Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 ОХРАНА ТРУДА И БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО
по специальности СПО
15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
код название
Лиски 2020
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)» на основании решения педагогического совета от 27.08.2020 г., протокол №1 .
Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А. К. Лысенко»
Разработчик:
Сизоненко С.О., преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность.
Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Промышленность» протокол №1 от 28.08.2020 г.
Председатель ЦК Плотникова С.С.
Рабочая программа одобрена на заседании УМС протокол №1 от 28.08.2020 г.
Заведующий научно-методической частью – Е.И. Буйволова
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
| |
ПАСПОРТ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
| |
СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации Дисциплины КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 11 |
| |
1. паспорт ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения дисциплины
Дисциплина является частью программы ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: дисциплина относится к общепрофессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
- соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса;
- проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды;
- визуально определять пригодность СИЗ к использованию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- действие токсичных веществ на организм человека; меры предупреждения пожаров и взрывов;
- категорирование производств по взрыво- и пожаро-опасности;
- основные причины возникновения пожаров и взрывов;
- особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
- правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты;
- правила безопасной эксплуатации механического оборудования;
- профилактические мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и производственной санитарии;
- предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;
- принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
- систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;
- средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины:
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем 34 часа
2. результаты ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися знаниями и умениями в области охраны труда и бережливого производства; в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
ОК 02 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
ОК 04 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 05 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 06 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения |
ОК 07 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК 08 | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности |
ОК 09 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
ОК 11 | Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
ПК 1.1 | Осуществлять работы по подготовке единиц оборудования к монтажу. |
ПК 1.2 | Проводить монтаж промышленного оборудования в соответствии с технической документацией. |
ПК 1.3 | Производить ввод в эксплуатацию и испытания промышленного оборудования в соответствии с технической документацией. |
ПК 2.1 | Проводить регламентные работы по техническому обслуживанию промышленного оборудования в соответствии с документацией завода-изготовителя. |
ПК 2.2 | Осуществлять диагностирование состояния промышленного оборудования и дефектацию его узлов и элементов. |
ПК 2.3 | Проводить ремонтные работы по восстановлению работоспособности промышленного оборудования. |
ПК 2.4 | Выполнять наладочные и регулировочные работы в соответствии с производственным заданием. |
ПК 3.1 | Определять оптимальные методы восстановления работоспособности промышленного оборудования. |
ПК 3.2 | Разрабатывать технологическую документацию для проведения работ по монтажу, ремонту и технической эксплуатации промышленного оборудования в соответствии требованиями технических регламентов. |
ПК 3.3 | Определять потребность в материально-техническом обеспечении ремонтных, монтажных и наладочных работ промышленного оборудования. |
ПК 3.4 | Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 34 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
практические занятия | 12 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
3.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1 Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации | |
Тема 1.1. Основные положения законодательства об охране труда | Содержание: Правовые и нормативные основы безопасности труда: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила, правила безопасности, система строительных норм и правил. Структура системы стандартов безопасности труда Ростехрегулирования России. | 2 |
Тема 1.2 Организация работы по охране труда в организации | Содержание: Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за безопасностью труда. Обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда. Сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда. Расследование и учёт несчастных случаев на производстве. Анализ травматизма, профессиональные заболевания. Экономические механизмы управления безопасностью труда. | 4 |
