СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «Чтение»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Чтение»»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти «Школа № 73»

(МБУ «Школа №73»)













Рабочая программа

«Литературное чтение»

1-4 общеобразовательные классы

к УМК Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной







Авторы-составители Трофимова Е.В.,

учитель начальных классов

МБУ «Школа №73»










Тольятти

2020

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы, чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.



Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

      • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

      • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

      • строить сообщения в устной и письменной форме;

      • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

      • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

      • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

      • осуществлять синтез как составление целого из частей;

      • проводить сравнение, ситуацию и классификацию по заданным критериям;

      • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

      • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

      • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

      • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

      • устанавливать аналогии;

      • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

      • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

      • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

      • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

      • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

      • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

      • осуществлять сравнение, ситуацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

      • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.


Предметные результаты

В результате изучения литературного чтения выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У них будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Обучающиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.

Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);

  • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактам и, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет1, определяющие отношение автора к герою, событию;

  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

  • выделять не только главную, но и избыточную информацию;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

  • определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;

  • отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;

  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

  • высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;

  • делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.

Круг детского чтения

Выпускник научится:

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

  • писать отзыв о прочитанной книге;

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой.

Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два‑три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);

создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

Творческая деятельность

Выпускник научится:

  • читать по ролям литературное произведение;

  • создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

  • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

  • создавать иллюстрации по содержанию произведения;

  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

  • создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).

II. Содержание учебного предмета


1 класс

132 часа


Добукварный период (14 ч)

«Азбука» - первая учебная книга. Речь устная и письменная. Предложение. Слово и предложение. Слог. Ударение. Звуки в окружающем мире и в речи. Звуки в словах. Слог-слияние. Гласный звук [а], буквы А,а. Гласный звук [о], буквы О,о. Гласный звук [и], буквы И,и. Гласный звук [ы], буква ы. Гласный звук [у], буквы У,у.

Букварный период (60 ч)

Согласные звуки [ н], [н,], буквы Н,н. Согласные звуки [ с], [с,], буквы С,с. Согласные звуки [к], [к,], буквы К,к .Согласные звуки [т], [т,], буквы Т,т . Согласные звуки [л], [л,], буквы Л,л. Согласные звуки [р], [р,], буквы Р,р.Согласные звуки [в], [в,], буквы В,в. Гласные буквы Е,е. Согласные звуки [п], [п,], буквы П,п.Согласные звуки [м], [м,], буквы М,м. Согласные звуки [з], [з,], буквы З,з.Согласные звуки [б], [б,], буквы Б,б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Согласные звуки [д], [д,], буквы Д,д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Гласная буква Я,я. Согласные звуки [г], [г,], буквы Г,г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. Мягкий согласный звук [ч], буквы Ч,ч. Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Твердый согласный звук [ш], буквы Ш,ш. Сочетание ШИ. Твердый согласный звук [ж], буквы Ж,ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Гласные буквы Ё,ё. Звук [I,], буквы Й,й. Согласные звуки [х], [х,], буквы Х,х. Гласные буквы Ю,ю . Твердый согласный звук [ц], буквы Ц,ц. Гласный звук [э], буквы Э,э. Мягкий глухой согласный звук [щ], буквы Щ,щ. Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф,ф. Мягкий и твердый разделительные знаки. Русский алфавит. Звуки и буквы.

Обучение чтению (17 ч)

Е. Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»». К. Ушинский «Наше отечество». В. Крупин «Первоучители словенские». В. Крупин «Первый букварь». А.С. Пушкин. Сказки. Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. К.Д. Ушинский Рассказы для детей. К.И. Чуковский. «Телефон», «Путаница». В.В. Бианки «Первая охота». С.Я. Маршак. «Угомон», «Дважды два». М.М. Пришвин. «Предмайское утро», «Глоток молока». А.Л. Барто. Стихи для детей и рассказы. Стихи и рассказы С. В. Михалкова. Стихи и рассказы В. Осеевой. Стихи для детей Б.В. Заходера. Стихи для детей В.Д. Берестова. Прощание с «Азбукой».

«Жили — были буквы» (8 ч)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием.

