СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-4 КЛ М.В.Кумченко

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

В настоящее время идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-4 КЛ М.В.Кумченко»

Рабочая программа факультативного курса

«Занимательное чтение»

для учащихся 2-4 кл

М.В.Кумченко

учитель начальных классов

ГКУ БРДСРЦ «Радуга» МТ и СЗ КБР

Введение

В настоящее время идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности.

Актуальность

Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них нереализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача внеклассного чтения.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Программа предназначена для учащихся 2-4 классов.

Ее актуальность заключается в создании благоприятных условий для эффективной работы учащихся с самыми разнообразными текстами, для  формирования функциональной грамотности чтения посредством творческих заданий.

Новизна и практическая значимость

В процесс обучения чтению в начальных классах вводится система упражнений по формированию функциональной грамотности младших школьников. Рекомендуемая программа имеет практическую значимость для учителей начальных классов и всех тех, кто занимается обучению функциональной грамотности чтения учащихся младших классов.

Отличительные особенности программы

Представленная программа по внеклассному чтению ориентирована на учащихся со средним и высоким уровнями литературного развития.

 Занятия проводятся в форме экскурсий, круглых столов, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать как более глубокому изучение предмета «Литературное чтение» инвариантной части Базисного учебного плана, так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе.

Цели и задачи программы «Занимательное чтение»

Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Занимательное чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на  развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника, а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.

Цель программы «Занимательное чтение»

Возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников, как дома, так и на занятиях внеклассного чтения, в условиях, как основного, так и дополнительного образования.

Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:

  • совершенствование навыка чтения учащихся;

  • развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;

  • знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;

  • формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;

  • формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;

  • выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения,

  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Концепция содержания программы «Занимательное чтение»

Для решения поставленных задач была определена концепция содержания  уроков внеклассного чтения. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:

  • ориентация на читательские интересы ребенка;

  • разнообразие тематики и жанров литературных текстов;

  • разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;

  • важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.

Содержание программы по внеклассному чтению

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы.

Методические принципы

В основу методических принципов положены подходы известных специалистов в данной области – Н.Н. Светловской, Горецкого В., В.К.Павленко, Т.К.Абеновой: разработанная ими специфика урока внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.

Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методологические подходы данного исследования расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании учащихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей Казахстана. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности.

В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д.

Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Так, уже на самых  первых занятиях по внеклассному чтению в третьем классе учащиеся заполняют читательскую анкету, которая позволяет им отрефлексировать свои читательские предпочтения, знакомятся с заповедями читателя, включающими как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению, а также с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие,  предисловие, форзац и др.

Приёмы и методы преподавания:

  • словесные

  • наглядные

  • практические

  • репродуктивные

  • проблемно-поисковые

  • индуктивные

  • дедуктивные

Виды деятельности учащихся:

  • беседы

  • групповая работа

  • творческие задания

  • самостоятельная работа

  • работа с иллюстрациями

  • совместная деятельность по достижению цели урока

  • практическая деятельность

Требование к уровню учебных достижений учащихся:

Ученик научится:

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

  • осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;

  • работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы; определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

  • писать отзыв о прочитанной книге;

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой.

Ожидаемый результат:

  • учащиеся смогут свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений;

  • овладеют рациональными приемами и способами самостоятельного поиска и обработки информации;

  • овладеют навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;

  • научатся составлять тестовые задания к прочитанным произведениям, кроссворды, ребусы;

  • самостоятельно выбирать книги для чтения;

  • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

Список использованной литературы:

1. Закон «Об образовании»

2. Иинструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях РК 2015-2016г» Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2015

3. Учебная программа по Литературному чтению для 2-4 классов уровня начального образования

4. Государственная программа развития образования на 2011 - 2020 годы

5. Грамотность чтения учащихся. Учебное пособие. Филиал «Центр педагогических измерений» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Астана, 2014 год.

6. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997, Гл.5 « Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения».

7. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г

8. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших

школьников. // Вопросы психологии. – 1995. –№5 – с. 44-54.

9. Изволенская Л.Н. Методика формирования умения составлять план /Л.Н. Изволенская //Начальная школа. – 1990 - №12.- С.31-34
















Календарно-тематическое планирование

факультативного курса «Занимательное чтение»



№ п/п

№ урока

тема

Кол-во час

Дата

Виды упражнений

1

1

Вводное занятие «Эти книги знают все»

1


Беседа, знакомство с книжками-малышками, книжками-великанами, книжками – сборниками; создание книжки-малышки (групповая работа)



Из чего состоит книга?



2

1

Из чего состоит книга?

1


Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление. Беседа о бережном отношении к книгам. Просмотр мультфильма «Гришины книжки»

3

2

«Когда и кем создавались книги»

Радостное чтение и некоторые его правила



1


История создания книги.

Правила чтения книг

(групповая работа). Защита творческих проектов

4

3

Мои читательские интересы. Конкурс « Моя любимая книжка» Ролевая игра «Редакция»


1


учимся составлять отзыв, аннотацию. Создание комикса или плаката. Дизайн обложки

5

4

Знакомство со справочной и энциклопедической литературой

1


Интеллектуальная игра «Что? Где ? Когда?»



Работа с текстом: Учимся составлять задания

6 ч



6

1

КИМы

Мониторинг качества чтения (по Блуму)

1


Выполнение разноуровневых заданий по прочитанному тексту.