Практические занятия: Практическое занятие №1 «Разработка инструкций по охране труда» Практическое занятие №2 «Учет и расследование несчастных случаев на производстве» | 4 |
Раздел 2 Защита человека от вредных и опасных производственных факторов |
Тема 2.1. Потенциально опасные и вредные производственные факторы | Содержание: Опасные и вредные производственные факторы: основные понятия, классификация. Источники возникновения опасных и вредных факторов: производственный шум и вибрация; микроклимат производственных помещений; производственное освещение; электрический ток. Опасные факторы комплексного характера: взрыво- и пожаробезопасность; герметичные системы, находящиеся под давлением; статическое электричество. | 3 |
Тема 2.2. Методы и средства защиты от воздействия негативных факторов | Содержание: Средства индивидуальной защиты: классификация, основные требования. Основные методы защиты человека от опасных и вредных производственных факторов. Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности. Экобиозащитная техника | 2 |
Контрольная работа | 1 |
Раздел 3 Обеспечение безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности | |
Тема 3.1. Требования охраны труда при монтаже промышленного оборудования | Содержание: Требования к устройству и размещению промышленного оборудования и их инженерному оборудованию. Системы противоаварийной автоматической защиты (ПАЗ). Требования к оборудованию. Требования к монтажным работам. | 1 |
Тема 3.2. Требования по охране труда при эксплуатации промышленного оборудования | Содержание: Требования к работникам и к рабочим местам промышленного оборудования. Предельно допустимые концентрации (ПДК). Применение индивидуальных средств защиты. Локализация аварийных ситуаций и оценка их последствий. Требования по безопасному ведению технологического процесса и безопасности эксплуатации механического оборудования. | 1 |
Практические занятия: Практическое занятие №3 «Выполнение анализа состояния производственного помещения по заданным величинам показателей опасных и вредных производственных факторов» Практическое занятие №4 «Обеспечение средствами индивидуальной защиты работников организаций» | 4 |
Тема 3.3. Пожарная безопасность и пожарная профилактика | Содержание: Государственные меры обеспечения пожарной безопасности. Функции органов Государственного пожарного надзора и их права. Классификация помещений по взрывопожарной и пожарной опасности. Задачи пожарной профилактики. Организация пожарной охраны. Ответственные лица за пожарную безопасность. Пожарно-техническая комиссия. Первичные средства пожаротушения. Эвакуация людей при пожаре. | 2 |
Практические занятия: Практическое занятие №5 «Обеспечение помещений первичными средствами пожаротушения согласно категории по пожаровзрывоопасности» | 2 |
Раздел 4. Промышленная и экологическая безопасность | |
Тема 4.1. Охрана окружающей среды | Содержание: Экологические проблемы, возникающие в процессе производственной деятельности. Охрана окружающей среды и обеспечение безопасности при осуществлении производственной деятельности. Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов. Экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды. Профилактические мероприятия по охране окружающей среды. | 2 |
Тема 4.2. Контроль и надзор в области охраны окружающей среды | Содержание: Нормирование в области охраны окружающей среды. Оценка качества окружающей среды. Принципы, методы и средства защиты окружающей среды от загрязнения. Утилизация и захоронение отходов. Методы и средства защиты воздушного бассейна. Защита водных ресурсов от загрязнения сточными водами. Охрана недр и почв. Осуществление контроля и надзора в области охраны окружающей среды. Ответственность за экологические правонарушения. Мониторинг в области охраны окружающей среды. Экологическая экспертиза. Международное сотрудничество в области экологии. | 2 |
Практические занятия: Практическое занятие №6 «Составление экологического паспорта организации» | 2 |
Дифференцированный зачет | 2 |
| Итого аудиторных занятий | 34 |
| В том числе: | |
| практических занятий | 12 |
| Итого максимальная нагрузка | 34 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории «Кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда».
Оборудование учебной аудитории:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда и техника безопасности»;
- комплекты индивидуальных средств защиты;
- робот-тренажёр для отработки навыков первой доврачебной помощи;
- контрольно-измерительные приборы и приборы безопасности;
- медицинская аптечка.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- комплект видеофильмов и видео-инструктаж по охране труда.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Охрана труда в машиностроении: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Минько, Н.А. Евдокимова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2022. – 256 с.
Дополнительные источники:
Электронные издания (электронные ресурсы)
Электронный журнал «Охрана труда в вопросах и ответах»
Электронные журналы по охране труда, http://magazinot.ru/zhurnaly_po_ohrane_truda_i_tehnike_bezopasnosti/?uid%3A00071616.
Электронный журнал "Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях", http://ohrprom.panor.ru/.
Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. –– URL: http://bzhde.ru.
Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mchs.gov.ru.
Безопасность в техносфере [Электронный ресурс]. – URL: http://www.magbvt.ru.
