Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Светлинская средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено Утверждено
на заседании приказом директора
педагогического совета №
Протокол № 1 от « » августа 20 г.
от « » августа 20 года ________/У. К. Кугаева
Рабочая программа элективного курса
«Избранные вопросы математики»
(подготовка к олимпиаде по математике)
Рабочую программу составила
Учитель математики: Королева Е.И.
________________________________
Рассмотрена на ШМО учителей
________________________________
Протокол № _____ от ______________
Руководитель ШМО _______________
п. Светлый
Пояснительная записка
Программа составлена на основе анализа содержания школьных олимпиад различных уровней, а также содержания рабочей программы по математике в средней школе и учёта индивидуальных особенностей учащихся.
В связи со спецификой, элективный курс проводится в лекционно-семинарской форме.
Основными целями проведения данного элективного курса являются: расширение математических знаний учащихся, создание мотивации к углублённому изучению математики, знакомство их со всевозможными нестандартными приёмами решения задач повышенного уровня сложности и задачами, нестандартно сформулированными, знакомство с дополнительной математической литературой, знакомство с понятиями, не входящими в обязательный школьный курс математики.
Программа элективного курса предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к математике, развитию логического и пространственного мышления, творческих навыков. В сочетании с активными методами обучения программа предусматривает выработку навыков самостоятельного творческого решения поставленных проблем, способствует развитию индивидуальных способностей учащихся.
Значительное место в данном элективном курсе уделяется самостоятельной математической и творческой деятельности учащихся: решению задач и примеров, проработке теоретического материала, чтению дополнительной литературы, знакомству с жизнью и научной деятельностью выдающихся математиков и т.д.
Программа является составной частью концепции эффективного обучения математике и предполагает ежегодную корректировку.
Принципы построения элективного курса
Программа элективного курса построена в соответствии с учётом специфических особенностей рабочей программы по математике в 9 классе.
Основными принципами построения программы являются: систематизация, обобщение, расширение и углубление знаний и умений, приобретение новых знаний через различные формы организации учебной деятельности, интеллектуальное развитие учащихся через приобщение к различным формам и методам творческой и исследовательской деятельности, реализация межпредметных связей. Основным приоритетом является метод познания.
Основными видами занятий являются лекции-семинары.
Основная цель лекции: формирование теоретических знаний (совместная работа преподавателя и учащихся по разрешению поставленной проблемы, структурное представление рассматриваемой темы, работа по заданным алгоритмам и составлению новых).
Цель практических занятий – освоение методов решения задач с помощью приобретённых теоретических знаний и нахождения оптимальных способов достижения конечной цели, разработка алгоритма решения отдельных нестандартных задач.
Цель решения нестандартных задач – интеллектуальное развитие учащихся, раскрытие индивидуальных особенностей учащихся, формирование личности будущего специалиста.
Освоение содержания данного элективного курса осуществляется в процессе математической деятельности учащихся, которая предполагает использование приёмов и методов мышления: индукции и дедукции, обобщения и конкретизации, классификации и систематизации, абстрагирования и аналогии.
Требования к математической подготовке учащихся
Углублённое изучение математики предусматривает, прежде всего, более высокий уровень владения материалом, что отражено в изложенных ниже общих требованиях.
Учащиеся должны уметь:
точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательстве теорем;
правильно пользоваться математической терминологией и символикой;
правильно проводить логические рассуждения, формулировать утверждение, обратное данному, его контрпозиции и отрицания, приводить примеры и контрпримеры;
применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе решения задач;
применять изученные алгоритмы для решения соответствующих задач;
применять рациональные приёмы вычислений и тождественных преобразований;
использовать наиболее употребительные эвристические приёмы.
Знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определённые функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Содержание
1. Функциональные уравнения (3 часа)
Понятие функционального уравнения. Примеры. Решение функциональных уравнений с использованием свойств функций, подстановок, а также разделения переменных.
2. Элементы комбинаторики (4 часа)
Правила суммы и произведения. Основные понятия комбинаторики: перестановки, размещения, сочетания. Вывод соответствующих формул. Решение типовых и олимпиадных комбинаторных задач.
