СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса "Жизнь от молекулы до биосферы", 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса "Жизнь от молекулы до биосферы", 9 класс поможет подготовить учащихся к сдаче ОГЭ, темы подобраны так, чтобы рационально привести знания в систему

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Жизнь от молекулы до биосферы", 9 класс»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №69

(МАОУ г. Иркутска СОШ №69)

664053, Иркутская область, город Иркутск, улица Летописца Нита Романова, 23.

тел./факс 8 (3952) 488680, e- mail: [email protected]




Утверждена

приказом директора г. Иркутска СОШ №69

473-ОД от 31 мая 2023г.











Рабочая программа факультативного курса

ЖИЗНЬ ОТ МОЛЕКУЛЫ ДО БИОСФЕРЫ

предмета БИОЛОГИЯ

для 9 класса

базовый уровень

срок реализации программы: 1 год







Составитель:

Кравченко Надежда Леонидовна,

учитель биологии

МАОУ г. Иркутска СОШ №69,

высшей квалификационной категории















г.Иркутск, 2023

№ раздела/ темы

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе, час.

Теория

Практика

1

Введение. Биология как наука. Клеточная теория.

1

1


2

Вирусы..

1

1


3

Царство бактерии

1

1


4

Царство грибы.

1

1

1

5

Царство растения.

6

6

1

6

Царство животные.

11

11


7

Общий обзор строения и жизнедеятельности человеческого организма.

7



8

Введение общую биологию

6

6



ИТОГО

34

34

2


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Учащиеся должны знать:

  • классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;

  • особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;

  • особенности строения бактериальной клетки;

  • особенности строения тканей растений и животных;

  • особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;

  • многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;

  • происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;

  • значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;

  • определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;

  • распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;

  • распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;

  • характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.

  • изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;);

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;


Раздел / тема (кол-во часов)

Основное содержание

Раздел 1. Введение (1 ч)

Биология как наука. Уровни организации живых организмов. Свойства живых систем. Клеточная теория. Химический состав клетки.

Раздел 2. Вирусы (1ч)

Вирусы - внутриклеточные паразиты. Строение вирусов. Капсид. Бактериофаг.

Раздел 3 Царство Бактерии (1ч)

Общая характеристика царства бактерии. Прокариоты. Формы бактерий. Спора. Сапрофиты. Паразиты. Автотрофы. Гетеротрофы

Раздел 4 Царство Грибы (1ч)

Общая характеристика царства грибы. Мицелий. Плодовое тело. Микориза. Спора.

Раздел 5 Царство Растения (6ч)

Царство растения. Особенности строения растительной клетки. Ткани. Водоросли-низшие растительные организмы. Лишайники - симбиотические организмы. Мхи. Хвощи. Плауны. Папоротники. Особенности строения и отличительные признаки голосеменных. Особенности строения и отличительные признаки покрытосеменных. Вегетативные и генеративные органы. Классификация покрытосеменных растений

Раздел 6. Царство Животные. (11ч)

Царство животные. Особенности строения животной клетки. Ткани. Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Роль в природе и ж/д человека. Тип кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности. Особенности строения и жизнедеятельности плоских, круглых, кольчатых червей. Тип моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности. Тип Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности. Тип хордовые. Класс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие видов. Класс земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности. Представители. Класс пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие видов. Класс птицы. Особенности строения и жизнедеятельности. Представители класса. Класс млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности. Представители класса.

Раздел 7. Общий обзор строения и жизнедеятельности человеческого организма.(7ч)

Общий обзор организма человека. Ткани, органы, системы органов. Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Кровь, лимфа. Круги кровообращения. Иммунитет. Дыхательная система. Строение и значение органов дыхания. Пищеварительная система. Пищеварительные железы. Кожа, строение, функции. Терморегуляция организма. Мочевыделительная система. Железы внутренней, внешней секреции. Гормоны. Нервная система Анализаторы.

Раздел 8: Введение общую биологию

(6ч)

Размножение организмов. Способы размножения. Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Генетика. Законы Г. Менделя. Вид, его критерии. Популяция - единица эволюции. Движущие силы эволюции. Биологический прогресс. Биологический регресс. Ароморфоз . Идиоадаптация Дегенерация. Биоценоз. Цепи питания. Биосфера и ее границы. Функции живого вещества.


п/п

Дата

проведения

Наименование разделов. Тема урока

Кол-во

часов

Примечание

План

Факт




Раздел 1 «Введение »

1 ч.


1.



Тема урока: Биология как наука. Уровни организации живых организмов. Свойства живых систем.

1





Раздел 2 «Вирусы»

1 ч.


2.



