СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Естествознание" 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством Н.И. Сонина

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Естествознание" 5 класс»

Пояснительная записка



Исходными документами для составления рабочей программы явились:

- Закон "Об образовании в Российской Федерации" №273 ФЗ от 27.12.12г.

- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г.;

-Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ №1994 от 03.06.2011 г.;

-федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализуемых образовательные программы основного общего образования на 2015/16 учебный год;

-учебный план МБОУ гимназии «Перспектива» городского округа Самара Ассоциированная школа ЮНЕСКО;

- Примерная программа основного общего образования по биологии // Примерные программы по учебным предметам. Биология.5-9 классы. -М: Просвещение, 2012;

- Программа основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Линейный курс (авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров). // Биология. 5-9 классы. Рабочие программы. ФГОС / под ред. Пальдяевой Г.М.. – М.: Дрофа, 2015

Авторской программе соответствует учебник: «Биология. Введение в биологию» А.А.Плешаков, Н.И.Сонин - /рекомендовано Министерством образования и науки РФ / - М.: Дрофа, 2013.


Рабочая программа реализуется на основе УМК созданных под руководством Н.И. Сонина, учебника рекомендованного Министерством образования и науки РФ «Биология. Введение в биологию» 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. - М.: Дрофа 2012.

Согласно основной общеобразовательной программы ОУ на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год соответственно. В связи с тем, что из части формируемой участниками образовательного процесса есть возможность использования еще 1 часа на усиление программы по биологии, и программа по биологии Н.И. Сонина включает также изучение биологии в 5 классе 70 часов, 2 часа в неделю. Поэтому в 2013-2014 учебном году в 5 классе на изучение курса «Биология. Введение в биологию» отводится 70 часов, 2 часа в неделю.

Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы по биологии и соответствует ФГОСу


Место учебного предмета в решении общих целей и задач


Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе ле­жат в основе мероприятий по поддержанию здоровья чело­века, основ его безопасности и производственной деятельнос­ти в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в по­вышении его качества и эффективности получения и прак­тического использования знаний. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе дол­жно обеспечить выпускникам высокую биологическую, эко­логическую и природоохранительную грамотность, компе­тентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, фор­мирования их научного мировоззрения.

Содержание курса биологии 5 класса помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества, направлено на формирование и развитие личности учащихся в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии в 5-ом классе начинают вырабатываться учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.

Цели и задачи


Цель курса:


Формирование первоначальных систематизированных представлений о многообразии живых организмов.


Задачи курса:


  • формирование системы знаний об основных свойствах живых организмов, о 3-х царствах живой природы.

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов.

  • формирование способности оценивать последствия деятельности человека в природе.


Основные направления биологического образования, которые закладываются в курсе 5-го класса:

  • обеспечение внутрипредметной интеграции;

  • реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественно­научными дисциплинами;

  • отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-эстетическими и экологическими ценностями общества;

  • воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической грамотности; культуры поведения в природе.

Биология в 5 классе представлен курсом «Введение в биологию», который как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • начальное формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умением формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты»

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические

знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения измерений и оценки полученных результатов.


Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, основой которой является формирование и развитие ИКТ компетенции, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Достижение результатов обучения позволяет введение в учебный процесс системно-деятельностного метода, который реализуется через педагогические технологии (ТРИЗ - технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения, технология разноуровнего обучения, технология игрового обучения, проектная технология, ИКТ+ и технология проблемного обучения) реализуемых на уроках и внеурочной деятельности.



Предполагаемые результаты обучения:


Личностные УУД:

  • Формирование ответственного отношения к обучению

  • Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

  • Формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов

осознание ценности здорового и безопасного образа жизни

  • Формирование основ экологической культуры.


Метапредметные УУД:



Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.



Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, анализ и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.


Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)





Особенности организации учебного процесса

В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Программа предусматривает проведение де­монстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. При организации учебного процесса особое внимание будет уделено дидактическим играм, дискуссиям, проектной деятельности учащихся. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии.



Формы контроля уровня достижений учащихся


В целях определения степени освоения учащимися учебного предмета биология 5 класс текущий контроль осуществляется в следующих формах:

- устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме);

-  письменные (письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных, практических работ, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов);

- выполнение мини-проектов.

Изучение учебного предмета завершается контрольным тестом, который включает задания с выбором одного ответа, выбор правильных высказываний, знание основных биологических терминов.


Критерии оценивания различных видов работ:

Оценка знаний учащихся


Отметка


Критерии оценки

«5»

- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно,

- использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений

- и опытов:

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

«4»

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные

- термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения

- последовательности изложения, небольшие неточности при использовании

- научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов

«3»

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено

- фрагментарно, не всегда последовательно;

- определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из

- наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- -допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии,

- определении понятий

«2»

- Основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые

- ошибки в определении понятий, при использовании терминологии



Критерии оценки устного ответа:


Отметка

Критерии оценки

«

- Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.

- Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Ответ полностью самостоятельный.

«4»

- Конкретный ответ на поставленный вопрос.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.



Методическое оснащение курса



1. Литература

- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.

- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.

- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

4. Демонстрационные таблицы.

5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»

6. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии

7. Электронно-образовательные ресурсы:

  1. Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. – М.: Дрофа, 2008.

  2. Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru, http://multiring.ru/ , www.bio-faq.ru




8. Электронно-програмное обеспечение:

  1. ПК

  2. Презентационное оборудование

  3. Выход в Интернет



Учебное содержание курса биологии включает в себя следующие разделы:


1

Введение

1 час

2

Живой организм: строение и изучение

16 часов

3

Многообразие живых организмов

28 часов

4

Среда обитания живых организмов

8 часов

5

Человек на Земле

12 часов

6

Резервное время

5 часов




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение (1 ч.)

Многообразие живой природы.



Раздел 2. Живой организм: строение и изучение (8ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойст­ва живых организмов: клеточное строение, сходный хи­мический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыха­ние, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения приро­ды: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудова­ние для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Уве­личительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические ве­щества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Ве­ликие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы

Практическая ра­бота№ 1. «Знакомство с оборудо­ванием для научных иссле­дований»

Практическая ра­бота№ 2. «Знакомство с методами для научных исследований.»

