Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Агроэкология» имеет естественнонаучную направленность.
Актуальность программы в том, что она позволяет детям познакомиться с существующими в природе причинно-следственными связями на основе наблюдений за изменениями окружающего мира. Помогает ответить на множество вопросов: почему происходит смена времен года и времени суток, какая цветовая гамма характерна для определенного времени года. Обучение по данной программе является своеобразной подготовкой к будущему получению теоретических знаний в области экологии. В течение месяца ребятам даются природоведческие знания, упор делается на эмоциональную насыщенность познавательного материала.
Отличительная особенность
При изучении учебного материала прослеживаются 2 основные линии: изучение места обитания и условий существования в данной среде обитания. Дети получают представление о единой картине мира и неразрывности существующих в ней связей, а также о неотделимости человека от природы. Обучение по программе вызывает у них желание бережнее относиться к окружающему миру, а во время экскурсий обыденные картины окружающей природы превращаются в интереснейший объект наблюдений.
Адресат программы
Программа предназначена для детей 6 – 15 лет с разной степенью одарённости, имеющих интерес к познавательной деятельности.
Характерная особенность детей этого возрастного периода – ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. В этом возрасте воображение детей становится с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой – более логичным и последовательным.
Для обучения принимаются все желающие.
Объём и срок освоения программы
Объем программы – 8 часов.
Программа рассчитана на 1 месяц обучения.
Форма обучения – очная.
Уровень программы – стартовый.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации образовательной программы: традиционная модель.
Организационные формы обучений: занятия проводятся по группам и индивидуально. Формируются разновозрастные группы, являющиеся постоянным составом.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 45 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие эмоционально – чувственной сферы ребенка с существующими в природе связями на основе наблюдений за изменениями цветовой гаммы окружающего мира.
Задачи
Личностные:
- развивать нравственные и эстетические чувства: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
- формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества.
Метапредметные:
- развивать у детей наблюдательность, выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- способствовать развитию у обучающихся чувства красоты природы.
Предметные:
- расширить знания обучающихся о природе родного края;
- познакомить с природными ритмами: времена года, смена дня и ночи.
- формировать начальное представление о взаимосвязях живых организмов и среды в природе.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Тест |
2 | Радуга природы | 2 | - | 2 | Выставка |
3 | Экологическая азбука | 2 | - | 2 | Игра |
4 | Живые существа Земли | 2 | - | 2 | Тест, вернисаж |
| Итого | 8 | 1 | 7 | |
Содержание учебного плана
Тема 1 Вводное занятие.
1. Введение.
Теория: Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному периоду.
Практика: Тестирование, викторина «Что нас окружает?».
2. Радуга природы.
Теория: Цвета природных явлений. Красно – оранжевый закат и восход. Желтый листопад. Белое кружево зимы. Первая зелень весны. Голубой ручеек. Синева летнего неба.
Практика: Экскурсии; работа с цветной бумагой. Подвижные экологические игры «Мы – осенние листочки», «Времена года», «Ручейки и озера», «Не поется птицам без небес»; составление «Летнего букета».
3.Экологическая азбука.
Теория: Знакомство с растениями и животными от А до Я: место обитания, экологические связи, значение в жизни человека. Растения и животные родного края. Животные зоопарка. Домашние животные. Животные Красной книги.
Практика: Решение экологических задач. Работа с карандашами, цветной бумагой; создание аппликации «Мой зоопарк». Просмотр презентации «Красная книга Новосибирской области», чтение и обсуждение экологических рассказов «Для чего нужны мыши?», «Если я сорву цветок».
4. Живые существа Земли.
Теория: Разнообразие живых существ. Разноцветные животные (окраска). «Большие» и «Маленькие» животные (размеры). Распространение животных по земному шару. Птицы (нашего края). Понятие: травы, кустарники, деревья, грибы, представители этих групп.
Практика: Работа с цветными карандашами , цветной бумагой. Изготовление аппликаций, обсуждение сказки «Жар – птица». Работа с физической картой мира, гербарием.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- проявление интереса к самореализации через творческий процесс;
- умение планировать, регулировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
- развиты трудолюбие, аккуратность при работе с материалами и инструментами;
- умение оценивать правильность выполнения задания;
- наличие развитой наблюдательности;
- сформировано образное мышление.
