СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования "Обычаи и традиции народов Крыма"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования "Обычаи и традиции народов Крыма"»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дополнительному образованию

«Обычаи и традиции народов Крыма»


СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ (КЛАСС) –5 класс.

НАПРАВЛЕННОСТЬ: духовно-нравственная.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 года









Разработчик программы:

Ибадуллаева Зение

Месутовна - учитель изобразительного

искусства


























Далекое-2018

1.Пояснительная записка



Культуру Крыма невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство вобрали в себя дух всего многонационального народа, проживающего в Крыму. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Изучение культуры наших предков имеет огромное значение в выполнении задач нравственного, патриотического и эстетического воспитания подрастающего поколения. То, что утеряно обществом за многие годы в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени, которое характеризуется ростом национального самосознания народов. И сегодня каждый раз, прикасаясь к самобытной уникальной культуре наших предков, мы пробуждаем генетическую память, закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине, семье, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в гармонии с другими людьми.

Ценностная  ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре. Изучение фольклорного наследия очень своевременно, т.к. на фоне общего повышения образованности налицо отставание в художественно-эстетическом развитии. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. При этом необходимо постоянно подчёркивать связь с родным языком, как частью культуры, со всем строем жизни прошлых времён и с необходимостью участия в жизни современной.

Программа «Обычаи и традици народов Крыма» реализует идею изучения и развития культуры народов Крыма в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности. Курс посвящён изучению истории, традициям, культуре народов населяющих Крым.

По мере овладения данной программой проявляется реальная возможность объединить многие дисциплины в среднем звене. Это даёт возможность проведения практических занятий через непосредственное воспроизведение явлений в игровой, смоделированной или в реальной обрядовой, жизненной ситуации. Также другие занятия проходят в форме рассказа, беседы о каком-то аспекте жизни народа с высокой степенью наглядности: альбомы, фотографии, предметы быта, одежда, которые можно подержать в руках, примерить на себе, посмотреть в музее.

Современное общество, рассуждая о культуре, признаёт её существование во множестве разнообразных форм. Исследователями отмечено, что базой, исходной формой является этнокультура. Зачем современному человеку этнокультура, если он говорит на современном языке, поёт современные песни, носит модную одежду, пользуется новейшими технологиями, давно не совершает традиционных обрядов? А затем, что: мы должны выступать как наследники лучшего в прошлом; изучение народной философии помогает объяснить способ выживания народа на земле; создаётся неразрывная связь между человеком - как частью и большим целостным миром.

Актуальность программы обусловлена  потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:

- в приобщении детей к истокам родной культуры  и традициям народов Крыма;

- в  воспитании терпимости к культуре и традициям народов Крыма. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию -  к толерантности;

- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;

- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.

Новизна программы заключается в том, что через все подтемы программы идет изучение не только русских традиций, но и традиций украинского, крымско-татарского ,болгарского, армянского и других народов, населяющих Крым.

Педагогический коллектив МБОУ «Далековская СШ» опираясь на основные принципы национально-регионального компонента, создает определенную систему разнообразной деятельности обучающихся, в процессе которой формируется Человек-гражданин. Главной целью педагогов является раскрытие подлинных человеческих способностей и качеств, приобщение к высшим духовно-нравственным ценностям через организацию народных праздников, обрядов, обычаев. Сегодня, в наше сложное и противоречивое время, необходимо возвращаться к нашим истокам, прививать учащимся лучшие традиции народа.

Народные традиции оказывают непосредственное влияние на формирование нравственных качеств личности. Академик Г.Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности".

Приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, очень важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории, что определяет будущее нашего народа.

Дети, учась в школе, большую часть времени проводят вне семьи, вне родного дома. Ослабление, разрыв связи с родителями, с семьей, родом, народной культурой наносит непоправимый урон не только патриотическому становлению подрастающего поколения, но и нравственному его состоянию. Семья, которая была главным звеном в передаче традиционной культуры народа, утрачивает свою ведущую роль в силу чрезмерной занятости родителей. Школьные же программы также не могут заполнить этот пробел. Таким образом, особое место и значимость приобретают занятия детей в объединениях дополнительного образования.



