СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Белая ладья"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Белая ладья"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Степная средняя общеобразовательная школа»





Согласовано: Утверждено:

М С Директор МБОУ" Степная СОШ"

Протокол №1 __________ /Забродина А.В./

от 27.08. 2023г. Приказ № 52 от _28.08.2023г.






Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

« Белая ладья»






Возраст обучающихся:12-14 лет

Срок реализации программы: 2 года

Разработчик программы: О.И.Брагина

учитель, высшая категория











п. Степной 2023г..




1.1.Пояснительная записка

Шахматное творчество во всех его видах обладает высокой силой воздействия, оно объединяет в себе элементы искусства, психологии и математики. Учит обучаться и само развиваться не только лично, но и с учетом интересов команды и коллектива. Поэтому шахматы с давних пор имеют большое признание в культурных и спортивных кругах общества.

Удивительные свойства шахмат - небольшой набор, доступность, позволяют разнообразно использовать его для развития ребенка, развитию трехмерного зрения (помимо шахмат в меньшей мере это еще может быть развито при игре в шашки), развитию логики, умению мыслить нестандартно, решать нетипичные задачи. Богатые возможности определяют, и различные подходы к формообразованию шахматных занятий и учащиеся обучаются овладевать и использовать полученные знания в своих тренировочных партиях, в игровом процессе и во время шахматных соревнований. Программа разработана для учащихся младшего, среднего и старшего возраста. Шахматная игра в силу своей специфики и необходимости создания объёмного изображения, связанного с трехмерным пространством, способствует развитию зрительного восприятия, памяти и образного мышления, совершенствует интуитивное мышление, развивает чувство ответственности за принимаемые решения, позволяет лучше чувствовать время и ориентироваться в пространстве.

1.1.1.Направленность программы

Программа «Белая ладья» имеет физкультурно - спортивную направленность и рассчитана на учащихся возраста 12­-14 лет, направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности способствующих повышению мотивации учащегося к самостоятельной (исследование, поиск, развитие) деятельности и участию в соревнованиях по шахматам, а также поиску и развитию талантливых детей.

Правовой основой программы являются следующие документы:

Общеобразовательная общеразвивающая программа " Белая ладья" разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10);

  • Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10).

  • Федеральным проектом «Патриотическое воспитание» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10)

  • Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);

  • Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

- СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

  • Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (от 23 августа 2017 г. № 816);

  • Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (от 03.09.2019 г. № 467);

  • Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. № 629);

  • Постановлением Правительства Оренбургской области «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г. № 485 - пп);

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г. № 2)(разд.VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

  • Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

  • Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ, Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.;


      1. Актуальность программы

Актуальность программы «Белая ладья» заключается в том что, шахматное творчество во всех его видах обладает высокой силой воздействия, оно объединяет в себе элементы искусства, психологии и математики. Учит обучаться и саморазвиваться не только лично, но и с учетом интересов команды и коллектива.

Шахматы являются одним из традиционных видов спортивного творчества, как элемента народного искусства с глубокими национальными корнями, формирующие эстетический вкус учащегося, а так же развивающие чувство прекрасного. Изучая традиции шахмат, усваивая новые умения и навыки, правила шахмат, решая комбинации, знакомясь с особенностями тактики и стратегии, учащийся постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей. Изучая традиции шахмат, усваивая новые умения и навыки, правила шахмат, решая комбинации, знакомясь с особенностями тактики и стратегии, учащийся постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей. Программа разработана для учащихся среднего возраста.

Педагогическая целесообразность Шахматная игра в силу своей специфики и необходимости создания объёмного изображения, связанного с трехмерным пространством, способствует развитию зрительного восприятия, памяти и образного мышления, совершенствует интуитивное мышление, развивает чувство ответственности за принимаемые решения, позволяет лучше чувствовать время.

1.1.3.Отличительные особенности программы


Общеразвивающая программа«Белая ладья» является модифицированной в основу, которой легла программа учебного курса «Школа подготовки шахматистов разрядников» педагога - тренера мастера спорта по шахматам В. Голенищева. «Занятия в системе дополнительного образования детей» - В.Н.Иванченко,2007г. Задания по темам подобраны с учётом возраста учащихся, их интересов, запросов времени. Использованы некоторые интересные идеи и темы из программ по шахматам Я. Рохлина, Ю. Авербаха.

