Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, учебно-методического комплекса (УМК) «Школа России». Обучение осуществляется в соответствии с учебником «Литературное чтение.2 класс», Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.
Предмет «Литературное чтение» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
"Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя" В. Сухомлинский.
Изучение литературного чтения в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
-— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
• освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;
• воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;
• формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Литературное чтение» основных задач образовательной области «Филология»:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
На изучение русского языка во втором классе в учебном плане школы отводится 66 часов в год, 33 недель,2 учебных часа в неделю
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.
№ | Дата | Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) | Характеристика деятельности учащихся |
| | . | | Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Самое великое чудо на свете-5ч. | |
1 | 01.09 | Знакомство с учебником. Содержание. Словарь. | 1 | владеть понятиями «писатель», «автор», «произведение». Работать с художествен. текстами, | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять | навыки сотруднич. в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и | Понимать условные обозначения. Находить в словаре непонятные слова |
2 | 02.09 | Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» (с.7) | 1 | читать целыми словами, понимать прочитанное, владеть понятием «действующие лица», различать разные по жанру произведения; делить текст на части, составлять картинный план, правильно и осознанно читать текст, отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения | установлен. правила. Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации Коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. | находить выходы из спорных ситуаций Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика» | Расставлять книги на выставке, сравнивать их. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию .Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонац. конец предложения. Описывать внешний вид героя, его характер |
3 | 03.09 | Самое великое чудо на свете. | 1 |
4 | 04.09 | Старинные и современные книги. Сравнение книг. (с. 8-11) | 1 |
5 | 05.09 | Напутствие читателю Р. Сефа. (с.12) | 1 |
Устное народное творчество -15ч. |
6 | 08.09 | Малые и большие жанры устного народн. творчества(с.13-15) | 1 | выразительно читать произведение, вникать в смысл прочитанного. анализировать их. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей | Устойчивое следование в поведении социальным нормам, | читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; |
7 | 09.09 | Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. (с.16-19) | 1 | понимать образ деревьев в народных песнях; сравнивать произведения раздела, развивать навыки правильного осознанного чтения текста | Познавательные: рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. | самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»; | читать с выражением; объяснять смысл пословиц; придумывать рассказ по пословице; находить различия в потешках и прибаутк.; |
8 | 10.09 | Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества.(с. 20-21) | 1 | различать виды УНТ; находить различия в потешках и прибаутках; находить созвучные окончания в тексте. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникат. и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешн. деятельнос. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | сочинять, находить слова, которые помогают представить героя произведений УНТ; анализировать загадки; распределять загадки и пословицы по тематическим группам; придумывать свои собственные сказочные сюжеты; |
9 | 11.09 | Внеклассное чтение. «Русские народные сказки» | 1 |
10 | 12.09 | Считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества. (с.22-23) | 1 |
11 | 15.09 | Загадки – малые жанры устного народного творчества. (с. 24-25) | 1 |
12 | 16.09 | Пословицы и поговорки. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. (с. 26-27) | 1 | Малые фольклорные жанры. Сравнение и сопоставление Научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте. | Р-принимать и сохранять учебную задачу; П-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; Р-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; К-учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. высказывания. | характеризовать героев сказки; соотносить качества с героями сказок; контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. |
