СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Финансовая грамотность" 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Финансовая грамотность" 11 класс»


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА




СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 4

Цели и планируемые результаты 6

Структура курса и тематический план 9

Содержание образования (перечень дидактических единиц)11

Формы и методы организации учебной деятельности 21

Формы и методы оценивания образовательных достижений учащихся 25

Список литературы и интернет-источников 32




Пояснительная записка

Особенности курса

Для учащихся 10-11 классов изучение курса финансовой гра­мотности имеет особое значение. В наше время многие оканчивают школу в 18 лет - в возрасте совершеннолетия. Это означает, что чело­веку, помимо прочего, становятся доступны права на самостоятельное осуществление любых финансовых операций. Очень важно поэтому, чтобы выпускник вступил во взрослую жизнь подготовленным к взаи­модействию с различными финансовыми организациями: коммер­ческими банками, инвестиционными фондами, страховыми компа­ниями, фондовой и валютной биржами, налоговыми органами и др. Кроме того, школьники в этом возрасте непосредственно сталкиваются с различными финансовыми ситуациями и приобретают соответствую­щий жизненный опыт. Однако, вступая в финансовые отношения, старшеклассники могут действовать необдуманно. В своих решени­ях они опираются не на знания и логические обоснования принимае­мого решения, а на опыт родителей, друзей, знакомых (который ча­сто не является оптимальным) или поддаются воздействию рекламы, собственным эмоциям и спонтанным желаниям. Так действуют все: и школьники, и взрослые, если они не владеют элементарными зна­ниями финансовой грамотности.

Современное общество стремительно развивается во всех сферах, и финансовая область, которая сегодня вбирает в себя все последние достижения научно-технического прогресса, не исключение. В такой ситуации главное - не просто научить старшеклассника действовать по алгоритму (что тоже очень важно при решении многих финансо­вых задач), а сформировать метапредметное умение ориентировать­ся в финансовом пространстве, оценивать различные варианты реше­ния финансовых задач и находить оптимальный вариант в конкретных жизненных обстоятельствах. Не менее важным являются формирова­ние ответственного отношения к принимаемым на себя финансовым обязательствам и умение сопоставлять своё финансовое поведение с правовыми и моральными нормами государства и общества.

Курс «Финансовая грамотность, социально-экономический про­филь» рассчитан на изучение в течение одного учебного года (в 10 или



1 1 классе), по одному занятию в неделю. Он может изучаться как в профильных социально-экономических классах, так и в обычных классах, если у учащихся есть желание более глубоко освоить финан­совую грамотность. По сравнению с базовым уровнем предложенный курс предполагает изучение финансовых институтов в контексте теку­щих экономических процессов с привлечением экономической тео­рии для объяснения механизма тех или иных финансовых явлений. Курс выполняет и важную профориентационную функцию. В процес­се его освоения учащимся, как потребителям финансовых услуг, даёт­ся возможность не только освоить основы финансовой грамотности, но и взглянуть на финансовую сферу с точки зрения профессиональной деятельности, которая может быть ими выбрана в будущем. В большей степени этот подход реализуется при изучении тем, связанных с фон­довым рынком и созданием собственного бизнеса.

Данный курс имеет модульную структуру. Каждый модуль посвя­щён определённой финансовой теме. Связующим внутрипредметным звеном курса является деятельностная компонента - на основе выяв­ления, анализа и оценки вариантов обоснованное принятие решения и осуществление выбора, наиболее удовлетворяющего условиям ре­альной финансовой задачи. Это означает, что при изучении курса стар­шеклассники включаются в решение практических задач, подобных тем, с которыми сталкивается каждый человек в своей повседневной жизни. В рамках реализации профильной составляющей, помимо за­дач такого типа, в курс включены задачи более сложного экономиче­ского содержания.

Программа курса предполагает установление межпредметных связей с другими общеобразовательными предметами школьной про­граммы. На занятиях по курсу изучается история развития и становле­ния финансовых институтов, историческая обусловленность появления тех или иных финансовых услуг и продуктов. Финансы тесно связаны с правом, поэтому в ходе освоения курса предусматривается учебная деятельность, осуществляемая на стыке правовой и финансовой гра­мотности. В каждом занятии материалов для учащихся содержится рубрика «Финансовое право», имеющая практико-ориентированный характер. Для решения заданий, включённых в эту рубрику, необходи­мо воспользоваться нормативно-правовыми актами.

Курс финансовой грамотности рассматривается и как составная часть таких предметов, как «Экономика» и «Обществознание», осо­




бенно при изучении модулей по налогам и пенсиям. Именно налого­вая и пенсионная системы находятся в зависимости от политической и социальной сферы жизни общества.

Во всех модулях курса отрабатываются задания, подобные тем, которые входят в Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) по обществознанию (раздел «Экономика»). В рабочей тетради также представлены темы для написания учащимися мини-сочинений (эссе), оценка которых осуществляется в соответствии с критериями ЕГЭ по обществознанию. Всё это позволяет сформировать необходимые метапредметные умения для успешной сдачи экзамена.

Задания, связанные по тематике с финансовой грамотностью, имеются также в ЕГЭ по математике, это делает изучение курса фи­нансовой грамотности более актуальным именно в 11 классе. И на­оборот, владение математическими знаниями и умениями позволя­ет человеку получить наиболее полную картину о предоставляемых финансовыми организациями услугах и самое главное - точную информацию об их реальной стоимости (в длительной перспекти­ве). Данное обстоятельство актуализирует математические знания и делает их практически полезными для тех, кто не связывает свою профессиональную жизнь с математикой. При изучении валютного рынка, налоговых ставок и пенсионных систем различных стран так­же устанавливаются межпредметные связи с экономической геогра­фией.

Таким образом, освоение учащимися 10-11 классов курса фи­нансовой грамотности создаёт условия для их успешной социализа­ции, гармоничного вхождения во взрослую жизнь современного рос­сийского общества, профориентации в экономических специальностях и более глубокого понимания современной мировой и российской финансово-экономической действительности.

• Цели и планируемые результаты

Цели обучения: формирование финансовой грамотности у уча­щихся 10-11 классов, предполагающей освоение знаний устройства основных финансовых институтов; овладение умениями и компетен­циями, позволяющими решать практические финансовые задачи и эф­



фективно взаимодействовать с различными финансовыми организа­циями с целью достижения финансового благополучия.

Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:

  • сформированность субъектной позиции учащегося как способ­ности самостоятельно решать практические задачи в сфере финансов и ответственно относиться к принимаемым на себя долговым обяза­тельствам;

  • сформированность мировоззрения, соответствующего совре­менным научным представлениям о финансовых институтах, процес­сах и услугах;

  • понимание прав и обязанностей, которыми наделён субъект финансовых отношений, а также возможностей их практического осу­ществления;

  • понимание наличия рисков, возникающих при использовании различных финансовых инструментов.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

  • владение компетенциями, позволяющими решать практические финансовые задачи:

  • анализировать практическую задачу в сфере финансов;

  • ставить цели финансовой деятельности;

  • планировать достижение целей, направленных на реше­ние финансовой задачи;

  • предлагать варианты решения финансовой задачи;

  • оценивать варианты решения финансовой задачи и де­лать оптимальный выбор;

  • владение коммуникативными компетенциями:

  • вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

  • анализировать и интерпретировать финансовую инфор­мацию из различных источников;




8

  • владение умением осуществлять рефлексию своей учебной и практической деятельности.

Требования к предметным результатам освоения курса:

  • владение базовыми понятиями финансовой сферы (банк, де­позит, кредит, портфель инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, акции, облигации, налоги, пош­лины, сборы, налоговый вычет, пеня по налогам, пенсия, пенсионная система, пенсионные накопления, бизнес, стартап, бизнес-план, биз­нес-ангел, венчурный предприниматель, финансовое мошенничество, финансовые пирамиды, финансовые риски);

  • владение знаниями:

  • об устройстве банковской системы, особенностях банков­ских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кре­дитов;

  • о структуре фондового рынка, основных участниках фон­дового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;

  • об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных на­логов, правах и обязанностях налогоплательщика, последстви­ях в случае уклонения от уплаты налогов;

  • об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;

  • об основах функционирования и организации бизне­са, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;

  • о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мо­шенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов;

  • о правилах поведения при взаимодействии с различными финансовыми институтами.

Более подробно планируемые результаты обучения представлены в разделе «Содержание образования (перечень дидактических еди­ниц)» данной учебной программы.



• Структура курса и тематический план

Курс финансовой грамотности в 10-11 классах социально-эконо­мического профиля состоит из вводного занятия, шести модулей, со­держащих по нескольку занятий, и итогового занятия. Каждое занятие по теме модуля содержит как теоретический материал, так и практиче­ские задания, которые позволят закрепить полученные знания и сфор­мировать практические умения в финансовой сфере.

Каждый из шести модулей посвящён отдельной сфере финансо­вых отношений и имеет содержательно законченный вид. В конце мо­дуля предлагается занятие для выполнения теста и решения практиче­ских задач, материалы для которого представлены в рабочей тетради. В предлагаемой рабочей программе и других компонентах УМК мо­дули расположены в определённой последовательности, однако учи­тель может планировать изучение модулей в удобной для него после­довательности - в зависимости от логики преподавания, особенностей класса и прочих причин.


Тематический план

за­нятия

Тема занятия

Типы занятий1

Коли­чество часов

1

2

3

4

1

Введение в курс «Финансовая грамотность»

ПС

1

Модуль 1. Банки: чем они могут быть полезны в жизни

9

2

Что такое банк и чем он может быть полезен

Л/ПС

1

3

Какие бывают банковские вклады и каковы их условия

КС

1

4

От чего зависят ставки по вкладам

П

1

5

Как выбрать вклад и оформить документы

ПС/П

1




10

1

2

3

4

6

Что такое кредит и как оценить его условия

КС

1

7

Как понять, сможете ли вы выплатить кредит

КС/П

1

8

Ипотека: как решить жилищную проблему и не попасть в беду

КС/Л

1

9

Как банки могут помочь в инвестировании и управлении сбережениями

Л/П

1

10

Итоговые задания к модулю 1

П/ЗК

1

Модуль 2. Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста доходов

4

11

Что такое ценные бумаги и каких типов они бывают

Л

1

12

Как можно торговать ценными бумагами

КС

1

13

Как заработать на фондовом и валютном рынках

Л/П

1

14

Итоговые задания к модулю 2

П/ЗК

1

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить

5

15

Какие бывают налоги и зачем они нужны

Л/ПС

1

16

Как платить налоги

КС/И

1

17

Что такое налоговый вычет и как его получить

КС/И

1

18

Какова ответственность за неуплату налогов

КС

1

19

Итоговые задания к модулю 3

П/ЗК

1

Модуль 4. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

4

20

Что такое пенсия и кому она положена

Л/ПС

1

21

От чего зависит размер пенсии и как его уве­личить

КС/П

1

22

Как выбрать программу пенсионного накоп­ления

КС/П

1

23

Итоговые задания к модулю 4

П/ЗК

1

Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять

6

24

Как создать успешный стартап

Л/КС

1

25

Как разработать реальный бизнес-план

КС/П

1

26

Кто может помочь в создании стартапа

КС

1

27, 28

Игра «Создаём свой бизнес»

И

2


1

2

3

4

29

Итоговые задания к модулю 5

П/ЗК

1

Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения

4

30

Какие бывают финансовые риски

Л/КС

1

31

Что такое финансовое мошенничество и как строятся финансовые пирамиды

КС/П

1

32

Как управлять инвестиционными рисками

КС/П

1

33

Итоговые задания к модулю 6

П/ЗК

1

Подведение итогов

1

34

Мониторинг учебных достижений (итоговая проверочная работа)

ЗК

1

Итого

34

В качестве итоговых или дополнительных занятий можно прове­сти учебные игры «Консультационный центр по финансовой грамотно­сти» и «Не в деньгах счастье», сценарии которых приводятся в методи­ческих рекомендациях для учителя к данному УМК.

Для проведения дополнительных занятий также можно использо­вать материалы учебно-методического комплекта по модулю «Страхо­вание» (для обучающихся в 10-11 классах и учреждениях СПО, вос­питанников детских домов и учащихся школ-интернатов), который Л размещён в электронном виде на сайте НИУ «Высшая школа экономи- I 11 ки» (Нир5:/Дтс.1'15е.г11/1П511гапсе). В модуле «Страхование» рассма­триваются четыре темы: «Риски и страхование: что это такое», «Виды страхования», «Как выбрать страховую компанию», «Как грамотно за­ключить договор страхования и защитить свои права».

• Содержание образования

(перечень дидактических единиц)

Курс «Финансовая грамотность» имеет как предметную, так и ме- тапредметную, т. е. деятельностную составляющую. Предметное со­держание включает базовые понятия сферы финансов и предметные умения (например, умение рассчитать реальный банковский процент).




Метапредметное содержание включает метапредметные умения - та­кие, которые используются для решения не только конкретной узкой задачи, но и целого класса задач или подобных задач, решаемых в других условиях (например, умение планировать достижение фи­нансовых целей).

