СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 7 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа 7 класс музыка с ктп

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 7 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» 7 класс была создана с опорой на следующие нормативные документы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Авторская программа В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак;

  • Федеральный перечень учебников на текущий учебный год

  • Учебный план МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» (федеральный и региональный компонент, компонент ОУ);

  • Основная образовательная программа МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа»;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Обязательный минимум содержания образовательной программы.


Общая характеристика учебного предмета

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с требованиями:Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы (утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Примерные программы по учебным предметам).  Изобразительное искусство 5-7 классы; Музыка 5-7 классы; Искусство 8-9 классы: проект – 2-е изд. Москва. «Просвещение» 2011. авторской программы «Музыка» В.В. Алеева,Т.И.Науменко,Т.Н.Кичак для 5-8 классов общеобразовательных учреждений (М.:Дрофа, 2010).

Цель программы В.В.Алеева, Т.И.Науменко «Искусство. Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников в процессе приобщения к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Цель рабочей программы:создание условий для формирования ключевых компетенций учащихся в процессе приобщения к музыкальной культуре.

Цель курса предмета :формирование музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части духовной культуры в процессе воспитания инициативного компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности.

Задачи направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:


  • способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

  • научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

  • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

  • развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

  • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное обобщенное понимание характерных признаков музыкально–исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве.

Содержание курса

Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго поколения» для общеобразовательной школы основано  на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь. Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство  с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов.

В содержании 7 класса актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке («Традиция и современность в музыке» тема года). Что называть музы­кальной формой — только ли разновидности музы­кальной композиции — период, двух- и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная дра­матургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах — опере, симфонии? Подробно разбирается и доказывается, что и содер­жание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного за­мысла и его воплощения. Что такое музыка старая и новая? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержа­ние музыкального произведения? Эти вопросы рас­крываются в первой части программы для 7 класса.

Во второй части программы 7 класса тема обращена к воплощению в музыке пробле­мы вечной связи времен. Музыкальное искусство рас­сматривается сквозь призму вековых традиций, про­должающих свою жизнь и поныне. Вторая часть посвящена выявлению сущности истины и красоты, миру человеческих чувств, оп­ределения современности в музыке. Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с XX веком. Таким образом, пред­ставляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды или злободневных течений

Программное содержание, художественный материал, разбор музыкальных произведений нацелены на общую за­дачу: раскрыть значение музыки как феномена, обла­дающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвы­шающее влияние на формирование человеческой лич­ности.

Тематическое планирование составлено по программе В. В. Алеева, Т. Н. Кичак, «Музыка» 5-7 класс, Изд. «Дрофа», 2010 г.

Место в базисном плане

Настоящая программа «Музыка 7 класс » составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 7 классах 34 часа в год (1час в неделю). Количество часов в I четверти – 9; во II четверти – 7; в III четверти – 10; в IV четверти – 8 и по два резервных часа в каждом классе.

Особенности рабочей программы

Рабочая программа музыка для 7 классов разработана на основе авторской программы «Музыка» В.В. Алеева,Т.И.Науменко,Т.Н.Кичак для 5-8 классов общеобразовательных учреждений. В рабочей программе есть незначительные изменения репертуарного раздела содержания программы.

Срок реализации, часы, резерв

Учебный год составляет 34 учебных недель. По учебному плану МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» на предмет «Музыка» предусмотрен 1 час в неделю – 34 часов. Данный курс планируется изучить за 32 часа и 2 часа резерв.

Срок реализации программы: 34 часов

Формы и методы организации образовательного процесса

Формы: урок, беседа, диспут, викторина.

Методы: наглядно-слуховой, метод выявления сходства и различия, метод идентификации, метод сравнения и анализа, художественно-практический, метод эмоциональной драматургии, метод музыкального обобщения, метод междисциплинарных взаимодействий.

Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода.

Виды организации учебной деятельности:

Самостоятельная работа, творческая работа, конкурс, викторина.

Основные виды контроля при организации контроля работы:

Вводный, текущий, итоговый, индивидуальный, письменный, контроль учителя.

Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тестовые задания

- аудиовикторина

Основные виды деятельности

основными видами практической деятельности на уроке являются:

I — слушание музыки,

II — выполнение проблемно-творческих заданий,

III — хоровое пение;

Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства, приводимые в учебнике. Их цель — придать большую многомерность в освещении изучаемой темы.

Выполнение проблемно-творческих заданий осуществляется учащимися в дневниках музыкальных впечатлений (размышлений). Этот вид практической деятельности предназначается для работы как на уроке, так и дома. В классе ребятам предлагаются задания, не требующие сколько-нибудь продолжительных затрат во времени.

Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Песенный репертуар составлен с учетом максимального тематического соответствия содержа-нию программы.

Овладение школьниками необходимыми певческими умениями и навыками, отраженными в требованиях программы, происходит в процессе работы над песенным репертуаром.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности художественном и самобытном разнообразии;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций;

- сознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.

Метапредметные :

Познавательные УУД

- познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;

- проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусства, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);

Регулятивные УУД

- осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;

- развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

- устойчивое умения работы с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.

Коммуникативные УУД

- устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;

- владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

Предметные:

- представлять, место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта и реализации творческого потенциала;

- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

Учебно-методический комплекс

Алеев В. В., Науменко Т. И. «Музыка». 7 класс. Учебник.

Алеев В. В., Науменко Т. И. «Музыка». 7 класс. Рабочая тетрадь.

Алеев В. В., Науменко Т. И. «Музыка». 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.

Алеев В. В., «Музыка». 7 класс. Фонохрестоматия (2 аудиокассеты).

Учебно-тематическое планирование

7 класс

Тема года: «Содержание и формы в музыке»

урока

Наименование разделов и тем


часы

1.

Содержание в музыке

9

2.

Музыкальный образ

7

3.

Форма в музыке

9

4.

Музыкальная драматургия

9

5.

Резервные часы

1

Итого:

35

















Содержание тем учебного курса 7класс.

Содержание в музыке (9 часов). Единство музыкального произведения. Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание. Каким бывает музыкальное содержание. Музыка, которую необходимо объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского.»Восточная» партитура Н.Римского-Корсакова. Когда музыка не нуждается в словах.

Музыкальный образ. Музыкальный жанр(7 часов). Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Драматический, лирический, романтический, эпический образы. О чем рассказывает музыкальный жанр? Виды жанров – песня, танец, марш.

Слушание музыки: И. Брамс. Симфония № 3, III часть; Л.Бетховен, Соната № 14 для фортепиано, I часть; А. Вивальди «Зима», 1 часть из цикла «Времена года»; О. Мессиан «Пробуждение птиц»; П. Чайковский «Ноябрь», «На тройке» из цикла «Времена года»; Н. Римский-Корсаков «Шехеразада», 1 часть; С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; Ф. Шуберт «Лесной царь»; Н. Римский-Корсаков «Окиан-море синее», вступление к опере «Садко»;Ф. Шопен «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53 № 6; «Во поле береза стояла», русская народная песня; П. Чайковский, Симфония № 4, IV часть, фрагмент; П. Чайковский, марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Бизе, Марш тореадора из оперы «Кармен»; П. Чайковский, Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен, Вальс Си минор, соч. 69 № 2;В.Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского «Под музыку Вивальди».

Разучивание песен А. Островского «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», М.Таривердиев «Маленький принц», Ю. Милютин «Лирическая песенка»; Г.Струне «Матерям погибших героев»; «Ты река ль моя, реченька», русская народная песня, обработка Л. Лядовой.

Форма в музыке (9 часов). Что такое музыкальная форма. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. «Художественная форма — это ставшее зримым содержание». От целого к деталям. Понятие музыкальной композиции. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). Двухчастная и трехчастная формы. Многомерность образа в форме рондо. Вариации. Музыка в развитии. Музыкальный порыв.