13 | 17.09 | Сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет» (с. 28-31) | 1 | Учащиеся научатся характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный | Р-принимать и сохранять учебную задачу; П-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; П- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Р- учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра | Л-Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. высказывания. | – читать выразительно текст художественного произведения; – пересказывать текст; |
14 | 18.09 | Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом.Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» (с. 32-35) | 1 |
15 | 19.09 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» | 1 |
16 | 22.09 | Русская народная сказка «У страха глаза велики»Рассказывание сказки по рисункам (с. 35-38) | 1 | текст; определять последовательность событий, составлять план – читать выразительно текст художественного произведения; – пересказывать текст; | Р-принимать и сохранять учебную задачу; П-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; П- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Р- учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра | Л-Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. высказывания | Устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением. |
17 | 23.09 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев» Рассказывание сказки по плану. (с. 39-41) | 1 |
18 | 24.09 | Внеклассное чтение.ё «Сказки народов мира» | 1 |
19 | 25.09 | Русская народная сказка «Лиса и журавль» (с. 42-44) | 1 | Устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением. | Р-принимать и сохранять учебную задачу; П-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; П-учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; К-формулировать собственное мнение и позицию | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Тема заботы об окружающих в сказках. . Жанровое разнообразие произведений:сказки (бытовые). |
20 | 26.09 | Творческий пересказ .Русская народная сказка «Каша из топора» (с. 44-47) | 1 |
21 | 29.09 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера А. Шибаев «Вспомни сказку» (с.48 -55) | 1 |
22 | 30.09 | Деление текста на части.Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | 1 |
23 | 01.10 | Проверим себя и оценим достижения по разделу (с. 56-64) | 1 | Научатся приводить примеры художественных произведений разной тематики. | | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
Люблю природу русскую. Осень.-10ч. |
24 | 02.10 | Картины осенней природы. Осенние загадки. (с.65-67) | 1 | прогнозировать содержание раздела; видеть образ осени в загадках, соотносить загадки и отгадки. | принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры в учебном материале; | учебно-познавател. интерес к учебному материалу и способам решения задачи. | -читать стихотворения, передавая настроение поэта; сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему; различать стихотворный и прозаический текст; сравнивать художественный и |
25 | 03.10 | Лирические стихотворения Ф.Тютчева и К.Бальмонта. Интонация стихотворения. (с. 68-69) | 1 | читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и | осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | формирование чувства прекрасного; ориентация на понимание причин успеха; | |
26 | 06.10 | Лирические стихотворения .А. Плещеев «Осень наступила»Осенние картины природы(с.70) | 1 |
27 | 07.10 | Лирические стихотворения . А. Фет «Ласточки пропали».Средство художественной выразительности. | 1 |
28 | 08.10 | Лирические стихотворения А.Толстого и С.Есенина (с. 71-73) | 1 | прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять | учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания | широкая мотивационная основа учебной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | научно-познавательный текст; наблюдать за жизнью слов в художествен. тексте; |
29 | 09.10 | Внеклассное чтение. «Рассказы и сказки В. Бианки» | 1 | интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени; соотносить стихи и музыкал. произведения; | продумывать собственные сравнения; представлять картины осенней природы; |