Содержание курса финансовой грамотности имеет деятельност­ный характер, поэтому в структуре дидактических единиц выделяют­ся понятия и знания, сопредельные изучаемым по какой-либо теме, личностные характеристики и установки, отражающие надпредмет­ный компонент, а также способы деятельности, обозначенные как «умения» и «компетенции». Все эти компоненты намеренно отнесе­ны не к отдельной теме, а ко всему модулю. Поскольку мы говорим о деятельностном подходе, предполагающем в первую очередь освое­ние способа деятельности в определённой ситуации, а не заучивание определения понятий, то обучение строится вокруг проблемы, а не по­нятия. Это означает, что все понятия, знания и умения возникают по со­причастности с освоением умения решать определённый круг финан­совых проблем, т. е. эти компоненты актуальны и необходимы в той мере, чтобы решить означенные в модуле финансовые проблемы.

Понятия при изучении финансовой грамотности необходимы в той мере, чтобы понимать, как именно устроена финансовая сфера вообще и конкретные финансовые институты в частности. Освоение понятия означает, что учащийся может установить связь между поня­тием и реальностью, которую оно отражает, «увидеть» эту реальность, связать её с другими элементами.

Знания позволяют учащимся полнее характеризовать финансо­вую реальность. Они имеют следующую структуру: признаки, функции и характеристики каких-либо финансовых объектов или процессов, описание особенностей устройства этих объектов и процессов в реаль­ности (например, в России или в мире).

Личностные характеристики и установки отражают ценност­ную составляющую финансовой грамотности. Учитель не должен при­вязывать учащихся к конкретным идеологическим установкам в сфере финансов. Задача учителя - создать поле для определения собствен­ной позиции учащегося, для формирования его отношения. Общей, конечно, должна стать установка на самостоятельность в принятии ре­шений, на стремление к изучению финансовой проблемы со всех сто­рон, на анализ и оценку различных вариантов ее решения. У учащихся



должно быть сформировано понимание не только свободы в приня-тии решений, но и личной ответственности за взятые на себя обяза-
тельства.

Умениями в дидактических единицах называются исключительно предметные умения, необходимые для осуществления простейших операций в сфере финансов.

Компетенции - это способность учащегося использовать усвоенные знания и навыки, а также способы деятельности в ситуациях, когда необходимо решать теоретические и практические финансовые задачи. Особенностью компетенций является их обобщённый характер. Это
означает, что если учащийся овладел компетенцией на занятии, то он
может применить её и в другой ситуации.

ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Базовые понятия и знания: финансовая грамотность, финансовое благополучие.

Личностные характеристики и установки:

  • понимание последствий принятия безграмотных финансовых решений;

  • понимание необходимости действовать грамотно при взаимодействии с финансовыми организациями;

  • понимание взаимосвязи финансовой грамотности и благополучия человека и семьи.

Компетенции: оценка финансового поведения с точки зрения
финансовых и других последствий.

МОДУЛЬ 1. БАНКИ: ЧЕМ ОНИ МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫ

В ЖИЗНИ

Базовые понятия и знания:

  • банк, коммерческие банки, взаимодействия Центрального банка,

  • вклад, типы вкладов, доход по вкладу, до востребования,
    срочный вклад, депозит, типы депозитов, агентство по страхованию
    вкладов, сберегательная книжка (именная, на предъявителя), сбере-
    гательный сертификат;





  • кредит, типы кредитов, кредитный договор, кредитная исто­рия, автокредит, договор залога, образовательный кредит, потреби­тельский кредит, аннуитетный платёж, дифференцированный платёж, обеспечение кредита, полная стоимость кредита, недвижимость, ипо­тека, первоначальный взнос;

  • управление благосостоянием, инвестирование, программы ин­вестирования в драгоценные металлы и ценные бумаги, брокер, порт­фель инвестиций.

Личностные характеристики и установки:

  • понимание принципа функционирования любого банка, сути банковских вкладов, зависимости доходности по вкладам от многих условий, связи процентной ставки по вкладу и инфляции;

  • понимание различий между дебетовой и кредитной картой;

  • понимание сути кредита, основных условий кредитования и ос­нования, почему кредит даётся под проценты;

  • понимание необходимости оценки своего финансового состоя­ния и возникновения дополнительной финансовой нагрузки при взя­тии кредита;

  • понимание финансовой ответственности при взятии ипотечного кредита и последствий, к которым может привести неисполнение сво­их кредитных обязательств;

  • знание факторов, позволяющих уменьшить финансовые риски.

Умения:

  • различать срочные вклады и вклады до востребования, рассчи­тывать доходность вкладов, сравнивать ставку по вкладу с уровнем ин­фляции;

  • рассчитывать реальный банковский процент, простой и слож­ный процент;

  • читать (т. е. понимать) договоры по депозитам и кредитные до­говоры;

  • различать виды кредитов, соотносить вид кредита с целью кре­дита;

  • рассчитывать объём выплат по кредиту и полную стоимость кре­дита, рассчитывать стоимость кредита в случае досрочного погашения, пользоваться кредитным калькулятором и калькулятором вкладов;

  • рассчитывать выплаты по ипотечному кредиту на различные сроки;



  • рассчитывать размер уплачиваемых процентов по кредитной карте;

  • пользоваться банкоматом;

  • находить в сети Интернет информацию о программах инвестирования;

  • находить актуальную информацию на сайте Банка России и сайтах коммерческих банков, находить и интерпретировать информацию
    о рейтинге банков.

Компетенции:

  • оценка надёжности банка, сравнение условий по депозитам
    и кредитам для выбора оптимального варианта с целью решения своих финансовых задач;

  • поиск видов вкладов и анализ вариантов решения задачи
    по выбору конкретного вклада в конкретном банке;

  • сравнение и оценка условий кредита;

  • оценка необходимости приобретения жилья в ипотеку и выбор
    подходящего варианта;

  • пользование разнообразными финансовыми услугами, предо-
    ставляемыми банками, в целях повышения благосостояния семьи;

  • принятие решения о необходимости инвестирования или кредитования.

МОДУЛЬ 2. ФОНДОВЫЙ И ВАЛЮТНЫЙ РЫНКИ:

КАК ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РОСТА ДОХОДОВ

Базовые понятия и знания:

  • фондовый рынок, механизм функционирования фондово-
    го рынка, фондовая биржа, субъекты (участники) фондового рынка
    и суть их деятельности;

  • различные виды ценных бумаг и их отличия друг от друга, эмиссия ценных бумаг;

  • возможность участия физических лиц в игре на рынке ценных
    бумаг, правила выбора профессионального агента, депозитарий, ди-
    лер, доверительный управляющий, брокер;

  • прямые инвестиции, инвестиционный портфель, виды инвести-
    ционных портфелей, виды инвесторов;

  • обменный курс, Рогех, как выигрывают и проигрывают на рын-
    ке Рогех.