В. Данько «Загадочные буквы». 3. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». С. Черный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?». С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

«Сказки, загадки, небылицы» (5 ч)

Е. Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка». Загадки, песенки. Русские народные потешки. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

«Апрель! Апрель! Звенит капель...» (5 ч)

А. Майков «Ласточка примчалась из-за бела моря...». А. Плещеев «Травка зеленеет, солнышко блестит...». А .Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей». «К нам весна шагает...». Е. Трутнева «Голубые, синие небо и ручьи...».

«И в шутку, и всерьёз» (5 ч)

И.Токмакова «Мы играем в хохотушки». Я.Тайц «Волк». Г.Кружков «Ррры!». Н.Артюхова «Саша- дразнилка». К.Чуковский «Федотка». О.Дриз «Привет». И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». М.Пляцковский «Помощник».

«Я и мои друзья» (4 ч)

Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е.Благинина «Подарок». В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». Р. Сеф «Совет». В.Берестов «В магазине игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик». А.Барто «Вот так защитник». Я.Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день». М.Пляцковский «Сердитый дог Буль». Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».

«О братьях наших меньших» (5 ч)

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». В. Осеева «Собака яростно лаяла». И.Томакова «Купите собаку». С. Михалков «Важный совет». М.Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и ёж». В.Берестов «Лягушата».

Повторение изученного в 1 классе (10 ч)


2 класс

136 часов


Повторение изученного в 1 классе (4 ч)

Самое великое чудо на свете (2 ч)

О чем может рассказать школьная библиотека. Старинные и современные книги.

Устное народное творчество (13 ч)

Пословицы и поговорки. Русские народные песни. Русские народные потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Загадки, пословицы и поговорки. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Русская народная сказка «У страха глаза велики». Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Русская народная сказка «Лиса и журавль». Русская народная сказка «Каша из топора». Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Юнна Мориц «Сказка по лесу идёт…».

Люблю природу русскую. Осень (9 ч)

Осенние загадки. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…». К.Д. Бальмонт «Поспевает брусника…». А.Н. Плещеев «Осень наступила…», А. Фет «Ласточки пропали…». В.Д. Берестов «Хитрые грибы». М.М Пришвин «Осеннее утро». И.А. Бунин «Сегодня так светло кругом…».

Русские писатели (13 ч)

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…», «Вот ветер тучи нагоняя…». «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А. Крылов. «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей». Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек, «Филипок», «Котёнок», «Правда всего дороже». И. Токмакова «В чудесной стране». Ю. Могутина «Кот камышовый».

О братьях наших меньших (11 ч)

А. Шибаева. «Кто кем становится?». Б.В. Заходер. «Плачет киска в коридоре…». И. Пивоварова. «Жила-была собака…». В.Д. Берестов. «Кошкин Щенок». Н.И. Сладков. «Как собачка друга искала». М.М. Пришвин. «Ребята и утята». Е. И. Чарушин. «Страшный рассказ». Б. С. Житков. «Храбрый утёнок», «Музыкант», «Сова».

Из детских журналов (10 ч)

Произведения из детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки», Клёпа». Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?...», «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог». С.Я. Маршак «Весёлые чижи». Ю.Д. Владимиров. «Чудаки». А.И. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка».

Люблю природу русскую. Зима (7 ч)

Русская народная сказка «Два Мороза». Русские поэты о зиме. Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. А. Есенин «Поёт зима-аукает …». С. В. Михалков «Новогодняя быль». А.Барто «Дело было в январе».

Писатели детям (14 ч)

К.И. Чуковский. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Я. Маршак «Кот и лодыри». С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок». А. Л. Барто. «Верёвочка», «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа». Н.Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа», «На горке».

Я и мои друзья (9 ч)

В.Д. Берестов «С тобой мы дружили…». Э. Мошковской «Мой хитрый друг…» В.В. Лунин «Хотели мы с Вовкой пойти в кино…». Н.А. Булгаков. «Анна, не грусти!». Ю.И. Ермолаев. «Два пирожных». В. А. Осеева. «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?».

Люблю природу русскую. Весна (10 ч)

Ф. И. Тютчев «Весна недаром злится…». А.Н. Плещеев о весне. «В бурю». А. А. Блок. «На лугу». С. Я. Маршак. «Снег теперь уже не тот …». И. А. Бунин. «Матери». Е. А. Благинина. «Посидим в тишине». Э. Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».

