СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования "Юный натуралист"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дополнительного образования "Юный натуралист"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Юный натуралист"»


1. Учреждение



2. Полное название программы


«Юный натуралист»

3. Ф.И.О., должность автора



4. Сведения о программе:



4.1. Нормативная база:


  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования;

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиНа 2.4.4. 3172-14;

  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей.

  • Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844.

4.2. Область применения


дополнительное образование детей

4.3. Направленность


Эколого-биологическая

4.4. Тип программы


модифицированная

4.5. Вид программы


общеразвивающая

4.6. Возраст обучающихся


8-10лет

4.7. Продолжительность обучения


1 год

4.8 Последние изменения

Обучающиеся по программе на учащиеся, на основании ФЗ № 273 «Об образовании РФ» от 29.12 2012 г.

5. Рецензенты и авторы отзывов:

6. Заключение методического совета


Протокол № 1 от « » сентября 2017 г.

Информационная карта программы


Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Юный натуралист» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О дополнительном образовании» (2002г.), Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утверждённым Постановлением РФ от 07.03.1995г. №233 (с изменениями от 22.02.1997г.. 08.08.2003г..01.02.2005г..07.12.2006г.) Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму № 06-1844 от 11.12.2006г. Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей).

Программа рассчитана на 1 год обучения в объеме 140 часа. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу, для учащихся 8-10 лет (3 класс) одно занятие длится 45 минут.

Актуальность и практическая значимость, заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия иногда проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают детям богатейший материал, который успешно используется на конкурсах.

Новизна данной программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов младших школьников.

Отличием данной программы от типовой является увеличение количества практических часов по разделам «Осенние работы на учебно-опытном участке» и «Весенние работы на учебно-опытном участке». Программа дополнена новыми темами «Осенние работы в уголке живой природы» и «Весенние работы в защищённом грунте».

Программа носит эколого-биологическую направленность.

Возраст воспитанников - 8 - 10 лет. Именно в этом возрасте происходит формирование нравственных основ личности, опосредуется вся система отношений ребенка с окружающим миром. Общение с природой - это возможность проявить любовь, доброту, сострадание. Чем напряжённее жизнь, тем больше дети тянутся к природе. Общение с природой очень полезно детям этого возраста. У ребенка расширяется мировоззрение, развивается чувство ответственности, доброты и другие нравственные качества. Если же с детства доброе отношение к природе не привито, это нередко порождает бездушие, эгоизм, жестокость, от которых в первую очередь страдают сами люди. Данная образовательная программа очень актуальна сегодня. От того, какими будут наши дети, зависит жизнь не только нынешнего, но и будущего поколения. Поэтому, нам следует бережно относится не только друг к другу, но и к окружающей нас природе. А любви и бережности нужно учить. Без знаний нет взаимопонимания.

Соотношение практических и теоретических часов составляет 1:2, что обеспечивает младшему школьнику активное участие в практической деятельности, предусмотренной программой. Такой объём соответствует требованиям недельной нагрузке детей младшего школьного возраста, связанной с их физическими возможностями и загруженностью в общеобразовательном учреждении.


Цель программы: создание условий для становления у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека, формирование элементарной экологической культуры.


Содержание программы обучения

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить с животным и растительным миром родного края; с сезонными явлениями в природе;

  2. Научить методам познания окружающего мира;

  3. Формировать знаний о  закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о взаимодействии природы и общества человека;

  4. Обучить изготовлению поделок из природного материала.

Развивающие:

  1. Развивать теоретические и практические знания, умения в познании окружающего мира;

  2. Развивать представление о природе как взаимосвязанной, упорядоченной и чувственной к вмешательству человека целостности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственное и эстетическое воспитание к окружающей среде;

  2. Воспитывать качества и чувства ответственности за свои поступки.


