Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ РЕЗАНИЕМ, СТАНКИ И ИНСТРУМЕНТЫ
по специальности СПО
15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
код название
Лиски 2020
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)», а также в соответствии с запросом потенциальных работодателей (для дисциплин с часами вариативной части) по специальности СПО 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)» и на основании решения педагогического совета от 27.08.2020 г., протокол № 1.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
Разработчики:
Сизоненко С. О., преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность.
Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии «Промышленность» протокол №1 от 28.08.2020 г.
Председатель ЦК Плотникова С.С.
Рабочая программа одобрена на заседании УМС протокол №1 от 28.08.2020 г.
Заведующий научно-методической частью – Е.И. Буйволова
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
| |
ПАСПОРТ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
| |
СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
условия реализации дисциплины КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 11 |
1. ПАСПОРТ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения дисциплины
Дисциплина является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС специальности СПО 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: дисциплина относится к общепрофессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- выбирать рациональный способ обработки деталей;
- оформлять технологическую и другую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
- производить расчеты режимов резания;
- выбирать средства и контролировать геометрические параметры инструмента;
- читать кинематическую схему станка;
- составлять перечень операций обработки;
- выбирать режущий инструмент и оборудование для обработки вала, отверстия, паза, резьбы и зубчатого колеса;
- выбирать режущий инструмент и назначать режимы резания в зависимости от условий обработки;
- определять передаточные отношения в различных видах передач;
- определять время, затрачиваемое на обработку детали;
- измерять геометрические параметры резцов;
- измерять геометрические параметры сверл, зенкеров и разверток.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- назначение, классификацию, конструкцию, принцип работы и область применения металлорежущих станков;
- движения в металлорежущих станках;
- классификацию и область применения режущего инструмента;
- правила безопасности при работе на металлорежущих станках;
- основные положения технологической документации;
- методику расчета режимов резания;
- основные технологические методы формирования заготовок;
- элементы конструкций сверл, зенкеров и разверток, геометрические параметры.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины:
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем 70 часов
1.5. Использование часов вариативной части ППССЗ
№ п\п | Дополнительные умения | Дополнительные знания | №, наименование темы | Количество часов | Обоснование включения в рабочую программу |
1 | выбирать режущий инструмент и назначать режимы резания в зависимости от условий обработки; определять передаточные отношения в различных видах передач; определять время, затрачиваемое на обработку детали; измерять геометрические параметры резцов; измерять геометрические параметры сверл, зенкеров и разверток. | Элементы конструкций сверл, зенкеров и разверток, геометрические параметры | Виды обработки металлов резанием. Металлорежущие инструменты и станки | 30 | Одним из основных понятий обработки металлов резанием, станки и инструменты является определение параметров обработки металлов и металлорежущие инструменты |
ИТОГО | 30 | |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися знаниями и умениями выбирать режущий инструмент и оборудование для обработки вала, отверстия, паза, резьбы и зубчатого колеса, движения в металлорежущих станках, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
ОК 02 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
ОК 04 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 05 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 06 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения |
ОК 07 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК 08 | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности |
ОК 09 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
ОК 11 | Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
ПК 1.1 | Осуществлять работы по подготовке единиц оборудования к монтажу. |
ПК 1.2 | Проводить монтаж промышленного оборудования в соответствии с технической документацией. |
ПК 1.3 | Производить ввод в эксплуатацию и испытания промышленного оборудования в соответствии с технической документацией. |
ПК 2.1 | Проводить регламентные работы по техническому обслуживанию промышленного оборудования в соответствии с документацией завода-изготовителя. |
ПК 2.2 | Осуществлять диагностирование состояния промышленного оборудования и дефектацию его узлов и элементов. |
ПК 2.3 | Проводить ремонтные работы по восстановлению работоспособности промышленного оборудования. |
ПК 2.4 | Выполнять наладочные и регулировочные работы в соответствии с производственным заданием. |
