МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №69
(МАОУ г. Иркутска СОШ №69)
664053, Иркутская область, город Иркутск, улица Летописца Нита Романова, 23.
тел./факс 8 (3952) 488680, e- mail: [email protected]
Утверждена
приказом директора г. Иркутска СОШ №69
№ 473-ОД от 31 мая 2023г.
Рабочая программа факультативного курса ЖИЗНЬ ОТ МОЛЕКУЛЫ ДО БИОСФЕРЫ предмета БИОЛОГИЯ для 9 класса базовый уровень срок реализации программы: 1 год Составитель: Кравченко Надежда Леонидовна, учитель биологии МАОУ г. Иркутска СОШ №69, высшей квалификационной категории г.Иркутск, 2023 |
№ раздела/ темы | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе, час. |
Теория | Практика |
1 | Введение. Биология как наука. Клеточная теория. | 1 | 1 | |
2 | Вирусы.. | 1 | 1 | |
3 | Царство бактерии | 1 | 1 | |
4 | Царство грибы. | 1 | 1 | 1 |
5 | Царство растения. | 6 | 6 | 1 |
6 | Царство животные. | 11 | 11 | |
7 | Общий обзор строения и жизнедеятельности человеческого организма. | 7 | | |
8 | Введение общую биологию | 6 | 6 | |
| ИТОГО | 34 | 34 | 2 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Учащиеся должны знать:
классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
особенности строения бактериальной клетки;
особенности строения тканей растений и животных;
особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;
многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;
распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;);
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
Раздел / тема (кол-во часов) | Основное содержание |
Раздел 1. Введение (1 ч) | Биология как наука. Уровни организации живых организмов. Свойства живых систем. Клеточная теория. Химический состав клетки. |
Раздел 2. Вирусы (1ч) | Вирусы - внутриклеточные паразиты. Строение вирусов. Капсид. Бактериофаг. |
Раздел 3 Царство Бактерии (1ч) | Общая характеристика царства бактерии. Прокариоты. Формы бактерий. Спора. Сапрофиты. Паразиты. Автотрофы. Гетеротрофы |
Раздел 4 Царство Грибы (1ч) | Общая характеристика царства грибы. Мицелий. Плодовое тело. Микориза. Спора. |
Раздел 5 Царство Растения (6ч) | Царство растения. Особенности строения растительной клетки. Ткани. Водоросли-низшие растительные организмы. Лишайники - симбиотические организмы. Мхи. Хвощи. Плауны. Папоротники. Особенности строения и отличительные признаки голосеменных. Особенности строения и отличительные признаки покрытосеменных. Вегетативные и генеративные органы. Классификация покрытосеменных растений |
Раздел 6. Царство Животные. (11ч) | Царство животные. Особенности строения животной клетки. Ткани. Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Роль в природе и ж/д человека. Тип кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности. Особенности строения и жизнедеятельности плоских, круглых, кольчатых червей. Тип моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности. Тип Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности. Тип хордовые. Класс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие видов. Класс земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности. Представители. Класс пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие видов. Класс птицы. Особенности строения и жизнедеятельности. Представители класса. Класс млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности. Представители класса. |
Раздел 7. Общий обзор строения и жизнедеятельности человеческого организма.(7ч) | Общий обзор организма человека. Ткани, органы, системы органов. Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Кровь, лимфа. Круги кровообращения. Иммунитет. Дыхательная система. Строение и значение органов дыхания. Пищеварительная система. Пищеварительные железы. Кожа, строение, функции. Терморегуляция организма. Мочевыделительная система. Железы внутренней, внешней секреции. Гормоны. Нервная система Анализаторы. |
Раздел 8: Введение общую биологию (6ч) | Размножение организмов. Способы размножения. Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Генетика. Законы Г. Менделя. Вид, его критерии. Популяция - единица эволюции. Движущие силы эволюции. Биологический прогресс. Биологический регресс. Ароморфоз . Идиоадаптация Дегенерация. Биоценоз. Цепи питания. Биосфера и ее границы. Функции живого вещества. |
№ п/п | Дата проведения | Наименование разделов. Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
План | Факт |
| | | Раздел 1 «Введение » | 1 ч. | |
1. | | | Тема урока: Биология как наука. Уровни организации живых организмов. Свойства живых систем. | 1 | |
| | | Раздел 2 «Вирусы» | 1 ч. | |
2. | | | Тема урока: Вирусы - внутриклеточные паразиты. | 1 | |
| | | Раздел 3 "Царство Бактерии" | 1ч. | |
3. | | | Тема урока: Общая характеристика царства бактерии. | 1 | |