Предметные результаты:
- сформирован познавательный интерес к окружающему миру;
- умение: выполнять правила поведения в природе, вести дневник наблюдений, работать с природными материалом, наблюдать.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год обучения (уровень) | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во учебных дней | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
1 месяц обучения | 01 июня 2022 года | 30 июня 2022 года | 4 | 4 | 8, 2 часа в неделю | 1 раз в неделю по 2 часа |
Календарный учебный график представлен в приложении № 1.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы помещение должно соответствовать следующим характеристикам:
- классная доска, ученические столы с комплектом стульев, стол и стул для педагога, шкаф и стеллажи для хранения дидактических пособий и материалов;
- компьютер для просмотра презентаций, проектор, интерактивная доска;
-гербарии, таблицы, муляжи;
- альбомы для рисования, простые и цветные карандаши, картон, цветная бумага.
Информационное обеспечение
Презентации, аудио, видеоматериалы по темам, познавательные фильмы.
Кадровое обеспечение
Реализацией программы занимается педагог дополнительного образования первой квалификационной категории – Наталья Андреевна Заводенко. Образование: средне профессиональное. Стаж педагогической работы 7 лет.
2.3. Формы аттестации
Формы аттестации: выставка, конкурс творческих работ, вернисаж.
Текущий контроль: тестирование, защита творческих работ, выставка, самостоятельная работа.
Промежуточная аттестация проводится по окончанию изучения программы в виде выполнения творческих работ: рисунок по выбранной теме, тестирование, выставка работ.
2.4. Оценочные материалы
Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные методы. Диагностика динамики творческого развития личности; определения результативности педагогических воздействий; активизации познавательной мотивации и творческих способностей. (Приложение № 2)
Так же проводится педагогическое наблюдение. Каждый ребенок в течение месяца принимает участие в школьных конкурсах, выставках .
2.5. Методические материалы
Методы обучения: словесный, наглядный, практический; игровой, дискуссионный.
Методы воспитания: стимулирование; мотивация.
Педагогические технологии: групповое обучение; игровая и коллективная творческая деятельность.
Алгоритм учебного занятия
1. Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к занятиям.
2. Беседа по теме урока. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
3. Основная часть. Творческая практическая деятельность обучающихся.
4. Итог урока. Выставка и анализ работ. Обобщение темы урока.
Перечень дидактических материалов: репродукции картин, раздаточные карточки.
2.6. Рабочая программа воспитания
1. Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся умения видеть и передавать через свои работы красоту окружающего мира, уважения традиций своего народа.
Задачи:
- воспитывать любовь к народным традициям;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество;
- развивать чувство красоты родного края;
- развивать аккуратность, терпение, целеустремлённость;
- выявлять и сопровождать одарённых и талантливых детей.
Особенности организуемого воспитательного процесса в детском образовательном объединении
Процесс воспитания в кружке «Агроэкология» основывается на принципах взаимодействия педагога, обучающихся ориентирован на создание в объединении психологически комфортной среды для каждого ребенка, без которой невозможно конструктивное взаимодействие.
В кружке сформирована система традиционных мероприятий: «Церемония награждения победителей», «День именинника».
Воспитательная работа ведётся в соответствии с модулями, которые соответствуют определенным направлениям: «Патриот», «Семья» и «Дорогами добра».
2. Формы и содержание деятельности
Для достижения поставленной цели использую следующие виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая, досугово-развлекательная.
Формы деятельности: конкурс рисунков, выставка, акция, мастер-класс, викторина, презентация, беседа, игра, тестирование, самостоятельная работа.
3. Планируемые результаты: в процессе воспитательной деятельности, обучающиеся будут:
проявлять уважительное отношение к традициям своего народа, к Героям Отечества;
ценить семейные отношения; бережно относиться к окружающему миру.
Будет воспитана потребность делать добрые дела, быть чуткими и внимательными.
− знать: основные группы растений, животных родного края и взаимосвязи между ними;
− уметь: выполнять правила поведения в природе, вести дневник наблюдений, работать с природными материалом, наблюдать.
В результате обучения у ребенка:
− будет воспитано ответственное отношение к живой природе, потребность в общении с ней;
− будут сформированы навыки проведения наблюдений в природе;
− будет развита потребность в творческом самовыражении.
