СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 класс  по программе Б.М. Неменского 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа п. Красный Текстильщик

Саратовского района Саратовской области»



Рассмотрено на школьном методическом объединение учителей филологического цыкла

Протокол № ____ « ____» августа 2018 г.

Руководитель ШМО _________

(Комарова Л.А.)


Утверждено:   

Директор МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик» 

«____» августа 2018г.

Приказ № ___  

______________ /Промкина Л.Н./


Согласовано на методическом совете

Протокол № ____ « ____» августа 2018 г.










Рабочая программа

по предмету «Изобразительное искусство »

(5 – 8 классы)










Программу по предмету изобразительное искусство разработала Кузнецова Лариса Викторовна (соответствие занимаемой должности)




















п. Красный Текстильщик

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12. г. № 273-ФЗ (новая редакция)

  2. Требованиями (п.18.2.2.) федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897), (в ред. приказов Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 N 1644 и от 31.12.2015 г. № 1577);

  3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15¹), с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта;

  4. Фундаментального ядро содержания общего образования» ( Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011)

  5. Авторской программы под редакцией Б. М. Неменского;

  6. С учетом основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик».

  7. Положения «О рабочей программе педагога»;

  8. Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию в образовательном учреждении, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.


Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

-формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

-освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

-формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

-формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

-овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видетьреальный мир, способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

-овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды;

-развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

-развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека.



Описание места учебного предмета в учебном плане.

В учебном плане школы предмет «Изобразительное искусство» включен в предметную область «Искусство».

На изучение предмета «Изобразительное искусство » отведено

класс

Часов в неделю

Часов в год

5

1

35

6

1

35

7

1

35

8

1

35

ВСЕГО



ΙΙ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изучение предмета «изобразительное искусство» в основной школе обеспечивает определённые результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествен­ных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего   культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве

  • со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
    формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий  и требований,  корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

•  формирование основ художественной культуры обучающихся как части их

общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памя­ти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческо­го воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмо­ционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориента­ции в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения  духовных цен­ностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное ху­дожественное творчество разных народов, классические произведе­ния отечественного и зарубежного искусства, искусство современ­ности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в по­нимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных ви­дах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразитель­ных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными матери­алами и в разных техниках в различных видах визуально-простран­ственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,   видеозапись,   компьютерная   графика,   мультипликация   и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование  активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой

ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
    самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
    формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


5 класс

Предметные результаты

По окончании 5 класса ученик научится

По окончании 5 класса ученик получит возможность

приемам традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово,;

  • научиться создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

  • получить навыки выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • овладеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).

различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы ХУII века);

различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов

Личностные результаты

Результат

Возможный способ достижения

  • сформированность чувства гордости за свою Родину, российское декоративно-прикладное искусство, знание истоков народных промыслов, понимание ценности культур­ного наследия народов России и человечества;

  • усвоение тради­ционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;

  • степень усвоения художественного опыта человечества в декоративно-прикладном искусстве, обогащение на этой основе собственного ду­ховного мира;

  • развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия декоративно-прикладного искусства народов России и мира, в процессе твор­ческой деятельности;

  • ответственное отношение к учёбе, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач;

  • го­товность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

  • готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного от­ношения к миру и декоративно-прикладному искусству;

  • освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

  • коммуникативную компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками в различных видах деятельности;

  • навыки проектирования индивидуальной художественно-творческой деятельности и понимание своей роли в разработ­ке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.

  • информационный проект (поиск информации о декоративно-прикладном искусстве прошлого, настоящего, будущего).

  • виртуальное путешествие по разным странам).

  • подготовка и участие в этнофестивале «Вместе – дружная семья».

  • активное использование мультимедиа и интернет- ресурсов, энциклопедий, словарей и др.

  • игра «Ты сам мастер ».

  • изучение, разбор и обсуждение различных произведений ДПИ из мира искусства, посещение театров и музеев, в т.ч. интерактивное;

  • подготовка презентаций о художественных произведениях ДПИ.

  • участие в общественных мероприятиях, конференциях по изобразительному искусству, олимпиадах, этнокультурных фестивалях различного уровня.

  • участие в конкурсах, фестивалях.

  • участие в коллективных художественно-творческих проектах со сверстниками.

