СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Агроэкология" на 1 месяц

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помогает ответить на множество вопросов: почему происходит смена времен года и времени суток, какая цветовая гамма характерна для определенного времени года. Обучение по данной программе является своеобразной подготовкой к будущему получению теоретических знаний в области экологии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Агроэкология" на 1 месяц»



Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы


1.1 Пояснительная записка


Направленность программы 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Агроэкология» имеет естественнонаучную направленность.

Актуальность программы в том, что она позволяет детям познакомиться с существующими в природе причинно-следственными связями на основе наблюдений за изменениями окружающего мира. Помогает ответить на множество вопросов: почему происходит смена времен года и времени суток, какая цветовая гамма характерна для определенного времени года. Обучение по данной программе является своеобразной подготовкой к будущему получению теоретических знаний в области экологии. В течение месяца ребятам даются природоведческие знания, упор делается на эмоциональную насыщенность познавательного материала.

Отличительная особенность 

При изучении учебного материала прослеживаются 2 основные линии: изучение места обитания и условий существования в данной среде обитания. Дети получают представление о единой картине мира и неразрывности существующих в ней связей, а также о неотделимости человека от природы. Обучение по программе вызывает у них желание бережнее относиться к окружающему миру, а во время экскурсий обыденные картины окружающей природы превращаются в интереснейший объект наблюдений.

Адресат программы

Программа предназначена для детей 6 – 15 лет с разной степенью одарённости, имеющих интерес к познавательной деятельности.

Характерная особенность детей этого возрастного периода – ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. В этом возрасте воображение детей становится с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой – более логичным и последовательным.

Для обучения принимаются все желающие.

Объём и срок освоения программы

Объем программы8 часов.

Программа рассчитана на 1 месяц обучения.

Форма обучения – очная.

Уровень программы – стартовый.

Особенности организации образовательного процесса

Форма реализации образовательной программы: традиционная модель.

Организационные формы обучений: занятия проводятся по группам и индивидуально. Формируются разновозрастные группы, являющиеся постоянным составом.

Режим занятий

Продолжительность одного академического часа – 45 минут.

Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.

Общее количество часов в неделю – 2 часа.


1.2. Цель и задачи программы


Цель программы: развитие эмоционально – чувственной сферы ребенка с существующими в природе связями на основе наблюдений за изменениями цветовой гаммы окружающего мира.

Задачи

Личностные:

- развивать нравственные и эстетические чувства: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

- формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества.

Метапредметные:

- развивать у детей наблюдательность, выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- способствовать развитию у обучающихся чувства красоты природы.

Предметные:

- расширить знания обучающихся о природе родного края;

- познакомить с природными ритмами: времена года, смена дня и ночи.

- формировать начальное представление о взаимосвязях живых организмов и среды в природе.


1.3. Содержание программы


Учебный план


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Тест

2

Радуга природы

2

-

2

Выставка

3

Экологическая азбука

2

-

2

Игра

4

Живые существа Земли

2

-

2

Тест, вернисаж


Итого

8

1

7



Содержание учебного плана


Тема 1 Вводное занятие.

1. Введение.

Теория: Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному периоду.

Практика: Тестирование, викторина «Что нас окружает?».

2. Радуга природы.

Теория: Цвета природных явлений. Красно – оранжевый закат и восход. Желтый листопад. Белое кружево зимы. Первая зелень весны. Голубой ручеек. Синева летнего неба.

Практика: Экскурсии; работа с цветной бумагой. Подвижные экологические игры «Мы – осенние листочки», «Времена года», «Ручейки и озера», «Не поется птицам без небес»; составление «Летнего букета».

3.Экологическая азбука.

Теория: Знакомство с растениями и животными от А до Я: место обитания, экологические связи, значение в жизни человека. Растения и животные родного края. Животные зоопарка. Домашние животные. Животные Красной книги.

Практика: Решение экологических задач. Работа с карандашами, цветной бумагой; создание аппликации «Мой зоопарк». Просмотр презентации «Красная книга Новосибирской области», чтение и обсуждение экологических рассказов «Для чего нужны мыши?», «Если я сорву цветок».

4. Живые существа Земли.

Теория: Разнообразие живых существ. Разноцветные животные (окраска). «Большие» и «Маленькие» животные (размеры). Распространение животных по земному шару. Птицы (нашего края). Понятие: травы, кустарники, деревья, грибы, представители этих групп.

Практика: Работа с цветными карандашами , цветной бумагой. Изготовление аппликаций, обсуждение сказки «Жар – птица». Работа с физической картой мира, гербарием.



1.4. Планируемые результаты


Личностные результаты:

- проявление интереса к самореализации через творческий процесс;

- умение планировать, регулировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

- развиты трудолюбие, аккуратность при работе с материалами и инструментами;

- умение оценивать правильность выполнения задания;

- наличие развитой наблюдательности;

- сформировано образное мышление.

