СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для обучающихся ОВЗ 8 вида "Основы социальной жизни (социально-бытовая ориентировка)"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с программой под редакцией Воронковой В.В.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для обучающихся ОВЗ 8 вида "Основы социальной жизни (социально-бытовая ориентировка)"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени Героя

Советского Союза И.И. Говорухина» с. Катенино












Адаптированная рабочая программа

основного общего образования

по учебному предмету «Основы социальной жизни (социально-бытовая ориентировка)»

ОВЗ 8 вид

для обучающихся 5 – 9 классов























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год).

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

На СБО отводится 34 часа в 5 классе и по 68 часов в 6 – 9 классах. Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений, навыков и формирования новых.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса у детей.


Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.

Задачи программы:

― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;

― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;

― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;

― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);

― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса у детей.

Программа раскрывает следующие основные разделы курса:

  1. Личная гигиена и здоровье.

  2. Охрана здоровья.

  3. Жилище.

  4. Одежда и обувь.

  5. Питание.

  6. Транспорт.

  7. Средства связи.

  8. Предприятия, организации, учреждения.

  9. Семья.




СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


5 класс. 1 час в неделю.

Питание

Значение питания в жизни и деятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Влияние правильного питания на здоровье человека. Место для приготовления пищи и его оборудование. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы для сервировки стола: назначение и уход. Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий.

Приготовление простых и сложных бутербродов. Вторичное использование черствого хлеба. Овощные салаты: виды, способы приготовления. Приготовление винегрета. Виды чая. Способы заваривания чая. Посуда для завтрака. Сервировка стола к завтраку.

Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности). Специализированные магазины. Продовольственный магазин.

Личная гигиена и здоровье

Утренний и вечерний туалет. Содержание, правила и прием выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце). Правила хранения. Уход. Уход за волосами. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов деятельности.

Одежда и обувь

Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная, спортивная и т.д.), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида тканей. Головные уборы: виды и назначение. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды. Предупреждение появления вредителей на одежде (моли). Виды обуви: в зависимости от времени года, назначения, вида материалов. Хранение обуви: способы и правила.

Семья

Состав семьи. Фамилии, имена, отчества ближайших родственников, возраст, дни рождения. Место работы членов семьи, должности, профессии. Взаимоотношения между родственниками.

Жилище

Типы жилых помещений в городе и сельской местности. Коммунальные удобства в городе и сельской местности. Почтовый домашний адрес.

Средства связи

Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования.

Транспорт

Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта.

Охрана здоровья

Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.



6 класс. 1 час в неделю.

Одежда и обувь

Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке. Правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва. Правила и приёмы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей. Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др.


Личная гигиена

Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания, правила и приёмы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных ванн, физических упражнений.Сезонная одежда, обувь, головной убор. Правила и приёмы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения.


Транспорт

Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы-интерната. Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.


Семья

Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, их продуктивная деятельность. Права и обязанности каждого члена семьи.


Учреждения и организации

Дошкольные учреждения – детские сады, школа, Дома культуры и их назначение.


Средства связи

Основные средства связи, их назначение. Почта. Виды почтовых отправлений. Виды писем. Порядок отправления письма различного вида. Стоимость пересылки. Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.


Питание

Гигиена приготовления пищи. Правила и приёмы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных и др. Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки. Правила и приёмы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств. Составление рецепта приготовления блюд.


Жилище

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке электропылесоса. Уход за мебелью, в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обивка и др.).


Торговля

Магазины промышленных товаров и их отделы. Специализированные магазины промышленных товаров, их отделы. Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли.


Медицинская помощь

Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды медицинских учреждений. Работники медицинских учреждений. Виды врачебной помощи. Меры предупреждения глистных заболеваний.


Культура поведения

Правила поведения в общественных местах. Способы ведения разговора со старшими и сверстниками. Экскурсия в библиотеку. Обобщение пройденного материала за год.


7 класс. 2 часа в неделю.

Личная гигиена

Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица и волосами. Гигиена одежды, нательного и постельного белья.

Одежда

Значение продления срока службы одежды. Использование бытовой техники при стирке белья из х/б ткани,. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Химчистка, виды услуг и правила пользования.

Питание

Виды питания. Значение первых и вторых блюд и их приготовление. Третьи блюда. Использование электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи. Сервировка стола к обеду.

Семья

Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми и в соблюдении чистоты и порядка дома, в школе.

Культура поведения

Правила поведения в гостях. Подготовка к походу в гости, подарки.