30 | 10.10 | Лирические стихотворения В.Брюсова«Сухие листья» и И.Токмаковой«Опустел скворечник» (с. 74-75) | 1 | Научатся описывать поэтический образ осени в стихах, анализировать поэтическое изображение осени в стихах; | находить средства художественной выразительности; оценивать свой ответ; составлять палитру |
31 | 13.10 | Средства художественной выразительности В.Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (с. 76-77) | 1 | читать стихи наизусть; читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и | | | стихотворения с помощью красок; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту; контролировать себя в процессе чтения. |
32 | 14.10 | Сравнение худож. и научно-популяр. текстов. «Осеннее утро» М.Пришвин(с. 78) | 1 | прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художеств. тексте, объяснять выражения в лирическом тексте; | | |
33 | 15.10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую» (с. 80-82) | 1 |
Русские писатели -15ч. |
34 | 15.10 | А.С. Пушкин – великий русский писатель. Стихи. | 1 | наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; находить средства художественной выразительности; объяснять выражения в лирическом тексте; иллюстрировать стихотворение. | -Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя; -учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -строить понятные для партнёра высказывания. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках; сравнивать авторские и народн. произведения; |
35 | 16.10 | Отрывок из поэмы «Руслан и Людм.» Сказочные чудеса. (с.83-87) | 1 |
36 | 17.10 | Лирические стихотворения. Картины природы. А.С. Пушкина «Вот север, тучи…», «Зима..»(с.88-89) | 1 |
37 | 20.10 | Внеклассное чтение. «Рассказы и сказки Г. Х. Андерсена» | 1 | прогнозировать содержание сказки; называть волшебные события и предметы в сказках; участвовать в обсуждении. |
38 | 21..10 | Сравнение литературной и народной сказок.«Сказка о рыбаке и рыбке» (с. 90-95) | 1 |
39 | 22.10 | Пересказ текста по плану. «Сказка о рыбаке и рыбке» (с. 96-100) | 1 |
40 | 23.10 | Сравнение басни и сказки..И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука» (с.102-105) | 1 | отличать басню от стихотворения, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл, характер героев. воспринимать на слух художеств. произведения; соотносить смысл пословицы и прозаическ. произведения; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа | Знать: – понятие «басня»; – басни И. А. Крылова. | Басня. Ответы на вопросы по содержанию. Мораль. Выразительное чтение, использование интонаций, Соответствующи смыслу текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)х |
41 | 24.10 | Структура басни, модель басни..И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» (с.106) | 1 |
42 | 25.10 | Нравственный смысл басен. Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» (с.108-111) | 1 | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании. | выбирать книги по авторам и по темам; участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе |
43 | 27.10 | Характеристика героев произведений..Л.Н.Толстой «Филипок» (с.112-116) | 1 |
44 | 28.10 | Подробный пересказ.Л.Н.Толстой «Филипок» (с.112-116) | 1 |
45 | 29.10 | Нравственные уроки художественных произведений. Л.Н.Толстой «Правда всего дороже»«Котенок» (с.112-119) | 1 |
46 | 30.10 | Внеклассное чтение. «Сказки В.Сутеева» | 1 |
47 | 31.10 | Разноцветные страницы. И.Токмакова «Десять птичек - стайка»(с 120-121) | 1 |
48 | 10.11 | Проверим себя и оценим достижен. (с.122-124) | 1 | | | | |
О братьях наших меньших-15ч. |
49 | 11.11 | О братьях наших меньших. Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем». (с.123-127) | 1 | выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с переходом на чтение про себя. находить авторские сравнения и подбирать свои; определять главных героев произведения; | принимать и сохранять учебную задачу; устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию; участвовать в диалоге | учебно-познавател. интерес к материалу, освоение личностного смысла учения; ориентация в нравственном содержании. | читать вслух с переходом на чтение про себя; сравнивать тексты художественный и научно-познавательн.; сравнивать сказки и рассказы о животных; составлять план произведения; пересказывать подробно по плану; видеть красоту природы в художеств. произведениях; характеризовать героев произведения; выражать своё отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев; оценивать свой ответ; |
50 | 12.11 | Приёмы сказочного текста в стихотворении. Б. Заходер «Плачет киска» И.Пивоварова «Жила-была собака» (с.128-129) | 1 |