Предметные результаты:

- сформирован познавательный интерес к окружающему миру;

- умение: выполнять правила поведения в природе, вести дневник наблюдений, работать с природными материалом, наблюдать.




Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий


2.1. Календарный учебный график


Год обучения (уровень)

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учебных недель

Кол-во учебных дней

Кол-во учебных часов

Режим занятий

1 месяц обучения

01 июня 2022 года

30 июня 2022 года

4

4

8, 2 часа в неделю


1 раз в неделю по 2 часа


Календарный учебный график представлен в приложении № 1.


2.2. Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы помещение должно соответствовать следующим характеристикам:

- классная доска, ученические столы с комплектом стульев, стол и стул для педагога, шкаф и стеллажи для хранения дидактических пособий и материалов;

- компьютер для просмотра презентаций, проектор, интерактивная доска;

-гербарии, таблицы, муляжи;

- альбомы для рисования, простые и цветные карандаши, картон, цветная бумага.

Информационное обеспечение

Презентации, аудио, видеоматериалы по темам, познавательные фильмы.

Кадровое обеспечение

Реализацией программы занимается педагог дополнительного образования первой квалификационной категории – Наталья Андреевна Заводенко. Образование: средне профессиональное. Стаж педагогической работы 7 лет.


2.3. Формы аттестации


Формы аттестации: выставка, конкурс творческих работ, вернисаж.

Текущий контроль: тестирование, защита творческих работ, выставка, самостоятельная работа.

Промежуточная аттестация проводится по окончанию изучения программы в виде выполнения творческих работ: рисунок по выбранной теме, тестирование, выставка работ.


2.4. Оценочные материалы


Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные методы. Диагностика динамики творческого развития личности; определения результативности педагогических воздействий; активизации познавательной мотивации и творческих способностей. (Приложение № 2)

Так же проводится педагогическое наблюдение. Каждый ребенок в течение месяца принимает участие в школьных конкурсах, выставках .


2.5. Методические материалы


Методы обучения: словесный, наглядный, практический; игровой, дискуссионный.

Методы воспитания: стимулирование; мотивация.

Педагогические технологии: групповое обучение; игровая и коллективная творческая деятельность.

Алгоритм учебного занятия

1. Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к занятиям.

2. Беседа по теме урока. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

3. Основная часть. Творческая практическая деятельность обучающихся.

4. Итог урока. Выставка и анализ работ. Обобщение темы урока.

Перечень дидактических материалов: репродукции картин, раздаточные карточки.


2.6. Рабочая программа воспитания


1. Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся умения видеть и передавать через свои работы красоту окружающего мира, уважения традиций своего народа.

Задачи:

- воспитывать любовь к народным традициям;

- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество;

- развивать чувство красоты родного края;

- развивать аккуратность, терпение, целеустремлённость;

- выявлять и сопровождать одарённых и талантливых детей.

Особенности организуемого воспитательного процесса в детском образовательном объединении

Процесс воспитания в кружке «Агроэкология» основывается на принципах взаимодействия педагога, обучающихся ориентирован на создание в объединении психологически комфортной среды для каждого ребенка, без которой невозможно конструктивное взаимодействие.

В кружке сформирована система традиционных мероприятий: «Церемония награждения победителей», «День именинника».

Воспитательная работа ведётся в соответствии с модулями, которые соответствуют определенным направлениям: «Патриот», «Семья» и «Дорогами добра».

2. Формы и содержание деятельности

Для достижения поставленной цели использую следующие виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая, досугово-развлекательная.

Формы деятельности: конкурс рисунков, выставка, акция, мастер-класс, викторина, презентация, беседа, игра, тестирование, самостоятельная работа.


3. Планируемые результаты: в процессе воспитательной деятельности, обучающиеся будут:

проявлять уважительное отношение к традициям своего народа, к Героям Отечества;

ценить семейные отношения; бережно относиться к окружающему миру.

Будет воспитана потребность делать добрые дела, быть чуткими и внимательными.

− знать: основные группы растений, животных родного края и взаимосвязи между ними;

− уметь: выполнять правила поведения в природе, вести дневник наблюдений, работать с природными материалом, наблюдать.


В результате обучения у ребенка:

− будет воспитано ответственное отношение к живой природе, потребность в общении с ней;

− будут сформированы навыки проведения наблюдений в природе;

− будет развита потребность в творческом самовыражении.



2.7. Календарный план воспитательной работы


п/п

Модуль

Цель модуля

Название мероприятия, события, форма его проведения

Краткое содержание

Сроки проведения

1.

Патриот

Воспитание любви и уважения к своей Родине, её героям, бережного отношения к природе

1. Акция «Сохраним птиц на Земле!»