ПК 3.1 | Определять оптимальные методы восстановления работоспособности промышленного оборудования. |
ПК 3.2 | Разрабатывать технологическую документацию для проведения работ по монтажу, ремонту и технической эксплуатации промышленного оборудования в соответствии требованиями технических регламентов. |
ПК 3.3 | Определять потребность в материально-техническом обеспечении ремонтных, монтажных и наладочных работ промышленного оборудования. |
ПК 3.4 | Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 70 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 70 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
лабораторные занятия | 12 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
3.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1 Технологические методы производства заготовок | |
Тема 1.1. Основы литейного производства | Содержание: Сущность процесса литья, литейные формы. Литейные свойства сплавов. Виды литья: литье в песчаные формы, в оболочковых формах, по выплавляемым моделям, в металлических формах (кокилях), центробежным литьем, литьем под давлением. Литниковая система. Дефекты литья, их обнаружение и исправление. | 4 |
Тема 1.2. Технология обработки металлов давлением | Содержание: Пластичность металлов и сопротивление деформированию. Назначение нагрева перед обработкой давлением. Классификация видов обработки металлов давлением. Технологический процесс прокатки. Волочение, исходные заготовки и готовая продукция. Сущность технологического процесса ковки. Прессование: схемы процесса, применяемый инструмент, особенность и область применения. Технологический процесс штамповки. Горячая объемная штамповка, понятие о технологическом процессе горячей объемной штамповки. Схемы штамповки, применяемый инструмент. | 10 |
Тема 1.3. Технология производства заготовок сваркой | Содержание: Сварка плавлением: ручная дуговая сварка, полуавтоматическая дуговая сварка под флюсом, электрошлаковая сварка, в среде защитных газов. Сварка давлением: контактная электрическая сварка, стыковая контактная сварка, точечная, шовная, конденсаторная сварка. Сварка трением, холодная сварка. | 3 |
Раздел 2 Виды обработки металлов резанием. Металлорежущие инструменты и станки | |
Тема 2.1. Металлорежущие станки | Содержание: Классификация станков по степени универсальности. Маркировка станков. Движения в станках: главные, вспомогательные. Виды станков, их назначение и область применения. | 2 |
Практические занятия: Практическое занятие №1 «Определение сил, действующих при точении, и потребной мощности» Практическое занятие №2 «Расчет режима резания при точении аналитическим способом» Практическое занятие №3 «Расчет параметров режима резания при точении с помощью нормативно – справочной литературы» | 10 |
Лабораторные занятия: Лабораторное занятие №1 «Изучение конструкции и настройка токарно-винторезного станка» | 4 |
Контрольная работа | 1 |
Тема 2.2 Токарная обработка, применяемые станки и инструменты | Содержание: Процесс токарной обработки. Деформация металла в процессе резания, процесс образования стружки, типы стружки. Явления наростообразования, причины возникновения нароста на резце. Погрешность установки заготовки. Погрешность от упругих деформаций. Погрешность настройки станка. Погрешность от износа инструмента. Погрешности из-за температурных деформаций. Погрешность из-за остаточных напряжений. Основные элементы резца. Конструкции резцов в зависимости от их назначения и видов обработки. Основные показатели резания: глубина резания, подача, скорость резания. Износ резцов, стойкость резца, критерии износа резца. | 8 |
Практические занятия: Практическое занятие №4 «Проектирование токарной операции» | 4 |
Лабораторные занятия: Лабораторное занятие №2 «Классификация и определение геометрических параметров режущей части токарных резцов» | 4 |
Тема 2.3 Сверление, зенкерование и развертывание, применяемый инструмент и станки | Содержание: Процесс сверления, зенкерования и развертывания. Основные движения, особенности процессов. Элементы конструкций сверл, зенкеров и разверток, геометрические параметры. Особенности элементов конструкции инструментов. Силы, действующие на сверло, крутящий момент. Последовательность расчета режимов резания при сверлении, зенкеровании и развертывании. Разновидности сверлильных и расточных станков. Проверка мощности, затрачиваемой на сверление; вращающего момента на шпинделе станка и осевой силы по паспортным данным станка. Рациональная эксплуатация сверл, зенкеров и разверток. | 8 |
Практические занятия: Практическое занятие №5 «Назначение режима резания при сверлении, зенкеровании и развертывании» Практическое занятие №6 «Конструкция и кинематическая схема вертикально-сверлильного станка» | 6 |
Лабораторные занятия: Лабораторное занятие №3 «Классификация и определение геометрических параметров режущей части сверл, зенкеров и разверток» | 4 |
Дифференцированный зачёт | 2 |
Итого аудиторных занятий | 70 |
В том числе: | |
практических занятий | 20 |
лабораторных занятий | 12 |
Итого максимальная нагрузка | 70 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории «Кабинет материаловедения» и «Лаборатория материаловедения»
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- наглядные пособия (модели изделий, диаграммы, комплект плакатов).