Жилище

Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к лету и зиме. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Уход за мебелью в зависимости от её покрытия. Животные в доме.

Транспорт

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения ж/д билетов. Порядок сдачи багажа и получения его.

Торговля

Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров.

Средства связи

Виды бандеролей, порядок их отправления. Упаковка и стоимость пересылки. Посылки. Виды упаковки, правила отправления и стоимость. Заполнение бланков.

Медицинская помощь

Домашняя аптечка, термометр. Лекарственные растения. Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.

Учреждения, организации и предприятия

Промышленные и сельскохозяйственные объекты нашей местности.

Экономика домашнего хозяйства

Деньги. Их назначение и значение в нашей жизни. Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия. Мелкие расходы.

8 класс. 2 часа в неделю.

Личная гигиена

Значение косметики для девушки и юноши. Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием средств косметики. Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Средства и способы сохранения здоровья.

Одежда и обувь

Особенности ухода за одеждой из шерстяных и синтетических тканей, стирка их в домашних условиях. Правила и приемы глажения блузок, рубашек. Химчистка – знакомство с предприятием и правилами пользования его услугами.

Питание

Виды теста. Приготовления изделия из теста. Заготовка продуктов впрок. Запись рецептов.

Семья

Грудной ребенок в семье. Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек

Культура поведения

Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей.

Жилище

Уборка кухни, санузла, ванны. Моющие средства, используемые при уборке кухни, ванной, санузла.

Транспорт

Междугородний автотранспорт, автовокзал. Его назначение, основные автобусные маршруты, расписание, порядок приобретение билета и его стоимость до разных пунктов. Значение водного транспорта. Пристань. Порт. Основные службы.

Торговля

Рынки. Виды рынков. Различия рынка от магазина.

Средства связи

Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном-автоматом, таксофоном, квартирным телефоном. Правила пользования телефонным справочником. Культура разговора по телефону. Получение справок по телефону. Вызов специализированных служб помощи населению (01, 02, 03, 04, 911 и т.п.). Междугородняя телефонная связь. Порядок пользования автоматической связью. Виды заказов междугороднего телефонного разговора.

Медицинская помощь

Первая помощь при несчастных случаях. Первая помощь утопающему. Меры по предупреждению несчастных случаев.

Учреждения, организации и предприятия

Департамент, муниципалитет, префектура, полиция, прокуратура, ФСБ, их назначение.

Экономика домашнего хозяйства

Бюджет семьи. Виды источников дохода, основные статьи расходов. Сбережение. Значение и способы экономии расходов. Виды хранения сбережений. Виды вкладов в Сбербанке.

9 класс. 2 часа в неделю.

Личная гигиена и здоровье

Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Средства и способы сбережения здоровья.

Вред курения, алкоголя и токсических веществ.

Культура поведения

Адекватность поведения в обществе. Правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.

Семья

Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения. Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации досуга и отдыха в семье. Семейные традиции. Упражнения в планировании бюджета семьи и распределении обязанностей в семье. Сбережения. Виды вкладов.

Государственное страхование. Кредит. Оформление кредита.

Средства связи

Виды связи, особенности каждой, значимость в современной жизни. Виды денежных переводов, стоимость их отправлений. Заполнение бланка денежного перевода.

Медицинская помощь

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за больным. Документы, подтверждающие нетрудоспособность.

Жилище

Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Виды уборки квартиры. Сохранение жилищного фонда.

Питание

Гигиена питания. Составление меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола.

Диетическое питание. Питание детей ясельного возраста. Приготовление национальных блюд. Приготовление соусов.

Разновидности дрожжевого теста и приготовление из него выпечки.

Одежда

Стиль одежды, мода, обновление одежды. Выбор одежды и обуви в соответствии с назначением. Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из различных видов ткани в домашних условиях. Соблюдение техники безопасности при выведении пятен.

Транспорт

Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.

Торговля

Различие рынка от магазина: одно из них – право покупателя предлагать продавцу снизить цену (право торговаться) - право выбора товара.

Учреждения и организации

Предприятия бытового обслуживания, их назначение. Профессии работников ПБО.

Трудоустройство

Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление. Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка. Правила их составления и написание.

Упражнение в заполнении трудового договора.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностными результатами изучения курса являются:

  1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

  2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;

  3. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;

  4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

  5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

Метапредметными результатами изучения курса являются:

- в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

- владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

- получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

Предметные результаты

Личная гигиена

учащиеся должны знать:

5 класс: последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила освещенности рабочего места, правила охраны зрения при чтении и просмотре телепередач, работы за компьютером, о вреде курения.