Личностные характеристики и установки:

  • понимание утверждения, что деньги могут работать и прино­сить доход;

  • понимание рискованности операций на фондовом рынке и условия, что их осуществление требует знания устройства этого фи­нансового механизма, а не спонтанных решений;

  • понимание того, что инвестиционные риски выше, чем риски по банковским вкладам.

Умения:

  • искать и интерпретировать актуальную информацию по фондо­вому рынку;

  • различать виды ценных бумаг;

  • сравнивать котировки акций во времени, рассчитывать доход­ность акций (при известных показателях);

  • рассчитывать курс валют.

Компетенции:

  • оценка необходимости использования ценных бумаг как фи­нансового инструмента в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране;

  • выбор оптимального варианта инвестирования в конкретных экономических ситуациях, оценка степени риска в приобретении кон­кретного инвестиционного продукта;

  • выбор агента для осуществления инвестирования на фондовом рынке;

  • критическое отношение к рекламным предложениям об уча­стии в деятельности фондового рынка;

  • критическое отношение к рекламным предложениям инвести­ционных фондов.

МОДУЛЬ 3. НАЛОГИ: ПОЧЕМУ ИХ НАДО ПЛАТИТЬ

Базовые понятия и знания:

  • налоги, пошлины, сборы, налоговая система, налогоплатель­щик, основания для взимания налогов с граждан и фирм в России, об­щие принципы работы налоговой службы, налоговые органы;

  • основные виды налогов, которые уплачивают физические лица, способы постановки на налоговый учёт, ИНН, получение ИНН;

  • налоговая декларация и в каких случаях её необходимо подавать;



  • налоговый вычет, случаи и способы получения налогового вычета;

  • пеня по налогам, штраф, признаки налогового правонарушения.

Личностные характеристики и установки:

  • понимание необходимости уплаты налогов, а также своих прав
    и обязанностей в сфере налогообложения;

  • понимание целей и задач налоговой политики государства;

  • понимание различий между налогами, пошлинами и сборами;

  • понимание механизма налогового вычета;

  • понимание ответственности за неуплату налогов.

Умения:

  • рассчитывать сумму уплачиваемых налогов;

  • находить информацию о местоположении инспекции ФНС;

  • заполнять налоговую декларацию;

  • рассчитывать зарплату без налогового вычета и с налоговым
    вычетом, определять размер налогового вычета;

  • получать актуальную информацию по задолженности или другим
    вопросам на сайте налоговой службы и сайте государственных услуг;

  • рассчитывать размер штрафа и пени за неуплату налогов.

Компетенции:

  • оценка приобретаемых вещей и дохода с точки зрения налогового бремени;

  • взаимодействие с налоговыми органами для решения налоговых вопросов, в том числе для оформления налоговых вычетов, налоговых деклараций, получения отсрочки по уплате налогов;

  • быстрое реагирование на изменения налогового законодатель-
    ства (по общим вопросам) и определение своего поведения в соответ-
    ствии с законодательными изменениями.

МОДУЛЬ 4. ОБЕСПЕЧЕННАЯ СТАРОСТЬ:

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕНСИОННОГО НАКОПЛЕНИЯ

Базовые понятия и знания:

  • пенсия, пенсионная система, пенсионные накопления, пенси-
    онный капитал, страховой стаж, виды пенсий и условия их получения,
    пенсионные баллы, свидетельство обязательного пенсионного накоп-
    ления;

  • существующие программы пенсионного накопления;

  • негосударственный пенсионный фонд;





  • способы финансового обеспечения старости помимо пенсии, в том числе от инвестирования.

Личностные характеристики и установки:

  • понимание различий видов пенсий и оснований их получения;

  • понимание условий, от которых зависит размер пенсии;

  • понимание важности формирования пенсионных накоплений в России;

  • понимание существования риска участия в различных пенсион­ных программах;

Умения:

  • находить актуальную информацию на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), а также на других интернет-ресурсах;

  • рассчитывать размер пенсии по формуле или пользоваться пен­сионным калькулятором на сайте ПФР;

  • рассчитывать размер прибавки к пенсии от участия в програм­ме софинансирования пенсии;

  • рассчитывать размер прибавки к пенсии от вложения материн­ского капитала.

Компетенции:

  • долгосрочное планирование своих доходов и расходов с учё­том пенсионных накоплений;

  • поиск способов увеличения своей будущей пенсии, сопоставле­ние различных предложений по формированию пенсионных накопле­ний и поиск оптимального варианта;

  • критическое отношение к рекламным предложениям об увели­чении будущей пенсии.

МОДУЛЬ 5. СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС: КАК СОЗДАТЬ

И НЕ ПОТЕРЯТЬ

Базовые понятия и знания:

  • бизнес, стартап, бизнес-ангел, венчурист, венчурные инвести­ции, посевной этап, дееспособность, правила создания нового бизне­са, этапы жизни стартапа, бизнес-план, структура бизнес-плана, мар­кетинг, реклама, франшиза;

  • условия, при которых можно стать стартапером;

  • юридическая помощь в случае открытия собственного дела;

  • государственные, региональные и городские программы, на­правленные на поддержку молодых предпринимателей.



Личностные характеристики и установки:

  • понимание сложностей в процессе создания бизнеса, необхо­димости огромного труда и постоянного самообразования для разви­тия бизнеса;

  • понимание рискованности занятия бизнесом и возможности потерпеть неудачу;

  • понимание необходимости продуманного начала своей биз- нес-деятельности;

  • понимание возможности получения материальной помощи при создании бизнеса и основного условия её оказания (чем больше раз­мер полученной помощи, тем большей долей прибыли придётся де­литься с тем, кто оказывал эту помощь).

Умения:

  • находить в различных источниках актуальную информацию по организации стартапа и ведению бизнеса;

  • составлять бизнес-план по алгоритму, вести простые финансо­вые расчёты, считать издержки, доход, прибыль;

  • находить актуальную информацию по получению помощи в стартапах.

Компетенции:

  • нахождение идеи для собственного дела;

  • оценка различных юридических форм ведения бизнеса и вы- /

бор наиболее подходящей формы для конкретного бизнеса; |

  • создание нестандартных решений для бизнеса;

  • оценка предложений по созданию и ведению бизнеса;

  • планирование ведения бизнеса и изменение бизнес-плана в связи с меняющимися условиями.

