МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ СОШ 126
Рабочая программа
«ШЕЛКОВАЯ ЛЕНТА»
2022
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | |
1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | |
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вышивка шёлковыми лентами – один из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства. Шёлковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир.
Изучение вышивки как части духовного и материального наследия своего народа будет способствовать воспитанию и уважению к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.
Цель
-сформировать знания и умения по вышивке шёлковыми лентами, которые пригодятся им в будущей жизни
-сформировать знания и умения по декорированию изделий из текстильных материалов вышивкой, уходу за этими изделиями
-сформировать знания по профессиям «вышивальщица», «художник-модельер».
Задачи
-воспитательные: формировать у учащихся нравственные, личностные качества, которые могут и должны составлять стержень человеческой сущности будущего члена общества; воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности, трудолюбие, внимательность.
-образовательные: дать начальное представление о вышивке шёлковыми лентами, сформировать эстетический вкус; привить уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры, аккуратность.
-развивающие: развить логическое мышление, творческие способности; научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания полученные на занятиях.
В программе заложены все дидактические принципы обучения и воспитания.
Овладение учащимися содержанием программы не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, т.к. одним из изучений прикладных художественных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.
Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и художественной культуры.
Программа рассчитана на учащихся и студентов среднего и старшего возраста. Она предусматривает 2-х разовые занятия в неделю, наполняемостью группы 10–12 человек.
Учащиеся должны
знать:
-классификацию вышивки шёлковыми лентами, её историю и многообразие;
-эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для вышивки;
-способы влажно-тепловой обработки вышитого изделия; технологический процесс изготовления вышитого изделия и пути снижения его себестоимости;
-способы перевода рисунка на ткань; правила безопасности труда;
-способы выявления потребности общества в товарах и услугах.
иметь представление о понятиях:
-эскиз, рисунок, мотив, орнамент, ритм, композиция, основные и составные цвета, цветовая сочетаемость, контраст.
уметь:
-организовывать трудовой процесс, рабочее место;
-технически правильно выполнять приёмы вышивки шёлковыми лентами;
-осуществлять влажно-тепловую обработку вышитого изделия;
-рассчитать себестоимость вышитого изделия;
-классифицировать вышитую продукцию;
-работать с информацией и технологической документацией; выполнять перевод рисунка на ткань;
-составлять цветовое решение по данной преподавателем композиции, запяливать ткань в круглые пяльцы.
Помещение и оборудование:
Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям.
Столы для выполнения вышивки надо располагать таким образом, чтобы естественный свет падал с левой стороны или слева и спереди работающего.
Учебно-наглядные пособия:
Должны быть подготовлены по каждой теме. Постоянно действующая выставка в кабинете является отчасти и наглядным пособием.
Материалы, инструменты и приспособления:
Ткань и нитки для выполнение личных программных работ учащиеся приобретают сами.
Кружковцы должны иметь личный, необходимый для работы инструмент (ножницы, напёрсток, иглы, пяльцы и тд.)
Ткань – полотняного переплетения, суровое полотно и тд.
Ленты для вышивки применяют различные: из органзы, атласные и тд.
Ножницы для вышивки рекомендуется применять маленькие и большого размера для раскроя ткани.
Иглы приобретают с удлинённым ушком № 18, 20, 22.
Пяльцы применяют круглой формы. Диаметром 20 – 25 см.
