СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Экологическое воспитание в начальной школе»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема экологического воспитания в настоящее время является весьма актуальной. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, и особенно, в школьные годы.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Экологическое воспитание в начальной школе»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №8 с. Ульяновка Минераловодского района Ставропольского края


РАССМОТРЕНО

На ШМО

Протокол №

от « » _________2018г.

Руководитель ШМО учителей начальных классов

________ / Терехова А.В.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

____________ Дейнека Е.А.

«___» 2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ СОШ №8

с. Ульяновка ____________

Николенко Л. А.

Приказ № «___» _____2018







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Экологическое воспитание в начальной школе»





Составитель:

Калугина Людмила Алексеевна,

учитель начальных классов



2018 г.

Актуальность программы


Проблема экологического воспитания в настоящее время является весьма актуальной. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, и особенно, в школьные годы. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания.

Экологическая культура как качество личности должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которого являются:

- семья;

- детские дошкольные учреждения;

- школа;

-внешкольные воспитательные учреждения;

-воспитательная работа в летний период;

- средства массовой информации;

- самовоспитание.

Экологическое просвещение людей стало сегодня важнейшей педагогической задачей. Разумное, бережное, ответственное отношение ребёнка к окружающему миру может быть воспитано тогда, когда педагог, осуществляющий этот процесс, сам обладает достаточными экологическими знаниями, экологической культурой, является носителем экологического сознания.

Особенно это актуально для начальной школы, где закладываются основы экологической культуры, целостного представления о природе, формируется научное отношение к окружающей природной среде, усваиваются нормы поведения и навыки элементарных экологически грамотных действий.

Поэтому одной из главнейших задач современного образования является повышение уровня экологической культуры, одним из приоритетных направлений деятельности начальной школы является экологизация школьного образования.

Для решения проблем экологического воспитания учащихся начальных классов использование возможностей воспитательной работы постоянно совершенствуется, преобразуется в соответствующей ситуации конкретных условий их реализации.

В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.


Цели и задачи программы


Таким образом, цели экологического воспитания:

  • способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии,

  • подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции,

  • развивать умения решать проблемы, воспитание гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания. 

  • формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.

Экологизация образовательного процесса – переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов.

Это комплекс мероприятий, который включает в себя:

  1. введение элементов экологии в школьные предметы;

  2. проведение интегрированных уроков по разным предметам;

  3. проведение внеклассных мероприятий,

  4. проектно-исследовательская деятельность.

Задачи:

  • формирование экологической культуры и экологического сознания школьников;

  • активизация практической деятельности школьников экологической направленности;

  • развитие познавательной, творческой, общественной активности школьников в ходе экологической деятельности;

  • воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.


Планируемые результаты освоения программы


Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях учащихся.

Содержание программы «Экологическое воспитание в начальной школе» формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные результаты:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства.


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

- предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия:

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;


Ожидаемые результаты

К концу первого года обучения школьники должны знать:

1.Секреты живой и неживой природы.

2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города.

3. Нравственные правила обращения с объектами природы.

К концу первого года обучения школьники должны уметь:

1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.

2.Оказывать помощь птицам в зимнее время.

3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе.

К концу второго года обучения школьники должны знать:

1. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики.

2. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края.

3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой.

К концу второго года обучения школьники должны уметь

1.Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе.

2.Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.

3.Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.


К концу третьего года обучения школьники должны знать:

1.Реальные местные экологические условия.

2. Способы охраны природы.

3.Некоторые охраняемые растения и животные Ставропольского края.

К концу третьего года обучения школьники должны уметь:

1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить.

2. Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке.

3.Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования.

К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:

1.Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы.

2.Нравственные и правовые принципы природопользования.

3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края.

К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:

1.Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах.

2.Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе.

3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении.

Предполагаемые результаты работы по программе:

  • использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;

  • возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести обширные экологические знания, ориентированные на практику;

  • формирование у обучающихся правильного миропонимания и ответственного отношения к сохранению объектов природы;

  • формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием.

Ожидаемые результаты (в отношении к учащимся, учителям, родителям)

  1. Вовлечённость в деятельность экологического содержания.

  2. Проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении экологических мероприятий.

  3. Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, в том числе исследовательскими.

