Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сокольский техникум индустрии сервиса и предпринимательства»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02. География туризма
43.02.10 Туризм
Сокольское, 2020 г
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02. География туризма разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности 43.02.10 Туризм.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методической комиссии
Протокол №___ от ___________________г
Организация-разработчик: ГБПОУ СТИСП
Разработчик: Симонычева К.В., преподаватель ГБПОУ СТИСП
СОДЕРЖАНИЕ
| Стр. |
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН 02. ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.10 Туризм
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ:
Дисциплина входит в математический и естественнонаучный цикл.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения программы студент должен:
знать
-особенности влияния географических факторов на развитие туризма;
-основы туристского районирования;
-основные закономерности размещения туристских ресурсов в крупных туристских регионах мира и России;
-географию крупных туристских центров мира и специфику их туристской инфраструктуры;
-правила пересечения границ зарубежных государств гражданами Российской Федерации;
-методику работы со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению;
уметь:
-оценивать влияние географических факторов на развитие туризма в регионах мира;
-работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению;
-собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектах, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в различных регионах мира и России.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 час., в том числе:
−обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 час.;
− самостоятельной работы обучающегося 25 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 75 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 50 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия из них | 12 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 25 |
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 5 |
Раздел 1. Туризм как вид социально-экономической деятельности. | | | |
Тема 1.1. Предмет и содержание дисциплины «География туризма» | Содержание учебного материала: | | |
Предмет и содержание дисциплины «География туризма». Факторы и ресурсы, оказывающие влияние на туризм. История развития туризма. | 1 | 1 |
Социально-экономическое значение международного туризма. | 1 | 1 |
Классификация видов туризма | 1 | |
Проблемы сезонности в международном туризме. Рекреационное районирование в международном туризме. | 1 | 1 |
Тема 1.2. Районы международного туризма | Содержание учебного материала: | | |
Шесть крупных туристских макрорегионов мира: Европа, Американский регион, Азиатско-тихоокеанский регион, Африканский макрорегион, Ближний и Средний Восток, Азия. | 1 | 1-2 |
Тема 1.3. География основных направлений туризма. | Содержание учебного материала: | | |
Современные тенденции развития туристских организаций. География познавательного и развлекательного туризма. География религиозного и паломнического туризма. | 2 | 1 |
География лечебно-оздоровительного туризма. География спортивного, приключенческого и экстремального туризма. География экологического туризма. География делового туризма и бизнес-поездок | 2 | 1 |
Практическое занятие № 1. | | |
Районы международного туризма | 1 | 2 |
Раздел 2. География международного туризма Тема 2.1. География международного и внутреннего туризма в странах Европы | Содержание учебного материала: | | |
Туристская характеристика стран Северной, Средней, Южной и Центральной Европы, включая Восточное Средиземноморье – Израиль, Кипр, Турция. | 2 | 1 |
Туристская характеристика Восточной Европы упоминается в составе стран СНГ. | 2 | 1 |
Европейский регион как регион, имеющий разнообразные туристские ресурсы – рекреационные, информационные, исторические и др. | 1 | 1 |
Шенгенское соглашение. Характеристика видов туризма, развивающиеся в данном регионе по странам. | 1 | 1 |
Практическое занятие № 2 | 2 | |
Северная Европа, Средняя и Центральная Европа – туристские предпочтения | | 2-3 |
Практическое занятие № 3 | 2 | |
Туризм и туристские ресурсы Южной Европы | | 2-3 |
Самостоятельная работа № 1. Подготовка сообщения по теме «Международный туризм в Европе»: Туристская характеристика региона: географическое положение, столица, историческая справка, экономика, климат, туристские ресурсы, туристская инфраструктура, виды туризма, достопримечательности, туристские формальности. Северная Европа: Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия, Гренландия Средняя и Центральная Европа: Великобритания, Франция, Андорра, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Лихтенштейн, Германия, Швейцария, Монако, Австрия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния и др. Южная Европа: Испания, Португалия, Италия, Греция, Болгария и др | 6 | 3 |
Самостоятельная работа № 2. Разработка виртуального тура по Европе и его презентация | 2 | 3 |
Тема 2.2. Международный и внутренний туризм в странах Америки | Содержание учебного материала: | | |
Рекреационные зоны и районы США. Организация курортного дела и туризма в США. Канада как туристско-рекреационная зона Северной Америки. | 2 | 1 |
Туризм и отдых в странах Карибского бассейна. Туристские ресурсы и центры стран Центральной Америки. Туристско-рекреационный потенциал Мексики и Бразилии. Северный и Андский туристские районы Южной Америки. Южный туристский район Южной Америки (Парагвай, Уругвай, Аргентина). | 2 | 1 |