МОДУЛЬ 6. РИСКИ В МИРЕ ДЕНЕГ:

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ РАЗОРЕНИЯ

Базовые понятия и знания:

  • финансовый риск, декларация о рисках, финансовое мошенни­чество, финансовые пирамиды;

  • портфель инвестиций, доходность портфеля, управление порт­фелем, эффективный портфель;

  • финансовые риски в современной российской действитель­ности;




  • куда обращаться в случае потери (кражи) финансовых доку­ментов (банковской карты, сертификатов, сберкнижек и др.);

  • меры ответственности государства в случае финансового мо­шенничества.

Личностные характеристики и установки:

  • понимание наличия финансовых рисков в современной эконо­мической ситуации;

  • понимание необходимости иметь финансовую подушку без­опасности в случае чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

  • понимание необходимости хранить деньги в надёжном месте;

  • понимание зависимости доходности от степени риска инвести­ционных продуктов;

  • понимание основных принципов устройства финансовых пира­мид и осознания опасности участия в них.

Умения:

  • читать (понимать) декларацию о рисках;

  • защищать свою личную информацию в сети Интернет (пользо­ваться паролями, ПИН-кодами и др.);

  • находить актуальную информацию на сайтах компаний и госу­дарственных служб, сопоставлять полученную информацию из различ­ных источников.

Компетенции:

  • диагностирование финансового риска (потенциального или ре­ального) и оценка степени финансового риска;

  • оценка рисков предлагаемых вариантов инвестирования;

  • соотнесение рисков с доходностью в одном портфеле инве­стиций;

  • распознавание финансовой пирамиды;

  • критическое отношение к рекламным предложениям из раз­личных источников о возможности дополнительного заработка и вло­жения денег.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Проверяются освоенные знания и умения, а также сформирован- ность финансовых компетенций у старшеклассников за весь период изучения курса финансовой грамотности.




I

• Формы и методы организации учебной деятельности

В ходе организации учебной деятельности используют следующие формы занятий.

Лекция. Эту форму занятий целесообразно использовать в на-
чале изучения большого блока учебного материала. В ходе лекции
педагог передаёт новую систематизированную информацию, знакомит с новыми понятиями, раскрывает связи с другими предметами.
Основная задача учителя в ходе лекции - сфокусировать внимание
учащихся на проблемах, с которыми они будут иметь дело в будущем или уже сталкиваются, и объяснить, к чему может привести незнание элементарных основ финансовой грамотности. Лекция для старшеклассников по финансовой грамотности отличается от лекции в классическом понимании, она носит характер лекции-беседы, во время которой учитель вступает в диалог с учащимися, обсуждает актуальные для них вопросы. Основное отличие лекции-беседы от других
форм занятий - большая информативность и активная позиция обучающихся.

Если у образовательной организации есть возможность, для проведения лекции могут быть приглашены различные специалисты: преподаватели вузов, банковские работники, специалисты пенсионного фонда, налоговой службы, бизнесмены и др. Кроме того, на занятии можно организовать показ видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов.

Практикум. Практическое занятие является связующим звеном между лекционным курсом и применением его положений в реальной жизненной ситуации. Практикум направлен на формирование умений и компетенций учащихся, проверку уровня усвоения материала.





Таким образом, в ходе практикума могут быть использованы сле­дующие виды учебной деятельности:

  • решение учебных и практических задач;

  • поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;

  • поиск и анализ правовых документов по теме;

  • поиск решения кейсов;

  • проведение мини-исследований;

  • поиск информации для написания мини-сочинений;

  • решение финансовых кроссвордов.

Проблемный семинар. Основная задача занятия - определить суть решаемой проблемы (что именно необходимо знать для реше­ния практических задач определённого типа) и спланировать изучение данного материала. Главное - научить учащихся ставить цели в финан­совой сфере и планировать их достижение.

Занятие проходит в четыре этапа.

  1. Представление учебного материала.

  2. Постановка практической финансовой задачи.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Планирование решения учебной и практической задач.

Коммуникативный семинар. Назначение этой формы заня­тий - обсуждение каких-либо сложных проблем, связанных с поведе­нием в сфере финансов, формулирование и высказывание учащимися собственного мнения. Структура семинара для 10-11 классов выгля­дит следующим образом.

  1. Определение цели семинара.

  2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это об­суждение понятий, выработка оптимальных решений).

  3. Представление результатов обсуждения группами.

  4. Общее обсуждение и выработка единого решения.

В ходе обучения могут быть проведены семинары по темам:

  • «Разработка оптимального варианта решения вопроса о приоб­ретении жилья в кредит»;

  • «Насколько активно современный человек может участвовать в деятельности фондового рынка?».


Игра. Эта форма организации учебной деятельности заключается в моделировании жизненной ситуации, связанной с принятием финан­сового решения. В процессе игры старшеклассники учатся применять на практике полученные знания. Цель игры - выработка правильной модели поведения в сложившейся ситуации, приобретение опыта.

Например, в ходе обучения могут быть проведены такие игры:

  • «Берём кредит»;

  • «Открываем вклад в банке»;

  • «Оформляем ипотеку»;

  • «Фондовый рынок»;

  • «Оформляем налоговую декларацию»;

  • «Получаем налоговый вычет»;

  • «Создаём собственный бизнес»;

  • «Стартап»;

  • «Мой портфель инвестиций»;

  • «Осторожно: финансовые мошенники».

Презентация учебных достижений. Назначение этой формы занятий - проверка освоенных знаний и умений и при необходимости их коррекция. Контроль может проходить как в традиционной форме, так и в интерактивной:

  • письменная мониторинговая работа (включающая задания

по проверке теории и метапредметных умений);

  • устный опрос;

  • викторина;

  • конкурс;

  • творческий отчёт;

  • защита проекта;

  • защита исследовательской работы;

  • написание эссе;

  • решение кейсов;

  • выполнение тестовых заданий;

  • решение практических задач;

  • выполнение тематических заданий.

В ходе преподавания курса учителем могут быть использованы и другие формы обучения.

Изучение каждого модуля имеет свою специфику и соот­ветствующие способы достижения результатов. Модуль «Банки: чем они могут быть полезны в жизни» самый большой. Это обуслов­




При изучении важно сформировать у учащихся компетенцию «Решение практических задач на основе вы­явления и оценки выбора банковских услуг и продуктов и соотнесе­ние их с условиями задачи». Предлагаются задачи по выбору вклада, кредита, банковской карты для конкретных жизненных обстоятельств. Организуют фронтальную и групповую работу для достижения педа­гогических целей.

