СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Выразительность русской речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа состоит из нескольких модулей: выразительные средства фонетики, словообразования, лексики, основные виды тропов и выразительные возможности грамматики (морфологии и синтаксиса). В каждом разделе предусмотрены часы для проведения практических занятий, на которых происходит закрепление теоретического материала и развитие творческих способностей учащихся. Введение курса обусловлено необходимостью углубленного изучения средств художественной выразительности, что способствует качественной подготовке написания сочинения при сдаче ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Выразительность русской речи"»




Рабочая программа элективного курса

«Выразительность русской речи»

на 2016– 2017, 2017-1018 учебные годы







Класс: 10-11

Руководитель курса: Пак Марина Юрьевна





I. Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в школе невозможно без учебной мотивации. Внеклассная работа по предмету является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к русскому языку и литературе. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Содержание и методы обучения «Выразительность русской речи» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Данная программа состоит из нескольких модулей: выразительные средства фонетики, словообразования, лексики, основные виды тропов и выразительные возможности грамматики (морфологии и синтаксиса). В каждом разделе предусмотрены часы для проведения практических занятий, на которых происходит закрепление теоретического материала и развитие творческих способностей учащихся.

Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей подростков, имеет не только познавательное, но и воспитательное значение. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать чувство гордости за русский язык. Именно потребность в речевом самосовершенствовании способствует успешной самореализации, социализации учащихся.

Курс имеет ярко выраженную практическую направленность. Он способствует развитию умения чувствовать слово и владеть им так, чтобы выразить себя, своё состояние, настроение, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы, делающие речь богатой и красивой, а также учит учащихся самостоятельной познавательной деятельности и формирует коммуникативные компетентности учащихся.

Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы. Введение курса обусловлено необходимостью углубленного изучения средств художественной выразительности, что способствует качественной подготовке написания сочинения при сдаче ЕГЭ.



II. Цель и задачи курса

Цель курса: знакомство с выразительно-изобразительными возможностями языковых единиц разных уровней для развития творческих возможностей и повышения общей языковой культуры учащихся.



Задачи курса:

Обучающие:

  • развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;

  • углублять и расширять знания и представления о выразительных возможностях русского языка;

  • развивать умения высказывать свою точку зрения, делать выводы на основе анализа как в устной, так и в письменной форме.



Развивающие:

  • способствовать развитию лингвистической и языковой компетентности учащихся;

  • способствовать развитию монологической речи учащихся, умения вести диалог, тем самым совершенствуя коммуникативную культуру учащихся;

  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с различными источниками информации, в том числе с лингвистическими словарями.



Воспитательные:

  • совершенствовать языковую культуру учащихся;

  • способствовать воспитанию языкового чутья;

  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.



III. Особенности программы

10 кл. «Выразительность русской речи. Часть 1». (Выразительные возможности фонетики, словообразования, лексики)

11 кл. «Выразительность русской речи. Часть 2». (Выразительные возможности морфологии и синтаксиса. Основные виды тропов и стилистических фигур)



Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • занимательность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Предметный кружок позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. На внеклассных занятиях учащиеся имеют возможность больше говорить, наблюдать, размышлять и рассуждать, обсуждать и анализировать, поскольку обстановка более непринужденная и творческая.



IV. Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

  • лекции;

  • практические занятия с использованием дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов; сказок, пословиц и поговорок, стихотворений известных русских поэтов;

  • анализ и просмотр лирических и прозаических текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

  • знакомство с многоаспектностью слова;

  • творческие работы;

  • исследовательская и проектная деятельность.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:

самостоятельное составление кроссвордов, сочинение собственных текстов или предложений, решение лингвистических задач.

В каждом занятии прослеживаются две части:

  • теоретическая;

  • практическая.

V. Основные методы и технологии

  • развивающее обучение;

  • технология разноуровневого обучения;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.



VI. Описание места курса в учебном плане

Настоящая программа рассчитана на 2 года обучения в объеме 70 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 10-11-х классов.



VI. Планируемые результаты

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.



Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.



Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;



Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.



VII. Содержание программы

10 класс (36 часов)

Введение. (2 часа)

Язык как система. Основные уровни русского языка. Язык и речь.

МОДУЛЬ 1. Выразительные средства русской фонетики. (9 часов)

Особенности звуковой организации художественного текста. Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Фонетическая анафора и эпифора как разновидность повтора.

МОДУЛЬ 2 . Выразительные словообразовательные средства. (10 часов)

Изобразительные ресурсы русского словообразования: стилистические приёмы, основанные на значимости морфем (приём семантизации морфем, словообразовательныё повтор, употребление слов с суффиксами оценки, использование слов-паронимов и т.д.).

Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей (приставка, суффикс) слова, повтор корня.

Словообразовательные архаизмы и окказионализмы.

МОДУЛЬ 3. Выразительные средства лексики и фразеологии. (15 часов)

Лексическое богатство русского языка: омонимы, синонимы, антонимы; русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы; межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная; активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы.



Тематическое планирование

п/п

занятия


Тема занятия

Количество учебных часов


ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

1.

1.

Язык как система или дом, в котором живут слова...

1

2.

2.

Язык и речь.

1

МОДУЛЬ 1.

Выразительные средства русской фонетики. (9 часов)

3.

1.

«Все звуки светятся, и все цвета звучат…» Связь звука и смысла художественной речи.

1

4.

2.

Благозвучие речи. Сочетаемость звуков. Нарушение благозвучия.

1

5.

3.

"Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши..." Звукопись в художественной речи. Аллитерация

1

6.

4.

Звукопись в художественной речи. Ассонанс

1

7.

5.

"Мне русская речь – как музыка: в ней слово звучит и поет… " (Н. Браун) Повторение пройденного по теме: «Звукопись»

1

8-9.

6-7.

Практикум. "С русским языком можно творить чудеса..." (К. Паустовский) Анализ языкового материала с целью выявления функций звуковой организации речи.

2

10-11.

8-9.

Решение лингвистических задач

2

МОДУЛЬ 2 .

Выразительные словообразовательные средства. (10 часов)

12.

1.

Корни, суффиксы, приставки как элементы художественного слова.

1

13.

2.

Стилистическая роль приставок

1

14.

3.

Стилистическая роль суффиксов

1

15.

4.

Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности.

1

16.

5.

Словообразовательные архаизмы и окказионализмы.

1

17.

6.

Способы образования слов

1

18.

7.

Практикум. Сегодня мы - редакторы!

1

19.

8.

Практикум. " С русским языком можно творить чудеса..." (К. Паустовский) Анализ языкового материала с целью выявления стилистических возможностей словообразования.

1

20-21.

9-10.

Решение лингвистических задач

2

МОДУЛЬ 3.

Выразительные средства лексики и фразеологии. (15 часов)

22.

1.

Лексика: сила слова. Изобразительные возможности слов.

1

23.

2.

Использование в речи синонимов

1

24.

3.

Использование в речи антонимов

1

25.

4.

Использование в речи многозначных слов и омонимов

1

26.

5.

Паронимия и парономазия

1

27.

6.

Стилистическая окраска слова. Лексика общеупотребительная, книжная, разговорная и просторечная

1

28-29.

7-8.

Словарь ограниченного употребления: диалектизмы, жаргонизмы, арготизмы, профессионализмы, архаизмы, неологизмы

2

30-31.

9-10.

Русская фразеология

2

32.

11.

Использование в речи пословиц, поговорок, афоризмов, фразеологизмов.

1

33-34.

12-13.

Практикум. " С русским языком можно творить чудеса..." (К. Паустовский) Анализ языкового материала с целью выявления стилистических возможностей лексики и фразеологии.

2

35-36.

14-15.

Решение лингвистических задач

2



Содержание программы

11 класс (34 часа)


МОДУЛЬ 4. Основные виды тропов (15 часов)

Тропы как образное употребление слова, основные виды тропов. Художественная трансформация слова в поэтическом тексте. Эпитет и языковые средства его создания. Олицетворение и языковые средства его создания. Сравнение как троп и языковые средства его создания.

МОДУЛЬ 5. Выразительные средства грамматики. (9 часов)

Морфологические средства выразительности русской речи: экспрессивная роль частей речи в художественном тексте; экспрессивная роль глаголов, числительных и наречий в художественном тексте; Употребление числительных-символов в фольклоре и литературных текстах. Образное использование в художественных текстах наречий.

Синтаксическое богатство русского языка: русский синтаксис и его свойства, используемые в создании художественных образов; экспрессивное использование предложений разного типа. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

МОДУЛЬ 6. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. (10 часов)

Основные виды стилистических фигур речи.

Тематическое планирование

п/п

занятия


Тема занятия

Количество учебных часов

МОДУЛЬ 4.

Основные виды тропов (15 часов)

1.

1.

«Украшательства» речи. Тропы.

1

2.

2.

Эпитеты и их роль в речи

1

3-4.

3-4.

Виды метафоры. Как создать метафору?

2

5.

5.

Сравнение

1

6.

6.

Олицетворение

1

7-8.

7-8.

Метонимический перенос и его виды

2

9.