7 класс: правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических салфеток, правила ухода за кожей лица и волосами.

8 класс: Правила ухода за кожей лица.

учащиеся должны уметь:

5 класс: совершать вечерний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стричь ногти на руках и ногах, стирать индивидуальные вещи и содержать их в чистоте, беречь зрение, корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли.

7 класс: определить тип кожи и волос, подбирать мыло и шампунь, правильно ухаживать за лицом и волосами.

8 класс: Пользоваться косметическими дезинфицирующими средствами.

Одежда и обувь

учащиеся должны знать:

5 класс: виды одежды и обуви, их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов.

7 класс: особенности стирки цветного и белого белья, устройство стиральной машины и правила пользования ею, санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при ремонте одежды, последовательность глажения одежды из различных тканей, назначение прачечной.

8 класс: Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей; правила и последовательность глажения белья. Прачечная самообслуживания, предоставляемые услуги.

9 класс: размеры своих одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата, способы обновления одежды, средства выведение пятен в домашних условиях, правила стирки изделий из тюля и трикотажа.

учащиеся должны уметь:

5 класс: различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь, головной убор по сезону, сушить и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к хранению, подбирать крем и чистить кожаную обувь.

6 класс: пришивать пуговицы, зашивать одежду по распоровшемуся шву, подшить брюки, стирать изделия из цветных х\б тканей, гладить их.

7 класс: накладывать заплаты, стирать белое белье вручную и с помощью стиральной машины, гладить одежду и белье.

8 класс: Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, гладить рубашки и блузки.

9 класс: пользоваться журналом мод, подбирать одежду и обувь, выводить пятна на одежде, стирать изделия из тюли и трикотажа.

Питание

учащиеся должны знать:

5 класс: значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола, правила мытья посуды и уборки помещения.

7 класс: виды питания и их особенности, значение первых, вторых блюд, правила безопасности работы с электроприборами.

8 класс: знать виды теста, способы приготовления изделий из теста, способы заготовки продуктов впрок, ТБ работы кухонными приспособ-лениями.

9 класс: значение диетического питания, особенности и важности правильного питания детей ясельного возраста, названия и рецепты 1-2 национальных блюд.

учащиеся должны уметь:

5 класс: прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать прави-ла безопасной работы режущими инструментами.

7 класс: пользоваться механическими и электробытовыми приборами, приготовить первое и второе блюдо по рецепту из доступных по цене продуктов, составить меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.

8 класс: умение готовить пресное тесто и изделия из него, подготавливать овощи, делать заготовки впрок, пользоваться кухонными приспо-соблениями, составлять меню.

9 класс: составить меню диетического питания на день, приготовить 1-2 диетических блюд, составить меню на день для ребенка ясельного возраста, приготовить одно национальное блюдо, составить меню праздничного стола, выполнить сервировку праздничного стола.

Семья

учащиеся должны знать:

5 класс: родственные отношения в семье, состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст их.

7 класс: правила ухода за младшими детьми, различные тихие и подвижные игры, сказки, песенки.

8 класс: уход за грудным ребёнком, санитарно - гигиенические требования к содержанию детской посуды, постельки, игрушек.

Об основных составных частях бюджета, статьях расходов и доходов, правила экономии и сбережения.

9 класс: основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье, семейные традиции, о морально-этических нор-мах взаимоотношений в семье, обязанности, связанные с заботой о детях.

учащиеся должны уметь:

5 класс: записать имя, отчество, фамилию членов семьи, выполнять правила поведения в семье.

7 класс: ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры, помогать младшим при уборке игрушек, рассказывать им сказки, петь с ними детские песни.

8 класс: умение купать, одевать, пеленать ребёнка, содержать в порядке его вещи, подсчитывать бюджет семьи, составлять доверенность, снимать показатели счетчика, соблюдать правила экономии и порядок помещений сбережений в сбербанки.

9 класс: анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку, оказывать внимание, поддержку, посильную помощь в семье, активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье, поддерживать семейные традиции, выполнять обязанности в семье.

Культура поведения

учащиеся должны знать:

5 класс: требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с прось-бой, вопросом, правила поведения за столом.

7 класс: правила поведения при встрече и расставании, правила поведения в гостях, правила поведения при вручении подарков.

8 класс: правила поведения юноши и девушки при встрече, знакомстве и расставании, требования к внешнему виду

9 класс: правила поведения в обществе – правила приема гостей.