  4. Обогащение знаниями о природных богатствах родного края, его экологических проблемах и способах их решения.

  5. Проявление экологической культуры, выражающейся в переводе знаний в норму поступка.


Модель выпускника начальной школы:

  • экологическая культура;

  • экологическая ответственность;

  • экологическая деятельность;

  • активная жизненная позиция;

  • осознание общечеловеческих ценностей: «Доброта», «Здоровье», «Культура», «Ответственность», «Милосердие», «Семья» и др.;

  • готовность к продолжению экологического образования


Содержание программы

Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе, - идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования у обучающихся правильного миропонимания, так и для воспитания у них ответственного отношения к сохранению объектов природы.

При экологическом воспитании реализуется и патриотический аспект: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину, охранять природу - значит охранять Родину.

В данной Программе природа рассматривается как ценность во всех аспектах человеческого развития - познавательного, эстетического, нравственного и физического.

Работа по экологическому воспитанию лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у детей будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе занимают экскурсии, прогулки с целью наблюдений.

Чрезвычайно важно научить детей охранять природу через полезные дела: посадка деревьев и цветников, ухаживание за зелёными насаждениями, сбор семян, материалов для гербариев, развешивание птичьих домиков, кормушек, проведение регулярных сборов корма для птиц и животных, их кормление. Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту вокруг себя, школьник и иначе воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельности раскрывают перед ними истинную красоту природы. Дети учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, осмысливать увиденное.

Большое внимание на занятиях уделяется связи деятельности в природе с обучением русскому языку и литературе. Развитие языка и речи школьников, работа с произведениями литературы, изобразительного искусства, музыки позволяет глубже раскрыть школьнику духовную ценность природы, по новому осветить роль заботы об окружающей среде и ее рациональном использовании.

Познавательная направленность текстов экологического содержания, произведений искусства стимулирует у детей моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников.

В результате у детей активизируется потребность в выражении своих эстетических чувств и переживаний творческими средствами: через рисунок, заметку, стихотворение. ребята не только будут учиться излагать свои мысли письменно, но и, самое главное, научатся чувствовать красоту через непосредственное общение с природой. Учащиеся получат первичные навыки участия в природоохранных акциях, моделирования экологических ситуаций, развития прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетического восприятия природы.

Современная система образования делает ориентир на формирование у обучающихся умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Этому способствуют методы организации познавательной деятельности в работе с источниками информации. В итоге, дети способны не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование нравственных качеств, повышение экологической и общечеловеческой культуры.



Направления реализации программы

В программе экологического воспитания следующие направления работы:


Направления






Исследовательское

Практическое

Познавательное






  • познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);

  • практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц)

  • исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты, проекты).

Успех экологического воспитания и образования зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания:

  • экологическое воспитание учащихся проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.

  • активное вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, охрана и подкормка птиц и т.д.

Работа по экологическому воспитанию ведется во внеурочное время, на классных часах.

Помимо традиционных форм экологического образования и воспитания  младших школьников, в настоящее время используют  такие инновационные формы, как природоохранительные акции и экологические проекты.

Акции – это социально значимые, комплексные мероприятия, которые, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное  воздействие на детей, служат эффективной экологической пропагандой среди родителей. Доступные и понятные для детей природоохранительные акции в школе проводятся к значительным международным датам, как Всемирный день воды (22 марта), Всемирный день здоровья (7 апреля), день Земли (22 апреля) и др.


Международные даты

Природоохранные акции

Всемирный день воды

Конкурс плакатов «Вода- ты жизнь!»

Всемирный день здоровья

Неделя здоровья: классные часы, конкурсы плакатов «Здорово жить – здорово!» и « Мы за здоровый образ жизни», викторины, игры, просмотр учебных фильмов, спортивные мероприятия, оформление тематических стендов, выставки в школьных библиотеках

День Земли

Выставка поделок из бросового материала «Удивительное рядом!», конкурс листовок и плакатов «Посмотри как он хорош, мир, в котором ты живёшь!»

Международный

день птиц

«Каждой пичужке – кормушка» и «Покормите птиц!»


Развить  исследовательские навыки, умения, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения-воспитания)  - помогает  использование  метода  проектов.

