СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дисциплины ОП.09 Охрана труда и бережливое производство

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины ОП.09 Охрана труда и бережливое производство»

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)






















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09 ОХРАНА ТРУДА И БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО





по специальности СПО

15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

код название





















Лиски 2020

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)» на основании решения педагогического совета от 27.08.2020 г., протокол №1 .

Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А. К. Лысенко»

Разработчик:

Сизоненко С.О., преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность.


Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Промышленность» протокол №1 от 28.08.2020 г.


Председатель ЦК Плотникова С.С.

Рабочая программа одобрена на заседании УМС протокол №1 от 28.08.2020 г.


Заведующий научно-методической частью – Е.И. Буйволова



























СОДЕРЖАНИЕ


стр.



  1. ПАСПОРТ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ

5



  1. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ


6

  1. условия реализации Дисциплины


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



10



11




1. паспорт ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Область применения дисциплины

Дисциплина является частью программы ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»

1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: дисциплина относится к общепрофессиональному циклу.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

- использовать экобиозащитную и противопожарную технику;

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

- соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса;

- проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды;

- визуально определять пригодность СИЗ к использованию.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- действие токсичных веществ на организм человека; меры предупреждения пожаров и взрывов;

- категорирование производств по взрыво- и пожаро-опасности;

- основные причины возникновения пожаров и взрывов;

- особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;

- правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты;

- правила безопасной эксплуатации механического оборудования;

- профилактические мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и производственной санитарии;

- предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;

- принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

- систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;

- средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины:

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем 34 часа


2. результаты ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися знаниями и умениями в области охраны труда и бережливого производства; в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 08

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

ОК 11

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

ПК 1.1

Осуществлять работы по подготовке единиц оборудования к монтажу.


ПК 1.2

Проводить монтаж промышленного оборудования в соответствии с технической документацией.

ПК 1.3

Производить ввод в эксплуатацию и испытания промышленного оборудования в соответствии с технической документацией.

ПК 2.1

Проводить регламентные работы по техническому обслуживанию промышленного оборудования в соответствии с документацией завода-изготовителя.

ПК 2.2

Осуществлять диагностирование состояния промышленного оборудования и дефектацию его узлов и элементов.

ПК 2.3

Проводить ремонтные работы по восстановлению работоспособности промышленного оборудования.

ПК 2.4

Выполнять наладочные и регулировочные работы в соответствии с производственным заданием.

ПК 3.1

Определять оптимальные методы восстановления работоспособности промышленного оборудования.

ПК 3.2

Разрабатывать технологическую документацию для проведения работ по монтажу, ремонту и технической эксплуатации промышленного оборудования в соответствии требованиями технических регламентов.

ПК 3.3

Определять потребность в материально-техническом обеспечении ремонтных, монтажных и наладочных работ промышленного оборудования.

ПК 3.4

Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

34

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:


практические занятия

12

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2


3.2. Тематический план и содержание дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

1

2

3

Раздел 1 Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации


Тема 1.1. Основные положения законодательства об охране труда

Содержание: Правовые и нормативные основы безопасности труда: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила, правила безопасности, система строительных норм и правил. Структура системы стандартов безопасности труда Ростехрегулирования России.

2

Тема 1.2 Организация работы по охране труда в организации

Содержание: Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за безопасностью труда. Обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда. Сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда. Расследование и учёт несчастных случаев на производстве. Анализ травматизма, профессиональные заболевания. Экономические механизмы управления безопасностью труда.

4

Практические занятия:

Практическое занятие №1 «Разработка инструкций по охране труда»

Практическое занятие №2 «Учет и расследование несчастных случаев на производстве»

4

Раздел 2 Защита человека от вредных и опасных производственных факторов

Тема 2.1. Потенциально опасные и вредные производственные факторы

Содержание: Опасные и вредные производственные факторы: основные понятия, классификация. Источники возникновения опасных и вредных факторов: производственный шум и вибрация; микроклимат производственных помещений; производственное освещение; электрический ток. Опасные факторы комплексного характера: взрыво- и пожаробезопасность; герметичные системы, находящиеся под давлением; статическое электричество.

3

Тема 2.2. Методы и средства защиты от воздействия негативных факторов

Содержание: Средства индивидуальной защиты: классификация, основные требования. Основные методы защиты человека от опасных и вредных производственных факторов. Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности. Экобиозащитная техника

2

Контрольная работа

1

Раздел 3 Обеспечение безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности


Тема 3.1. Требования охраны труда при монтаже промышленного оборудования

Содержание: Требования к устройству и размещению промышленного оборудования и их инженерному оборудованию. Системы противоаварийной автоматической защиты (ПАЗ). Требования к оборудованию. Требования к монтажным работам.