Данная программа составлена с учетом основных направлений деятельности МБОУ «Далековская СШ». Основной целью которых является воспитание патриотизма, гражданственности, толерантности учащихся через изучение родного края, национальных, этнокультурных традиций и обычаев; воспитание уважения к прошлому своего народа; гордости за свою многонациональную республику.

Проводимые национальные праздники, с одной стороны, воспитывают у детей любовь к народным песням, малым жанрам фольклора, с другой – в процессе труда воспитываются нравственные качества, чувства коллективизма, ответственности, долга. Через национальные обряды и праздники передаются детям такие качества как человечность, честность, доброта. Как правило, лень, трусость, жадность, эгоизм и т.д. в народных обрядах осуждается, и национальные праздники содержат своеобразные программы нравственного воспитания.

В среднем школьном возрасте дети знакомятся не только с традициями русского народа, но также крымско-татарского, украинского, болгарского, немецкого и других народов. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Лучшему усвоению материала способствует яркое, образное объяснение педагогов, широко использующих народные пословицы, поговорки, загадки, потешки, сказки, через которые ребята раскрывают понятия добра, зла, честности, уважения к старшим, взаимопомощи. Это позволяет обучающимся легко усваивать общегражданственные ценности, такие как дружба, гуманизм, милосердие, толерантность, уважение друг к другу, умение отстаивать свою жизненную позицию, уважая чужую точку зрения, что особенно важно в современных условиях многонационального состава учебных групп.

Повышению интеллектуального потенциала учащихся и воспитанию чувства любви к своему родному краю способствует научно-исследовательская деятельность ребят по изучению истории, культуры и экологии Республики Крым. Учащиеся являются неоднократными участниками научно-практических конференций, победителями и лауреатами конкурсов и фестивалей.

Таким образом, слаженная и творческая работа педагогов МБОУ «Далековская СШ» позволяет успешно сочетать традиционные и инновационные формы и методы работы, внося свой вклад в формирование патриотического сознания и духовно- нравственных взглядов учащихся.

Именно в дополнительном образовании решается практически весь комплекс воспитательных задач, стоящих перед современным образованием. В организованной совместной деятельности педагога, родителей и обучающихся возможно создание условий для формирования толерантного отношения к окружающему миру в форме единства общения и деятельности. Результатом такой работы должно стать преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и «других», создание возможностей для самовыражения с целью формирования миролюбия.

Цель и задачи программы


Цель: создание условий для нравственно - эстетического воспитания детей через изучение народного творчества родного края.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

- формирование нравственного смысла учения;

-формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

-принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

-формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результат;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

- осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

- формирование патриотизма и гражданской солидарности;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- укрепление доверия к другим людьми; становление гуманистических ценностных ориентаций;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания;

- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.

В области формирования семейной культуры:

- формирование отношения к семье как основе российского общества;

- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями народов Крыма




Задачи:

образовательные: 

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,

-дать понятие народностей в Крыму как «знания о народонаселении»;

-познакомить с устным народным творчеством через легенды и мифы Крыма.

развивающие:

- развивать творческие способности обучающихся;

- развивать активное восприятие народного искусства.

воспитательные:

-воспитывать толерантность гражданина Республики Крым; 

- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

- формировать национальное самосознание обучающихся, уважение к своему народу.

Настоящая рабочая учебная программа по внеурочной деятельности «Обычаи и традици народов Крыма» разработана на основании следующих нормативно - правовых документов


1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)  (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);


2.Федеральный закон № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации»;


3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования, утвержденного Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г № 373;


4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по организации внеурочной деятельности.



5.Конституция Республики Крым, принята 11.04.2014 г.

