Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 5» города Сарова
Приложение № 29
к ООПООО
МБОУ Школа № 5,
утвержденной
приказом
от 30.08.2019. №223п
Рабочая программа индивидуальных и групповых занятий
по географии для 9 классов
Рабочая программа реализуется на уровне
основного общего образования
Рабочая программа индивидуальных и групповых занятий по географии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы Е.М.Домогацких. Программа базируется на системе ведущих целевых установок и ожидаемых результатах освоения ООП ООО МБОУ Школа № 5. В ней учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий ООП ООО МБОУ Школа № 5.
В учебном плане МБОУ Школы № 5 на индивидуальные и групповые занятия отводится 1 час в неделю (34 часа в год)
В образовательной деятельности используется учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. 9 класс».- М.: Русское слово-учебник, 2017
В учебном плане МБОУ Школы № 5 на индивидуальные и групповые занятия отводится 1 час в неделю (34 часа в год)
Составитель программы:
Шемарулина О.В.,
учитель географии
г. Саров
1.Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуальных и групповых занятий для обучающихся 9-х классов составлена на основе авторской программы по географии Е.М.Домогацких.
Целью данных занятий является повышение уровня предметной подготовки выпускников 9-х классов по географии.
В образовательной деятельности используется учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. 9 класс».- М.: Русское слово-учебник, 2017
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения обучающимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.
В каждый раздел включены обзорные лекции, открытые и закрытые тестовые тренировочные задания, анализ трудных заданий.
Проведение занятий направлено на реализацию компетентностного, деятельностного и индивидуального подходов к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с обучающимися и составляет основу курса.
Деятельность учителя сводится в основном к консультированию обучающихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения дополнительно электронных и Интернет-ресурсов.
2.Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её
сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний
и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной
картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в
географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Учащиеся должны:
Знать/понимать
- основные географические понятия и термины, традиционные и основные методы
географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные
месторождения и территориальные сочетания, численность и динамику населения России
и мира, отдельных регионов и стран; основные направления миграций, проблемы
современной урбанизации;
-географические аспекты отраслевой и территориальной структуры хозяйства России,
размещения его основных отраслей, географическую специфику отдельных стран и
регионов, их различия по уровню социально- экономическому развития, специализации в
системе МГРТ; географические аспекты глобальных проблем человечества.
Уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции
развития природных, социально – экономических и геоэкологических объектов, процессов
и явлений;
Оценивать и объяснять
- ресурсообеспеченность отдельных регионов их демографическую
ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и
производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных
территорий;
Применять
- разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за
природными, социально – экономическими, геоэкологическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
Составлять
- комплексную географическую характеристику региона, таблицы,
картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
Сопоставлять
- географические карты разной тематики;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и
ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
-правильной оценки важнейших социально- экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России.
3.Содержание занятий
Введение.
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов.Особенности структуры КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации:
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
2. Общие закономерности природы России:
Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы их виды и оценка.
Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Элементы погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Условия образования почв разных типов.
Растительный и животный мир. Природные зоны. Высотная поясность
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
3. Природопользование и геоэкология:
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере
4.Особенности ГП России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
5.Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
6.Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт. Экономическое районирование России. Хозяйство Нижегородской области.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ | Название раздела /темы | Количество часов |
1. | Введение (2ч) Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. | 1 |
2. | Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии КИМов. | 1 |
3. | Раздел I. Источники географической информации (3 ч) Глобус, географическая карта, географические координаты | 1 |
4. | План местности. Масштаб. Топографическая карта | 1 |
5. | Решение учебно-тренировочных заданий | 1 |
6. | Раздел II. Общие закономерности природы России (7ч) Земля как планета Солнечной системы. | 1 |
7. | Движения Земли. | 1 |
8. | Литосфера и геологическая история Земли. | 1 |
9. | Гидросфера. Атмосфера. | 1 |
10. | Биосфера. Географическая оболочка | 1 |
11. | Растительный и животный мир. Природные зоны. Высотная поясность | 1 |
12. | Решение учебно-тренировочных заданий | 1 |
13. | Раздел III. Природопользование и геоэкология (2 ч) Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. | 1 |
14. | Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу. | 1 |
15. | Раздел IV. Особенности ГП России (4ч) Политико-географическое положение России. Страны, граничащие с Россией. | 1 |
16. | Природа морей, омывающих Россию | 1 |
17. | Часовые пояса. Решение задач | 1 |
18 | Политико-административное устройство России | 1 |
19 | Раздел V. Население России (4ч) Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения | 1 |
20 | Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. | 1 |
21 | Народы и основные религии России | 1 |
22. | Городское и сельское население. Крупнейшие агломерации России | 1 |
23. | Раздел VI.Хозяйство России (12ч) Отраслевая структура России | 1 |
24 | Отрасли промышленности. Ресурсы. Факторы размещения (топливная, электроэнергетика, машиностроение, ВПК) | 1 |
25. | Отрасли промышленности. Ресурсы. Факторы размещения (металлургия, химическая, лесная, сельское хозяйство) | 1 |
26. | Сфера обслуживания .Транспорт. Рекреационное хозяйство | 1 |
27. | Экономическое районирование России | 1 |
28. | Центральная Россия | 1 |
29. | Европейский Север. Северо-Запад | 1 |
30. | Юг России. Поволжье | 1 |
31. | Урал. Западная Сибирь. | 1 |
32. | Восточная Сибирь. Дальний Восток | 1 |
33. | Крым. Калининградская область | 1 |
34. | Хозяйство Нижегородской области. | 1 |