- Закон "Об образовании в Российской Федерации" №273 ФЗ от 27.12.12г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г.;
-Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ №1994 от 03.06.2011 г.;
-федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализуемых образовательные программы основного общего образования на 2015/16 учебный год;
-учебный план МБОУ гимназии «Перспектива» городского округа Самара Ассоциированная школа ЮНЕСКО;
- Примерная программа основного общего образования по биологии // Примерные программы по учебным предметам. Биология.5-9 классы. -М: Просвещение, 2012;
- Программа основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Линейный курс (авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров). // Биология. 5-9 классы. Рабочие программы. ФГОС / под ред. Пальдяевой Г.М.. – М.: Дрофа, 2015
Авторской программе соответствует учебник: «Биология. Введение в биологию» А.А.Плешаков, Н.И.Сонин - /рекомендовано Министерством образования и науки РФ / - М.: Дрофа, 2013.
Рабочая программа реализуется на основе УМК созданных под руководством Н.И. Сонина, учебника рекомендованного Министерством образования и науки РФ «Биология. Введение в биологию» 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. - М.: Дрофа 2012.
Согласно основной общеобразовательной программы ОУ на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год соответственно. В связи с тем, что из части формируемой участниками образовательного процесса есть возможность использования еще 1 часа на усиление программы по биологии, и программа по биологии Н.И. Сонина включает также изучение биологии в 5 классе 70 часов, 2 часа в неделю. Поэтому в 2013-2014 учебном году в 5 классе на изучение курса «Биология. Введение в биологию» отводится 70 часов, 2 часа в неделю.
Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы по биологии и соответствует ФГОСу
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Содержание курса биологии 5 класса помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества, направлено на формирование и развитие личности учащихся в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии в 5-ом классе начинают вырабатываться учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.
Формирование первоначальных систематизированных представлений о многообразии живых организмов.
Основные направления биологического образования, которые закладываются в курсе 5-го класса:
Биология в 5 классе представлен курсом «Введение в биологию», который как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, основой которой является формирование и развитие ИКТ компетенции, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Достижение результатов обучения позволяет введение в учебный процесс системно-деятельностного метода, который реализуется через педагогические технологии (ТРИЗ - технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения, технология разноуровнего обучения, технология игрового обучения, проектная технология, ИКТ+ и технология проблемного обучения) реализуемых на уроках и внеурочной деятельности.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. При организации учебного процесса особое внимание будет уделено дидактическим играм, дискуссиям, проектной деятельности учащихся. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии.
В целях определения степени освоения учащимися учебного предмета биология 5 класс текущий контроль осуществляется в следующих формах:
- устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме);
- письменные (письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных, практических работ, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов);
- выполнение мини-проектов.
Изучение учебного предмета завершается контрольным тестом, который включает задания с выбором одного ответа, выбор правильных высказываний, знание основных биологических терминов.
1. Литература
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
4. Демонстрационные таблицы.
5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»
6. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии
№ п/п | Наименование раздела, тема урока с указание типа урока | Коли-чество часов | Основные виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Оборудование Контроль | Домашние задания | Дата проведения план/факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Введение (1 час) |
1 | Многообразие живой природы. (Формирование но-вых знаний. Вводный урок) | 1 | Объясняют роль био-логических знаний в жизни человека. | Предметные должны уметь: - объяснять значение биологичес-ких знаний в повседневной жиз-ни; Метапредметные: Уметь: - систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. | Наблюдение, устные ответы. Заполнение таб-лицы. Тест | Введение, стр 3-4, РТ № 1 | 05.09.18 |
2. Живой организм. Строение и изучение (16 часов) |