Требования к подготовке обучающихся:

Обучающиеся будут знать:

- признаки сезонных явлений в природе;

- распространённые деревья и кустарники, травянистые растения;

- признаки подготовки растений к зиме;

- распространённые овощные культуры, значение их в жизни человека;

- наиболее распространённые цветочно-декоративные растения (календула, бархатцы, настурция);

- признаки созревания семян;

- технику сбора, первичную обработку семян;

- строение растения;

- растения, выращиваемые в закрытом грунте;

- основные приёмы ухода за растениями;

- распространённых вредителей и основные болезни цветочных культур;

- распространённые сорные растения, их способы размножения, меры борьбы с ними;

- технологию размножения комнатных растений черенками;

- условия, необходимые для выращивания рассады цветочных культур в закрытом грунте;

- основные приёмы ухода за цветочной рассадой;

- технологию подготовки семян овощных и цветочных растений к посеву.

Обучающиеся будут уметь:

- различать признаки сезонных явлений в природе;

- распознавать распространённые деревья и кустарники, травянистые растения;

- распознавать распространённые цветочно-декоративные растения (календулу, бархатцы, настурцию);

- определять признаки созревания семян;

- производить сбор и первичную обработку семян;

- различать растения, выращиваемые в закрытом грунте;

- осуществлять уход за растениями;

- различать вредителей и основные болезни цветочных культур;

- определять сорные растения, вести борьбу с ними;

- черенковать комнатные растения;

- ухаживать за рассадой;

- готовить семена овощных и цветочных растений к посеву.

Учебный план


п/п

Наименование темы


Кол-во часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика


Вводное занятие

2

1

1

Диагностика

1.

Осень в природе.

10


5


5


1.1

Осенние явления в природе.

Периоды осени.

5

3

2

Доклад

1.2

Экскурсия в природу «Мир осенних красок»

2

1

1

Экскурсия

1.3

Обработка материалов экскурсии.

Работа с природным материалом.

3

1

2

Изготовление поделок

2.

Жизнь растений осенью.

8

4

4


2.1

Осенние изменения в жизни растений.

2

1

1

Доклад

2.2

Листопад и его значение в жизни растений.

2

1

1

Беседа

2.3

Распространение плодов и семян.

2

1

1

Работа по карточкам

2.4

Цветущие растения поздней осени.

2

1

1

Работа с гербарием

3.

Жизнь насекомых осенью

4

2

2


3.1

Подготовка насекомых к зиме.

2

1

1

Доклад

3.2

Распознавание насекомых по внешнему виду и определителю.

2

1

1

Работа с коллекциями и определителем.

4.

Сезонные явления в жизни животных.

14

7

7


4.1

Осень в жизни животных.

Земноводные и пресмыкающиеся осенью.

5

3

2

Доклад

4.2

Птицы осенью. Подготовка зверей к зимовке: медведь, барсук, ёж и др.

5

3

2

Работа по карточкам

4.3

Познавательная викторина «Хочу всё знать»

4

1

3

Игра

5.

Охрана природы.

8

4

4


5.1

Влияние хозяйственной деятельности человека на природу.

2

1

1

Доклад

5.2

Охрана растительного и животного мира.

2

1

1

Работа по карточкам

5.3

Конкурс рисунка и плакатов по теме «Охрана природы»

4

2


2

Практическая работа

6

Лес. Растения леса. Лес нашего края.

8

4

4


6.1

Лес – сообщество живых организмов.

2

1

1

Доклад

6.2

Лес – богатство нашего края.

2

1

1

Доклад

6.3

Охрана лесов. Правила поведения в лесу.

2

1

1

Работа по карточкам

6.4

Традиционные народные промыслы, связанные с лесом.

2

1

1

Практическая работа

7

Зима в природе.

6

3

3


7.1

Фенологические периоды зимы.

2

1

1

Доклад

7.2

Погода зимой. Приметы зимы.

2

1

1

Игра

7.3

Экскурсия «Зимнее царство»

2

1

1

Практическая работа

8

Жизнь животных зимой.

10

5

5


8.1

Звери зимой.

4

2

2

Доклад

8.2

Охрана и подкормка птиц. Виды кормов.

4

2

2

Практическая работа

8.3

Познавательная викторина «Времена года»

2

1

1

Игра

9

Жизнь растений зимой

6

3

3


9.1

Зимний лес. Зимние «портреты» деревьев.

3

1

2

Работа по карточкам

9.2

Вечнозелёные растения леса.

3

1

2

Практическая работа

10

Животные живого уголка.

12

6

6


10.1

Звери и птицы – обитатели живых уголков.

4

2

2

Работа по карточкам

10.2

Террариум и его обитатели.