И в шутку и всерьёз (12 ч)

Б. В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?», песенки Винни – Пуха. Э. Н. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой", "Над нашей квартирой...", "Память». В.Д. Берестов. "Знакомый", "Путешественники", "Кисточка". И. Токмакова. "Плим", "В чудной стране». Г. Б. Остер «Будем знакомы». В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Литература зарубежных стран (12 ч)

Американская народная песенка "Бульдог по кличке Дог". Английские народные песенки: "Перчатки", "Храбрецы". Французская народная песенка "Сюзон и мотылек". Немецкая народная песенка "Знают мамы, знают дети". Ш. Перро. «Кот в сапогах», "Красная Шапочка". Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине". Э. Хогарт "Мафин и паук".

Повторение изученного во 2 классе (10 ч)


3класс

136 часов


Повторение изученного во 2 классе (4 ч)

Самое великое чудо на свете (3 ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество (12 ч)

Русские народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда. Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Русская народная сказка «Сивка-бурка».

Поэтическая тетрадь 1 (10 ч)

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С. Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы». И.З. Суриков «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (22 ч)

А.С. Пушкин «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и Лисица». М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс», «Осень». Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Л.Н. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

Поэтическая тетрадь 2 (7 ч)

Н.А. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт «Золотое слово». И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги».

Литературные сказки (8 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам», «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Были-небылицы (8 ч)

М. Горький «Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». А.И. Куприн «Слон».

Поэтическая тетрадь 1 (7 ч)

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон». А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.А. Есенин «Черёмуха».

Люби живое (13 ч)

М.М. Пришвин «Моя Родина». И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». В.В. Бианки «Мышонок Пик».Б.С. Житков «Про обезьянку». В.Л. Дуров «Наша Жучка». В.П. Астафьев «Капалуха». В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». А.Л. Барто «Разлука», «В театре». С.В. Михалков «Если». Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котёнок».

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч)

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». А.П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама». М.М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон». В.Ю. Драгунский «Друг детства».

По страницам детских журналов (6 ч)

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р. Сеф. «Весёлые стихи».

Зарубежная литература (7 ч)

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

Повторение изученного в 3 классе (11 ч)


4 класс

102 часа


Повторение изученного в 3 классе (4 ч)

Летописи, былины, жития (6 ч)

Летописи, былины, жития. Из летописи «И повесил Олег щит свой на ватах Царьграда». А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Былина «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы.

Чудесный мир классики (16 ч)

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». А.С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Ашик-Кериб». Л.Н. Толстой «Детство», Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». А.П. Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (8 ч)

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...». А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...».И.А. Бунин «Листопад».

Литературные сказки (13 ч)

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П.П. Бажов «Серебряное копытце». С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Делу время – потехе час (6 ч)

Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

Страна детства (4 ч)

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». М.М. Зощенко «Елка».

Поэтическая тетрадь (4 ч)

В.Я. Брюсов «Опять сон». С.А. Есенин «Бабушкины сказки». М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

Природа и мы (11 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А.И. Куприн. «Барбос и Жулька». М.М. Пришвин «Выскочка».Е.И. Чарушин «Кабан». В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (5 ч)

Б.Л. Пастернак «Золотая осень». С.А. Клычков «Весна в лесу», Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Сентябрь». С.А. Есенин «Лебедушка».

Родина (4 ч)

И.С. Никитин «Русь». С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».

Страна Фантазия (4 ч)

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (9 ч)

Д. Свифт. «Путешествия Гулливера». Г.Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлёф «Святая ночь».

Повторение изученного в 4 классе (8 ч)


III. Тематическое планирование с указанием количества часов

на освоение каждой темы


1 класс


№ п/п

Темы

Количество часов

Добукварный период (14 часов)

1

«Азбука» - первая учебная книга.

1

2

Речь устная и письменная. Предложение.

1

3

Слово и предложение.

1

4

Слог.

1

5

Ударение.

1

6

Звуки в окружающем мире и в речи.

1

7

Звуки в словах.

1

8

Слог-слияние.

1

9

Повторение пройденного материала: звук, слог, предложение, речь.

1

10

Гласный звук [а], буквы А,а.

1

11

Гласный звук [о], буквы О,о.

1

12

Гласный звук [и], буквы И,и.

1

13

Гласный звук [ы], буква ы.

1

14

Гласный звук [у], буквы У,у.

1

Букварный период (60 ч)

15

Согласные звуки [ н], [н,], буквы Н,н.