Практическая работа № 4 Туризм и туристские ресурсы в странах Америки | 1 | 2 |
Практическая работа № 5 Туристские ресурсы и предпочтения Латиноамериканских стран. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа № 3. а) Подготовка презентации по теме «Экологический туризм в США и Канаде»: Национальные парки Северной Америки – ресурс экологического туризма. Туристские предпочтения въездного туризма Северной Америки – туристские международные центры. Описание путешествий на велосипеде, путешествия верхом, путешествия по внутренним водам, спелеотуризм, рыбалка и спортивная охота. Скалистые горы – основной хребет Северной Америки, пустыни юго-запада США, Сьерра – Невада, Юкон. б) Подготовка презентации по теме «Туристские ресурсы и предпочтения латиноамериканских стран»: Аргентина, Барбадос, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминиканская республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Паргвай, Перу, Сальвадор, Чили и др. Туристская характеристика региона: географическое положение, столица, историческая справка, экономика, климат, туристские ресурсы, туристская инфраструктура, виды туризма, достопримечательности, туристские формальности | 6 | 3 |
Тема 2.3. Международный и внутренний туризм в странах Австралии и Океании | Содержание учебного материала: | | |
Географическое положение Австралии. Историческая справка о регионе | 2 | 2 |
Экономическое положение страны. Туристские ресурсы Австралии. Туристская инфраструктура Австралии. | 2 | 2 |
Виды туризма присущие данному региону и их характеристика. Достопримечательности Австралии. | 2 | 2 |
Туристские формальности. Туристско-рекреационный потенциал островных государств и территории Океании | 2 | 2 |
Практическая работа № 6 | 1 | |
Международный туризм в Австралии и Океании. | | 2 |
Самостоятельная работа № 4. Подготовка сообщения по теме «Туристские ресурсы АТР»: Туристская характеристика региона: географическое положение, столица, историческая справка, экономика, климат, туристские ресурсы, туристская инфраструктура, виды туризма, достопримечательности, таможенные правила. Презентация турпакета по данному региону. Вануату, Кирибати, Восточное и Западное Самоа, Маршалловы острова, Науру, Новая Зеландия, Палау, Папуа – Новая Гвинея, Северные Марианские острова, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу, Федеративные штаты Микронезии, Фиджи. | 6 | 3 |
Тема 2.4. Международный и внутренний туризм в странах Азии и Ближнего Востока | Содержание учебного материала: | | |
Туристская характеристика Среднего и Ближнего Востока. Туризм и отдых в странах Юго-Западной Азии. Южная Азия: общая характеристика. | 1 | 1 |
Туризм и отдых в странах Юго-Восточной Азии. Туристско-рекреационный потенциал Японии и Кореи. Туристско-рекреационный потенциал Китая и Монголии | 2 | 1 |
Практическая работа № 7 | 1 | 2 |
Туристские ресурсы Среднего и Ближнего Востока | | |
Практическая работа № 8 | 1 | 2 |
Туристские ресурсы Азии | | |
Самостоятельная работа № 5. Подготовка презентации по темам: «Достопримечательности стран Ближнего и Среднего Востока», «Южная Азия – Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка», «Восточная Азия – Япония, Китай, Монголия, Северная и Южная Корея. Бруней, Восточный Тимор, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины». Туристская характеристика региона: географическое положение, столица, историческая справка, экономика, климат, туристские ресурсы, туристская инфраструктура, виды туризма, достопримечательности, таможенные правила. Презентация турпакета по данному региону. | 2 | 3 |
Тема 2.5. Международный и внутренний туризм в странах Африки | Содержание учебного материала: | | |
Современное состояние международного туризма в Африке. Северная Африка: общая характеристика. Западная Африка: общая характеристика. | 1 | 1 |
Восточный туристский район: общая характеристика. Островной туристский район (Маврикий, Мадагаскар, Реюньон, Сейшельские и Коморские острова). Южный туристский район: общая характеристика. | 2 | 1 |
Практическая работа № 9 | 1 | |
Туристские ресурсы Африканского региона | | 2 |
Самостоятельная работа № 6. Подготовка презентации по теме «Национальные парки Центральной Африки. Туристские центры Африки. Островные государства Индийского океана». Африканское сафари, его особенности. ЮАР, Кения, Танзания, как центры развития туризма. Сейшельские острова, Маврикий – удивительные по красоте острова в Индийском океане. Мадагаскар. Марокко и др | 1 | 3 |
Тема 2.6. География туризма в Российской Федерации | Содержание учебного материала: | | |
Основные туристские регионы и туристские центры России. Туристская характеристика Европейского и Азиатского Севера России | 2 | 1 |
Туристская характеристика Центральной части России. Туристская характеристика Сибири и Дальнего Востока. Национальные парки России. | 2 | 1 |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Знаменитые туристские маршруты и направления. Москва, СПб – как центры развития историко-культурного туризма, делового туризма | 1 | 1 |
Практическая работа № 10 | 1 | |
Туристско-рекреационное районирование России | | 2 |
Самостоятельная работа № 7. Разработка нового тура по России и его презентация. Примерные темы: «Лечебно-оздоровительный, круизный и активные виды туризма в России»: Климатические, бальнеологические и грязелечебные курорты. Речные и морские круизы – Волга, Енисей, Черное море, Балтийское море и др. Активные виды туризма – сплав на рафтах (Горный Алтай, Южный Урал, Карелия); пеший туризм (Горный Алтай, Средний и Южный Байкал, Кавказ); автотуризм; конный туризм; велотуризм. Подготовка к итоговому тестированию. | 2 | 3 |