Модуль «Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста доходов» ориентирован на более глубокое изучение финансо­вых проблем. Данная тематика выходит за пределы простейшей эко­номической грамотности и направлена на профессиональную ориен­тацию учащихся. Изучение этого модуля во многом организуют за счёт имитационно-ролевой игры, где учащиеся включаются в практиче­скую, хоть и смоделированную реальность и применяют освоенные теоретические знания на практике.

Модуль «Налоги: почему их надо платить» имеет большой прак­тический потенциал. Это обусловлено тем, что каждый человек имеет доходы и (или) имущество, облагаемые налогами. Поэтому в данном случае используют методы отработки практических умений, необхо­димых для взаимодействия с налоговыми органами, через решение практических задач. На практических занятиях по этому модулю чаще всего организуют индивидуальную работу учащихся.

Модуль «Обеспеченная старость: возможности пенсионного на­копления» может показаться для учащихся неактуальным, так как вряд ли кто-то из них сегодня задумывается о своей будущей пенсии. По­этому на занятиях нужно ввести учащихся в проблему, показать дол­госрочный эффект их финансового поведения относительно заботы о своей будущей пенсии. На занятиях по этому модулю организуют фронтальную работу учащихся.

Модуль «Собственный бизнес: как создать и не потерять» ориен­тирован на то, чтобы учащиеся могли попробовать себя в деле созда­ния бизнеса, хотя бы в игровой ситуации, и оценить свои личностные качества, интеллектуальные возможности для занятия самостоятель­ной ответственной деятельностью.



На занятиях используют игровые элементы обучения, также организуют групповую и индивидуальную работу учащихся.

В модуле «Риски в мире денег: как защититься от разорения» риски рассматривают с двух сторон: возникающие у потребителя финансовых услуг в повседневной жизни и возникающие у активно­го пользователя финансовыми институтами для формирования ин­вестиций. Поэтому работу учащихся организуют, с одной стороны, в форме обсуждения проблем в классе и группе, а с другой - в фор­ме включения учащихся в решение практических задач личностного характера.

• Формы и методы оценивания образовательных достижений учащихся

Оценка образовательных достижений учащихся должна быть
максимально объективной. Объективность оценки обеспечивается
благодаря критериальному подходу. Это означает, что учитель оценивает результаты учебной деятельности школьников на основе определённых критериев. Критерий - это и есть то основание, по которому можно отличить одно явление от другого. В ходе обучения ученики будут осуществлять различные виды деятельности; следовательно, для оценивания результатов каждого из этих видов должны применяться различные критерии оценки. Очень важно, чтобы ученики знали, по каким основаниям будет оцениваться их работа на занятиях, поэтому учитель должен познакомить учащихся с критериями оценки до начала работы. Далее будут представлены критерии оценки той или иной
учебной деятельности и учебных результатов, а также методика проведения оценки.

В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность»
предполагается использование учителем таких видов контроля, как
текущий, промежуточный и итоговый.




Важ­нейшая задача - выявить у учащихся умение решать практические задачи, знание способов действий по изученным финансовым про­блемам.

Итоговый мониторинг (по результатам изучения целого курса) проверяет предметные, личностные и интеллектуальные результаты освоения курса. Он может проводиться в форме итоговой провероч­ной, включающей различные типы заданий, а также в форме имитаци­онно-ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать кон­кретную финансовую ситуацию, в которой учащийся может применить все знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения.

Оценочный лист учебных достижений по модулю

ФИО:

Модуль:


Текущий мониторинг

Промежуточный мониторинг

Дата









Отметка










Итоговый оценочный лист


Результаты промежуточного контроля по каждому модулю

Общая итого­вая от­метка

№ модуля

1

2

3

4

5

6


Дата








Отметка








Прим.








Типы заданий для оценивания результатов обучения

Тестовые задания - проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений по данному модулю; могут формулироваться в виде вопроса с выбором одного правильного ответа из 4 вариантов,



вопроса с выбором нескольких правильных ответов (из 6-8 вариан­тов), в виде заданий с кратким (открытым) ответом, а также в виде во­проса, требующего развёрнутого ответа.

Пример тестового задания с выбором одного правильного ответа

Кредитная организация, которая на основе специального разре­шения (лицензии) Центрального банка осуществляет банковские опе­рации, - это:

а) фондовая биржа;

б) коммерческий банк;

в) депонент;

г) страховая компания.

Пример тестового задания с кратким ответом

Запишите слова, пропущенные в таблице.

Виды цен на ценные бумаги


Эмиссионная цена

Рыночная цена


цена

цена

Цена,указанная на лицевой сто­роне акции

Цена акции, указанная при её

Цена акции на рынке

Уставной капи­тал компании, поделённый на количество выпущенных ею акций

Практические задачи - проверяют овладение умениями и ком­петенциями в изучаемой области финансовой грамотности; форму­лируются в виде описания практической жизненной ситуации с ука­занием конкретных жизненных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решения, используя освоенные знания и умения.

Пример практической задачи

Представим, что вам нужен кредит на сумму 100 тыс. руб. Банк А предлагает вам кредит под 20% в год, банк Б - под 2% в месяц, банк В насчитал вам переплату 25 тыс. руб. Дополнительные комиссии и сборы отсутствуют. В каком банке вы возьмете кредит? Ответ поясните.

Написание эссе - используется, как правило, для организации индивидуального обучения, так как тему мини-сочинения ученик мо­жет выбрать сам из списка предложенных; также эту форму заданий




предлагают ученикам, способным к глубокому пониманию финансо­вой тематики.


Примеры тем для написания эссе

«Получается, что наши деньги отданы на милость кредитным опе­рациям банков, которые дают в долг не деньги, а лишь обещания вы­платить деньги, которых у них нет». (И. Фишер)

«Банк - это такое место, где вам дадут зонтик в ясную погоду и попросят вернуть его, когда начнётся дождь». (Р. Фрост)

«Центральный банк - это банк, при помощи которого государство вмешивается в дела частных банков и который, в отличие от них, мо­жет сам печатать нужные ему деньги». (К. Гепперт и К. Пат)

Оценка решения практических задач

Одним из важнейших умений, которое ученики осваивают в ходе обучения, является умение решать практические задачи. Объектом оценки будет письменная работа с представленным алгоритмом реше­ния задачи. Критерии оценки следующие:

  • формулирование целей и условий, в которых решается задача;

  • определение (выявление в результате поиска) вариантов реше­ния практической задачи и их анализ;

  • обоснование итогового выбора.