Цель проектов – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с её объектами.  Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в  которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Они нацеливают на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.


Название

Цель  проекта

«Защити ёлочку»

Формировать ответственное отношение к природным богатствам, творческую активность и природоохранную деятельность.

«Покормите птиц зимой»

Приобретать знаний о зимующих птицах, развивать у детей интерес к птицам и ответственность за все живое; развивать коммуникативные способности

«Экологическая мастерская»

Составить, создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно вести себя в окружающей их природе; развивать творческое мышление, воображение.

«Школа чистоты»

Сформировать представление о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле; заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах: в природе, дома, в школе.

«Красная книга – сигнал опасности»

Развивать у учащихся  представления о назначении Красной книги; развивать бережное отношение к исчезающим видам растений и животных.

Результатом работы являются альбомы  с  рисунками , с красочными иллюстрациями  четырех времен года, стихами русских  поэтов, народных примет и пословиц,  представленных по месяцам.

Для сохранения результатов учебной и практической деятельности учащихся используются:

  • презентации (цифровые или в виде распечатанных материалов);

  • творческие работы (графические, живописные, литературные) в форме накопительных папок;

  • стенгазеты, экологические буклеты, книжки-малышки, книжки-раскладушки.

Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании младших школьников является осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае. Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого – краеведческой работы со школьниками. Трудовая природоохранная деятельность связана с сохранением и улучшением окружающей среды.

Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим.

Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых.

Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно – гигиенические качества окружающей среды – значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.



Содержание работы по экологическому воспитанию в 3 классе


Месяцы

Мероприятия

Направления

сентябрь

1.Конкурс рисунков «Осень золотая»

2.Уход за комнатными растениями, наблюдение за изменениями в жизни растений с наступлением осени.

3.Классный час «Перелётные птицы »

Познавательно-развлекательное

Практическое


Познавательное

Исследовательское

октябрь

1.Экскурсия «Осенние изменения в природе» сбор природного материала, наблюдения, выводы об изменениях в природе.

2. Классный час «Такие разные животные »

3. Уход за комнатными растениями


Исследовательское (умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения)

Практическое

ноябрь

1.Экологическая игра «Мы в ответе за тех, кого приручили»

2.Конкурс рисунков «Птицы –наши друзья»

Познавательное

Практическое, познавательное, исследовательское

декабрь

1.Познавательная игра «Вода –чудо природы»


2. Конкурс поделок и рисунков «Чудо-дерево»

Познавательное

Практическое

январь

1. Конкурс рисунков «Белая берёза»

2.Экскурсия «Зимние изменения в природе» наблюдения, выводы об изменениях в природе.

3. Конкурс на лучшую кормушку

Исследовательское

Практическое, познавательное

февраль

1. Интеллектуальная игра «Эти забавные животные»

2.Конкурс чтецов «Природы дивная пора»

Познавательное, исследовательское

Познавательное

март

1.Акция «Сохраним улыбки весны»

2. Экскурсия «Весенние изменения в природе» наблюдения, выводы об изменениях в природе.

Практическое

Познавательное

апрель

1.Классный час «День Земли»

2.Составление листовок «Береги природу!»

Исследовательское

Познавательно-развлекательное

Практическое

май

Акция «Чистый школьный двор »

Практическое



Список используемых источников

  1. Афанасьева Е.С. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 2009. - №1.- с. 30-32.

  2. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. – 2003. - №9. – с. 16-19.

  3. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 2004. - №2 – с. 32-33.

  4. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. - №6. – 2005. – с.79-82.

  5. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-9 лет. Практическое пособие для учителей начальных классов // ТЦ «Учитель» - Воронеж – 2008 – с.153-164.

  6. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: проблемы и перспективы // Начальная школа. – 2007. – №4. – с. 20-24.

  7. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Не только для бабушек // Санкт-Петербург – Речь. – 2006. – 64с.

  8. Иванова А.И. Живая экология // Москва. – Творческий центр. – 2006. – 80с.

  9. Кульневич С.В. , Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание от формирования к развитию // Москва – Ростов-на-Дону – ТЦ «Учитель» - 2000. – 193с.

  10. Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей // Москва – ВЛАДОС. – 2003. -281с.



Скачать

© 2022, 581 6

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!