СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ для профессий 150709.02 «Сварщик» 090631.01 «Автомеханик» 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является ча­стью основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по профессиям:

 150709.02 «Сварщик»;

190631.01 «Автомеханик»;  

230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации»

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ для профессий 150709.02 «Сварщик» 090631.01 «Автомеханик» 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации»»



Министерство образования и науки Республики Дагестан

ГБПОУ «Колледж архитектуры и строительства»




рабочая программа


ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ


для профессий



150709.02 «Сварщик»

090631.01 «Автомеханик»

230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации»

























г. КАСПИЙСК

2016 г.












Одобрена

на заседании предметной (цикловой) комиссии общеобразовательных дисциплин,


протокол №_______

от _____________________ 2016 г.

Председатель ___________./






СОСТАВЛЕНА

на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям:

150709.02 «Сварщик»

190631.01 «Автомеханик»

230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации»


Зам. по УМР______









Составитель:

Преподаватель химии ___________ /Касимова Н.М./



























































CОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины


  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины




1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ХИМИЯ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является ча­стью основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по профессиям:

150709.02 «Сварщик»;

190631.01 «Автомеханик»;

230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации»

Данная рабочая программа разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта по вышеназванным профессиям и в соответствии с Примерной программой учебной дисциплины «Химия для профессий начального профессионального и специальностей среднего профессионального образования (2008г.) одобренной ФИРО «Федеральный институт развития образования» (10.04.2008 г.) и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России (16.10.2008 г.)

Рабочая программа является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине химия и служит основой для разработки календарно-тематического плана


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общеобразовательный естественнонаучный цикл.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

1. Называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;

2. Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

3. Характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

4. Объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов;

5. Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

6. Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

7. Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

1. Роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

2. Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, дисперсные системы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

3. Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Авогадро;

4. Основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

5. Природные источники углеводородов и способы их переработки;

6. Вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

1.4. Перечень формируемых компетенций:

Содержание учебной дисциплины направлено на формирование

общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


1.5 Количество часов на освоение программы дисциплины:


Максимальной учебной нагрузки                128    часа
в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки 85 часов;
Самостоятельной работы                             43 часа






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Автомеханик, Мастер по обработке цифровой информации,




«Сварщик»

Максимальная учебная нагрузка (всего)

128

128

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

85

85

в том числе:



Лабораторные работы

25

25

Практические работы

5

5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

43

43

в том числе:



Работа с учебником – составление конспекта

18

11

Решение задач

10

15

Решение цепочек химических превращений

5

5

Подготовка реферативных сообщений

5

5

Подготовка презентаций

5

7

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

1

1

Раздел 1. Общая и неорганическая химия.

39


Тема 1.1

Основные понятия и законы химии

3 час


Содержание учебного материала:

1. Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

2. Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

3. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

3



1, 2





Лабораторные работы



Практические занятия



Контрольные работы

1


Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление химических формул по валентности. Определение относительной и молекулярной массы, класса неорганических соединении, примеры, названия. (Работа с книгой, конспектом.)

Формы и методы контроля: проверка письменных работ, оценка и анализ конспектов.

2


2, 3


Тема 1.2.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

4 час

Содержание учебного материала:

1. Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

2. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

3. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

4






1, 2






Практические занятия

1


Контрольные работы

1


Самостоятельная работа обучающихся

1. Работа с учебником, составление конспекта

2. Подготовка реферативных сообщений на темы:

Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

«Периодическому закону будущее не грозит разрушением...».

Формы и методы контроля:

  1. Фронтальный опрос по темам: «Периодический закон и периодиче­ская система Д.И.Менделеева», «Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева».

  2. Проверка письменных домашних заданий по теме «Основные понятия и законы химии».

3. Защита реферативных сообщений

2


2, 3

Тема 1.3

Строение вещества

6 час

Содержание учебного материала

1. Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

2. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

3. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

6









1, 2














Практические занятия

--


Контрольные работы

1


Самостоятельная работа обучающихся

1. Определение степени окисления в сложных веществах. (Работа с книгой, конспектом.)

Подготовка реферативных сообщений:

Плазма – четвертое состояние вещества.

Аморфные вещества в природе, технике, быту.

Формы и методы контроля:

  1. Защита реферативных сообщений

  2. Индивидуальный опрос по теме «Строение вещества».

2


2, 3



Тема 1.4

Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

6 час

Содержание учебного материала

1. Агрегатные состояния веществ. Вода. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое.

2. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

3. Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

4. Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

5. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты

6



1, 2





Демонстрационный эксперимент

Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.


1, 2

Практические занятия

1. Приготовление раствора заданной концентрации.

Формы и методы контроля: анализ и оценка практической работы.