6 класс

Предметные результаты

По окончании 6 класса ученик научится

По окончании 6 класса ученик получит возможность


  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • научатся видеть взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

  • будут знать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • овладеют умениями и навыками работы красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, умением использовать коллажные техники;

  • научатся видеть конструктивную форму предмета,

  • владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов;

  • знать общие правила построения головы человека;

  • уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы.

  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия,

  • понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Личностные результаты

Результат

Возможный способ достижения

сформированность чувства гордости за свою Родину, российского изобразительного искусства, знание истоков изобразительного искусства, основных направлений и этапов развития изобразительного искусства; понимание ценности культур­ного наследия изобразительного искусства России и человечества;

  • информационный проект (поиск информации об изобразительном искусстве прошлого, настоящего, будущего).

  • игровой проект, представление «Живые картины, скульптуры», виртуальное путешествие по разным странам).

  • подготовка и участие в этнофестивале «Вместе – дружная семья».

  • активное использование мультимедиа и интернет-ресурсов, энциклопедий, словарей и др.

  • изучение, разбор и обсуждение различных произведений изобразительного искусства, посещение театров и музеев, в т.ч. интерактивное;

  • подготовка презентаций о произведениях изобразительного искусства.

  • участие в общественных мероприятиях, конференциях по искусству, олимпиадах, этнокультурных фестивалях различного уровня.

  • участие в конкурсах, концертах, фестивалях.

сформированность основ гражданской идентичности;

сформированность художественного опыта человечества, народов в изобразительном искусстве, обогащение на этой основе собственного ду­ховного мира;

развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия изобразительного искусства России и мира, в процессе твор­ческой деятельности;

ответственное отношение к учёбе, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; го­товность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного от­ношения к миру и изобразительному искусству;

освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

коммуникативную компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками в различных видах деятельности.

7 класс

Предметные результаты

По окончании 7 класса ученик научится

По окончании 7 класса ученик получит возможность

  • конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

  • владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

  • использовать разнообразные художественные материалы ;

  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля

  • прогнозировать основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

  • разбираться в основных этапах развития и истории архитектуры и дизайна, тенденциях современного конструктивного искусства, образном языке конструктивных видов искусства, единстве функционального и художественно-образных начал и их социальной роли.

Личностные результаты

Результат

Возможный способ достижения

  • сформированность чувства гордости за свою Родину, российские конструктивные искусства, знание истоков, основных направлений и этапов развития конструктивных искусств; понимание ценности культур­ного наследия народов России и человечества; усвоение тради­ционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;

  • сформированность знаний художественного опыта человечества в конструктивных искусствах, обогащение на этой основе собственного ду­ховного мира;

  • развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия народов России и мира в конструктивных искусствах, в процессе твор­ческой деятельности;

  • ответственное отношение к учёбе, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; го­товность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного от­ношения к миру и конструктивному искусству;

  • освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

  • коммуникативную компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками в различных видах деятельности.

  • информационный проект (поиск информации о конструктивных искусствах прошлого, настоящего, будущего).

  • виртуальное путешествие по разным странам).

  • подготовка и участие в этнофестивале «Вместе – дружная семья».

  • активное использование мультимедиа и интернет-ресурсов, энциклопедий, словарей и др.

  • ролевая игра «Встречают по одёжке»

  • изучение, разбор и обсуждение различных произведений конструктивных искусств , посещение театров и музеев, в т.ч. интерактивное;

  • подготовка презентаций о конструктивных искусствах мира.

  • участие в общественных мероприятиях, конференциях по искусству, олимпиадах, этнокультурных фестивалях различного уровня.

  • участие в конкурсах, концертах, фестивалях.

8 класс

Предметные результаты

По окончании 8 класса ученик научится

По окончании 8 класса ученик получит возможность

  • элементарной азбуке фотографирования;

  • анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;

  • применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;

  • принципам построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);

  • принципам киномонтажа в создании художественного образа.

  • осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино и видео-работами;

  • быть готовым к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

Личностные результаты

Результат

Возможный способ достижения

  • сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и синтетические искусства, знание их истоков, основных направлений и этапов развития;

  • понимание ценности культур­ного наследия народов России и человечества в синтетических искусствах; усвоение тради­ционных ценностей многонационального российского общества,

  • сформированность основ гражданской идентичности;

  • степень усвоения художественного опыта человечества в синтетических искусствах, обогащение на этой основе собственного ду­ховного мира;

  • развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия в синтетических искусствах народов России и мира, в процессе твор­ческой деятельности;

  • ответственное отношение к учёбе, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач;

  • го­товность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

  • готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного от­ношения к в синтетическим искусствам;

  • освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

  • коммуникативную компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками в различных видах деятельности.

  • информационный проект (поиск информации о синтетических искусствах прошлого, настоящего, будущего).

  • игровой проект «Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры»

  • виртуальное путешествие по разным странам.

  • подготовка и участие в этнофестивале «Вместе – дружная семья».

  • активное использование мультимедиа и интернет-ресурсов, энциклопедий, словарей и др.

  • изучение, разбор и обсуждение различных произведений синтетического искусства, посещение театров и музеев, в т.ч. интерактивное;

  • подготовка презентаций о художественных произведениях синтетических искусств.

  • участие в общественных мероприятиях, конференциях по искусству, олимпиадах, этнокультурных фестивалях различного уровня.

  • участие в конкурсах, концертах, фестивалях.


ΙΙΙ. Содержание учебного предмета Изобразительное искусство

Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.

В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.

В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:

  • ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;

  • изобразительная деятельность (основы художественного изображения);

  • декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства);

  • художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);

  • художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.

Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».

Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.

Понимание смысла деятельности художника

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).

Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.


ΙV. Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»

5 класс:


п.п

Раздел программы

Количество часов

1

«Древние корни народного искусства»

9 часов

2

«Связь времен в народном искусстве»

8 часов

3

«Декор – человек, общество, время»

10 часов

4

«Декоративное искусство в современном мире»

8 часов


Основными видами учебной деятельности на уроках являются:

Работа над декоративной композицией на тему древних образов в росписи и резьбе по дереву, орнаментах народной вышивки.

Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками.

Вырезание из картона выразительной формы посуды или предметов труда и украшение их орнаментальной росписью.

Выполнение узора вышивки на полотенце в традициях русских мастеров с использованием орнаментального рисунка.

Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов.

Изготовление куклы «Масленицы».

Создание игрушки (импровизация формы) и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Вырезание из бумаги форм посуды (чашка, чайник, тарелка) и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма мастеров Гжели.

Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкого письма.

Выполнение фрагмента хохломской и жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом.

Выполнение работы по мотивам декоративного искусства Древнего Китая. Материал я по выбору учащихся.

Создание проекта собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно – символического языка геральдики. Изготовление декоративного панно из бумаги. Изготовление декоративного панно из солёного теста

Создание проекта эмблемы школьного кабинета


Календарно-тематическое планирование

5 класс.


урока

Дата проведения

Тема урока

Тип

урока

Вид контроля

план

факт

«Древние корни народного искусства» 9 ч

1




Древние образы в народном искусстве.

УОНЗ


Устный опрос. Практическая работа.

2



Убранство русской избы.

УОНЗ

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

3



Убранство русской избы.

УРК

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

4



Внутренний мир русской избы

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.


5



Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

6



Русская народная вышивка



УРК

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

7



Народный праздничный костюм.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

8



Народный праздничный костюм.

УРК

Устный опрос. Практическая работа.

9



Народные праздничные обряды. Обобщение темы.

УРК

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

Связь времен в народном искусстве (8 часов).

10



Древние образы в современных народных игрушках.

УОНЗ


Устный опрос. Практическая работа.

11



Искусство Гжели.

УОНЗ


Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

12



Городецкая роспись

УОНЗ


Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

13



Хохлома.


УОНЗ


Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

14



Хохлома.


УРК

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке

15



Жостово. Роспись по металлу.


УОНЗ


Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

16



Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла.

УОНЗ


Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

17



Хохлома.

УОНЗ


Устный опрос. Практическая работа.

Декор – человек, общество, время (10 часов)

18



Зачем людям украшения.


УОНЗ


Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

19



Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

УОНЗ


Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

20



Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

УРК

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

21



Одежда «говорит» о человеке.

УОНЗ


Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

22



Одежда «говорит» о человеке.


УРК

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

23



Одежда «говорит» о человеке.

УРК

Устный опрос. Практическая работа.

