Рабочая программа спецкурса «Экология Ставропольского края»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
Постановление правительства Ставропольского края № 117-п от 31 марта 2017 г. «О внесении изменений в государственной программе Ставропольского края «Охрана окружающей среды» утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2015 г.№ 522п
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее – СанПиН 2.4.2. 2821-10);
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями).
Программа спецкурса «Экология Ставрополья» (35 часов) предназначена для учащихся 7-х классов. Содержание спецкурса позволяет познакомить учащихся с экологией Ставропольского края, а практические исследования расширяют экологические знания по курсу.
Цель :формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействий живого и среды на конкретных примерах своего региона.
Задачи курса:
освоение понятийного аппарата экологии и определенного объема фактологического материала;
изучение специфики и общих аспектов взаимодействий со средой биосистем разного иерархического уровня;
формирование представлений об общих принципах и законах окружающего мира;
развитие умений анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать развитие природных систем в условиях антропогенного пресса в своем регионе, а также умение выбирать конструктивные решения экологических проблем.
Курс "Экология Ставропольского края» должен рассматриваться как начальный информационный блок региональной образовательной области «Региональная экология» и поэтому включает минимальный базовый уровень, сочетающий возможности расширения за счет углубленного изучения тем.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Важнейшие личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственных поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Важнейшие метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёт интересов; формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Важнейшие предметные результаты:
1) формирование представлений об экологии, её роли в сохранении многообразия планеты человеком, об экологических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы экологического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов экологической среды, её экологических параметров;
5) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации экологической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных экологических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Для организации изучения обучающимися содержания образования экологической и краеведческой направленности за счет часов регионального компонента вводится в 7 классе спецкурс по экологии «Экология Ставропольского края»: Учеб. для общеобразоват. учреждений Ставропол. края / [Вишнякова В. Ф., Иванов А. Л., Кондратьева А. А. и др.]; Под ред. В. Ф. Вишняковой. - Ставрополь : Ставропольсервисшк., 2000. - 188,
Рабочая программа содержит 35 часов за год, 1 час в неделю
Раздел 2. Содержание тем курса «Экология Ставропольского края»
1 .Введение.
Основные понятия и терминология. Объект изучения исторической краеведения и природопользования - исторические свидетельства экологических проблем в различных регионах мира. Взаимодействие человека и природы. Анализ характера и масштабов воздействия человека на природу. Естественные изменения природной среды и их влияние на развитие социальной среды.
2. Взаимодействие природы и общества
Региональная экология. Эколого-географическое положение Ставрополья (рельеф, климат, внутренние воды).
Природные условия и ресурсы Ставрополья. Классификация ресурсов (минерально-сырьевые, рекреационные, земельные, ресурсы с/х производства, промышленные ресурсы, агроклиматические ресурсы).
Экономико-географическое положение ставропольского края
Общая характеристика природных условий Ставропольского края и их зависимость от географического положения. Сравнение географического положения края с положением других областей России. Функции границы.
Ресурсный потенциал природной среды
Понятие «Природно-ресурсный потенциал» (ПРП) территории. Физико-географические и экономические методы определения природно-ресурсного потенциала.
Понятие «природные ресурсы». Природные ресурсы как пространственн-временная категория. Системы классификации природных ресурсов – по происхождению, по видам хозяственного использования, по степени исчерпаемости и возобновляемости.
3. Антропогенные изменения окружающей среды Ставропольского края
Ископаемые ресурсы края, проблемы их пользования.
Промышленность. Основные отрасли промышленности
Ставропольского края (электроэнергетика, машиностроение, химическая, нефтехимическая, топливная, строительная и пищевая отрасли). Влияние промышленности на экологическую обстановку в крае.
Влияние с/х на экологическую обстановку в регионе.
Транспорт (виды транспорта в Ставропольском крае). Экологические проблемы использования транспортных средств.
Практические работы .-«Исследование загрязнения воздуха транспортом».
4 Воздушный бассейн края и его состояние
Состав и экологические особенности атмосферы. Состав воздуха. Части атмосферы.
Загрязнение и основные загрязнители атмосферы края. Искусственные и природные источники загрязняющие воздух.
Состояние атмосферного воздуха в крае. Отрасли экономики -загрязнители атмосферы края.
Практические работы.«Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». «Определение загрязнения воздуха методом лихеноиндикации».