Программа«Белая ладья» предполагает использование шахматных наборов, шахматных часов. Важно отметить, что при этом используется ИКТ, как средство управления моделью, направленные на составление пар для жеребьевки при проведении соревнований. Учащиеся получают представление об особенностях работы программы «Swissperfect», и контроле над ее работой.

Шахматы позволяют учащимся:

  • совместно обучаться в рамках одной команды;

  • распределять обязанности в своей команде;

  • проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;

  • проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

  • создавать модели реальных шахматных позиций и умение применять тактические и стратегические приемы;

  • видеть реальный результат своей работы.

Отличительная особенность программы “Белая ладья” заключается:

- в поэтапном освоении обучающимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.

- в авторской методике индивидуального подхода к каждому обучающемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью обучающегося на занятии.



- в использовании во время процесса обучения электронных образовательных ресурсов, а именно компьютерных образовательных шахматных программ (“Шахматная школа для начинающих”; “Шахматная школа для шахматистов IV-II разрядов”; “Шахматная стратегия”; “Шахматные дебюты” и т.д.). Данные программы обучающиеся осваивают с начального уровня, постепенно увеличивая сложность, что даёт возможность обучающимся проследить свой рост и увидеть насколько уровней выше они поднялись в игре с компьютером.

- в системе диагностирования результатов обучения и воспитания, дающей возможность определить уровень эффективности и результативности освоения учебного материала, а также уровень достижений обучающихся. Данная система способствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребёнку, а также выявлению и дальнейшему развитию талантливых детей.

- в использовании нетрадиционных форм работы с родителями, то есть включение их в активную совместную деятельность, а именно в участие в “Шахматных турнирах семейных команд”, посвященным праздничным датам (“Новый год”, “День защитника отечества” и др.)

1.1.4.Адресат программы

Возраст учащихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 12-14 лет. В коллектив могут быть приняты все желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью и желающие поднять свой уровень знаний.

1.1.5. Объем и срок освоения программы

Объем программы -136часовюПрограмма рассчитана на 2 года обучения ( 2 ч. в неделю) по 68 ч. в год.

1.1.6.Формы обучения и виды занятий по программе.

Форма обучения: очная , смешанная.

При реализации программы (частично) применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

В работе с обучающимися педагог реализует ряд важных условий:

- создание атмосферы доброжелательности, искренности, построение своих взаимоотношений с обучающимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению;

- обеспечение постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу обучающихся с различными источниками информации.

Развиваются групповые формы организации занятия. Развитие рефлексивных умений учащихся:


- умение смотреть на себя "со стороны", "чужими глазами"; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке;

- использование метода совместных («учитель – ученик»; «ученик- ученики») оценок собственных достижений обучающихся, возможностей и перспектив его развития;

- предоставление обучающимся возможности свободного выбора способов и источников информации, обучение умению работать с ними, использование их для решения учебных задач.

1.1.7 Формы и особенности организации образовательного процесса


  • Занятия проводятся в разновозрастных группах постоянного состава, с применением индивидуального подхода. В форме выполнения индивидуальных заданий; комбинированное использование online и offline режимов;

  • видеолекция;

  • online-консультация и др.


Особенность  программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.

Ключевым моментом занятий является деятельность самих обучающихся, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Содержание включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи. На занятиях используются задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. В процессе обучения изучаются правила шахмат, матование одинокого короля и пешечный эндшпиль. Происходит первичное ознакомление школьников с такими основами шахмат, как тактика, дебют, чемпионы мира. Учащиеся имеют разные знания и умения, поэтому в программе большое внимание уделяется индивидуальному подходу в работе с учащимися. Основанием для перевода учащихся на следующий год обучения служит успешное выполнение всех разделов программы.

1.1.8. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа ( пятница 16.00-17.40)

Продолжительность занятия 40-45 минут с 10 минутным перерывом обязательным применением физминутки. При проведении online-занятий продолжительность занятия:

30 минут – для учащихся среднего школьного возраста. Вовремя занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель: формирование творческого отношения учащихся к изучению окружающего их мира и умения отобразить его через шахматную игру и участие в шахматных соревнованиях. Создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Задачи:

Обучающие:

  • дать первоначальные знания об устройстве шахматной доски, фигурах и правилах игры в шахматы;

  • Научить работать с шахматными задачами и этюдами;

  • Научить пониманию и правильно использовать терминологию, используемую в шахматах:

  • Научить читать записанные шахматные партии, а также записывать свои партии.