2 | Что такое живой организм? (Урок изучения нового материала) | 1 | Выделяют сущест-венные признаки жи-вых организмов. | Предметные: знать -основные признаки живой при-роды; уметь: -объяснять значение биологичес-ких знаний в повседневной жиз-ни; Метапредметные: Уметь: - ставить учебную задачу под ру-ководством учителя; - систематизировать и обобщать | Устные ответы. Заполнение таблицы. Тест | § 1, стр 6-10, РТ № 2-7 | 06.09.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | | разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. Личностные Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | | | |
3 | Наука о живой при-роде. Практическая ра-бота № 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследо-ваний» (Комбинированный) | 1 | Называют основные науки о природе. | Метапредметные: Уметь: - ставить учебную задачу под ру-ководством учителя; - систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Текущий. Вопросы учителя Письменный отчет о проде-ланной работе. | § 2, стр 12-13 РТ № 8-10 | 12.09.18 |
4 | Семья биологичес-ких наук. (Урок изучения нового материала) | 1 | | Метапредметные: Уметь: - ставить учебную задачу под ру-ководством учителя; - систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных и | Фронтальный. | § 2, стр 14-16 РТ № 11-14 | 13.09.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | | интересов и мотивов к обучению | | | |
5 | Методы изучения природы (Комбинированный урок) | 1 | Определяют основ-ные методы биологи-ческих исследований | Предметные уметь: - характеризовать методы биоло-гических исследований; - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструмен-тами в кабинете биологии. Метапредметные: Уметь: - ставить учебную задачу под ру-ководством учителя; - систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Фронтальная беседа. | § 3 стр. 17-22 РТ № 15-16 | 19.09.18 |
6 | Практическая ра-бота № 2 «Знакомство с ме-тодами для науч-ных исследова-ний.» (Комбинированный урок) | 1 | Определяют основ-ные методы биологи-ческих исследований | Предметные уметь: - характеризовать методы биологических исследований; - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Метапредметные: Уметь: - ставить учебную задачу под ру-ководством учителя; | Наблюдение. Письменный отчет о проде-ланной работе | § 3 стр. 20-21, РТ № 19-21 | 20.09.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | | систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | | | |
7 | История открытия клетки. (Урок изучения нового материала) | 1 | Воспринимают ин-формацию, сообщае-мую учителем. Знакомятся с устрой-ством увеличитель-ных приборов. | Предметные знать: - устройство светового микроско-па; уметь: - работать с лупой и световым микроскопом; - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструмен-тами в кабинете биологии. Метапредметные уметь: - ставить учебную задачу под ру-ководством учителя; - проводить простейшие наблюде-ния, измерения, опыты Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Фронтальный. Работа с карточ-ками. | Записи в тетради | 26.09.18 |
8 | Практическая работа № 3 | 1 | Учатся работать с лупой и световым микроскопом, | Предметные знать: - устройство светового микроско- | Наблюдение. Письменный отчет о проде- | | 27.09.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними» (Комбинированный урок) | | готовить микропрепараты. | па; уметь: - работать с лупой и световым микроскопом; - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструмен-тами в кабинете биологии. Метапредметные уметь: - ставить учебную задачу под ру-ководством учителя; - проводить простейшие наблюде-ния, измерения, опыты Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | ланной работе | § 4, стр 23-26 РТ № 22-23 | |
9 | Клетка — элемен-тарная единица живого. (Урок изучения нового материала) | 1 | Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Выполнять лабораторную работу Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с | Предметные знать: - основные органоиды клетки уметь: - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Метапредметные уметь: - проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты - ставить учебную задачу под руководством учителя; Личностные | Фронтальный. Заполнение таб-лицы. | § 5, стр. 27-29 РТ № 26-34 | 03.10.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | лабораторным оборудованием | - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | | | |
10 | Лабораторная работа № 1 «Строение расти-тельной клетки» (Комбинированный урок) | 1 | Письменный отчет о проде-ланной работе. | Заполнить в РТ стр 19-20 | 04.10.18 |
11 | Лабораторная работа № 2 «Строение жи-вотной клетки». (Комбинированный урок) | 1 | Письменный отчет о проде-ланной работе. | § 5 ответы на вопросы стр. 32 | 10.10.18 |
12 | Химический состав клетки. Неорганические вещества. (Комбинированный урок) | 1 | Сравнивают хими-ческий состав тел живой и неживой природы. Выполнять лабора-торную работу. Работать с микроско-пом, готовить микропрепараты в процес-се проведения лабо-раторной работы. Фиксировать резуль-таты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабине-те биологии, правила обращения с лабора- | Предметные знать: - основные органические и мине-ральные вещества, входящие в состав клетки; уметь - узнавать на таблицах и микро-препаратах основные органоиды клетки; - объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке; Метапредметные уметь: - проводить простейшие наблюде-ния, измерения, опыты - ставить учебную задачу под ру-ководством учителя; Личностные: | Наблюдение. Фронтальная беседа. | § 6, стр 34-38 РТ № 37-38 | 11.10.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | торным оборудова-нием. | - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | | | |
13 | Химический состав клетки. Органичес-кие вещества. (Комбинированный урок) | 1 | § 6, стр 34-38 РТ № 37-38 | 17.10.18 |
14 | Лабораторная работа № 3 «Определение сос-тава семян. Опре-деление физичес-ких свойств бел-ков, жиров, углево-дов». (Комбинированный урок) | | Письменный отчет о проде-ланной работе | § 6, стр 34-38 В. 1-10 стр.38 (устно) | 18.10.18 |
15 | Вещества о окружающем мире. (Комбинированный урок) | 1 | Сравнивают хими-ческий состав тел живой и неживой природы. | Метапредметные: Уметь: - ставить учебную задачу под ру-ководством учителя; - систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Терминологический диктант. Фронтальный опрос. | § 7, стр. 39-42 РТ № 40-43 | 24.10.18 |
16 | Многообразие явлений природы. (Комбинированный урок) | 1 | Текукщий | § 7, стр 42-46, РТ № 44-45 | 25.10.18 |
17 | Великие естествоиспытатели. | 1 | Объясняют вклад великих | Предметные знать: | Фронтальный опрос. Работа по | § 8, стр. 47-49, | 31.10.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| (Урок изучения нового материала | | естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук | - ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. Метапредметные: Уметь: - ставить учебную задачу под руководством учителя; - систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | карточкам с заданиями. | РТ № 47-49 | |
18 | Обобщение по те-ме: «Живой орга-низм: строение и изучение» (Урок контроля) | 1 | Работа с тестом | | Контрольная ра-бота. | Повторить § 1-8 | 01.11.18 |
3. Многообразие живых организмов (28 часов) |
19 | Развитие жизни на Земле. Жизнь в древнем океане. (Урок изучения нового материала) | 1 | Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Работают с учебни-ком (текстом, иллюс-трациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном | Метапредметные уметь: - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных | Фронтальный опрос. Работа по табли-це. | § 9, стр 52 РТ № 50-51 | 14.11.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | приложении | интересов и мотивов к обучению | | | |
20 | Развитие жизни на Земле. Жизнь на суше (Урок изучения нового материала) | 1 | Фронтальный опрос. Работа по табли-це. | § 9, стр 52-56, РТ № 52-55 | 15.11.18 |
21 | Разнообразие живо-го. Наука система-тика. (Комбинирован-ный урок) | 1 | Определяют предмет изучения систематики Выявляют отли-чительные признаки представителей цар-ств живой природы. Сравнивают представителей царств, де-лают выводы на ос-нове сравнения. Приводят примеры основных представителей царств приро-ды. | Метапредметные уметь: - проводить простейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для вы-полнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Наблюдение, вопросы учите-ля. Карточки с заданиями. | § 10, стр 57, записи в тетради | 21.11.18 |
22 | Классификация живых организмов. (Урок изучения нового материала) | 1 | Наблюдение, вопросы учите-ля. Карточки с заданиями. | § 10, стр 58-59 РТ. № 57-62 | 22.11.18 |
23 | Бактерии, их строе-ние. (Урок изучения нового материала) | 1 | Приводят примеры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют сущест-венные признаки строения и жизнеде-ятельности изучаемых организмов | Предметные знать: - существенные признаки строе-ния и жизнедеятельности изучае-мых биологических объектов; - основные признаки представи-телей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; | Вопросы учителя. Терминологический диктант. | § 11, стр. 60-61 РТ № 63-65 | 28.11.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | Оценивают предста-вителей живой при-роды с эстетической точки зрения. На-блюдают и описыва-ют внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксиру-ют результаты и формулируют выводы. Работают с учебни-ком (текстом, иллю-страциями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении | - устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособ-ленности организмов к среде оби-тания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для вы-полнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | | | |
24 | Бактерии, их жиз-недеятельность и роль в природе. (Комбинированный урок) | 1 | Индивидуальный опрос. | § 11, стр. 61-63 РТ № 66-72 | 29.11.18 |
25 | Грибы, их строе-ние, жизнедеятель-ность. (Урок изучения нового материала) | 1 | Приводят примеры основных представителей царств природы. Различают изученные объекты в природе, таблицах. | Предметные знать: - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; - основные признак | Фронтальная беседа. | § 12, стр 64-66 РТ № 73-77 | 05.12.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов Оценивают представителейживой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями) Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении | представителей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия уредставителей основных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | | | |
26 | Роль грибов в при-роде и жизни человека (Комбинированный урок) | 1 | Фронтальная беседа. | | 06.12.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
27 | Царство растения (Урок изучения новых знаний) | 1 | Приводят примеры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют сущест-венные признаки строения и жизне-деятельности изучаемых организмов. Оценивают предста-вителей живой при-роды с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном | Предметные знать: - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; - основные признаки представителей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств; - различать изученныеобъекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное | Тестирование | § 12, стр 68 РТ № 84-85 | 12.12.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
| | | приложении | сообщение на 2—3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | | | |
28 | Водоросли их стро-ение, местообита-ние. (Комбинированный урок) | 1 | Тестирование. Фронтальный опрос. | § 13, стр 69-70 РТ № 86-87 | 13.12.18 |
29 | Многообразие во-дорослей, их роль в природе. (Комбинирован-ный урок) | 1 | | § 13, стр. 70-72 РТ № 88-91 | 19.12.18 |
30 | Мхи, строение и многообразие и роль в природе. (Урок изучения нового материала) | 1 | Приводят примеры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют сущест-венные признаки строения и жизнеде-ятельности изучаемых организмов. Оценивают предста-вителей живой при-роды с эстетической точки зрения. На-блюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксиру- | Предметные знать: - существенные признаки строе-ния и жизнедеятельности изучае-мых биологических объектов; - основные признаки представи-телей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность би-ологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособ-ленности организмов к среде оби-тания; - объяснять роль представителей | Фронтальный опрос. | § 14, стр. 73-75 РТ № 93-97 | 20.12.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | ют результаты и формулируют выводы. Работают с учебни-ком (текстом, иллю-страциями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литера-туре, справочниках, мультимедийном приложении | царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для вы-полнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | | | 26.12.18 |
31 | Папоротники, их строение, многооб-разие. (Урок изучения нового материала) | 1 | Приводят примеры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют сущест-венные признаки строения и жизнеде-ятельности изучаемых организмов. Оценивают предста-вителей живой при-роды с эстетической точки зрения. Наб-людают и описывают | Предметные знать: - существенные признаки строе-ния и жизнедеятельности изучае-мых биологических объектов; - основные признаки представи-телей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; | | § 15, РТ № 99-103 | 27.12.18 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | внешний вид при-родных объектов, их рост, развитие, | - устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; - объяснять роль представителей | | | |
32 | Голосеменные рас-тения, особенности строения Лабораторная работа № 4 «Хвоя и шишки го-лосеменных растений» (Комбинированный урок) | 1 | Приводят примеры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют сущест-венные признаки строения и жизнеде-ятельности изучаемых организмов. Оценивают предста-вителей живой при-роды с эстетической точки зрения. На-блюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксиру-ют результаты и формулируют выводы. Работают с учебни-ком (текстом, иллю-страциями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литера-туре, справочниках, | Предметные знать: - существенные признаки строе-ния и жизнедеятельности изучае-мых биологических объектов; - основные признаки представи- телей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособ-ленности организмов к среде оби-тания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для вы- | Фронтальный опрс. Тестирование. Письменный отчет о проделанной работе. | § 16, стр. 79 РТ № 106-107 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | мультимедийном приложении | полнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | | | |
33 | Многообразие го-лосеменных расте-ний, их роль в при-роде (Комбинированный урок) | 1 | Фронтальный. | § 16, стр. 80-82 РТ № 109-111 | |