Беседа-презентация о героях, защищавших свою Родину; рисование по теме, выставка рисунков

Июнь

2. Беседа «Горизонты открытий »

Викторина

Июнь

3. Конкурс рисунков «Присягают Родине сыны…»

Беседа, презентация, выставка рисунков

Июнь

2.

Семья

Формирование семейных ценностей, вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с детьми

1. Конкурс рисунков «Мамина улыбка»

Презентация работ обучающихся кружка

Июнь

2.Конкурс рисунков «Моя семья»

Выставка

Июнь

3. Выставка «Выдумываем, рисуем, творим»

Изготовление поделки

Июнь

3.

Дорогами добра

Развитие потребности делать добрые дела, быть чуткими и внимательными

1. Акция «Письмо другу»

Беседа, круглый стол

Июнь

2. Беседа-дискуссия «Мой подарок планете Земля»

Изготовление сувенира

Июнь

3. Акция «Подарок другу»

Изготовление сувенира

Июнь






3. Список литературы


Нормативные документы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи).

5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г.

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196».

8. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242).

9. Примерная программа воспитания. Утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 02.06.2020 г.


Литература для педагога

1. Березовая карусель. Русские народные игры. – М.: Детская литература, 1980.

2. Новицкая А. Экологическое воспитание. Подвижные игры. – Минск: Белорусская энциклопедия, 2003.

3. Пришвин М. Календарь природы, Минск: Ураджай, 1977.

4. Русские народные сказки. М.: Правда, 1982.

5. Фадеева Г. Экологические сказки. – Волгоград, 2003.

6.Растения: Научно-популярное издание для детей.- М.: ООО Росмэн-Издат, 2015.-31с.

7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения/ Авт. –сост. Л.А. Багрова; Под ред. О.Г. Хинн.- М.: Эксмо-пресс, 2011.- 528с.

8. Новак Ф.А. Иллюстративная энциклопедия растений.- М.: Прага, 2011- 352с.

9. Польских Б.Н. Рассказы о почве.- М.: Просвещение, 2013.- 125с.

Список литературы для детей

1. Бомонот Э. животные в картинках. М.: Скорпион, 1994.

2. Дмитриев Ю. «Тропинка в лесу». – М.: Детская литература, 1982.

3. Дмитриев Ю. Книга Природы. – М.: Детская литература, 1990

4. Зотов Ю. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.

5. Чуковский К. Сказки. – М.: Горизонт, 1993.

Интернет-ресурсы

https://ecoportal.info/krasnaya-kniga-novosibirskoj-oblasti/ 10.05.22г.

https://www.tavika.ru/2020/05/pochva-uroki.html 12.05.22 г.

https://infourok.ru/prezentaciya-pochva-eyo-sostav-i-svoystva-546085.html 14.05.22 г.

https://myslide.ru/presentation/vyrashhivanie-ovoshhnyx-kultur-uxod-za-rasteniyami 14.05.22 г.

https://uchitelya.com/tehnologiya/37713-prezentaciya-bolezni-i-vrediteli-selskohozyaystvennyh-kultur.html 15.05.22 г.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-cvetovodstvu-vidi-komnatnih-rasteniy-klass-1347778.html16.05.22 г.

https://shareslide.ru/okruzhayushchiy-mir/prezentatsiya-interaktivnaya-igra-svoya-igra-po

17.05.22 г.

https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/intieraktivnaia-ighra-dien-zdorov-ia 20.05.22 г.



Приложение № 1


Календарный учебный график


п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Июнь

03

15.00-16.40

Практическая

работа

2

Вводное занятие

Кабинет

Тестирование

2

Июнь

04

15.00-16.40

Беседа, практическая работа

2

Радуга природы

Кабинет

Аппликация

3

Июнь

08

15.00-16.40

Практическая работа

2

Экологическая азбука

Кабинет

Рисунок

4

Июнь

06

15.00-16.40

Практическая работа


2

Живые существа Земли

Кабинет

Тестирование, вернисаж

Итого

8



Приложение № 2


Вводный мониторинг личностного развития ребёнка

В процессе освоения им

дополнительной общеобразовательной программы «Цветовая экология» Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого параметра

Возможное количество баллов

Методы диагностики

1.Организационно-

волевые качества:

1.1. Настойчивость

Способность добиваться поставленной цели

- волевые усилия ребёнка побуждаются извне

- иногда самим ребёнком

– всегда самим ребёнком

0-5

6-10

11-15

Наблюдение

1.2.Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки

- ребенок постоянно находится под воздействием контроля извне;

- периодически контролирует себя сам

-постоянно контролирует себя сам

0-5

6-10

11-15

Наблюдение

2.Ориентационные

качества:

2. 1 Самооценка.