учащиеся должны уметь:

5 класс: следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя, следить за своей походкой, правильно сидеть за сто-лом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу, правильно вести себя при встрече и расставании, вежливо обращаться с просьбой, вопросом.

7 класс: культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры, вручать и принимать подарки.

8 класс: культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах

9 класс: встречать гостей, вежливо вести себя во время их приема, анализировать поступки людей и давать правильную оценку.

Жилище

учащиеся должны знать:

5 класс: виды жилых помещений в городе и селе и их различие, почтовый адрес своего дома и школы-интерната.

7 класс: последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения, способы и периодичность ухода за окнами, виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон, способы утепление окон, правила ухода за мебелью.

8 класс: правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванной комнаты, моющие средства для уборки.

9 класс: правила расстановки мебели в квартире, требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера, правила сохра-нения жилищного фонда.

учащиеся должны уметь:

5 класс: писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.

7 класс: убирать жилые помещения, мыть зеркала и стекла, утеплять окна, ухаживать за полом в зависимости от покрытия, топить печку.

8 класс: мыть кафельные стены, чистить раковины.

9 класс: расставлять мебель в квартире (на макете), подбирать детали интерьера.

Транспорт

учащиеся должны знать:

5 класс: основные транспортные средства, рациональный маршрут проезда до школы-интерната, правила дорожного движения, дорожные знаки.

7 класс: функции железнодорожного транспорта, тип пассажирского вагона, примерную стоимость билетов, службы ж\д вокзала.

8 класс: основные автобусные маршруты, правила безопасной поездки.

9 класс: основные маршруты самолетов, службы аэровокзала, порядок приобретения билетов, правила посадки в самолет.

учащиеся должны уметь:

5 класс: соблюдать правила поведения в общественном транспорте, соблюдать правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.

7 класс: ориентироваться в расписании, приобретать ж\д билеты, обращаться за справкой, ознакомиться с правилами пользования ж\д транс-портом, выполнять правила безопасности во время посадки в ж\д транспорте.

8 класс: покупать билет, пользоваться расписанием, обращаться за справкой.

9 класс: ориентироваться в расписании, определять маршрут, выбирать наиболее удобные транспортные средства, выполнять правила без-опасности во время проезда.

Торговля

учащиеся должны знать:

5 класс: виды магазинов, назначение продуктовых магазинов, их отделы, содержание продукции, правила поведения в магазине, правила по-купки товаров, стоимость хлебных, молочных продуктов, круп, некоторых овощей и фруктов.

7 класс: назначение универсама и универмага, различия между ними, за какими товарами лучше обратиться в универмаг, чем в универсам.

8 класс: специализированные магазины, виды товара, отделы.

9 класс: виды ярмарок, отличие ярмарки от рынка, магазина, время и место проведения ярмарок, цены ярмарочных товаров.

учащиеся должны уметь:

5 класс: выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности, оплатить, проверить чек и сдачу, культурно разговаривать с продавцом.

7 класс: найти нужные товара в отделах универсама и универмага.

8 класс: обращаться с вопросом к продавцу, вежливо разговаривать.

9 класс: приобретенные умения при покупке товара в магазинах, перенести самостоятельно на ярмарку.

Средства связи

учащиеся должны знать:

7 класс: перечень предметов, посылаемых бандеролью, в посылке, максимальный вес почтовых отправлений, виды и способы упаковок, виды почтовых отправлений.

8 класс: виды телефонной связи, правила пользования, периодичность оплаты.

9 класс: виды денежных переводов, их стоимость, виды связи, стоимость услуг по каждому виду связи.

учащиеся должны уметь:

7 класс: заполнить бланк на отправку бандероли, посылки, составить опись, упаковать бандероль, посылку.

8 класс: получать справку, узнавать время, культурно и вежливо разговаривать по телефону.

9 класс: заполнить почтовый и телеграфный перевод, подсчитать стоимость денежных переводов.

Медицинская помощь

учащиеся должны знать:

7 класс: меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила обработки раны и наложение повязки, правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах.

8 класс: меры по предупреждению несчастных случаев в быту, правила и приёмы оказания первой медицинской помощи.

9 класс: способы распространения инфекционных заболеваний, меры по их предупреждению, правила и приемы по уходу за больным, листок нетрудоспособности.

учащиеся должны уметь:

7 класс: использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои и отвары, обрабатывать раны и накладывать повязки.