9.

Литота и гипербола

1

10.

10.

Ирония

1

11.

11.

Язык аллегории

1


12.

Перифраза

1

12-13.

13.

Практикум. " С русским языком можно творить чудеса..." (К. Паустовский) Анализ художественных текстов

1

14-15.

14-15.

Решение лингвистических задач

2

МОДУЛЬ 5.

Выразительные средства грамматики. (9 часов)

16.

1.

В лабиринтах Частей Речи

1

17-18.

2-3.

Экспрессия глагольных форм

2

19.

4.

На службе у самостоятельных частей речи

1

20.

5.

Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

1

21.

6.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

1

22.

7.

«Синтаксис – душа предложения». Изобразительно-выразительные возможности синтаксических конструкций.

1

23.

8.

Практикум. " С русским языком можно творить чудеса..." (К. Паустовский) Анализ языкового материала с целью выявления стилистических грамматики.

1

24.

9.

Решение лингвистических задач

1

МОДУЛЬ 6 .

Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. (10 часов)

25.

1.

Красивое начало и выразительный финал. Анафора. Эпифора

1

26.

2.

Идем по нарастающей! Градация. Параллелизм

1

27.

3.

Эти милые противоположности! Антитеза. Оксюморон

1

28.

4.

Меняем порядок слов. Инверсия

1

29.

5.

Красноречивое молчание… Эллипсис. Умолчание.

1

30.

6.

Несколько «порций» вместо одной. Парцелляция.

1

31.

7.

Обратите на нас внимание! Риторические фигуры.

1

32.

8.

Ускорение или замедление? Многосоюзие. Бессоюзие

1

33.

9.

Период, или предложение-текст


34.

10.

Практикум. " С русским языком можно творить чудеса..." (К. Паустовский) Анализ языкового материала с целью выявления роли стилистических фигур в художественной речи.

1



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Отличительные признаки основных языковых единиц: слова, словосочетания, предложения, текста. Системное устройство языка, взаимосвязь его единиц

  • Основные термины и понятия, связанные с фонетикой, морфемикой, лексикой, морфологией, синтаксисом.

  • Нормы русского литературного языка: произносительные, лексические, грамматические, стилистические – и их функции.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • указывать средства связи между частями текста;

  • определять тему и основную мысль текста;

  • определять тип и стиль речи;

  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;

при аудировании и чтении:

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

при говорении и письме:

  • соблюдать в практике письма лексические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.



VIII. Условия реализации программы:

  • наличие лингвистических словарей;

  • наличие карточек с дидактическим материалом;

  • наличие текстов для работы на занятиях.



Использованные источники:

  1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М., “Высшая школа”, 1987.

  2. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарёв Ю.А. Русское слово (факультативный курс “Лексика и фразеология русского языка”). М., Просвещение, 1978

  3. Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984

  4. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.

  5. http://www.licey.net/russian/culture/5_4 Экспрессивные средства языка.

  6. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/topics.htm Голуб И.Б. Стилистика русского языка

  7. http://lib.rus.ec/b/110690 И.Б. Голуб. Упражнения по стилистике русского языка.

  8. http://wordsland.ru/magiclanguage/index.php Магия языка.

  9. http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/10542/Vartan'yan_-_Puteshestvie_v_slovo.html Э. А. Вартаньян. ПУТЕШЕСТВИЕ В СЛОВО.

  10. http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/21986/ Культура речи - Введенская Л.А.

  11. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/pletsch/index.php Плещенко Т., Федотова Н., Чечет Р. Стилистика и культуры речи.

  12. http://www.aquarun.ru/psih/tvor/tvor10.html А.П. Журавлев Слово, звук, смысл.

  13. http://rosental.virtbox.ru/styli_xxxv.html Д.Э Розенталь. Справочник по правописанию и стилистике.

  14. http://fictionbook.ru/author/anna_aleksandrovna_yansyukevich/sovremenniyyi_russkiyi_yaziyk_praktiches/read_online.html?page=0 «Современный русский язык. Практическое пособие»

  15. http://rusolimp.kopeisk.ru/phonetic/ Подготовка к олимпиаде по русскому языку.

  16. http://sigieja.narod.ru/stilslovar1.htm# СЛОВАРЬ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.

  17. http://www.svetozar.ru/index/id/38330/index.html Сайт Открытой международной олимпиады по русскому языку.

  18. http://www.gramotey.com/?open_file=1269052054 Д.Э. РОЗЕНТАЛЬ «ГОВОРИТЕ И ПИШИТЕ ПО-РУССКИ ПРАВИЛЬНО».

  19. http://www.gramota.ru/ Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!