Рабочая программа по информатике для 9 класса являются составной частью учебного плана гимназии, реализующей программы общего образования, и отражает методику реализации программ учебных курсов, предметов, дисциплин с учетом:
Закона «Об образовании в РФ»;
Федерального государственного образовательного стандарта ООО;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования соответствующей ступени;
Образовательной программы ООО
Базисного учебного плана гимназии
Авторской программы Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7-9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Планируемые результаты изучения информатики Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования:
Учащийся научится:
определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;
строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;
находить оптимальный путь во взвешенном графе;
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;
применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ;
понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;
применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 9 классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 9 классе основной школы может быть определена двумя укрупнёнными разделами:
Раздел 1. Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания. Знаковые модели.
Графические информационные модели. Табличные информационные модели.
Система управления базами данных.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования. Одномерные массивы целых чисел. Конструирование алгоритмов. Запись вспомогательных алгоритмов. Алгоритмы управления.
Раздел 3. Обработка числовой информации в электронных таблицах
Электронные (динамические) таблицы. Организация вычислений. Средства анализа и визуализации данных.
Раздел 4. Коммуникационные технологии
Локальные и глобальные компьютерные сети. Всемирная компьютерная сеть Интернет. Информационные ресурсы и сервисы Интернета. Создание web-сайта.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тема | Количество часов по темам |
Тема 1. Моделирование и формализация | 9 |
Тема 2Алгоритмизация и программирование | 8 |
Тема 3. Обработка числовой информации | 6 |
Тема 4.Коммуникационные технологии | 11 |
ИТОГО | 34 |
Приложение к рабочей программе
Тематическое планирование уроков информатики в 9 классе (34 часа )
№ урока | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся | Дата проведения |
Предметные (по элементам системы знаний) | Метапредметные (УУД) | Личностные | План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4.1 | 4.2 | 4.3 | 5 | 6.1 | 6.2 |
Тема «Моделирование и формализация» 9 часов |
-
| Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места Моделирование как метод познания | комбинированный | дать общие представления о целях изучения курса информатики и ИКТ иметь представление о модели, моделировании, цели моделирования, форматирования. Знать различия между натуральными и информационными моделями. Уметь различать образные, знаковые и смешанные информационные модели | Регулятивный блок УУД: научить планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. учить планированию – определению последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составлению плана и последовательности действий; рассмотреть приемы прогнозирования – предвосхищения результата и уровня усвоения, его временных характеристик; формировать критическое мышление – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным; осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем; формулировать гипотезу по решению проблем сформировать потребность контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; научить коррекции – внесения необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; рассмотреть приемы оценки - выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознания качества и уровня усвоения; сформировать способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. | Умение выявлять проблемы собственной деятельности; находить их причины и устранять проблемы, умение осознавать необходимость учебной деятельности. Умение осознавать мотивы познавательной деятельности; оценивать свою познавательно-трудовую деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. Умение выявлять и формулировать проблемы собственной деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке; уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Умение открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам. Умение управлять своей познавательной деятельностью; открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам. Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. | фронтальная | | |
Фронтальная, индивидуальная,групповая | 6.09 | |
-
| Знаковые модели | комбинированный | Знать словесные модели, математические модели, компьютерные модели | Фронтальная, индивидуальная,групповая | 13.09 | |
-
| Графические модели | комбинированный | Иметь представление о графических информационных моделях (схема, чертеж, график, диаграмма, графы). | Фронтальная, индивидуальная,групповая | 20.09 | |
-
| Табличные модели | комбинированный | Иметь представление о табличных моделях. Уметь использовать таблицы при решении задач. Знать различия между таблицей типа «объект – свойство» и таблицей типа «объект - объект» | Познавательный блок УУД Общеучебные действия: научить поиску и выделению необходимой информации; развивать умения структурировать знания научить анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); научить синтезу ( составлению целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты); научить установливать причинно-следственных связи, построению логической цепи рассуждений; Коммуникативный блок УУД развивать навыки планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определять цели, функций участников, способов взаимодействия, постановки вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешения конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управления поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Личностный блок УУД Научить устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, | Фронтальная, индивидуальная,групповая | 27.09 | |
-
| База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных | комбинированный | Иметь представление о базах данных. Знать основные способы организации данных в базах данных (иерархический, сетевой, реляционный) | Фронтальная, индивидуальная,групповая | 4.10 | |
-
| Система управления базами данных | комбинированный | Иметь представление о системе управления базами данных (СУБД). Знать основные объекты СУБД (таблицы, формы, запросы, отчеты) | Фронтальная, индивидуальная,групповая | 11.10 | |
