СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа биология 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа биология 6 класс Пономарёв, М.: Вентана-Граф

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа биология 6 класс»



Аннотация

(6 класс)

Настоящая рабочая программа по предмету «Биология» для 6 класса составлена на основе следующих нормативных актов и учебно-методических документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями и дополнениями;

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189;

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» от 20 мая 2020 года № 254

  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СШ №15 г. Ульяновска. (Приказ МБОУ СШ №15 № 85 от 31.08.2020 года «Об утверждении основных образовательных программ, плана работы школы»)

  6. Программа общеобразовательных учреждений Биология: И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова, А. Г. Драгомилов, Т. С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304

  7. Биология. 6 класс, авт. И.Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О.А.Корнилова, М.: Вентана- Граф, 2020 г. – 192 с.;

Цель курса биологии:

* Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.

* Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.

* Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе еѐ устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней. формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

Для достижения этой цели необходимо организовать с учётом специфики предмета учебную деятельность учащихся, направленную на решение следующих задач:

– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.

– Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.

– Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.






  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются умение:

  • определять роль в природе различных групп организмов;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы;

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;

  • объяснять мир с точки зрения биологии: перечислять отличительные свойства живого; различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); определять основные органы растений (части клетки); объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

  • оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни: различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности; использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены.


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»

Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4 часа).

Царство Растения. Значение растений. Многообразие жизненных форм. Растения – особое царство живого. Жизненный формы высших растений: дерево, кустарник, кустарничек, трава. История изучения растений. Внешнее строение и общая характеристика. Теофраст – отец ботаники. Одноклеточные и многоклеточные, высшие и низшие, семенные и споровые растения. Органы растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Основные органоиды растительной клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. Ткани растений. Механическая, образовательная, покровная, проводящая, основные ткани растений – особенности строения и функции.

Тема 2. Органы растений ( 9 часов).

Семя, его строение и значение. Однодольные и двудольные. Строение смени. Значение семян: для растений, животных и человека. Условия прорастания семян. Вода, воздух, тепло, питательные вещества – необходимые условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Типы корневых систем, виды корней, зоны корня. Побег, его строение и развитие. Побег – сложный орган, состоящий из стебля, листьев и почек. Почки вегетативные и генеративные. Лист, его строение и значение. Внешнее и внутреннее строение листа. Лист, специализированный орган воздушного питания, дыхания, испарения. Видоизменение листьев. Стебель - строение. Узлы и междоузлия: кора, камбий, древесины, сердцевина. Функции стебля. Видоизменения стебля. Видоизменения надземных и подземных побегов. Цветок – его строение и значение. Основные органы цветка: тычинки и пестики. Околоцветник. Опыление. Оплодотворение. Обоеполые и однополые цветки. Однодомные и двудомные растения. Соцветия и опыление. Соцветия простые и сложные. Типы опыления и приспособления растений к ним. Плод. Разнообразие и значение плодов. Плоды много- и односеменные, сочные и сухие. Способы распространение плодов. Плоды источник пищи для животных и человека. Необычное использование плодов.

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов).

Минеральное питание растений и значение воды. Корень – специализированный орган минерального питания. Макро- и микроэлементы. Органические и минеральные удобрения. Вода как условие почвенного питания, экологические группы растений по отношению к воде. Воздушное питание растений – фотосинтез. Фотосинтез - процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету в зеленых частях растения. Автотрофы и гетеротрофы. Космическая роль растений. Значение фотосинтеза в природе. Дыхание и обмен веществ у растений. Дыхание – процесс способствующий высвобождению энергии. Обмен веществ - совокупность протекающих в организме превращений, обеспечивающих рост и развитие, рос и развитие, контакт организма с окружающей средой. Размножение и оплодотворение у растений. Бесполое размножение: вегетативное и спорами. Половое размножение: оплодотворение, гаметы, яйцеклетки, спермии, зигота. С. Г. Навашин и его открытие двойного оплодотворения. Вегетативное размножение и его использование человеком. Вегетативное размножение- размножение вегетативными органами. Значение вегетативного размножения. Способы вегетативного размножения используемые в с/х. Рост и развитие растений. Рост – количественное изменение, развитие - качественное. Онтогенез – индивидуальное развитие. Влияние среды обитания на рост и развитие растений. Суточные и сезонные ритмы.

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 часов).