Музыкальная драматургия (9 часов) как взаимосвязь музыкальных образов. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Слушание музыки: В. А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», «Реквием. Лакримоза», Симфония № 41 «Юпитер», IV часть; Ф. Шуберт «Серенада», «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь»; Л. Бетховен, Симфония № 5, 1 часть; М. Равель «Игра воды»; Ф. Шопен, Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь», стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья...»; А. Бородин «Спящая княжна»; С. Прокофьев «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»; Д..Шостакович,Симфония № , I часть, «эпизод нашествия»; М. Мусоргский «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; Р. Шуман. «Порыв»; М. Глинка. «Мазурка», хор поляков из «Сцены в лесу» и хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; А. Бородин, опера «Князь Игорь», фрагменты: хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия;Разучивание песен Е. Крылатова «Я верю только мачтам и мечтам», А. Зацепина «Есть только миг», А. Рыбникова «Последняя поэма» из кинофильма «Вам и не снилось», В.Синявского «Благодарим, солдаты, вас!», А. Пахмутовой «Надежда», Г.Комракова «Вечный огонь», Ю.Антонова «Красные маки» и других

Требования к уровню подготовки учащихся

по итогам шестого класса:

-уметь определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;

-уметь отразить своё понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлении о музыке;

-знать имена композиторов, ранее изученных на уроках музыки, сообщать краткие сведения их биографии;

-овладеть понятиями музыкальной грамоты:

метр и ритм, мелодия, гармония, полифония, фуга, музыкальная фактура, adagio и presto;

-уметь находить взаимодействие между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью;

-проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, акценты, исполнять одно - двухголосные произведения с аккомпанементом.

Содержание шестого класса отражает проблему художественного воздействия музыки, воплощённой в средствах музыкальной выразительности. Разбор музыкальных произведений нацелен на общую задачу: раскрыть значение музыки обладающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвышающее влияние на формирование человеческой личности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров.

Требования к уровню подготовки учащихся

по итогам седьмого класса:

-аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека с учётом знаний, полученных в 5, 6, 7 классах, уметь обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

-уметь находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительным искусством, изучаемыми в 7-м классе;

-уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях музыкальных форм (период, двухчастная форма, трёхчастная форма, вариации, рондо);

-осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве, традиции и современности, понимания их неразрывной связи;

-проявлять навыки вокально-хоровой работы – исполнять произведения различных жанров и стилей, умение петь под фонограмму, с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом в период мутации.

Содержание 7-го класса музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций. За основу берутся «вечные темы» искусства – мир человеческих чувств, мир духовных поисков.

Список литературы для учителя

Стандарты второго поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад.

образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова,

2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

Фундаментальное ядро содержания общего образования

/ под ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

Примерные программы по учебным предметам. Музыка, 5—7 классы. Ис-кусство, 8—9 классы: проект. — 2-е изд. —М.: Просвеще-ние, 2011. — 176 с. — (Стандарты второго поколения).

Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб.пособие

/ Э. Б. Абдуллин и др. М.: «Асademiа», 2002.

Алиев Ю. Б. Изучение музыки ХХ века в общеобразова-тельной школе. Творчество. Оливье Мессиана // Искусство и образование. 2010. № 5. С. 95—103.

Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2000.
Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 2009.
Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 2006.

Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. 
Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 2009.
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 2009.
Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 2009.
Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 2008.
Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 2007.
Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 2008.
Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 2008.
Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 2009.
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 2007.
Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 


Дополнительная литература для обучающихся:


Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.

Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Ми­нина. - СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.

Майкапар, А. Шедевры русской оперы [Текст] / А. Майкапар. - М. : Крон-Пресс, 1998.

Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

Прохорова, И. А. Зарубежная музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.

Прохорова, И. А. Советская музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М.: Му­зыка, 1972.

Саймон, Генри У. Сто великих опер и их сюжеты [Текст] / Генри У. Саймон ; пер. с англ. А. Майкапара. -М. : Крон-Пресс, 1998.

Саминг, Д.-К. 100 великих композиторов [Текст] / Д.-К. Саминг. - М.: Вече, 1999.

Финкельштейн, Э. И. Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкелынтейн. - СПб.: Компози­тор, 1997.

Интернет-ресурсы:

http://www.radostmoya.ru/project/akademiya_zanimatelnyh_iskusstv_muzyka/video/,

http://mp3sort.biz/viewtn.php?t=7947&start=8330



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!