8 класс: кратко объяснять причину звонка по телефону, оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, солнечном ударе, утопающему.

9 класс: строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания, строго выполнять правила ухода за больным, ставить горчичники.

Учреждения, организации и предприятия

учащиеся должны знать:

7 класс: местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия, название цехов, отделов, специальностей, виды выпускаемой продукции.

8 класс: департамент, муниципалитет, префектура, милиция, их назначение.

9 класс: местонахождение предприятий бытового обслуживания, какие виды услуг оно оказывает.

учащиеся должны уметь:

7 класс: обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятий.

8 класс: обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры.

9 класс: обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятий.

Трудоустройство

учащиеся должны знать:

9 класс: учреждения и отделы по трудоустройству, местонахождение и названия предприятий, где требуются рабочие, виды документов необходимые для поступления на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию, статьи Трудового кодекса РФ.

учащиеся должны уметь:

9 класс: обращаться в отделы кадров при устройстве на работу, написать заявление, заполнить анкету, написать расписку, пользоваться ТК РФ.

Календарно - тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Практические работы

1



2

3

4

Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с предметом СБО

Раздел 2. Личная гигиена

Правила личной гигиены.

Правила охраны зрения.

Уход за волосами.

1


3






Практическая работа


1

2

Раздел 3. Культура поведения

Поведение в музее, библиотеке.

Поведение в кино, театре.

2



1

2

3

Раздел 4. Жилище

Виды жилых помещений.

Почтовый адрес дома (экскурсия)

Написание адреса дома на конверте.

6


Практическая работа

4

5

6

Гигиенические требования к жилью.

Последовательность уборки комнаты.

Обобщение по теме «Жилище».





Практическая работа


1

2

3

4

Раздел 5. Питание

Правильное питание.

Столовая посуда, приборы.

Кухонные приспособления, приборы.

Приготовление пищи.

9




Практическая работа

5

6

7

8

9

Приготовление бутербродов.

Приготовление блюд из яиц.

Правила заваривания чая.

Сервировка стола к завтраку.

Поведение за столом.


Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа


1

Раздел 6. Транспорт

Виды городского транспорта.

1



1

2

Раздел 7. Торговля

Основные виды магазинов.

Порядок приобретения товаров.

2



1

2

3

Раздел 8. Одежда и обувь

Виды одежды и головных уборов.

Повседневный уход за одеждой.

Уход за обувью.

3




Практическая работа


1

2

3

4

Раздел 9. Повторение

Личная гигиена (Тестирование).

Питание (Тестирование).

Транспорт (Тестирование).

Итоги учебного года

4



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ПР - 9



6 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Практические работы


Раздел 1. Одежда и обувь

3


1

Значение опрятного вида человека.

Практическая работа. Пришивание пуговиц.

Правила и приёмы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.

1

Практическая работа.

2

Практическая работа. Стирка изделий из х/б тканей.

Правила глажения. Техника безопасности при работе с утюгом.

Практическая работа. Глажение фартуков, косынок.

1

Практическая работа.


Раздел 2. Личная гигиена

2


3

Значение закаливания организма для здоровья человека.

Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур.

1


4


Правила и приемы ухода за органами зрения.

Практическая работа. Уход за глазами (промывание и протирание).

Губительное влияние вредных привычек на организм.

1

Практическая работа.



Раздел 3. Транспорт

3


5

Основные транспортные средства.

Оплата проезда на всех видах транспорта. Маршруты передвижения.

1


6

Пригородные автобусы. Расписание, направления, зоны.

Способы заказа и приобретения билетов через интернет.

1


7

Экскурсия автовокзал. Наблюдение за приобретением билетов

1



Раздел 4. Семья

2


8

Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность.

Права и обязанности каждого члена семьи.

1


9

Практическая работа. Запись сведений о членах семьи

1

Практическая работа


Раздел 5. Учреждения и организации 2 часа

2


10

Дошкольные учреждения, их назначение.

Школьные учреждения, их назначение.

Дом культуры, его назначение для жителей.

1


11

Экскурсия Дом культуры

1



Раздел 6. Средства связи 3 часа

3


12

Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер).

Почта. Виды почтовых отправлений.

1


13

Виды писем. Порядок отправления письма различного вида.

Практическая работа. Написание адреса на почтовом конверте.

1

Практическая работа

14

Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.

Экскурсия на почту

1



Раздел 7. Питание

7


15

Гигиена приготовления пищи.

Правила и приёмы хранения продуктов и готовой пищи.

Способы выбора доброкачественных продуктов.

