СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Биология" 10 класс профильный уровень

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету Биология профильный уровень 10 класс к учебнику по редакцией В.В. Пасечника

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Биология" 10 класс профильный уровень»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 4












Рабочая программа

«Биология»

10 «А» класс

(профильный уровень)









Составитель: Гойдина Ж.С.,

учитель биологии,

высшая квалификационная категория
















2020 г.

Планируемые результаты изучения учебного курса.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса «Общая биология»


Личностные результаты обучения:


  • реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

  • признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

  • сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.


Метапредметными результатами программы по биологии в 10 классе являются:


  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии на профильном уровне в 10 классе являются:


В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • характеристика содержания биологических теорий (клеточная теория, хромосомная теория наследственности, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза);

  • учений (о путях и направлениях эволюции, Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, В. И. Вернадского о биосфере);

  • законов (Г. Менделя, сцепленного наследования Т. Моргана, гомологических рядов наследственной изменчивости, зародышевого сходства, биогенетического);

  • закономерностей (изменчивости, сцепленного наследования, наследования, сцепленного с полом, взаимодействия генов и их цитологических основ);

  • правил (доминирования, экологической пирамиды);

  • принципов (чистоты гамет, комплементарности);

  • гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • выделение существенных признаков строения биологических объектов (клетки: химический состав и строение; генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; видов и экосистем) и биологических процессов и явлений (обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдалённых гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы);

  • объяснение роли биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира, научного мировоззрения; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека; причин эволюции видов, человека, биосферы, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; закономерностей влияния экологических факторов на организмы;

  • приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов с использованием биологических теорий, законов и правил; взаимосвязей организмов и окружающей среды; единства человеческих рас; необходимости сохранения многообразия видов;

  • установление взаимосвязей строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • умение пользоваться современной биологической терминологией и символикой;        

  • решение задач разной сложности по биологии;

  • составление схем скрещивания, путей переноса веществ и
    энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описание клеток растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистем
    и агроэкосистем своей местности; приготовление и описание
    микропрепаратов;

  • выявление изменчивости, приспособлений у видов к среде обитания, ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных, отличительных признаков живого (у отдельных организмов), абиотических и биотических компонентов экосистем, взаимосвязей организмов в экосистеме, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своего региона;

  • исследование биологических систем на биологических моделях (аквариум);

  • сравнение биологических объектов (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы),процессов и явлений (обмен веществ у растений и животных, пластический и энергетический обмен, фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, внешнее и внутреннее оплодотворение, зародыши человека и других млекопитающих, формы естественного отбора, искусственный и естественный отбор, способы видообразования, макро- и микроэволюция, пути и направления эволюции) и формулировка выводов на основе сравнения:

В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальных антропогенных изменений в биосфере, этических аспектов современных исследований в биологической науке;

  • определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).

В сфере трудовой деятельности:

  • овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов;

  • освоение приёмов грамотного оформления результатов
    биологических исследований.        

В сфере физической деятельности:

  • обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).


10 класс (105 ч)


Биология как комплекс наук о живой природе

Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез естественнонаучного и социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации. Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.

Структурные и функциональные основы жизни

Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке.

Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Клетка — структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и функции хромосом. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. Основные отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток эукариот.

Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение. Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез.

Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.

Организм

Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма.

Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи.

Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных групп организмов. Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов.

История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики. Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения.

Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование.

Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.

Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.

Календарно – тематическое планирование уроков по биологии в 10 классе


п/п

Раздел

Тема урока

Коли

чество

часов

1

Введение. Биология как комплекс наук (10 час)

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин

1

2

Практическое значение биологических знаний

1

3

Методы научного познания

1

4

Специальные методы исследования в биологии

1

5

Объект изучения биологии

1

6

Входная контрольная работа

1

7

Жизнь как форма существования материи. Основные критерии живых систем

1

8

Биологические системы и их свойства

1

9

Лабораторная работа №1 «Механизмы саморегуляции»

1

10

Урок «Шаги в медицину»

1

11

Глава 1. Молекулярный уровень (28 ч)

Молекулярный уровень: общая характеристика

1

12

Элементный состав клетки. Неорганические и органические вещества

1

13

Вода и минеральные соли

1

14

Липиды, общая характеристика. Нейтральные жиры

1

15

Воска, фосфолипиды, стероиды

1

16

Лабораторная работа №2 «Обнаружение липидов с помощью качественной реакции»

1

17

Углеводы, их строение и функции. Моно и дисахариды.