4

2

2

Практическая работа

10.3

Аквариум и его обитатели.

4

2

2

Практическая работа

11

Домашние животные.

10

5

5


11.1

Собаки. Кошки

4

2

2

Доклад

11.2

Домашнее подворье.

4

2

2

Работа по карточкам

11.3

Зверьё моё.

2

1

1

Игра

12

Комнатные растения

10

5

5


12.1

Особенности содержания и способы размножения комнатных растений.

5

3

2

Доклад

12.2

Уход и размножение комнатных растений.

5

2

3

Практическая работа

13

Весна в природе

4

2

2


13.1

Фенологические периоды весны.

2

1

1

Доклад

13.2

Экскурсия «Дыхание весны»

2

1

1

Практическая работа

14

Сезонные явления в жизни животных весной.

10

5

5


14.1

Насекомые. Земноводные и пресмыкающиеся.

5

3

2

Работа по карточкам

14.2

Птицы. Звери зимой.

5

2

3

Практическая работа

15

Жизнь растений весной.

8

4

4


15.1

Растения-первоцветы.

4

2

2

Доклад

15.2

Познавательная экологическая игра «В мире растений».

2

1

1

Игра

15.3

Экскурсия «Весенние первоцветы».

2

1

1

Практическая работа

16

Жизнь растений в водоёмах

6

3

3


16.1

Водоёмы нашего края.

3

2

1

Работа по карточкам

16.2

Конкурс рисунков и плакатов «Живой родник».

3

1

2

Практическая работа

17

Жизнь животных пресноводных водоёмов

6

3

3


17.1

Группировки организмов, обитающих в пресных водоёмах. Рыбы.

3

2

1

Доклад

17.2

Экскурсия «Обитатели водоёма».

3

1

2

Практическая работа


Итоговое занятие.

2

1

1



Всего:

144

72

72









Содержание учебного плана

Вводное занятие (2ч)

Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности. Знакомство с содержанием программы.

Практика: Игры на знакомство.

Ожидаемый результат: дети знакомятся с планом работы кружка.

Формы контроля: доклад.

Тема 1. Осень в природе. (10 ч)

Теория. Приметы осени. Периоды осени. Осенние изменения в природе. Приметы, пословицы и поговорки об осени.

Практика: Сбор и гербаризация осенних листьев. Изготовление поделок и аппликаций из осенних листьев. Экскурсия в парк, наблюдения в природе «Мир осенних красок». Осенний пейзаж, его красота. Изменения в природе с приходом осени. Изменения в природе после первого заморозка. Выставка детского рисунка «Природа осенью». Распознавание при помощи определителя растений, найденных в походе. Оформление коллекций «Растения, цветущие поздней осенью». Работа в дневниках наблюдений. Отчёт об увиденном на экскурсии.

Ожидаемый результат: узнают приметы осени, её изменения.


Формы контроля: карточки.

Тема 2. Жизнь растений осенью. (8 ч)

Теория.  Приспособленность растений к условиям окружающей среды. Осенние изменения в жизни растений. Осенняя окраска листьев. Причины изменения окраски. Листопад, его причины. Распространение плодов и семян. Цветущие растения поздней осенью.

Практика. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой.

Ожидаемый результат: познакомить ребят с осенними изменениями в жизни растений.


Формы контроля: доклад.

Тема 3. Жизнь насекомых осенью (4 ч)

Теория. Подготовка насекомых к зиме. Приспособления насекомых к зимовке. Места зимовки разных видов насекомых.

Практика: Распознавание насекомых по внешнему виду с помощью определителя. Составление описаний и рассказов о насекомых. Работа с коллекциями.

Ожидаемый результат: изучить приспособления насекомых к зимовке.


Формы контроля: карточки.

Тема 4. Сезонные явления в жизни животных. (14 ч)

Теория: Осень в жизни животных. Животные обитатели лесов, полей, лугов и огородов. Их приспособление к смене времён года. Птицы. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Запасы на зиму птиц и зверей. Кладовые лесных жителей. Линька животных, её причины. Смена окраса шерсти и оперения некоторых видов птиц и зверей. Спячка. Перенесение неблагоприятных условий.

Практика: Оформление стенда.