1


16

Экскурсия в продуктовый магазин, наблюдение за выбором продуктов.

1


17

Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки.

Практическая работа. Чтение рецептов.

Блюда из круп. Практическая работа. Приготовление каши на воде.

1

Практическая работа.

18

Блюда из овощей.

Практическая работа. Приготовление картофельного пюре.

Блюда из яиц.

Практическая работа. Приготовление омлета.

1

Практическая работа.

19

Приготовление чая.

Практическая работа. Заварка чая.

Правила и приёмы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств.

1

Практическая работа.

20

Практическая работа. Мытье кухонной посуды с применением моющих средств

1

Практическая работа.

21

Составление рецепта приготовления собственного блюда.

1



Раздел 8. Жилище

4


22 -23

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.

Санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при работе с предметами бытовой химии.

Повседневная сухая и влажная уборка помещения.

2



24- 25

Пылесос. Использование в уборке пылесоса.

Практическая работа. Уборка спальной комнаты с использованием пылесоса.

Уход за мебелью в зависимости от её покрытия.

Практическая работа. Уход за мебелью в классе.

2




Практическая работа



Раздел 9. Торговля

3


26

Специализированные продовольственные магазины. Виды товаров.

Экскурсия в продовольственный супермаркет «Магнит».

1


27 - 28

Виды товаров, стоимость, порядок приобретения.

Правила выбора доброкачественных продуктов питания.

Практическая работа. Определение срока годности товара на упаковке.

2


Практическая работа.


Раздел 10. Медицинская помощь

4


29-30

Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.

Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их назначение в оказании медицинской помощи.

Экскурсия в аптеку.

2


31 -32

Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сёстры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др.

Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный приём, госпитализация.

Сюжетно-ролевая игра: «Вызов скорой помощи».

Меры предупреждения глистных заболеваний.

2




Раздел 11. Культура поведения

3


33

Правила поведения в театре, кинотеатре.

Ролевая игра: «Посещение кинотеатра».

1


34

Правила поведения в музее, библиотеке.

Повторение. Правила поведения в школе во время занятий и на перемене.

Экскурсия в школьную библиотеку.

1



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ПР - 11




7 класс

№ п/п

Тема раздела, урока

Количество

часов

Практические работы


Раздел 1. Питание

8


1

Личная гигиена подростка

1


2

Пользование шампунем

1



Раздел 2. Одежда

12


3

Мелкий ремонт одежды

1


4

Штопка одежды

1


5

Заплата нашивная

1


6

Заплата декоративная

1


7

Практическая работа №1 «Ремонт одежды»

1

Практическая работа

8

Бытовая техника для стирки

1


9

Стирка изделий из ХБ ткани

1


10

Стирка изделий из шелка

1


11

Приемы глажения белья

1


12

Приемы глажения брюк

1


13

Прачечная. Виды услуг.

1


14

Практическая работа №2 «Одежда и обувь»


1

Практическая работа


Раздел 3. Питание

10


15

Виды питания

1


16

Значение первых блюд

1


17 - 18

Значение блюд из овощей, рыбы, мяса

2


19 - 20

Салат

2


21 - 22

Второе блюдо

2


23

Составление меню завтрака, обеда, ужина

1


24

Практическая работа №3 «Составление меню на день»


1

Практическая работа


Раздел 4. Семья

2


25

Помощь родителям по уходу за младшими детьми. Разучивание «тихих» игр

1


26

Сказки, песенки.

Подвижные игры

1



Раздел 5. Культура поведения

4


27

Правила приема приглашения в гости

1


28

Подготовка к поездке в гости

1


29

Подарки

1


30

Практическая работа №4 «Культура поведения»

1

Практическая работа


Раздел 6. Жилище

8


31

Регулярная уборка

1


32

Сезонная уборка

1


33

Способы ухода за окнами

1


34

Виды моющих средств

1


35

Санитарная обработка помещений

1


36

Способы и средства ухода за полом

1


37

Уход за мебелью

1


38

Практическая работа №5 «Жилище»


1

Практическая работа


Раздел 7. Транспорт

6


39 - 40

Междугородний железнодорожный транспорт

2


41

Службы вокзала

1


42

Виды вагонов

1


43

Билеты. Расписания

1


44

Камера хранения

1



Раздел 8. Торговля

4


45

Универмаги, универсамы, торговые центры и их значение

1


46

Отделы магазинов

1


47

Порядок приобретения товара

1


48

Практическая работа №6 «Значение и необходимость хранения чека»

1

Практическая работа


Раздел 9. Средства связи

8


49

Виды бандеролей

1


50

Упаковка. Порядок почтового отправления

1


51 - 52

Посылка. Виды упаковок.

