СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Экология Ставропольского края"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа спецкурса «Экология Ставрополья» (35 часов) предназначена для учащихся 7-х классов. Содержание спецкурса позволяет познакомить учащихся с экологией Ставропольского края, а практические исследования расширяют экологические знания по курсу.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Экология Ставропольского края"»

Рабочая программа спецкурса «Экология Ставропольского края»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:

 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);

 Постановление правительства Ставропольского края № 117-п от 31 марта 2017 г. «О внесении изменений в государственной программе Ставропольского края «Охрана окружающей среды» утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2015 г.№ 522п

 Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее – СанПиН 2.4.2. 2821-10);

 Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

 Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15;

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями).


Программа спецкурса «Экология Ставрополья» (35 часов) предназначена для учащихся 7-х классов. Содержание спецкурса позволяет познакомить учащихся с экологией Ставропольского края, а практические исследования расширяют экологические знания по курсу.

Цель :формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействий живого и среды на конкретных примерах своего региона.

Задачи курса:

  • освоение понятийного аппарата экологии и определенного объема фактологического материала;

  • изучение специфики и общих аспектов взаимодействий со средой биосистем разного иерархического уровня;

  • формирование представлений об общих принципах и законах окружающего мира;

  • развитие умений анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать развитие природных систем в условиях антропогенного пресса в своем регионе, а также умение выбирать конструктивные решения экологических проблем.

Курс "Экология Ставропольского края» должен рассматриваться как начальный информационный блок региональной образовательной области «Региональная экология» и поэтому включает минимальный базовый уровень, сочетающий возможности расширения за счет углубленного изучения тем. 

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Важнейшие личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственных поступкам;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Важнейшие метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёт интересов; формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Важнейшие предметные результаты:

1) формирование представлений об экологии, её роли в сохранении многообразия планеты человеком, об экологических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы экологического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов экологической среды, её экологических параметров;

5) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации экологической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных экологических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.



Для организации изучения обучающимися содержания образования экологической и краеведческой направленности за счет часов регионального компонента вводится в 7 классе спецкурс по экологии «Экология Ставропольского края»: Учеб. для общеобразоват. учреждений Ставропол. края / [Вишнякова В. Ф., Иванов А. Л., Кондратьева А. А. и др.]; Под ред. В. Ф. Вишняковой. - Ставрополь : Ставропольсервисшк., 2000. - 188, 


Рабочая программа содержит 35 часов за год, 1 час в неделю


Раздел 2. Содержание тем курса «Экология Ставропольского края»

1 .Введение. 

Основные понятия и терминология. Объект изучения исторической краеведения и природопользования - исторические свидетельства экологических проблем в различных регионах мира. Взаимодействие человека и природы. Анализ характера и масштабов воздействия человека на природу. Естественные изменения природной среды и их влияние на развитие социальной среды.

2.        Взаимодействие природы и общества 

 Региональная экология. Эколого-географическое положение Ставрополья (рельеф, климат, внутренние воды).

Природные условия и ресурсы Ставрополья. Классификация ресурсов (минерально-сырьевые, рекреационные, земельные, ресурсы с/х производства, промышленные ресурсы, агроклиматические ресурсы).

Экономико-географическое положение ставропольского края

Общая характеристика природных условий Ставропольского края и их зависимость от географического положения. Сравнение географического положения края с положением других областей России. Функции границы.

Ресурсный потенциал природной среды

Понятие «Природно-ресурсный потенциал» (ПРП) территории.  Физико-географические и экономические методы определения природно-ресурсного потенциала.

Понятие «природные ресурсы». Природные ресурсы как пространственн-временная категория. Системы классификации природных ресурсов – по происхождению, по видам хозяственного использования, по степени исчерпаемости и возобновляемости.

3.         Антропогенные        изменения        окружающей        среды Ставропольского края 

Ископаемые ресурсы края, проблемы их пользования.

Промышленность.        Основные        отрасли        промышленности

Ставропольского края (электроэнергетика, машиностроение, химическая, нефтехимическая, топливная, строительная и пищевая отрасли). Влияние промышленности на экологическую обстановку в крае.

Влияние с/х на экологическую обстановку в регионе.

Транспорт (виды транспорта в Ставропольском крае). Экологические проблемы использования транспортных средств.

Практические     работы .-«Исследование      загрязнения      воздуха  транспортом».

4        Воздушный бассейн края и его состояние 

Состав и экологические особенности атмосферы. Состав воздуха. Части атмосферы.