-
| Создание базы данных. Запросы на выборку данных | комбинированный | Иметь представление о системе управления базами данных (СУБД). Знать основные объекты СУБД (таблицы, формы, запросы, отчеты) | | Фронтальная, индивидуальная, групповая | 18.10 | |
-
| Создание базы данных. Запросы на удаление, добавление данных. | комбинированный | БД: таблица, форма, запрос, условия выбора, отчет | Фронтальная, индивидуальная, групповая | 25.10 | |
-
| Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация». | Контрольная работа | Скорректировать знания и отработать умения по теме | Индивидуальная | 8.11 | |
Тема «Основы алгоритмизации» (8 часов) |
-
| Решение задач на компьютере | комбинированный | Иметь представление о классах рассматриваемых задач, понимать связи между исходными данными и результатами с помощью математических соотношений; уметь выбрать подходящий способ для решения задачи. | Регулятивный блок УУД: Формирование алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.); умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках; умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата. Умение использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета (тестирование, дневник, в том числе электронный, портфолио, таблицы достижения результатов, беседа с учителем и т.д.). Познавательный блок УУД: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативный блок УУД: умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности. Личностный блок УУД: формировать понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; формировать готовность к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику. | Умение выявлять проблемы собственной деятельности; находить их причины и устранять проблемы. Умение осознавать необходимость учебной деятельности. Умение осознавать мотивы познавательной деятельности; Умение выявлять и формулировать проблемы собственной деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке; уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Умение открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам. Умение управлять своей познавательной деятельностью; открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам. Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Развивать алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. | Фронтальная, индивидуальная, групповая | 15.11 | |
-
| Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива | комбинированный | Иметь представление об одномерных массивах и способах их описания | Фронтальная, индивидуальная,групповая | 22.11 | |
-
| Вычисление суммы элементов массива | комбинированный | Иметь представление о способах заполнения, обработки и вывода одномерных массивов, вычислении суммы элементов массива, | Фронтальная, индивидуальная,групповая | 29.11 | |
-
| Последовательный поиск в массиве | комбинированный | Иметь представление о способах заполнения, обработки и вывода одномерных массивов, о последовательном поиске в массиве. | Фронтальная, индивидуальная,групповая | 6.12 | |
-
| Сортировка массива | комбинированный | Иметь представление о способах заполнения, обработки и вывода одномерных массивов, о сортировке массива. | Фронтальная, индивидуальная,групповая | 13.12 | |
-
| Конструирование алгоритмов | комбинированный | Иметь представление о методе пошаговой детализации. | | Фронтальная, индивидуальная,групповая | 20.12 | |
-
| Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль | комбинированный | дать представления о вспомогательном алгоритме, формальных параметрах, фактических параметров, рекурсивном алгоритме | Фронтальная, индивидуальная,групповая | 27.12 | |
-
| Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». Контрольная работа 2 по теме «Алгоритмизация и программирование». | Урок обобщения знаний и умений | проверить знание основных понятий и применять полученные знания на практике. | индивидуальная | 17.01 | |
Тема «Обработка числовой информации» (6 часов) |
-
| Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы | комбинированный | Иметь представление об интерфейсе электронных таблиц, основных режимах работы электронных работ, определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; | Регулятивный блок УУД: определять способы действий умение планировать свою учебную деятельность Познавательный блок УУД: делать выводы на основе полученной информации умение структурировать знания владение первичными навыками анализа и критической оценки информации Коммуникативный блок УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи. Личностный блок УУД: Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | Умение выявлять проблемы собственной деятельности; находить их причины и устранять проблемы. Умение осознавать необходимость учебной деятельности. Умение осознавать мотивы познавательной деятельности; оценивать свою познавательно-трудовую деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. Умение выявлять и формулировать проблемы собственной деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке; уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Умение открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам. | Фронтальная, индивидуальная, групповая | 24.01 | |
-
| Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки | комбинированный | Выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Создание относительных и абсолютных ссылок; решение задач с применением ссылок | Фронтальная, индивидуальная, групповая | 31.01 | |
-
| Встроенные функции. Логические функции | комбинированный | создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам; | Фронтальная, индивидуальная, групповая | 7.02 | |
-
| Сортировка и поиск данных | комбинированный | Осуществлять сортировку и поиск данных в ЭТ. Строить диаграммы и графики в электронных таблицах. | Фронтальная, индивидуальная, групповая | 14.02 | |
-
| Построение диаграмм и графиков. | Урок обобщения знаний и умений | Иметь представление об обработке числовой информации в элек- тронных таблицах». | индивидуальная | 21.02 | |
-
| Контрольная работа №3 «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | Контрольная практическая работа | Создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам; строить диаграммы и графики | индивидуальная | 28.02 | |
Тема «Коммуникационные технологии» (11 часов) |
-