51 | 13.11 | Заголовок стихотворения.В.Берестов «Кошкин щенок» (с.130-131) | 1 | участвов. в обсуждении; научиться сочинять сказку | | оценка жизненных ситуаций и поступков героев |
52 | 14.11 | Домашние животные. Стихи,рассказы, сказки | 1 |
53 | 17.11 | Нравственный смысл поступков героев произведений. М. Пришвин «Ребята и утята» . | 1 |
54 | 18.11 | Пересказ текста по плану.М.Пришвин «Ребята и утята» (с.132-135) | 1 | сравнивать художественные и научно-познавательные тексты, сказки и рассказы о животных; пересказывать текст. | | произведения с точки зрения общечеловеческих норм. |
55 | 19.11 | Е.Чарушин «Страшный рассказ»(с.136-138) | 1 | | | | |
56 | 20.11 | Е. Чарушин «Страшный рассказ».(пересказ по плану) | 1 | | | | |
57 | 21.11 | Внеклассное чтение. «Рассказы Н.Сладкова о природе» | 1 | определять героев и характеризовать их; воспринимать на слух прочитанное; участвовать в обсуждении. видеть красоту природы, изображённую в художественном произведении, составлять план и пересказывать; участвовать в обсуждении оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | П-выбирать книги по авторам и по темам; -пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения; К умение высказывать своё мнение и слушать одноклассников | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев произведения с точки зрения общечеловеческих норм | планировать вариант исправления ошибок; проверять себя и оценивать свои достижения на основе диагностическ. работы; выбирать книги по темам и по авторам; пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения |
58 | 24.11 | Подробный пересказ на основе плана .Б.Житков «Храбрый утенок» (с.139-141) | 1 |
59 | 25.11 | Подробный пересказ на основе вопросов. В.Бианки «Музыкант» (с.142-145) | 1 |
60 | 26.11 | Характеристика действий героев рассказа. В.Бианки «Сова» (с.146-151) | 1 |
61 | 27.11 | Подробный пересказ на основе рисунков. В.Бианки «Сова» (с.146-151) | 1 |
62 | 28.11 | Разноцветные страницы. С.Брезкун (с. 152) | 1 |
63 | 01.12 | Проверим себя и оценим свои достижения (с. 154) | 1 | | | | |
Из детских журналов-6ч. |
64 | 02.12 | Подготовка к проекту «Мой любимый детский журнал» (с.181) Вопросы из детских журналов. (с. 157-159) | 1 | подбирать заголовок в соответствии с содержанием, планировать работу на уроке, иллюстрировать журнал, писать рассказы и стихи для журнала. | принимать и сохранять учебную задачу; организовывать рабочее место; определять план выполнения заданий; обобщать, контролировать свои действия и действия партнёра. | учебно-познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке; | читать вслух с переходом на чтение про себя; воспринимать на слух прочитанное; сравнивать художеств. и научно-познавательн. тексты; |
65 | 03.12 | Внеклассное чтение. «Стихи и сказки Б. Заходера» | 1 | Знакомство с произведениями о приключениях. Работа над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея) Работа над пониманием содержания литературного произведения. Характеристика героев произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравствен-ных переживаний Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Рассказы о своих любимых детских журналах, рубриках в них | Р-принимать и сохранять учебную задачу; определять цель учебной деятельности; Р-выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; К-формулировать своё собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания. | ориентация на понимание причин успеха.Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке. Л-Ориентация в нравственном содержании поступков | сравнивать сказки и рассказы о животных; составлять план произведения; пересказывать подробно по плану; видеть красоту природы в художеств. произведениях; характеризовать героев; выражать отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев; |
66 | 04.12 | Составление вопросов к тексту.Д.Хармс «Вы знаете» «Игра» (с. 160-169) | 1 |
67 | 05.12 | Игра в стихи.Д.Хармс, С.Маршак «Веселые стихи» (с. 170-173) | 1 |
68 | 08.12 | .Д.Хармс «Что это было?», Ритм стихотворного текста. | 1 |
69 | 09.12 | Иллюстрирование текста.Н.Гернет«Очень-очень вкусный пирог» (с.174-175) | 1 |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
|
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | |
| | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | | | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
|
| | | | | | | текст подробно на основе плана; пересказывать текст на основе картинного плана, высказывать своё мнение; планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; читать тексты в паре; организовывать |
| | | |
| | | |
| | (с. 13-23) | |
91 | 22.01 | Авторское отношение к изображаемому. .С.Я.Маршак «Кот и лодыри» (с. 24-29) | 1 |