-Формирование IT- компетенции

Воспитывающие:

  • воспитывать умение с уважением относиться к сопернику;

  • воспитывать умение работать в команде, эффективно распределять обязанности.

  • воспитывать умение отстаивать свою позицию.

  • Развивающие:

  • развивать творческую инициативу и самостоятельность;

  • развивать психофизиологические качества учащихся: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;

  • правильно применять тактические и стратегические приемы шахматной игры.

  • развивать умение анализировать свои сыгранные партии и партии своих товарищей, используя в дальнейшем удачные решения, не допуская обнаруженных ошибок.



1.3.Содержание программы

Учебный план 1 год обучения


п/п


Наименование темы

Количество часов

Всего

теория

практика

Раздел №1 Вводное занятие. (2 ч)

1

Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности.

2

2

Всего:

2

2

Раздел №2 Основы игры в шахматы. ( 14 ч)

1

Шахматная нотация.

2

2


2

Превращение пешек.

2

2


3

Правило взятия на проходе.

2


2

4

Рокировка.

2


2

5

Ценность фигур и пешек.

2

2


6

Мат тяжелыми фигурами (окончание)

2

2


7

Как начинать партию. (окончание)

2


2


Всего:

14

8

6

Раздел №3 Элементы тактики и стратегии игры в шахматы.(52ч. )

1

Правило квадрата.

2

2


2

Король и крайняя (ладейная) пешка против короля.

2

2


3

Король и не крайняя пешка против короля.

2


2

4

Использование геометрических мотивов.

2


2

5

Связка.

2


2

6

Связка (окончание).

2

2


7

Двойной удар.

2

2


8

Открытое нападение.

2


2

9

Открытый шах.

2


2

10

Двойной шах.


2


2

11

Что такое комбинация. Комбинации, основанные на диагональном действии слонов.

2

2


12

Жертва слона на h7(h2).

2

2


13

Коневые комбинации.

2


2

14

Коневые комбинации (окончание).

2


2

15

Пешечные комбинации.

2

2


16

Пешечные комбинации (окончание).

2

2


17

Тяжело фигурные комбинации.

2


2

18

Тяжело фигурные комбинации (окончание).

2

2


19

Типичные комбинации, основанные на взаимодействии фигур.

2


2


20

Типичные комбинации, основанные на взаимодействии фигур (окончание).


2


2


21

Комбинации на завлечение.

2

2


22

Комбинации на блокировку.

2


2

23

Комбинации на освобождение линии.

2

2


24

Комбинации на перекрытие.

2


2

25

Комбинации на уничтожение защиты.

2

2


26

Атака на не рокировавшего короля.

2


2


Всего:

52

26

26



Итого за год

68

36 ч.

32ч.




1.3.1.Содержание учебного плана 1 год обучения

Раздел №1 Вводное занятие. (2ч)

  1. План работы объединения на новый учебный год.

Теория(2ч):Постановка индивидуальных и коллективных целей и задач на учебный год. Вводный инструктаж по технике безопасности. Выбор актива объединения. Диагностика.

Раздел №2 Основы игры в шахматы. ( 14 ч)

Практика(8ч)

Теория(6ч)

1.Шахматная нотация.

Теория(2ч.): Объясняю учащимся необходимость знания шахматной доски. Проводим упражнения по определению цвета полей и линий пересечения.

2.Правила превращения пешек фигуры.

Теория (2ч.): Правильная последовательность действий.

3.Правило взятия на проходе вступает в силу, когда пешка, продвинутая на 2 поля, оказывается рядом (на одной горизонтали) с пешкой неприятеля.

Практика(2ч)

4.Рокировка - это единственный ход, когда одновременно перемещаются две фигуры одного цвета - король и ладья. Практика (2ч).Рокировка может быть длинная и короткая. Особенности проведения рокировки.