34 | Покрытосеменные растения, особен-ности строения Лабораторная работа № 5 «Строение цветка» (Комбинированный урок) | 1 | Приводят примеры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изу- ченные объекты в природе, таблицах. Выявляют сущест-венные признаки строения и жизнеде-ятельности изучаемых организмов. Осваивают навыки выращивания расте-ний . Оценивают представителей жи-вой природы с эстетической точки зре-ния. Наблюдают и описывают внешний вид природных объ-ектов, их рост, разви-тие, фиксируют результаты и формули-руют выводы. Рабо-тают с учебником | Предметные знать: - существенные признаки строе-ния и жизнедеятельности изучае-мых биологических объектов; - основные признаки представи-телей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособ-ленности организмов к среде оби-тания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую класси- | Письменный отчет о проде-ланной работе. | § 17, стр 83-84, РТ № 114-117 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | (текстом, иллюстрациями) Находят до-полнительную информацию в научно-популярной литера-туре, справочниках, мультимедийном приложении | фикацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для вы-полнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | | | |
35 | Многообразие по-крытосеменных растений (Комбинированный урок) | 1 | Вопросы учите-ля. Терминологический диктант. Индивидуаль-ный опрос. | § 17, стр. 85-87, РТ № 114-117 | |
36 | Значение растений в природе и жизни человека. (Комбинированный урок) | 1 | Объясняют роль жи-вых организмов в жизни человека. Ос-ваивают навыки выращивания растений. | Метапредметные уметь: - проводить простейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для вы-полнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Терминологический диктант. Индивидуальный опрос. | § 18 РТ № 112-127 | |
37 | Обобщающий урок по теме «Царство растений» (Урок контроля) | 1 | Работа с тестом | | Терминологический диктант. Индивидуаль-ный опрос. Тестирование. | РТ № 128-130 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
38 | Царство Животных. Простейшие (Урок изучения нового материала) | 1 | Приводят примеры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изу- ченные объекты в природе, таблицах. Выявляют сущест-венные признаки строения и жизнеде-ятельности изучае-мых организмов Оценивают предста-вителей живой при-роды с эстетической точки зрения. На-блюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксиру-ют результаты и формулируют выводы. Работают с учебни-ком (текстом, иллю-страциями) Находят дополнительную информацию в научно-популярной литера-туре, справочниках, мультимедийном приложении | Предметные знать: - существенные признаки строе-ния и жизнедеятельности изучае-мых биологических объектов; - основные признаки представи-телей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособ-ленности организмов к среде оби-тания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для вы-полнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Личностные | Текущий | § 19, стр 91-93 РТ № 133-134 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | | - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | | | |
39 | Лабораторная работа № 6 «Изучение простейших под микроскопом» (Комбинированный урок) | 1 | Письменный отчет о проде-ланной работе. | § 19 РТ № 135-139 | |
40 | Беспозвоночные. Кишечнополостные, черви, моллюски. (Урок изучения нового материала) | 1 | Приводят примеры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют сущест-венные признаки строения и жизнеде-ятельности изучае-мых организмов Оценивают предста-вителей живой при-роды с эстетической точки зрения. На- блюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксиру-ют результаты и формулируют выводы. Работают с учебни-ком (текстом, иллю- | Предметные знать: - существенные признаки строе-ния и жизнедеятельности изучае-мых биологических объектов; - основные признаки представи-телей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособ-ленности организмов к среде оби-тания; - объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: | Фронтальный | § 20, стр 94 РТ № 140-414 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | страциями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литера-туре, справочниках, мультимедийном приложении | - проводить простейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для вы-полнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Личностные: - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | | | |
41 | Беспозвоночные. Членистоногие. Иглокожие. (Комбинированный урок) | | Фронтальный | § 20, стр. 94-96 РТ 142-146 | |
42 | Позвоночные. Рыбы и Земновод-ные. Пресмыкаю-щиеся. (Урок изучения но-вого материала). | 1 | Приводят примеры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют сущест-венные признаки строения и жизнеде-ятельности изучае-мых организмов Оценивают предста-вителей живой при-роды с эстетической точки зрения. На- блюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксиру- | Предметные знать: - существенные признаки строе-ния и жизнедеятельности изучае-мых биологических объектов; - основные признаки представи-телей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособ-ленности организмов к среде оби-тания; - объяснять роль представителей | Работа по кар-точкам | § 21, стр. 97 РТ 147-151 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | ют результаты и формулируют выводы. Работают с учебни-ком (текстом, иллю-страциями). Находят дополнительную ин-формацию в научно-популярной литера-туре, справочниках, мультимедийном приложении | царств живой природы в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для вы-полнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Личностные: - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | | | |
43 | Позвоночные. Птицы и Млекопи-тающие (Урок изучения нового материала) | 1 | Таблица | § 21, стр 97-99 РТ № 152-157 | |
44 | Значение животных в природе и жизни человека. (Комбинированный урок) | 1 | Приводят примеры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют сущест-венные признаки строения и жизнеде-ятельности изучае-мых организмов Оценивают предста-вителей живой при-роды с эстетической точки зрения. На- блюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксиру ют результаты и формулируют выводы. Работают с учебни-ком (текстом, иллю-страциями). Находят дополнительную ин-формацию в научно-популярной литера-туре, справочниках, мультимедийном приложении - | Предметные знать: - существенные признаки строе-ния и жизнедеятельности изучае-мых биологических объектов; - основные признаки представи-телей царств живой природы. уметь: - определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособ-ленности организмов к среде оби-тания; - объяснять роль представителейцарств живой при-роды в жизни человека. Метапредметные уметь: - проводить простейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам; - использовать дополнительные источники информации для вы-полнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Личностные: - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Фронтальный | § 22, стр. 100-101, РТ № 158-162 | |
45 | Обобщающие урок по теме «Царство животных» (Урок контроля) | 1 | Работа с тестом | | Тестирование | Тест | |
46 | Обобщение знаний по теме «Многооб-разие живых орга-низмов» (Урок контроля) | 1 | Работа с тестом | | Тестирование по вариантам | | |
4. Среда обитания живых организмов — 8 часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
47 | Характеристики трех сред обитания живых организмов (Урок изучения нового материала) | 1 | Характеризуют и сравнивают основ-ные среды обитания, а также называют виды растений и жи-вотных, населяющих их. Выявляют осо-бенности строения живых организмов и объясняют их взаи-мосвязь со средой обитания. Прогнозируют пос-ледствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необхо-димость сохранения среды обитания для охраны редких и ис-чезающих биологи-ческих объектов. | Предметные знать: - основные среды обитания жи-вых организмов; уметь: - сравнивать различные среды обитания; - характеризовать условия жизни в различных средах обитания; Метапредметные уметь: - находить и использовать при-чинно-следственные связи; - формулировать и выдвигать про-стейшие гипотезы; - выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Фронтальный. Заполнение таб-лицы | § 23, стр. 104-105 .РТ № 163-165 | |
48 | Приспособлен-ность организмов к среде обитания (Комбинирован-ный урок) | 1 | Работа с карточ-ками | § 23, стр 106-108 РТ № 167-171 | |
49 | Путешествие по Африке и Евразии (Урок изучения нового материла) | 1 | Приводят примеры типичных обитате-лей материков. Выяв ляют особенности строения живых ор-ганизмов и объясня-ют их взаимосвязь со средой обитания. Прогнозируют пос-ледствия изменений | Предметные знать: - природные зоны нашей плане-ты, их обитателей. Уметь: - сравнивать условия обитания в различных природных зонах; - выявлять черты приспособлен-ности живых организмов к опре-делённым условиям; | Терминологический диктант. Индивидуальный опрос. | § 24, стр. 109-110 РТ № 172-173 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | |
| | | в среде обитания для живых организмов. Объясняют необхо-димость сохранения среды обитания для охраны редких и ис-чезающих биологи-ческих объектов | - наблюдать за живыми организ-мами. Метапредметные уметь: - находить и использовать при-чинно-следственные связи; - формулировать и выдвигать простейшие гипоте-ы; - выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Личностные: - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | | | |
50 | Путешествие по Северной и Юж-ной Америке, по Австралии и Ан-тарктиде (Комбинированный урок) | 1 | Терминологический диктант. Индивидуальный опрос. | § 24, стр 110-114 РТ № 174-177 | |
51 | Природные зоны: тундра, тайга, сме-шанные и широко-лиственные леса» (Урок изучения нового материала) | 1 | Приводят примеры типичных обитате-лей природных зон. Выявляют особен-ности строения жи-вых организмов и объясняют их взаи-мосвязь со средой обитания. Называют природные зоны Земли, характеризу-ют их основные особенности и выявля-ют закономерности распределения орга-низмов в каждой из сред Прогнозируют | Предметные знать: - природные зоны нашей плане-ты, их обитателей. Уметь - сравнивать условия обитания в различных природных зонах; - выявлять черты приспособлен-ности живых организмов к опре-делённым условиям; - наблюдать за живыми организ-мами. Метапредметные уметь: - находить и использовать при-чинно-следственные связи; - формулировать и выдвигать | Фронтальный опрос. | § 25, стр. 115-116 РТ № 178-180 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
52 | Природные зоны: степи и саваны, пустыни и тропики. (Комбинированный урок) | 1 | | | Фронтальный опрос. | § 25, стр. 116-120 РТ № 181-184 | |
