Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 4
Рабочая программа
«Биология»
10 «А» класс
(профильный уровень)
Составитель: Гойдина Ж.С.,
учитель биологии,
высшая квалификационная категория
2020 г.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса «Общая биология»
Личностные результаты обучения:
реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами программы по биологии в 10 классе являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии на профильном уровне в 10 классе являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
характеристика содержания биологических теорий (клеточная теория, хромосомная теория наследственности, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза);
учений (о путях и направлениях эволюции, Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, В. И. Вернадского о биосфере);
законов (Г. Менделя, сцепленного наследования Т. Моргана, гомологических рядов наследственной изменчивости, зародышевого сходства, биогенетического);
закономерностей (изменчивости, сцепленного наследования, наследования, сцепленного с полом, взаимодействия генов и их цитологических основ);
правил (доминирования, экологической пирамиды);
принципов (чистоты гамет, комплементарности);
гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
выделение существенных признаков строения биологических объектов (клетки: химический состав и строение; генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; видов и экосистем) и биологических процессов и явлений (обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдалённых гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы);
объяснение роли биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира, научного мировоззрения; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека; причин эволюции видов, человека, биосферы, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; закономерностей влияния экологических факторов на организмы;
приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов с использованием биологических теорий, законов и правил; взаимосвязей организмов и окружающей среды; единства человеческих рас; необходимости сохранения многообразия видов;
установление взаимосвязей строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
умение пользоваться современной биологической терминологией и символикой;
решение задач разной сложности по биологии;
составление схем скрещивания, путей переноса веществ и
энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
описание клеток растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистем
и агроэкосистем своей местности; приготовление и описание
микропрепаратов;
выявление изменчивости, приспособлений у видов к среде обитания, ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных, отличительных признаков живого (у отдельных организмов), абиотических и биотических компонентов экосистем, взаимосвязей организмов в экосистеме, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своего региона;
исследование биологических систем на биологических моделях (аквариум);
сравнение биологических объектов (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы),процессов и явлений (обмен веществ у растений и животных, пластический и энергетический обмен, фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, внешнее и внутреннее оплодотворение, зародыши человека и других млекопитающих, формы естественного отбора, искусственный и естественный отбор, способы видообразования, макро- и микроэволюция, пути и направления эволюции) и формулировка выводов на основе сравнения:
В ценностно-ориентационной сфере:
анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальных антропогенных изменений в биосфере, этических аспектов современных исследований в биологической науке;
определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
В сфере трудовой деятельности:
овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов;
освоение приёмов грамотного оформления результатов
биологических исследований.
В сфере физической деятельности:
обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
10 класс (105 ч)
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез естественнонаучного и социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации. Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке.
Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Клетка — структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и функции хромосом. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. Основные отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток эукариот.
Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение. Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез.
Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.
Организм
Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма.
Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи.
Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных групп организмов. Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов.
История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики. Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения.
Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование.
Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.
Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.
Календарно – тематическое планирование уроков по биологии в 10 классе
№ п/п | Раздел | Тема урока | Коли чество часов |
1 | Введение. Биология как комплекс наук (10 час) | Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин | 1 |
2 | Практическое значение биологических знаний | 1 |