1


2

Контрольные работы



Самостоятельная работа обучающихся

1. Работа с учебником - составление конспекта

2. Подготовка реферативных сообщений:

Растворы вокруг нас.

Вода как реагент и как среда для химического процесса.

Типы растворов.

Современные методы обеззараживания воды.

Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.

Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.

Формы и методы контроля:

  1. Защита реферативных сообщений.

  2. Индивидуальный опрос по теме.

  3. Проверка письменных заданий.

2


2, 3

Тема 1.5

Химические реакции

6 час

Содержание учебного материала

1. Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

2. Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

6

1, 2








Демонстрационный эксперимент

1. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы.


1, 2


Практические занятия



Контрольные работы



Самостоятельная работа обучающихся

1. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

(Работа с учебником - составление конспекта)

2. Составление окислительно - восстановительных реакции. Работа с книгой, составление конспекта).

Формы и методы контроля:

  1. Проверка письменных домашних работ.


2


2, 3

Тема 1.6

Металлы и неметаллы

12 час

Содержание учебного материала

  1. Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

  1. 2. Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

12

1, 2






Практические занятия

  1. Получение, собирание и распознавание газов.

  2. Решение экспериментальных задач.

Формы и методы контроля: анализ и оценка практической работы.


1

1


2

Контрольные работы

1


Самостоятельная работа обучающихся

1. Защита металлов от коррозии. Области применения металлов, сплавов. (Работа с учебником – составление конспекта).

2. Подготовка реферативных сообщений на темы:

Серебро из глины (Производство алюминия).

Роль металлов в истории человеческой цивилизации.

История отечественной черной металлургии.

История отечественной цветной металлургии.

Сплавы на основе меди.

Сплавы на основе железа.

Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе.

Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.

2. Подгруппа галогенов, ее характеристика, свойства галогенов.

Подгруппа кислорода и серы, их аллотропные видоизменения.

Подгруппа углерода. Адсорбционная способность активированного угля.

Формы и методы контроля:

  1. Фронтальный и индивидуальный опросы.

  2. Защита реферативных сообщений.


2


2, 3





















Тема 1.7

Классификация неорганических соединений и их свойства

6 час

Содержание учебного материала:

  1. Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

  2. Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

  3. Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

  4. Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей.

6

1, 2

Демонстрационный эксперимент

Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами.

Получение и свойства амфотерного гидроксида.


1, 2

Практические занятия



Контрольные работы


1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Диссоциация кислот, оснований, солей. Уравнение гидролиза.

2. Ионные уравнения реакций.

3. Уравнения электролиза. (Работа с книгой, конспектом.)

2. Подготовка реферативных сообщений на темы:

Серная кислота – «хлеб химической промышленности».

Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.

Оксиды и соли как строительные материалы (группы строительного профиля)..

Поваренная соль как химическое сырье.

Соединения кальция в природе, в строительстве.


Формы и методы контроля:

  1. Защита реферативных сообщений.

  2. Индивидуальный опрос по теме.

3. Проверка письменных заданий.

2

2, 3






40



Раздел 2. Органическая химия

39


Тема 2.1

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

6 час


Содержание учебного материала:

1. Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

2.Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

3.Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

6







1, 2






Практические занятия

1


Контрольные работы

1


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферативных сообщений на темы:

Краткие сведения по истории возникновения и развития органиче­ской химии.

Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.

Витализм и его крах.

Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой ор­ганической химии.

Современные представления о теории химического строения.

Формы и методы контроля:

  1. Защита реферативных сообщений.

2. Фронтальный и индивидуальный опросы.

2


2, 3

Тема 2.2

Углеводороды и их природные источники

14 час

Содержание учебного материала

1. Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Решение задач (МФ)

2. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

3. Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

4. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

2. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

14



1, 2




Практические занятия



Контрольные работы

Формы и методы контроля:

Проверка и анализ контрольной работы

1

2, 3

Самостоятельная работа обучающихся

1. Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина

2. Подготовка реферативных сообщений на темы:

Экологические аспекты использования углеводородного сырья.

Экономические аспекты международного сотрудничества по исполь­зованию углеводородного сырья.

История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в РФ.

Углеводородное топливо, его виды и назначение.

Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного междуна­родного сотрудничества.

Ароматические углеводороды как сырье для производства пестици­довУглеводы

Формы и методы контроля:

1. Проверка письменных работ. Анализ написания химических реакций, характеризующих химические свойства углеводородов.

2. Защита реферативных сообщений.

3


2, 3



Тема 2.3

Кислородсодержащие органические соединения

12 час

Содержание учебного материала

1. Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

2. Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

3. Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

4. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

5. Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза  полисахарид

12



1, 2









Демонстрационный эксперимент

1. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Качественная реакция на крахмал.