Практическая ра­бота № 3. «Устрой­ство увеличи­тельных прибо­ров и пра­вила ра­боты с ними»

Лабораторная ра­бота № 1. «Строение растительной клетки»

Лабораторная ра­бота № 2 «Строение животной клет­ки».

Лабораторная ра­бота № 3 «Определение состава семян. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»



Раздел 3. Многообразие живых организмов (28 ч.)

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмы­кающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства жи­вой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Су­щественные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Лабораторные и практические работы

Лабораторная ра­бота № 4 «Хвоя и шишки голосе­менных расте­ний»

Лабораторная ра­бота № 5 «Строение цветка»

Лабораторная ра­бота № 6 «Изучение про­стейших под ми­кроскопом»



Раздел 4. Среда обитания живых организмов (8 ч.)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды оби­тания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знаком­ство с отдельными представителями живой природы каждо­го материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, сме­шанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глу­боководное сообщество.

Раздел 5. Человек на Земле (12 ч.)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек ра­зумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело­век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело­века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эф­фект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологиче­ские проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и без­опасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания че­ловека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.










Календарно-тематическое планирование курса «Биология. Введение в биологию» 5 класс


п/п

Наименование раздела, тема урока с указание типа урока

Коли-чество часов

Основные виды деятельности обучающихся

Планируемые

результаты

Оборудование


Контроль

Домашние задания

Дата

прове­дения

план/факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Введение (1 час)

1

Многообразие живой природы.


(Формирование но-вых знаний. Вводный урок)

1

Объясняют роль био-логических знаний в жизни человека.

Предметные

должны уметь:

- объяснять значение био­логичес-ких знаний в повседневной жиз-ни;

Метапредметные:

Уметь:

- систематизировать и обобщать разные виды ин­формации;

- составлять план выпол­нения учебной задачи.

Наблюдение, устные ответы.

Заполнение таб-лицы.

Тест

Введение, стр 3-4,


РТ № 1


05.09.18

2. Живой организм. Строение и изучение (16 часов)

2

Что такое живой орга­низм?


(Урок изучения нового материа­ла)

1

Выделяют суще­ст-венные при­знаки жи-вых ор­ганизмов.

Предметные: знать

-основные признаки жи­вой при-роды;

уметь:

-объяснять значение био­логичес-ких знаний в по­вседневной жиз-ни;

Метапредметные:

Уметь:

- ставить учебную задачу под ру-ководством учите­ля; - си­стематизировать и обоб­щать

Устные ответы.

Заполнение таблицы.

Тест

§ 1,

стр 6-10,


РТ № 2-7


06.09.18

1

2

3

4

5

6

7

8





разные виды ин­формации;

- составлять план выпол­нения учебной задачи.

Личностные Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных интересов и мотивов к обучению




3

Наука о живой при-роде.


Практическая ра-бота № 1

«Знакомство с оборудованием для научных исследо-ваний»


(Комбинированный)

1

Называют основные науки о природе.

Метапредметные:

Уметь:

- ставить учебную задачу под ру-ководством учителя;

- систематизировать и обобщать разные виды ин­формации;

- составлять план выпол­нения учебной задачи.

Личностные

- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных интересов и моти­вов к обучению

Текущий. Вопросы учителя


Письменный отчет о проде-ланной работе.

§ 2,

стр 12-13


РТ № 8-10


12.09.18

4

Семья биологи­чес-ких наук.


(Урок изучения нового материа­ла)

1


Метапредметные:

Уметь:

- ставить учебную задачу под ру-ководством учителя;

- систематизировать и обобщать разные виды ин­формации;

- составлять план выпол­нения учебной задачи.

Личностные

- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных и

Фронтальный.

§ 2,

стр 14-16


РТ № 11-14


13.09.18

1

2

3

4

5

6

7

8





интересов и моти­вов к обучению




5

Методы изуче­ния приро­ды


(Комбинирован­ный урок)

1

Определяют основ-ные мето­ды биологи-че­ских исследова­ний

Предметные

уметь:

- характеризовать методы биоло-гических исследова­ний;

- соблюдать правила пове­дения и работы с прибора­ми и инструмен-тами в ка­бинете биологии.

Метапредметные:

Уметь:

- ставить учебную задачу под ру-ководством учителя; - систематизировать и обоб­щать разные виды инфор­мации;

- составлять план выпол­нения учебной задачи.

Личностные

- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных интересов и моти­вов к обучению

Фронтальная беседа.

§ 3

стр. 17-22


РТ № 15-16


19.09.18

6

Практическая ра-бота № 2

«Знакомство с ме-тодами для науч-ных исследова-ний.»


(Комбинированный урок)

1

Определяют основ-ные мето­ды биологи-че­ских исследова­ний

Предметные

уметь:

- характеризовать методы биологических исследова­ний;

- соблюдать правила пове­дения и работы с прибора­ми и инструментами в ка­бинете биологии.

Метапредметные:

Уметь:

- ставить учебную задачу под ру-ководством учителя;

Наблюдение.

Письменный отчет о проде-ланной работе

§ 3

стр. 20-21,


РТ № 19-21


20.09.18

1

2

3

4

5

6

7

8





систематизировать и обоб­щать разные виды инфор­мации;

- составлять план выпол­нения учебной задачи.

Личностные

- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных интересов и моти­вов к обучению




7

История откры­тия клет­ки.


(Урок изучения нового материа­ла)

1

Воспринимают ин-формацию, сообщае-мую учителем.

Знакомятся с устрой-ством увеличитель-ных приборов.

Предметные

знать:

- устройство светового ми­кроско-па;

уметь:

- работать с лупой и свето­вым микроскопом;

- соблюдать правила пове­дения и работы с прибора­ми и инструмен-тами в ка­бинете биологии.

Метапредметные

уметь:

- ставить учебную задачу под ру-ководством учителя;

- проводить простейшие наблюде-ния, измерения, опыты

Личностные

- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных интересов и моти­вов к обучению

Фронтальный.