Ожидаемый результат: изучить сезонные явления в жизни животных.


Формы контроля: доклад.

Тема5. Охрана природы. (8 ч)

Теория: Охрана природы как комплекс государственных, международных и общественных мероприятий, направленных на рациональное природопользование, восстановление, умножение и охрану природных ресурсов для блага человеческого общества.

Влияние хозяйственной деятельности человека на природу страны. Охрана растительного мира. Охрана животного мира. Значение природоохранной деятельности. Охрана атмосферы, Охрана вод. Охрана земель. Охраняемые территории. Заповедники и заказники, их значение. Роль подрастающего поколения в охране природы. Правила поведения в природе.

Природоохранные документы. Красная книга как совокупность сведений о состоянии и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений.

Практика: Распознавание охраняемых растений нашего края по определителю. Составление памятки поведения в природе. Оформление плакатов на природоохранную тему. Выставка детского рисунка «Сохраним родную природу».

Ожидаемый результат: получить более подробную информацию об охране природы.


Формы контроля: доклад.

Тема 6. Лес. Растения леса. Лес нашего края. (8 ч)

Теория: Лес – богатство нашей страны. Лес, как один из типов растительности нашего края. Основные лесные массивы области. Типы леса, их размещение. Лесообразующие породы костромских лесов. Ель – основная хвойная порода. Берёза – символ России. Берёзовый сок, правила заготовки. Лесная растительность – главная сырьевая база Костромской области. Лесные ягоды, их разнообразие и правила сбора. Лесные травы – лекарственные, съедобные, витаминный, красильные и др.

Грибы. Их виды, Съедобные и ядовитые грибы. Использование грибов человеком.

Редкие и исчезающие растения леса. Лес – мест отдыха и труда человека. Охрана лесов. Меры по восстановлению и уходу за лесом. Лесные пожары, борьба с ними. Правила поведения в лесу. Традиционные народные промыслы, связанные с лесом и участие в них школьников. Растения леса в поговорках, пословицах, поверьях. 

Практика: Определение растений леса по определителю. Биологическая оценка ели и берёзы, как представителей лесообразующих пород. Описание лесного сообщества. Определение возраста древесных пород по спилу. Анализ лекарственного сырья. Оформление гербария «Многообразие растений леса». Изготовление поделок из природного материала.

Экскурсия в лес.

Ожидаемый результат: изучить растения леса.


Формы контроля: карточки.

Тема 7.  Зима в природе. (6 ч)

Теория: Приметы зимы. Фенологические периоды зимы. Погода зимой. Приметные дни зимы.

Снег, его структура, происхождение. Снежинки. Форма снежинок. Снежные узоры на окнах. Иней. Гололёд. Значение снега в жизни растений.

Практика: Работа в дневниках наблюдений. Подготовка к выставке «Волшебница зима». Измерение глубины снега. Чтение «снежного» календаря. Зарисовка различных форм снежинок в тетрадь.

Ожидаемый результат: изучить приметы зимы и её периоды.


Формы контроля: доклад.

Тема 8. Жизнь животных зимой. (10 ч.)

Теория: Особенности жизнедеятельности зверей и птиц в зимний период. Животные леса. Жизнь зимой обитателей наших лесов (белка, волк, заяц, лиса, кабан, лось и др.). Помощь человека обитателям леса. Охрана диких зверей зимой.

Зимующие птицы. Особенности обитания зимующих птиц. Помощь человека зимующим птицам.

Практика: Распознавание следов диких зверей на снегу. Распознавание зимующих птиц. Изготовление кормушек для птиц. Подготовка к выставке рисунков «Звери зимой».

Ожидаемый результат: изучить особенности жизни животных зимой.


Формы контроля: доклад.

Тема 9. Жизнь растений зимой (6 ч.)

Теория. Зимний лес. Деревья зимой. Состояние покоя. Распознавание деревьев зимой. Вечнозелёные деревья нашего леса. Вечнозелёные травянистые растения леса. Ягоды под снегом.

Экскурсия «Зимнее царство». Распознавание деревьев и кустарников. Красота зимнего пейзажа. Сбор природного материала.

Практика: Зарисовки во время или после экскурсии. Изготовление поделок из природного материала.

Ожидаемый результат: познакомить с жизнью растений зимой.