1

18

Олигосахариды. Полисахариды

1

19

Нарушения обмена углеводов

1

20

Решение биологических задач

1

21

Лабораторная работа №3 «Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции»

1

22

Белки. Состав и структура белка

1

23

Конформации и структуры белка. Денатурация

1

24

Лабораторная работа №4 «Обнаружение белков с помощью качественной реакции»

1

25

Функции белков

1

26

Ферменты – биологические катализаторы

1

27

Лабораторная работа № 5 «Каталитическая активность ферментов»

1

28

Обобщающий урок по теме «Липиды. Белки»

1

29

Урок «Шаги в медицину»

1

30

Контрольный тест по теме «Белки. Липиды»

1

31

Нуклеиновые кислоты. ДНК

1

32

Нуклеиновые кислоты. РНК

1

33

«Шаги в медицину». Решение биологических задач

1

34

Лабораторная работа №6 «Выделение ДНК из ткани печени»

1

35

АТФ и другие нуклеотиды. Витамины

1

36

Вирусы – неклеточная форма жизни


37

Ретровирусы, меры борьбы со СПИДом. Прионы

1

38

Обобщение по теме «Нуклеиновые кислоты». Решение задач в формате ЕГЭ

1

39

Глава 2. Клеточный уровень (38 ч)

Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки.

1

40

Техника микроскопирования

1

41

Лабораторная работа №7 «Сравнение строения клеток растений, животных и грибов под микроскопом и их описание»

1

42

Клеточная теория

1

43

Строение клетки. Клеточная мембрана, клеточная стенка, гликокаликс

1

44

Функции клеточной мембраны

1

45

Цитоплазма. Цитоскелет. Клеточный центр, органоиды движения

1

46

Лабораторная работа №8 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука»

1

47

Контрольная работа за полугодие

1

48

Рибосомы. Эндоплазматическая сеть

1

49

Функции рибосом и ЭПС

1

50

Ядро. Ядрышки. Хроматин и хромосомы

1

51

Комплекс Гольджи. Лизосомы. Вакуоли

1

52

Лабораторная работа № 9 «Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений»

1

53

Митохондрии. Пластиды. Включения

1

54

Особенности строения клеток прокариотов и эукариотов

1

55

Строение, размножение бактерий. Бактериальные заболевания.

1

56

Обобщающий урок «Строение клетки»

1

57

Шаги в медицину. Решение задач

1

58

Зачетный урок по теме «Клетка»

1

59

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

1

60

Шаги в медицину. Решение биологических задач

1

61

Энергетический обмен. Бескислородный этап

1

62

Энергетический обмен. Кислородный этап

1

63

Типы клеточного питания. Хемосинтез

1

64

Фотосинтез. Цикл Кальвина

1

65

Шаги в медицину. Решение задач

1

66

Биосинтез белков. Транскрипция

1

67

Биосинтез белков. Трансляция

1

68

Решение задач по молекулярной биологии

1

69

Регуляция транскрипции и трансляции в организме

1

70

Клеточный цикл

1

71

Деление клетки. Митоз

1

72

Лабораторная работа № 10 «Наблюдение митоза в клетках корешка лука»

1

73

Деление клетки. Мейоз

1

74

Половые клетки. Гаметогенез

1

75

Обобщающий урок «Клетка»

1

76

Готовимся к экзамену. Решение задач

1

77

Организменный уровень (28 ч)

Организменный уровень. Общая характеристика. Размножение

1

78

Развитие половых клеток. Оплодотворение

1

79

Шаги в медицину. Урок-семинар

1

80

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

1

81

Урок «Шаги в медицину». Решение задач

1

82

Закономерности наследования признаков

1

83

Моногибридное скрещивание

1

84

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

1

85

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

1

86

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

1

87

Дигибридное скрещивание. Решение задач

1

88

Неаллельные взаимодействия генов

1

89

Неаллельные взаимодействия генов. Решение задач

1

90

Шаги в медицину. Решение биологических задач

1

91

Хромосомная теория наследственности

1

92


Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

1

93

Обобщающий урок

1

94

Шаги в медицину. Решение задач

1

95

Закономерности изменчивости

1

96

Шаги в медицину. Решение задач

1

97

Методы селекции. Центры происхождения культурных растений

1

98

Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование

1

99


Анализ промежуточной аттестации. Работа над ошибками

1

100

Современные достижения биотехнологии

1

101

Шаги в медицину. Решение задач

1

102

Обобщающий урок по теме «Генетика и селекция»

1

103

Урок-конференция. Представление проектов

1

104

Урок-конференция

1

105

Повторение и обобщение по теме «Генетика и селекция». Решение тестов ЕГЭ

1



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!