Систематика растений, еѐ значение для ботаники Водоросли, их разнообразие и значение в природе. Общая характеристика водорослей. Слоевище. Одноклеточные и нитчатые. Зеленые, красные, бурые водоросли. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Классы Моховидных: печеночники и листостебельные. Чередование поколений при размножении. Мхи в биогеоценозах. 6 Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Особенности строение папоротников, хвощей и плаунов. Чередование поколений при размножении. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Независимость процесса размножения от воды у голосеменных. Многообразие голосеменных в России. Цикл развития шишек сосны. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Покрытосеменные или цветковые. Двойное оплодотворение. Двудольные и однодольные. Семейства класса Двудольные. Розоцветные, Крестоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Мотыльковые. Семейства класса Однодольные. Злаки, Луковые, Лилейные. Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого Света. Эволюция- процесс исторического развития живого мира. Реликтовые растения. Происхождение культурных растений. Центры происхождения растений. Дары Нового и Старого Света

Тема 5 Природные сообщества (4 часа)

Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме. Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Смена природных сообществ и ее причины. Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Живые организмы»: 1. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата); 2. Изучение органов цветкового растения; 3. Выявление передвижение воды и минеральных веществ в растении; 4. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений; 5. Изучение строения водорослей; 6. Изучение внешнего строения мхов (на местных видах); 7. Изучение внешнего строения папоротника (хвоща); 8. Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений; 9. Лист, его строение; 10. Определение признаков класса в строении растений; 11. Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств; 12. Вегетативное размножение комнатных растений; Примерный список экскурсий по разделу «Живые организмы»: Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных;








Распределение часов по разделам программы:



п/п

Название раздела

Всего часов

Лабораторные работы

1.

Наука о растения – ботаника

4

Л.р. № 1

2.

Органы растений

8

Л.р. № 2

3.

Основные процессы жизнедеятельности растений

7


4.

Многообразие и развитие растительного мира

11


5.

Природные сообщества

4


Итого:

34 ч



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


дата

№ урока

Тема раздела, урока

Количество часов

Тип урока

Форма контроля

По плану

фактически

Глава1.  Наука о растениях.(4часов)



Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Фронтальная Индивидуальная.



Многообразие жизненных форм растений

1

Урок формирования новых знаний и умений

Фронтальная Индивидуальная.




Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Л.р. № 1. Знакомство с клетками растений.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Фронтальная Индивидуальная.




Ткани растений

1

Урок формирования новых знаний и умений. Закрепление знаний и умений.

Фронтальная Индивидуальная

Тестирование

Глава II. Органы цветковых растений( 8 часов)



  1. 1

Семя, его строение и значение. Л.р.№ 2.  Изучение строения семени двудольных растений.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Фронтальная

Индивидуальная.




  1. 2

Условия прорастания семян.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Индивидуальная.

Фронтальная




  1. 3

Корень, его строение и значение.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Индивидуальная.

Фронтальная




  1. 4

Побег, его строение и развитие.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Индивидуальная.

Фронтальная




  1. 5

Лист, его строение и значение.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Индивидуальная.

Фронтальная




  1. 6

Стебель, его строение и значение.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Фронтальная

Индивидуальная.




  1. 8

Цветок, его строение и значение.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Групповая



  1. 9

Плод. Разнообразие и значение плодов.

1

Урок формирования новых знаний и умений. Закрепление знаний и умений.

Фронтальная Индивидуальная

Тестирование

Глава III. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов)



  1. 21

Минеральное питание растений и значение воды.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Индивидуальная.




  1. 22

Воздушное питание растений – фотосинтез.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Индивидуальная.

Лабораторная



  1. 23

Дыхание и обмен веществ у растений.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Индивидуальная.




  1. 24

Размножение и оплодотворение у растений.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Групповая



  1. 25

Вегетативное размножение растений и его использование человеком.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Индивидуальная.

Тест




  1. 27

Рост и развитие растений.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Индивидуальная.

Тестирование



Повторение темы: «Основные процессы жизнедеятельности растений»

1

Закрепление знаний и умений.

Индивидуальная

Тестирование

Глава IV. Многообразие и развитие растительного мира.(11 часа)



  1. 54

Систематика растений, её значение для ботаники.

1

изучение нового материала

Индивидуальная.




  1. 55


Водоросли, их разнообразие и значение в природе.

1

Урок формирования знаний и умений

Фронтальная




  1. 56

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

1

Урок применения знаний на практике

Индивидуальная.

Тест



  1. 57

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.

1

Урок формирования знаний и умений

Индивидуальная.

Самостоятельная работа



  1. 58

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

1

Урок формирования знаний и умений

Индивидуальная.

Устный опрос по карточкам



Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Фронтальная



Семейства класса Двудольные.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Фронтальная Индивидуальная



Семейства класса Однодольные.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Фронтальная Индивидуальная



Историческое развитие растительного мира.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Фронтальная Индивидуальная



Разнообразие и происхождение культурных растений.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Фронтальная Индивидуальная



Дары Нового и Старого Света.

1

Урок формирования новых знаний и умений. Закрепление знаний и умений.

Фронтальная Индивидуальная

Тестирование




Глава VI. Природные сообщества. (4 часа)






Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Фронтальная Индивидуальная



Совместная жизнь организмов в природном сообществе.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Фронтальная Индивидуальная



Смена природных сообществ и её причины.

1

Урок формирования новых знаний и умений

Фронтальная Индивидуальная



Резервный урок

1

Закрепление знаний и умений

Индивидуальная

Тестирование



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!