Работа с карточ-ками.

Записи в тетради


26.09.18

8

Практическая ра­бота № 3


1

Учатся работать с лупой и свето­вым микроско­пом,

Предметные

знать:

- устройство светового ми­кроско-

Наблюдение.

Письменный отчет о проде-



27.09.18

1

2

3

4

5

6

7

8


«Устрой­ство увеличи­тельных прибо­ров и пра­вила ра­боты с ними»


(Комбинирован­ный урок)


готовить микропрепара­ты.

па;

уметь:

- работать с лупой и свето­вым микроскопом;

- соблюдать правила пове­дения и работы с прибора­ми и инструмен-тами в ка­бинете биологии.

Метапредметные

уметь:

- ставить учебную задачу под ру-ководством учителя;

- проводить простейшие наблюде-ния, измерения, опыты

Личностные

- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных интересов и моти­вов к обучению

ланной работе

§ 4,

стр 23-26


РТ № 22-23


9

Клетка — эле­мен-тарная еди­ница живого.


(Урок изучения нового материа­ла)

1

Выявляют основные орга­ноиды клетки, различают их на микропрепа­ратах и табли­цах.

Выполнять ла­бораторную ра­боту

Фиксировать ре­зультаты наблю­дений, делать выводы

Соблюдать пра­вила поведения в кабинете био­логии, правила обращения с

Предметные

знать:

- основные органоиды клетки

уметь:

- соблюдать правила пове­дения и работы с прибора­ми и инструментами в ка­бинете биологии.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

Личностные

Фронтальный.

Заполнение таб-лицы.

§ 5,

стр. 27-29


РТ № 26-34


03.10.18

1

2

3

4

5

6

7

8




ла­бораторным оборудованием

- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных интересов и моти­вов к обучению




10

Лабораторная ра­бота № 1 «Строение расти-тельной клетки»


(Комбинирован­ный урок)

1

Письменный отчет о проде-ланной работе.

Заполнить в РТ

стр 19-20


04.10.18

11

Лабораторная ра­бота № 2 «Строение жи-вотной клет­ки».


(Комбинирован­ный урок)

1

Письменный отчет о проде-ланной работе.

§ 5

ответы на вопро­сы стр. 32


10.10.18

12

Химический со­став клетки. Неорганические вещества.


(Комбинирован­ный урок)

1

Сравнивают хи­ми-ческий со­став тел живой и не­живой при­роды.

Выполнять ла­бора-торную ра­боту.

Работать с ми­кроско-пом, го­товить микро­препараты в процес-се прове­дения лабо-ра­торной работы. Фиксировать ре­зуль-таты наблю­дений, делать выводы.

Соблюдать пра­вила поведения в кабине-те био­логии, правила обращения с ла­бора-

Предметные

знать:

- основные органические и мине-ральные вещества, входящие в состав клетки;

уметь

- узнавать на таблицах и микро-препаратах основ­ные органоиды клетки;

- объяснять роль органиче­ских и минеральных ве­ществ в клетке;

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшие наблюде-ния, измерения, опыты

- ставить учебную задачу под ру-ководством учителя;

Личностные:

Наблюдение.

Фронтальная беседа.

§ 6,

стр 34-38


РТ № 37-38


11.10.18

1

2

3

4

5

6

7

8




торным оборудова-нием.

- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных интересов и моти­вов к обучению





13

Химический со­став клетки. Ор­ганичес-кие ве­щества.


(Комбинирован­ный урок)

1

§ 6,

стр 34-38


РТ № 37-38


17.10.18

14

Лабораторная ра­бота № 3 «Определение сос-тава семян. Опре-деление физичес-ких свойств бел-ков, жиров, углево-дов».


(Комбинирован­ный урок)


Письменный отчет о проде-ланной работе

§ 6,

стр 34-38


В. 1-10

стр.38

(устно)



18.10.18

15

Вещества о окру­жающем мире.


(Комбинирован­ный урок)

1

Сравнивают хи­ми-ческий со­став тел живой и не­живой при­роды.

Метапредметные:

Уметь:

- ставить учебную задачу под ру-ководством учителя; - систематизировать и обобщать разные виды ин­формации;

- составлять план выпол­нения учебной задачи.

Личностные

- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных интересов и моти­вов к обучению

Терминологический диктант.

Фронтальный опрос.

§ 7,

стр. 39-42


РТ № 40-43


24.10.18

16

Многообразие явлений приро­ды.


(Комбинирован­ный урок)

1

Текукщий

§ 7,

стр 42-46,

РТ № 44-45


25.10.18

17

Великие есте­ствоиспытатели.

1

Объясняют вклад великих

Предметные

знать:

Фронтальный опрос. Работа по

§ 8,

стр. 47-49,


31.10.18

1

2

3

4

5

6

7

8


(Урок изучения нового материа­ла


естествоиспыта­телей в развитие биологии и дру­гих естествен­ных наук


- ведущих естествоиспы­тателей и их роль в изуче­нии природы.

Метапредметные:

Уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя; - систематизировать и обобщать разные виды ин­формации;

- составлять план выпол­нения учебной задачи.

Личностные

- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных интересов и моти­вов к обучению

карточкам с заданиями.

РТ № 47-49


18

Обобщение по те-ме: «Живой орга-низм: строение и изучение»


(Урок контроля)

1

Работа с тестом


Контрольная ра-бота.

Повторить § 1-8


01.11.18

3. Многообразие живых организмов (28 часов)

19

Развитие жизни на Зем­ле. Жизнь в древнем океа­не.


(Урок изучения нового материа­ла)

1

Называют основные этапы в развитии жиз­ни на Земле.

Работают с учебни-ком (тек­стом, иллюс-тра­циями). Находят допол­нительную ин­формацию в научно-популяр­ной литера­туре, справоч­никах, мультимедий­ном

Метапредметные

уметь:

- использовать дополни­тельные источники инфор­мации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

Личностные

- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных

Фронтальный опрос.

Работа по табли-це.

