СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.03 «Биология» разработана  в соответствии с требованиями   ФГОС СПО, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 657 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 «Ветеринария».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа биология»

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Жадовский сельскохозяйственный техникум»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОй дисциплины


ОДП.03 «БИОЛОГИЯ»

36.02.01 Ветеринария



















Жадовка

2021 г.


Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.03 «Биология» разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 657 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 «Ветеринария».






РАССМОТРЕНА

Цикловой методической комиссии

общеобразовательного цикла

(Протокол от __ ____20__г №__).


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

ОГБПОУЖСХТ

Л.Р.Луль

__ ________20___г.



Разработчик:

Лепилова Мария Всеволодовна, преподаватель ОГБПОУ ЖСХТ
























СОДЕРЖАНИЕ



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. 4СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    1. Общая характеристика учебной дисциплины «Биология»

Биология – система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле.

Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой.

Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями — одним из необходимых условий сохранения жизни на планете.

Основу содержания учебной дисциплины «Биология» составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, — по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение учебной дисциплины «Биология» имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования биология изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении профессий СПО и специальностей СПО естественно- научного профиля профессионального образования биология изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем учебной дисциплины, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, демонстраций, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов и т.п.

При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования биология изучается в рамках учебной дисциплины «Естествознание» обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественнонаучной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых

компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

В содержании учебной дисциплины курсивом выделен материал, который при изучении биологии контролю не подлежит.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).


    1. Место учебной дисциплины в учебном плане

Учебная дисциплина «Биология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Биология» изучается

В общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Биология» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

1.3. Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

    • личностных:

Л 1. сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;

Л 2. понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

Л 3. способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

Л 4. владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

Л 5. способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

Л 6. готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

Л 7. обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

Л 8. способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма,

наркомании); правил поведения в природной среде;

Л 9. готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

    • метапредметных:

МТ 1. осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

МТ 2. повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

МТ 3. способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

МТ 4. способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

МТ 5. умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

МТ 6. способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

МТ 7. способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно- научного эксперимента, использованию информационных тех-нологий для решения научных и профессиональных задач;

МТ 8. способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

П1. сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

П2. владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

П3. владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

П4. сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

П5. сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Достижение студентами личностных, межпредметных и предметных результатов направлено на формирование общих компетенций.






1.4. Соотнесение личностных результатов воспитания и учебной дисциплины с критериями оценки достижения результатов

Код личностных результатов

реализации программы воспитания

Код личностных результатов

Критерии оценки (КО)

ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

Л 1

Сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;

Л 2

Понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

Л 3

Способность использовать знания о современной естественнонаучной картине

мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного

самообразования;

Л 4

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию

информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее

достижения в профессиональной сфере;

КО.01

Демонстрация интереса к будущей профессии.

КО.11

Готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса и в

многообразных обстоятельствах

ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.


Л 3

Способность использовать знания о современной естественнонаучной картине

мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного

самообразования;

Л 4

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию

информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее

достижения в профессиональной сфере;

КО.08

Соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики.

КО.09

Конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде.

КО.10

Демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа.

ЛР 15 Владеющий физической выносливостью в соответствии с требованиями профессиональных компетенций


Л 3

Способность использовать знания о современной естественнонаучной картине

мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной

среды для обеспечения продуктивного самообразования;

КО.12

Сформированность гражданской позиции.

КО.22

Проявление культуры потребления

информации, умений и навыков пользования компьютерной, навыков отбора и критического

анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве.

ЛР 16 Осознающий значимость ведения ЗОЖ для достижения собственных и общественно-значимых целей


Л 3

Способность использовать знания о современной естественнонаучной картине

мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного

самообразования;

Л 4

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию

информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее

достижения в профессиональной сфере;

Л 8

Способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

Л 9

Готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

КО.12

Сформированность гражданской позиции.

КО.22

Проявление культуры потребления

информации, умений и навыков пользования компьютерной, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве.

ЛР 21 Способный к сознательному восприятию экосистемы и демонстрирующий экокультуру




Л 2Понимание взаимосвязи и взаимозависимости

естественных наук, их влияния на

окружающую среду, экономическую,

технологическую, социальную и этическую

сферы деятельности человека;

Л 3

Способность использовать знания о

современной естественнонаучной картине

мира в образовательной и профессиональной

деятельности; возможности информационной

среды для обеспечения продуктивного

самообразования;

Л 4

Владение культурой мышления, способность

к обобщению, анализу, восприятию

информации в области естественных наук,

постановке цели и выбору путей ее

достижения в профессиональной сфере;

КО.01Демонстрация интереса к будущей профессии.