5.Объяснить, что ценность фигур и пешек может быть сравнительной и относительной. Теория (2ч)

6.Отчего зависит сила фигур в шахматах. Практика (2ч)

7. Показать какое влияние на исход борьбы имеет троекратное повторение позиции, хода, что такое мат и правило 50 ходов. Практика(2ч)

8.Объяснить, показать и научить ставить мат тяжелыми фигурами.Теория(2ч)

Раздел №3 Элементы тактики и стратегии игры в шахматы.(52ч. )

Теория(26ч):

Практика(26 ч):

1.Использование большого материального преимущества. Обращаем внимание учащихся на два метода реализации большого преимущества. Теория(2ч)Первый случай это проведение по ходу игры упрощающих разменов фигур. Второй метод заключается в скоплении превосходящих сил направленных



на атаку короля противника.

2.Правило квадрата. Опыт показывает, что юные шахматисты не особенно охотно изучают темы кажущиеся им сухими и отвлеченными. Поэтому необходимо подчеркнуть, что окончания король пешка против короля являются основой основ шахматной партии. Объяснить понятие оппозиция.

Теория(2ч) Король и крайняя (ладейная) пешка против короля. Если король слабейшей стороны может преградить путь пешки или попасть на вертикаль ее движения то в таких случаях партия заканчивается, как правило, ничьей.

3.Король и не крайняя пешка против короля. Практика(4ч)Обратить внимание на применение

оппозиции в игре.

4.Использование геометрических мотивов. Тактические приемы мощное средство нападения и защиты. С их помощью часто достигаются материальные завоевания. Практика(4ч) Для использования геометрических мотивов используются ферзь, ладья и слон.

5.Связка. Практика(2ч)В связке участвуют три фигуры расположенные на одной линии: связывающая(ферзь ладья или слон) связанная (любая фигура кроме короля)и фигура обуславливающая связку.

6.Двойной удар это одновременное нападение фигурой (или) пешкой на две фигуры (пешки) противника. Теория(2ч) Одним из объектов нападения часто бывает король. Наиболее опасны с точки зрения двойных ударов ферзь и конь.

7.Фигуры, проявляющие свою силу в восьми направлениях.

Теория(2ч)

8. Открытое нападение. Практика(4ч) Если при каком либо ходе открывается линия действия другой фигуры того же лагеря (ферзя ладьи слона) и она угрожает неприятелю, то тем самым осуществляется открытое нападение.

9.Открытый шах один из вариантов открытого нападения. Практика(2ч) Но это, как правило, более грозное оружие, так как позволяет при отходе совершить нападение или взятие более ценной фигуры и изменить соотношение сил на доске.

10. Двойной шах. Практика(4ч)

11.Отличие двойного шаха от шаха открытого в том, что отходящая фигура также дает шах королю. Теория (2ч.)

12.Защита от двойного шаха может быть только одна, отступление короля.Теория(2ч)

13. Что такое комбинация. Практика(2ч)

14.Комбинации, основанные на диагональном действии слонов. Практика(2ч)

перемещается по диагоналям только одного цвета каждый. Теория(2ч)

15.Но если использовать пару слонов, то этот недостаток исчезает.Теория(4ч

16. Они могут действовать как на соседних, так и на перекрещивающихся диагоналях.

Практика (2ч).

17. Жертва слона на h7(h2). Теория(2ч)

18.Типичной является комбинация с жертвой слона на h7(h2) и последующей атакой конем и ферзем.

19..Комбинации с сочетанием идей. Теория(4ч).



Учебный план 2 год обучения

Темы занятий и виды деятельности

Количество часов

теория

практика

всего

1

Введение. Организационное занятие

2

-

2

2

Шахматы – спорт, наука, искусство

2

-

2

3

Шахматная литература

2

-

2

4

Тактика игры

2

4

6

5

Стратегия игры

2

12

14

6

Эндшпиль

4

4

8

7

Дебют

2

4

6

8

Шахматные компьютеры

2

4

6

9

Конкурсы по решению задач и этюдов

-

8

8

10

Сеансы одновременной игры

-

4

4

11

Соревнования (турниры)

-

10

10

Всего:

18

50

68


Содержание программы учебного плана 2 год обучения

  1. Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

  2. Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат, сильнейшие шахматисты. Классификационная система. Различные системы проведения шахматных соревнований (турниров). Правила проведения турниров. Этика поведения во время партии. Ладья надежды нашей.

  3. Шахматная литература. Методика работы с шахматной литературой. Навыки самодисциплины и способы самосовершенствования. Шахматная нотация, запись партии. Словарь шахматной композиции.

  4. Тактика. О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции. Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение. Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта. Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов.

  5. Стратегия. Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.

