СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "От устного до письменного"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «От устного до письменного»  разработана в соответствии с учебным планом ОО на основе требований по предмету, предъявляемым выпускникам 9 класса на ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "От устного до письменного"»





























Рабочая программа
элективного курса «От устного до письменного», 9 класс

учителя русского языка и литературы

Галкиной Елены Васильевны

на 2019 – 2020 учебный год
























Рабочая программа элективного курса по русскому языку «От устного до письменного» разработана в соответствии с учебным планом ОО на основе требований по предмету, предъявляемым выпускникам 9 класса на ОГЭ.

Цели:

- подготовка учащихся к итоговому собеседованию по русскому языку,

- обеспечение подготовки обучающихся 9 класса к прохождению государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.

Общей задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

Одна из задач (по подготовке учащихся к устной части) – выявление возможностей, позволяющих обучающимся овладеть чтением, пересказом и говорением как видами речевой деятельности, формирующими коммуникативную, лингвистическую и культуроведческую компетенции. Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических). Экзаменационная работа построена с учётом вариативности: испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога (беседы).

В ходе занятий учащиеся должны научиться

в устной части:

- читать текст не просто быстро, а в соответствии с коммуникативной задачей, т.е. выразительно: правильно интонируя все знаки препинания, подбирая оптимальный темп и тембр, мелодику голоса, делая логические ударения;

- пересказывать прочитанный текст с введение цитаты;

- в монологическом высказывании уметь создавать текст определённого типа, чётко следуя его композиции, используя накопленные знания по истории, естественным дисциплинам, знание русской литературы, искусства, а также жизненный опыт;

- принимать участие в интервью: уметь составлять условный диалог по заданной теме; отвечая на предложенные вопросы, давать полный ответ, излагать мысли логично, последовательно, следить за богатством и точностью лексики, разнообразием синтаксических конструкций;

в письменной части:

- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

- научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического или научного стиля;

- владеть формами обработки информации исходного текста;

- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

- чётко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

- работать с бланками экзаменационной работы;

- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.


Общая характеристика курса

Особенностью данного курса является модульный подход к подготовке ОГЭ. Элективный курс состоит из четырёх модулей:

  1. Подготовка к устной части экзамена (итоговое собеседование по русскому языку).

  2. «Учимся писать сжатое изложение».

  3. «Учимся писать сочинение – рассуждение».

  4. «Учимся выполнять тестовые задания».

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к государственной (итоговой) аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Место курса в учебном плане.

Согласно учебному плану ОО на элективный курс отводится 35 часов, по 1 часу в неделю.

Результаты освоения учебного курса

В результате обучения у учащихся будет сформировано:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;

  • умение вычленять главное в информации;

  • умение сокращать текст разными способами;

  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

  • умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.

  • умение понимать глубину и точность понимания содержания текста.

  • умение определяющее уровень языковой и лингвистической компетенции.

Содержание курса

Модуль 1

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (8 часов)

Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя четыре задания.

Часть 1 состоит из двух заданий. Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты. В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 2 минуты. Часть 2 состоит из двух заданий. Задания 3 и 4 не связаны с текстом. Учащемуся необходимо выбрать одну тему для монолога и диалога. В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута. В задании 4 учащимся предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. Итоговое собеседование оценивается по системе зачет – незачет.

Модуль 2

Учимся писать сжатое изложение (7 часов)

Первая часть работы ОГЭ в 9 классе - это написание сжатого изложения по содержанию различных жанров (путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник и т.п.). Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Модуль 3

Учимся писать сочинение – рассуждение (5 часов)

Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание (С2.). Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Задание С2 включает в себя 3 части. Часть 15.1 формирует у учащихся умение писать сочинение-рассуждение с опорой на лингвистический материал. Тема сформулирована в виде цитаты автора. В части 15.2 учащиеся должны научиться раскрывать смысл конкретного предложения, взятого из текста также в виде авторской цитаты. При написании сочинения-рассуждения из части 15.1 или 15.2 доказательства (аргументы) обязательно должны опираться на исходный, анализируемый текст. Сочинение-рассуждение в части 15.3 – это сочинение, в общем раскрывающее различные типы проблем: философские, социальные, нравственные и др. При написании сочинения данной части учащиеся должны самостоятельно сформулировать указанное в задании понятие («Что такое добро?», «Что такое самовоспитание?», «Что такое человечность?» и т.д.), прокомментировать данное определение и написать сочинение-рассуждение о данном понятии. При аргументации данного тезиса один пример-аргумент должен быть взят из авторского текста, второй – из жизненного опыта учащихся.

Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации, доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Модуль 4

Учимся выполнять тестовые задания (14 часов)

Вторая часть экзаменационной работы включает задания 2-8 с выбором правильных ответов. Экзаменационная работа предполагает выполнение различных видов анализа языкового материала. Во 2 части дано 7 заданий: 4 задания (2-5) проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализ; 3 задания (6-8) нацелены на анализ текста, выявляют уровень постижения учащимися культурно-ценностных категорий текста: понимание проблемы, позиции автора или героя, характеристика героя, понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста, опознавание изученных средств выразительности речи.







































Календарно – тематическое планирование

1 модуль (8 часов)

Тема занятия

Количество часов

Дата

П

Ф

111111

Устное собеседование по русскому языку в 9 классе.

1



2

Задание 1. Чтение небольшого текста вслух.

1



3

Задание 2. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты).

1



4

Задание 3. Как построить монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план.

1



5

Задание 3. Монологическое высказывание. Использование клише.

1



6

Задание 4. Диалог (интервью). Диалог по заданной теме.

1



7-8

Работа с демоверсиями по устному собеседованию в 9 классе.

2




2 модуль (7 часов)

Тема занятия

Количество часов

Дата

П

Ф

1.

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ.

1



2.

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом.

1



3.

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

1



4.

Задание С1. Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

1



5.

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. Отработка приёма упрощение.

1



6.

Задание С1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

1



7.

Практическое занятие: написание сжатого изложения

1



3 модуль (5 часов)

Тема занятия

Количество часов

Дата

П

Ф

Задание С2 Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему.

1



Задание С2. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

1



Фактические ошибки. Речевые ошибки. Грамматические ошибки


1



Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения по пониманию смысла предложения, взятого из авторского текста

1



Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения на заданную проблему с умением приводить аргументы из текста и из собственного опыта

1



4 модуль (14 часов)

Тема занятия

Количество часов

Дата

П

Ф

Синтаксический анализ: грамматическая основа в простом предложении (задание 2)

1



Синтаксический анализ: грамматическая основа в сложном предложении (задание 2)

1



Пунктуационный анализ: знаки препинания в простом осложненном предложении (задание 3)

1



Пунктуационный анализ: знаки препинания в сложных предложениях (задание 3)

1



Синтаксический анализ: виды подчинительной связи в словосочетаниях (задание 4)

1



Орфографический анализ: правописание з и с на конце приставок, правописание –н- и –нн- в причастиях (задание 5)

1



Орфографический анализ: правописание чередующихся гласных в корне слова, правописание Ь после шипящих (задание 5)

1



Орфографический анализ: дефис в словах (задание 5)

1



Анализ содержания текста (задание 6)

1



Анализ средств выразительности: эпитет, метафора, олицетворение (задание 7)

1



Анализ средств выразительности: гипербола, метонимия, синекдоха (задание 7)

1



Диагностическая работа в форме ОГЭ

1



Диагностическая работа в форме ОГЭ

1



Диагностическая работа в форме ОГЭ

1





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!