92 | 23.01 | Эпическое стихотворение. С.В.Михалков «Мой секрет» «Сила воли» (с.30-34) | 1 | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; формирование чувства прекрасного. |
93 | 26.01 | Деление текста на части.С.В.Михалков «Мой щенок» (с.35-37) | 1 |
94 | 27.01 | Внеклассное чтение. «Рассказы Б. Житкова» | 1 |
95 | 28.01 | Звукопись как средство создания образа..А.Л.Барто «Веревочка» (с.38-43) | 1 |
96 | 29.01 | Хар-ка героя произв. с опорой на его поступки..А.Л.Барто Стихотворения о детях (с. 44-47) | 1 | Р-самостоятельно организовывать рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; П-учиться основам смыслового чтения художественных и юмористических текстов; выделять существенную информацию из текстов разных видов; К-формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в диалоге; контролировать действия партнёра. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться; ценить и принимать базовые ценности: «добро», «терпение» |
97 | 30.01 | Юмористические рассказы для детей.Н.Носов «Затейники» (с. 48-53) | 1 |
98 | 02.02 | Составление плана текста .Н.Носов «Живая шляпа» (с. 54-59) | 1 |
99 | 03.02 | Подробный пересказ на основе плана.Н.Носов «Живая шляпа». (с 54-59) | 1 |
100 | 04.02 | Составление плана текста .Н.Носов «На горке» (с.60-64) | 1 |
101 | 05.02 | Пересказ на основе картинного плана.Н. Носов «На горке». | 1 |
102 | 06.02 | Разноцветные страницы. (с.66-67) | 1 | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Р-определять цель учебной деятельности; учитывать правило в планировании работы; П-давать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить речевое высказывание в устной форме; К-строить понятные для партнёра высказывания; учитывать разные мнения. | Оценивать свои поступки | взаимоконтроль; оценивать своё чтение |
103 | 09.02 | Внеклассное чтение. «Рассказы о детях В.Осеевой, Н.Артюховой, Л.Воронковой» | 1 |
104 | 10.02 | Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение по разделу «Писатели-детям» (с. 68-70) | 1 |
Я и мои друзья -13ч. |
105 | 11.02 | Я и мои друзья. Писатели о дружбе. | 1 | выбирать книги по заданной учителем теме; прогнозировать содержание раздела; давать характеристику персонажу; выявлять подтекст произведения. анализировать заголовок произведения; определять идею; иллюстрировать; отношение автора и собственное отношение к литературн. персонажу; использовать силу голоса при чтении; пересказывать текст; читать по ролям; делить на смысловые части; составлять простой план; оценивать события, героев произведения, анализировать взаимоотношения героев произведения; обобщать прочитанные произведен.; ориентироваться в книге; правильно называть книги (автор, название) | планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать произвед-я; участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения; самостоятельно организовывать рабочее место; учитывать правило в планировании способа решения; определять эмоциональный характер текста; отвечать на вопросы по содержанию текста | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков | читать вслух с переходом на чтение про себя; воспринимать на слух худож. произведение; определять послед-сть событий в произвед-ии; придумывать продолжение рассказа; соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей; объяснять нравствен. смысл рассказов; объяснять и понимать поступки героев; выразительно читать по ролям; составлять план рассказа,пересказывать, оценивать свой ответ; планировать вариант исправления ошибок; составлять короткий рассказ на тему |
106 | 12.02 | Стихи о дружбе и друзьях В.Берестов, Э. Мошковская (с. 71-76) | 1 |
107 | 13.02 | Нравственные и этические представления. В.Лунин «Я и Вовка» (с. 77-78) | 1 |
108 | 16.02 | Смысл название рассказа..Н.Булгаков «Анна, не грусти!» (с. 79-84) | 1 |
109 | 17.02 | Пересказ на основе плана.Н.Булгаков «Анна, не грусти!» (с. 79-84) | 1 |
110 | 18.02 | Составление плана рассказа .Ю.Ермолаев «Два пирожных» (с. 85-86) | 1 |
111 | 19.02 | Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке.В.Осеева «Волшебное слово» (с. 87-92) | 1 |
112 | 20.02 | Смысл название рассказа..В.Осеева «Хорошее»(с. 93-95) | 1 |
113 | 23.02 | Внеклассное чтение. Роман –сказка «Приключения Незнайки» | 1 |
114 | 24.02 | В.Осеева «Почему». Составление плана рассказа. (с. 96-103) | 1 |
115 | 25.02 | В.Осеева «Почему». Составление плана рассказа. (с. 96-103) | 1 |
116 | 26.02 | Оценка действий героев рассказа.Е.Благинина «Простокваша» (с.104-105) | 1 |
117 | 27.02 | Проверим себя и оценим свои достижения. (с. 106) | 1 |
