СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 5-6 классов с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 5-6 классов с ограниченными возможностями здоровья»

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»



РАССМОТРЕНА

Руководитель СППС

______________ Т.А. Денисова

«_____»_____________ 20__ г.

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УМР

______________И.В. Зимина

«_____»______________ 20__ г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом по ОГАОУ “Центр образования “Ступени”

от ______________№______














Рабочая программа

групповых коррекционно-развивающих занятий

для обучающихся 5-6 классов

с ограниченными возможностями здоровья




















Составитель:

Айнбиндер Н.А.

учитель-дефектолог



г. Биробиджан

2021год

Пояснительная записка

Учащиеся с ОВЗ сталкиваются с трудностями в овладении учебным материалом. Это связанно с незрелостью памяти, недостаточно развитым мышлением, неумением переключать внимание с одного задания на другое, с трудностями осуществления анализа и синтеза, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления. Коррекционно-развивающие занятия в рамках данной программы позволяют коррегировать эти недостатки.

Программа коррекционно-развивающих занятий направленна на развитие познавательной сферы старших школьников с ОВЗ. Она включает в себя задания по развитию осмысленно-логического мышления, памяти, внимания по средствам коррекционных игр и упражнений.

Общая цель - помощь в усвоении программного материала, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через систему коррекционно-развивающих занятий.

Задачи:

Обучающие:

- Формировать умение рассуждать, сравнивать, анализировать;

- Обеспечить в ходе коррекционно-развивающих занятий повторение пройденных правил и полученных знаний по русскому языку, математике, литературному чтению.

Воспитательные:

- Формировать гражданскую позицию, общественную активность личности, культуру общения и поведения в социуме, навык здорового образа жизни;

- Формировать личностные компетенции через метапредметное содержание и практическую направленность коррекционно-развивающих занятий.

Развивающие:

- Развивать внимание, мышление, память, воображение.

- Развивать умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать.

- Развивать исследовательские навыки при выполнении заданий (софизмы, ребусы, шифры, головоломки, переливания, взвешивания и др.)

Общая характеристика

Коррекционо-развивающая программа способствует развитию познавательной сферы, что в свою очередь благоприятно влияет на общую успеваемость школьника.

Спецификой обучения в Центре является индивидуальное обучение, как следствие у обучающихся отмечается неумение работать в группе, взаимодействовать друг с другом. Для решения этой проблемы данная программа рассчитана на работу в группе.

Описание места коррекционно-развивающей программы

Программа в 5-6 классах рассчитана на 62 часа. Занятия проводятся в групповой форме, 2 раза в неделю. Длительность коррекционно-развивающих занятий составляет 40 минут. Форма проведения занятий: групповая.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В ходе реализации коррекционно-развивающей программы достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты.

5 класс

Личностные УУД

  • формировать положительное отношение к исследовательской деятельности;

  • проявлять интерес к новому содержанию и новым способам познания;

  • удерживать устойчивый интерес к новым способам познания.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

  • организовывать рабочее место.

  • соблюдать режим учебной работы.

  • понимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия;

  • совместно с учителем разрабатывать алгоритм действия с новым учебным материалом;

  • самостоятельно определять цель, проблему в учебной деятельности.

  • адекватно определять причины успешности и неуспешности в учебной деятельности.

Познавательные УУД:

  • сравнивать объекты по заданным критериям;

  • анализировать (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне;

  • осуществлять синтез (составляет целое из частей);

  • устанавливать причинно-следственные связи на простом уровне;

  • строить логическое рассуждение, выражая причинно-следственные связи;

  • осваивать основы реализации проектно-исследовательской деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • задавать партнеру вопросы по способу выполнения действия;

  • овладевать монологической и диалогической формами речи;

  • грамотно строит высказывания в устной форме (использует речевые средства);

  • объяснять непонятные слова из контекста;

  • излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами;

Предметные УУД

  • понимать информацию устного и письменного сообщения;

  • запоминать значения фразеологизмов;

  • использовать в речи средства интонационной выразительности;

  • уметь работать с криптограммами, танграмом;

  • решать задачи разных видов;

  • уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.

Содержание программы

5 класс

Тема раздела

Количество часов

1

Вводные занятия

3

2

Развитие внимания

14

3

Развитие мышления

14

4

Развитие памяти

15

5

Развитие воображения

12

6

Итоговые занятия

4

Всего

62


Тематическое планирование

5 класс

Тема (раздела и занятия)

Количество часов

Содержание деятельности

1

Вводные занятия

3

Выполнять задания диагностики.


Диагностика

3

2

Развитие внимания

14

Запоминать смысл понятии «творчество», «творческие способности», «экспромт». Понимать значение и происхождения фразеологизмов.

Выполнять конструкции по предложенному образцу.