Формы контроля: карточки.

Тема 10. Животные живого уголка. (12 ч.)

Теория: Особенности организации живого уголка. Правила поведения в живом уголке. Техника безопасности во время работы в живом уголке. Многообразие видов животных в живых уголках. Значение живых уголков в жизни человека. Птицы – обитатели живых уголков, их содержание, кормление, лечение. Звери – обитатели живых уголков. Особенности ухода за ними. Содержание, кормление, лечение (грызуны, мелкие хищники, насекомоядные звери).

Террариум и его обитатели. Устройство и оборудование террариума. Озеленение. Кормление обитателей террариума. Земноводные. Пресмыкающиеся. Экзотические питомцы террариумов.

Аквариум. Виды аквариумов. Оборудование и принадлежность. Установка. Аквариумные растения. Аквариумные рыбы. Беспозвоночные обитатели аквариумов. Корма и кормление рыб.

Практика: Работа в живом уголке. Уход и кормление животных.

Уход за рыбами, кормление. Оформление дневников живого уголка, его ведение.

Ожидаемый результат: познакомиться с животными живого уголка.


Формы контроля: экскурсия.

Тема 11. Домашние животные. (10ч.)

Теория. Значение домашних животных в жизни человека. Происхождение домашних животных. Анатомо-физиологические особенности собак и кошек. Породы собак, служебные собаки. Охотничьи собаки. Декоративные собаки. Породы кошек. Содержание кошек и собак. Уход за ними. Кормление собак и кошек. Особенности пищеварения. Болезни животных, их лечение. Правила личной гигиены человека при общении с животными. Викторины: «Всё о кошках»; «Всё о собаках».

Практика. Подготовить презентацию.

Ожидаемый результат: понимать значения домашних животных.


Формы контроля: карточки.

Тема 12. Комнатные растения (10 ч.)

Теория. Их многообразие и значение в жизни человека. Строение декоративных растений. Особенности содержания растений в комнатах. Световые условия. Тепловой режим. Воздушный режим. Водный режим. Почвенные условия. Уход за комнатными растениями. Основные способы размножения комнатных растений. Виды декоративных комнатных растений.

Практика: Размножение комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Удобрение. Полив. Составление календаря ухода за комнатными растениями.

Ожидаемый результат: изучить многообразие комнатных растений.


Формы контроля: карточки.

Тема 13. Весна в природе (4 ч.)

Теория. Фенологические периоды весны. Приметы весны. Погода весной. Весенние изменения в природе. Приметные дни весны. Наст. Таяние снега. Вскрытие рек. Ледоход. Капель, проталины. Паводок.

Экскурсия «Дыхание весны». Наблюдения в природе. Записи в дневниках наблюдений. Отметить состояние снега в лесу: есть ли проталины, растаял ли снег на дорогах, в лесу. Вскрылись ли реки. Очистились ли водоёмы от снега. Половодье. Запись в походный дневник встретившихся в лесу появившихся растений. Сбор материала для коллекции «Весенние первоцветы». Наблюдения за деревьями: набухание почек, сокодвижение у берёз. Запись фенологического отчёта об увиденном в лесу.

Практика.  Моделирование круговорота веществ в природе.

Ожидаемый результат: изучить фенологические периоды в природе весной.


Формы контроля: доклад.

Тема 14. Сезонные явления в жизни животных весной. (10 ч.)

Теория: Жизнь животных весной. Птицы. Перелётные птицы. Встреча перелётных птиц. Скворечники, их значение. Правила расположения скворечников. Размножение зверей, птиц. Охрана зверей и птиц. Выход из спячки и сна некоторых видов животных. Начало жизнедеятельности земноводных, пресмыкающихся и насекомых. Мероприятия, посвящённые прилёту птиц «День птиц».

Практика: Наблюдения за птицами, пресмыкающимися, земноводными и насекомыми. Записи в дневниках наблюдений. Подготовка к выставке рисунков «Птицы прилетели»

Ожидаемый результат: узнать о сезонных явлениях животных весной.


Формы контроля: карточки.

Тема 15. Жизнь растений весной. (8 ч)

Теория: Лес ранней и поздней весной. Сокодвижение у деревьев и кустарников. Правила сбора берёзового сока. Цветение деревьев и кустарников, значение раннего цветения. Первые цветы. Приспособленность их к раннему цветению. 