Люблю природу русскую. Весна.-12ч. |
118 | 02.03 | Весенние загадки. Подготовка к проекту Газета «День Победы» (с. 107-109) | 1 | отгадывать загадки, моделировать свои загадки, составлять мини-рассказ о весне; определять тему и главную мысль произв-ия; озаглавливать тексты; ставить вопросы; выделять главное и второстепенное; осознанно читать художеств. произведение; оценивать события; прогнозировать содержание по заголовку; анализировать текст; находить авторские сравнения и подбирать свои; пересказывать текст, читать по ролям; делить текст на смысловые части; Знать способы изображения характера героя в произведениях Знать произведения о весенней природе | планировать своё действие в соответствии с задачей; строить рассуждения в форме простых суждений; осуществлять поиск информации; допускать возможность существования у людей различных точек зрения. П-придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению; Р-оценивать свой ответ; Р-планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок; Р-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; П-обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; К--контролировать свои действия и действия партнёра. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на уровне критерия успешности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; формирование чувства прекрасного развитие этических чувств; способность к самооценке; ориентация в нравственном содержании. контролировать и оценивать своё чтение; -оценивать свои достижения. | читать стихотворения, загадки с выражением; передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса; наблюдать за жизнью слова; отгадывать загадки; соотносить отгадки с загадками; сочинять загадки; представлять картины весенней природы; находить слова в стихотворении, которые помогают представить героя; объяснять выражения в лирическом тексте; сравнивать стихотворения о весне разных поэтов; придумывать вопросы к стихотворению; оценивать свой ответ; планировать вариант исправления ошибок; контролировать и оценивать своё чтение; оценивать достижения. |
119 | 03.03 | Прием контраста в создании картин зимы и весны. Ф.Тютчев «Зима не даром злится». «Весенние воды». (с.110-112) | 1 |
120 | 04.03 | Лирические стихотворения А.Плещеев«Весна», «Сельская песенка». (с.112-115) | 1 |
121 | 05.03 | Слово как средство создания картины природы. А.Блок«На лугу». | 1 |
122 | 06.03 | Настроение стихотворения.Женский день. И.Бунин, (с. 116-118) | 1 |
123 | 09.03 | А. Н. Плещеев «В бурю» | 1 |
124 | 10.03 | Внеклассное чтение. «Рассказы и стихи о героях Великой Отечественной войны» | 1 |
125 | 11.03 | Лирические стих-ия Е.Благинина «ПОСИДИМ В ТИШИНЕ» (с.119-121) | 1 |
126 | 12.03 | Лирическое стихотворение.Э. Мошковская «Я маму мою обидел». | 1 |
127 | 13.03 | Лирическое стих-ие С.Васильев «Белая береза» (с. 122) | 1 |
128 | 16.03 | Проект Газета «День Победы» (с. 123) | 1 |
129 | 17.03 | Проверим себя и оценим достижения.Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» (с. 124-126) | 1 |
И в шутку и всерьез -17ч. |
130 | 18.03 | НЕБЫЛИЦЫ И НЕЛЕПИЦЫ В СТИХАХ | 1 | Научатся определять темы произведений; находить логически законченные части; осознанно читать текст; оценивать события, героев произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному; давать характеристику необычным персонажам; читать осознанно текст произведений; понимать настроение героя; читать орфоэпически, по ролям; пересказывать текст. Определять круг чтения по теме Знать: – творчество Э. Успенского; – образы сказочных героев. Научатся определять темы произведений; находить логически законченные части; осознанно читать текст; оценивать события, героев произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному; давать характеристику необычным персонажам; | планировать действие в соответствии с задачей; оценивать правильность выполнения действий; строить рассуждения в форме связи простых суждений; строить понятные для партнёра высказывания; участвовать в диалоге; Р-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий; П-учиться основам смыслового чтения художественных текстов; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; К-формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Р-строить рассуждения в форме связи простых суждений; К-строить понятные для партнёра высказывания; участвовать в диалоге К-формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Р-строить рассуждения в форме связи простых суждений; К-строить понятные для партнёра высказывания; участвовать в диалоге | ориентация на понимание причин успеха в деятель-сти; учебно-познавател. интерес