  6. Эндшпиль. Лишняя пешка – никогда не лишняя. Активный пароль. Атака в эндшпиле. Фигура против пешки. Борьба фигур. Позиционная ничья. Практические занятия. Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

  7. Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание фигур.

  8. Шахматные компьютеры. Человек и компьютер. Методы игры человека и алгоритм игры компьютера. Сила и слабость игровых программ. Практические занятия. Тренировочные игры с компьютером с последующим разбором партий.

  9. Конкурсы по решению задач и этюдов. Решение конкурсных задач и этюдов. Определение победителей конкурсов.

  10. Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.

  11. Соревнования, турниры (по отдельному графику)

  12. Итоговое занятие. Подведение итогов работы, обзор выполнения поставленных задач.


1.4.Планируемые результаты.

1.4.1.Личностные.

-формирование общественной активности учащихся, гражданской позиции, культуры общения и поведения в обществе, навыков здорового образа жизни правильного понимания своего места в мире.

1.4.2.Метапредметные

-Развитие мотивации к логическому мышлению, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

-Развитие познавательного интереса к шахматам, приобретение знаний по правилам и умению отстаивать свою позицию, умению бороться за победу до конца.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

отслеживать цель шахматной деятельности, учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;

адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

Учащиеся получат возможность научиться:

оценивать собственные успехи в шахматной деятельности;

планировать шаги по устранению пробелов.

Познавательные

Учащиеся научатся: записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводить элементарные комбинации.

Коммуникативные Учащиеся научатся: сотрудничать с товарищами при игре в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий,сравнивать полученные результаты,


1.4.3. Прогнозируемые результаты обучения:

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • представление об истории и происхождении шахмат,

  • правила игры и турнирного поведения,

  • основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы,

  • нормы этикета при игре в шахматы.


К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

  • применять полученные теоретические знания на практике,

  • записывать партии,

  • с удовольствием играть в шахматы,

  • видеть и осознавать свои ошибки.

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.


К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

  • точно разыгрывать простейшие окончания.

  • записывать шахматную партию;

  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

  • проводить элементарные комбинации.

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

  • принципы игры в дебюте;

  • основные тактические приемы;

  • что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

В результате освоения материала дополнительной общеразвивающей программы "Белая ладья" учащиеся должны овладеть необходимыми теоретическими знаниями и навыками практической игры решать комбинации на различные темы (пешечные, коневые, тяжелофигурные)

Результаты образовательной деятельности:

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Ожидаемые результаты освоения программы:

-иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
-различать и называть шахматные фигуры;
-правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
-иметь представление об элементарных правилах игры;
-играть малым числом фигур;
-иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;



2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1.Календарный учебный график 1 год обучения


Тема занятия





Кол-во часов

Форма проведения занятий

Форма контроля

Дата по плану

Дата фактическая

1

Вводное. Шахматная нотация Рокировка.

2

Практическое занятие,

лекция

Текущий контроль. Опрос



2

Ценность фигур и пешек.

2

Познавательное занятие

Практическое занятие

Текущий контроль. Опрос



3

Мат тяжелыми фигурами (Окончание).

2

соревнование

Практическое занятие

Текущий контроль. Опрос



4

Упражнение на шахматный мат.

2

Практическое занятие

Текущий контроль. Опрос



5

Как начинать партию (окончание).

2

турнир

Практическое занятие

Текущий контроль. Опрос



6

Что делать после


дебюта.

2

Практическое

занятие, игра

Текущий


контроль. Опрос



7

Связка (окончание).

2

Познавательное занятие

Практическое занятие

опрос



8

Двойной удар.

2

Познавательное занятие


Практическое занятие

Текущий контроль. Опрос



9

Открытое нападение.

2

Практическое занятие,занятие-игра

Текущий контроль. Опрос



10

Открытый шах

2

Познавательное занятие


Практическое занятие

Текущий контроль. Опрос



11

Открытый шах

2

Познавательное занятие


Практическое занятие

Текущий контроль. Опрос




12


Жертва слона на h7 (h2).


2


Познавательное занятие


Практическое занятие


турнир



13

Коневые комбинации.

2

Практическое занятие

Текущий контроль. Опрос



14

Пешечные комбинации (окончание).

2

Познавательное занятие


Опрос

Конкурс



15

Тяжелофигурные комбинации.