24



Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

УОНЗ

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

25



Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

УРК

Просмотр и обсуждение работ. Защита проекта

26



О чём рассказывают нам гербы области.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, защита проекта

27



Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

УОНЗ


Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

Декоративное искусство в современном мире (8 часов)


28



Современное выставочное искусство

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

29



Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

УОНЗ

Устный опрос. Практическая работа.

30



Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (Витраж)

УОНЗ


Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

31



Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (Витраж)

УРК

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

32



Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (мозаичное панно)

УОНЗ


Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

33



Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства ( мозаичное панно)

УРК

Просмотр и обсуждение работ, защита проекта

34



Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

УОНЗ


Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

35



Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

УРК

Творческое обсуждение работ, защита проекта

Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»

6 класс

№п.п

Раздел программы

Количество часов

1

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

9 часов

2

«Мир наших вещей. Натюрморт»

10 часов

3

«Вглядываясь в человека. Портрет»

7 часов

4

«Человек и пространство в изобразительном искусстве»

9 часов


Основными видами учебной деятельности на уроках является:

Выявлять и называть виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изо­бразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); Пользоваться выразительными возможностями графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер и т.д.). Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Эмоционально воспринимать произведения станковой гра­фики, станковой живописи. Различать основные характери­стики и свойства цвета. Понимать значение слова «колорит» и его роль в созда­нии художественного образа. Различать выразительные средства и ма­териалы скульптуры. Выявлять и объяснять связь объема с окружающим пространством и освещением. Пользоваться сред­ствами выразительности графи­ки, скульптуры, живописи; Называть имена и произведения вы­дающихся художников, твор­чество которых рассматрива­лось на уроках четверти

Объяснять взаимо­связь реальной действитель­ности и ее художественного изображения в искусстве. Участвовать в диалоге о значении реальности и фантазии в творчестве художника. Объяснять термин «натюрморт». Называть выдающихся художников и их произведе­ния в жанре натюрморта. Эмоционально воспринимать произведения   искусства   натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция). Различать линейные, плоскостные и объёмные формы. Создавать    про­стые геометриче­ские  тела  (конус, цилиндр,        куб, призма. Объяснять правила объемного изо­бражения геометрических тел с натуры; основы композиции на плоскости. Определять основы изобразитель­ной грамоты: светотень. Понимать роль языка изобра­зительного искусства в выра­жении художником своих пе­реживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Создавать и разрабатывать натюрмортную композицию на плоско­сти, применяя язык изобрази­тельного искусства и вырази­тельные    средства графики; работать в технике печатной графики.

Определять жанр изобразительно­го искусства: портрет; Соотносить изображение человека в портрете и его характер, внутренний мир. Понимать роль пропорций в изображении головы, лица че­ловека. Владеть навыками выразительного использования  графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры. Передавать харак­тер    героя    в   скульптурном портрете,  используя  вырази­тельные возможности скульп­туры. Анализировать   образ­ный язык произведений порт­ретного   жанра. Создавать наброски (пятном) головы в различном освещении. Создавать портрет в технике коллажа. Определять выразительные воз­можности цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Видеть и использовать цвет как средство выражения настроения и характера героя.

Находить и определять жанры изобразительно­го искусства. Понимать значение перспективы в изобразительном искусстве. Объяснять правила линейной и воздушной перспективы. Использовать правила перспективы в собственной  творческой работе.

Организовывать перспективное пространство пейзажа.

Соотносить высоту горизонта в картине и его образный смысл. Понимать роль колорита в пейзаже-настроении. Определять основные виды и жанры изобразительных (пластиче­ских) искусств; виды графики; Называть выдающихся художников и их произведения. Анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров.

Календарно-тематическое планирование

6 класс.


урока

Дата проведения

Тема урока

Тип

урока

Вид контроля

план

факт

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

1




Язык изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства

УОНЗ

Устный опрос. Практическая работа.

2



Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства

УОНЗ

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

3




Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

4



Черное и белое– основа языка. Графики. Линия и ее выразительные возможности.

Пятнокак средство выражения.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

5



Черное и белое – основа языка графики. Линия и ее выразительные возможности.

Пятно как средство выражения.

УРК

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

6



Цвет – основа языка живописи

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

7



Цвет – основа языка живописи

УРК

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

8



Объёмные изображения в скульптуре

УОНЗ

Устный опрос. Практическая работа.

9



Объёмные изображения в скульптуре

УРК

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

Мир наших вещей. Натюрморт.

