СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по элективному курсу «Методы решения физических задач повышенной сложности» для 10 класса разработана в соответствии с:

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 « Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в редакции от 31.12.2015 № 1577);

 Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ « Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина».

Курс предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики в основной школе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса»



МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»



Рекомендовано

Руководитель ШМО:

________ /Т.Г.Гращенкова

Протокол заседания ШМО

1 от 29.08.2017

Согласовано

Заместитель директора по УР


___________/Н.А.Богатырева



Утверждено

Директор школы


_________/И.Н.Кухаренкова

Приказ № 64/1 от 31.08.17




Рабочая программа

элективного курса «Методы решения физических задач повышенной сложности» для 10 класса,

реализующего ФГОС ООО

на 2017-2018 учебный год





Учитель: Кочетов А.А.















2017




Пояснительная записка.


Рабочая программа по элективному курсу «Методы решения физических задач повышенной сложности» для 10 класса разработана в соответствии с:


приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ( в редакции от 31.12.2015 № 1577);

Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ « Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина».

Курс предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики в основной и средней школе.


Цели и задачи курса:


  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;


  1. воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;


  1. овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости;


  1. применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;


  1. использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач.


Курс прежде всего ориентирован на развитие у школьников интереса к занятиям, на организацию самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности. Занятия по решению теоретических задач постепенно возрастающей сложности дают возможность обеспечить учащихся материалами для самостоятельной работы. С этой целью после разбора двух-трех ключевых задач на занятии в классе целесообразно дать комплект из 5-10 задач по данной теме для самостоятельной работы с обязательным полным письменным оформлением. Количество решаемых задач определяется желанием школьника, но общее число предлагаемых задач должно быть достаточным для удовлетворения потребностей наиболее способных и настойчивых учащихся. В конце изучения каждой темы целесообразно проведение занятия в форме тура физической олимпиады. В этом случае все учащиеся получают одинаковые комплекты из трех задач. Это задание выполняется за два часа, без какой-либо посторонней и без обсуждения возникающих проблем с другими участниками. Итогом работы должен быть письменный отчет, содержащий полное теоретическое решение. В конце занятия участникам выдаются заранее подготовленные критерии, а также предлагается выполнить самооценку своих результатов. Затем учитель выполняет контроль произведенной самооценки и выставляет окончательную оценку. В том случае, если большинство участников получило очень низкие оценки, выполнение задания целесообразно повторить на следующем занятии.


При проверке выполнения домашнего задания по решению трудных задач полезна методика, используемая при проведении турнира физиков. Одна группа рассказывает решение задач, вторая группа является оппонентом, третья- рецензентом. При объяснении решения другой задачи группы меняются таким образом, чтобы каждая выступила и докладчиком, и оппонентом, и рецензентом. Особенностью этой формы проведения занятий является обоснование решения задачи в устном выступлении. Оценка выставляется с учетом убедительности аргументов при отстаивании правильности полученного решения (максимальная оценка – 10 баллов), а также при оппонировании ( 5 баллов) и рецензировании выступлений докладчика и оппонента (3 балла).


Итоговые формы проведения занятий – это коллективные соревнования школьников в умении решать задачи. Они являются хорошим дополнением к традиционным формам проведения занятий по решению задач.




  1. Планируемые результаты освоения курса 10 класса:


Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;


  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;


  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;


  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;


  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;


  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатами обучения.


Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:


  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий:


  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;


  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его


  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;


  • освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;


  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить на­блюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, пред­ставлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимо­сти между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспече­ния безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формули­ровать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теорети­ческих моделей физические законы;


Содержание курса

элективного курса «Методы решения физических задач повышенной сложности»

для 10 ых классов.


1. Правила и приёмы решения физических задач


Что такое физическая задача? Физическая теория и решение задач. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Формулировка плана решения. Выполнения плана решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения задачи.

Различные приёмы и способы решения: геометрические приёмы, алгоритмы, аналогии. Методы размерностей, графические решения, метод граф и т.д.


