Министерство образования и науки Республики Дагестан
ГБПОУ «Колледж архитектуры и строительства»
рабочая программа
ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ
для профессий
150709.02 «Сварщик»
090631.01 «Автомеханик»
230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации»
г. КАСПИЙСК
2016 г.
Одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии общеобразовательных дисциплин, протокол №_______ от _____________________ 2016 г. Председатель ___________./ | СОСТАВЛЕНА на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям: 150709.02 «Сварщик» 190631.01 «Автомеханик» 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации» Зам. по УМР______ |
| |
Составитель: Преподаватель химии ___________ /Касимова Н.М./ |
|
CОДЕРЖАНИЕ
| |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| |
- условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
| |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является частью основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по профессиям:
150709.02 «Сварщик»;
190631.01 «Автомеханик»;
230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации»
Данная рабочая программа разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта по вышеназванным профессиям и в соответствии с Примерной программой учебной дисциплины «Химия для профессий начального профессионального и специальностей среднего профессионального образования (2008г.) одобренной ФИРО «Федеральный институт развития образования» (10.04.2008 г.) и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России (16.10.2008 г.)
Рабочая программа является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине химия и служит основой для разработки календарно-тематического плана
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
1. Называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
2. Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
3. Характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
4. Объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов;
5. Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
6. Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
7. Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1. Роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
2. Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, дисперсные системы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
3. Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Авогадро;
4. Основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
5. Природные источники углеводородов и способы их переработки;
6. Вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
1.4. Перечень формируемых компетенций:
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование
общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.5 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки 128 часа
в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки 85 часов;
Самостоятельной работы 43 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Автомеханик, Мастер по обработке цифровой информации, | «Сварщик» |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 128 | 128 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 85 | 85 |
в том числе: | | |
Лабораторные работы | 25 | 25 |
Практические работы | 5 | 5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 43 | 43 |
в том числе: | | |
Работа с учебником – составление конспекта | 18 | 11 |
Решение задач | 10 | 15 |
Решение цепочек химических превращений | 5 | 5 |
Подготовка реферативных сообщений | 5 | 5 |
Подготовка презентаций | 5 | 7 |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. | 1 | 1 |
Раздел 1. Общая и неорганическая химия. | 39 | |
Тема 1.1 Основные понятия и законы химии 3 час | Содержание учебного материала: 1. Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. 2. Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него. 3. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. | 3 | 1, 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление химических формул по валентности. Определение относительной и молекулярной массы, класса неорганических соединении, примеры, названия. (Работа с книгой, конспектом.) Формы и методы контроля: проверка письменных работ, оценка и анализ конспектов. | 2 | 2, 3 |
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома 4 час | Содержание учебного материала: 1. Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). 2. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. 3. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | 4 | 1, 2 |
Практические занятия | 1 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Работа с учебником, составление конспекта 2. Подготовка реферативных сообщений на темы: Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением...». Формы и методы контроля: Фронтальный опрос по темам: «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева», «Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева». Проверка письменных домашних заданий по теме «Основные понятия и законы химии». 3. Защита реферативных сообщений | 2 | 2, 3 |
Тема 1.3 Строение вещества 6 час | Содержание учебного материала 1. Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. 2. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. 3. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. | 6 | 1, 2 |
Практические занятия | -- | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Определение степени окисления в сложных веществах. (Работа с книгой, конспектом.) Подготовка реферативных сообщений: Плазма – четвертое состояние вещества. Аморфные вещества в природе, технике, быту. Формы и методы контроля: Защита реферативных сообщений Индивидуальный опрос по теме «Строение вещества». | 2 | 2, 3 |
Тема 1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация 6 час | Содержание учебного материала 1. Агрегатные состояния веществ. Вода. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. 2. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. 3. Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. 4. Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. 5. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты | 6 | 1, 2 |
Демонстрационный эксперимент Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. | | 1, 2 |