1

16

Согласные звуки [ с], [с,], буквы С,с

1

17

Согласные звуки [к], [к,], буквы К,к.

1

18

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т,т.

1

19

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т,т.

1

20

Согласные звуки [л], [л,], буквы Л,л..

1

21

Согласные звуки [р], [р,], буквы Р,р.

1

22

Согласные звуки [в], [в,], буквы В,в.

1

23

Гласные буквы Е, е.

1

24

Согласные звуки [п], [п,], буквы П,п.

1

25-26

Согласные звуки [м], [м,], буквы М,м.

2

27-28

Согласные звуки [з], [з,], буквы З,з.

2

29-31

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б,б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

3

32

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д,д.

1

33

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д,д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

1

34-36

Гласная буква Я, я.

3

37-38

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г,г.

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

2

39-40

Мягкий согласный звук [ч], буквы Ч,ч.

2

41-42

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

2

43-44

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ШИ

2

45-46

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж,ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

2

47-48

Гласные буквы Ё, ё..

2

49

Звук [j,], буквы Й, й.

1

50-52

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х.

3

53-55

Гласные буквы Ю,.ю.

3

56-57

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

2

58-59

Гласный звук [э], буквы Э,э.

2

60-61

Мягкий глухой согласный звук [щ], буквы Щ, щ.

2

62

Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф,ф.

1

63-64

Мягкий и твердый разделительные знаки.

2

65

Чтение слов с мягким и твердым разделительными знаками.

1

66

Русский алфавит.

1

67

Русский алфавит. Звуки и буквы.

1

68

Русский алфавит.

1

69-71

Чтение слов с изученными буквами.

3

72

Повторение изученного по теме «Русский алфавит».

1

73-74

Промежуточный контроль навыка правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения.

2

Обучение чтению (17 ч)

75

Е.Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»»

1

76

Одна у человека мать, одна и родина. К.Ушинский «Наше отечество».

1

77

История славянской азбуки. В.Крупин «Первоучители словенские».

1

78

В. Крупин «Первый букварь».

1

79

А.С. Пушкин. Сказки.

1

80

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей.

1

81

К.Д. Ушинский. Рассказы для детей.

1

82

К.И. Чуковский «Телефон». «Путаница».

1

83

В.В. Бианки «Первая охота».

1

84

С.Я. Маршак. «Угомон», «Дважды два».

1

85

М.М. Пришвин. «Предмайское утро», «Глоток молока».

1

86

А.Л. Барто. Стихи для детей и рассказы.

1

87

Стихи и рассказы С. В. Михалкова.

1

88

Стихи и рассказы В. Осеевой.

1

89

Стихи для детей Б.В. Заходера.

1

90

Стихи для детей В.Д. Берестова.

1

91

Прощание с «Азбукой».

1

«Жили — были буквы» (8 ч)

92

Знакомство с учебником.

1

93

В. Данько «Загадочные буквы».

1

94

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».

1

95

С. Черный «Живая азбука».

1

96

Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».

1

97

Г. Сапгир «Про медведя»

1

98

М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И.Гамазкова «Кто как кричит?»

1

99

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».

1

«Сказки, загадки, небылицы» (5 ч)

100

Е. Чарушин «Теремок».

1

101

Русская народная сказка «Рукавичка».

1

102

Загадки, песенки.

1

103

Русские народные потешки.

1

104

Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

1

«Апрель! Апрель! Звенит капель...» (5 ч)

105

А. Майков «Ласточка примчалась из-за бела моря...».

1

106

А. Плещеев «Травка зеленеет, солнышко блестит...».

1

107

А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель».

1

108

И. Токмакова «Ручей», «К нам весна шагает...», Е. Трутнева «Голубые, синие небо и ручьи...».

1

109

Контроль по разделу «Апрель! Апрель! Звенит капель»: урок-концерт.

1

«И в шутку и всерьёз» (4 ч)

110

И.Токмакова «Мы играем в хохотушки». Я.Тайц «Волк». Г.Кружков «Ррры!».

1

111

Н.Артюхова «Саша- дразнилка».

1

112

К.Чуковский «Федотка». О.Дриз «Привет».

1

113

И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». М.Пляцковский «Помощник».

1

«Я и мои друзья» (4 ч)

114

Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны».