Ученики заранее знакомятся с критериями оценки решения практических задач и описанием, как следует оформлять решение этих задач.

Критерии

Отметка

«Отлично»

«Хорошо»

«Удовлетво­рительно»

«Неудовле­творительно»

1

2

3

4

5

Формули­рование целей и условий

Адекватно сформули­рованы цели деятельности и определены условия, в ко­торых необхо­димо решать задачу

Цель сформу­лирована не­чётко или вы­делены не все условия

Цель сфор­мулирована размыто, или не поставлена вообще, или отсутствует описание условий, в которых ре­шается задача

Не осущест­влено



1

2

3

4

5

Выявле­ние ва­риантов решения задачи

В результате поисковой деятельности выявлены и описаны ва­рианты реше­ния задачи

В результате поисковой деятельности выявлены не все воз­можные вари­анты

Выбор сделан спонтанно, без обраще­ния к различ­ным источни­кам

Не осущест­влено

Оценка опти­мального варианта решения задачи

Осуществлена оценка каж­дого вариан­та решения с точки зрения определённых критериев выбора на ос­нове научного знания, пред­ставленного в учебном по­собии

В ходе оцен­ки вариантов решения уче­ник частично использует научное зна­ние, больше опирается не на но­вое знание, а на опыт или традиции и стереотипы

Учащийся при оценке практически не опирается на новое зна­ние, описан­ное в учеб­ном пособии

Не осущест­влено

Обос­нование итогового выбора

Объяснён итоговый вы­бор как опти­мальный, т. е. решающий поставленную задачу

В объяснении может быть нарушена ло­гика обосно­вания итого­вого выбора

Итоговый выбор об­основан без опоры на ана­лиз оценки вариантов ре­шения задачи

Не осущест­влено


Оценка конструктивности работы на семинаре

Работа ученика на семинаре оценивается в зависимости от того, насколько активно он участвовал в обсуждении обозначенных на за­нятии тем (имеется в виду, конечно, качественная, а не количественная активность), насколько обдуманны и интересны были предложенные им идеи, насколько эффективно он мог находить недостатки (слабые места) в идеях своих одноклассников. Оценка работы ученика на се­минаре всё же будет достаточно субъективна, поскольку мы не можем предложить количественные измерители, и учитель вынужден ориен-




тироваться на качественные характеристики. И самое главное, работа ученика оценивается не за абсолютные результаты, а за качественный прирост умений, т. е. насколько активнее ученик работал на данном уроке, чем на предыдущем. Так, если учащийся абсолютно не участву­ет в работе, то на усмотрение учителя он может получить 1 балл или вообще не иметь никакой оценки. Второй вариант - более приемле­мый и гуманный. Бывают ситуации, когда ученик испытывает психоло­гический барьер перед выступлением на публике или пока не освоил умение вступать в коллективное обсуждение. Если ученик достаточно активен на занятии, то, безусловно, он заслуживает позитивной отмет­ки («4» или «5»). Отметим ещё раз, что оценивать работу на семинаре нужно и делать это так, чтобы формировалась не только внутренняя мо­тивация, но и внешняя - для школьников это важно. Хорошая отметка может стимулировать ученика к ещё более активной работе в будущем.

Оценка предметных знаний и умений

Проверить, как учащиеся овладевают предметными знаниями и умениями, можно в форме письменной контрольной работы или устного опроса. В данном случае всё зависит от времени, которым рас­полагает учитель, а также от его личных предпочтений. Оценка устно­го ответа более субъективна, чем письменного, тем не менее выделим общие принципы оценивания:

  • если ученик отвечает на все вопросы, делает несколько несуще­ственных ошибок, то ему выставляется 5 баллов, т. е. оценка «отлично»;

  • если ученик достаточно уверенно отвечает на большинство во­просов (более 70%) или отвечает на все вопросы, но делает несколько существенных ошибок, то получает 4 балла, т. е. оценку «хорошо»;

  • если ученик отвечает на половину вопросов или на большую часть вопросов частично, то получает 3 балла, т. е. оценку «удовлетво­рительно»;

  • если ученик не отвечает на большинство вопросов, то получает 2 балла, т. е. оценку «неудовлетворительно».

Оценка письменной контрольной работы осуществляется так:

  • за каждое задание с выбором одного правильного ответа - 1 балл;

  • за каждое задание с выбором нескольких правильных отве­тов - 2 балла;

  • за каждое задание с кратким ответом - 2 балла;



  • за каждое задание с развёрнутым ответом - 2, 3 или 4 балла;

  • за каждую практическую задачу - 2, 3 или 4 балла.

По сумме баллов итоговые отметки за выполнение контрольной работы выставляют так:

  • 0-50% от максимального количества баллов - оценка «неудо­влетворительно»;

  • 51-70% - оценка «удовлетворительно»;

  • 71- 90% - оценка «хорошо»;

  • 91-100% - оценка «отлично».

Оценка эссе на экономическую тему

Эссе (мини-сочинение) - это свободное рассуждение на какую- либо тему. В рабочей тетради предлагается ряд тем для написания эссе по каждому модулю. В ходе написания мини-сочинения ученик имеет возможность не только проявить, но и развить свои творческие спо­собности. Развитие каких-либо умений, а тем более их формирование осуществляется только в деятельности, поэтому чем больше ученик будет писать (размышляя, формулируя собственные мысли по постав­ленной автором проблеме), тем лучше у него будет развито умение самостоятельно мыслить. Вообще, размышление над высказываниями мудрых людей является высшей степенью понимания сути предмета, поэтому оно должно быть высоко оценено.

Если учитель задаёт дома написать эссе на выбранную тему, а уча­щийся вообще ничего не написал или отписался, просто перефрази­ровав высказывание, то за такую работу выставляется неудовлетво­рительная оценка. Ставить 3 балла за попытку размышления всё-таки непедагогично, это может вообще отбить желание у учащегося писать подобные сочинения, поэтому далее мы говорим об отметках «4» и «5».

Выделим критерии, опираясь на которые ученики пишут эссе, а учитель проверяет и оценивает его.

Критерии оценивания эссе

  1. Раскрытие смысла высказывания. Ученик в своём размышле­нии должен определить и объяснить главную мысль, которую хотел донести до читателя автор высказывания. Это делается через установ­ление причинно-следственных связей, с использованием научного (не обывательского) понимания исследуемых финансово-экономиче­ских явлений и процессов.