Практические занятия 1. Приготовление раствора заданной концентрации. Формы и методы контроля: анализ и оценка практической работы. | 1 | 2 |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Работа с учебником - составление конспекта 2. Подготовка реферативных сообщений: Растворы вокруг нас. Вода как реагент и как среда для химического процесса. Типы растворов. Современные методы обеззараживания воды. Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации. Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях. Формы и методы контроля: Защита реферативных сообщений. Индивидуальный опрос по теме. Проверка письменных заданий. | 2 | 2, 3 |
Тема 1.5 Химические реакции 6 час | Содержание учебного материала 1. Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. 2. Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | 6 | 1, 2 |
Демонстрационный эксперимент 1. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. | | 1, 2 |
Практические занятия | | |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. (Работа с учебником - составление конспекта) 2. Составление окислительно - восстановительных реакции. Работа с книгой, составление конспекта). Формы и методы контроля: Проверка письменных домашних работ. | 2 | 2, 3 |
Тема 1.6 Металлы и неметаллы 12 час | Содержание учебного материала Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. 2. Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. | 12 | 1, 2 |
Практические занятия Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач. Формы и методы контроля: анализ и оценка практической работы. | 1 1 | 2 |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Защита металлов от коррозии. Области применения металлов, сплавов. (Работа с учебником – составление конспекта). 2. Подготовка реферативных сообщений на темы: Серебро из глины (Производство алюминия). Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История отечественной черной металлургии. История отечественной цветной металлургии. Сплавы на основе меди. Сплавы на основе железа. Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии. 2. Подгруппа галогенов, ее характеристика, свойства галогенов. Подгруппа кислорода и серы, их аллотропные видоизменения. Подгруппа углерода. Адсорбционная способность активированного угля. Формы и методы контроля: Фронтальный и индивидуальный опросы. Защита реферативных сообщений. | 2 | 2, 3 |
Тема 1.7 Классификация неорганических соединений и их свойства 6 час | Содержание учебного материала: Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей. | 6 | 1, 2 |
Демонстрационный эксперимент Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами. Получение и свойства амфотерного гидроксида. | | 1, 2 |
Практические занятия | | |
Контрольные работы | | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Диссоциация кислот, оснований, солей. Уравнение гидролиза. 2. Ионные уравнения реакций. 3. Уравнения электролиза. (Работа с книгой, конспектом.) 2. Подготовка реферативных сообщений на темы: Серная кислота – «хлеб химической промышленности». Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля. Оксиды и соли как строительные материалы (группы строительного профиля).. Поваренная соль как химическое сырье. Соединения кальция в природе, в строительстве. Формы и методы контроля: Защита реферативных сообщений. Индивидуальный опрос по теме. 3. Проверка письменных заданий. | 2 | 2, 3 |
| | 40 | |
Раздел 2. Органическая химия | 39 | |
Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений 6 час | Содержание учебного материала: 1. Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. 2.Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC. 3.Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. | 6 | 1, 2 |
Практические занятия | 1 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферативных сообщений на темы: Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии. Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова. Витализм и его крах. Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии. Современные представления о теории химического строения. Формы и методы контроля: Защита реферативных сообщений. 2. Фронтальный и индивидуальный опросы. | 2 | 2, 3 |
Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники 14 час | Содержание учебного материала 1. Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Решение задач (МФ) 2. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. 3. Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. 4. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. 2. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. | 14 | 1, 2 |
Практические занятия | | |
Контрольные работы Формы и методы контроля: Проверка и анализ контрольной работы | 1 | 2, 3 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина 2. Подготовка реферативных сообщений на темы: Экологические аспекты использования углеводородного сырья. Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья. История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в РФ. Углеводородное топливо, его виды и назначение. Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества. Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидовУглеводы Формы и методы контроля: 1. Проверка письменных работ. Анализ написания химических реакций, характеризующих химические свойства углеводородов. 2. Защита реферативных сообщений. | 3 | 2, 3 |
Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения 12 час | Содержание учебного материала 1. Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. 2. Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. 3. Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. 4. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. 5. Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид | 12 | 1, 2 |
Демонстрационный эксперимент 1. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Качественная реакция на крахмал. | | 1, 2 |
Практические занятия | 1 | |