База данных информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/
Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» http://нэб.рф/
Университетская информационная система «РОССИЯ» http://uisrussia.msu.ru/
Информационный портал по охране труда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.trudohrana.ru/
Трудовой кодекс Российской Федерации (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.trudkodeks.ru/
О промышленной безопасности опасных производственных объектов: федер. закон от 21.06.1997 г. № 116-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/11900785
5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе текущего (рубежного) контроля, промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
Таблица №1
Требования к результатам освоения (должен уметь, знать) | Функциональная принадлежность оценочного средства |
Уметь: |
Применять средства индивидуальной и коллективной защиты | Практическое занятие №4 «Обеспечение средствами индивидуальной защиты работников организаций» Дифференцированный зачет |
Использовать экобиозащитную и противопожарную технику | Практическое занятие №5 «Обеспечение помещений первичными средствами пожаротушения согласно категории по пожаровзрывоопасности» Дифференцированный зачет |
Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций | Практическое занятие №1 «Разработка инструкций по охране труда» Дифференцированный зачет |
Проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности | Практическое занятие №3 «Выполнение анализа состояния производственного помещения по заданным величинам показателей опасных и вредных производственных факторов» Дифференцированный зачет |
Соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса | Практическое занятие №2 «Учет и расследование несчастных случаев на производстве» Дифференцированный зачет |
Проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды | Практическое занятие №6 «Составление экологического паспорта организации» Дифференцированный зачет |
Визуально определять пригодность СИЗ к использованию | Практическое занятие №4 «Обеспечение средствами индивидуальной защиты работников организаций» Дифференцированный зачет |
Знать: |
Действие токсичных веществ на организм человека; меры предупреждения пожаров и взрывов | Контрольная работа |
Категорирование производств по взрыво- и пожаро-опасности | Контрольная работа |
Основные причины возникновения пожаров и взрывов | Контрольная работа |
Особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации | Контрольная работа |
Правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты | Контрольная работа |
Правила безопасной эксплуатации механического оборудования | Дифференцированный зачет |
Профилактические мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и производственной санитарии | Дифференцированный зачет |
Предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты | Дифференцированный зачет |
Принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях | Дифференцированный зачет |
Систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду | Дифференцированный зачет |
Средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов | Дифференцированный зачет |
Таблица 2
Требования к результатам освоения (профессиональные компетенции) | Функциональная принадлежность оценочного средства |
ПК 1.1 Осуществлять работы по подготовке единиц оборудования к монтажу. | Дифференцированный зачет |
ПК 1.2 Проводить монтаж промышленного оборудования в соответствии с технической документацией. | Дифференцированный зачет |
ПК 1.3 Производить ввод в эксплуатацию и испытания промышленного оборудования в соответствии с технической документацией. | Дифференцированный зачет |
ПК 2.1 Проводить регламентные работы по техническому обслуживанию промышленного оборудования в соответствии с документацией завода-изготовителя. | Дифференцированный зачет |
ПК 2.2 Осуществлять диагностирование состояния промышленного оборудования и дефектацию его узлов и элементов. | Дифференцированный зачет |
ПК 2.3 Проводить ремонтные работы по восстановлению работоспособности промышленного оборудования. | Дифференцированный зачет |
ПК 2.4 Выполнять наладочные и регулировочные работы в соответствии с производственным заданием. | Дифференцированный зачет |
ПК 3.1 Определять оптимальные методы восстановления работоспособности промышленного оборудования. | Дифференцированный зачет |
ПК 3.2 Разрабатывать технологическую документацию для проведения работ по монтажу, ремонту и технической эксплуатации промышленного оборудования в соответствии требованиями технических регламентов. | Дифференцированный зачет |
ПК 3.3 Определять потребность в материально-техническом обеспечении ремонтных, монтажных и наладочных работ промышленного оборудования. | Дифференцированный зачет |
ПК 3.4 Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства. | Дифференцированный зачет |
Таблица 3
Требования к результатам освоения (общие компетенции) | Формы и методы сформированности компетенций |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | Оценка и анализ преподавателем выбора студентами способов решения задач в профессиональной деятельности. |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | Оценка преподавателем умений студентов оценивать и выделять практическую значимость результатов поиска наиболее значимого в перечне информации для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Наблюдение преподавателем за процессом определения и выстраивания траектории профессионального развития и самообразования студентов. |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Определение преподавателем лидерских качеств, наблюдение за отношениями внутри группы. Наблюдение за организацией коллективной деятельности, общением с преподавателем и руководителями. |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Оценка преподавателем работ студентов грамотного оформления документов по профессиональной тематике на государственном языке. |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения | Оценка преподавателем проявления у студентов гражданско-патриотических позиций, общечеловеческих ценностей и их значимость в профессиональной деятельности, а также в принятии обоснованных управленческих и организационных решениях и совершении иных действий в точном соответствии с законом. |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | Оценка преподавателем содействия студентов сохранению окружающей среды, норм экологической безопасности в рамках профессиональной деятельности. Наблюдение за поведением в нестандартных и внештатных ситуациях. |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. | Оценка преподавателем физической подготовленности студентов по сохранению и укреплению физкультурно-оздоровительную деятельность по укрепления здоровья. |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | Наблюдение преподавателем за процессом использование информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | Оценка преподавателем готовности студентов использования профессиональной документацией на государственном и иностранном языках на профессиональные и бытовые темы. |
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере | Наблюдение преподавателем за планированием предпринимательской деятельность студентов в профессиональной сфере и выявление достоинств и недостатков их коммерческих идей, а также финансового поведения студента в управлении финансовыми потоками (доходами и расходами) и грамотном распределении денег. |
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ
ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
№ п\п | Наименование раздела, темы | Вид занятия | Количество часов | Форма обучения |
1 | Тема 2.1. Потенциально опасные и вредные производственные факторы Опасные и вредные производственные факторы: основные понятия, классификация. | Урок | 1 | АФО разбор конкретных ситуаций |
2 | Тема 4.1. Охрана окружающей среды Экологические проблемы, возникающие в процессе производственной деятельности | Урок | 1 | ИФО Деловая игра |