6.Приказ Отдела образования администрации города Армянска от 02.06.2015 г. № 415«О создании единой системы подготовки и введения в учебно-воспитательный процесс рабочих программ внеурочной деятельности в соответствии с нормами и требованиями ФГОС начального общего образования и основного общего образования в 1-5 классах общеобразовательных организаций города Армянска»;

7. Основная образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Далековская средняя школа» Муниципального образования Черноморский район Республики Крым, утвержденная педагогическим советом № _9_ от «_27__» июня 2015 г.;

8. Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Далековская средняя школа» Муниципального образования Черноморский район Республики Крым, утвержденная педагогическим советом № __ от «_»июня 2015 г.;

9.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».


2. Отличительные особенности программы:


Рабочая программа по курсу «Обычаи и традици народов Крыма» для 5 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с базисным учебным планом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Далековская средняя школа » Черноморского района Республики Крым. Изучение данного курса, направленного на формирование у детей основ народной культуры, ознакомление с символикой и атрибутикой народов населяющих Крымский полуостров, знакомство с искусством, народными традициями, осознание своей причастности к историческим корням, способствующую пониманию специфики менталитета народов населяющих Крым.

Основой программы является народный календарь. Народный календарь - это стройная череда православных и мусульманских праздников и трудовых будней, обрядов, обычаев и примет, замкнутых в годовом круге. Основанный на земледельческом календаре, это ‑ историческая и культурная память, дневник народной жизни. Программа курса направлена на духовное развитие личности ребенка в процессе освоения народного искусства и культуры.

Реализация программы: Программа адресована учащимся среднего звена школы,.

Форма - групповая. Возраст детей 10-11 лет. Режим работы- 1 раз в неделю. Продолжительность занятия- 45минут. Место проведения - классная комната, школьная библиотека, сельская библиотека, краеведческий музей. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия.

Формы проведения занятий:

  • Экскурсии.

  • Работа в музее.

  • Исследования и проекты.

  • Лекции с элементами беседы.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);

  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,

  • наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

  • Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой – организация работы в группах;

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.

При проведении занятий учитывается:

- уровень знаний, умений и навыков воспитанников;

- самостоятельность и активность ребёнка;

- индивидуальные особенности учащихся; - особенности памяти, мышления и познавательные интересы.

3.Содержание программы

РАЗДЕЛ I. «Мы – Крымчане» - 8ч.

Тема 1. Введение – Ты, я, он, она – 1ч.

Ознакомление с национальной принадлежностью. Понятия: Родина, семья, народность, национальность, толерантность. Практическая работа – рисунок семейного портрета.

Тема 2 . Далекие предки крымчан – 1ч.

Сколько народов - столько историй . Народы, проживавшие в Крыму в глубокой древности: киммерийцы, тавры, скифы, сарматы, греки, римляне, готы. гунны, половцы, хазары,, караимы. Крымчаки. Итальянцы, генуэзцы, армяне, русичи, крымские татары, русские, украинцы, болгары, немцы, новогреки.



Тема 3. Кто сейчас живет в Крыму? – 1 ч.

Народы, населяющие Крым сегодня: русские, украинцы, крымские татары, караимы, крымчаки армяне, греки, белорусы, болгары, азербайджанцы, - всего свыше 100 народов.

Девиз Крыма «Процветание - в единстве» Практическая работа: устная презентация одного из народов, проживающих в Крыму сегодня.



Тема 4. Особенности национальных костюмов народов Крыма – 1 ч.

Знакомство с национальными костюмами народов Крыма. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.



Тема 5. Особенности национальных костюмов народов Крыма – 1 ч.

Экскурсия в краеведческий музей.



Тема 6. Народные промыслы народов Крыма - 1 ч.

Какими промыслами занимались древние крымчане. Современные народные промыслы народов Крыма. Практическая работа – творческая мастерская по интересам (работа с пластилином, бумагой, нитками т.д.).