Контрольные работы Формы и методы контроля: Проверка и анализ контрольной работы | 1 | 2, 3 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка реферативных сообщений на темы: Метанол: хемофилия и хемофобия. Этанол: величайшее благо и страшное зло. Алкоголизм и его профилактика. Муравьиная кислота в природе, науке и производстве. История уксуса. Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве Жиры как продукт питания и химическое сырье. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Мыла: прошлое, настоящее, будущее. Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений. Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки. Углеводы и их роль в живой природе. Развитие сахарной промышленности в России. Формы и методы контроля: 1. Защита реферативных сообщений. 2. Проверка письменных работ. Анализ написания химических реакций, характеризующих химические свойства кислородсодержащих органических соединений. | 2 | 2, 3 |
Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры 10 час | Содержание учебного материала – 10 1.Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. 2.Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. 3. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Синтетические полимеризационные материалы и изделия из них. Решение задач | 10 2 2 2 1 | 1, 2 |
Демонстрационный эксперимент 1. Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала. 2. Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Изучение свойств белков. | | 1, 2 |
Практические занятия 1. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. 2. Распознавание пластмасс и волокон. Формы и методы контроля: анализ и оценка практических работ. | 1 1 | 2 2 |
| | |
Дифференцированный зачёт. Защита проектов, реферативных сообщений | 2 | |
| | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовка реферативных сообщений на темы:. Аминокислоты – «кирпичики» белковых молекул. «Жизнь – это способ существования белковых тел…» СПИД и его профилактика Применение пластмасс в быту | 2 | 2, 3 |
| | | |
| | 45 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. Условия реализации программы учебной дисциплины «Химия»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины есть в наличии учебный кабинет химии;
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
демонстрационный стол;
доска;
информационные стенды;
шкафы для химической посуды;
шкафы для хранения учебных пособий, учебников;
мойка универсальная;
лабораторная посуда;
реактивы;
макеты строения атомов;
периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
электрохимический ряд напряжений металлов;
ряд электроотрицательности неметаллов;
таблица «Растворимость гидроксидов и солей в воде»
пробирки;
штативы лабораторные;
спиртовки;
прибор для получения газообразных веществ;
наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал);
аптечка
огнетушитель
Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2008.
Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010.
Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2009.
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.
Для преподавателей
7. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010.
8. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2009.
9. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2009.
Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 20010.
Интернет – материалы.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований. Формой итогового контроля является дифференцированный зачет. Зачет выставляется студентам, имеющим положительные оценки по всем практическим работам, прошедшим тестирование и выполнившим творческие работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
Называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам; | Проверка и анализ письменных домашних заданий и самостоятельных работ по темам: «Классификация неорганических соединений и их свойства», «Углеводороды и их природные источники», «Кислородсодержащие органические соединения». |
Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии; Характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов); Объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул; Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений; Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций; осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; | Оценка освоенных умений в ходе фронтального опроса и опроса по индивидуальным заданиям по теме: Строение вещества. Проверка письменных домашних заданий по теме: «Химические реакции». Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий по теме «Основные понятия органической химии и теории строения органических соединений». Оценка освоенных умений в ходе опроса по индивидуальным заданиям. Проверка письменных домашних заданий, оценка выполнения тестовых заданий Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, оценка выполнения тестовых заданий ________________________________ Оценка выполненных лабораторных и практических работ Анализ выполнения расчетов на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе, массовой доли растворенного вещества. ________________________________ Оценка выполненных реферативных работ, конспектов. |
Знать: | |
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества; важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, теплота образования, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии; основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Авогадро; основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику; классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений; вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства; | Оценка выполненных реферативных работ, конспектов ________________________________ фронтальный опрос в форме химического диктанта, оценка выполнения тестовых заданий Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий по теме «Основные понятия и законы химии». ______________________________ Проверка письменных домашних заданий по темам: «Химические реакции», «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация», «Химические реакции». Анализ письменных домашних заданий и самостоятельных работ по темам: «Классификация неорганических соединений и их свойства», «Углеводороды и их природные источники», «Кислородсодержащие органические соединения». ________________________________ Оценка выполненных реферативных работ, конспектов, презентаций. Оценка выполненных реферативных работ, конспектов, презентаций. |
Разработчик:
Преподаватель химии ___________________ /Н.М. Касимова /