1

115

Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик». А. Барто «Вот так защитник».

1

116

Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день».

1

117

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».

1

«О братьях наших меньших» (5 ч)

118

С.Михалков «Трезор». Р.Сеф «Кто любит собак».

1

119

В.Осеева «Собака яростно лаяла». И.Томакова «Купите собаку».

1

120

С.Михалков «Важный совет». М.Пляцковский «Цап Царапыч». Г.Сапгир «Кошка».

1

121

Д.Хармс «Храбрый ёж». Н.Сладков «Лисица и ёж», В.Берестов «Лягушата».

1

122

Контроль по разделам «И в шутку, и всерьёз», «Я и мои друзья», «О братьях наших меньших»: урок-игра.

1

Повторение изученного в 1 классе (10 ч)

123-128

Повторение изученного в 1 классе.

6

129-130

Итоговый контроль навыка правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения

2

131-132

Обобщение изученного в 1 классе.

2


2 класс


№ п/п

Темы

Количество часов

Повторение изученного в 1 классе (4 ч)

1-2

Повторение изученного в 1 классе.

2

3-4

Входной контроль навыка правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения.

2

Самое великое чудо на свете (2 ч)

5-6

О чем может рассказать школьная библиотека. Старинные и современные книги.

2

Устное народное творчество (13 ч)

7

Пословицы и поговорки.

1

8

Русские народные песни.

1

9

Русские народные потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества.

1

10

Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества.

1

11

Загадки, пословицы и поговорки.

1

12

Юнна Мориц «Сказка по лесу идёт…»

1

13

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

1

14

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

1

15

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

1

16

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

1

17

Русская народная сказка «Каша из топора».

1

18

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

1

19

Контроль по разделу «Устное народное творчество»: урок-викторина.

1

Люблю природу русскую. Осень (9 ч)

20

Осенние загадки.

1

21

Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

1

22

К.Д. Бальмонт «Поспевает брусника…»

1

23

А.Н. Плещеев «Осень наступила…»

1

24

А. Фет «Ласточки пропали…»

1

25

В.Д. Берестов «Хитрые грибы»

1

26

М.М Пришвин «Осеннее утро»

1

27

И.А. Бунин «Сегодня так светло кругом…»

1

28

Контроль по разделу «Люблю природу русскую. Осень»: урок-концерт.


Русские писатели (13 ч)

29

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…».

1

30

А.С. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…».

1

31-32

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

2

33

Сказки А. С. Пушкина.

1

34

И.А. Крылов. Басня. «Лебедь, Рак и Щука».

1

35

И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей».

1

36

Л.Н. Толстой. Рассказ «Старый дед и внучек».

1

37

Л.Н. Толстой. Рассказ «Филипок».

1

38

Л.Н. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже».

1

39

И. Токмакова «В чудесной стране»

1

40

Ю. Могутина «Кот камышовый».

1

41

Контроль по разделу «Русские писатели»: урок-концерт.

1

О братьях наших меньших (11 ч)

42

А. Шибаева. «Кто кем становится?»

1

43

Б.В. Заходер. «Плачет киска в коридоре…».

1

44

И. Пивоварова. «Жила-была собака…».

1

45

В.Д. Берестов. «Кошкин Щенок»

1

46

Н.И. Сладков. «Как собачка друга искала»

1

47

М.М. Пришвин. «Ребята и утята»

1

48

Е. И. Чарушин. «Страшный рассказ».

1

49

Б. С. Житков. «Храбрый утёнок».

1

50

В. В. Бианки. «Музыкант».

1

51

В. В. Бианки. «Сова»

1

52

Контроль по разделу «О братьях наших меньших»: урок-викторина.

1

Из детских журналов (10 ч)

53-54

Произведения из детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки», Клёпа»

2

55

Д. Хармс «Игра».

1

56

Д. Хармс «Вы знаете?...»

1

57

С.Я. Маршак «Весёлые чижи».

1

58

Д. Хармс «Что это было?»

1

59

Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

1

60

Ю.Д. Владимиров. «Чудаки»

1

61

А.И. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка»

1

62

Контроль по разделу «Из детских журналов»: урок-устный журнал.

1

Люблю природу русскую. Зима (7 ч)

63

Русские поэты о зиме.

1

64

Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою…»

1

65

С. А. Есенин «Поёт зима-аукает …»

1

66

Русская народная сказка «Два Мороза».