2


53 - 54

Стоимость пересылки

2


55

Практическая работа №7«Средства связи»

1

Практическая работа

56

Практическая работа №8 «Отправление посылки маме на 8 марта»

1

Практическая работа


Раздел 10. Медицинская помощь

6


57

Домашняя аптечка

1


58

Лекарственные растения

1


59

Практическая работа №9 «Виды доврачебной помощи при носовом кровотечение, порезе руки»

1

Практическая работа

60

Первая помощь при травмах

1


61

Практическая работа № 10 «Виды переломов»

1


62

Медицинская помощь. Практическая работа №10«Наложение жгута»

1



Раздел 11. Учреждения, организации и предприятия

4


63

Сельскохозяйственные организации Варненского района

1


64

Назначение сельскохозяйственных профессий

1


65

Промышленные предприятия Варненского района

1


66

Назначение промышленных профессий

1



Раздел 11. Экономика домашнего хозяйства

2


67

Деньги. Бюджет семьи. Источники дохода.

1


68

Зарплата членов семьи, пенсия. Мелкие расходы

1



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

пр - 9




8 класс

№ п/п

Тема раздела, урока

Количество

часов

Практические работы/контрольные работы


Питание

8


1

Виды теста.

1


2

Запись рецептов приготовления теста.

1


3

Заготовка продуктов впрок.

1


4

Засолка капусты.

1


5

Приготовление бутербродов.

1


6

Приготовление салата.

1


7

Работа с кулинарными книгами.

1


8

Запись рецептов приготовления блюд (на выбор).

1

Практическая работа №1


Личная гигиена

4


9

Значение косметики для девушки и юноши.

1


10

Выбор косметических средств.

1


11

Правила и приёмы ухода за кожей лица.

1


12

Средства и способы сбережения здоровья.

1



Одежда и обувь

4


13

Уход за одеждой из шерстяных и синтетических тканей. Химчистка.

1


14

Стирка изделий в домашних условиях.

1


15

Правила и приемы глажения рубашек.

1

Практическая работа №2

16

Правила и приёмы глажения брюк.

1

Практическая работа №3


Семья

4


17

Грудной ребенок в семье.

1


18

Уход за грудным ребенком.

1


19

Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек.

1


20

Правила и последовательность в одевании грудного ребенка.

1



Культура поведения

4


21

Культура общения юноши и девушки.

1


22

Сюжетно - ролевая игра «Встреча молодых людей».

1


23

Внешний вид молодых людей.

1


24

Виды галстуков и способы их завязывания.

1

Практическая работа №4


Жилище

5


25

Уборка кухни, санузла и ванной комнаты.

1


26

Моющие средства.

1


27

Мытьё кафельных стен, чистка раковины.

1


28

Санитарно-гигиенические требования к жилому помещению и правила техники безопасности при работе с химическими веществами.

1


29

Обобщающий урок.

1

Контрольная работа №1


Транспорт

4


30

Междугородний автотранспорт. Автовокзал.

1


31

Водный транспорт.

1


32

Железнодорожный вокзал. Аэропорт.

1


33

Отправление автобусов, междугородних поездов и приобретение билетов.

1



Торговля

4


34

Рынки.

1


35

Отличия рынка от магазина.

1


36

Колхозный рынок. Торговые ярмарки.

1


37

Нахождение наиболее низких цен на продукцию.

1

Практическая работа №5


Средства связи

8


38

Телефон. Виды телефонной связи.

1


39

Правила пользования телефонным справочником.

1


40

Культура разговора по телефону.

1


41

Сюжетно - ролевая игра «У меня зазвонил телефон».

1


42

Междугородняя телефонная связь.

1


43

Оплата за телефон. Тарифы.

1


44

Телеграф.

1


45

Интернет - сайты.

1

Практическая работа №6


Медицинская помощь

5


46

Первая помощь при несчастном случае.

1


47

Первая помощь утопающему.

1


48

Солнечный и тепловой удар. Первая помощь.

1


49

Меры по предупреждению несчастных случаев.

1


50

Посещение офиса врача общей практики с. Катенино.

1



Учреждения, предприятия и организации

3


51

Сельская администрация. Муниципалитет, их назначение.

1


52

Полиция. ФСБ. Прокуратура. Их назначение.

1


53

МФЦ. Сайт «Госуслуги».

