Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Огоронская средняя общеобразовательная школа Зейского района
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Естественно-научная грамотность
6 класс
Составитель: Дамдинова С.Ц.-
учитель биологии, химии, географии
п.Огорон, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Модуля «Естественнонаучная Человек и его здоровье естественно-научная грамотность» А.А.Гилев, к.ф.-м.н., и.о.зав.кафедрой, Самара: СИПКРО.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 6 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Уровень изучения предмета – базовый. Изучение курса рассчитано на 35 часов. Данная программа рассчитана на преподавание в 6 классе из расчета 1 час в неделю.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
2. Конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
3. Способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
4. Способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
5. Способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач.
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.
Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного курса
Уровни | ПОР | Типовые задачи | Инструменты и средства |
6 класс Уровень понимания и применения Учим думать и рассуждать | Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем | Сформулировать проблему, описанную в тексте. Определить контекст. Выделить информацию, которая имеет принципиальное значение для решения проблемы. Отразить описанные в тексте факты и отношения между ними в граф-схеме (кластере, таблице) Из предложенных вариантов выбрать возможные пути и способы решения проблемы. Вставить пропущенную в тексте информацию из таблицы, граф-схемы, диаграммы. Привести примеры жизненных ситуаций, в которых могут быть применены установленные пути и способы решения проблемы. Построить алгоритм решения проблемы по данному условию. | Задачи (проблемные, ситуационные, практико-ориентированные, открытого типа, контекстные). Проблемно-познавательные задания. Графическая наглядность: граф-схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, интеллект-карты. Изобразительная наглядность: иллюстрации, рисунки. Памятки с алгоритмами решения задач, проблем, заданий |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
ученик научится:
формировать понятие о целостном мировоззрении, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
формировать готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формировать ценности здорового и безопасного образа жизни.
ученик получит возможность научиться:
критическому отношению к информации и избирательности её восприятия;
формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
формировать основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
формировать эстетическое отношение к живым объектам.
Метапредметные результаты
ученик научится:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы);
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников;
владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
ученик получит возможность научиться:
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
критически оценивать информацию, добытую из различных источников;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Содержание учебного предмета с указанием форм ее организации и видов деятельности
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
6 класс
Содержание | Формы организации | Виды деятельности учащихся |
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества | Наблюдение | Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем |
Масса. Измерение массы тел. | Лабораторная работа. | Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем |
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели вещества | Моделирование. | Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем |
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. | Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. | Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем |
Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. | Проектная работа. | Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем |
Представления о Вселенной. Модель Вселенной. | Обсуждение. Исследование. | Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем |
Модель солнечной системы. | Проектная работа. | Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем |
Царства живой природы | Обсуждение. Исследование. | Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем |
Проведение рубежной аттестации | Контроль знаний | Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
по плану | по факту |
| Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества | 1 неделя | |
| Решение заданий | 2 неделя | |
| Масса. Измерение массы тел. | 3 неделя | |
| Решение заданий | 4 неделя | |
| Строение вещества | 5 неделя | |
| Решение заданий | 6 неделя | |
| Атомы и молекулы. Модели вещества | 7 неделя | |
| Решение заданий | 8 неделя | |
| Тепловые явления. Тепловое расширение тел. | 9 неделя | |
| Решение заданий | 10 неделя | |
| Использование явления теплового расширения для измерения температуры. | 11 неделя | |
| Решение заданий | 12 неделя | |
| Плавление и отвердевание | 13 неделя | |
| Решение заданий | 14 неделя | |
| Испарение и конденсация. Кипение. | 15 неделя | |
| Решение заданий | 16 неделя | |
| Представления о Вселенной(1) | 17 неделя | |
| Решение заданий | 18 неделя | |
| Представления о Вселенной(2) | 19 неделя | |
| Решение заданий | 21 неделя | |
| Модель солнечной системы(1) | 21 неделя | |
| Решение заданий | 22 неделя | |
| Модель солнечной системы(2) | 23 неделя | |
| Решение заданий | 24 неделя | |
| Царства живой природы(1) | 25 неделя | |
| Решение заданий | 26 неделя | |
| Царства живой природы(2) | 27 неделя | |
| Решение заданий | 28 неделя | |
| Царства живой природы(3) | 29 неделя | |
| Решение заданий | 30 неделя | |
| Царства живой природы(4) | 31 неделя | |
| Решение заданий | 32 неделя | |
| Проведение рубежной аттестации | 33 неделя | |
| Резерв | 34 неделя | |
| Резерв | 35 неделя | |