| | | Раздел 4 "Царство Грибы" | 1ч. | |
4. | | | Тема урока: Общая характеристика царства грибы. Лабораторная работа № 1: «Изучение строения плесневых грибов, строение плодовых тел шляпочных грибов» | 1 | |
| | | Раздел 5 "Царство Растения" | 6ч. | |
5. | | | Тема урока: Царство растения. Особенности строения растительной клетки. Ткани. Лабораторная работа №2: "Строение растительной клетки" | 1 | |
6. | | | Тема урока: Водоросли-низшие растительные организмы. Лишайники - симбиотические организмы. | 1 | |
7. | | | Тема урока: Мхи. Хвощи. Плауны. Папоротники. | 1 | |
8. | | | Тема урока: Особенности строения и отличительные признаки голосеменных. | 1 | |
9. | | | Тема урока: Особенности строения и отличительные признаки покрытосеменных. Вегетативные и генеративные органы. | 1 | |
10. | | | Тема урока: Классификация покрытосеменных растений | 1 | |
| | | Раздел 6: "Царство Животные" | 11ч. | |
11. | | | Тема урока: Царство животные. Особенности строения животной клетки. Ткани. | 1 | |
12. | | | Тема урока: Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Роль в природе и ж/д человека. | 1 | |
13. | | | Тема урока: Тип кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | |
14. | | | Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности плоских, круглых, кольчатых червей. | 1 | |
15. | | | Тема урока: Тип моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | |
16. | | | Тема урока: Тип Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | |
17. | | | Тема урока: Тип хордовые. Класс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие видов. | 1 | |
18. | | | Тема урока: Класс земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности. Представители.. | 1 | |
19. | | | Тема урока: Класс пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие видов. | 1 | |
20. | | | Тема урока: Класс птицы. Особенности строения и жизнедеятельности. Представители класса. | 1 | |
21. | | | Тема урока: Класс млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности. Представители класса. | | |
| | | Раздел 7: Общий обзор строения и жизнедеятельности человеческого организма. | 7 ч. | |
22. | | | Тема урока: Общий обзор организма человека. Ткани, органы, системы органов. Опорно-двигательная система | 1 | |
23. | | | Тема урока: Внутренняя среда организма. Кровь, лимфа. Круги кровообращения. Иммунитет | 1 | |
24. | | | Тема урока: Дыхательная система. Строение и значение органов дыхания. | 1 | |
25. | | | Тема урока: Пищеварительная система. Пищеварительные железы. | 1 | |
26. | | | Тема урока: Кожа, строение, функции. Терморегуляция организма. Мочевыделительная система. | 1 | |
27. | | | Тема урока: Железы внутренней, внешней секреции. Гормоны | 1 | |
28. | | | Тема урока: Нервная система Анализаторы. | 1 | |
| | | Раздел 8: Введение в общую биологию. | 6ч. | |
29 | | | Тема урока: Размножение организмов. Способы размножения. Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. | 1 | |
30 | | | Тема урока: Генетика. Законы Г. Менделя | 1 | |
31 | | | Тема урока: Вид, его критерии. Популяция - единица эволюции. Движущие силы эволюции. | 1 | |
32 | | | Тема урока: Биологический прогресс. Биологический регресс. Ароморфоз . Идиоадаптация Дегенерация.. | 1 | |
33 | | | Тема урока: Биоценоз. Цепи питания. | 1 | |
34 | | | Тема урока:Биосфера и ее границы. Функции живого вещества. | 1 | |
Приложение 1
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Формы контроля:
Зачетная работа за курс "От молекул до биосферы»
Оценка «5» отлично ставится за выполнение 100-90% работы (52- 47 баллов)
Оценка «4» хорошо ставится за выполнение 89-70% работы (46-36 баллов)
Оценка «3» удовлетворительно ставится за выполнение 50-69% работы (35-26 баллов)
Оценка «2» неудовлетворительно ставится за выполнение менее 50% работы (25 баллов и меньше)
Работа представлена в 4-х вариантах, состоит из 2 частей:
Часть 1 содержит 20 заданий (А1 - А20). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из них только один, верный.
Часть 2 включает 5 заданий (В1- В5):
2 (В1, В2) - на выбор трех правильных ответов из шести предложенных;
2 (В3, В4) - на умение устанавливать соответствие;
1(В5) - на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов. Критерии оценивания результатов: за каждый правильный ответ в части А - ставится 1 балл. В части В - за правильно выполненное задание 2 балла, если 1 ошибка - 1 балл, 2 ошибки - 0 баллов. Сумма баллов - 30 баллов.
Шкала оценивания.
правильное выполнение 100-90% заданий теста (30 - 28 баллов) - отметка «5» правильное выполнение 89-75% заданий теста (27- 20 баллов) - отметка «4» правильное выполнение 74-50% заданий теста (19 -16 баллов) - отметка «3» правильное выполнение 49% и менее заданий теста (менее 15 баллов) - отметка «2»