СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дефектолога (УУО, вариант 2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общего образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС «ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ» (для 1-4 классов)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дефектолога (УУО, вариант 2)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кодинская средняя общеобразовательная школа № 2»

Кежемского района Красноярского края


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

____________ /А.Н. Муравьева/

30 августа 2023 года



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ КСОШ № 2

____________ /С.В. Кухарев/

Приказ № 03-02-192

от 31 августа 2023 года









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общего образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

вариант 2

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС

«ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ»

(для 1-4 классов)




Составитель: учитель-дефектолог

Шахматова Антонина Ивановна








Кодинск

2023

ОГЛАВЛЕНИ



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

1) Пояснительная записка коррекционного курса "Сенсорное развитие". 4

2) Пояснительная записка коррекционного курса "Предметно-практические действия". 4

3) Пояснительная записка коррекционного курса "Альтернативная и дополнительная коммуникация". 5

4) Пояснительная записка коррекционного курса " Коррекционно-развивающие занятия ". 5

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 6

1) Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие» 6

2) Содержание коррекционного курса «Предметно-практические действия» 7

3) Содержание коррекционного курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация» 7

4) Содержание коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» 9

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 15

1) Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»: 15

2) Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «Предметно – практические действия»: 16

3) Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация»: 16

4) Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»: 17

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 18

1) Тематическое планирование коррекционного курса «Сенсорное развитие» 18

2) Тематическое планирование коррекционного курса «Предметно-практические действия» 19

3) Тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация» 20

4) Тематическое планирование коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» 21



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологическое занятие» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 2)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее - ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить ФАООП УО (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении.

Коррекционный курс «Дефектологическое занятие» является обязательной частью внеурочной деятельности. В соответствии с учебным планом программа по коррекционному курсу «Дефектологическое занятие» рассчитана в 1 классе на 33 учебные недели и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю), в 2,3 и 4 классах на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

Цель обучения – развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, учитель-дефектолог имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у обучающихся к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

  • умение выполнять инструкции педагогического работника;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,

  • от начала до конца,

  • с заданными качественными параметрами.


Коррекционный курс «Дефектологическое занятие» представлен четырьмя разделами:

  • коррекционный курс «Сенсорное развитие»;

  • коррекционный курс «Предметно-практические действия»;

  • коррекционный курс «Альтернативная и дополнительная коммуникация»;

  • коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия».

1) Коррекционный курс "Сенсорное развитие".

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта обучающихся, то есть от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У обучающихся с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у обучающегося, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающиеся с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Программно-методический материал включает 5 разделов: "Зрительное восприятие", "Слуховое восприятие", "Кинестетическое восприятие", "Восприятие запаха", "Восприятие вкуса".

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений обучающегося, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции обучающегося, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорноперцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры.


2) Коррекционный курс "Предметно-практические действия".

Вследствие органического поражения ЦНС у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих обучающихся с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Программно-методический материал включает 2 раздела: "Действия с материалами", "Действия с предметами".

В процессе обучения обучающиеся знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

Материально-техническое оснащение учебного предмета "Предметнопрактические действия" включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины).


3) Коррекционный курс "Альтернативная и дополнительная коммуникация".

У обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение обучающегося речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, записывающие и воспроизводящие устройства.

4) Коррекционный курс " Коррекционно-развивающие занятия ".

База данного курса опирается на программу Л.А. Метиевой, Э.Я. Удаловой курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Предлагаемая Программа направлена на обеспечение полноценного психического и личностного развития ребенка с особыми образовательными потребностями, формирование у него психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, расширение психосоциальной и эмоциональной компетенции. Дети во время специальных занятий, основанных на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера, получают и закрепляют определенный сенсорный опыт; самостоятельно учатся применять освоенные способы действий на более трудном содержании; у них формируются представления, которые при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Одновременно у школьников развивается тонкая моторика руки; при знакомстве с эталонами формы, величины и цвета расширяется поле восприятия; активизируются зрительные функции, слуховые и речедвигательные анализаторы; складываются временные и пространственные ориентировки, что повышает возможность формирования у них практических навыков и умений и способствует более полному овладению разными видами деятельности.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

  • развитие моторики, графомоторных навыков;

  • тактильно-двигательное восприятие;

  • кинестетическое и кинетическое развитие;

  • восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

  • развитие зрительного восприятия;

  • восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

  • развитие слухового восприятия;

  • восприятие пространства;

  • восприятие времени.

При переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму и по сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

  1. Коррекционный курс «Сенсорное развитие»

1.1. Зрительное восприятие.

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив обучающегося (справа, слева от обучающегося). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед или назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный).

1.2. Слуховое восприятие.

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

1.3. Кинестетическое восприятие.

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).

1.4. Восприятие запаха.

Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе).

1.5. Восприятие вкуса.

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).


  1. Коррекционный курс «Предметно-практические действия»

2.1. Действия с материалами.

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур).

2.2. Действия с предметами.

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины) на стержень (нить).


  1. Коррекционный курс «Альтернативная и дополнительная коммуникация»

Программа коррекционного курса по формированию речевых коммуникаций рассчитана на 4 года обучения.

Цель курса: обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации.

Задачи курса:

1. Выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации.

2. Овладение выбранным средством коммуникации.

3. Использование доступного средства коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Содержание:

3.1. Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чернобелая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием технических устройств. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).

3.2. Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

3.3. Чтение и письмо.

Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.


  1. Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия»

Цель курса: формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующего оптимизации развития психических процессов и функций, более эффективной социализации в обществе путем создания оптимальных условий для осмысленного усвоения и самостоятельного использования в деятельности ребенком систем сенсорных эталонов и сенсорно-перцептивных действий, а также – развития моторики руки.

Задачи курса:

  1. Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

  2. Коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве

  3. Формирование пространственно-временных ориентировок.

  4. Развитие слухоголосовых координаций.

  5. Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).

  6. Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.

  7. Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.

  8. Исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации.

  9. Формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Содержание курса:

1-ый год обучения

Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение их выделения основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый – лёгкий).

Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Раздел 8. Восприятие пространства

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторана).

Раздел 9. Восприятие времени

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.


2-ой год обучения

Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предметов. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природных явлений).

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначение словом. Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Температурные ощущения от тёплых, горячих, холодных предметов. Измерение температур воздуха с помощь. Градусника. Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варёноё), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный). Восприятие чувства тяжести от различных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трёх предметов по весу (тяжёлый – средний- лёгкий).

Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

Раздел 8. Восприятие пространства

Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Раздел 9. Восприятие времени

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).


3-ий год обучения

Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру…), инсценирование.

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Развитие осязания (теплее – холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трёх предметов (тяжелее – легче – самый лёгкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

Раздел 8. Восприятие пространства

Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, левее – правее, рядом и др. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

Раздел 9. Восприятие времени

Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.


4-ый год обучения

Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).

Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2-3 предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – ещё суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Определение и измерение веса разных предметов на весах. Измерение объёма жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый – грязный, тёмный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть).

Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

Раздел 8. Восприятие пространства

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.

Раздел 9. Восприятие времени

Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Коррекционный курс «Сенсорное развитие»:

Программа коррекционного курса по сенсорному развитию рассчитана на 4 года обучения и включает пять разделов:

  • Раздел I «Зрительное восприятие»

  • Раздел II «Слуховое восприятие»

  • Раздел III «Кинестетическое восприятие»

  • Раздел IV «Восприятие запаха»

  • Раздел V «Восприятие вкуса»

Цель курса: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи курса:

  1. Формирование полноценного восприятия окружающей действительности.

  2. Накопление ребенком сенсорного опыта и формирование на основе опыта сенсорно-перцептивных действий.

  3. Расширение диапазона воспринимаемых ощущений, стимуляция активности ребенка.

Содержание курса:

1.1. Зрительное восприятие.

  • фиксация взгляда на лице человека.

  • фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки).

  • фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка).

  • прослеживание взглядом за близко расположенным предметом, движущимся по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад).

  • прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

  • узнавание/различение цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

1.2. Слуховое восприятие.

  • локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (на уровне плеча, талии).

  • прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

  • локализация неподвижного удаленного источника звука.

  • соотнесение звука с его источником.

  • нахождение одинаковых по звучанию объектов.

1.3. Кинестетическое восприятие.

  • адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.

  • адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).

  • адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.

  • адекватная реакция на давление на поверхность тела.

  • адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела.

  • адекватная реакция на изменение положения тела.

  • адекватная реакция на положение частей тела.

  • адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

  • различение свойств материалов: холодный, горячий (гладкий/шероховатый; мокрый/сухой; жидкий/густой).

1.4. Восприятие запаха.

  • адекватная реакция на запахи.

  • узнавание/различение объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)

1.5. Восприятие вкуса.

  • адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

  • узнавание/различение продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.)

  • узнавание/различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).


2) Коррекционный курс «Предметно – практические действия»:

Программа коррекционного курса по формированию предметно-практических действий рассчитана на 4 года обучения и включает два раздела:

  • Раздел I «Действия с материалами»

  • Раздел II «Действия с предметами»

Цель курса: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задачи курса:

  1. Формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности (начиная с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами).

  2. Накопление ребенком предметно-практического опыта и формирование на основе опыта предметно-практических действий.

  3. Расширение диапазона предметно-практической деятельности, стимуляция активности ребенка.

Содержание курса:

2.1. Действия с материалами.

  • сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.): двумя руками, одной рукой, пальцами.

  • разрывание материала (бумага, вата, природный материал): двумя руками, направляя руки в разные стороны; двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя.

  • размазывание материала: сверху вниз, слева направо, по кругу.

  • разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса): двумя руками, одной рукой.

  • пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы): двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.).

  • переливание материала (вода): двумя руками, с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.).

  • наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).

2.2. Действия с предметами.

  • захват, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.).

  • встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.).

  • толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.).

  • притягивание предмета по направлению к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.).

  • вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.)

  • нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.): всей кистью, пальцем.

  • сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.): двумя руками, одной рукой, пальцами.

  • вынимание предметов из емкости.

  • складывание предметов в емкость.

  • перекладывание предметов из одной емкости в другую.

  • вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.)

  • нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.): на стержень, на нить.


3) Коррекционный курс «Альтернативная и дополнительная коммуникация»:
  • Использование взгляда как средство коммуникации.

  • Использование мимики как средство коммуникации.

  • Использование жеста как средство коммуникации.

  • Использование звука как средство коммуникации.

  • Использование предмета как средство коммуникации.

  • Использование графических изображений/символов как средство
    коммуникации.

  • Использование таблицы букв как средство коммуникации.

  • Использование карточек с напечатанными словами как средство
    коммуникации.

  • Использование набора букв как средство коммуникации.

  • Использование компьютера как средство коммуникации.

  1. Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия»:

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны научиться:

  • ориентироваться на сенсорные эталоны;

  • узнавать предметы по заданным признакам;

  • сравнивать предметы по внешним признакам;

  • классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

  • составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

  • различать противоположно направленные действия и явления;

  • видеть временные рамки своей деятельности;

  • определять последовательность событий;

  • ориентироваться в пространстве;

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;

  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

  • опосредовать свою деятельность речью.


Система оценки достижений

При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности должно происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности обучающегося.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

"выполняет действие самостоятельно",

"выполняет действие по инструкции" (вербальной или невербальной),

"выполняет действие по образцу",

"выполняет действие с частичной физической помощью",

"выполняет действие со значительной физической помощью",

"действие не выполняет";

"узнает объект",

"не всегда узнает объект",

"не узнает объект".

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Календарно-тематическое планирование составляется учителем-дефектологом ка каждый учебный год и отражается в специальной индивидуальной программе развития (СИПР), учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося. Весь материал распределяется в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения.

В календарно - тематическом планировании должны быть отражены разделы и темы курса на основе рабочей программы, с учетом последовательность их изучения:

1 четверть - коррекционный курс «Сенсорное развитие» (18 часов);

2 четверть - коррекционный курс «Предметно-практические действия» (18 часов);

3 четверть - коррекционный курс «Альтернативная и дополнительная коммуникация» (18 часов);

4 четверть - коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия» (18 часов).