Загрязнение и основные загрязнители атмосферы края. Искусственные и природные источники загрязняющие воздух.

    Состояние   атмосферного   воздуха   в   крае.   Отрасли   экономики   -загрязнители атмосферы края.

Практические работы.«Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». «Определение загрязнения воздуха методом лихеноиндикации».

5.        Водные ресурсы края и проблемы их использования 

Водно-ресурсные категории и их связь с общим круговоротом воды. Оценка водных ресурсов региона. Сущность водной проблемы, причины ее возникновения. Качественное и количественное истощение водных ресурсов. Водоохранные и водосберегающие технологии. Примеры рационального использования водных ресурсов региона.

   Водные   ресурсы   края.   Поверхностные   и   подземные   воды   региона.

Экологические особенности и использование водных ресурсов края.

Загрязнение и основные загрязнители водных объектов Ставропольского края.

Состояние водных объектов края. Отрасли-загрязнители водных ресурсов Ставрополья.

Практические работы: «Приготовление модельных загрязнений воды и их экспресс-анализ». «Влияние синтетических моющих средств на водные растения. Очистка воды от CMC». «Определение кислотности атмосферных осадков. Определение жесткости воды».

  1.         Земля и ее использование в крае 

Значение почв в биосфере.  Понятие «земельный фонд», его качественные и количественные параметры. Классификация земельных ресурсов. Земельные ресурсы России и региона. Причины динамики сельскохозяйственных угодий. «Экологизация» сельского хозяйства. Первая и вторая "Зеленая революция", их значение для увеличения производства продовольствия. Плодородие почв. Потери почв.

Земельные ресурсы края. Состояние земельных ресурсов края. Основные загрязнители почвы.

Деградация почв: почвенная эрозия, оврагообразование, оползневые процессы, засоление почв, опустынивание, загрязнение земель.

Охрана почв. Мероприятия по охране почв в Ставропольском крае.

Практические    работы: «Приготовление       почвенной       вытяжки. Определение рН почвенной вытяжки, оценка кислотности почвы».

7.  Живой организм как среда обитания. Паразитизм, неклеточные формы жизни.

Использование паразитами максимально адаптированной среды обитания – тела или органов других организмов. Приспособленность паразитов к жизни в их специфической среде обитания. Многообразие форм паразитов: вирусы, простейшие, бактерии, гельминты.

8.        Растительный покров края

Флора и растительность Ставропольского края. Кормовые и пищевые растения флоры Ставрополья. Проблемы охраны растительного мира. Причины, вызывающие сокращение численности и исчезновение видов растений.

Красная книга Ставропольского края. Редкие и исчезающие растения Ставропольского края.

9.        Животный мир Ставропольского края 

Животный мир Ставропольского края. Использование ресурсов. Охотничье-промысловые виды животных края.

Охрана животных в крае. Редкие исчезающие виды животных Ставрополья.

Влияние на фауну хозяйственной деятельности человека. Роль человекав трансформации ландшафтов Ставропольского края. Основные формы воздействия человека на животный мир: химические, физические и биологические загрязнения. Красная книга Ставропольского края.

10. Состояние природных комплексов и охраняемые территории

края 

Природные комплексы Ставропольского края. Сезонная динамика ландшафтов.

Охраняемые природные территории края: заказники и памятники природы.

Термальные источники района КМВ

11.   Рекреационные ресурсы Ставропольского края

Роль отдыха в жизни человека. Проблемы природопользования в рекреационной сфере. Виды рекреационной деятельности. Территориальные рекреационные системы края.

Заключение. Мое отношение к природе родного края 

 Защита проектов. Мое отношение к природе родного края

Заключение.



Раздел 3. Календарно-тематическое планирование курса «Экология Ставропольского края»


Тема занятия

Задания


Введение. (1 час)


1

Экология как наука

Сообщения об ученых экологах


Раздел2. Взаимодействие природы и общества 

(2 часа)


2

Экологические проблемы природного характера

Рисунок «Экологические проблемы г. Ставрополя»

3

Природные условия и ресурсы Ставрополья.

Нанести на карту Ставропольского края месторасположение полезных ископаемых


Раздел3.Антропогенные        изменения        окружающей        среды Ставропольского края  (3 часа)


4

Промышленность.        Основные        отрасли        промышленности

Составить кроссворд «транспорт»

5

Транспорт (виды транспорта в Ставропольском крае)


6

Практические     работа Исследование      загрязнения      воздуха  транспортом»

Закончить оформление работы


Раздел 4. Воздушный бассейн края и его состояние (3 часа)


7

Состояние   атмосферного   воздуха   в   крае.   Отрасли   экономики   -загрязнители атмосферы края.