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиапроектор;
- экран.
Оборудование лаборатории:
- твердомеры;
- микроскопы;
- печь муфельная для закалки (на 1000–1300 °С);
- наборы образцов, детали;
- наглядные пособия (таблицы, ГОСТы).
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиапроектор;
- экран.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Ермолаев В.В. Обработка металлов резанием, станки и инструменты: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Ермолаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 272 с.
2. Технологическое оборудование: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Л.И. Вереина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 336 с.
Дополнительные источники
Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Справочник технолога – машиностроителя. В 2-х т. Т. 2 / Под ред. А.Г. Косиловой и Р.К. Мещерякова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1986. 496 с., ил.
5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе текущего (рубежного) контроля, промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета
Таблица №1
Требования к результатам освоения (должен уметь, знать) | Функциональная принадлежность оценочного средства |
Уметь: |
Выбирать рациональный способ обработки деталей | Практическое занятие №4 «Проектирование токарной операции» Дифференцированный зачёт |
Оформлять технологическую и другую документацию в соответствии с действующей нормативной базой | Практическое занятие №4 «Проектирование токарной операции» Дифференцированный зачёт |
Производить расчеты режимов резания | Практическое занятие №1 «Определение сил, действующих при точении, и потребной мощности» Практическое занятие №2 «Расчет режима резания при точении аналитическим способом» Дифференцированный зачёт |
Выбирать средства и контролировать геометрические параметры инструмента | Лабораторное занятие №2 «Классификация и определение геометрических параметров режущей части токарных резцов» Лабораторное занятие №3 «Классификация и определение геометрических параметров режущей части сверл, зенкеров и разверток» Дифференцированный зачёт |
Читать кинематическую схему станка | Лабораторное занятие №1 «Изучение конструкции и настройка токарно-винторезного станка» Практическое занятие №6 «Конструкция и кинематическая схема вертикально-сверлильного станка» Дифференцированный зачёт |
Составлять перечень операций обработки | Практическое занятие №4 «Проектирование токарной операции» Дифференцированный зачёт |
Выбирать режущий инструмент и оборудование для обработки вала, отверстия, паза, резьбы и зубчатого колеса | Практическое занятие №4 «Проектирование токарной операции» Дифференцированный зачёт |
Выбирать режущий инструмент и назначать режимы резания в зависимости от условий обработки | Практическое занятие №3 «Расчет параметров режима резания при точении с помощью нормативно – справочной литературы» Практическое занятие №5 «Назначение режима резания при сверлении, зенкеровании и развертывании» Дифференцированный зачёт |
Определять передаточные отношения в различных видах передач | Лабораторное занятие №1 «Изучение конструкции и настройка токарно-винторезного станка» Практическое занятие №6 «Конструкция и кинематическая схема вертикально-сверлильного станка» Дифференцированный зачёт |
Определять время, затрачиваемое на обработку детали | Практическое занятие №2 «Расчет режима резания при точении аналитическим способом» Практическое занятие №3 «Расчет параметров режима резания при точении с помощью нормативно – справочной литературы» Дифференцированный зачёт |
Измерять геометрические параметры резцов | Лабораторное занятие №2 «Классификация и определение геометрических параметров режущей части токарных резцов» Дифференцированный зачёт |
Измерять геометрические параметры сверл, зенкеров и разверток | Лабораторное занятие №3 «Классификация и определение геометрических параметров режущей части сверл, зенкеров и разверток» Дифференцированный зачёт |
Знать: |
Назначение, классификацию, конструкцию, принцип работы и область применения металлорежущих станков | Контрольная работа |
Движения в металлорежущих станках | Контрольная работа |
Методику расчета режимов резания | Контрольная работа |
Основные технологические методы формирования заготовок | Контрольная работа |
Классификацию и область применения режущего инструмента | Дифференцированный зачёт |
Правила безопасности при работе на металлорежущих станках | Дифференцированный зачёт |
Основные положения технологической документации | Дифференцированный зачёт |
Элементы конструкций сверл, зенкеров и разверток, геометрические параметры | Дифференцированный зачёт |
Таблица 2
Требования к результатам освоения (профессиональные компетенции) | Функциональная принадлежность оценочного средства |