1



Экономика домашнего хозяйства

16


54

Бюджет семьи.

1


55

Статьи доходов. Помощь подростков родителям.

1


56

Составление доверенности.

1


57

Основные статьи расходов. Обязательные платежи. Налоги.

1


58

Коммунальные платежи, как основные статьи расходов.

1

Практическая работа №7

59

Расходы на предметы одежды и личной гигиены.

1


60

Основные статьи расходов - создание домашнего уюта.

1


61

Незапланированные расходы - повышение уровня культуры.

1


62

Основные статьи расходов.

1


63

Сбережения. Способы сохранения расходов.

1


64

Виды вкладов в Сбербанке.

1


65

Офис Сбербанка в Варненском районе.

1


66

Бюджет семьи – доход и расход.

1


67

Обобщение знаний.

1

Контрольная работа №2

68

Итоговый урок.

1



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

ПР -7

КР – 2



9 класс

№ п/п

Тема раздела, урока

Количество

часов

Практические работы/контрольные работы


1

2

3

Раздел 1. Личная гигиена

Правила личной гигиены.

Здоровый образ жизни.

Вред курения и алкоголя.

3



1

2

Раздел 2. Культура поведения

Правила общежития.

Приём гостей.

2



1

2

3

Раздел 3. Семья

Основы семейных отношений.

Обязанности членов семьи.

Забота о детях.

3



1

2

3,4


5

6

7,8

Раздел 4. Бюджет семьи

Основные статьи расходов.

Расходы на досуг.

Экономия в домашнем хозяйстве.


Сбережения. Виды вкладов.

Государственное страхование.

Кредит. Оформление кредита.

8




Практическая работа


1

2

3

Раздел 5. Средства связи

Посылки. Правила упаковки.

Виды денежных переводов.

Заполнение бланка денежного перевода.

3




Практическая работа


1

2

3

4,5

6,7

Раздел 6. Медицинская помощь

Инфекционные заболевания.

Отравления.

Листок нетрудоспособности.

Уход за больным.

Медицинская помощь.

7






Практическая работа


1,2

3

4,5

Раздел 7. Жилище

Интерьер квартиры.

Виды уборки квартиры.

Сохранение жилищного фонда.

5



1

2,3

4

5,6

7

8

9

10, 11

12

Раздел 8. Питание

Гигиена питания.

Меню праздничного стола.

Сервировка праздничного стола.

Приготовление национальных блюд.

Питание детей ясельного возраста.

Приготовление соусов.

Диетическое питание.

Дрожжевое тесто.


Обобщение знаний по теме «Питание».

12



Практическая работа

Практическая работа



Практическая работа




Контрольная работа


1

2

3

4

5,6

7

Раздел 9. Одежда

Мода. Стиль в одежде.

Покупка одежды и обуви.

Варианты обновления одежды.

Выведение пятен с одежды.

Ремонт одежды.

Обобщение знаний по теме «Одежда».

7







Контрольная работа


1,2

3

Раздел 10. Транспорт

Авиатранспорт.

Аэровокзал.

3



1

2

3,4

Раздел 11. Торговля

Продуктовый рынок.

Сетевой магазин.

Экскурсия в магазин.

4



1

2

Раздел 12. Учреждения и организации

Предприятия бытового обслуживания.

Профессии работников КБО.

2



1

2

3

4

5

6

7

8,9

Раздел 13.Трудоустройство

Ситуация выбора профессии.

Временная и постоянная занятость.

Охрана труда несовершеннолетних.

Оформление на работу.

Трудовой договор.

Трудовой стаж.

Заключение контракта.

Обобщение знаний по теме «Трудоустройство».

9


Практическая работа



Практическая работа

Практическая работа


Практическая работа


Контрольная работа


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

ПР – 10

КР – 3






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

  1. 5 класс «Социально - бытовая ориентировка» В.П.Субчева учебное пособие. М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2021

  2. 6 класс «Социально - бытовая ориентировка» В.П.Субчева. Учебное пособие. М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2021

  3. 7 класс «Социально - бытовая ориентировка» В.П.Субчева. Учебное пособие. М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2020

  4. 8 класс «Социально - бытовая ориентировка» В.П.Субчева. Учебное пособие. М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2019

  5. 9 класс «Социально - бытовая ориентировка» В.П.Субчева. Учебное пособие. М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2021


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018.;


  1. Девяткова Т.А.,Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., ЩербаковаА.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/.- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2020.


  1. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2019.



ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Библиотека ЦОК


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!