1

67

С. В. Михалков «Новогодняя быль»

1

68

А. Л. Барто «Дело было в январе …»

1

69

Контроль по разделу «Люблю природу русскую. Зима»: урок-концерт.

1

Писатели детям (14 ч)

70

К. И. Чуковский. «Путаница».

1

71

К. И. Чуковский. «Радость».

1

72

К. И. Чуковский «Федорино горе».

1

73

С. Я. Маршак «Кот и лодыри».

1

74

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»..

1

75

С. В. Михалков «Мой щенок».

1

76

А. Л. Барто. Стихи. «Верёвочка»

1

77

А. Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу».

1

78

А. Л. Барто. Стихи. «Вовка – добрая душа»

1

79

Н.Н. Носов «Затейники».

1

80

Н. Н. Носов «Живая шляпа».

1

81-82

Н. Н. Носов «На горке».

2

83

Контроль по разделу «Писатели детям»: урок-представление.

1

Я и мои друзья (9 ч)

84

В.Д. Берестов «С тобой мы дружили…».

1

85

Э. Мошковской «Мой хитрый друг…»

1

86

В.В. Лунин «Хотели мы с Вовкой пойти в кино…».

1

87

Н.А. Булгаков. Рассказ. «Анна, не грусти!»

1

88

Ю.И. Ермолаев. Рассказ. «Два пирожных»

1

89

В. А. Осеева. Рассказ. «Волшебное слово».

1

90

В. А. Осеева. Рассказ. «Хорошее»

1

91

В. А. Осеева. Рассказ. «Почему?»

1

92

Контроль по разделу «Я и мои друзья»: урок-игра.

1

Люблю природу русскую. Весна (10 ч)

93-94

Русские писатели о весне.

2

95

Ф. И. Тютчев «Весна недаром злится…».

1

96

А.Н. Плещеев о весне. «В бурю».

1

97

А. А. Блок. «На лугу»

1

98

С. Я. Маршак. «Снег теперь уже не тот …»

1

99

И. А. Бунин. «Матери»

1

100

Е. А. Благинина. «Посидим в тишине»

1

101

Э. Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».

1

102

Контроль по разделу «Люблю природу русскую. Весна»: урок-концерт.

1

И в шутку, и всерьёз (12 ч)

103

Б. В. Заходер «Товарищам детям»

1

104

Б. В. Заходер «Что красивей всего?»

1

105

Б. В. Заходер. Песенки Винни – Пуха.

1

106

Э. Н. Успенский «Чебурашка»

1

107

Э.Н Успенский. "Если был бы я девчонкой", "Над нашей квартирой...", "Память».

1

108

В.Д. Берестов. "Знакомый", "Путешественники", "Кисточка".

1

109

И. Токмакова. "Плим", "В чудной стране».

1

110-111

Г. Б. Остер «Будем знакомы»

2

112-113

В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

2

114

Контроль по разделу «И в шутку, и всерьёз»: урок-игра.

1

Литература зарубежных стран (12 ч)

115

Американская народная песенка "Бульдог по кличке Дог". Английские народные песенки: "Перчатки", "Храбрецы".

1

116

Французская народная песенка "Сюзон и мотылек". Немецкая народная песенка "Знают мамы, знают дети".

1

117-119

Ш. Перро. «Кот в сапогах».

3

120-121

Ш. Перро "Красная Шапочка".

3

122-123

Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине".

2

124

Э. Хогарт "Мафин и паук".

1

125

Контроль по разделу «Литература зарубежных стран»: урок-путешествие в сказку.

1

Повторение изученного во 2 классе (10 ч)

126-131

Повторение изученного во 2 классе.

6

132-133

Итоговый контроль навыка правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения.

2

134-136

Обобщение изученного во 2 классе.

2


3 класс


№ п/п

Темы

Количество часов

Повторение изученного во 2 классе (4 ч)

1-2

Повторение изученного во 2 классе.

2

3-4

Входной контроль навыка правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения.

2

Самое великое чудо на свете (3 ч)

5-6

Рукописные книги Древней Руси.

2

7

Первопечатник Иван Фёдоров.

1

Устное народное творчество (12 ч)

8

Русские народные песни.

1

9

Шуточные народные песни.

1

10

Докучные сказки.

1

11

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда.