10



Объёмные изображения в скульптуре

УРК

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

11



Пейзаж – сфера искусства, в котором формируется отношение к природе

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

12



Отношение художника к миру природы.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

13



Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр.

УРК

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

14



Пейзаж в графике

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

15



Пейзаж в графике

УРК

Устный опрос. защита проекта.

16



Художник выражает свое понимание красоты природы

УОНЗ

Фронтальный опрос. защита проекта.

17



Построение пространства в пейзаже.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по темеурока.

18



Построение пространства в пейзаже.

УРК

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

19




Роль колорита в пейзаже


УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ, защита проекта.

Вглядываясь в человека. Портрет.

20



Отношение человека к миру вещей

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

21



Отношение художника к миру вещей

УРК

Творческое обсуждение работ,

22



Отношение художника к миру вещей

УРК

Устный опрос. защита проекта.

23



Натюрморт в графике

УОНЗ

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

24



Это – мы: вглядываясь в человека.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

25



Портрет в графике

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

26



Композиция в портрете

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

27



Композиция в портрете

УРК

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

28



Композиция в портрете

УР

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

29



Портрет в живописи

УОНЗ

Устный опрос. Практическая работа.

30



Музеи мира

УОНЗ

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

31



Музеи мира

УРК

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

32



Музеи мира

УР

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

33



Государственная Третьяковская галерея

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

34



Государственная Третьяковская галерея

УРК

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

35



Пейзаж, портрет, натюрморт в музеях искусств.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.


Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»

7 класс

п.п

Раздел программы

Количество часов

1

«Изображение фигуры человека и образ человека»

8

2

«Поэзия повседневности»

9

3

«Великие темы жизни»

10

4

«Реальность жизни и художественный образ »

8


Основными видами учебной деятельности на уроках является:

Находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объёмно-пространственных композиций.

Выбирать способы компоновки композиции и составлять различные плоскостные композиции из 1—4 и более простейших форм (прямоугольников), располагая их по принципу симметрии или динамического равновесия.

Добиваться эмоциональной выразительности (в практической работе), применяя композиционную доминанту и ритмическое расположение элементов.

Понимать и передавать в учебных работах движение, статику и композиционный ритм.

Понимать и объяснять, какова роль прямых линий в организации пространства.

Использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое или, исходя из образного замысла, членить композиционное пространство при помощи линий.

Понимать роль цвета в конструктивных искусствах.

Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах.

Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту.

Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука.

Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур.

Применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции.

Понимать и объяснять образно-информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе. Создавать творческую работу в материале.

Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.

Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота.

Создавать практическую творческую работу в материале.

Развивать пространственное воображение.

Понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объёмов при взгляде на них сверху.

Осознавать чертёж как плоскостное изображение объёмов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр, шар и т. д.

Применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы.

Анализировать композицию объёмов, составляющих общий облик, образ современной постройки.

Осознавать взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки.

Понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и целесообразности конструкции.

Овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов.

Использовать в макете фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности.

Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них.

Применять модульные элементы в создании эскизного макета дома.

Иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития.

Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания, уметь выявлять сочетание объёмов, образующих форму вещи.

Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование, уметь объяснять это.

Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего.

Создавать творческие работы в материале.

Понимать и объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала.

Развивать творческое воображение, создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей.

Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта.

Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре.

Выполнять коллективную творческую работу по теме.


Календарно-тематическое планирование

7 класс.

урока

Дата проведения

Тема урока

Тип

урока

Вид контроля

план

факт


Изображение фигуры человека и образ человека 8 часов

1



Изображение фигуры человека в истории искусства. Изображение фигуры человека саратовскими художниками.

УОНЗ

Устный опрос.

Практическая работа.

2



Пропорции и строение фигуры человека.

УОНЗ

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

3



Пропорции и строение фигуры человека.

УОНЗ

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

4



Лепка фигуры человека.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

5



Лепка фигуры человека.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока. Защита проекта.

6



Набросок фигуры человека с натуры.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках.

7



Набросок фигуры человека с натуры.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках.

8



Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве, в искусстве Саратовских художников 19-21 веков.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Защита проекта

Поэзия повседневности. 9 часов

9



Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

УОНЗ

Выступления с анализом произведений, выполненных известными художниками.