3 | Методы научного познания | 1 |
4 | Специальные методы исследования в биологии | 1 |
5 | Объект изучения биологии | 1 |
6 | Входная контрольная работа | 1 |
7 | Жизнь как форма существования материи. Основные критерии живых систем | 1 |
8 | Биологические системы и их свойства | 1 |
9 | Лабораторная работа №1 «Механизмы саморегуляции» | 1 |
10 | Урок «Шаги в медицину» | 1 |
11 | Глава 1. Молекулярный уровень (28 ч) | Молекулярный уровень: общая характеристика | 1 |
12 | Элементный состав клетки. Неорганические и органические вещества | 1 |
13 | Вода и минеральные соли | 1 |
14 | Липиды, общая характеристика. Нейтральные жиры | 1 |
15 | Воска, фосфолипиды, стероиды | 1 |
16 | Лабораторная работа №2 «Обнаружение липидов с помощью качественной реакции» | 1 |
17 | Углеводы, их строение и функции. Моно и дисахариды. | 1 |
18 | Олигосахариды. Полисахариды | 1 |
19 | Нарушения обмена углеводов | 1 |
20 | Решение биологических задач | 1 |
21 | Лабораторная работа №3 «Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции» | 1 |
22 | Белки. Состав и структура белка | 1 |
23 | Конформации и структуры белка. Денатурация | 1 |
24 | Лабораторная работа №4 «Обнаружение белков с помощью качественной реакции» | 1 |
25 | Функции белков | 1 |
26 | Ферменты – биологические катализаторы | 1 |
27 | Лабораторная работа № 5 «Каталитическая активность ферментов» | 1 |
28 | Обобщающий урок по теме «Липиды. Белки» | 1 |
29 | Урок «Шаги в медицину» | 1 |
30 | Контрольный тест по теме «Белки. Липиды» | 1 |
31 | Нуклеиновые кислоты. ДНК | 1 |
32 | Нуклеиновые кислоты. РНК | 1 |
33 | «Шаги в медицину». Решение биологических задач | 1 |
34 | Лабораторная работа №6 «Выделение ДНК из ткани печени» | 1 |
35 | АТФ и другие нуклеотиды. Витамины | 1 |
36 | Вирусы – неклеточная форма жизни | |
37 | Ретровирусы, меры борьбы со СПИДом. Прионы | 1 |
38 | Обобщение по теме «Нуклеиновые кислоты». Решение задач в формате ЕГЭ | 1 |
39 | Глава 2. Клеточный уровень (38 ч) | Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки. | 1 |
40 | Техника микроскопирования | 1 |
41 | Лабораторная работа №7 «Сравнение строения клеток растений, животных и грибов под микроскопом и их описание» | 1 |
42 | Клеточная теория | 1 |
43 | Строение клетки. Клеточная мембрана, клеточная стенка, гликокаликс | 1 |
44 | Функции клеточной мембраны | 1 |
45 | Цитоплазма. Цитоскелет. Клеточный центр, органоиды движения | 1 |
46 | Лабораторная работа №8 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука» | 1 |
47 | Контрольная работа за полугодие | 1 |
48 | Рибосомы. Эндоплазматическая сеть | 1 |
49 | Функции рибосом и ЭПС | 1 |
50 | Ядро. Ядрышки. Хроматин и хромосомы | 1 |
51 | Комплекс Гольджи. Лизосомы. Вакуоли | 1 |
52 | Лабораторная работа № 9 «Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений» | 1 |
53 | Митохондрии. Пластиды. Включения | 1 |
54 | Особенности строения клеток прокариотов и эукариотов | 1 |
55 | Строение, размножение бактерий. Бактериальные заболевания. | 1 |
56 | Обобщающий урок «Строение клетки» | 1 |
57 | Шаги в медицину. Решение задач | 1 |
58 | Зачетный урок по теме «Клетка» | 1 |
59 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке | 1 |
60 | Шаги в медицину. Решение биологических задач | 1 |
61 | Энергетический обмен. Бескислородный этап | 1 |
62 | Энергетический обмен. Кислородный этап | 1 |
63 | Типы клеточного питания. Хемосинтез | 1 |
64 | Фотосинтез. Цикл Кальвина | 1 |
65 | Шаги в медицину. Решение задач | 1 |
66 | Биосинтез белков. Транскрипция | 1 |
67 | Биосинтез белков. Трансляция | 1 |
68 | Решение задач по молекулярной биологии | 1 |
69 | Регуляция транскрипции и трансляции в организме | 1 |
70 | Клеточный цикл | 1 |
71 | Деление клетки. Митоз | 1 |
72 | Лабораторная работа № 10 «Наблюдение митоза в клетках корешка лука» | 1 |
73 | Деление клетки. Мейоз | 1 |
74 | Половые клетки. Гаметогенез | 1 |
75 | Обобщающий урок «Клетка» | 1 |
76 | Готовимся к экзамену. Решение задач | 1 |
77 | Организменный уровень (28 ч) | Организменный уровень. Общая характеристика. Размножение | 1 |
78 | Развитие половых клеток. Оплодотворение | 1 |
79 | Шаги в медицину. Урок-семинар | 1 |
80 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | 1 |
81 | Урок «Шаги в медицину». Решение задач | 1 |
82 | Закономерности наследования признаков | 1 |
83 | Моногибридное скрещивание | 1 |
84 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание | 1 |
85 | Решение генетических задач на моногибридное скрещивание | 1 |
86 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | 1 |
87 | Дигибридное скрещивание. Решение задач | 1 |
88 | Неаллельные взаимодействия генов | 1 |
89 | Неаллельные взаимодействия генов. Решение задач | 1 |
90 | Шаги в медицину. Решение биологических задач | 1 |
91 | Хромосомная теория наследственности | 1 |
92 | | Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом | 1 |
93 | Обобщающий урок | 1 |
94 | Шаги в медицину. Решение задач | 1 |
95 | Закономерности изменчивости | 1 |
96 | Шаги в медицину. Решение задач | 1 |
97 | Методы селекции. Центры происхождения культурных растений | 1 |
98 | Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование | 1 |
99 | | Анализ промежуточной аттестации. Работа над ошибками | 1 |
100 | Современные достижения биотехнологии | 1 |
101 | Шаги в медицину. Решение задач | 1 |
102 | Обобщающий урок по теме «Генетика и селекция» | 1 |
103 | Урок-конференция. Представление проектов | 1 |
104 | Урок-конференция | 1 |
105 | Повторение и обобщение по теме «Генетика и селекция». Решение тестов ЕГЭ | 1 |
9