рабочая программа
групповых коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся 5-6 классов
с ограниченными возможностями здоровья
Составитель:
Айнбиндер Н.А.
учитель-дефектолог
г. Биробиджан
2021год
Пояснительная записка
Учащиеся с ОВЗ сталкиваются с трудностями в овладении учебным материалом. Это связанно с незрелостью памяти, недостаточно развитым мышлением, неумением переключать внимание с одного задания на другое, с трудностями осуществления анализа и синтеза, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления. Коррекционно-развивающие занятия в рамках данной программы позволяют коррегировать эти недостатки.
Программа коррекционно-развивающих занятий направленна на развитие познавательной сферы старших школьников с ОВЗ. Она включает в себя задания по развитию осмысленно-логического мышления, памяти, внимания по средствам коррекционных игр и упражнений.
Общая цель - помощь в усвоении программного материала, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через систему коррекционно-развивающих занятий.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать умение рассуждать, сравнивать, анализировать;
- Обеспечить в ходе коррекционно-развивающих занятий повторение пройденных правил и полученных знаний по русскому языку, математике, литературному чтению.
Воспитательные:
- Формировать гражданскую позицию, общественную активность личности, культуру общения и поведения в социуме, навык здорового образа жизни;
- Формировать личностные компетенции через метапредметное содержание и практическую направленность коррекционно-развивающих занятий.
Развивающие:
- Развивать внимание, мышление, память, воображение.
- Развивать умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать.
- Развивать исследовательские навыки при выполнении заданий (софизмы, ребусы, шифры, головоломки, переливания, взвешивания и др.)
Общая характеристика
Коррекционо-развивающая программа способствует развитию познавательной сферы, что в свою очередь благоприятно влияет на общую успеваемость школьника.
Спецификой обучения в Центре является индивидуальное обучение, как следствие у обучающихся отмечается неумение работать в группе, взаимодействовать друг с другом. Для решения этой проблемы данная программа рассчитана на работу в группе.
Описание места коррекционно-развивающей программы
Программа в 5-6 классах рассчитана на 62 часа. Занятия проводятся в групповой форме, 2 раза в неделю. Длительность коррекционно-развивающих занятий составляет 40 минут. Форма проведения занятий: групповая.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В ходе реализации коррекционно-развивающей программы достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты.
5 класс
Личностные УУД
формировать положительное отношение к исследовательской деятельности;
проявлять интерес к новому содержанию и новым способам познания;
удерживать устойчивый интерес к новым способам познания.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
организовывать рабочее место.
соблюдать режим учебной работы.
понимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия;
совместно с учителем разрабатывать алгоритм действия с новым учебным материалом;
самостоятельно определять цель, проблему в учебной деятельности.
адекватно определять причины успешности и неуспешности в учебной деятельности.
Познавательные УУД:
сравнивать объекты по заданным критериям;
анализировать (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне;
осуществлять синтез (составляет целое из частей);
устанавливать причинно-следственные связи на простом уровне;
строить логическое рассуждение, выражая причинно-следственные связи;
осваивать основы реализации проектно-исследовательской деятельности;
Коммуникативные УУД:
задавать партнеру вопросы по способу выполнения действия;
овладевать монологической и диалогической формами речи;
грамотно строит высказывания в устной форме (использует речевые средства);
объяснять непонятные слова из контекста;
излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами;
Предметные УУД
понимать информацию устного и письменного сообщения;
запоминать значения фразеологизмов;
использовать в речи средства интонационной выразительности;
уметь работать с криптограммами, танграмом;
решать задачи разных видов;
уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
Содержание программы
5 класс
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Вводные занятия | 3 |
2 | Развитие внимания | 14 |
3 | Развитие мышления | 14 |
4 | Развитие памяти | 15 |
5 | Развитие воображения | 12 |
6 | Итоговые занятия | 4 |
Всего | 62 |
Тематическое планирование
5 класс
№ | Тема (раздела и занятия) | Количество часов | Содержание деятельности |
1 | Вводные занятия | 3 | Выполнять задания диагностики. |
| Диагностика | 3 |
2 | Развитие внимания | 14 | Запоминать смысл понятии «творчество», «творческие способности», «экспромт». Понимать значение и происхождения фразеологизмов. Выполнять конструкции по предложенному образцу. Поддерживать учебный диалог. Выполнять предложенные задания. Развивать внимание, пространственную ориентировку, речь, чувство рифмы. |
| Путешествие по реке творческих способностей | 2 |
| Под крышей дома | 2 |
| От альфы до омеги | 2 |
| Мастерская пантомимы | 2 |
| Веселый кавардак | 2 |
| Познай самого себя | 2 |