§ 9,

стр 52


РТ № 50-51


14.11.18

1

2

3

4

5

6

7

8




приложе­нии

интересов и моти­вов к обучению




20

Развитие жизни на Зем­ле. Жизнь на суше


(Урок изучения нового материа­ла)

1

Фронтальный опрос.

Работа по табли-це.

§ 9,

стр 52-56,


РТ № 52-55


15.11.18

21

Разнообразие живо-го. Наука система-тика.


(Комбинирован-ный урок)

1

Определяют предмет изуче­ния системати­ки Выявляют от­ли-чительные признаки пред­ставителей цар-ств живой природы. Срав­нивают предста­вителей царств, де-лают выводы на ос-нове срав­нения. Приво­дят примеры основ­ных представи­телей царств приро-ды.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую класси-фикацию живых ор­ганизмов по отдельным царствам;

- использовать дополни­тельные источники инфор­мации для вы-полнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.

Личностные

- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных интересов и моти­вов к обучению

Наблюдение, вопросы учите-ля. Карточки с заданиями.

§ 10,

стр 57, записи в тетради


21.11.18

22

Классификация живых организ­мов.


(Урок изучения нового материа­ла)

1

Наблюдение, вопросы учите-ля. Карточки с заданиями.

§ 10,

стр 58-59


РТ. № 57-62


22.11.18

23

Бактерии, их строе-ние.


(Урок изучения нового материа­ла)

1

Приводят при­меры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изу­ченные объекты в природе, та­блицах. Выяв­ляют суще­ст-венные при­знаки строения и жизнеде-ятель­ности изучае­мых организмов

Предметные

знать:

- существенные признаки строе-ния и жизнедеятель­ности изучае-мых биологи­ческих объектов;

- основные признаки пред­стави-телей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлеж­ность биологических объектов к одному из царств живой природы;

Вопросы учителя. Терминологический диктант.

§ 11,

стр. 60-61


РТ № 63-65


28.11.18

1

2

3

4

5

6

7

8




Оценивают предста-вителей живой при-роды с эстетической точки зрения. На-блюдают и описыва-ют внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фик­сиру-ют ре­зультаты и фор­мулируют выво­ды. Работают с учебни-ком (тек­стом, иллю-стра­циями). Находят допол­нительную ин­формацию в научно-популяр­ной литера­туре, справоч­никах, мультимедий­ном приложе­нии

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств;

- различать изученные объекты в природе, на та­блицах;

- устанавливать черты приспособ-ленности орга­низмов к среде оби-тания;

- объяснять роль предста­вителей царств живой при­роды в жизни челове­ка.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую класси-фикацию живых ор­ганизмов по отдельным царствам;

- использовать дополни­тельные источники инфор­мации для вы-полнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.

Личностные

- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных интересов и моти­вов к обучению




24

Бактерии, их жиз-недеятель­ность и роль в при­роде.


(Комбинирован­ный урок)

1

Индивидуальный опрос.

§ 11,

стр. 61-63


РТ № 66-72


29.11.18

25

Грибы, их строе-ние, жизнедея­тель-ность.


(Урок изучения нового материа­ла)

1

Приводят при­меры основных представителей царств природы.

Различают изу­ченные объекты в природе, та­блицах.

Предметные

знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятель­ности изучаемых биологи­ческих объектов;

- основные признак

Фронтальная беседа.

§ 12,

стр 64-66


РТ № 73-77


05.12.18

1

2

3

4

5

6

7

8




Выяв­ляют суще­ственные при­знаки строения и жизнедеятель­ности изучае­мых организмов Оценивают представителейживой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фик­сируют ре­зультаты и фор­мулируют выво­ды. Работают с учебником (тек­стом, иллюстра­циями)

Находят допол­нительную ин­формацию в научно-популяр­ной литера­туре, справоч­никах, мультимедий­ном приложе­нии

пред­ставителей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлеж­ность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия уредставителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на та­блицах;

- устанавливать черты приспособленности орга­низмов к среде обитания;

- объяснять роль предста­вителей царств живой при­роды в жизни челове­ка.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых ор­ганизмов по отдельным царствам;

- использовать дополни­тельные источники инфор­мации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

Личностные

- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных интересов и моти­вов к обучению





26

Роль грибов в при-роде и жизни человека


(Комбинирован­ный урок)

1

Фронтальная

беседа.



06.12.18

1

2

3

4

5

6

7

8

27

Царство расте­ния


(Урок изучения новых знаний)

1

Приводят при­меры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изу­ченные объекты в природе, та­блицах. Выяв­ляют суще­ст-венные при­знаки строения и жизне-деятель­ности изучае­мых орга­низмов. Оцени­вают предста-ви­телей живой при-роды с эсте­тической точки зрения. Наблю­дают и описыва­ют внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фик­сируют ре­зультаты и фор­мулируют выво­ды. Работают с учебником (тек­стом, иллюстра­циями).

Находят допол­нительную ин­формацию в научно-популяр­ной литературе, справочниках, мультимедий­ном

Предметные

знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятель­ности изучаемых биологи­ческих объектов;

- основные признаки пред­ставителей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлеж­ность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученныеобъекты в природе, на та­блицах;

- устанавливать черты приспособленности орга­низмов к среде обитания;

- объяснять роль предста­вителей царств живой природы в жизни челове­ка.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых ор­ганизмов по отдельным царствам;

- использовать дополни­тельные источники инфор­мации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное

Тестирование

§ 12,

стр 68


РТ № 84-85


12.12.18

1

2

3

4

5

6

7





приложе­нии

сообщение на 2—3 мин.

Личностные

- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных интересов и мотивов к обучению




28

Водоросли их стро-ение, ме­стообита-ние.


(Комбинирован­ный урок)

1

Тестирование.

Фронтальный опрос.

§ 13,

стр 69-70


РТ № 86-87


13.12.18

29

Многообразие во-дорослей, их роль в природе.


(Комбинирован-ный урок)

1


§ 13,

стр. 70-72


РТ № 88-91


19.12.18

30

Мхи, строение и много­образие и роль в приро­де.