КО.11

Готовность к общению и взаимодействию с

людьми самого разного статуса и в

многообразных обстоятельствах


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

117

в т.ч. в форме практической подготовки

30

в т. ч.:

теоретическое обучение

86

лабораторные работы (если предусмотрено)

2

практические занятия (если предусмотрено)

28

контрольная работа (если предусмотрено)

1

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация

экзамен

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

Наименование

разделов и тем, №№

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

в часах

Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы

Введение

Содержание учебного материала

Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.Объект изучения биологии- живая природа. Признаки живых организмов и их разнообразие. Уровневая организация живой природы. и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей.

2

Л1,Л2,

МП1,

П1

ЛР2

Раздел 1..

Учение о клетке

16


Тема 1.1 Химическая организация клетки

Содержание учебного материала

1.Клетка — элементарная живая система и

основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.

Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки и живых организмов .

2.Органические вещества клетки. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

4


2



2

Л1,Л2

МП1.2.4.6.8

П1

ЛР16






Тема 1.2 Строение и функции клетки


Содержание учебного материала

1.Прокариотические и эукариотические клетки Органоиды клетки.. 2.Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.).


8

2

2

Л1,Л2,Л7

МП1.2.4.6.8

П1

ЛР15,16




Практическая работа №1 Изучение строения клетки.

Практическая работа№2 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом и их описание.

2

2

Тема 1.3 Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Содержание учебного материала

1.Пластический и энергетический обмен.

Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации.Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

2


2

Тема 1.4 Жизненный цикл клетки

. Содержание учебного материала

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.

Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.

Митоз. Цитокинез.

2

2

Самостоятельная работа

1.Сравнение растительной и животной клеток заполнить таблицу

2.Деление митоз и мейоз (схема)

4

2

2

Раздел 2.

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

18


Тема 2.1 Размножение организмов.

. Содержание учебного материала

1.Организм — единое целое. Многообразие организмов.

2.Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение.

3.Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

6

2

2


2

Л1,Л2, Л9,

МП3,6,8

П4

ЛР15,ЛР16








Тема 2.2 Индивидуальное развитие организма.

Содержание учебного материала

1.Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства

2.Постэмбриональное развитие. Причины нарушений в развитии организмов.

6

2



2

Практическая работа № 3 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

2

Тема 2.3 Индивидуальное развитие человека

. Содержание учебного материала

1.Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ,

2.Влияние загрязнения среды на развитие человека.

6

2


2

Практическая работа №4 Иммунитет. Вакцинация и прививки.

2

Самостоятельная работа обучающегося

  1. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.(доклад)

  2. Влияние вредных привычек родителей на развитие ребенка

  3. История появления пенициллина в медицине.

  4. Вакцинация и ее значение.

  5. Эубиотики. Пробиотики. Пребиотики. Синбиотики. Применение в медицине. Перспективы. Требования к препаратам.

  6. Новые вакцины: рекомбинатные, синтетические, идиотип-антиидиотипические и пр.

2


Раздел3.

Основы генетики и селекции

31


Тема 3.1 Основы учения о наследственности и изменчивости

Содержание учебного материала

1. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

2.Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание.

3.Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

4. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

14

2



2


2


2

Л1,Л2

МП3,6,8

П4,5

ЛР21











Практическая работа №5 Составление простейших схем моногибридного скрещивания.

Практическая работа №:6 Составление простейших схем дигибридного скрещивания. Решение генетических задач.

Практическая работа №7. Решение генетических задач (аллельное и неаллельное взаимодействие генов наследование признаков сцепленных с полом.

.

2


2


2



Тема 3.2 Закономерности изменчивости

.Содержание учебного материала

1.Виды изменчивости. Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека.

2.Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.

6

2



2

Практическая работа №8 Анализ фенотипической изменчивости..Построение кривой вариационного ряда роста студентов группы.

2

Тема 3.3 Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

.Содержание учебного материала

1. Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

2.Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

3.Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемыклонирования человека).


4.Зачет по терминам.

11

2





2


2




2

Практическая работа№ 9. Характеристика современных пород животных

2


Контрольная работа по разделу.


1



Самостоятельная работа

1 Трансгенные, микроорганизмы, растения, животные.


2


Раздел 4.

Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.

20


Тема 4.1 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

Содержание учебного материала

1.Гипотезы происхождения жизни.