| Клуб любителей русского языка | 2 |
3 | Развитие мышления | 14 | Запоминать значения выражений и фразеологизмов, понятии. Учиться анализировать полученную информацию. Классифицировать по определенным признакам. Развивать артистические способности. |
| Методом проб и ошибок | 2 |
| Не боги горшки обжигают | 2 |
| Служба спасения | 2 |
| Катавасия | 2 |
| Задания из под спуда | 2 |
| Клуб любителей математики | 2 |
| Камни в легендах. Кораллы | 2 |
4 | Развитие памяти | 15 | Понимать, запоминать и употреблять в собственной речи фразеологизмы. Развивать пространственную ориентацию. Закреплять навык «раскодирования» таблицы. Учиться отвечать развернутыми фразами. Вступать в учебный диалог. |
| Туда, где молочные реки, кисельные берега | 2 |
| Немного о флоре и фауне | 2 |
| Геркулесов труд | 2 |
| Любителям старины. Лапти | 2 |
| История христианского праздника Рождество | 2 |
| Семи пядей во лбу | 2 |
| Журнал для интеллектуалов «Всякая всячина» | 3 |
5 | Развитие воображения | 12 | Развивать творческое воображение. Решать учебные задачи нестандартным способом. Использовать рифму. Совершенствовать навык «расшифровывания» фраз нестандартными способами. Развивать артистические способности. |
| Крепкий орешек | 2 |
| Копилка интересных фактов | 2 |
| Эзопов язык на новый лад | 2 |
| Литературная угадайка | 2 |
| Поговорим о картофеле | 2 |
| Игра «С миру по нитке» | 2 |
6 | Итоговые занятия | 4 | Выполнять задания диагностики. |
| Заключительное занятие | 2 |
| Итоговая диагностика | 2 | |
6 класс
Личностные УУД
Знают и следуют предписаниям той или иной социальной роли.
Стараются договориться со сверстниками о правилах поведения в различных ситуациях.
Следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулируют свое эмоциональное состояние.
Соблюдают правила и нормы экологического характера.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
Понимают, принимают и сохраняют учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению.
Самостоятельно планируют и осуществляет контроль по результату.
Осуществляют прикидку возможного результата и способа его достижения с помощью учителя.
Корректируют действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Самостоятельно определяют проблему и цель в учебной деятельности.
Самостоятельно адекватно оценивают правильность выполнения действий, сопоставляя результат с поставленной учебной задачей или самостоятельно заданными критериями, алгоритмом.
Адекватно определяют причины успешности и неуспешности в учебной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности самостоятельно.
Познавательные УУД:
Владеют несколькими способами решения учебной задачи.
Сравнивают объекты по самостоятельно определённым критериям.
Устанавливают аналогии (создает модели объектов) для понимания закономерностей, использует их в решении задач.
Выбирают эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Анализируют (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщают, доказывают, делают выводы, определяют понятия; строят логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне.
Осуществляют синтез (составляет целое из частей).
Проводят сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая для этого основания и критерии.
Устанавливают причинно-следственные связи на простом и сложном уровне.
Строят логическое рассуждение, выражая причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
Определяют цели, распределяют функции участников, правила и способы взаимодействия.
Контролируют и корректируют действия обучающегося группы на основе совместно определенных критериев.
Задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет устной и письменной речью; строит монологическое контекстное высказывание.
Содержание программы
№ | Раздел | Часы |
1 | Вводные занятия | 4 |
2 | Копилка интересных фактов | 8 |
3 | Фразеологизмы | 24 |
4 | Клуб развивающих заданий | 22 |
5 | Итоговые занятия | 4 |
| Итого | 62 |
Тематическое планирование
№ | Тема | Часы | Характеристика деятельности |
1 — 4 | Вводное занятие | 4 | Выполнение заданий диагностики |
Копилка интересных фактов (8 часов) |
5 | О птицах. Совы | 1 | Расширить знания детей о совах; Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
6 | О птицах. Лебеди | 1 | Уточнить представления учащихся о некоторых особенностях жизни лебедя; раскрыть значение выражения «лебединая верность»; Развивать внимание, слуховую и смысловую память, мышление, речь, чувство рифмы и ритма, воображение, фантазию. |
7 — 8 | Камни в легендах. Янтарь | 2 | Расширить представления учащихся о янтаре; Развивать внимание, зрительную и слуховую память, мышление, воображение, чувство рифмы. |
9 | Камни в легендах «Жемчуг» | 1 | Познакомить учащихся с особенностями жемчуга; Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
10 | История христианского праздника. Пасха | 1 | Уточнить представления учащихся об истоиии, традиция, обычаях Пасхи; Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
11 — 12 | Копилка интересных фактов | 2 | Познакомить учащихся с интересными фактами различной тематики; Развивать внимание, мышление, воображение. |
Фразеологизмы (24 часов) |
13 — 14 | Клуб любителей русского языка | 2 | Познакомить учащихся с понятием «фразеологизм»; Расширять словарный запас; Развивать мышление, внимание, память. |
