Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Котинская основная общеобразовательная школа»
Принята педагогическим советом МБОУ «Котинская ООШ» 26 августа 2022г. | Утверждена Приказом директора МБОУ «Котинская ООШ» от «__» «_____20__г. № ______ |
Рабочая программа по элективному курсу
«Химия в задачах»
для 8 класса
Составитель Анисимова Ирина Владимировна
Учитель химии, первая квалификационная категория
2022 год
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы элективного курса химии
Личностные результаты:
-сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности к са- моразвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознан- ному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на ба- зе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устой- чивых познавательных интересов;
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение ос- новных химических понятий и терминов; интеллектуальных умений (доказывать, стро- ить рассуждения, анализировать, делать выводы);
-сформированность личностных представлений о целостности единой картины мира;
-сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей.
Предметные результаты:
-усвоение системы научных химических знаний их значения для формирования естественно-научной картины мира;
-формирование первоначальных систематизированных представлений о химических явлениях, процессах, закономерностях, об основных химических теориях, законах;
-понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
-формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе;
Содержание программы элективного курса
8 класс
№ | Тема занятия | Форма организации деятельности учащихся | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Введение. (1 час).Химическая формула вещества -3часа |
1. | Химическая формула | Лекция, практикум | Умеют составлять формулы сложных веществ. Индекс |
Количество вещества- 6 часов |
2 | Количество вещества. Пересчитанные частицы. Решение комбинированных задач. | лекция с элементами беседы, практикум | Умеют решать задачи используя различные формулы нахождения количе- ства вещества; осуществлять переход от одной формулы к другой; находить количество атомов в молекуле данного вещества. Количество вещества, моль, моляр- ная масса, мо- лярный объ- ѐм, постоян- ная Авогадро, атом, молеку- ла. |
Уравнения химических реакций- 7 часов |
3. | Основные типы хи- мических реакций. Решение уравнений реакций различных типов. | лекция с элементами беседы практикум, | Уметь составлять простейшие уравнения реакции соединения; определять тип химической реакции; расставлять коэффициенты в уравнении согласно закону сохране- ния массы веществ; проводить простейшие расчѐты по уравне- ниям химических реакций. |
| | | |
Растворы-5 часов |
4. | Растворы. Разные способы выражения состава раствора. Различные действия с раствора- ми | лекция с элементами беседы практикум | Уметь решать задачи, используя формулы выражения состава раствора; проводить расчѐты по уравнениям химических реакций. массовая доля раствора, молярность |
Основные классы неорганических соединений 12 часов |
5. | Генетическая связь между основными классами неорганической химии. Решение экспериментальных задач. | лекция с элементами беседы практикум | Умеют составлять уравнения химических реакций с участием веществ основных классов неорганической химии и разбирают их в ионном виде; проводят расчѐты по уравнениям хими- ческих реакций; проводят качественные реакции на простейшие ионы. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование элективного курса «Химия в задачах» составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного курса обеспечивает создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
● к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
● к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
● к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
● к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
● к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
● к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
● к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
● к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
● к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
● к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Календарно-тематическое планирование
№ | По плану | По факту | Тема занятия | Вид деятельности | Форма контроля |
Тема 1. Введение (1 час) |
1. | 02.09 | | Основные этапы в истории химии | лекция | |
Тема 2. Химические формулы веществ (3 часа) |
1 | 10.09 | | Химическая формула вещества | лекция с элементами беседы | защита реферата |
2. | 17.09 | | Правила составление химических формул веществ | беседа | |
3. | 24.09 | | Практическая работа№1 «Составление химических формул в Практическая работа№2 «Определение массовой доли элемента в сложном веществе». | практическая работа | защита практической работы |
Тема 3. Количество вещества (6 часов) |
1 | 01.10 | | Количество вещества | лекция с элементами беседы | |
2. | 08.10 | | Практическая работа№3 «Решение задач» | практическая работа | защита практической работы |
3. | 15.10 | | Основные законы химии. Мольный объем газа. Закон Авогадро | лекция | |
4. | 22.10 | | Практическая работа№4 «Решение задач» | практическая работа | защита практической работы |
5. | 29.10 | | Относительная плотность газа. Практическая работа№5 «Решение задач» | | |
6. | 12.11 | | Практическая работа№6 «Решение задач» | практическая работа | защита практической работы |
Тема 4. Химические реакции. Уравнения химических реакций(7 часов) |
1. | 19.11 | | Химические реакции. Основные типы химических реакций | лекция | |
2. | 26.11 | | Практическая работа№7 «Составление уравнений химических реакций соединения» | практическая работа | защита практической работы |
3 | 03.12 | | Практическая работа№8 «Составление уравнений химических реакций разложения» | практическая работа | |
4 | 10.12 | | Практическая работа№9 «Составление уравнений химических реакций разложения» | практическая работа | |
5 | 17.12 | | Практическая работа№10 «Составление уравнений химических реакций замещения» | практическая работа | |
6 | 24.12 | | Практическая работа№11 «Составление уравнений химических реакций обмена» | практическая работа | |
7 | 14.01 | | Практическая работа№12 «Решение экспериментальных задач» | практическая работа | |
Тема 5. Растворы (5 часов) |
1. | 21.01 | | Растворимость. Растворы | беседа | защита реферата |
2. | 28.01 | | Способы выражения состава раствора. Массовая доля вещества в растворе | беседа | защита реферата |
3. | 04.02 | | Способы выражения состава раствора. Молярность | беседа | |
4. | 11.02 | | Способы выражения состава раствора. Нормальность. Кристаллогидраты. | беседа | |
5. | 18.02 | | Практическая работа№13 «Решение задач» | практическая работа | защита практической работы |
Тема 6. Основные классы неорганических соединений в свете ТЭД (12 часов) |
1. | 25.02 | | Основные классы неорганических соединений. Оксиды | лекция с элементами беседы | |
2. | 04.03 | | Основные классы неорганических соединений. Кислоты | беседа | |
3. | 11.03 | | Основные классы неорганических соединений. Основания | беседа | |
4. | 18.03 | | Основные классы неорганических соединений. Соли | беседа | |
5. | 01.04 | | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | беседа | |
6 | 08.04 | | Решение комбинированных задач | | |
7. | 15.04 | | Практическая работа№14 «Решение комбинированных задач» | практическая работа | защита практической работы |
8. | 22.04 | | Практическая работа№15 «Решение экспериментальных задач» | практическая работа | защита практической работы |
9. | 29.04 | | Защита проектов | | |
10. | 06.05 | | Защита проектов | | |
11. | 13.05 | | Защита проектов | | |
12. | 20.05 | | Итоговое занятие | | |