Экскурсия в лес «Весенний лес». Наблюдения за растениями. Наблюдения за изменениями в природе.

Практика: Проверить народные приметы, сделать необходимые наблюдения и записать их. Запись в дневниках, какие цветущие растения встретились в лесу. Сбор материала для коллекции «Весенние первоцветы». Определить названия цветущих растений.

Ожидаемый результат: познакомиться с жизнью растений весной.


Формы контроля: доклад.

Тема 16. Жизнь растений в водоёмах (6 ч)

Теория: Основные реки, крупные водоёмы нашего края. Особенности распределения растений в проточных и непроточных водоёмах, значение водных ресурсов. Основные представители водных и прибрежно-водных растений, их значение в природе и жизни человека, влияние на них загрязнения воды, меры по охране растений водоёмов.

Практика: Просмотр видеофильма о жизни растений в водоёмах.

Ожидаемый результат: узнать о жизни растений в водоёмах.


Формы контроля: доклад.

Тема 17: Жизнь животных пресноводных водоёмов (6 ч)

Теория: Биотопы и биоценозы водоёмов. Группировки организмов, обитающих в пресных водоёмах: планктон, бентос, нектон. Животные прибрежной зоны. Особенности их строения. Приспособленность к обитанию в водоёмах. Значение животных водоёма в природе и жизни человека. Охрана животного мира водоёмов.

Экскурсия на водоём «Обитатели водоёма».

Практика: Распознавание прибрежной и водной растительности по определителю. Распознавание животных водоёма. Описание водного сообщества.

Ожидаемый результат: узнать о жизни животных в пресноводных водоёмах.


Формы контроля: доклад.

Итоговое занятие.

Анализ проведённой за год натуралистической работы. Планирование наблюдений в летний период.

Практика. Конференция исследовательских работ кружковцев. 

Подведение итогов года. Итоговая диагностика. Награждение грамотами за успешное окончание учебного года.


Планируемые результаты обучения

должны знать:

  • характерные признаки животных;

  • значение домашних питомцев в жизни человека,

  • основные сведения о домашних животных,

  • правила ухода за домашними животными,

  • психологию животных;

  • правила профилактики и преодоления проблем;

  • правила и методику дрессировки;

  • породы и виды животных;

  • правила оказания первой помощи животным.

должны уметь:

  • проводить самостоятельные наблюдения за животными, вести дневник наблюдений,

  • ухаживать за домашними животными,

  • выполнять практические работы,

  • составлять рассказ и оформлять книжки – малышки;

  • описывать внешние признаки животных,

  • правильно оформлять проекты и исследовательские работы;

  • создавать компьютерные презентации.

  • распознавать представителей флоры и фауны;

  • работать с атласами-определителями;

  • оказывать первую помощь.





Блок №2 «Комплекс организационно – педагогический условий»

Календарный учебный график


I

полугодие

с 01.09.2017. – 10.09.2017.

комплектование

с 11.09.2017. – 29.12.2017.

16 недель

с 30.12.2017. – 08.01.2018.

каникулы

II

полугодие

с 09.01.2018. – 30.05.2018.

20 недель

с 31.05.2018. – 31.08.2018.

летние каникулы

Формы, методы и приемы обучения, используемые при реализации программы:

- Методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);

- Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);

- Метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);

- Метод игры (дидактические, развивающие, познавательные; игры на развитие памяти, внимания, глазомера, воображения; игра-конкурс; игра-путешествие; ролевая игра);

- Наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, коллекций, натуральных объектов, влажных препаратов и др.

-Метод демонстраций: демонстрация приборов, опытов, технических установок, компьютер и др.


Способы проверки знаний учащихся:
- тестирования;

- анкетирование;

-экологические диктанты;

- интеллектуальные игры;

- викторины, конкурсы.


Форма аттестации:

Тестовое задание на карточках, работа с карточками, защита проекта и др.

В начале и конце каждого учебного года проводится начальная, промежуточная и итоговая диагностика.

Контроль предусматривается в форме тестирований, выполнения творческих заданий, практических работ и т.д.