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

-завышенная

-заниженная

-нормальная

0-5

6-10

11-15

Наблюдение

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении.

Осознанное участие ребёнка в освоении

- интерес к занятиям продиктован извне

0-5

6-10

11-15

Опрос

образовательной программы

- интерес

периодически

поддерживается

самим ребёнком

- интерес

постоянно

поддерживается

самим ребёнком.


3. Поведенческие

качества


3.1. Коммуникативность

Способность легко общаться.

устанавливать

контакты

- ребенок общается только

при побуждении

извне;

- легко общается;

- инициативен в

установлении

контактов

0-5

6-10

11-15

Наблюдение


3.2 Экологическая культура

Грамотное отношение к окружающему миру. Участие в природоохранной деятельности.

- ребенок не наносит вреда окружающей среде;

- чётко следует

экологическим

правилам и

нормам, к

природоохранной

деятельности

побуждается

извне;

- чётко следует

экологическим

правилам и

нормам,

проявляет инициативу в природоохранной деятельности.

0-5

6-10

11-15

Наблюдение



Итоговый мониторинг личностного развития ребёнка

В процессе освоения им

дополнительной общеобразовательной программы «Цветовая экология» Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого параметра

Возможное количество баллов

Методы диагностики





1.Организационно-

волевые качества:





1.1. Настойчивость

Способность добиваться поставленной цели

- волевые усилия ребёнка побуждаются извне

- иногда самим ребёнком

– всегда самим ребёнком

0-5

6-10

11-15

Наблюдение





1.2.Самоконтроль

Умение

- ребенок

0-5

Наблюден





контролировать свои поступки

постоянно находится под воздействием контроля извне;

- периодически контролирует себя сам

-постоянно контролирует себя сам

6-10

11-15

ие



2.Ориентационные

качества:



2. 1 Самооценка.

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

-завышенная

-заниженная

-нормальная

0-5

6-10

11-15

Наблюдение



2.2. Интерес к занятиям в детском объединении.

Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы

- интерес к занятиям продиктован извне

- интерес

периодически

поддерживается

самим ребёнком

- интерес

постоянно

поддерживается

самим ребёнком.

0-5

6-10

11-15

Опрос



3. Поведенческие

качества



3.1. Коммуникативность

Способность легко общаться.

устанавливать

контакты

- ребенок общается только

при побуждении

извне;

- легко

0-5

6-10

11-15

Наблюдение



общается;

- инициативен в

установлении

контактов






3.2 Экологическая культура

Грамотное отношение к окружающему миру. Участие в природоохранной деятельности.

- ребенок не наносит вреда окружающей среде;

- чётко следует

экологическим

правилам и

нормам, к

природоохранной

деятельности

побуждается

извне;

- чётко следует

экологическим

правилам и

нормам,

проявляет

инициативу в

природоохранной.

0-5

6-10

11-15

Наблюдение






Итоговый мониторинг результатов учебной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе «Цветовая экология» Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого параметра

Возможное количество баллов

Методы диагностики






1. Теоретическая подготовка.




1.1. Теоретические знания.

Времена года

- низкий

(ребенок

овладел менее чем 1/2

0-5

6-10

11-15

Контрольное задание




объема знаний,

предусмотренных

программой);

- средний уровень

(объем усвоенных

знаний составляет

более 1/2);

- высокий

уровень

(ребенок

освоил практически

весь объем знаний,

предусмотренный



2. Практическая подготовка



2.1. Практически е умения и навыки, предусмотренные программой.

Экологическая задача

- низкий (ребенок не обладает данными умениями);

- средний (ребенок допускает незначительные

ошибки);

- высокий

уровень (ребенок

правильно и осознано выполняет

работу)

0-5

6-10

11-15

Наблюдение.



2.2. Творческие навыки

Умение отразить тему занятия в творческой работе.

- низкий

(ребенок не проявляет инициативы и отказывается от участия);

- средний уровень

0-5

6-10

11-15

Контрольное задание


(ребенок участвует, при побуждении извне не проявляя инициативы);

- высокий уровень (ребенок активно участвует, проявляет инициативу)



3. Общеучебные умения и навыки.



3.1. Умение слушать и слышать

Умение слышать педагога и товарища

- низкий (ребенок нуждается в постоянном контроле и помощи педагога)

- средний уровень (ребенок иногда нуждается в помощи педагога)

- высокий уровень (ребенок внимательно слушает педагога и товарищей)

0-5

6-10

11-15

Наблюдение.



3.2. Аккуратность.

Умение аккуратно выполнять творческую работу.

- низкий ( ребенок выполняет работу небрежно, в множеством ошибок)

- средний (ребенок выполняет работу удовлетворительно)

- высокий (работа выполнена правильно и аккуратно)

0-5

6-10

11-15

Наблюдение.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!