15 — 16 | Волки в овечьей шкуре | 2 | Познакомить учащихся со значением фразеологизма «волки в овечей шкуре»; Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию и т. д. |
17 | Быть на коне | 1 | Познакомить учащихся со значением фразеологизма «быть на коне»; Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, конструкторские способности и т. д. |
18 | А ларчик просто открывался | 1 | Познакомить учащихся со значением выражения «А ларчик просто открывался»; Развивать внимание, мышление, конструкторские способности, воображение и т. д. |
19 — 20 | Работаем над фразеологизмами | 2 | Уточнить представления детей о фразеологизмах — синонимах и фразеологизмах- антонимов; Формировать умение использовать фразеологизмы в речи; Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
21 | Развесистая клюква | 1 | Познакомить учащихся со значением фразеологизма «развесистая клюква»; Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
22 — 23 | Вот где собака зарыта! | 2 | Познакомить учащихся со значением фразеологизма « вот где собака зарыта»; Развивать внимание, творческое мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
24 — 25 | Разделать под орех | 2 | Познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизма «разделать под орех»; Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
26 — 27 | Пришел, увидел, победил | 2 | Познакомить учащихся с историей происхождения и значения крылатого выражения «Пришел, увидел, победил»; Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
28 — 29 | Зеленая улица | 2 | Познакомить учащихся со значением фразеологизма «зеленая улица»; Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
30 | Не ударить в грязь лицом | 1 | Познакомить учащихся со значением фразеологизма «не ударить в грязь лицом»; Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
31 — 32 | Гордиев узел | 2 | Познакомить учащихся со значением фразеологизма «гордиев узел»; Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
33 | Не мытьем, так катаньем | 1 | Познакомить учащихся со значением фразеологизма «не мытьем, так катаньем»; Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
34 - 35 | Коллекция заданий для стрелянных воробьев | 2 | Познакомить учащихся со значением фразеологизма «стрелянные воробьи»; Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
36 | Есть еще порох в проховницах? | 1 | Познакомить учащихся со значением фразеологизма «есть еще порох в проховницах?»; Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
Клуб развивающих заданий (22 часа) |
37 | Колумбы собственного «Я» | 1 | Формирование стремления к изучению себя как личности; Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
38 | Игра «С миру по нитку» | 1 | Знакомство с различными ситуациями, поиск их решений; Познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизма «галопом по европам»; Расширять представления о способах шифровки; Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
39 | И снова игра «С миру по нитке» | 1 |
40 - 41 | В лабиринте головоломок | 2 | Знакомство с кратким содержанием древнегреческого мифа «Нить Ариадны»; Формирование стремления к изучению себя как личности; Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
42 - 43 | Математическая карусель | 2 | Развивать математические способности через поиск закономерностей, восстановления числовых выражений. Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
44 — 45 | Пускаем пузыри | 2 |
46 — 47 | Литературная угадайка | 2 | Расширять представления учащихся о детской и зарубежной литературе («Щелкунчик», «Синяя птица», «Малыш и Карлсон»); Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
48 | Альманах эрудита | 1 | Познакомить учащихся со значением слов «альманах», «эрудиция», «афоризм», «хокку»; Расширять знания об НЛО; Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
49 | И снова «Альманах эрудита» | 1 |
50 | Детективное агентство | 1 | Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
51 - 52 | Клуб любителей математикики | 2 | Развивать математические способности через поиск закономерностей, восстановления числовых выражений. Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
53 — 54 | Журнал интеллектуалов «Всякая всячина» | 2 | Познакомить учащихся со значением выражения «панический страх»; Познакомить учащихся с именем немецкого первопечатника 15 века Иоганна Гуттенберга; Развивать математические способности через поиск закономерностей, восстановления числовых выражений. Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
55 - 56 | И снова журнал интеллектуалов «Всякая всячина» | 2 |
57 - 58 | Заключительный аккорд | 2 | Познакомить учащихся со значением фразеологизмы «заключительный аккорд»; Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д. |
|
59 - 62 | Итоговые занятия | 4 | Выполнение заданий диагностики |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) и интернет ресурсы
Рабочая тетрадь Л.В. Мищенковой «36 заданий для будущих отличников» 5-6 класс (1-2 ч.)
Методическое пособие Л.В. Мищенковой «36 заданий для будущих отличников» 5- 6 класс
Технические средства обучения
-Компьютер
-Видеофильмы, соответствующие тематике программы
-Использование интернет-ресурсов
Оборудование и приборы:
-Ножницы
-Линейка
-Карандаши, офицерская линейка
-Тетради