к новому учебному материалу | читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать особенности юмористического произведения; анализировать заголовок произв-ия; сравнивать героев произведения; характеризовать поступки героев; восстанавливать последовательность событий на основе вопросов; пересказывать подробно; выразительно читать отрывки; инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов; пересказывать весёлые рассказы; придумывать весёлые истории; оценивать свой ответ; планировать вариант исправления ошибок читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; понимать особенности юмористического произведения; анализировать заголовок произв-ия; сравнивать героев произведения; характеризовать поступки героев; |
131 | 19.03 | Веселые стихи.Б.Заходер «Что красивей всего?» (с. 131-133). | 1 |
132 | 20.03 | Герой авторского стихотворения.Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха» (с. 134-138) | 1 |
133 | 01.04 | Ритм стихотворения.Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха» (с. 134-138) | 1 |
134 | 02.04 | Внеклассное чтение. «А.Милн, «Винни Пух и все-все-все» | 1 |
135 | 03.04 | Э.Успенский «Чебурашка»,составление плана (с. 139-144) | 1 |
136 | 06.04 | Э.Успенский. «Если был бы я девчонкой…» (с. 144-145) | 1 |
137 | 07.04 | Герои юмористических рассказов .Э.Успенский «Над нашей квартирой» (с. 146-149) | 1 |
138 | 08.04 | Восстановление последовательности текста на основе вопросов.Э. Успенский «Память» | 1 |
139 | 09.04 | Ритм стихотворения.В.Берестов «Знакомый, «Путешественники» (с. 150-151) | 1 | Л-Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Л-Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. |
140 | 10.04 | Инсценирование стихотворения.В.Берестов , И.Токмакова «Плим», «В чудной стране».Стихотворения (с. 152-154) | 1 |
141 | 13.04 | Составление плана. Г.Остер «Будем знакомы» (с.155-160) | 1 |
142 | 14.04 | В. Драгунского. Герои юмористических рассказов.Г.Остер «Будем знакомы» (с.155-160) | 1 |
143 | 15.04 | Внеклассное чтение. «Рассказы о дрессированных животных Н.Дуровой» | 1 |
144 | 16.04 | В.Драгунский «Тайное становится явным» (с. 161-167) | 1 |
145 | 17.04 | Пересказ текста на основе вопросов. В. Драгунский «Тайное становится явным».(пересказ по плану) | 1 |
146 | 20.04 | Проверим себя и оценим свои достижения. (с.168-170) | 1 |
Литература зарубежных стран -23ч. |
147 | 21.04 | Подготовка к проекту «Мой любимый писатель-сказочн.» | 1 | понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; анализировать заголовок произведения; определять тему и главную мысль; определять мотивы поведения героев; прогнозировать содержание произвед-ия; выбирать книгу для самостоятельного чтения; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок; объяснять значение незнакомых слов; пересказывать сказку по составленному плану; придумывать окончание сказки; делить текст на смысловые части, составлять его план; оценивать события, героев произведения; выступать с сообщениями перед аудиторией; ориентироваться в многообразии художественных произведений Произведения зарубежной литературы. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской детской литературы и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг | планировать своё действие в соответствии с задачей и условиями её реализации; осуществлять поиск необходимой информации; строить рассуждения в форме простых суждений; формулировать собственное мнение; участвовать в диалоге. адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуществ. признаков; допускать возможность существования у людей различных точек зрения. Р-адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия; П-учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; К-допускать возможность существования у людей различных точек зрения. Р-адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия; П-учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; К-допускать возможность существования у людей различных точек зрения. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуществ. признаков; допускать возможность существования у людей различных точек зрения. Р-адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия; П-учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; | осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; Восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное Оценивать поступки героев Восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное Восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное Оценивать поступки героев Восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное Восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное Оценивать поступки героев Восприятие литературного произведения как особого вида искусства; - эмоциональная отзывчивость на прочитанное | выбирать книгу для чтения; читать вслух с переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, объяснять значение незнакомых слов; определять героев произведений; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок; давать характеристику героев произведения; придумывать окончание сказок; сравнивать сюжеты сказок разных стран; составлять план сказки, определять последоват-ть событий; пересказывать сказку на основе плана, называть волшебные события и предметы в сказке; участвовать в проектн. деятельности; создавать проекты; инсценировать сказки; находить книги зарубежных сказочников в библиотеке; составлять списки книг для чтения летом; оценивать свой ответ; планировать вариант исправления ошибок; проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, оценивать свои достижения определять героев произведений; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок; давать характеристику героев произведения; придумывать окончание сказок; сравнивать сюжеты сказок разных стран; составлять план сказки, определять последоват-ть событий; пересказывать сказку на основе плана, называть волшебные события и предметы в сказке; |
148 | 22.04 | Сравнение русских и зарубежных песенок.Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» (с. 171-175) | 1 |
149 | 23.04 | Сравнение русских и зарубежных песенок.Английский народная песенка «Перчатки», (с. 176-178) | 1 |
150 | 24.04 | Английская народная песня «Храбрецы» | 1 |
151 | 27.04 | Французская и народная песенка«Сюзон и мотылек» (с.179-181) | 1 |
152 | 28.04 | Немецкая народная песня «Знают мамы, знают дети» | 1 |
153 | 29.04 | Герои зарубежных сказок.Шарь Перро «Кот в сапогах» (с. 182-193) | 1 |
154 | 30.04 | Деление текста на части. Ш. Перро «Кот в сапогах» | 1 |
155 | 04.05 | Ш. Перро «Кот в сапогах» | 1 |
156 | 05.05 | Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Шарль Перро «Красная шапочка» (с. 194-196) | 1 |
157 | 06.05 | Творческий пересказ: дополнение содержание сказки. Шарль Перро «Красная шапочка» | 1 |
158 | 07.05 | Иллюстрирование сказки.Шарль Перро «Красная шапочка» | 1 |
159 | 08.05 | Внеклассное чтение. «Сказки зарубежных писателей» | 1 |
160 | 11.05 | Герои сказок. Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине» (с. 197-199) | 1 |
161 | 12.05 | Составление плана сказки для подробного пересказа Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 |
162 | 13.05 | Пересказ по плану.Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 |
163 | 14.05 | Герои сказок. .Э. Хогарт «Мафин и паук». (с. 200-208) | 1 |
164 | 15.05 | Э. Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки (с. 200-208) | 1 |
165 | 18.05 | Разноцветные страницы. (с.209-210) | 1 |
166 | 19.05 | Проверим себя и оценим свои достижения (с. 211-213) | 1 |
167 | 20.05 | КВН «Цветик-семицветик» | 1 |
168 | 21.05 | Защита проекта «Мой Любимый писатель-сказочник» | 1 |
169 | 22.05 | Защита проекта «Мой Любимый писатель-сказочник» | 1 |
| Повторение-6ч. |
170 | 25.05 | Повторение пройденного по разделу: Русские народные сказки. | 1 | Р-адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия; П-учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; К-допускать возможность существования у людей различных точек зрения. | – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст на заданную тему; – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные; |
171 | 26.05 | Повторение по разделу: .«По страницам литературных произведений» | 1 |
172 | 27.05 | Повторение пройденного по разделу: .И в шутку и всерьез | 1 |
173 | 28.05 | Повторение пройденного по разделу: . Люблю природу русскую. | 1 |
174 | 29.05 | Повторение пройденного по разделу: . Я и мои друзья. | 1 |
175 | | Повторение пройденного.«ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН» | 1 |
1. Примерная программа по литературному чтению
2. Литературное чтение.Учебник. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 78 с.ил.
3. Литературное чтение, рабочая тетрадь. 2 класс:пособие для общеобразовательных учреждений: /Бойкина М.В., Виноградская Л.А. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 78с.
4.Литературное чтение. 2 класс. Методические рекомендации Н. А. Стефаненко
1. Учебник Литературное чтение (1,2 ч), 2 класс, авторы:Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В., 2014. – 78 с.: ил.
2. Рабочая тетрадь по литературному чтению. 2 класс – М.: Просвещение, 2014.