Тема 7.Сказки народов Крыма о ремеслах – 1ч.

Совместная работа детей и их родителей – исследовательские проекты «Сказки народов Крыма о ремеслах» (с приглашением родителей).

Тема 8. Веночек дружбы – 1ч.

Итоговое занятие - появления народов Крыма. Выявление знаний учеников о том, что нового они узнали о народах нашей Малой Родины, чем могут поделиться своими знаниями с другими, рассказать о том, о чем мы еще не говорили. Практическая работа – создание «Веночка дружбы».



РАЗДЕЛ II. «Народоведение» - 12ч.

Тема 9. Народный календарь – 1ч.

Этническая специфика народного календаря русских, крымских татар, украинцев. Сходство и различие. Особенности. Связь с историей, сохранение в настоящем времени. Утраченные, забытые, либо отошедшие в прошлое элементы народного календаря.

Тема 10. Календарные народные обряды и обычаи – 1ч.

Этническая характеристика крымских татар. Элементы язычества в быту крымских татар. Народные приметы, поверья, символика. Сходство и различие с этносом других народов Крыма. Устное народное творчество крымских татар связанное с календарными праздниками(пословицы, поговорки, присказки).

Тема 11. Календарные народные обряды и обычаи – 1ч.

Этническая характеристика украинцев. Элементы язычества в быту украинцев. Народные приметы, поверья, символика. Сходство и различие с этносом других народов Крыма. Устное народное творчество украинцев связанное с календарными праздниками (пословицы, поговорки, присказки).

Тема 12. Календарные народные обряды и обычаи – 1ч.

Этническая характеристика русских. Элементы язычества в быту русских. Народные приметы, поверья, символика. Сходство и различие с этносом других народов Крыма. Устное народное творчество украинцев связанное с календарными праздниками (пословицы, поговорки, присказки).

Тема 13. Современные народные обряды и обычаи – 1ч.

Знакомство с современными , сохранившимися народными традициями и обычаями. Творческая работа – «Знакомьтесь! Традиции и обычаи моей семьи»

Тема 14. Религиозный календарь -1ч.

Мир религии крымского народа (крымских татар, украинцев, русских). Особенности. Сходство и различие. Толерантное отношение к людям всех конфессий. Виртуальная экскурсия по религиозным храмам Крыма.

Тема 15.Устное народное творчество – 1ч.

Сказки, русского народа. Практическая работа – театрализация русской народной сказки.

Тема 16.Устное народное творчество – 1ч.

Сказки, украинского народа. Практическая работа – конкурс-представление украинской народной сказки.

Тема 17.Устное народное творчество – 1ч.

Сказки, татарского народа. Практическая работа – конкурс-представление украинской народной сказки.

Тема 18.Устное народное творчество – 1ч.

Сказки моей семьи.

Тема 19.Устное народное творчество – 1ч.

Проект – «Лучший сказочник».

Тема 20. Итоговое практическое занятие – 1ч.

Просмотр мультипликационных фильмов, в основе которых лежит устное народное творчество народов Крыма.

РАЗДЕЛ III. «Фольклор» - 7ч.

Тема 21.Песни и танцы народов Крыма – 1ч.

Слушание, изучение, исполнение крымско- татарских народных песен и танцев. Народные музыкальные инструменты.

Тема 22.Песни и танцы народов Крыма – 1ч.

Слушание, изучение, исполнение украинских народных песен и танцев. Календарно-обрядовые песни, бытовые. Народные музыкальные инструменты.

Тема 23.Песни и танцы народов Крыма – 1ч.

Слушание, изучение, исполнение песен русских народных песен и танцев. Частушки, детские песни – потешки. Народные музыкальные инструменты.

Тема 24.Урок-концерт – 1ч.

Песенное народное творчество моей семьи.

Тема 25.Легенды народов Крыма – 1ч.

Знакомство с легендами Крыма связанными с этнографией. Практическая работа - подготовка выставки иллюстраций и книжных обложек к легендам.

