Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Светлинская средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено Утверждено
на заседании приказом директора
педагогического совета №
Протокол № 1 от « » августа 20 г.
от « » августа 20 года ________/У. К. Кугаева
Рабочая программа элективного курса
по математике «Подготовка к олимпиаде»
для учащихся 7 класса.
Рабочую программу составила
Учитель математики: Королева Е.И.
________________________________
Рассмотрена на ШМО учителей
________________________________
Протокол № _____ от ______________
Руководитель ШМО _______________
П.Светлый
Содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса по математике составлена на основе:
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике
Образовательная программа основного общего образования МАОУ «Светлинская СОШ№2»
Цели изучения элективного курса по математики в 7 классе:
Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;
Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
Разностороннее развитие личности
Развитие математических способностей и логического мышления у учащихся;
Развития у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса;
Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих учёных-математиков в развитии мировой науки;
Осуществление индивидуализации и дифференциации.
Задачи курса:
Познакомить учащихся со стандартными и нестандартными способами решения текстовых задач.
Предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к математической деятельности.
Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой.
Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в различных областях и отраслях.
Общая характеристика элективного курса
Математика является одним из опорных предметов основной школы. Овладение учащимися системой математических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении математических абстракций, о соотношении реального и идеального, о характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Изучение математики позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей. Решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.
Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 7 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать.
Место курса в учебном плане основной школы
Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю в первом полугодии.
Перечень разделов, тем курса
Вводное занятие. Задачи на сообразительность, внимание, смекалку
(1 час). Теория чисел. Признаки делимости (1 час). Теория вероятности (4 часа) . Геометрические задачи( 3часа). Математическая логика (2 часа). Круги Эйлера( 2часа).Решение текстовых задач (2 часа). Принцип Дирихле. Правило крайнего (2 часа).
Формы внеурочной деятельности
Освоение данного курса представлено в виде элективного курса, где организованы следующие формы деятельности:
по форме организации работа может быть:
групповой;
индивидуальной;
фронтальной;
с использованием следующих методов и приемов:
«Мозговой штурм».
Дискуссия
Иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий
Исследовательский метод.
Дидактические игры.
Основными видами деятельности являются индивидуальная и групповая работа.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения |
11 | Вводное занятие. Задачи на сообразительность, внимание, смекалку. | |
2 | Чередование. Четность. Нечетность. Разбиение на пары. | |
3 | Задачи на худший случай. | |
4 | Методы поиска выигрышных ситуаций. | |
5 | Решение геометрических задач | |
6,7 | Решение олимпиадных задач прошлых лет. | |
8 | Знакомство с правилами и способами рассуждений. | |
9 | Закон противоречия, закон исключения третьего, классификация. | |
10 | Круги Эйлера. | |
11 | Круги Эйлера. Закрепление. | |
12 | Решение олимпиадных задач на проценты. | |
13 | Решение олимпиадных задач на проценты. Закрепление. | |
14 | Решение олимпиадных задач на раскраску. | |
15 | Решение олимпиадных задач на раскраску. | |
16 | Принцип Дирихле. | |
17 | Разрезание клетчатых фигур, правило крайнего. | |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективного курса
Изучение курса «Решение олимпиадных задач» в 7 классе направлено на достижение определённых результатов обучения.
К важнейшим результатам обучения относятся следующие:
развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления;
развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
развитие умений работать с учебным математическим текстом;
формирование умений проводить доказательные рассуждения;
развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
формирование умений видеть математическую задачу в практических ситуациях;
овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.
В результате изучения элективного курса по математике на занятиях ученик должен знать/понимать:
Лабиринты, круги Эйлера;
Системы счисления, принцип Дирихле;
уметь:
записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами, с помощью кругов Эйлера, принципа Дирихле; решать логические, нестандартные, старинные задачи; решать задачи с лабиринтом, с конца и путем проб, на запись чисел, на расстановку знаков действий; решать олимпиадные задачи;
решать неопределенные уравнения и уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.