Сообщения СМИ

8

Практические работы «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».

Закончить оформление работы

9

Практическая работа «Определение загрязнения воздуха методом лихеноиндикации».

Закончить оформление работы


Раздел 5 Водные ресурсы края и проблемы их использования (4 часа)


10

Водные   ресурсы   края.   Поверхностные   и   подземные   воды   региона.

Сообщения о реках, озерах края

11

Практическая работа: «Приготовление модельных загрязнений воды и их экспресс-анализ».

Закончить оформление работы

12

Практическая работа «Влияние синтетических моющих средств на водные растения. Очистка воды от CMC».

Закончить оформление работы

13

Практические работы: «Определение кислотности атмосферных осадков. Определение жесткости воды».

Закончить оформление работы


Раздел 6 . Земля и ее использование в крае (4 часа)


14

Земельные ресурсы России и региона. Причины динамики сельскохозяйственных угодий

Сообщения СМИ

15

Деградация почв: почвенная эрозия, оврагообразование, оползневые процессы, засоление почв, опустынивание, загрязнение земель.

Создать модель , макет оврага

16

Охрана почв. Мероприятия по охране почв в Ставропольском крае

Создать модель , макет оврага

17

Практические    работы: «Приготовление       почвенной       вытяжки. Определение рН почвенной вытяжки, оценка кислотности почвы».


Закончить выполнение работы


Раздел 7. Живой организм как среда обитания (2 часа)


18

Использование паразитами максимально адаптированной среды обитания – тела или органов других организмов.

Сообщения

19

Многообразие форм паразитов: вирусы, простейшие, бактерии, гельминты.

Составить схему


Раздел 8. Растительный покров края (2 часа)


20

Флора и растительность Ставропольского края.

Рисунки «Охраняемые растения»

21

Красная книга Ставропольского края. Редкие и исчезающие растения Ставропольского края.


Презентация «Красная Книга Ставропольского края»


Раздел 9. Животный мир Ставропольского края 


22

Животный мир Ставропольского края.

Кроссворд «Животные Ставропольского края»

23

Охрана животных в крае. Редкие исчезающие виды животных Ставрополья

Рисунки «Охраняемые животные Ставропольского края»

24

Красная книга животных Ставропольского края

Презентация «Красная Книга Ставропольского края»


Раздел 10. Состояние природных комплексов и охраняемые территории края (2 часа)


25

Природные комплексы Ставропольского края

Создание фотоколлажа «памятники природы Ставрополья»

26

Охраняемые природные территории края: заказники и памятники природы.

Создание фотоколлажа «Заказники Ставрополья»


Раздел 11. Рекреационные ресурсы Ставропольского края


27

Проблемы природопользования в рекреационной сфере. Виды рекреационной деятельности

Создание буклета «Рекреационные ресурсы Ставрополья»

28

Территориальные рекреационные системы края.

Создание буклета «Рекреационные ресурсы Ставрополья»


Заключение. Мое отношение к природе родного края 


29-34

Защита проектов. Мое отношение к природе родного края


Подготовка мини-проектов

35

Заключение по курсу «Экология Ставропольского края»



Литература.

1. Ашихмина   Ю.Е.   Школьный   экологический   мониторинг.   -  М.:

«Агар», 2000.

2.  Государственный доклад «О состоянии окружающей природной  среды Ставропольского края в 2012 году. Ставрополь, 2012.

3.  Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. – М.: Дрофа, 2001.

4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. - М.: АО МДС, 1996.

5.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Город без отходов //Биология в школе:

журнал. - 2005. - № 3.

6. Экология    Ставропольского    края:Учебник    для    9-11    классов

общеобразовательных школ СК, под редакцией Вишняковой В.Ф.

Ставрополь: Сервисшкола, 2000.

7.Экология. Элективные курсы. авт.-сост. М.В. Высоцкая. -Волгоград: Учитель, 2006.

8.  Физическая география Ставропольского края. Учебник для 6,8 кл.-Ставрополь,2003.


Интернет-ресурсы по курсу

1. http://www.bugdreams.com/

2. http://zooclub.farpost.com - - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии.

3. http://www.bober.ru/ - Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация.****

4. http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.

5. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок

6. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок

7. http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.

8. http://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных. http://www.kulichki.com/elephant/ - Фонд защиты слонов - фотографии, статьи, рассказы, сказки и анекдоты о слонах


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!