(Урок изучения нового материа­ла)

1

Приводят при­меры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изу­ченные объекты в природе, та­блицах. Выяв­ляют суще­ст-венные при­знаки строения и жизнеде-ятель­ности изучае­мых орга­низмов. Оцени­вают предста-ви­телей живой при-роды с эсте­тической точки зрения. На-блю­дают и описыва­ют внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фик­сиру-

Предметные

знать:

- существенные признаки строе-ния и жизнедеятель­ности изучае-мых биологи­ческих объектов;

- основные признаки пред­стави-телей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлеж­ность би-ологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств;

- различать изученные объекты в природе, на та­блицах;

- устанавливать черты приспособ-ленности орга­низмов к среде оби-тания;

- объяснять роль предста­вителей

Фронтальный опрос.

§ 14,

стр. 73-75


РТ № 93-97



20.12.18

1

2

3

4

5

6

7

8




ют ре­зультаты и фор­мулируют выво­ды. Работают с учебни-ком (тек­стом, иллю-стра­циями). Находят допол­нительную ин­формацию в научно-популяр­ной литера-туре, справочниках, мультимедий­ном приложе­нии


царств живой природы в жизни челове­ка.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую класси-фикацию живых ор­ганизмов по отдельным царствам;

- использовать дополни­тельные источники инфор­мации для вы-полнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.

Личностные

- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных интересов и мотивов к обучению




26.12.18

31

Папоротники, их строе­ние, много­об-разие.


(Урок изучения нового материа­ла)

1

Приводят при­меры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изу­ченные объекты в природе, та­блицах. Выяв­ляют суще­ст-венные при­знаки строения и жизнеде-ятель­ности изучае­мых орга­низмов. Оцени­вают предста-ви­телей живой при-роды с эсте­тической точки зрения. Наб-лю­дают и описыва­ют

Предметные

знать:

- существенные признаки строе-ния и жизнедеятель­ности изучае-мых биологи­ческих объектов;

- основные признаки пред­стави-телей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлеж­ность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств;

- различать изученные объекты в природе, на та­блицах;


§ 15,


РТ № 99-103


27.12.18

1

2

3

4

5

6

7

8




внешний вид при-родных объектов, их рост, развитие,

- устанавливать черты приспособленности орга­низмов к среде обитания;

- объяснять роль предста­вителей




32

Голосеменные рас-тения, осо­бенности строе­ния

Лабораторная ра­бота № 4

«Хвоя и шишки го-лосе­менных расте­ний»


(Комбинирован­ный урок)

1

Приводят при­меры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изу­ченные объекты в природе, та­блицах. Выяв­ляют суще­ст-венные при­знаки строения и жизнеде-ятель­ности изучае­мых орга­низмов. Оцени­вают предста-ви­телей живой при-роды с эсте­тической точки зрения. На-блю­дают и описыва­ют внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фик­сиру-ют ре­зультаты и фор­мулируют выво­ды. Работают с учебни-ком (тек­стом, иллю-стра­циями). Находят допол­нительную ин­формацию в научно-популяр­ной литера-туре, справочниках,

Предметные

знать:

- существенные признаки строе-ния и жизнедеятель­ности изучае-мых биологи­ческих объектов;

- основные признаки пред­стави-

телей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлеж­ность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств;

- различать изученные объекты в природе, на та­блицах;

- устанавливать черты приспособ-ленности орга­низмов к среде оби-тания;

- объяснять роль предста­вителей царств живой природы в жизни челове­ка.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую класси-фикацию живых ор­ганизмов по отдельным царствам;

- использовать дополни­тельные источники инфор­мации для вы-

Фронтальный опрс. Тестирование.

Письменный отчет о проделанной работе.

§ 16,

стр. 79


РТ № 106-107


1

2

3

4

5

6

7

8




мультимедий­ном приложе­нии


полнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин

Личностные

- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных интересов и мотивов к обучению




33

Многообразие го-лосе­менных расте-ний, их роль в при-роде


(Комбинирован­ный урок)

1

Фронтальный.

§ 16,

стр. 80-82


РТ № 109-111


34

Покрытосемен­ные рас­тения, особен-ности строения

Лабораторная ра­бота № 5

«Строение цветка»


(Комбинирован­ный урок)

1

Приводят при­меры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изу- ченные объекты в природе, та­блицах. Выяв­ляют суще­ст-венные при­знаки строения и жизнеде-ятель­ности изучае­мых орга­низмов.

Осваивают на­выки выращива­ния расте-ний . Оцени­вают представи­телей жи-вой природы с эсте­тической точки зре-ния. Наблю­дают и описыва­ют внешний вид природных объ-ектов, их рост, разви-тие, фик­сируют ре­зультаты и фор­мули-руют выво­ды. Рабо-тают с учебником

Предметные

знать:

- существенные признаки строе-ния и жизнедеятель­ности изучае-мых биологи­ческих объектов;

- основные признаки пред­стави-телей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлеж­ность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств;

- различать изученные объекты в природе, на та­блицах;

- устанавливать черты приспособ-ленности орга­низмов к среде оби-тания;

- объяснять роль предста­вителей царств живой природы в жизни челове­ка.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую класси-

Письменный отчет о проде-ланной работе.

§ 17,

стр 83-84,


РТ № 114-117


1

2

3

4

5

6

7

8




(тек­стом, иллюстра­циями) Находят до-пол­нительную ин­формацию в научно-популяр­ной литера-туре, справочниках, мультимедий­ном приложе­нии

фикацию живых ор­ганизмов по отдельным царствам;

- использовать дополни­тельные источники инфор­мации для вы-полнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.

Личностные

- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных интересов и мотивов к обучению




35

Многообразие по-крытосемен­ных растений


(Комбинирован­ный урок)

1

Вопросы учите-ля. Терминологический диктант. Индивидуаль-ный опрос.

§ 17,

стр. 85-87,


РТ № 114-117


36

Значение расте­ний в природе и жизни челове­ка.


(Комбинирован­ный урок)

1

Объясняют роль жи-вых организ­мов в жизни че­ловека. Ос-ваи­вают навыки вы­ращивания рас­тений.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую класси-фикацию живых ор­ганизмов по отдельным царствам;

- использовать дополни­тельные источники инфор­мации для вы-полнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

Личностные

- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных интересов и мотивов к обучению

Терминологический диктант. Индивидуальный опрос.