Поддерживать учебный диалог. Выполнять предложенные задания.

Развивать внимание, пространственную ориентировку, речь, чувство рифмы.


Путешествие по реке творческих способностей

2


Под крышей дома

2


От альфы до омеги

2


Мастерская пантомимы

2


Веселый кавардак

2


Познай самого себя

2


Клуб любителей русского языка

2

3

Развитие мышления

14

Запоминать значения выражений и фразеологизмов, понятии.

Учиться анализировать полученную информацию.

Классифицировать по определенным признакам.

Развивать артистические способности.


Методом проб и ошибок

2


Не боги горшки обжигают

2


Служба спасения

2


Катавасия

2


Задания из под спуда

2


Клуб любителей математики

2


Камни в легендах. Кораллы

2

4

Развитие памяти

15

Понимать, запоминать и употреблять в собственной речи фразеологизмы. Развивать пространственную ориентацию.

Закреплять навык «раскодирования» таблицы.

Учиться отвечать развернутыми фразами. Вступать в учебный диалог.


Туда, где молочные реки, кисельные берега

2


Немного о флоре и фауне

2


Геркулесов труд

2


Любителям старины. Лапти

2


История христианского праздника Рождество

2


Семи пядей во лбу

2


Журнал для интеллектуалов «Всякая всячина»

3

5

Развитие воображения

12

Развивать творческое воображение. Решать учебные задачи нестандартным способом.

Использовать рифму.

Совершенствовать навык «расшифровывания» фраз нестандартными способами.

Развивать артистические способности.


Крепкий орешек

2


Копилка интересных фактов

2


Эзопов язык на новый лад

2


Литературная угадайка

2


Поговорим о картофеле

2


Игра «С миру по нитке»

2

6

Итоговые занятия

4

Выполнять задания диагностики.


Заключительное занятие

2


Итоговая диагностика

2



6 класс

Личностные УУД

  • Знают и следуют предписаниям той или иной социальной роли.

  • Стараются договориться со сверстниками о правилах поведения в различных ситуациях.

  • Следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

  • Регулируют свое эмоциональное состояние.

  • Соблюдают правила и нормы экологического характера.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

  • Понимают, принимают и сохраняют учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению.

  • Самостоятельно планируют и осуществляет контроль по результату.

  • Осуществляют прикидку возможного результата и способа его достижения с помощью учителя.

  • Корректируют действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Самостоятельно определяют проблему и цель в учебной деятельности.

  • Самостоятельно адекватно оценивают правильность выполнения действий, сопоставляя результат с поставленной учебной задачей или самостоятельно заданными критериями, алгоритмом.

  • Адекватно определяют причины успешности и неуспешности в учебной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности самостоятельно.

Познавательные УУД:

  • Владеют несколькими способами решения учебной задачи.

  • Сравнивают объекты по самостоятельно определённым критериям.

  • Устанавливают аналогии (создает модели объектов) для понимания закономерностей, использует их в решении задач.

  • Выбирают эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

  • Анализируют (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщают, доказывают, делают выводы, определяют понятия; строят логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне.

  • Осуществляют синтез (составляет целое из частей).

  • Проводят сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая для этого основания и критерии.

  • Устанавливают причинно-следственные связи на простом и сложном уровне.

  • Строят логическое рассуждение, выражая причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

  • Определяют цели, распределяют функции участников, правила и способы взаимодействия.

  • Контролируют и корректируют действия обучающегося группы на основе совместно определенных критериев.

  • Задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

  • Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет устной и письменной речью; строит монологическое контекстное высказывание.


Содержание программы

Раздел

Часы

1

Вводные занятия

4

2

Копилка интересных фактов

8

3

Фразеологизмы

24

4

Клуб развивающих заданий

22

5

Итоговые занятия

4


Итого

62


Тематическое планирование

Тема

Часы

Характеристика деятельности

1 — 4

Вводное занятие

4

Выполнение заданий диагностики

Копилка интересных фактов (8 часов)

5

О птицах. Совы

1

Расширить знания детей о совах;

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.

6

О птицах. Лебеди

1

Уточнить представления учащихся о некоторых особенностях жизни лебедя;

раскрыть значение выражения «лебединая верность»;

Развивать внимание, слуховую и смысловую память, мышление, речь, чувство рифмы и ритма, воображение, фантазию.

7 — 8

Камни в легендах. Янтарь

2

Расширить представления учащихся о янтаре;

Развивать внимание, зрительную и слуховую память, мышление, воображение, чувство рифмы.

9

Камни в легендах «Жемчуг»

1

Познакомить учащихся с особенностями жемчуга;

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.

10

История христианского праздника. Пасха

1

Уточнить представления учащихся об истоиии, традиция, обычаях Пасхи;

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.