Критериями выполнения программы служат:

Знания, умения и навыки учащихся, позволяющие им комплексно использовать ресурсы.

Результатом творческой работы объединения «Юный натуралист» становится создание экологической выставки поделок из природных материалов, организация и проведение конкурса.


Кадровое обеспечение программы: педагоги, организующие образовательный процесс по данной программе должны иметь высшее образование, пройти подготовку на курсах повышения квалификации по организации дистанционного обучения.

Важным условием, необходимым для реализации программы является умение педагога осуществлять личностно-деятельностный подход к организации обучения, проектировать индивидуальную образовательную- траекторию учащегося, разрабатывать и эффективно применять инновационные образовательные технологии.

Материально-техническое обеспечение программы:

доска магнитная, ноутбук, проектор мультимедиа, стенд для оформления, канцелярские товары (ватман, бумага офисная, цветная бумага и картон, ножницы, карандаш простой (твёрдый/мягкий), краски и др.)


Санитарно-гигиеническая требования

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться, и периодически проветриваться. Необходимо также наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.







Использование игр на занятиях



Игровой метод в обучении выполняет несколько функций: обучающую, коммуникативную, развлекательную, релаксационную, развивающую и воспитательную. Игру можно использовать при изучении нового материала, при закреплении его, при контроле полученных знаний. Экологические игры помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами. Используемые на занятиях игры разнообразны:

-Если бы я был деревом (сюжетно — ролевая игра)

-Дерево и я (инсценировка)

-Семена вперёд! (карточки)

-Четвёртый лишний!

-Птицы, рыбы, звери, (подвижная игра)

-Береги природу! (интеллектуальная игра)

-Всё обо всём! (интеллектуальная игра)

-Письма на снегу.

-Этот удивительный мир природы

(интеллектуальная игра)



Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

«Юный натуралист»


п/п

Название раздела

Формы занятий

Методы, приемы, дидактический материал, техническое оснащение

Формы проведения итогов


Вводное занятие

Учебное занятие в форме игры, творческое занятие

Словесные методы: рассказ, беседа, диспут

Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ

Межпредметные связи: история.

Тестирование по карточкам на определение ЗУН

Практическое занятие


1.

Осень в природе.

Учебное занятие, беседа, игра контрольно-тематическое задание

Словесные методы: рассказ, беседа.

Наглядные методы: демонстрация

Практические методы взаимоконтроля и самоконтроля

Межпредметные связи: история.


Выполнение зачетной работы по заданной схеме


2.

Жизнь растений осенью.

Учебное занятие, беседа, игра, занятие-фантазия, диспут, анализ работ

Словесные методы: рассказ, беседа.

Приемы: наглядный показ, индивидуальная помощь, взаимоконтроль и самоконтроль


Выполнение зачетной работы по заданной схеме


3.

Жизнь насекомых осенью

Учебное занятие, беседа, диспут

Словесные методы: рассказ, беседа, диспут

Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация иллюстраций


Выполнение зачетной работы по собственному эскизу


4.

Сезонные явления в жизни животных.

Учебное занятие, самостоятельная практическая работа

Словесные методы: рассказ, беседа, диспут

Приемы: наглядный показ, индивидуальная помощь, взаимоконтроль и самоконтроль


Выполнение зачетной работы заданному маршруту


5.

Охрана природы.

Учебное занятие, беседа, лекция

Словесные методы: рассказ, беседа.

Техническое оснащение: компьютер.


Практическое самостоятельное занятия;

диагностика ЗУН

6.

Лес. Растения леса. Лес нашего края.

Учебное занятие, беседа, диспут

Словесные методы: рассказ, беседа.

Наглядные методы: таблицы

Техническое оснащение: компьютер.


Диагностика ЗУН

7.

Зима в природе.

Учебное занятие, практика

Словесные методы: рассказ, беседа.

Межпредметные связи: история.

Диагностика ЗУН

8.

Жизнь животных зимой.

Учебное занятие, беседа, диспут

Словесные методы: рассказ, беседа.

Практические методы: работа по карточкам

Диагностика ЗУН

9.

Жизнь растений зимой

Учебное занятие, беседа, диспут

Словесные методы: рассказ, беседа.

Приемы: наглядный показ, индивидуальная помощь

Диагностика ЗУН

10.