| Локальные и глобальные компьютерные сети | комбинированный | Иметь представление о локальных и глобальных компьютерных сетях | Регулятивный блок УУД: определять способы действий, умение планировать свою учебную деятельность Познавательный блок УУД: умение структурировать знания владение навыками анализа и критической оценки информации Коммуникативный блок УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи. Личностный блок УУД: готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества | Наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. | Фронтальная, индивидуальная, групповая | 7.03 | |
-
| Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | комбинированный | Знать, как устроен Интернет, иметь представление об IP-адрес компьютера | Фронтальная, индивидуальная, групповая | 14.03 | |
-
| Доменная система имен. Протоколы передачи данных | комбинированный | Иметь представление о доменной системе имён и протоколах передачи данных | Фронтальная, индивидуальная, групповая | 21.03 | |
-
| Всемирная паутина. Файловые архивы | комбинированный | Иметь представление о серверах, структуре Всемирной паутины | Фронтальная, индивидуальная, групповая | 4.04 | |
-
| Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет | комбинированный | Иметь представления об электронной почте, о телеконференциях, форумах, чатах, социальных сетях и сетевом этикете. Уметь работать с электронной почтой | Фронтальная, индивидуальная, групповая | 11.04 | |
-
| Технологии создания сайта | комбинированный | Иметь представление о технологии создания сайта | Фронтальная, индивидуальная, групповая | 18.04 | |
-
| Содержание и структура сайта | комбинированный | Знать содержание и структуру сайта | Фронтальная, индивидуальная, групповая | 25.04 | |
-
| Оформление сайта | комбинированный | Уметь оформлять сайт | Фронтальная, индивидуальная, групповая | 2.05 | |
-
| Размещение сайта в Интернете | комбинированный | Уметь размещать сайт в Интернет | Фронтальная, индивидуальная, групповая | 16.05 | |
-
| Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Тестирование. | Урок обобщения знаний и умений | Иметь представление о сообщение, канале связи, компьютерной сети, скорости передачи информации, локальной сети, глобальной сети, Интернете, протоколе, IP-адресе, доменном имени, протоколе IP, протоколе ТСР, всемирной паутине, универсальном указателе ресурса (URL), протоколе НТТР, файловых архивах, протоколе FTP, электронной почтеа, форуме, телеконференции, социальной сети, логине, пароле, о структуре сайта, навигации, оформлении сайта, шаблоне страницы сайта, хостинге | индивидуальная | 23.05 | |
-
| Основные понятия курса | Урок обобщение и систематизация знаний по основным понятиям курса | | | | | 30.05 | |
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане основной школы информатика представлена как базовый курс в 9а, 9б, 9в – по 1 часу в неделю.
Cпособы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.
Предлагаются три варианта форм текущего контроля знаний и умений учащихся:
1) Контрольные работы. Осуществляют текущий контроль по очередной теме. Содержат вопросы, раскрывающие освоение учениками основных понятий и задачи, решение которых требует знания теоретического материала и умения его использовать для решения задач. Контрольные работы строятся из вопросов-заданий, на которые ученики должны дать в письменном виде полный ответ на вопрос или привести ход решения задачи с получением результата. Объем контрольной работы рассчитан на выполнение в течение 15-20 минут от времени урока.
2) Тесты. Осуществляют контроль блока тем или одной крупной темы. Содержат задания, требующие выбора ответа из меню вариантов (по типу заданий разделов А в ЕГЭ и ОГЭ). Объем теста рассчитан на выполнение в течение 15-20 минут от времени урока
3) Практические работы на компьютере. Осуществляют контроль практического освоения учениками умения работать на компьютере со средствами программного обеспечения: операционной системой, прикладными программами, исполнителями алгоритмов, системой программирования на Паскале. Объем практической работы рассчитан на выполнение в течение 20-30 минут от времени урока.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
72-89% — «4»;
90-100% — «5».
Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса.
Литература для учителя:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897;
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»
Литература для ученика
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Электронные образовательные ресурсы:
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Цифровые образовательные ресурсы http://school-collection.edu.ru/.
Техническое и программное обеспечение
Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) удовлетворяют требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
Для организации образовательного процесса используется кабинет информатики, в котором установлен компьютерный класс: 1 рабочее место преподавателя и 10 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, клавиатура и мышь, привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. Все компьютеры подключены к внутришкольной сети и глобальной сети Интернет.
Кабинет информатики укомплектован следующим периферийным оборудованием:
принтер (черно-белой печати, формата А4);
мультимедийный проектор;
экран настенный);
устройства для ввода визуальной информации (сканер, web-камера);
акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;
Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» используется следующее программное обеспечение:
операционная система Microsoft Windows;
файловый менеджер;
антивирусная программа;
клавиатурный тренажер;
интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, калькулятор, растровый графический редактор, программу разработки презентаций;
(Все программные средства, установленные на компьютерах в кабинете информатики, лицензионные или свободно распространяемые).
Электронное приложение к УМК
Электронная форма учебников:
контейнер электронных учебников (на носителе) для 8–9 классов, со ссылками на различные открытые образовательные ресурсы в Интернете, отобранные автором, с добавленными к нему электронными текстами контрольным материалов для подготовки к итоговой аттестации.
° файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;
° текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);
° дополнительные материалы для чтения;
° мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников;
° интерактивные тесты.
Электронное методическое приложение — авторская мастерская в виде сайта в Интернете с методическими рекомендациями, видеолекциями и электронной почтой и форумом для свободного общения с авторским коллекти- вом УМК учителей и родителей (http://metodist.lbz.ru/ authors/informatika/3/).
20