2

турнир


соревнование



16

Комбинации на блокировку.

2

Познавательное занятие, турнир

опрос



17

Комбинации на отвлечение.

2

Познавательное занятие

опрос



18

Комбинации на освобождение линии.

2

Познавательное занятие

Практическое задание.

Текущий контроль. Опрос



19

Комбинации на перекрытие.

2

Познавательное занятие, конкурс


Текущий контроль. Опрос



20

Комбинации на разрушение.

2

соревнование

Познавательное занятие


Текущий контроль. Опрос



21

Комбинации с сочетанием идей.

2

Познавательное занятие


Практическое задание.

Текущий контроль.



Опрос



22

Комбинации с сочетанием идей.

2

Познавательное занятие


Практическое задание.

Текущий контроль.



Опрос



23

Ловушки.

2

турнир

опрос



24

Атака на короля при односторонних рокировках.

2

Познавательное занятие

Практическое задание.

опрос



25

Особенности эндшпиля.

2

Познавательное занятие

Практическое задание.

Тематический контроль опрос



26

Отдаленная проходная пешка.

2

турнир


Познавательное занятие


Текущий контроль.


Опрос



27

Защищенная проходная пешка

2

Познавательное занятие

Практическое задание.

Текущий контроль. Опрос



28

Борьба ферзя против пешки (окончание).

2

Познавательное занятие,

турнир


Текущий контроль, опрос



29

Некоторые случаи ничьи при большом материальном перевесе

2

Познавательное занятие

Практическое задание.

опрос



30

Некоторые случаи ничьи при большом материальном перевесе

2

Познавательное занятие

Практическое задание.

опрос



31

Элементарные ладейные окончания.

2

Познавательное занятиеПрактическое задание.

опрос



32

Сильные и слабые пункты (поля).

2

Познавательное занятиеПрактическое задание.

опрос



33

Пешечные слабости.

2

Познавательное занятиеПрактическое задание.

Устный контроль



34

Открытая линия.

2


Практич. игра

опрос











Итого

68ч






2.1.Календарный учебный график 2 год обучения

№п/п

Содержание темы

Кол-во часов

Форма проведения занятий

Форма контроля

Дата по плану

Дата фактическая

1,2

Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности. Викторина на тему «Шахматная доска»

2

Практ.занятие,

лекция

Текущий контроль. Опрос



3,4

Шахматы – спорт, наука, искусство. Викторина «Ипподром на шахматной доске». Игровая практика

2

Познавательное занятие

Устный опрос



5,6

Шахматная литература

2

Познавательное занятие


Диагностическая карта «№1

Контрольный опрос



Тактика игры-6ч


7,8

“Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”.

2

Практ. занятие

опрос



9,10

Ладья против слона (простые случаи).

2

Практ. занятие

Устный контроль



11,12

Ладья против коня (простые случаи).

2

Практ. занятие

Устный контроль



Стратегия игры -14ч


13-16

Основы стратегии(С. р., игровые упражнения) Как правильно предлагать ничью.

4

Турнир.Практ. занятие

опрос



17,18

Оценка своих позиций и позиций соперника(Анализ сыгранных партий)

2

Практ. занятие

Устный контроль



19-22

Гамбиты(Разбор специально подобранных позиций)

4

Познавательное занятиеПракт.занятие

Мини тест



23,24

Прочность позиции короля. Тактические удары.

2

Познавательное занятиеПракт. занятие

Контрольное задание



25,26

Матовать одинокого короля двумя ладьями

2

Практ.занятие,занятие-игра

Турнир



Эндшпиль-8ч


27-28

Атака на не рокировавшего короля.

2

Познавательное занятиеПрактическое занятие

Турнир



29-32

Тяжело фигурные комбинации.

4

Познавательное занятиеПракт. занятие

Обсуждение



33,34

Матовать ферзем и ладьей

2

Познавательное занятиеПракт. занятие

Контрольные упражнения



Дебют-6ч


35-36

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр.

2

Практ. занятие

Обсуждение



37,38

Типичные комбинации, основанные на взаимодействии фигур.

2

Познавательное занятие


Мини тест



39,40

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя

2

турнир


Турнир



Шахматные компьютеры-6ч


41,42

Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.