Всего часов: | 75 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «География туризма»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя (стол, компьютер, интерактивная доска);
- наглядные пособия;
- электронные учебные пособия;
- карты мира, России и отдельных регионов;
- каталоги, путеводители, буклеты о странах;
- периодические издания туристской тематики.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в ИНТЕРНЕТ, мультимедийный проектор, принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Иванова М.В. География туризма. Западная и Северная Европа. Япония : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Иванова, Л. В. Сазонкина, Л. А. Полынова, Ю. Л. Кужель ; под научной редакцией Ю. Л. Кужеля. — 2-е изд., перераб. И доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 574 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13837-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467051
Иванова М.В. География туризма. Западная и Северная Европа. Япония : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Иванова, Л. В. Сазонкина, Л. А. Полынова, Ю. Л. Кужель ; под научной редакцией Ю. Л. Кужеля. — 2-е изд., перераб. И доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 574 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13837-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467051 (
Иванова М.В. География туризма. Турция. Ближний Восток. Северная Африка : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Иванова, Л. А. Полынова, Л. В. Сазонкина ; под научной редакцией Ю. Л. Кужеля. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 363 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12948-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457508
Иванова М.В. География туризма. Южная Европа: учебное пособие для среднего профессионального образования/ М.В. Иванова, Л.В. Сазонкина, Е.Д. Салас Лусуриага; под научной редакцией Ю.Л. Кужеля. – Москва: Издательство Юрайт, 2020.-443 с.
География туризма. Центральная Европа : учебник для среднего профессионального образования / под научной редакцией Ю. Л. Кужеля. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 517 с.
География туризма. Турция. Ближний Восток. Северная Африка: учебник для среднего профессионального образования/ Ю.Л. Кужель.-Москва: Издательство Юрайт, 2020.-363 с.
Кужель Ю.Л. География туризма. Центральная и Южная Америка : учебник для среднего профессионального образования / Ю. Л. Кужель [и др.] ; под научной редакцией Ю. Л. Кужеля. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 449 с. — (Профессиональное образование).
Кручков А.А. География туризма. Центральная и Южная Европа (Венгрия, Хорватия, Словения, Албания): учебник для среднего профессионального образования/ А.А. Крючков, А.Г. Граве; под редакцией Ю.Л. Кужеля.-Москва: Издательство Юрайт, 2020.-400 с.
Дополнительные источники:
1. Севастьянов, Д. В. Страноведение и международный туризм : учебник для вузов / Д. В. Севастьянов. — 2-е изд., перераб. И доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 327 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08873-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455490
2. Сущинская, М. Д. Культурный туризм : учебное пособие для вузов / М. Д. Сущинская. — 2-е изд., испр. И доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 157 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07374-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452660
3. Христов, Т. Т. Религиозный туризм : учебник для вузов / Т. Т. Христов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 338 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13125-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449246
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
-оценивать влияние географических факторов на развитие туризма в регионах мира; | полно и точно перечислены определяющие черты каждого указанного понятия и термина; устный опрос. |
-работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению; | умение работать с картами, знать туристические услуги в разных странах мира самостоятельная работа практические занятия устный ответ. |
-собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектах, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в различных регионах мира и России; | ориентирование в международном и внутреннем туризме в странах мира самостоятельная работа практические занятия, устный ответ |
Знания: | |
-особенности влияния географических факторов на развитие туризма; | понятие географических факторов, их влияние на развитие туризма практические занятия, самостоятельная работа контрольная работа |
-основы туристского районирования; | понятие туристического районирования практические занятия, самостоятельная работа |
-основные закономерности размещения туристских ресурсов в крупных туристских регионах мира и России; | понятие туристических ресурсов и их размещение в странах мира практические занятия, самостоятельная работа |
-географию крупных туристских центров мира и специфику их туристской инфраструктуры; | географические центры мира, их туристическая инфоструктура практические занятия, самостоятельная работа |
-правила пересечения границ зарубежных государств гражданами Российской Федерации; | пересечение границ России с другими странами практические занятия, самостоятельная работа |
-методику работы со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению. | понятие регионоведение, страноведение. практические занятия, самостоятельная работа |
6