2.7. Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Модуль | Цель модуля | Название мероприятия, события, форма его проведения | Краткое содержание | Сроки проведения |
1. | Патриот | Воспитание любви и уважения к своей Родине, её героям, бережного отношения к природе | 1. Акция «Сохраним птиц на Земле!» | Беседа-презентация о героях, защищавших свою Родину; рисование по теме, выставка рисунков | Июнь |
2. Беседа «Горизонты открытий » | Викторина | Июнь |
3. Конкурс рисунков «Присягают Родине сыны…» | Беседа, презентация, выставка рисунков | Июнь |
2. | Семья | Формирование семейных ценностей, вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с детьми | 1. Конкурс рисунков «Мамина улыбка» | Презентация работ обучающихся кружка | Июнь |
2.Конкурс рисунков «Моя семья» | Выставка | Июнь |
3. Выставка «Выдумываем, рисуем, творим» | Изготовление поделки | Июнь |
3. | Дорогами добра | Развитие потребности делать добрые дела, быть чуткими и внимательными | 1. Акция «Письмо другу» | Беседа, круглый стол | Июнь |
2. Беседа-дискуссия «Мой подарок планете Земля» | Изготовление сувенира | Июнь |
3. Акция «Подарок другу» | Изготовление сувенира | Июнь |
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи).
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г.
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196».
8. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242).
9. Примерная программа воспитания. Утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 02.06.2020 г.
Литература для педагога
1. Березовая карусель. Русские народные игры. – М.: Детская литература, 1980.
2. Новицкая А. Экологическое воспитание. Подвижные игры. – Минск: Белорусская энциклопедия, 2003.
3. Пришвин М. Календарь природы, Минск: Ураджай, 1977.
4. Русские народные сказки. М.: Правда, 1982.
5. Фадеева Г. Экологические сказки. – Волгоград, 2003.
6.Растения: Научно-популярное издание для детей.- М.: ООО Росмэн-Издат, 2015.-31с.
7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения/ Авт. –сост. Л.А. Багрова; Под ред. О.Г. Хинн.- М.: Эксмо-пресс, 2011.- 528с.
8. Новак Ф.А. Иллюстративная энциклопедия растений.- М.: Прага, 2011- 352с.
9. Польских Б.Н. Рассказы о почве.- М.: Просвещение, 2013.- 125с.
Список литературы для детей
1. Бомонот Э. животные в картинках. М.: Скорпион, 1994.
2. Дмитриев Ю. «Тропинка в лесу». – М.: Детская литература, 1982.
3. Дмитриев Ю. Книга Природы. – М.: Детская литература, 1990
4. Зотов Ю. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
5. Чуковский К. Сказки. – М.: Горизонт, 1993.
Интернет-ресурсы
https://ecoportal.info/krasnaya-kniga-novosibirskoj-oblasti/ 10.05.22г.
https://www.tavika.ru/2020/05/pochva-uroki.html 12.05.22 г.
https://infourok.ru/prezentaciya-pochva-eyo-sostav-i-svoystva-546085.html 14.05.22 г.
https://myslide.ru/presentation/vyrashhivanie-ovoshhnyx-kultur-uxod-za-rasteniyami 14.05.22 г.
https://uchitelya.com/tehnologiya/37713-prezentaciya-bolezni-i-vrediteli-selskohozyaystvennyh-kultur.html 15.05.22 г.
https://infourok.ru/prezentaciya-po-cvetovodstvu-vidi-komnatnih-rasteniy-klass-1347778.html16.05.22 г.
https://shareslide.ru/okruzhayushchiy-mir/prezentatsiya-interaktivnaya-igra-svoya-igra-po
17.05.22 г.
https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/intieraktivnaia-ighra-dien-zdorov-ia 20.05.22 г.
Приложение № 1
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Июнь | 03 | 15.00-16.40 | Практическая работа | 2 | Вводное занятие | Кабинет | Тестирование |
2 | Июнь | 04 | 15.00-16.40 | Беседа, практическая работа | 2 | Радуга природы | Кабинет | Аппликация |
3 | Июнь | 08 | 15.00-16.40 | Практическая работа | 2 | Экологическая азбука | Кабинет | Рисунок |
4 | Июнь | 06 | 15.00-16.40 | Практическая работа | 2 | Живые существа Земли | Кабинет | Тестирование, вернисаж |
Итого | 8 | |
Приложение № 2
Вводный мониторинг личностного развития ребёнка
В процессе освоения им
дополнительной общеобразовательной программы «Цветовая экология» Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого параметра | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
1.Организационно- волевые качества: |
1.1. Настойчивость | Способность добиваться поставленной цели | - волевые усилия ребёнка побуждаются извне - иногда самим ребёнком – всегда самим ребёнком | 0-5 6-10 11-15 | Наблюдение |
1.2.Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки | - ребенок постоянно находится под воздействием контроля извне; - периодически контролирует себя сам -постоянно контролирует себя сам | 0-5 6-10 11-15 | Наблюдение |
2.Ориентационные качества: |
2. 1 Самооценка. | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям | -завышенная -заниженная -нормальная | 0-5 6-10 11-15 | Наблюдение |