Тема 26.Эпос народов Крыма – 1ч.

Знакомство с эпосам Крыма связанными с этнографией. Практическая работа - подготовка выставки иллюстраций и книжных обложек к легендам и эпосам Крыма.

Тема 27. Итоговое занятие – игра «что я знаю о фольклоре» - 1ч.

РАЗДЕЛ IV. «Культура и быт» - 7ч.

Тема 28.Быт народов родного края – 1ч.

Заглянем в историю: как жили украинцы, русские и татары в разные исторические времена в Крыму. Жилище, предметы обихода и быта

Тема 29. Быт народов родного края – 1ч.

Кухня народов крымских татар, украинцев, русских. Особенности предпочитаемых блюд. Блюда праздничные и ежедневные. Особое место сладостям.

Тема 30. Игры и игрушки народов Крыма – 1ч.

Заглянем в историю: самые популярные детские игры крымских татар, украинцев, русских. Игры наших бабушек и дедушек. Какие игры пришли к нам из прошлого. Детские неродные игрушки, их значение в этнокультуре и в быту.

Тема 31.Игрушки народов Крыма – 1ч.

Практическая работа: «Мастерская народной игрушки».- изготовление простейших народных игрушек из пластилина, ткани, ниток, бумаги т.д.

Тема 32.Сохранение народных традиций, обычаев, обрядов. – 1ч.

Виды сохранения народных традиций, обычаев, обрядов – виртуальное путешествие по этнографическим, краеведческим, историческим и искусствоведческим музеям Крыма.

Тема 33. Музейный урок «Быт народов Крыма» - 1ч.

Посещение этнографического музейного уголка в ЦДЮТ.

Тема 34. Урок-проект - «Моя родословная» - 1ч.

Защита проектных работ семейного дерева.

Воспитательные результаты трёх уровней

Результаты первого уровня: Обучающиеся будут воспитаны в духе гражданственности, уважения к традициям народов полуострова Крым, толерантности. Будут иметь начальные представления об этнических традициях и культурном достоянии народов проживающих в Крыму и своих одноклассников. Иметь представление об исторически сложившимся быте крымских татар, украинцев и русских живших в Крыму, иметь элементарные представления об особенностях различных видов искусства(литература, музыка, украшения и костюмы, народные промыслы и т.д.) Будут иметь первоначальное представление о сохранении культурного наследия народов Крыма.

Результаты второго уровня: Обучающиеся получат возможность проявлять и объяснять своё отношение к родным, близким, рядом живущим людям разных национальностей. Будут учиться толерантности к людям разных национальностей и конфессий, Научаться ценностному отношению к реликвиям этнографии. Научатся разумно управлять своей речью в отношениях с одноклассниками, людьми разного возраста и представителями разных национальностей.

Результаты третьего уровня: Научатся изготавливать элементарные предметы, связанные, с традициями и обычаями объясняя принадлежность этих предметов к национальностям разных народов Крыма. Будут уметь объяснять, излагать, заинтересовывать собеседников и слушателей в области тех знаний, которые получили во время знакомства с этнографией народов крымских татар, украинского и русского народов

Планируемые результаты

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях Крымской национальной культуры, народоведения и этнографии в процессе проведения бесед, экскурсий, виртуальных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

В ходе проведения занятий в форме уроков, тренингов, мини-концертов. исследовательских и творческих мастерских и игровых программ, материал народоведения позволит школьникам приобретать опыт нравственного поведения на основе Принципа национальной системно-традиционной организации воспитания.

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни поможет стать ученикам коммуникабельными, раскрыть свои способности в творчестве, ораторском и театральном мастерстве. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания, осуществляемая на основе первичных национальных ценностей, поможет детям разных национальностей стать толерантными.



Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.