11 — 12

Копилка интересных фактов

2

Познакомить учащихся с интересными фактами различной тематики;

Развивать внимание, мышление, воображение.

Фразеологизмы (24 часов)

13 — 14

Клуб любителей русского языка

2

Познакомить учащихся с понятием «фразеологизм»;

Расширять словарный запас;

Развивать мышление, внимание, память.

15 — 16

Волки в овечьей шкуре

2

Познакомить учащихся со значением фразеологизма «волки в овечей шкуре»;

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию и т. д.

17

Быть на коне

1

Познакомить учащихся со значением фразеологизма «быть на коне»;

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, конструкторские способности и т. д.

18

А ларчик просто открывался

1

Познакомить учащихся со значением выражения «А ларчик просто открывался»;

Развивать внимание, мышление, конструкторские способности, воображение и т. д.

19 — 20

Работаем над фразеологизмами

2

Уточнить представления детей о фразеологизмах — синонимах и фразеологизмах- антонимов;

Формировать умение использовать фразеологизмы в речи;

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.

21

Развесистая клюква

1

Познакомить учащихся со значением фразеологизма «развесистая клюква»;

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.

22 — 23

Вот где собака зарыта!

2

Познакомить учащихся со значением фразеологизма « вот где собака зарыта»;

Развивать внимание, творческое мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.

24 — 25

Разделать под орех

2

Познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизма «разделать под орех»;

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.

26 — 27

Пришел, увидел, победил

2

Познакомить учащихся с историей происхождения и значения крылатого выражения «Пришел, увидел, победил»;

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.

28 — 29

Зеленая улица

2

Познакомить учащихся со значением фразеологизма «зеленая улица»;

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.

30

Не ударить в грязь лицом

1

Познакомить учащихся со значением фразеологизма «не ударить в грязь лицом»;

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.

31 — 32

Гордиев узел

2

Познакомить учащихся со значением фразеологизма «гордиев узел»;

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.

33

Не мытьем, так катаньем

1

Познакомить учащихся со значением фразеологизма «не мытьем, так катаньем»;

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.

34 - 35

Коллекция заданий для стрелянных воробьев

2

Познакомить учащихся со значением фразеологизма «стрелянные воробьи»;

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.

36

Есть еще порох в проховницах?

1

Познакомить учащихся со значением фразеологизма «есть еще порох в проховницах?»;

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.


Клуб развивающих заданий (22 часа)

37

Колумбы собственного «Я»

1

Формирование стремления к изучению себя как личности;

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.


38

Игра «С миру по нитку»

1

Знакомство с различными ситуациями, поиск их решений;

Познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизма «галопом по европам»;

Расширять представления о способах шифровки;

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.

39

И снова игра «С миру по нитке»

1

40 - 41

В лабиринте головоломок

2

Знакомство с кратким содержанием древнегреческого мифа «Нить Ариадны»;

Формирование стремления к изучению себя как личности;

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.

42 - 43

Математическая карусель

2

Развивать математические способности через поиск закономерностей, восстановления числовых выражений.

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.

44 — 45

Пускаем пузыри

2

46 — 47

Литературная угадайка

2

Расширять представления учащихся о детской и зарубежной литературе («Щелкунчик», «Синяя птица», «Малыш и Карлсон»);

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.


48

Альманах эрудита

1

Познакомить учащихся со значением слов «альманах», «эрудиция», «афоризм», «хокку»;

Расширять знания об НЛО;

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.

49

И снова «Альманах эрудита»

1

50

Детективное агентство

1

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.

51 - 52

Клуб любителей математикики

2

Развивать математические способности через поиск закономерностей, восстановления числовых выражений.

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.

53 — 54

Журнал интеллектуалов «Всякая всячина»

2

Познакомить учащихся со значением выражения «панический страх»;

Познакомить учащихся с именем немецкого первопечатника 15 века Иоганна Гуттенберга;

Развивать математические способности через поиск закономерностей, восстановления числовых выражений.

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.

55 - 56

И снова журнал интеллектуалов «Всякая всячина»

2

57 - 58

Заключительный аккорд

2

Познакомить учащихся со значением фразеологизмы «заключительный аккорд»;

Развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение и т. д.


59 - 62

Итоговые занятия

4

Выполнение заданий диагностики


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) и интернет ресурсы

  1. Рабочая тетрадь Л.В. Мищенковой «36 заданий для будущих отличников» 5-6 класс (1-2 ч.)

  2. Методическое пособие Л.В. Мищенковой «36 заданий для будущих отличников» 5- 6 класс

Технические средства обучения

-Компьютер

-Видеофильмы, соответствующие тематике программы

-Использование интернет-ресурсов

Оборудование и приборы:

-Ножницы

-Линейка

-Карандаши, офицерская линейка

-Тетради



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!