2

Познавательное занятие, турнир

Диагностическая карта «№2

Контрольный опрос



43,44

Игра “на мат” с первых . Детский мат. Защита

2

Познавательное занятие

Практ. работа




45,46

Мат королю противника легкими фигурами (двумя слонами).

2

Познавательное занятие.Практ. задание.

Обсуждение



Конкурсы по решению задач и этюдов-8ч


47,48

Решение заданий. “Сделай ничью”.

2

Познавательное занятие.

Практ. работа



49,50

Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.


2

Соревнование;Познавательное занятие

Обсуждение



51,52

Гамбит Эванса. Королевский гамбит.

2

Познавательное занятие.Практ. задание.

Обсуждение



53,54

Ферзевый гамбит.

2

Практ.задание.

Обсуждение



Сеансы одновременной игры-4ч


55,56

Удивительные ничейные оложения. Два коня против короля.

2

турнир

Устный контроль



57,58

Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля

2

Познавательное занятие.Практ. задание.

Устный контроль



Соревнования (турниры)-10ч



59,60

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. ”


2

Познавательное занятие.Практ. задание.

Устный опрос



61,62

Ферзь против ладьи (простые случаи).

2

Познавательное занятие

Турнир Конкурсы



63,64

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя

2

Познавательное занятие

Практ.задание.

Турнир Конкурсы



65,66

Ферзь против слона. Ферзь против коня.


2


Познавательное занятие



67,68

Матование двумя слонами (простые случаи).Матование слоном и конем (простые случаи).

2

Познавательное занятиеПракт. задание.

Турнир



69,70

Итоговое занятие. Подведение итогов работы объединения за учебный год

2


Диагностическая карта№3





2.2.Условия реализации программы

2.2.1 Материально-техническое обеспечение

Результат реализации программы «Белая ладья» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий светлое, сухое, теплое по объему и размерам полезной площади соответствует числу занимающихся обучающихся.

Оборудование: столы для ручных работ; стулья;мультимедийный проектор, экран, компьютер; стенды для демонстрации информационного, наглядного материала.

Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо наличие компьютера с выходом в " Интернет", соответствующего программного обеспечения

Размещение учебного оборудования соответствует требованиям и нормам СаНПиН 2.4.4.3172-14 от 20.08.14 года и правилам техники безопасности работы.

На рабочих местах в кабинете для занятий обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк.

Температура воздуха должна быть 17-20 С. Все помещения для занятий проветриваются ежедневно во время перерывов.

2.2.2.Методическое информационное обеспечение.

Информационные ресурсы включают информацию обучающихся, содержание и цели объединения, его организации и методике.

Информационно-методический ресурс реализации программы состоит: количественных и качественных характеристик интернет ресурса, поддерживающего организацию деятельности объединения; Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий будут использоваться обучающие цифровые образовательные ресурсы:


  1. Литература для учащихся. Шахматные фото - CanStockPhoto

  2. Клуб шахматных гроссмейстеров

  3. Шахматные задачи и этюды

  4. Искусство шахмат (воспоминания о шахматистах)

  5. ChessOK- шахматные программы и книги

  6. ChessZone- виртуальная шахматная школа

  7. ChessEBook- шахматная школа в Интернете

  8. День шахмат (20 июля)

  9. Тесты на решение комбинаций, шахматные программы и многое другое

  10. Тесты на решение шахматных комбинаций

  11. Файненшл Бридж - шахматные задачи

  12. ModernChess

  13. Chess: InnerWorld - Сайт для любителей шахмат

  14. Фотографии участников шахматной олимпиады

  15. Рейтинг шахматных сайтов

  16. Афоризмы о шахматах


2.3 Формы аттестации

2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов


Выявить начальный уровень помогает вводная аттестация . Она, как правило, проводится в сентябре, когда комплектуется группа. Однако если к вам пришел учащийся в течение учебного года, он также должен пройти через это испытание. Как провести эту аттестацию, определяет сам педагог, как специалист в своей области знаний. После того, как проведена предварительная аттестация, частота дальнейших проверок зависит от предпочтений педагога: контроль проводится на каждом занятии (текущий контроль), после изучения каждой темы тематический контроль раздела (итоговый контроль). В середине года проводится текущая аттестация. На ней проверяется, как усвоили учащиеся пройденный за полгода материал. Необходимость этого этапа очевидна: если не проверить результативность обучения сейчас, то к моменту следующей проверки - в конце года - будет уже поздно что-либо исправлять. В конце учебного года проводится итоговая аттестация, когда проверяется уровень усвоения программы, изученной за определенный год обучения, или итоговая аттестация, если этот год является последним годом обучения и проверяется знание всей программы в целом. Непременным методическим условием при их выборе является возможность проверить тот результат, который хочет получить педагог. Форма аттестации также должна учитывать возраст обучающихся , уровень его подготовки и его индивидуальные особенности. Это могут быть: собеседование, спортивные соревнования, конкурсы, турниры. Результатом аттестации учащихся является наличие грамот, дипломов, медалей, кубков и т.д.