1


Тема 3.2. Требования по охране труда при эксплуатации промышленного оборудования

Содержание: Требования к работникам и к рабочим местам промышленного оборудования. Предельно допустимые концентрации (ПДК). Применение индивидуальных средств защиты. Локализация аварийных ситуаций и оценка их последствий. Требования по безопасному ведению технологического процесса и безопасности эксплуатации механического оборудования.


1

Практические занятия:

Практическое занятие №3 «Выполнение анализа состояния производственного помещения по заданным величинам показателей опасных и вредных производственных факторов»

Практическое занятие №4 «Обеспечение средствами индивидуальной защиты работников организаций»

4

Тема 3.3. Пожарная безопасность и пожарная профилактика

Содержание: Государственные меры обеспечения пожарной безопасности. Функции органов Государственного пожарного надзора и их права. Классификация помещений по взрывопожарной и пожарной опасности. Задачи пожарной профилактики. Организация пожарной охраны. Ответственные лица за пожарную безопасность. Пожарно-техническая комиссия. Первичные средства пожаротушения. Эвакуация людей при пожаре.


2

Практические занятия:

Практическое занятие №5 «Обеспечение помещений первичными средствами пожаротушения согласно категории по пожаровзрывоопасности»


2

Раздел 4. Промышленная и экологическая безопасность


Тема 4.1.

Охрана окружающей среды

Содержание: Экологические проблемы, возникающие в процессе производственной деятельности. Охрана окружающей среды и обеспечение безопасности при осуществлении производственной деятельности. Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов. Экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды. Профилактические мероприятия по охране окружающей среды.

2

Тема 4.2. Контроль и надзор в области охраны окружающей среды

Содержание: Нормирование в области охраны окружающей среды. Оценка качества окружающей среды. Принципы, методы и средства защиты окружающей среды от загрязнения. Утилизация и захоронение отходов. Методы и средства защиты воздушного бассейна. Защита водных ресурсов от загрязнения сточными водами. Охрана недр и почв. Осуществление контроля и надзора в области охраны окружающей среды. Ответственность за экологические правонарушения. Мониторинг в области охраны окружающей среды. Экологическая экспертиза. Международное сотрудничество в области экологии.

2

Практические занятия:

Практическое занятие №6 «Составление экологического паспорта организации»


2

Дифференцированный зачет


2


Итого аудиторных занятий

34


В том числе:



практических занятий

12


Итого максимальная нагрузка

34


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории «Кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда».

Оборудование учебной аудитории:

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места по количеству обучающихся;

- комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда и техника безопасности»;

- комплекты индивидуальных средств защиты;

- робот-тренажёр для отработки навыков первой доврачебной помощи;

- контрольно-измерительные приборы и приборы безопасности;

- медицинская аптечка.

Технические средства обучения:

- компьютер;

- проектор;

- экран;

- комплект видеофильмов и видео-инструктаж по охране труда.


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Электронные издания (электронные ресурсы)

1. Охрана труда в машиностроении: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Минько, Н.А. Евдокимова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2022. – 256 с.


Дополнительные источники:

Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. Электронный журнал «Охрана труда в вопросах и ответах»

  2. Электронные журналы по охране труда, http://magazinot.ru/zhurnaly_po_ohrane_truda_i_tehnike_bezopasnosti/?uid%3A00071616.

  3. Электронный журнал "Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях", http://ohrprom.panor.ru/.

  4. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. –– URL: http://bzhde.ru.

  5. Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mchs.gov.ru.

  6. Безопасность в техносфере [Электронный ресурс]. – URL: http://www.magbvt.ru.

  7. База данных информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/

  8. Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» http://нэб.рф/

  9. Университетская информационная система «РОССИЯ» http://uisrussia.msu.ru/

  10. Информационный портал по охране труда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.trudohrana.ru/

  11. Трудовой кодекс Российской Федерации (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.trudkodeks.ru/

  12. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: федер. закон от 21.06.1997 г. № 116-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/11900785


5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе текущего (рубежного) контроля, промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.

Таблица №1

Требования к результатам

освоения

(должен уметь, знать)

Функциональная принадлежность оценочного средства

Уметь:

Применять средства индивидуальной и коллективной защиты

Практическое занятие №4 «Обеспечение средствами индивидуальной защиты работников организаций»

Дифференцированный зачет

Использовать экобиозащитную и противопожарную технику

Практическое занятие №5 «Обеспечение помещений первичными средствами пожаротушения согласно категории по пожаровзрывоопасности»

Дифференцированный зачет

Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций

Практическое занятие №1 «Разработка инструкций по охране труда»

Дифференцированный зачет

Проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности

Практическое занятие №3 «Выполнение анализа состояния производственного помещения по заданным величинам показателей опасных и вредных производственных факторов»

Дифференцированный зачет

Соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса

Практическое занятие №2 «Учет и расследование несчастных случаев на производстве»