2. Операции над векторными величинами


Скалярные и векторные величины. Действия над векторами. Задание вектора. Единичный вектор. Умножение вектора на скаляр. Сложение векторов. Вычитание векторов. Проекции вектора на координатные оси и действия над векторами. Проекции суммы и разности векторов.


3. Равномерное движение. Средняя скорость


Перемещение. Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения. Средняя путевая и средняя скорость по перемещению. Мгновенная скорость.


4. Закон сложения скоростей


Относительность механического движения. Радиус-вектор. Движение с разных точек зрения. Формула сложения перемещения. Формула сложения скоростей.


5. Одномерное равнопеременное движение.


Ускорение. Равноускоренное движение. Движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Начальная скорость. Движение тела брошенного вертикально вверх.


6. Двумерное равнопеременное движение.


Движение тела брошенного под углом к горизонту. Определение дальности полета, времени полета. Максимальная высота подъёма тела при движении под углом к горизонту. Время подъёма до максимальной высоты. Скорость в любой момент времени движения. Угол между скоростью в любой момент времени и горизонтом. Уравнение траектории движения.


7. Динамика материальной точки. Поступательное движение.


Координатный метод решения задач по механике.


8. Движение материальной точки по окружности.


Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Перемещение и скорость при криволинейном движении. Центростремительное ускорение. Закон Всемирного тяготения.


9. Импульс. Закон сохранения импульса.


Импульс тела. Импульс силы. Явление отдачи. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновение.


10. Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии.


Консервативные и неконсервативные силы. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия.


11. Статика и гидростатика.

Условия равновесия твердых тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Виды равновесия тела. Давление в жидкости. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Несжимаемая жидкость.




Тематическое планирование

элективного курса «Методы решения физических задач повышенной сложности»

для 10 ых классов.


1. Правила и приёмы решения физических задач 2 ч.


Что такое физическая задача? Физическая теория и решение задач. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Формулировка плана решения. Выполнения плана решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения задачи.

Различные приёмы и способы решения: геометрические приёмы, алгоритмы, аналогии. Методы размерностей, графические решения, метод граф и т.д.


2. Операции над векторными величинами 2 ч.


Скалярные и векторные величины. Действия над векторами. Задание вектора. Единичный вектор. Умножение вектора на скаляр. Сложение векторов. Вычитание векторов. Проекции вектора на координатные оси и действия над векторами. Проекции суммы и разности векторов.


3. Равномерное движение. Средняя скорость 3 ч.


Перемещение. Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения. Средняя путевая и средняя скорость по перемещению. Мгновенная скорость.


4. Закон сложения скоростей 3 ч.


Относительность механического движения. Радиус-вектор. Движение с разных точек зрения. Формула сложения перемещения. Формула сложения скоростей.


5. Одномерное равнопеременное движение. 3 ч.


Ускорение. Равноускоренное движение. Движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Начальная скорость. Движение тела брошенного вертикально вверх.


6. Двумерное равнопеременное движение. 3 ч.


Движение тела брошенного под углом к горизонту. Определение дальности полета, времени полета. Максимальная высота подъёма тела при движении под углом к горизонту. Время подъёма до максимальной высоты. Скорость в любой момент времени движения. Угол между скоростью в любой момент времени и горизонтом. Уравнение траектории движения.


7. Динамика материальной точки. Поступательное движение. 3 ч.


Координатный метод решения задач по механике.


8. Движение материальной точки по окружности. 3 ч.


Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Перемещение и скорость при криволинейном движении. Центростремительное ускорение. Закон Всемирного тяготения.


9. Импульс. Закон сохранения импульса. 3 ч.


Импульс тела. Импульс силы. Явление отдачи. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновение.


10. Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии. 3 ч.


Консервативные и неконсервативные силы. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия.


11. Статика и гидростатика. 2 ч.


Условия равновесия твердых тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Виды равновесия тела. Давление в жидкости. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Несжимаемая жидкость.


Физическая олимпиада. 2 ч.

Резерв времени 2 ч. Итого 34 часа.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!