Диагностика исполнительной части (того, что обучающиеся должны уметь по окончании курса занятий). Она основывается на анализе и оценке участия проводимых в объединении конкурсах и активности в работе объединения. Помимо проверки уровня усвоения материала, проводить мониторинг уровня личностного развития ребенка (трудолюбие), социальной воспитанности.Это позволяет проследить участие каждого обучающегося в конкурсной деятельности различного уровня.


2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов


Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы «Белая ладья»

  • Итоговые занятия.

  • Шахматный турнир

  • Участие в соревнованиях различного масштаба.

Методы оценки достижений учащихся: соревнования, конкурс.


2.4. Оценочные материалы

Приложение 1

Критерии оценки знаний, умений и навыков на аттестационном занятии

2.5.Методические материалы

Методы, используемые при реализации программы:

  • практический (работа с шахматными комплектами и записями партий).

  • наглядный (фото и видеоматериалы по шахматам, распечатки позиций и шахматных диаграмм);

  • словесный (инструктажи, беседы, разъяснения);

  • инновационные методы (поисково-исследовательский, проектный, игровой);

  • работа с литературой (изучение специальной литературы, диаграмм).

Приемы, используемые на занятиях:

-создание проблемной ситуации,

-построение алгоритма решения задачи (решение комбинации),

- анализ партии и т.д.

Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффектив­ность образовательного процесса, решить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся; описание используемых методик и технологий, в том числе информационных (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).

В качестве главного метода программы избран творческий метод. Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод,


определяющий качественно результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникальное, присущее каждому учащемуся и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах деятельности учащихся и в высшей степени проявляет себя во время соревнований по шахматам.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

- столы;
-настольные шахматы;
-демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
-шахматные часы;
-дидактические игры для обучения игре в шахматы;
-наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты);
--электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации, обучающие и игровые шахматные программы);
-книжно-печатная шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и д.п.);
-комплект методической литературы.

Литература для педагога:

1.Нанн Д. - Секреты практических шахмат. 2009

2.Газизов - Элементы позиционной игры 2002

3.Гик. Шахматные байки.2009

4. Голенищев. Подготовка Юных Шахматистов II разряда.2009

5. Голенищев. Подготовка юных шахматистов IV-III разрядов.2009

6.Голенищев. Подготовка юных шахматистов I разряда.2009

7.Головко. Путь к мастерству2005.

8. Дворецкий - Марк Дворецкий анализирует, Том 1,2008.

9.Дворецкий - Марк Дворецкий анализирует, Том 2,2008.

10.Дворецкий - Сложные партии.2004

11.Дворецкий - Стратегия.2004

12.Дворецкий. Искусство анализа.2004

13.Дреев, Дреева - Шахматная практика.2007


Приложение 1


Критерии оценки знаний, умений и навыков

на аттестационном занятии


Низкий уровень

Средний уровень

(достаточный)


Высокий уровень

- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия - отсутствие увлечённости в выполнении некоторых упражнений - отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания - иногда отказывается работать в группе с некоторыми детьми - стесняется высказываться перед своей группой - частые пропуски занятий без уважительной причины - не принимает участия в открытых занятиях, конкурсах - низкая скорость принятия решений

- положительная мотивация к занятию вообще - увлечён при выполнении заданий - испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий - не активен в работе малых групп испытывает стеснение на открытых занятиях - пропускает занятия только по уважительным причинам - средняя скорость принятия решений

- устойчивая мотивация к занятиям - активность и увлечённость в выполнении заданий - умеет конструктивно работать в малой группе любого состава - творческий подход к выполнению всех упражнений, изученных за определённый период обучения - пропускает занятия очень редко, предупреждая о пропуске - высокая скорость решений







































































2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!