Животные живого уголка.

Учебное занятие, беседа, диспут

Словесные методы: рассказ, беседа.

Приемы: наглядный показ, индивидуальная помощь

Диагностика ЗУН

11.

Домашние животные.

Учебное занятие, беседа, диспут

Словесные методы: рассказ, беседа, диспут

Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых макетов

Диагностика ЗУН

12.

Комнатные растения

Учебное занятие, беседа, диспут

Словесные методы: рассказ, беседа, диспут

Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых макетов


Диагностика ЗУН

13.

Весна в природе

Учебное занятие, беседа, диспут

Словесные методы: рассказ, беседа

Диагностика ЗУН

14

Сезонные явления в жизни животных весной.

Учебное занятие, беседа, диспут

Словесные методы: рассказ, беседа, диспут

Техническое оснащение: компьютер.


Тестирование по карточкам на определение ЗУН

Практическое занятие


15

Жизнь растений весной.

Учебное занятие, практика

Практические методы отработка жизненных циклов растений

Межпредметные связи: биология

Тестирование по карточкам на определение ЗУН

Практическое занятие


16

Жизнь растений в водоёмах

Учебное занятие, беседа, диспут

Словесные методы: рассказ, беседа, диспут

Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых макетов


Тестирование по карточкам на определение ЗУН

Практическое занятие

17

Жизнь животных пресноводных водоёмов

Учебное занятие, беседа, диспут

Словесные методы: рассказ, беседа.

Приемы: наглядный показ, индивидуальная помощь

Диагностика ЗУН


Итоговое занятие

Защита творческого проекта

Наглядный метод. Практический метод. Самостоятельная работа

Беседа, диспут, анкетирование




Основные направления в развитии творческих способностей учащихся.

1.​ Развитие творческих способностей в формировании образов «живой природы»;

2.​ Развитие интереса и внимания к окружающему миру через близкие пониманию образы, воплощённые средствами практической деятельности.

3.​ Развитие навыков исследовательской деятельности.

4.​ Развитие коммуникативных способностей в опыте работы коллективной и индивидуальной деятельности в игровых занятиях. 











Список литературы:

1.​ Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1998 – 230 с.

2.​ Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2004 – 350 с.

3.​ Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. – М.: Просвещение, 1999 – 120 с.

4.​ Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2002 – 112 с.

5.​ Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1995 – 230 с.

6.​ Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. – М.: Просвещение, 2003 – 240 с.

7.​ Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. – Мн.: Издательство ООО «Красико-Принт», 2002 – 234 с.

8.​ Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2001 – 186 с.

9.​ Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях: практическое пособие / М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. – М.: Высшая школа, 1992 – 243 с.

10.​ Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М.: Просвещение, 2005 – 146 с.

11.​ Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1996 – 190 с.

12.​ Поплянова Е.М. А мы на уроке – играем: методическое пособие. – М.: Просвещение, 1994 – 227 с.

13.​ Рахманов А.И. Птицы – наши друзья: учеб. пособие. – М.: Росагропромиздат, 1989 – 286 с.

14.​ Танасийчук В. Г. Экология в картинках: практическое пособие. – М.: Детская литература, 1989 – 240 с.

15.​ Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. – Арзамас: Ирис, 2000. – 113 с.

16.​ П.Агесс. Ключи к экологии. Гидрометиздат, 1982г.

17.​ Ю.В.Линник. Книга трав. Петрозаводск: Карелия, 1986 г.

18.​ Ю.А.Школенко. Эта хрупкая планета. М., Мысль, 1988 г.

19.​ Л.В.Семенов. Охрана природы школьников в каникулярное время. Москва, 1981 г.

20.​ М.В.Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 1996 г.

21.​ В.А.Алексеев. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль «Академия развития», 1998 г.

22.​ А.Г.Хасанов. Занимательная биология. Казань, Татарское книжное издательство, 2002 г.

23.​ З.А.Клепинина. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.

24.​ Е.М.Елизарова. Такие незнакомые и знакомые растения. Волгоград, изд-во «Панорама», 2006 г.

25.​ А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.

26.​ «Азбука природы», издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.

27.​ Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9 классы. Москва «Глобус» 2010 г.

28.​ Л.В.Сорокина.Тематические игры и праздники по биологии. Москва «Творческий центр» 2005 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!