1, 2

Практические занятия

1


Контрольные работы

Формы и методы контроля: Проверка и анализ контрольной работы

1

2, 3

Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовка реферативных сообщений на темы:

Метанол: хемофилия и хемофобия.

Этанол: величайшее благо и страшное зло.

Алкоголизм и его профилактика.

Муравьиная кислота в природе, науке и производстве.

История уксуса.

Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве

Жиры как продукт питания и химическое сырье.

Замена жиров в технике непищевым сырьем.

Мыла: прошлое, настоящее, будущее.

Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических со­единений.

Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки.

Углеводы и их роль в живой природе.

Развитие сахарной промышленности в России.

Формы и методы контроля:

1. Защита реферативных сообщений.

2. Проверка письменных работ. Анализ написания химических реакций, характеризующих химические свойства кислородсодержащих органических соединений.


2



2, 3

Тема 2.4

Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

10 час


Содержание учебного материала – 10

1.Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.

2.Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

3. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

Синтетические полимеризационные материалы и изделия из них.

Решение задач

10


2


2




2



1

1, 2




Демонстрационный эксперимент

1. Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала.

2. Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Изучение свойств белков.




1, 2


Практические занятия

1. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

2. Распознавание пластмасс и волокон.

Формы и методы контроля: анализ и оценка практических работ.


1

1


2

2




Дифференцированный зачёт. Защита проектов, реферативных сообщений

2





Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовка реферативных сообщений на темы:.

Аминокислоты – «кирпичики» белковых молекул.

«Жизнь – это способ существования белковых тел…»

СПИД и его профилактика

Применение пластмасс в быту


2


2, 3











45


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. Условия реализации программы учебной дисциплины «Химия»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации учебной дисциплины есть в наличии учебный кабинет химии;

3.1.1. Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • демонстрационный стол;

  • доска;

  • информационные стенды;

  • шкафы для химической посуды;

  • шкафы для хранения учебных пособий, учебников;

  • мойка универсальная;

  • лабораторная посуда;

  • реактивы;

  • макеты строения атомов;

  • периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

  • электрохимический ряд напряжений металлов;

  • ряд электроотрицательности неметаллов;

  • таблица «Растворимость гидроксидов и солей в воде»

  • пробирки;

  • штативы лабораторные;

  • спиртовки;

  • прибор для получения га­зообразных веществ;

  • наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал);

  • аптечка

  • огнетушитель

  1. Технические средства обучения:

  • компьютер;

  • компьютерные программы (обучающие).



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для обучающихся

  1. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2008.

  2. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010.

  3. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2009.

  4. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.

  5. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.

  6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.

Для преподавателей

7. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010.

8. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2009.

9. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2009.

  1. Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 20010.

  2. Интернет – материалы.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется

преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,

тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,

исследований. Формой итогового контроля является дифференцированный зачет. Зачет выставляется студентам, имеющим положительные оценки по всем практическим работам, прошедшим тестирование и выполнившим творческие работы.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:



Называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;


Проверка и анализ письменных домашних заданий и самостоятельных работ по темам: «Классификация неорганических соединений и их свойства», «Углеводороды и их природные источники», «Кислородсодержащие органические соединения».

Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки,

характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов,

изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

Характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

Объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;









  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

Оценка освоенных умений в ходе фронтального опроса и опроса по индивидуальным заданиям по теме: Строение вещества.


Проверка письменных домашних заданий по теме: «Химические реакции».

Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий по теме «Основные понятия органической химии и теории строения органических соединений».

Оценка освоенных умений в ходе опроса по индивидуальным заданиям. Проверка письменных домашних заданий, оценка выполнения тестовых заданий





Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, оценка выполнения тестовых заданий






________________________________

Оценка выполненных лабораторных и практических работ




Анализ выполнения расчетов на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе, массовой доли растворенного вещества.

________________________________


Оценка выполненных реферативных работ, конспектов.




Знать:


  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, теплота образования, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Авогадро;

  • основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;







  • природные источники углеводородов и способы их переработки;




  • вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

Оценка выполненных реферативных работ, конспектов

________________________________

фронтальный опрос в форме химического диктанта, оценка выполнения тестовых заданий
























Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий по теме «Основные понятия и законы химии».

______________________________

Проверка письменных домашних заданий по темам: «Химические реакции», «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация», «Химические реакции».

Анализ письменных домашних заданий и самостоятельных работ по темам: «Классификация неорганических соединений и их свойства», «Углеводороды и их природные источники», «Кислородсодержащие органические соединения».

________________________________

Оценка выполненных реферативных работ, конспектов, презентаций.



Оценка выполненных реферативных работ, конспектов, презентаций.



Разработчик:

Преподаватель химии ___________________ /Н.М. Касимова /






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!