3. Уравнения в целых числах (8 часов)
Основные факты, необходимые при решении уравнений в целых числах: свойства факториалов, свойства точных квадратов, формулы сокращённого умножения, малая теорема Ферма, Великая теорема Ферма. Диофантовы уравнения первой степени с двумя неизвестными: определение, условие существования решений, формулы нахождения решений, три способа нахождения частного решения. Задача Пифагора: постановка, геометрическая интерпретация и нахождение общего решения. Отработка навыков решения диофантовых уравнений тремя способами. Решение уравнений в целых числах: применение всевозможных изученных методов и их систематизация.
4. Выигрышные стратегии в играх (4 часа)
Решение олимпиадных задач, в которых необходимо определить выигрышную стратегию одного или двух игроков.
5. Планиметрические задачи (8 часов)
Решение олимпиадных планиметрических задач. Применение различных нестандартных приёмов: удвоение медианы треугольника, продолжение сторон трапеции и т.д. Дополнительные формулы для площадей фигур. Теорема Чевы-Менелая и её использование.
6. Метод математической индукции (4 часа)
Множество натуральных чисел. Принцип и метод математической индукции. Отработка навыков применения метода математической индукции при доказательстве различных утверждений.
7. Возвратные уравнения (4 часа)
Понятие возвратных уравнений. Примеры. Решение возвратных уравнений третьей и четвёртой степени.
Календарно-тематическое планирование
№ | Кален. сроки | Наименование тем и их краткое содержание | Кол-во часов | Вид занятия |
1. | | Функциональные уравнения | 3 | |
| | Понятие функционального уравнения. Примеры. Решение функциональных уравнений с использованием свойств функций, подстановок, а также разделения переменных. | | Лекция-семинар |
2. | | Элементы комбинаторики | 4 | |
| | Правила суммы и произведения. Основные понятия комбинаторики: перестановки, размещения, сочетания. Вывод соответствующих формул. Решение типовых и олимпиадных комбинаторных задач. | | Лекция-семинар |
3. | | Уравнения в целых числах | 8 | |
| | Основные факты, необходимые при решении уравнений в целых числах: свойства факториалов, свойства точных квадратов, формулы сокращённого умножения, малая теорема Ферма, Великая теорема Ферма. Диофантовы уравнения первой степени с двумя неизвестными: определение, условие существования решений, формулы нахождения решений, три способа нахождения частного решения. Задача Пифагора: постановка, геометрическая интерпретация и нахождение общего решения. Отработка навыков решения диофантовых уравнений тремя способами. Решение уравнений в целых числах: применение всевозможных изученных методов и их систематизация. | | Лекция-семинар |
4. | | Выигрышные стратегии в играх | 4 | |
| | Решение олимпиадных задач, в которых необходимо определить выигрышную стратегию одного или двух игроков. | | Лекция-семинар |
5. | | Планиметрические задачи | 8 | |
| | Решение олимпиадных планиметрических задач. Применение различных нестандартных приёмов: удвоение медианы треугольника, продолжение сторон трапеции и т.д. Дополнительные формулы для площадей фигур. Теорема Чевы-Менелая и её использование. | | Лекция-семинар |
6. | | Метод математической индукции | 4 | |
| | Множество натуральных чисел. Принцип и метод математической индукции. Отработка навыков применения метода математической индукции при доказательстве различных утверждений. | | Лекция-семинар |
7. | | Возвратные уравнения | 4 | |
| | Понятие возвратных уравнений. Примеры. Решение возвратных уравнений третьей и четвёртой степени. | | Лекция-семинар |
Итого: 35 часов
Литература
1. Алфутова Н.Б. Устинов А.В. Алгебра и теория чисел. Сборник задач для математических школ –М.: МЦНМО, 2009 – 336 с.
2. Бухштаб А.А. Теория чисел –М.: Просвещение, 1966 – 384 с.
3. Виноградов И.М. Основы теории чисел –СПб.: Лань, 2004 – 176 с.
4. Воробьёв Н.Н. Признаки делимости –М.: Наука, 1974 – 80 с., илл.
5. Гельфонд А.О. Решение уравнений в целых числах –М.: Наука, 1983 – 64 с., илл.
6. Калужнин Л.А. Основная теорема арифметики –М.: Наука, 1969 – 32 с., илл.
7. Оре О. Приглашение в теорию чисел –М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1980 – 128 с., илл.