Дифференцированный зачет

Проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды

Практическое занятие №6 «Составление экологического паспорта организации»

Дифференцированный зачет

Визуально определять пригодность СИЗ к использованию

Практическое занятие №4 «Обеспечение средствами индивидуальной защиты работников организаций»

Дифференцированный зачет

Знать:

Действие токсичных веществ на организм человека; меры предупреждения пожаров и взрывов

Контрольная работа

Категорирование производств по взрыво- и пожаро-опасности


Контрольная работа

Основные причины возникновения пожаров и взрывов


Контрольная работа

Особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации


Контрольная работа

Правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты


Контрольная работа

Правила безопасной эксплуатации механического оборудования


Дифференцированный зачет

Профилактические мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и производственной санитарии


Дифференцированный зачет

Предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты


Дифференцированный зачет

Принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях


Дифференцированный зачет

Систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду


Дифференцированный зачет

Средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов


Дифференцированный зачет









Таблица 2

Требования к результатам

освоения

(профессиональные компетенции)

Функциональная принадлежность оценочного средства

ПК 1.1 Осуществлять работы по подготовке единиц оборудования к монтажу.


Дифференцированный зачет

ПК 1.2 Проводить монтаж промышленного оборудования в соответствии с технической документацией.

Дифференцированный зачет

ПК 1.3 Производить ввод в эксплуатацию и испытания промышленного оборудования в соответствии с технической документацией.

Дифференцированный зачет

ПК 2.1 Проводить регламентные работы по техническому обслуживанию промышленного оборудования в соответствии с документацией завода-изготовителя.

Дифференцированный зачет

ПК 2.2 Осуществлять диагностирование состояния промышленного оборудования и дефектацию его узлов и элементов.

Дифференцированный зачет

ПК 2.3 Проводить ремонтные работы по восстановлению работоспособности промышленного оборудования.

Дифференцированный зачет

ПК 2.4 Выполнять наладочные и регулировочные работы в соответствии с производственным заданием.

Дифференцированный зачет

ПК 3.1 Определять оптимальные методы восстановления работоспособности промышленного оборудования.

Дифференцированный зачет


ПК 3.2 Разрабатывать технологическую документацию для проведения работ по монтажу, ремонту и технической эксплуатации промышленного оборудования в соответствии требованиями технических регламентов.

Дифференцированный зачет


ПК 3.3 Определять потребность в материально-техническом обеспечении ремонтных, монтажных и наладочных работ промышленного оборудования.

Дифференцированный зачет

ПК 3.4 Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства.

Дифференцированный зачет







Таблица 3

Требования к результатам

освоения

(общие компетенции)

Формы и методы
сформированности компетенций

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

Оценка и анализ преподавателем выбора студентами способов решения задач в профессиональной деятельности.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Оценка преподавателем умений студентов оценивать и выделять практическую значимость результатов поиска наиболее значимого в перечне информации для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

Наблюдение преподавателем за процессом определения и выстраивания траектории профессионального развития и самообразования студентов.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Определение преподавателем лидерских качеств, наблюдение за отношениями внутри группы. Наблюдение за организацией коллективной деятельности, общением с преподавателем и руководителями.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Оценка преподавателем работ студентов грамотного оформления документов по профессиональной тематике на государственном языке.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения

Оценка преподавателем проявления у студентов гражданско-патриотических позиций, общечеловеческих ценностей и их значимость в профессиональной деятельности, а также в принятии обоснованных управленческих и организационных решениях и совершении иных действий в точном соответствии с законом.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Оценка преподавателем содействия студентов сохранению окружающей среды, норм экологической безопасности в рамках профессиональной деятельности. Наблюдение за поведением в нестандартных и внештатных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

Оценка преподавателем физической подготовленности студентов по сохранению и укреплению физкультурно-оздоровительную деятельность по укрепления здоровья.


ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Наблюдение преподавателем за процессом использование информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Оценка преподавателем готовности студентов использования профессиональной документацией на государственном и иностранном языках на профессиональные и бытовые темы.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

Наблюдение преподавателем за планированием предпринимательской деятельность студентов в профессиональной сфере и выявление достоинств и недостатков их коммерческих идей, а также финансового поведения студента в управлении финансовыми потоками (доходами и расходами) и грамотном распределении денег.


ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ

ФОРМ ОБУЧЕНИЯ


№ п\п

Наименование раздела, темы

Вид занятия

Количество часов

Форма обучения

1

Тема 2.1. Потенциально опасные и вредные производственные факторы

Опасные и вредные производственные факторы: основные понятия, классификация.

Урок

1

АФО

разбор конкретных ситуаций


2

Тема 4.1.

Охрана окружающей среды

Экологические проблемы, возникающие в процессе производственной деятельности

Урок

1

ИФО

Деловая игра




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!