10



Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Бытовой и исторический жанры в картинах художников Саратовской области.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

11



Сюжет и содержание в картине.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

12



Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

13



Жизнь в Саратовском регионе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

УРК

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

14



Жизнь в Саратовском регионе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

УР

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

15



Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ. Защита проекта.

16



Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

УРК

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

17



Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

УОНЗ

Устный опрос. Практическая работа.

Великие темы жизни. 10 часов

18



Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Тематическая картина в искусстве саратовских художников 19 века.

УОНЗ

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

19



Процесс работы над тематической картиной.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

20



Процесс работы над тематической картиной.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

21



Библейские темы в изобразительном искусстве.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

22



Библейские темы в изобразительном искусстве.

УРК

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

23



Монументальная скульптура и образ истории народа.

УРК

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

24



Монументальная скульптура и образ истории народа.

УРК

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

25



Место и роль картины в искусстве 20 века.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

26



Монументальная скульптура и образ истории народа.

УРК

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

27



Место и роль картины в искусстве 20 века.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

Реальность жизни и художественный образ 8 часов

28



Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Художники-иллюстраторы Саратовской губернии.

УОНЗ

Устный опрос. Практическая работа.

29



Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Художники-иллюстраторы Саратовской губернии.

УРК

Устный опрос. Защита проекта

30



Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

УОНЗ

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

31



Зрительские умения и их значение для современного человека.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

32



История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

33



Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

34



Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культур. Тульский музей изобразительных искусств.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

35



Итоговая выставка работ

УРК

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.


Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»

8 класс

п.п

Раздел программы

Количество часов

1

«Дизайн и архитектура – конструктивные искусства»

8 часов

2

«В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств»

7 часов

3

«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»

10 часов

4

«Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

Образ человека и индивидуальное проектирование»

10 часов


Основные виды учебной деятельности на уроках:

Понимать специфику изображения и визуально пластической образности в театре и на киноэкране.

Получать представления о синтетической природе и коллективности

творческого процесса в театре, о роли художника сценографа в содружестве драматурга, режиссёра и актёра.

Узнавать о жанровом многообразии театрального искусства.

Понимать соотнесение правды и условности в актёрской игре и сценографии спектакля.

Узнавать, что актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики.

Представлять значение актёра в создании визуального облика спектакля.

Понимать, что все замыслы художника и созданное им оформление живут на сцене только через актёра, благодаря его игре.

Получать представление об истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сцены (от древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены).

Узнавать, что образное решение сценического пространства спектакля и

облика его персонажей составляют основную творческую задачу театрального художника.

Понимать различия в творческой работе художника живописца и сценографа.

Осознавать отличие бытового предмета и среды от их сценических аналогов.

Приобретать представление об исторической эволюции театрально декорационного искусства и типах

сценического оформления и уметь их творчески использовать в своей сценической практике.

Представлять многообразие типов современных сценических зрелищ

(шоу, праздников, концертов) и художнических профессий людей, участвующих в их оформлении.

Получать представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.), об этапах их воплощения на сцене в содружестве с бутафорами, пошивочными, декорационными и иными цехами.

Уметь применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля.

Понимать и объяснять условность театрального костюма и его отличия от бытового.

Представлять, каково значение костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актёра (наряду с гримом, причёской и др.).

Уметь применять в практике любительского театра художественно творческие умения по созданию костюмов для спектакля из доступных материалов, понимать роль детали в создании сценического образа.

Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он является.

Понимать и объяснять, в чём заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа.

Представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные, ростовые) и уметь пользоваться этими знаниями при создании кукол для любительского спектакля, участвуя в нём в качестве художника, режиссёра или актёра.

Понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля.

Осознавать специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах у зрителя — равноправного участника сценического зрелища.

Развивать свою зрительскую культуру, от которой зависит степень понимания спектакля и получения эмоционально художественного впечатления — катарсиса.



Календарно-тематическое планирование

8 класс.


урока

Дата проведения

Тема урока

Тип

урока

Вид контроля

план

факт

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства.

(8 часов )

1



Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной компо­зиции.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

2



Прямые линии и организация пространства.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

3



Цвет – элемент композиционного творчества.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

4



Искусство шрифта. Буква – строка – текст.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

5



Искусство шрифта. Буква – строка – текст.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

6



Многообразие форм полиграфического дизайна.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

7



В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм дизайна.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

8



В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм дизайна.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

9



Объект и пространство. От плоского изображения к объёмному макету.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

10



Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

11



Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

12



Важнейшие архитектурные элементы здания.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

13



Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

14



Форма и материал.


УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

15



Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. (10 человек)

16



Образно – стилевой язык архитектуры прошлого

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

17



Живое пространство города. Улица

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

18



Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания просранственно – вещевой среды интерьера

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

19



Природа и архитектура. Проект: «Организация архитектурно – ландшафтного пространства»

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

20



Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно – пространственной среды жилища

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

21



Дизайн и архитектура моего сада

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

22



Мода, культура и ты. Композиционно – консруктивные принципы дизайна одежды

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

23



Дизайн современной одежды. Проект

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

24



Грим, визажистика и причёска в практике дизайна

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

25



Сфера имидж - дизайна

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

Образ человека и индивидуальное проектирование. (9)

26



Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне , как ты живешь , и я скажу , какой у тебя дом.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

27



Интерьер который мы создаём.


УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

28



Пугало в огороде, или … шёпот фонтанных струй.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

29



Мода , культура и ты.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

30



Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

31



Встречают по одёжке.


УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

32



Автопортрет на каждый день.


УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

33



Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

34



Моделируя себя, моделируешь мир.


УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

35



Моделируя себя, моделируешь мир.


УРК

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.




V. «Контрольно-измерительные материалы»

Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в форме практической работы.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Оценка результатов учебной деятельности по предмету

Отметка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

Оценка «5» (отлично)

Обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 85 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня

Оценка «4»

 (хорошо)

Обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимой для продолжения образования и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 70 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня.

Оценка «3»

(удовлетворительно)

Обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 50 % заданий базового уровня.

Оценка «2»

(неудовлетворительно)

Обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет менее 50 % заданий базового уровня



Формы контроля уровня обученности обучающихся


  1. Формы контроля:

  2. Викторина

  3. Кроссворд

  4. 3.Тестирование

  5. 4.Терминалогический диктант

  6. 5.Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  7. 6.Представление проектной работы.

  8. Использование накопленной оценки позволяет отразить динамику индивидуальных достижений учащимися, их продвижение в освоении планируемых результатов.


Инструментарий для оценивания результатов обученности

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

1.Активность участия.

2.Умение определять сущность вопроса,

3.Развернутость, образность, аргументированность.

4.Самостоятельность суждений.

5.Оригинальность суждений.


Критерии оценки творческой работы:

1.Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (организация плоскости листа, согласование компонентов изображения, общая идея и содержание).

2.Владение техникой: владение художественными материалами, использование выразительных художественных средств в выполнении задания.

3.Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося.  Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.


Критерии оценки проектной деятельности:

1. Решение проектной проблемы;

2. Новизна и оригинальность;

3. Владение материалом, в котором проект выполнен;

4. Экономичность;

5. Эстетичность.


. Материально-техническое обеспечение

учебного кабинета изобразительное искусство

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты по изобразительному искусству для 5,6,7,8 классов :



Печатные пособия

Иллюстративные материалы (альбомы, комплек­ты открыток и др.)

Репродукции картин

Справочные пособия, энциклопедии по искусству

Альбомы по искусству.

Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

Научно-популярная литература по искусству



Таблицы. Введение в цветоведение начальная школа

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картин.
Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комп­лектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания работ учащихся

Подставки для книг, держатели для схем и таб­лиц



Учебно-практическое оборудование

Муляжи овощей, фруктов, грибов

Изделия народных промыслов

Краски акварельные, гуашевые.

Альбом

Игры и игрушки

Наборы карандашей, красок, альбомов для ри­сования


Учебники, используемые в образовательном процессе.


Класс

Название учебника

Авторы

Год издания

Издательство

5

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

Л.А.Неменская

2009 г.

«Просвещение»

6

«Искусство в жизни человека»

Л.А.Неменская

2009 г.

«Просвещение»

7

«Изобразительное искусство в жизни человека» 

Л.А.Неменская

2009 г.

«Просвещение»

8

«Дизайн и архитектура в жизни человека» 8 класс.

Под редакцией Б. М. Неменского.

2012 г.

М. «Просвещение»

VΙΙ. Учебно-методическое обеспечение.

- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);

- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с.

- Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М. Неменского / авт.-сост. Л.В. Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..

- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);

- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с.

- Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.Неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..

- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с.

56



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!