53 | Жизнь в морях и океанах (Урок изучения нового материала) | 1 | Приводят примеры типичных обитате-лей природных зон. Выявляют особен-ности строения жи-вых организмов и объясняют их взаи-мосвязь со средой обитания. Называют природные зоны Земли, характеризу-ют их основные осо-бенности и выявля-ют закономерности распределения орга-низмов в каждой из сред Прогнозируют последствия измене-ний в среде обитания для живых организ-мов. Объясняют не-обходимость сохра-нения среды обита-ния для охраны ред-ких и исчезающих биологических объектов. Прогнози- | Предметные знать: - природные зоны нашей плане-ты, их обитателей. Уметь - сравнивать условия обитания в различных природных зонах; - выявлять черты приспособлен-ности живых организмов к опре-делённым условиям; - наблюдать за живыми организ-мами. Метапредметные уметь: - находить и использовать при-чинно-следственные связи; - формулировать и выдвигать простейшие гипоте¬ы; - выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучени | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | обитания для охраны ре руют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объяс-няют необходимость сохранения среды дких и исчезаю-щих биологических объектов | | | | |
54 | Обобщение по те-ме: «Среда обита-ния живых организ-мов» (Урок контроля) | 1 | Прогнозируют по-следствия измене-ний в среде обитания для живых организ-мов. Объясняют не-обходимость сохра-нения среды обита-ния для охраны ред-ких и исчезающих биологических объектов | Метапредметные уметь: - находить и использовать при-чинно-следственные связи; - формулировать и выдвигать простейшие гипотезы; - выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Личностные: - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению | Тест | | |
5. Человек на Земле — 12 часов |
55 | Как человек поя-вился на Земле. Дриопитеки и австралопитеки. (Урок изучения нового материала) | 1 | Описывать основные этапы антропогене-за, характерные осо-бенности предковых форм человека разумного. | Предметные знать: - предков человека, их характер-ные черты, образ жизни; уметь: - объяснять роль растений и жи-вотных в жизни человека; Метапредметные | Фронтальный. Таблица. | § 27, стр. 128-129 РТ № 191 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | | уметь: - работать в соответствии с пос-тавленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной дея-тельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные: - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; - формирование навыков поведе-ния в природе, осознания ценнос-ти живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологи-ческой культуры. | | | |
56 | Предшественники людей (Комбинированный урок) | 1 | Таблица | §27, стр 130-134 РТ № 192-196 | |
57 | Круглый стол «Закончилась ли эволюция челове-ка?» (Комбинирован-ный урок) | 1 | | Подгото-вить рас-сказ «Ка-ким я вижу человека будущего» | |
58 | Как человек изме-нил Землю (Комбинированный урок) | 1 | Анализируют пос-ледствия хозяйст-венной деятельности человека в природе. Называют исчезнув-шие виды растений и животных. Называ-ют и узнают в приро-де редкие и исчезаю-щие виды растений и | Предметные знать: - основные экологические проб-лемы, стоящие перед современ-ным человечеством - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; уметь: - объяснять причины негативно- | Индивидуаль-ный и фронталь-ный опрос. | § 28, стр 135-137, РТ № 198-200 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | животных. Выясняют, какие редкие и исчезаю-щие виды растений и животных обитают в их регионе. | го влияния хозяйственной дея-тельности человека на природу; - объяснять роль растений и жи-вотных в жизни человека; - обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; - соблюдать правила поведения в природе; - различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и живот-ных; - вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные уметь: - работать в соответствии с пос-тавленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной дея-тельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные: - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | | - формирование навыков поведе- ния в природе, осознания ценнос-ти живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологи-ческой культуры. | | | |
59 | Экологические проблемы: озоно-вые дыры, кислот-ные дожди, парни-ковый эффект. (Урок изучение нового материала) | 1 | | § 28, стр 137-139 РТ № 201-204 | |
60 | Жизнь под угрозой. (Комбинированный урок) | 1 | Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеле-ния рек.Обосновы-вают необходимость соблюдения правил поведения в природе Называют исчезнув-шие виды растений и животных. Называ-ют и узнают в приро-де редкие и исчезаю-щие виды растений и животных.Выясняюткакие редкие и исче-зающие виды расте-ний и животных оби-тают в их регионе. | Предметные знать: - основные экологические проб-лемы, стоящие перед современ-ным человечеством - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; уметь: - объяснять причины негативно-го влияния хозяйственной дея-тельности человека на природу; - объяснять роль растений и жи-вотных в жизни человека; - обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; - соблюдать правила поведения в природе; - различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни че-ловека виды растений и живот-ных; - вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные уметь: - работать в соответствии с пос-тавленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной дея-тельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; - формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологи-ческой культуры. | Индивидуаль-ный и фронталь-ный опрос. | § 29 стр 140-142 РТ № 205-212 | |