Таким образом, проект «Народоведение» ориентирован на воспитание высоконравственной, интеллектуальной личности. Мы ставили перед собой задачу - помочь каждому ребенку развить его природные задатки, потребности и интересы. В результате в классе формируется коллектив единомышленников, объединенных общей целью – сделать жизнь в классе более интересной. Программа направлена на воспитание людей порядочных, уважающих жизнь и мнения других людей, ценящих человеческое достоинство в себе, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи, живущих достойно и счастливо.

Метапредметные познавательные УД: у обучающихся будут формироваться умения

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в том числе, контролируемом пространстве Интернета.

-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о народоведении и о себе самом, в том числе своей семьи в практической, творческой и проектной деятельности.

-строить сообщения в устной и письменной форме.



4.Информационно-методическое обеспечение

Список методической литературы :

1. Араджиони М. А. Традиционный женский костюм позднесредневековых крымских татар,украинцев,русских. - Херсон, 1993. - 12 с. (оттиск из ж-ла "Пiвденний архiв", 1993, No.1)

2. Караимская народная энциклопедия.

a. Том I. - М.: отдел НТИ Пушкинского научного центра РАН, 1995. - 243 с.

b. Том II: Вера и религия крымских караев (караимов). - Париж, 1996. - 171 с.

3. Кесмеджи П. А. Греки Крыма. - Симферополь: Амена, 1996. - 132 с.

4. Крымскотатарская энциклопедия. Том 1. - Симферополь: Ватан, 1993. - 424 с.

5. Кудусов Э. История формирования крымскотатарской нации. - Симферополь, 1996. - 31 с.

6. Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Выпуск II. - Симферополь, 1991. - 284 с.

7. Материалы к этнической истории Крыма VII в. до н.э. // Сб. научных трудов. - Киев: Наукова думка, 1987. - 212 с.

8. Национальные культуры в Крыму: состояние, проблемы, перспективы развития. - Симферополь: МИЦ КРКМ, 1996. - 43 с.

9. Озенбашлы Э. Крымцы: сборник работ по истории, этнографии и языку крымских татар. - Симферополь: Озенбаш, 1997. - 62 с.

10. Полканов Ю. А. Караи - крымские караимы-тюрки: история, этнография, культура. - Симферополь: Ком. по нац., 1997. - 149 с.

11. Потехин В. Е., Потехин Д. В. Культура народов Крыма. - Севастополь: Экосм-гидр, 1997. - 43 с.

12. Соломоник Э. (сост.) Евреи Крыма: очерки истории. - Симферополь, Иерусалим: Мосты, 1997. - 127 с.

13. Финогеев Б. Л. Крымские татары, немцы, греки, армяне, болгары: национальное мастерство и его влияние на экономику.-Симферополь: Таврия, 1997.-207с.

14. Крымский пример: этническая гармония и согласие // Крымская газета, 1995 - 27 сентября.

15. Люди редких национальностей в Крыму // Крымская газета, 1995 - 13 сентября.

16. Журналы и брошюры: "Известия КРКМ", "Крымский музей", "Этнографическое обозрение", "Сквозь века: народы Крыма. Вып. 1(2)".

Цифровые образовательные ресурсы

1. Туристический форум Крыма-http://travel.org.ua

2. История Евпатории-http://evpatoriya-history.info/

3. Крымский архитектурный портал-http://www.archiportal-crimea.ru/

4. История Крыма-http://www.crimea-kvn.ru/history/

5. Этнография народов Крыма-http://www.ccssu.crimea.ua/crimea/etno/

6. Презентации:

7. http://pwpt.ru/presentation/istoriya/istoriya_kryima/

8. http://www.myshared.ru/slide/672374/

9. http://www.myshared.ru/slide/826607/

10. http://infourok.ru/prezentaciya_k_klassnomu_chasu-365153.htm

11. http://www.slideshare.net/anisa37/ss-31286844

12. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98691843

13. http://www.metod-kopilka.ru/interaktivnaya_igra_quotkultura_narodov_krymaquot__klass-13112.htm




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!