§ 18


РТ № 112-127


37

Обобщающий урок по теме «Царство расте­ний»


(Урок контроля)

1

Работа с тестом


Терминологический диктант. Индивидуаль-ный опрос.

Тестирование.


РТ № 128-130


1

2

3

4

5

6

7

8

38

Царство Животных. Простейшие


(Урок изучения нового материала)

1

Приводят при­меры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изу- ­ченные объекты в природе, та­блицах. Выяв­ляют сущест-вен­ные признаки строения и жиз­неде-ятельности изучае-мых орга­низмов Оцени­вают предста-ви­телей живой при-роды с эсте­тической точки зрения. На-блю­дают и описыва­ют внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фик­сиру-ют ре­зультаты и фор­мулируют выво­ды. Работают с учебни-ком (тек­стом, иллю-стра­циями) Находят допол­нительную ин­формацию в научно-популяр­ной литера-туре, справочниках, мультимедий­ном приложе­нии


Предметные

знать:

- существенные признаки строе-ния и жизнедеятель­ности изучае-мых биологи­ческих объектов;

- основные признаки пред­стави-телей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлеж­ность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств;

- различать изученные объекты в природе, на та­блицах;

- устанавливать черты приспособ-ленности орга­низмов к среде оби-тания;

- объяснять роль предста­вителей царств живой природы в жизни челове­ка.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую класси-фикацию живых ор­ганизмов по отдельным царствам;

- использовать дополни­тельные источники инфор­мации для вы-полнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

Личностные

Текущий

§ 19,

стр 91-93


РТ № 133-134


1

2

3

4

5

6

7

8





- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных интересов и мотивов к обучению




39

Лабораторная ра­бота № 6

«Изучение про­стейших под ми­кроскопом»


(Комбинирован­ный урок)

1

Письменный отчет о проде-ланной работе.

§ 19

РТ № 135-139


40

Беспозвоночные. Кишечнополост­ные, черви, мол­люски.


(Урок изучения нового материа­ла)

1

Приводят при­меры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изу­ченные объекты в природе, та­блицах. Выяв­ляют сущест-вен­ные признаки строения и жиз­неде-ятельности изучае-мых орга­низмов Оцени­вают предста-ви­телей живой при-роды с эсте­тической точки зрения. На-

блю­дают и описыва­ют внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фик­сиру-ют ре­зультаты и фор­мулируют выво­ды. Работают с учебни-ком (тек­стом, иллю-

Предметные

знать:

- существенные признаки строе-ния и жизнедеятель­ности изучае-мых биологи­ческих объектов;

- основные признаки пред­стави-телей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлеж­ность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств;

- различать изученные объекты в природе, на та­блицах;

- устанавливать черты приспособ-ленности орга­низмов к среде оби-тания;

- объяснять роль предста­вителей царств живой природы в жизни челове­ка.

Метапредметные

уметь:

Фронтальный

§ 20,

стр 94


РТ № 140-414


1

2

3

4

5

6

7

8




стра­циями). Находят допол­нительную ин­формацию в научно-популяр­ной литера-туре, справочниках, мультимедий­ном приложе­нии

- проводить простейшую класси-фикацию живых ор­ганизмов по отдельным царствам;

- использовать дополни­тельные источники инфор­мации для вы-полнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

Личностные:

- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных интересов и мотивов к обучению




41

Беспозвоночные. Члени­стоногие. Иглокожие.


(Комбинирован­ный урок)


Фронтальный

§ 20,

стр. 94-96


РТ 142-146


42

Позвоночные. Рыбы и Земновод-ные. Пресмыкаю-щиеся.


(Урок изучения но-вого материала).

1

Приводят при­меры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изу­ченные объекты в природе, та­блицах. Выяв­ляют сущест-вен­ные признаки строения и жиз­неде-ятельности изучае-мых орга­низмов Оцени­вают предста-ви­телей живой при-роды с эсте­тической точки зрения. На-

блю­дают и описыва­ют внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фик­сиру-

Предметные

знать:

- существенные признаки строе-ния и жизнедеятельности изучае-мых биологических объектов;

- основные признаки представи-телей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособ-ленности организмов к среде оби-тания;

- объяснять роль представителей

Работа по кар-точкам

§ 21,

стр. 97


РТ 147-151


1

2

3

4

5

6

7

8




ют ре­зультаты и фор­мулируют выво­ды. Работают с учебни-ком (тек­стом, иллю-страциями). Находят дополнительную ин-формацию в научно-популярной литера-туре, справочниках, мультимедийном приложении

царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для вы-полнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

Личностные:

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению




43

Позвоночные. Птицы и Млеко­пи-тающие


(Урок изучения нового материа­ла)

1

Таблица

§ 21,

стр 97-99


РТ № 152-157


44

Значение живот­ных в природе и жизни челове­ка.


(Комбинирован­ный урок)

1

Приводят при­меры основных представи-телей царств приро-ды. Различают изу­ченные объекты в природе, та­блицах. Выяв­ляют сущест-вен­ные признаки строения и жиз­неде-ятельности изучае-мых орга­низмов Оцени­вают предста-ви­телей живой при-роды с эсте­тической точки зрения. На-

блю­дают и описыва­ют внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фик­сиру ют ре­зультаты и фор­мулируют выво­ды. Работают с учебни-ком (тек­стом, иллю-страциями). Находят дополнительную ин-формацию в научно-популярной литера-туре, справочниках, мультимедийном приложении -

Предметные

знать:

- существенные признаки строе-ния и жизнедеятельности изучае-мых биологических объектов;

- основные признаки представи-телей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основ-ных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособ-ленности организмов к среде оби-тания;

- объяснять роль представителейцарств живой при-роды в жизни человека.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую класси-фикацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для вы-полнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

Личностные:

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

Фронтальный

§ 22,

стр. 100-101,


РТ № 158-162


45

Обобщающие урок по теме «Царство живот­ных»


(Урок контроля)

1

Работа с тестом


Тестирование

Тест


46

Обобщение знаний по теме «Многооб-разие живых орга-низмов»


(Урок контроля)

1

Работа с тестом


Тестирование по вариантам



4. Среда обитания живых организмов — 8 часов


1

2

3

4

5

6

7

8

47

Характеристики трех сред обитания живых организмов


(Урок изучения нового материала)

1

Характеризуют и сравнивают основ-ные среды обитания, а так­же называют виды растений и жи-вотных, насе­ляющих их. Вы­являют осо-бен­ности строения живых организ­мов и объясня­ют их взаи-мо­связь со средой обита­ния. Прогнозируют пос-ледствия из­менений в среде обитания для живых организ­мов. Объясняют необхо-димость сохранения сре­ды обитания для охраны редких и ис-чезающих биологи-ческих объектов.

