СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Математика в реальной жизни"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по математике для обучающихся 9 классов. Рассчитан на 17 часов в год. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Математика в реальной жизни"»

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жердевская школа-интернат»

«РАССМОТРЕНО»

на МО учителей

протокол №1 от

29.08.2016г.

«СОГЛАСОВАНО»

на МС

Протокол №1

29.08.2016г.

«ПРИНЯТО»

на педагогическом Совете

Протокол №1 от 30.08.2016г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор О.С.Паршина

Приказ №263-ОД 30.08.2016г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Математика в реальной жизни»

по математике для 9 класса

2016-2017 учебный год







Автор – составитель

Д.Н.Муравлёв,

учитель математики,

первая квалификационная категория











город Жердевка

2016 год

Пояснительная записка


Особенность элективных курсов состоит в том, что обучающийся из предложенного набора курсов может выбрать те, которые ему интересны или нужны с точки зрения дальнейшей профессиональной деятельности.

Данный элективный курс разработан в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений по математике для ориентации учебно-воспитательного процесса. 

Предлагаемый курс «Математика в реальной жизни» направлен на то, чтобы вооружить желающих, дополнительными знаниями по построению математических моделей реальных ситуаций.


Цели курса:

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию таких качеств мышления, которые необходимы человеку для жизни в современном обществе и решению практических задач;

  • способствовать развитию математических способностей, логического мышления, творчества, алгоритмической культуры, интуиции для самостоятельной деятельности в области математики;

  • повысить интерес школьников к предмету математика.


Задачи курса:

  • научить создавать математические модели реальных ситуаций;

  • сформировать умения работать с составленными моделями;

  • развить и укрепить межпредметные связи;

  • сформировать независимость, гибкость и критичность мышления.


Элективный курс построен на принципах: практической направленности и дифференцированного подхода, а также использования новых педагогических и информационных технологий в обучении.

Данный курс должен позволить учащимся не столько приобрести знания, сколько овладеть различными способами познавательной деятельности (системно-деятельностный подход). В каждом разделе курса имеются задания на актуализацию и систематизацию знаний учащихся, задачи различного уровня сложности, сюжеты подавляющего большинства которых, в отличие от обычных искусственных текстовых задач, непосредственно взяты из действительности, окружающей современного человека.

Программа элективного курса «Математика в реальной жизни» разработана с учетом:

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897.

  • Примерной программы основного общего образования - М.: Просвещение, 2010.

  • Основной образовательной программы ТОГБОУ «Жердевская школа-интернат»,

  • Учебного плана ТОГБОУ «Жердевская школа-интернат» на 2016 -2017 учебный год;

  • Положения о рабочей программе.


Программа предназначена для обучающихся 9 класса и рассчитана на 17 часов в год.

Учебный процесс элективного курса предусматривает следующие методы и формы работы:

  • изложение нового материала учителем в форме лекции;

  • дифференцированный подход на практических занятиях: для всех тем курса подобраны задания различного уровня сложности;

  • самостоятельная работа с учебной литературой;

  • индивидуальные консультации.



Планируемые результаты освоения обучающимися

программы курса



Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к математическим задачам прикладного характера и способам решения этих задач;

  • умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников и учителя.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к методам моделирования прикладных задач;

  • адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать построение математической модели прикладной задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя контроль;

  • анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

  • различать способы и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

  • проявить познавательную инициативу и самостоятельность;

  • самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • применять нестандартные методы решения различных математических задач;

  • строить математические модели для решения прикладных задач;

  • поэтапно решать прикладные задачи с помощью математических методов;

  • читать графики и анализировать таблицы данных.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выбирать метод построения математической модели;

  • преобразовывать прикладную задачу в математическую;

  • различать обоснованные и необоснованные суждения;

  • самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать участие в совместной работе коллектива;

  • вести диалог, работая в парах;

  • корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

  • совершенствовать математическую речь;

  • формулировать собственное мнение и позицию

Обучающийся получит возможность научиться:

  • критически относиться к своему и чужому мнению;

  • принимать самостоятельно решения;

  • содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.



Содержание программы (17 часов)



Проценты. Задачи на проценты (3 часа)

Устранение пробелов в знаниях по решению основных задач на проценты: нахождение процента от числа, нахождение числа по его проценту, нахождение процента одного числа от другого. Решение задач на проценты. Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы и т.д.)

Текстовые задачи (6 часов)

Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени. Движение тел в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу.

Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.

Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля»), и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и её значение для составления математической модели.

Задачи на изменение концентрации растворов. Выявление общей закономерности изменения той или иной величины в результате многократно повторяющейся операции. Задачи на разбавление.

Задачи практического применения с геометрическим содержанием (3 часа)

Чтение и построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Применение их для решения практических задач. Решение треугольников. Углы вписанные в окружность. Многоугольники и окружность. Формулы нахождения площадей и периметров многоугольников.

Задачи с физическим содержанием (2 часа)

Выражение величин. Формулы из физики. Методика решения задач с физическим содержанием.

Решение вариантов ОГЭ (3 часа)



Календарно-тематическое планирование



Тема занятия

Виды деятельности

обучающихся.


Требовании к уровню подготовки обучающихся по ФГОС (УУД)

Дата проведения

план

факт

Проценты. Задачи на проценты (3 часа)

1

Нахождение процента от числа. Нахождение целого по части и числа по части. Процентное отношение

Выполнять краткую запись разными способами

Планировать решение задачи.

Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.

Объяснять выбор арифметических действий для решения.

Действовать по заданному и самостоятельно поставленному плану решения задачи.

Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражений).


Личностные УУД:

мотивация к учебной деятельности и личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий

Регулятивные УУД:

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Познавательные УУД:

применять алгоритмы при решении задач на проценты; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме «Проценты».

Предметные УУД:

уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента, решать основные типы задач на проценты



2

Решение практических задач на проценты



3

Решение практических задач на проценты



Текстовые задачи (6 часов)

4

Решение задач на движение из разных пунктов на встречу друг другу, в одном направлении

Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.).

Планировать решение задачи.

Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.

Объяснять выбор арифметических действий для решения.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражений).

Выбирать самостоятельно способ решения текстовых задач.

Объяснять выбор арифметических действий для решения.

Использовать геометрические образы в ходе решения задачи.

Контролировать, обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия (вопроса).

Личностные УУД:

овладение общим представлением о рациональной организации мыслительной деятельности

Регулятивные УУД:

в сотрудничестве с учителем, классом находить рациональный способ решения учебной
задачи

Коммуникативные УУД:

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности

Познавательные УУД:

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Предметные УУД:

арифметические текстовые (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), работы нескольких объектов (производительность труда, время, объём всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход)



5

Решение задач на движение из одного пункта в различных направлениях, в одном направлении



6

Вычисление неизвестного времени работы, определение объема работ



7

Нахождение производительности труда



8

Решение задач на изменение концентрации растворов.








9

Решение задач на разбавление



Задачи практического применения с геометрическим содержанием

(3 часа)

10

Чтение и построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Моделировать разнообразные ситуации расположения геометрических объектов в пространстве и на плоскости.

Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры

Выполнять построение геометрических фигур на местности

Измерять недоступные высоты разными способами. Объяснять выбор действий для решения.

Личностные УУД:

заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Регулятивные УУД:

контролирование своей деятельности по ходу выполнения учебно-практических задач

Коммуникативные УУД:

осуществление «диалога с автором», сотрудничество

Познавательные УУД:

овладение общими приемами решения практических задач

Предметные УУД:

овладение умениями решать практические задачи по геометрии



11

Решение треугольников. Практическое применение знаний в нестандартных условиях



12

Формулы нахождения площадей и периметров многоугольников. Формула Пика.




Задачи с физическим содержанием (2 часа)

13

Выражение из формул одних величин через другие

Планировать решение задачи.

Выбирать наиболее целесообразный способ решения задачи.

Объяснять выбор действий для решения.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражений).

Выбирать самостоятельно способ решения задач.

Объяснять выбор действий для решения.

Использовать геометрические образы в ходе решения задачи.

Контролировать, обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера..

Личностные УУД:

устойчивый познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Регулятивные УУД:

способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления

Коммуникативные УУД:

проявлять инициативу в учебно -познавательной деятельности

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

Предметные УУД:

задачи, содержащие зависимость, характеризующую физическое явление или процесс.



14

Решение физических задач



Решение вариантов ОГЭ (3 часа)

15

Решение задач из вариантов ОГЭ





Моделировать разнообразие ситуаций

Анализировать житейские ситуации

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражений).

Контролировать, обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.


Личностные УУД:

готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; развивать познавательный интерес к математической науке

Регулятивные УУД:

контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания



16

Решение задач из вариантов ОГЭ



17

Решение задач из вариантов ОГЭ



















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.


Список литературы для учащихся

  1.  Усов Н.А. Повторим математику. – Киев, 1994 Дорофеев, Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычисления. 10-11 классы: учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 144 с.

  2. Денищева, Л. О., Бойченко, Е. М., Глазков, Ю. А. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика. – М.: Дрофа, 2003. -120 с.

  3. Егерев, В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: “Оникс – 21 век” 2003.

  4. Шевкин, А. В. Текстовые задачи. – М.: Просвещение, 1997. – 112 с.

  5. Корешкова Т.А. Тестовые задания по математике. – М.: Экзамен, 2005

  6.  Петрова И.Н. Проценты на все случаи жизни. – Челябинск, 1996

Список литературы для учителя

  1. Денищева Л.О. Единый государственный экзамен: Математика. – М.: Просвещение, 2003-2009

  2. Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Пигарев Б.П., Трушанина Т.Н. Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9-м классе. – М.: Просвещение, 1994

  3. Корешкова Т.А. Тестовые задания по математике. – М.: Экзамен, 2005

  4. Макарычев Ю.Н. Дополнительные главы к школьному учебнику. – М.: Просвещение, 1996

  5. Петрова И.Н. Проценты на все случаи жизни. – Челябинск, 1996

  6. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач. – М.: Просвещение, 1994

  7. Денищева, Л. О., Миндюк, М. Б., Седова, Б. А. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10-11 класс. – М.: Издательский дом “Генжер”, 2001.

  8. И. Н. Петрова. “Проценты на все случаи жизни”. Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство. 1996.

  9. Лурье, М. В., Александров, Б. И. Задачи на составление уравнений. – М.: Наука, 1990.

  10. Потапов, М. К., Олехник, С. Н., Нестеренко, Ю. В. Конкурсные задачи по математике: справочное пособие. – М.: Наука, 1992. – 480 с.

  11. Атанасян А.В. «Геометрия 7–9 кл».

Технические средства обучения

  • Компьютер.

  • Мультимедийный проектор, экран, колонки акустические.

  • Интерактивная доска

Учебно-практическое оборудование

  • Таблицы по математике

  • Дидактический раздаточный материал.

  • Комплект классных чертёжных инструментов: линейка, транспортир, угольник (30°; 60°), угольник (45°; 45°), циркуль.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!