Каждый отчетный период (четверть, триместр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно - тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР.

  1. Коррекционный курс «Сенсорное развитие»

Планирование составлено на основе методических рекомендаций к АООП для учащихся с умеренным, глубоким, тяжелым нарушением интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, составленных Е.А. Рудаковой, О.Ю. Сухаревой.


Учебный план курса «Сенсорное развитие»

Содержание /

год обучения

Кол-во часов

1-ый

2-ой

3-ий

4-ый

Обследование учащегося

1

1

1

1

Зрительное восприятие

4

2

1

1

Слуховое восприятие

4

2

2

1

Кинестетическое восприятие

4

4

5

4

Восприятие запаха

2

4

4

5

Восприятие вкуса

2

4

4

5

Итоговое обследование учащегося

1

1

1

1

ИТОГО

18

18

18

18

Календарно -тематическое планирование по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» см. Приложение 1.


  1. Коррекционный курс «Предметно-практические действия»

Планирование составлено на основе методических рекомендаций к АООП для учащихся с умеренным, глубоким, тяжелым нарушением интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, составленных Е.А. Рудаковой, О.Ю. Сухаревой.

Учебный план курса «Предметно-практические действия»

Содержание/

год обучения

Кол-во часов

1-ый

2-ой

3-ий

4-ый

Обследование учащегося

1

1

1

1

Действия с материалами

8

8

8

8

Действия с предметами

8

8

8

8

Итоговое обследование учащегося

1

1

1

1

ИТОГО

18

18

18

18

Календарно -тематическое планирование по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» см. Приложение 2.


3) Коррекционный курс «Альтернативная и дополнительная коммуникация»

Планирование составлено на основе методических рекомендаций к АООП для учащихся с умеренным, глубоким, тяжелым нарушением интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, составленных Е.А. Рудаковой, О.Ю. Сухаревой.


Учебный план курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация»


1-ый год обучения

Содержание

Кол-во часов

Обследование учащегося

1

Установление контакта с собеседником

1

Узнавание и различение имен окружающих

2

Слова, обозначающие предмет

7

Слова, обозначающие действие предмета

6

Итоговое обследование учащегося

1

ИТОГО

18


2-ой год обучения

Содержание

Кол-во часов

Обследование учащегося

1

Слова, обозначающие предмет

6

Слова, обозначающие действие предмета

3

Слова, обозначающие признак предмета

2

Местоимения

1

Количественные обозначения предметов

4

Итоговое обследование учащегося

1

ИТОГО

18


3-ий год обучения

Содержание

Кол-во часов

Обследование учащегося

1

Слова, обозначающие предмет

5

Слова, обозначающие действие предмета

3

Слова, обозначающие признак предмета

3

Местоимения

2

Количественные обозначения предметов

3

Итоговое обследование учащегося

1

ИТОГО

18


4-ый год обучения

Содержание

Кол-во часов

Обследование учащегося

1

Количественные обозначения предметов

3

Предложно-падежные конструкции

3

Понимание и выполнение простейших инструкций

2

Понимание и выполнение составных инструкций

4

Понимание сюжетных изображений

4

Итоговое обследование учащегося

1

ИТОГО

18

Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу «Альтернативная и дополнительная коммуникация» см. Приложение 3.


4) Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия»

Планирование составлено на основе авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г.

Учебный план курса «Коррекционно-развивающие занятия»

1-ый год обучения

Содержание /

год обучения

Кол-во часов

1-ый

2-ой

3-ий

4-ый

Обследование учащегося

1

1

1

1

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.

4

4

3

3

Тактильно-двигательное восприятие.

1

1

1

1

Кинестетическое и кинетическое развитие.

1

1

1

1

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

4

4

4

3

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

1

1

1

1

Восприятие особых свойств предметов.

1

1

1

3

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

1

1

1

1

Восприятие пространства.

2

2

2

1

Восприятие времени.

1

1

2

2

Итоговое обследование учащегося

1

1

1

1

ИТОГО

18

18

18

18


Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу «Коррекционно-развивающие занятия» см. Приложение 4.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!