ПК 1.1 Осуществлять работы по подготовке единиц оборудования к монтажу. | Дифференцированный зачет |
ПК 1.2Проводить монтаж промышленного оборудования в соответствии с технической документацией. | Дифференцированный зачет |
ПК 1.3 Производить ввод в эксплуатацию и испытания промышленного оборудования в соответствии с технической документацией. | Дифференцированный зачет |
ПК 2.1 Проводить регламентные работы по техническому обслуживанию промышленного оборудования в соответствии с документацией завода-изготовителя. | Дифференцированный зачет |
ПК 2.2 Осуществлять диагностирование состояния промышленного оборудования и дефектацию его узлов и элементов. | Дифференцированный зачет |
ПК 2.3 Проводить ремонтные работы по восстановлению работоспособности промышленного оборудования. | Дифференцированный зачет |
ПК 2.4 Выполнять наладочные и регулировочные работы в соответствии с производственным заданием. | Дифференцированный зачет |
ПК 3.1 Определять оптимальные методы восстановления работоспособности промышленного оборудования. | Дифференцированный зачет |
ПК 3.2 Разрабатывать технологическую документацию для проведения работ по монтажу, ремонту и технической эксплуатации промышленного оборудования в соответствии требованиями технических регламентов. | Дифференцированный зачет |
ПК 3.3 Определять потребность в материально-техническом обеспечении ремонтных, монтажных и наладочных работ промышленного оборудования. | Дифференцированный зачет |
ПК 3.4 Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства. | Дифференцированный зачет |
Таблица 3
Требования к результатам освоения (общие компетенции) | Формы и методы сформированности компетенций |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | Оценка и анализ преподавателем выбора студентами способов решения задач в профессиональной деятельности. |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | Оценка преподавателем умений студентов оценивать и выделять практическую значимость результатов поиска наиболее значимого в перечне информации для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Наблюдение преподавателем за процессом определения и выстраивания траектории профессионального развития и самообразования студентов. |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Определение преподавателем лидерских качеств, наблюдение за отношениями внутри группы. Наблюдение за организацией коллективной деятельности, общением с преподавателем и руководителями. |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Оценка преподавателем работ студентов грамотного оформления документов по профессиональной тематике на государственном языке. |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения | Оценка преподавателем проявления у студентов гражданско-патриотических позиций, общечеловеческих ценностей и их значимость в профессиональной деятельности, а также в принятии обоснованных управленческих и организационных решениях и совершении иных действий в точном соответствии с законом. |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | Оценка преподавателем содействия студентов сохранению окружающей среды, норм экологической безопасности в рамках профессиональной деятельности. Наблюдение за поведением в нестандартных и внештатных ситуациях. |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. | Оценка преподавателем физической подготовленности студентов по сохранению и укреплению физкультурно-оздоровительную деятельность по укрепления здоровья. |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | Наблюдение преподавателем за процессом использование информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | Оценка преподавателем готовности студентов использования профессиональной документацией на государственном и иностранном языках на профессиональные и бытовые темы. |
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере | Наблюдение преподавателем за планированием предпринимательской деятельность студентов в профессиональной сфере и выявление достоинств и недостатков их коммерческих идей, а также финансового поведения студента в управлении финансовыми потоками (доходами и расходами) и грамотном распределении денег. |
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ
ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
№ п\п | Наименование раздела, темы | Вид занятия | Количество часов | Форма обучения |
1 | Тема 2.2 Токарная обработка, применяемые станки и инструменты Физические основы процесса резания | Урок | 1 | АФО разбор конкретных ситуаций |
2 | Тема 2.3 Сверление, зенкерование и развертывание, применяемый инструмент и станки Элементы конструкций сверл, зенкеров и разверток, геометрические параметры | Урок | 1 | ИФО Деловая игра |
9