Предметные

знать:

- основные среды обита­ния жи-вых организмов;

уметь:

- сравнивать различные среды обитания;

- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

Метапредметные

уметь:

- находить и использовать при-чинно-следственные связи;

- формулировать и выдви­гать про-стейшие гипоте­зы;

- выделять в тексте смыс­ловые части и озаглавли­вать их, ставить вопросы к тексту.

Личностные

- Формирование ответ­ственного отношения к обучению;

- формирование познава­тельных интересов и мотивов к обучению

Фронтальный. Заполнение таб-лицы

§ 23,

стр. 104-105


.РТ № 163-165


48

Приспособлен-ность организмов к среде обитания


(Комбинирован-ный урок)

1

Работа с карточ-ками

§ 23,

стр 106-108


РТ № 167-171


49

Путешествие по Африке и Евразии


(Урок изучения нового материла)

1

Приводят примеры типичных обитате-лей материков. Выяв

ляют особенности строения живых ор-ганизмов и объясня-ют их взаимосвязь со средой обитания. Прогнозируют пос-ледствия изменений

Предметные

знать:

- природные зоны нашей плане-ты, их обитателей.

Уметь:

- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

- выявлять черты приспособлен-ности живых организмов к опре-делённым условиям;

Терминологический диктант.

Индивидуальный опрос.

§ 24,

стр. 109-110


РТ № 172-173


1

2

3

4

5

6






в среде обитания для живых организмов. Объясняют необхо-димость сохранения среды обитания для охраны редких и ис-чезающих биологи-ческих объектов


- наблюдать за живыми организ-мами.

Метапредметные

уметь:

- находить и использовать при-чинно-следственные связи;

- формулировать и выдвигать простейшие гипоте-ы;

- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Личностные:

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению




50

Путешествие по Северной и Юж-ной Америке, по Австралии и Ан-тарктиде


(Комбинированный урок)

1

Терминологический диктант.

Индивидуальный опрос.

§ 24,

стр 110-114


РТ № 174-177


51

Природные зоны: тундра, тайга, сме-шанные и широко-лиственные леса»


(Урок изучения нового материала)

1

Приводят при­меры типичных обитате-лей при­родных зон.

Выявляют особен-ности строе­ния жи-вых орга­низмов и объяс­няют их взаи-мо­связь со средой обитания. Называют при­родные зоны Земли, характе­ризу-ют их основные осо­бенности и вы­явля-ют законо­мерности рас­пределения ор­га-низмов в каж­дой из сред Прогнозируют

Предметные

знать:

- природные зоны нашей плане-ты, их обитателей.

Уметь

- сравнивать условия оби­тания в различных при­родных зонах;

- выявлять черты при­способлен-ности живых организмов к опре-делён­ным условиям;

- наблюдать за живыми ор­ганиз-мами.

Метапредметные

уметь:

- находить и использовать при-чинно-следственные связи;

- формулировать и выдви­гать

Фронтальный опрос.

§ 25,

стр. 115-116


РТ № 178-180


1

2

3

4

5

6

7

8

52

Природные зоны: степи и саваны, пустыни и тропики.


(Комбинированный урок)

1



Фронтальный опрос.

§ 25,

стр. 116-120


РТ № 181-184


53

Жизнь в морях и океанах


(Урок изучения нового материала)

1

Приводят примеры типичных обитате-лей природных зон.

Выявляют особен-ности строения жи-вых организмов и объясняют их взаи-мосвязь со средой обитания. Называют природные зоны Земли, характеризу-ют их основные осо-бенности и выявля-ют закономерности распределения орга-низмов в каждой из сред Прогнозируют последствия измене-ний в среде обитания для живых организ-мов. Объясняют не-обходимость сохра-нения среды обита-ния для охраны ред-ких и исчезающих биологических

объектов. Прогнози-

Предметные

знать:

- природные зоны нашей плане-ты, их обитателей.

Уметь

- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

- выявлять черты приспособлен-ности живых организмов к опре-делённым условиям;

- наблюдать за живыми организ-мами.

Метапредметные

уметь:

- находить и использовать при-чинно-следственные связи;

- формулировать и выдвигать

простейшие гипоте¬ы;

- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучени




1

2

3

4

5

6

7

8




обитания для охраны ре руют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объяс-няют необходимость сохранения среды дких и исчезаю-щих биологических

объектов





54

Обобщение по те-ме: «Среда обита-ния живых организ-мов»


(Урок контроля)

1

Прогнозируют по-следствия измене-ний в среде обитания для живых организ-мов. Объясняют не-обходимость сохра-нения среды обита-ния для охраны ред-ких и исчезающих биологических

объектов

Метапредметные

уметь:

- находить и использовать при-чинно-следственные связи;

- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Личностные:

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

Тест



5. Человек на Земле — 12 часов

55

Как человек поя-вился на Земле. Дриопитеки и австралопитеки.


(Урок изучения нового материала)

1

Описывать основные этапы антропогене-за, характерные осо-бенности предковых форм человека разумного.



Предметные

знать:

- предков человека, их характер-ные черты, образ жизни;

уметь:

- объяснять роль растений и жи-вотных в жизни человека;

Метапредметные

Фронтальный. Таблица.

§ 27,

стр. 128-129


РТ № 191


1

2

3

4

5

6

7

8





уметь:

- работать в соответствии с пос-тавленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной дея-тельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные:

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведе-ния в природе, осознания ценнос-ти живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологи-ческой культуры.