1

12

Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка.

1

13-14

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

2

15-16

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

2

17-18

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

2

19

Контроль по разделам «Самое великое чудо на свете» и «Устное народное творчество»: урок-путешествие в Древнюю Русь.

1

Поэтическая тетрадь 1 (10 ч)

20

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза».

1

21

Ф.И. Тютчев «Листья».

1

22

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…».

1

23

А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…».

1

24

И.С. Никитин «Полно, степь моя…».

1

25

И.С. Никитин «Встреча зимы».

1

26

И.З. Суриков «Детство».

1

27-28

И.З. Суриков «Зима».

2

29

Контроль по разделу «Поэтическая тетрадь 1» : урок-концерт.

1

Великие русские писатели (22 ч)

30

А.С. Пушкин «За весной, красой природы…».

1

31

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».

1

32-33

А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…».

2

34

А.С. Пушкин «Зимнее утро».

1

35

А.С. Пушкин «Зимний вечер».

1

36-38

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

3

39

И.А. Крылов. Басня «Мартышка и очки».

1

40

И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна».

1

41

И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

1

42

М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины…».

1

43

М.Ю. Лермонтов. «На севере диком стоит одиноко…».

1

44

М.Ю. Лермонтов «Утёс».

1

45

М.Ю. Лермонтов «Осень».

1

46

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя).

1

47

Л.Н. Толстой «Акула».

1

48

Л.Н. Толстой «Прыжок».

1

49

Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

1

50

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

1

51

Контроль по разделу «Великие русские писатели»: урок-презентация книги.

1

Поэтическая тетрадь 2 (7 ч)

52

Н.А. Некрасов «Славная осень!»

1

53

Н.А. Некра­сов «Не ветер бушует над бором».

1

54

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

55

К.Д. Бальмонт «Золотое слово».

1

56

И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы».

1

57

И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги».

1

58

Контроль по разделу «Поэтическая тетрадь 2»: урок-концерт.

1

Литературные сказки (8 ч)

59-60

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».

2

61-62

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

2

63-64

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

2

65-66

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

2

Были-небылицы (7 ч)

67-68

М. Горький «Случай с Евсейкой».

2

69-70

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

2

71-72

А.И. Куприн «Слон».

2

73

Контроль по разделам «Литературные сказки» и «Были-небылицы»: конкурс сказочников.

1

Поэтическая тетрадь 1 (7 ч)

74

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…».

1

75

С. Чёрный «Воробей», «Слон».

1

76

А.А. Блок «Ветхая избушка».

1

77

А.А. Блок «Сны».

1

78

А.А. Блок «Ворона».

1

79

С.А. Есенин «Черёмуха».

1

80

Контроль по разделу «Поэтическая тетрадь 1»: урок-концерт.

1

Люби живое (14 ч)

81

М.М. Пришвин «Моя Родина».

1

82

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

83

В.И. Белов «Малька провинилась».

1

84

В.И. Белов «Ещё про Мальку».

1

85

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

1

86-87

Б.С. Житков «Про обезьянку».

2

88-89

В.Л. Дуров «Наша Жучка».

2

90-91

В.П. Астафьев «Капалуха».

2

92-93

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

2

94

Контроль по разделу «Люби живое»: урок-устный журнал.

1

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

95

С.Я. Маршак «Гроза днём».

1

96

С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…».

1

97

А.Л. Барто «Разлука».

1

98

А.Л. Барто «В театре».

1

99

С.В. Михалков «Если».

1

100

Е.А. Благинина. «Кукушка»

1

101

Е.А. Благинина «Котёнок».

1

102

Контроль по разделу «Поэтическая тетрадь 2»: урок-концерт.

1

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч)

103

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

1

104

А.П. Платонов «Цветок на земле».

1

105

А.П. Платонов «Ещё мама».

1

106

М.М. Зощенко «Золотые слова».

1

107-108

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

2

109

Н.Н. Носов «Федина задача».

1

110-111

Н.Н. Носов «Телефон».

2

112-113

В.Ю. Драгунский «Друг детства».

2

114

Контроль по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»: урок-игра.

1

По страницам детских журналов (6 ч)

115

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

1

116

Ю.И. Ермолаев «Проговорился». Ю.И. Ермолаев «Воспитатели».