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении. | Осознанное участие ребёнка в освоении | - интерес к занятиям продиктован извне | 0-5 6-10 11-15 | Опрос |
образовательной программы | - интерес периодически поддерживается самим ребёнком - интерес постоянно поддерживается самим ребёнком. | |
3. Поведенческие качества | |
3.1. Коммуникативность | Способность легко общаться. устанавливать контакты | - ребенок общается только при побуждении извне; - легко общается; - инициативен в установлении контактов | 0-5 6-10 11-15 | Наблюдение | |
3.2 Экологическая культура | Грамотное отношение к окружающему миру. Участие в природоохранной деятельности. | - ребенок не наносит вреда окружающей среде; - чётко следует экологическим правилам и нормам, к природоохранной деятельности побуждается извне; - чётко следует экологическим правилам и нормам, проявляет инициативу в природоохранной деятельности. | 0-5 6-10 11-15 | Наблюдение | |
Итоговый мониторинг личностного развития ребёнка
В процессе освоения им
дополнительной общеобразовательной программы «Цветовая экология» Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого параметра | Возможное количество баллов | Методы диагностики | | | | |
1.Организационно- волевые качества: | | | | |
1.1. Настойчивость | Способность добиваться поставленной цели | - волевые усилия ребёнка побуждаются извне - иногда самим ребёнком – всегда самим ребёнком | 0-5 6-10 11-15 | Наблюдение | | | | |
1.2.Самоконтроль | Умение | - ребенок | 0-5 | Наблюден | | | | |
контролировать свои поступки | постоянно находится под воздействием контроля извне; - периодически контролирует себя сам -постоянно контролирует себя сам | 6-10 11-15 | ие | | |
2.Ориентационные качества: | | |
2. 1 Самооценка. | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям | -завышенная -заниженная -нормальная | 0-5 6-10 11-15 | Наблюдение | | |
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении. | Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы | - интерес к занятиям продиктован извне - интерес периодически поддерживается самим ребёнком - интерес постоянно поддерживается самим ребёнком. | 0-5 6-10 11-15 | Опрос | | |
3. Поведенческие качества | | |
3.1. Коммуникативность | Способность легко общаться. устанавливать контакты | - ребенок общается только при побуждении извне; - легко | 0-5 6-10 11-15 | Наблюдение | | |
общается; - инициативен в установлении контактов | | | | | |
3.2 Экологическая культура | Грамотное отношение к окружающему миру. Участие в природоохранной деятельности. | - ребенок не наносит вреда окружающей среде; - чётко следует экологическим правилам и нормам, к природоохранной деятельности побуждается извне; - чётко следует экологическим правилам и нормам, проявляет инициативу в природоохранной. | 0-5 6-10 11-15 | Наблюдение | | | | | |
Итоговый мониторинг результатов учебной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе «Цветовая экология» Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого параметра | Возможное количество баллов | Методы диагностики | | | | | |
1. Теоретическая подготовка. | | | |
1.1. Теоретические знания. | Времена года | - низкий (ребенок овладел менее чем 1/2 | 0-5 6-10 11-15 | Контрольное задание | | | |
объема знаний, предусмотренных программой); - средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); - высокий уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренный | | |
2. Практическая подготовка | | |
2.1. Практически е умения и навыки, предусмотренные программой. | Экологическая задача | - низкий (ребенок не обладает данными умениями); - средний (ребенок допускает незначительные ошибки); - высокий уровень (ребенок правильно и осознано выполняет работу) | 0-5 6-10 11-15 | Наблюдение. | | |
2.2. Творческие навыки | Умение отразить тему занятия в творческой работе. | - низкий (ребенок не проявляет инициативы и отказывается от участия); - средний уровень | 0-5 6-10 11-15 | Контрольное задание | |
(ребенок участвует, при побуждении извне не проявляя инициативы); - высокий уровень (ребенок активно участвует, проявляет инициативу) | | |
3. Общеучебные умения и навыки. | | |
3.1. Умение слушать и слышать | Умение слышать педагога и товарища | - низкий (ребенок нуждается в постоянном контроле и помощи педагога) - средний уровень (ребенок иногда нуждается в помощи педагога) - высокий уровень (ребенок внимательно слушает педагога и товарищей) | 0-5 6-10 11-15 | Наблюдение. | | |
3.2. Аккуратность. | Умение аккуратно выполнять творческую работу. | - низкий ( ребенок выполняет работу небрежно, в множеством ошибок) - средний (ребенок выполняет работу удовлетворительно) - высокий (работа выполнена правильно и аккуратно) | 0-5 6-10 11-15 | Наблюдение. |