56

Предшественники людей


(Комбинированный урок)

1

Таблица

§27,

стр 130-134


РТ № 192-196


57

Круглый стол «Закончилась ли эволюция челове-ка?»


(Комбинирован-ный урок)

1


Подгото-вить рас-сказ «Ка-ким я вижу человека будущего»


58

Как человек изме-нил Землю


(Комбинированный урок)

1

Анализируют пос-ледствия хозяйст-венной деятельности человека в природе.

Называют исчезнув-шие виды растений и животных. Называ-ют и узнают в приро-де редкие и исчезаю-щие виды растений и

Предметные

знать:

- основные экологические проб-лемы, стоящие перед современ-ным человечеством - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

уметь:

- объяснять причины негативно-

Индивидуаль-ный и фронталь-ный опрос.

§ 28,

стр 135-137,


РТ № 198-200


1

2

3

4

5

6

7

8




животных. Выясняют, какие редкие и исчезаю-щие виды растений и животных обитают в их регионе.


го влияния хозяйственной дея-тельности человека на природу;

- объяснять роль растений и жи-вотных в жизни человека;

- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

- соблюдать правила поведения в природе;

- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и живот-ных;

- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные

уметь:

- работать в соответствии с пос-тавленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной дея-тельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные:

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;




1

2

3

4

5

6

7

8





- формирование навыков поведе- ния в природе, осознания ценнос-ти живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологи-ческой культуры.




59

Экологические проблемы: озоно-вые дыры, кислот-ные дожди, парни-ковый эффект.


(Урок изучение нового материала)

1


§ 28,

стр 137-139


РТ № 201-204


60

Жизнь под угрозой.


(Комбинированный урок)

1

Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеле-ния рек.Обосновы-вают необходимость соблюдения правил поведения в природе

Называют исчезнув-шие виды растений и животных. Называ-ют и узнают в приро-де редкие и исчезаю-щие виды растений и животных.Выясняюткакие редкие и исче-зающие виды расте-ний и животных оби-тают в их регионе.


Предметные

знать:

- основные экологические проб-лемы, стоящие перед современ-ным человечеством

- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

уметь:

- объяснять причины негативно-го влияния хозяйственной дея-тельности человека на природу;

- объяснять роль растений и жи-вотных в жизни человека;

- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

- соблюдать правила поведения в природе;

- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни че-ловека виды растений и живот-ных;

- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные

уметь:

- работать в соответствии с пос-тавленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной дея-тельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологи-ческой культуры.

Индивидуаль-ный и фронталь-ный опрос.

§ 29

стр 140-142


РТ № 205-212


61

Круглый стол (дискуссия) «Не станет ли Земля пустыней»


(Комбинированный урок)

1

Объясняют причи-ны исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.

Обосновывают необ-ходимость соблюде-ния правил поведе-ния в природе

Предметные

знать:

- основные экологические проб-лемы, стоящие перед современ-ным человечеством

- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;


§ 30


РТ № 213-217


1

2

3

4

5

6

7

8




Называют исчезнув-шие виды растений и животных. Называ-ют и узнают в приро-де редкие и исчезаю-щие виды растений и животных.Выясняюткакие редкие и исче-зающие виды расте-ний и животных оби-тают в их регионе.


Предметные

знать:

- основные экологические проб-лемы, стоящие перед современ-ным человечеством

- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

уметь:

- объяснять причины негативно-го влияния хозяйственной дея-тельности человека на природу;

- объяснять роль растений и жи-вотных в жизни человека;

- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

- соблюдать правила поведения в природе;

- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и живот-ных;

- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные

уметь:

- работать в соответствии с пос-тавленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной дея-




1

2

3

4

5

6

7

8





тельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведе-ния в природе, осознания ценнос-ти живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологи-ческой культуры.




62

Здоровье человека


(Комбинированный урок)

1

Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеле-ния рек. Обосновывают необ-ходимость соблюде-ния правил и выпол-нения гигиеничес-ких требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья


Предметные

знать:

- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, об-морожении и др.

уметь:

- объяснять причины негативно-го влияния хозяйственной дея-тельности человека на природу;

- объяснять роль растений и жи-вотных в жизни человека;

- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

- соблюдать правила поведения в природе;.

Фронтальный опрос.

§ 31

стр 146-147


РТ № 218-219


63

Безопасность жиз-ни человека


Комбинированный урок)

1

Беседа

§ 31

стр 147-149


РТ № 220


1

2

3

4

5

6

7

8





- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни че-ловека виды растений и живот-ных;

- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные

уметь:

- работать в соответствии с пос-тавленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной дея-тельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осо-нания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологи-ческой культуры






64

Ядовитые расте-ния и животные.


(Комбинированный урок)



§ 31

стр 150-152

РТ № 221-222


1

2

3

4

5

6

7

8

65

Практическая ра-бота № 4 «Овладение прос-тейшими спосо-бами оказания первой доврачеб-ной помощи»


(Комбинированный урок)





§ 31,

стр. 149


РТ № 223-224


66

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»


(Урок контроля)

1

Обобщение и систе-матизация знаний

Метапредметные

уметь:

- работать в соответствии с пос-тавленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной дея-тельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведе-ния в природе, осознания ценнос-ти живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологи-

Тестирование



1

2

3

4

5

6

7

8





ческой культуры.




67

Экскурсия «Расти-тельный мир род-ного края»

1

Узнают изучаемые объекты живой при-роды, описывают их.

Предметные

уметь:

- соблюдать правила поведения в природе

Метапредметные

уметь:

- работать в соответствии с пос-тавленной задачей;

- составлять отчет;

- участвовать в совместной дея-тельности;

- узнавать изучаемые объекты в природе.

Подготовить отчет

Подгото-вить отчет


68

Повторение изучен-ного материла «Живые организ-мы и их многообра-зие»

1




Повторить Часть I-II


69

Повторение изучен-ного материала «Среда обитания живых организмов»

1




Повторить Часть III-IV


70

Летнее задание

1















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!