2.Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

3.Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.

6

2

2



2

Л1,Л2

МП1,2.7

П1,2

ЛР21 ЛР30



Тема 4.2

История развития эволюционных идей.

Содержание учебного материала

1.Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка

в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

2.Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной

естественно-научной картины мира.

4

2



2

Тема 4.3 Микроэволюция и макроэволюция

Содержание учебного материала

1.Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. 2.Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен).

3.Макроэволюция. Доказательства эволюции.Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов.

4. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

10

2


2


2



2


Практическая работа №10.Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной).

2





Раздел 5

Происхождение человека

4


Тема 5.1 Антропогенез

Содержание учебного материала

1.Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении

человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

2

2

Л1,Л2

МП1.»

П1

ЛР2,ЛР15,ЛР16




Тема 5.2 Человеческие расы.

Содержание учебного материала

1.Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

2

2


Самостоятельная работа

Национальный состав России.(доклад)


2

Раздел 6.

Основы экологии

24


Тема 6.1

Экология

Содержание учебного материала

1.Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем.

2.Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

3.Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы

6

2




2


2



Л6,

МП2,4. 5.6,8

П3

ЛР10 ЛР21, ЛР30


Тема 6.2

Биосфера

Содержание учебного материала

1.Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

2.Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

4


2

2

Тема 6.3 Биосфера и человек.

Содержание учебного материала

1.Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека

в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

2.Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

14


2



2


Практическая работа№11 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Решение экологических задач.

Практическая работа№ 12-15.Создание искусственной экосистемы на территории техникума. (Разбивка цветников)

2




8




Самостоятельная работа

1.Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение. (доклад)

2. Правила поведения человека в естественном биоценозе.( памятка)

4


2

2

Раздел 7

Бионика

2


Тема 7.1

Бионика

Содержание учебного материала

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных.


2

Л6,

МП2,4. 5.6,8

П3 ЛР10,ЛР21, ЛР30


Итого часов

117



из них аудиторных

117



практических

30



Самостоятельная работа

12






3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение программы учебной дисциплины «Биология» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в сеть Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по биологии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Биология» входят:

        • многофункциональный комплекс преподавателя;

        • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, динамические пособия, иллюстрирующие биологические процессы, модели, муляжи и микропрепараты биологических объектов и др.);

        • информационно-коммуникативные средства;

        • экранно-звуковые пособия;

        • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

        • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Биология», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по разным вопросам биологии.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Биология» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по биологии, имеющимся в свободном доступе в системе Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСОВ


Для студентов

  1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.

  2. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2014.

  3. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.


Для преподавателей

  1. Никитинская Т.В. Биология: карманный справочник. — М., 2015.

  2. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень). 10— 11 класс. — М., 2014.

  3. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014. Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.

  4. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

  5. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

  6. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

  7. Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. — М., 2010.

  8. Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В.В.Маркиной. — М., 2010.

  9. Дарвин Ч. Сочинения. — Т. 3. — М., 1939.

  10. Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 2006.

  11. Кобылянский В.А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. — М., 2010.

  12. Орлова Э.А. История антропологических учений: учебник для вузов. — М., 2010. Пехов А.П. Биология, генетика и паразитология. — М., 2010.

  13. Чебышев Н.В., Гринева Г.Г. Биология. — М., 2010.


Интернет-ресурсы

  1. www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

  2. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

  3. www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

  4. www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по биологии —

  5. экологии на сервере Воронежского университета).

  6. www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник

по биологии, On-line тесты).

  1. www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

  2. www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).

  3. www.nature.ok.ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М.В.Ломоносова).

  4. www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).

  5. www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).

  6. www.bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология»,

«Человек»).


































4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения индивидуальных заданий, проектов и исследований.


Результаты обучения

Формы , методы контроля и оценка результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен достичь следующих результатов:

личностных:

− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;

− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессио-нальной сфере;

− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

− готовность использовать основные методы защиты от возмож-ных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкого-лизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;




Практические работы


Тестирование


Самостоятельная работа

Учебно-исследовательская деятельность



Экзамен

метапредметных:

− осознание социальной значимости своей специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

− способность организовывать сотрудничество единомышлен-ников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов

состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и

анализировать информацию о живых объектах;

− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

Практические работы




Тестирование


Самостоятельная работа


Учебно-исследовательская деятельность


Экзамен

предметных:

− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных

изменений в природе;

− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.


Практические работы



Тестирование


Самостоятельная работа



Учебно-исследовательская деятельность


Экзамен







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!