Тема урока: Вирусы - внутриклеточные паразиты.

1





Раздел 3 "Царство Бактерии"

1ч.


3.



Тема урока: Общая характеристика царства бактерии.

1





Раздел 4 "Царство Грибы"

1ч.


4.



Тема урока: Общая характеристика царства грибы.

Лабораторная работа № 1: «Изучение строения плесневых грибов, строение плодовых тел шляпочных грибов»

1





Раздел 5 "Царство Растения"

6ч.


5.



Тема урока: Царство растения. Особенности строения растительной клетки. Ткани. Лабораторная работа №2: "Строение растительной клетки"

1


6.



Тема урока: Водоросли-низшие растительные организмы. Лишайники - симбиотические организмы.

1


7.



Тема урока: Мхи. Хвощи. Плауны. Папоротники.

1


8.



Тема урока: Особенности строения и отличительные признаки голосеменных.

1


9.



Тема урока: Особенности строения и отличительные признаки покрытосеменных. Вегетативные и генеративные органы.

1


10.



Тема урока: Классификация покрытосеменных растений

1





Раздел 6: "Царство Животные"

11ч.


11.



Тема урока: Царство животные. Особенности строения животной клетки. Ткани.

1


12.



Тема урока: Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Роль в природе и ж/д человека.

1



13.



Тема урока: Тип кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности.

1


14.



Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности плоских, круглых, кольчатых червей.

1


15.



Тема урока: Тип моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности.

1


16.



Тема урока: Тип Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности.

1


17.



Тема урока: Тип хордовые. Класс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие видов.

1


18.



Тема урока: Класс земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности. Представители..

1


19.



Тема урока: Класс пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие видов.

1


20.



Тема урока: Класс птицы. Особенности строения и жизнедеятельности. Представители класса.

1


21.



Тема урока: Класс млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности. Представители класса.






Раздел 7: Общий обзор строения и жизнедеятельности человеческого организма.

7 ч.


22.



Тема урока: Общий обзор организма человека. Ткани, органы, системы органов. Опорно-двигательная система

1


23.



Тема урока: Внутренняя среда организма. Кровь, лимфа. Круги кровообращения. Иммунитет

1


24.



Тема урока: Дыхательная система. Строение и значение органов дыхания.

1


25.



Тема урока: Пищеварительная система. Пищеварительные железы.

1


26.



Тема урока: Кожа, строение, функции. Терморегуляция организма. Мочевыделительная система.

1


27.



Тема урока: Железы внутренней, внешней секреции. Гормоны

1


28.



Тема урока: Нервная система Анализаторы.

1





Раздел 8: Введение в общую биологию.

6ч.


29



Тема урока: Размножение организмов. Способы размножения. Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

1



30



Тема урока: Генетика. Законы Г. Менделя

1


31



Тема урока: Вид, его критерии. Популяция - единица эволюции. Движущие силы эволюции.

1


32



Тема урока: Биологический прогресс. Биологический регресс. Ароморфоз . Идиоадаптация Дегенерация..

1


33



Тема урока: Биоценоз. Цепи питания.

1


34



Тема урока:Биосфера и ее границы. Функции живого вещества.

1



Приложение 1

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Формы контроля:

Зачетная работа за курс "От молекул до биосферы»

Оценка «5» отлично ставится за выполнение 100-90% работы (52- 47 баллов)

Оценка «4» хорошо ставится за выполнение 89-70% работы (46-36 баллов)

Оценка «3» удовлетворительно ставится за выполнение 50-69% работы (35-26 баллов)

Оценка «2» неудовлетворительно ставится за выполнение менее 50% работы (25 баллов и меньше)

Работа представлена в 4-х вариантах, состоит из 2 частей:

Часть 1 содержит 20 заданий (А1 - А20). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из них только один, верный.

Часть 2 включает 5 заданий (В1- В5):

2 (В1, В2) - на выбор трех правильных ответов из шести предложенных;

2 (В3, В4) - на умение устанавливать соответствие;

1(В5) - на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов. Критерии оценивания результатов: за каждый правильный ответ в части А - ставится 1 балл. В части В - за правильно выполненное задание 2 балла, если 1 ошибка - 1 балл, 2 ошибки - 0 баллов. Сумма баллов - 30 баллов.

Шкала оценивания.

правильное выполнение 100-90% заданий теста (30 - 28 баллов) - отметка «5» правильное выполнение 89-75% заданий теста (27- 20 баллов) - отметка «4» правильное выполнение 74-50% заданий теста (19 -16 баллов) - отметка «3» правильное выполнение 49% и менее заданий теста (менее 15 баллов) - отметка «2»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!