Анализ работ.

7

2

Иллюстрации в книжном мире

«Родина моя» Н.Поляков, «Иртыш» М.Алимбаев

1


Презентация «Художники - иллюстраторы детской книги». Рисунки. Создание книжной иллюстрации-групповая работа

8

3

«Находчивый заяц» Казахская народная сказка

1


Учимся находить причины, принимать решения, оценивать, выдвигать гипотезы. Создание диафильма

9

4

«Мастер Али». Казахская легенда

1


Учимся составлять задания к тексту, используя шпаргалку.

Учимся оценивать, находить причины

10

5

«Золотой чуб» казахская народная сказка

1


Учимся составлять задания к тексту, используя шпаргалку.

Учимся находить причины, принимать решения, оценивать, выдвигать гипотезы

11

6

«Жадный Чик и кот Васька» Ю.Казаков

1


Учимся составлять задания к тексту, используя шпаргалку.

Учимся находить причины, принимать решения, оценивать, выдвигать гипотезы



Работа с текстом:

Учимся задавать вопросы

5 ч



12

1

« Гора Бура». Казахская легенда

Учимся задавать вопросы

1


Стратегия «Вопросительные слова», Приемы "С земли - к вершине"

Кубик Блума

13

2

« Говорящий грач».

М.Пришвин

Учимся задавать вопросы

1


Прием 6 W

Кубик Блума. Приемы "С земли - к вершине"

14

3

« Жадный бай и Алдар Косе». Казахская народная сказка

Учимся задавать вопросы

1


« Толстый и тонкий вопросы»

Кубик Блума

Приемы "С птичьего полета - к земле"

15

4

« Как друзья спасали рыбу» У.Канахин

Учимся задавать вопросы

1


«Ромашка Блума»

Кубик Блума. Приемы "С земли - к вершине"

16

5

«Умный мальчик»

Ы. Алтынсарин


1


Кубик Блума. Приемы "С птичьего полета - к земле"

Проверка умения задавать (составлять) вопросы

Анализ и оценка вопросов. Самостоятельная работа.



Работа с текстом: поиск информации



17

1

«Мальчик-звезда» О.Уайльд


1


Задания на выбор альтернатив.

Поиск в тексте конкретной информации(Методика: Верно-неверно). Приемы "С птичьего полета - к земле"

Примерные задания: прочитай текст, выбери правильный вариант ответа

18

2

«Журавль - танцор»

У. Турманжанов

1


Задания на выбор альтернатив.

Поиск в тексте конкретной информации

(Методика: Верно-неверно)

Примерные задания: прочитай текст, выбери правильный вариант ответа

19

3

«Сказка о потерянном времени» Е.Шварц


1


Задания на выбор альтернатив.

Поиск в тексте конкретной информации

(Методика: Верно-неверно)

Примерные задания: прочитай текст, отметь галочкой ту информацию, которой не было в тексте

20

4

« Мечта» М.Шаханов


1


Задания на выбор альтернатив.

Поиск в тексте конкретной информации

(Методика: Верно-неверно)

Примерные задания: прочитай текст, отметь галочкой ту информацию, которой не было в тексте



Учимся составлять задания

5 ч



21

1

« Кот-ворюга». К. Паустовский


1


Составление заданий на функциональное чтение (по пирамиде Блума)

Задания 1-3 уровня: знание, понимание, применение.

22

2

« Любитель холодных ванн» В.Бианки


1


Составление заданий на функциональное чтение (по пирамиде Блума)

Задания 1-3 уровней: знание, понимание, применение

23

3

«Белолобый» А. Чехов


1


Составление заданий на функциональное чтение (по пирамиде Блума). Приемы "С птичьего полета - к земле"

Задания 4 уровня:

анализ

24

4

«Легенда о ласточке». Е.Елубаев 


1


Составление заданий на функциональное чтение (по пирамиде Блума). Приемы "С земли - к вершине"

Задания 5 уровня:

синтез

25

5

«Родник батыра Райымбека». Казахская легенда . 


1


Составление заданий на функциональное чтение (по пирамиде Блума). Приемы "С птичьего полета - к земле"

Задания 6 уровня:

оценка



Игры с текстами

6 ч



26

1

« Глаза голубые Земли» М.Алимбаев


1


Игры с текстами: Эти загадочные пропуски

Задания на восстановление текста

Диаграмма «Венна»

27

2

М. Алимбаев. Наша Родина-Казахстан.

1


Игры с текстами: Эти загадочные пропуски

Задания на восстановление текста

Приемы "С земли - к вершине"

28

3

Игры с текстами: Текст на упаковке

1


Занимательные истории, комиксы, плакатов

29

4

Игры с текстами: Сжимать текст: зачем?

1


Кубик Блума

Диаграмма «Венна»

30

5

Работа с текстами разного формата

Есть билет….

1


(Задания на поиск информации мелким шрифтом)

31

6

Работа с текстами разного формата

Есть билет….

1


(Задания на поиск информации мелким шрифтом)



Обобщение знаний

3 ч



32

1

Работа со сплошным текстом

1


Игры с текстами: Эти загадочные пропуски

Задания на восстановление текста

Приемы "С земли - к вершине"

33

2

Самостоятельная работа

с текстом любого формата

Бытие знаменитых людей

1


Групповая работа, защита проектов. Защита читательского формуляра.

34

3

Итоговое занятие.

1


Творческий отчет.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!