5. Водные ресурсы края и проблемы их использования
Водно-ресурсные категории и их связь с общим круговоротом воды. Оценка водных ресурсов региона. Сущность водной проблемы, причины ее возникновения. Качественное и количественное истощение водных ресурсов. Водоохранные и водосберегающие технологии. Примеры рационального использования водных ресурсов региона.
Водные ресурсы края. Поверхностные и подземные воды региона.
Экологические особенности и использование водных ресурсов края.
Загрязнение и основные загрязнители водных объектов Ставропольского края.
Состояние водных объектов края. Отрасли-загрязнители водных ресурсов Ставрополья.
Практические работы: «Приготовление модельных загрязнений воды и их экспресс-анализ». «Влияние синтетических моющих средств на водные растения. Очистка воды от CMC». «Определение кислотности атмосферных осадков. Определение жесткости воды».
Земля и ее использование в крае
Значение почв в биосфере. Понятие «земельный фонд», его качественные и количественные параметры. Классификация земельных ресурсов. Земельные ресурсы России и региона. Причины динамики сельскохозяйственных угодий. «Экологизация» сельского хозяйства. Первая и вторая "Зеленая революция", их значение для увеличения производства продовольствия. Плодородие почв. Потери почв.
Земельные ресурсы края. Состояние земельных ресурсов края. Основные загрязнители почвы.
Деградация почв: почвенная эрозия, оврагообразование, оползневые процессы, засоление почв, опустынивание, загрязнение земель.
Охрана почв. Мероприятия по охране почв в Ставропольском крае.
Практические работы: «Приготовление почвенной вытяжки. Определение рН почвенной вытяжки, оценка кислотности почвы».
7. Живой организм как среда обитания. Паразитизм, неклеточные формы жизни.
Использование паразитами максимально адаптированной среды обитания – тела или органов других организмов. Приспособленность паразитов к жизни в их специфической среде обитания. Многообразие форм паразитов: вирусы, простейшие, бактерии, гельминты.
8. Растительный покров края
Флора и растительность Ставропольского края. Кормовые и пищевые растения флоры Ставрополья. Проблемы охраны растительного мира. Причины, вызывающие сокращение численности и исчезновение видов растений.
Красная книга Ставропольского края. Редкие и исчезающие растения Ставропольского края.
9. Животный мир Ставропольского края
Животный мир Ставропольского края. Использование ресурсов. Охотничье-промысловые виды животных края.
Охрана животных в крае. Редкие исчезающие виды животных Ставрополья.
Влияние на фауну хозяйственной деятельности человека. Роль человекав трансформации ландшафтов Ставропольского края. Основные формы воздействия человека на животный мир: химические, физические и биологические загрязнения. Красная книга Ставропольского края.
10. Состояние природных комплексов и охраняемые территории
края
Природные комплексы Ставропольского края. Сезонная динамика ландшафтов.
Охраняемые природные территории края: заказники и памятники природы.
Термальные источники района КМВ
11. Рекреационные ресурсы Ставропольского края
Роль отдыха в жизни человека. Проблемы природопользования в рекреационной сфере. Виды рекреационной деятельности. Территориальные рекреационные системы края.
Заключение. Мое отношение к природе родного края
Защита проектов. Мое отношение к природе родного края
Заключение.