61 | Круглый стол (дискуссия) «Не станет ли Земля пустыней» (Комбинированный урок) | 1 | Объясняют причи-ны исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необ-ходимость соблюде-ния правил поведе-ния в природе | Предметные знать: - основные экологические проб-лемы, стоящие перед современ-ным человечеством - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; | | § 30 РТ № 213-217 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | Называют исчезнув-шие виды растений и животных. Называ-ют и узнают в приро-де редкие и исчезаю-щие виды растений и животных.Выясняюткакие редкие и исче-зающие виды расте-ний и животных оби-тают в их регионе. | Предметные знать: - основные экологические проб-лемы, стоящие перед современ-ным человечеством - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; уметь: - объяснять причины негативно-го влияния хозяйственной дея-тельности человека на природу; - объяснять роль растений и жи-вотных в жизни человека; - обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; - соблюдать правила поведения в природе; - различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и живот-ных; - вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные уметь: - работать в соответствии с пос-тавленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной дея- | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | | тельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; - формирование навыков поведе-ния в природе, осознания ценнос-ти живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологи-ческой культуры. | | | |
62 | Здоровье человека (Комбинированный урок) | 1 | Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеле-ния рек. Обосновывают необ-ходимость соблюде-ния правил и выпол-нения гигиеничес-ких требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья | Предметные знать: - простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, об-морожении и др. уметь: - объяснять причины негативно-го влияния хозяйственной дея-тельности человека на природу; - объяснять роль растений и жи-вотных в жизни человека; - обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; - соблюдать правила поведения в природе;. | Фронтальный опрос. | § 31 стр 146-147 РТ № 218-219 | |
63 | Безопасность жиз-ни человека Комбинированный урок) | 1 | Беседа | § 31 стр 147-149 РТ № 220 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | | - различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни че-ловека виды растений и живот-ных; - вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные уметь: - работать в соответствии с пос-тавленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной дея-тельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; - формирование навыков поведения в природе, осо-нания ценности живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологи-ческой культуры | | | |
64 | Ядовитые расте-ния и животные. (Комбинированный урок) | | | § 31 стр 150-152 РТ № 221-222 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
65 | Практическая ра-бота № 4 «Овладение прос-тейшими спосо-бами оказания первой доврачеб-ной помощи» (Комбинированный урок) | | | | | § 31, стр. 149 РТ № 223-224 | |
66 | Обобщающий урок по теме «Человек на Земле» (Урок контроля) | 1 | Обобщение и систе-матизация знаний | Метапредметные уметь: - работать в соответствии с пос-тавленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной дея-тельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. Личностные - Формирование ответственного отношения к обучению; - формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; - формирование навыков поведе-ния в природе, осознания ценнос-ти живых объектов; - осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологи- | Тестирование | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | | ческой культуры. | | | |
67 | Экскурсия «Расти-тельный мир род-ного края» | 1 | Узнают изучаемые объекты живой при-роды, описывают их. | Предметные уметь: - соблюдать правила поведения в природе Метапредметные уметь: - работать в соответствии с пос-тавленной задачей; - составлять отчет; - участвовать в совместной дея-тельности; - узнавать изучаемые объекты в природе. | Подготовить отчет | Подгото-вить отчет | |
68 | Повторение изучен-ного материла «Живые организ-мы и их многообра-зие» | 1 | | | | Повторить Часть I-II | |
69 | Повторение изучен-ного материала «Среда обитания живых организмов» | 1 | | | | Повторить Часть III-IV | |
70 | Летнее задание | 1 | | | | | |