Также применяется – калька, булавки, сантиметровая лента.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Типы контроля и оценки результатов обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь: |
З.1- -классификацию вышивки шёлковыми лентами, её историю и многообразие; | Практическое задание тренажер | аудиторное, индивидуальная самостоятельная работа |
З.2- эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для вышивки; | Практическое задание | аудиторное, индивидуальное самостоятельная работа |
З.3 - способы влажно-тепловой обработки вышитого изделия; технологический процесс изготовления вышитого изделия и пути снижения его себестоимости; | Практическое задание | аудиторное, индивидуальное самостоятельная работа |
З.4 - способы перевода рисунка на ткань; правила безопасности труда; | тренажер | аудиторное, индивидуальное самостоятельная работа |
З.5 - способы выявления потребности общества в товарах и услугах. | Практическое задание | аудиторное, индивидуальное самостоятельная работа |
У.1 - организовывать трудовой процесс, рабочее место | Практическое задание | аудиторное, индивидуальное самостоятельная работа |
У.2 - технически правильно выполнять приёмы вышивки шёлковыми лентами | тренажер | аудиторное, индивидуальное самостоятельная работа |
У.3 - осуществлять влажно-тепловую обработку вышитого изделия | тренажер | аудиторное, индивидуальное самостоятельная работа |
У.4 - рассчитать себестоимость вышитого изделия; | Практическое задание | аудиторное, индивидуальное самостоятельная работа |
У.5 - классифицировать вышитую продукцию | Практическое задание | аудиторное, индивидуальное самостоятельная работа |
У.6 - работать с информацией и технологической документацией; выполнять перевод рисунка на ткань | Практическое задание | аудиторное, индивидуальное самостоятельная работа |
У.7 - работать с информацией и технологической документацией; выполнять перевод рисунка на ткань; | Практическое задание | аудиторное, индивидуальное самостоятельная работа |
У.8 - составлять цветовое решение по данной преподавателем композиции, запяливать ткань в круглые пяльцы. | тренажер | аудиторное, индивидуальное самостоятельная работа |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | ТЕМА | Количество Учебных часов |
теория | практика |
1 | Вводное занятие. Технология вышивки шелковыми лентами. Материалы и инструменты. | 2 | |
2 | Технология выполнения прямого шва. (Лютик, астра, ипомея) | | 2 |
3 | Технология выполнения прямого шва. (Бергамот, бегония, дельфиниум). | | 2 |
4 | Технология выполнения ленточного шва (Шиповник, ирисы, колокольчики).. | | 2 |
5 | Технология выполнения ленточного шва (Лилия кудреватая, рудбекия | | 2 |
6 | Технология выполнения шва, «Французские узелки»: Ветка розы. | | 2 |
7 | Технология выполнения шва, «Французские узелки»: Примулы. | | 2 |
8 | Технология выполнения шва, «Французские узелки»: Жимолость». | | 2 |
9 | Выполнение работы на выбор (рамка). | | 2 |
10 | Выбор изделия для выполнения творческого проекта. | | 2 |
11 | Выполнения творческого проекта –(изделие на выбор) | | 10 |
| Итого | 30ч |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ | Содержание | Цели и задачи | Оборудование |
1 | Вводное занятие. Ознакомление с темами учебного года. Правила техники безопасности при работе в мастерской. История возникновения и развития вышивки шёлковыми лентами | Познакомить учащихся с темами учебного года. Научить правильно работать с инструментами и приспособлениями | плакаты, инструкционные карты спец. литература |
2 | Технология выполнения прямого шва. (Лютик, астра, ипомея Технология | Научить выполнять »швы на изделии | образцы спец. литература инструкционные карты |
3 | Технология выполнения прямого шва. (Бергамот, бегония, дельфиниум) | Научить выполнять швы на изделии | образцы спец. литература инструкционные карты |
4 | Технология выполнения ленточного шва (Шиповник, ирисы, колокольчики).. | Научить выполнять швы на изделии | образцы специальная литература |
5 | Технология выполнения ленточного шва (Лилия кудреватая, рудбекия | Научить выполнять швы на изделии | образцы творческих проектов |
6 | Технология выполнения шва, «Французские узелки»: Ветка розы. | Научить выполнять швы на изделии | образцы творческих проектов |
7 | Технология выполнения шва, «Французские узелки»: Примулы. | Научить выполнять швы на изделии | Выполнение работы на выбор (рамка). |
8 | Технология выполнения шва, «Французские узелки»: Жимолость». | Научить выполнять швы на изделии | образцы специальная литература |
9 | Выполнение работы на выбор (рамка). | Начало творческих проектов | Выполнение работы на выбор (рамка). |
10 | Выбор изделия для выполнения творческого проекта | Начало творческих проектов | образцы творческих проектов |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990.
Вышивка шёлковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия. М.: АСТ-ПРЕСС., 2001.-160с, ил.
Малахова С. А. Художественное оформление текстильных изделий. – М., 1988.
Мир профессий: Человек – художественный образ. Сост. А. Смирнов. – М., 1987.
Симоненко В. Д. Технология. Учебник для учащихся 5 – 9 классов.
Сафонов Н. С. Кружки художественной вышивки. – М., 1981.
Школа и производство – научно-методический журнал. № 2., 2002.