1

117

Г.Б. Остер «Вредные советы». Г.Б. Остер «Как получаются легенды».

1

118-119

Р. Сеф. «Весёлые стихи». Сборник добрых советов.

2

120

Контроль по разделу «По страницам детских журналов»: урок-рисованный фильм.

1

Зарубежная литература (7 ч)

121-122

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».

2

123-124

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

2

125-126

Любимые сказки Г.Х. Андерсена.

2

127

Контроль по разделу «Зарубежная литература»: урок-конкурс.

1

Повторение изученного в 3 классе (9 ч)

128-132

Повторение изученного в 3 классе.

5

133-134

Итоговый контроль навыка правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения.

2

135-136

Обобщение изученного в 3 классе.

2



4 класс


№ п/п

Темы

Количество часов

Повторение изученного в 4 классе (4 ч)

1-2

Повторение изученного в 3 классе.

2

3-4

Входной контроль навыка правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения.

2

Летописи, былины, жития (6 ч)

5-6

Летописи, былины, жития. Из летописи «И повесил Олег щит свой на ватах Царьграда»

2

7-8

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Былина «Иль­ины три поездочки».

2

9

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древне­русской литера­туры.

1

10

Контроль по разделу «Летописи, былины, жития»: урок-путешествие.

1

Чудесный мир классики (16 ч)

11-12

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»

2

13

А.С. Пушкин «Няне».

1

14

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!»

1

15-17

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

3

18

Сказки А.С. Пушкина.

1

19

М.Ю. Лермонтове. «Дары Терека».

1

20-21

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

2

22

Л.Н. Толстой «Детство».

1

23

Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал».

1

24

Л.Н. Толстой для детей.

1

25

А.П. Чехов «Мальчики».

1

26

Контроль по разделу «Чудесный мир классики»: урок-викторина.

1

Поэтическая тетрадь (8 ч)

27

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...»

1

28

А.А. Фет. «Весенний дождь» , «Бабочка».

1

29

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» Как воздух чист!..»

1

30

А.Н. Плещеев «Дети и птичка».

1

31

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

1

32

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»

1

33

И.А. Бунин «Листопад».

1

34

Контроль по разделу «Поэтическая тетрадь»: урок-концерт.

1

Литературные сказки (13 ч)

35-37

В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке»

3

38-39

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

2

40-41

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

2

42-44

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

3

45-46

Сказки любимых писателей.

2

47

Контроль по разделу «Литературные сказки»: урок-викторина.

1

Делу время – потехе час (6 ч)

48-49

Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

2

50

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

1

51-52

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

2

53

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

1

Страна детства (4 ч)

54

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

1

55

К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

1

56

М.М. Зощенко «Елка».

1

57

Контроль по разделам «Делу время – потехе час» и «Страна детства»: урок-презентация книги.

1

Поэтическая тетрадь (4 ч)

58

В.Я. Брюсов «Опять сон»

1

59

С.А. Есенин «Ба­бушкины сказки».

1

60-61

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

2

Природа и мы (11 ч)

62-63

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

2

64-65

А.И. Куприн. «Барбос и Жулька».

2

66-67

М.М. Пришвин «Выскочка».

2

68-69

Е.И. Чарушин «Кабан».

2

70-71

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

2

72

Контроль по разделам «Поэтическая тетрадь» и «Природа и мы»: урок-игра.

1

Поэтическая тетрадь (5 ч)

73

Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

1

74

С.А. Клычков «Весна в лесу»

1

75

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

1

76

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

1

77

С.А. Есенин «Лебедушка».

1

Родина (4 ч)

78

И.С. Никитин «Русь», С.Д. Дрожжин «Родине».

1

79

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

1

80

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».

1

81

Контроль по разделам «Поэтическая тетрадь» и «Родина»: урок-концерт.

1

Страна Фантазия (4 ч)

82-83

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».

2

84-85

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

2

Зарубежная литература (9 ч)

86-87

Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».

2

88-89

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

2

90-91

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

2

92-93

С. Лагерлеф «Святая ночь».

2

94

Контроль по разделам «Страна Фантазия» и «Зарубежная литература»: урок-викторина.

1

Повторение изученного в 4 классе (8 ч)

95-98

Повторение изученного в 4 классе.

4

99-100

Итоговый контроль навыка правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения.

2

101-102

Обобщение изученного в 4 классе.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!