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование курса «Экология Ставропольского края»
№ | Тема занятия | Задания |
| Введение. (1 час) | |
1 | Экология как наука | Сообщения об ученых экологах |
| Раздел2. Взаимодействие природы и общества (2 часа) | |
2 | Экологические проблемы природного характера | Рисунок «Экологические проблемы г. Ставрополя» |
3 | Природные условия и ресурсы Ставрополья. | Нанести на карту Ставропольского края месторасположение полезных ископаемых |
| Раздел3.Антропогенные изменения окружающей среды Ставропольского края (3 часа) | |
4 | Промышленность. Основные отрасли промышленности | Составить кроссворд «транспорт» |
5 | Транспорт (виды транспорта в Ставропольском крае) | |
6 | Практические работа Исследование загрязнения воздуха транспортом» | Закончить оформление работы |
| Раздел 4. Воздушный бассейн края и его состояние (3 часа) | |
7 | Состояние атмосферного воздуха в крае. Отрасли экономики -загрязнители атмосферы края. | Сообщения СМИ |
8 | Практические работы «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». | Закончить оформление работы |
9 | Практическая работа «Определение загрязнения воздуха методом лихеноиндикации». | Закончить оформление работы |
| Раздел 5 Водные ресурсы края и проблемы их использования (4 часа) | |
10 | Водные ресурсы края. Поверхностные и подземные воды региона. | Сообщения о реках, озерах края |
11 | Практическая работа: «Приготовление модельных загрязнений воды и их экспресс-анализ». | Закончить оформление работы |
12 | Практическая работа «Влияние синтетических моющих средств на водные растения. Очистка воды от CMC». | Закончить оформление работы |
13 | Практические работы: «Определение кислотности атмосферных осадков. Определение жесткости воды». | Закончить оформление работы |
| Раздел 6 . Земля и ее использование в крае (4 часа) | |
14 | Земельные ресурсы России и региона. Причины динамики сельскохозяйственных угодий | Сообщения СМИ |
15 | Деградация почв: почвенная эрозия, оврагообразование, оползневые процессы, засоление почв, опустынивание, загрязнение земель. | Создать модель , макет оврага |
16 | Охрана почв. Мероприятия по охране почв в Ставропольском крае | Создать модель , макет оврага |
17 | Практические работы: «Приготовление почвенной вытяжки. Определение рН почвенной вытяжки, оценка кислотности почвы». | Закончить выполнение работы |
| Раздел 7. Живой организм как среда обитания (2 часа) | |
18 | Использование паразитами максимально адаптированной среды обитания – тела или органов других организмов. | Сообщения |
19 | Многообразие форм паразитов: вирусы, простейшие, бактерии, гельминты. | Составить схему |
| Раздел 8. Растительный покров края (2 часа) | |
20 | Флора и растительность Ставропольского края. | Рисунки «Охраняемые растения» |
21 | Красная книга Ставропольского края. Редкие и исчезающие растения Ставропольского края. | Презентация «Красная Книга Ставропольского края» |
| Раздел 9. Животный мир Ставропольского края | |
22 | Животный мир Ставропольского края. | Кроссворд «Животные Ставропольского края» |
23 | Охрана животных в крае. Редкие исчезающие виды животных Ставрополья | Рисунки «Охраняемые животные Ставропольского края» |
24 | Красная книга животных Ставропольского края | Презентация «Красная Книга Ставропольского края» |
| Раздел 10. Состояние природных комплексов и охраняемые территории края (2 часа) | |
25 | Природные комплексы Ставропольского края | Создание фотоколлажа «памятники природы Ставрополья» |
26 | Охраняемые природные территории края: заказники и памятники природы. | Создание фотоколлажа «Заказники Ставрополья» |
| Раздел 11. Рекреационные ресурсы Ставропольского края | |
27 | Проблемы природопользования в рекреационной сфере. Виды рекреационной деятельности | Создание буклета «Рекреационные ресурсы Ставрополья» |
28 | Территориальные рекреационные системы края. | Создание буклета «Рекреационные ресурсы Ставрополья» |
| Заключение. Мое отношение к природе родного края | |
29-34 | Защита проектов. Мое отношение к природе родного края | Подготовка мини-проектов |
35 | Заключение по курсу «Экология Ставропольского края» | |
Литература.
1. Ашихмина Ю.Е. Школьный экологический мониторинг. - М.:
«Агар», 2000.
2. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Ставропольского края в 2012 году. Ставрополь, 2012.
3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. – М.: Дрофа, 2001.
4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. - М.: АО МДС, 1996.
5.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Город без отходов //Биология в школе:
журнал. - 2005. - № 3.
6. Экология Ставропольского края:Учебник для 9-11 классов
общеобразовательных школ СК, под редакцией Вишняковой В.Ф.
Ставрополь: Сервисшкола, 2000.
7.Экология. Элективные курсы. авт.-сост. М.В. Высоцкая. -Волгоград: Учитель, 2006.
8. Физическая география Ставропольского края. Учебник для 6,8 кл.-Ставрополь,2003.
Интернет-ресурсы по курсу
1. http://www.bugdreams.com/
2. http://zooclub.farpost.com - - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии.
3. http://www.bober.ru/ - Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация.****
4. http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.
5. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок
6. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок
7. http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.
8. http://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных. http://www.kulichki.com/elephant/ - Фонд защиты слонов - фотографии, статьи, рассказы, сказки и анекдоты о слонах