  1. Теоретическое содержание (характер и уровень теоретической аргументации). В ходе изложения своих мыслей учащийся использует научные понятия, формулирует суждения, делает выводы. Теоретиче­ская аргументация соответствует научным представлениям в данной сфере. В тексте рассуждений отсутствуют высказывания, ошибочные с точки зрения современной финансовой, экономической и в целом обществоведческой науки. Суждения, приводимые учащимся, не по­верхностны, они обоснованны, аргументированны.

  2. Корректность использования понятий, теоретических положе­ний, рассуждений и выводов. В рамках данного критерия оценивает­ся, насколько уместно использованы понятия и сделаны теоретические умозаключения. Важно, чтобы учащиеся умели переходить от общих теоретических рассуждений к анализу конкретных примеров и форму­лированию на этой основе адекватных выводов.

  3. Качество приводимых фактов и примеров. В ходе изложения своих мыслей учащийся иллюстрирует обсуждаемые финансовые яв­ления и процессы конкретными примерами, которые он почерпнул из различных источников: общеобразовательных предметов (истории, литературы, географии, обществознания и др.), СМИ (газет, журна­лов, информационно-просветительских сайтов, телевидения), лично­го жизненного опыта.

При оценивании эссе учитель в первую очередь должен исходить из качественного прироста в результатах творческо-учебной деятельно­сти ученика, чтобы у него возникла внутренняя мотивация к дальней­шему обучению. Личная практика автора показывает, что ученик может вообще не уметь писать эссе, тем более на такую сложную тему, как финансы. Но при систематических попытках и выполнении работы над ошибками ученик имеет шанс достичь существенных результатов. Наша задача - запустить механизм, при котором ученик может восприни­мать действительность не только алгоритмически, но и творчески.

Критерии оценки участия в учебной игре



«отлично», незначительные отклонения - оценке «хорошо», в осталь­ных случаях - оценке «удовлетворительно»:

  • соблюдение регламента игры;

  • достижение планируемого результата;

  • умение выбирать необходимую информацию из различных ис­точников;

  • умение использовать полученную информацию для принятия решений;

  • умение излагать основные положения, аргументированно от­стаивать свою точку зрения, воспринимать противоположную, нахо­дить слабые места в позиции оппонентов, отвечать на вопросы.

• Список литературы и интернет-источников

Основная литература

  1. Киреев А.П. Финансовая грамотность: материалы для учащих­ся. 10-11 классы общеобр. орг., экономический профиль. М.: ВИТА- ПРЕСС, 2016.

  2. Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: контрольные измери­тельные материалы. 10-11 классы общеобр. орг., экономический про­филь. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.

  3. Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для ро­дителей. 10-11 классы общеобр. орг., экономический профиль. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.

  4. Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: методические реко­мендации для учителя. 10-11 классы общеобр. орг., экономический профиль. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.

  5. Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: учебная програм­ма. 10-11 классы общеобр. орг., экономический профиль. М.: ВИТА- ПРЕСС, 2016.

Дополнительная литература

  1. Архипов А.П. Финансовая грамотность: материалы для обу­чающихся. Модуль «Страхование». 10-11 классы общеобр. орг., СПО, детские дома и школы-интернаты. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.





  1. Архипов А.П. Финансовая грамотность: материалы для ро­дителей. Модуль «Страхование». 10-11 классы общеобр. орг., СПО. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  2. Архипов А.П. Финансовая грамотность: методические реко­мендации для преподавателя. Модуль «Страхование». 10-11 клас­сы общеобр. орг., СПО, детские дома и школы-интернаты. М.: ВИТА- ПРЕСС, 2014.

  3. Берзон Н.И. Основы финансовой экономики: учебное пособие для 10-11 классов общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

  4. Киреев А.П. Экономика: учебник для 10-11 классов общеобр. орг. (базовый уровень). М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.

  5. Экономика (основы экономической теории): учебник для 10-11 классов общеобр. орг. (углублённый уровень образования): в 2 кн. / под ред. С.И. Иванова, А.Я. Линькова. - в 2-х книгах. Книга 1. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

Задачники, практикумы

  1. Акимов Д.В., Дичева О.В., Щукина Л.Б. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

  2. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Новый задачник по экономи­ке с решениями. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  3. Савицкая Е.В, Евсеева А.О. Решения самостоятельных и кон­трольных работ по экономике. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.

  4. Савицкая Е.В, Евсеева А.О. Самостоятельные и контрольные работы по экономике для 10-11 классов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.

Интернет-ресурсы

  1. Н11рз://вашифинансы.рф - информационно-просветительский портал проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамот­ности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

  2. Н11рз://хочумогузнаю.рф - информационно-просветительский сайт о правах потребителя финансовых услуг; содержит интерактивные материалы для самостоятельного изучения финансовой грамотности.

  3. \л/\л/\л/.есопот1сиз.ги - образовательно-справочный портал по экономике.

  4. есзостап.Нзе.ш - федеральный образовательный портал «Эко­номика. Социология. Менеджмент».



  1. егерогТш - сайт, содержащий обзорные материалы и свежие новости о мировой экономике, товарных и финансовых рынках.

  2. ННр5://ммм.гЬс.ш - портал информационного агентства РБК.

  3. Ьйр5://паТ|.ги/ - сайт аналитического центра НАФИ.

  4. РФрЦ/ммм.сеЛг.ш/ - сайт Центра экономических и финансо­вых исследований и разработок (ЦЭФИР).

  5. БЛр://ЬеаГпб.огд/ - сайт фонда «Бюро экономического анализа».

  6. НЛрзЦ/ммм.коттегзапТш - сайт издательского дома «Ком­мерсант».

  7. Б11р://ехрег1.ги - сайт журнала «Эксперт».

  8. НЛрзЦ/фргГ.ш - сайт Торгово-промышленной палаты Рос­сийской Федерации.

  9. НФр5://ммм.тоех.сот - сайт Московской биржи.

  10. Б11р://есопоту.доу.ги - сайт Министерства экономического развития Российской Федерации.

  11. Н11р://т1пргот1огд.доу.ги - сайт Министерства торговли и промышленности Российской Федерации.

  12. НЛрзЦ/Газ.доу.ш - сайт Федеральной антимонопольной службы.

  13. НЛрЦ/ммм.рГгГ.ш - сайт Пенсионного фонда Российской Фе­дерации.

  14. Ьйр5://^^^.т1пТ|п.ги - сайт Министерства финансов Россий­ской Федерации.

  15. НФр://сЬг.гы - сайт Центрального банка Российской Федера­ции (Банка России).

  16. Ы1р://дкз.ги - сайт Федеральной службы государственной статистики.

  17. НЛр5://ммм.па1од.ш - сайт Федеральной налоговой службы.

  18. РФрЦ/Нзе.ш - сайт Национального исследовательского уни­верситета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!