СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 6 класс родной язык 35 ч

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному (русскому) языку 6 класс 35 ч

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 6 класс родной язык 35 ч»

Рассмотрена на Утверждена Введена в действие

заседании МО на заседании Директор школы

учителей - предметников педагогического _________/Бурцева В.Н.

предметников совета приказ №________

руководитель МО Протокол №___ от « __» _________2019г.

____________/Голобокова О.Н./ от «__»_______2019г.

Протокол №___ от

« __» _______2019 г.




Управление образования

Администрации Тимского района



Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

«Введенская основная

общеобразовательная школа»




Рабочая программа

основного общего образования

по родному языку

для 6 класса




Разработала учитель Цуканова Олеся Александровна











Курская область, Тимский район,

село Введенка, 2019 год

  1. Пояснительная записка

Настоящая примерная рабочая программа по учебному предмету

«Родной язык (русский)» для 6-го класса разработана на основе

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (http://www.edu.ru/);

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Федерального закона от 29.12.2012 N-273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции;

- Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках

народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-

ФЗ);

-Федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от

17.12.2010 № 1897) в действующей редакции;

- Примерной программы основного общего образования по русскому языку

для основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта;

-Примерной программы по учебному предмету «Русский язык (родной)» для

образовательных организаций, реализующих программы основного общего

образования, одобренной решением федерального научно-методического

объединения по общему образованию (Протокол №2/18 от 31 января 2018

года);

- авторской программы (автор программы Л.О. Савчук под ред.

Е.Я. Шмелёвой), соответствующей федеральному государственному

образовательному стандарту.

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются

цели изучения русского родного языка, определяется место учебного

предмета «Родной язык» в учебном плане, даётся общая характеристика

курса, характеризуются его основные содержательные линии.

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной

образовательной программы основного общего образования по русскому

родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях.


Цели и задачи учебной дисциплины

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку

основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах

Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения

основной образовательной программы основного общего образования по

русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным

образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют

свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером

курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных

регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе родного языка (русского)

актуализируются следующие цели:

воспитание гражданина и патриота;

формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

осознание национального своеобразия русского языка;

формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения

к русскому языку, а через него – к родной культуре;

воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного

языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации

родного языка;

воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;

овладение культурой межнационального общения;

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,

обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в

разных сферах и ситуациях его использования;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и

взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и

категориях современного русского литературного языка, которые

обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в

различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского

языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной

специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и

фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом

этикете;

совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать

языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия

ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять

информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую

информацию;

развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение

практического опыта исследовательской работы по русскому языку,

воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к

фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,

формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и

других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных

традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о

русской языковой картине мира, о национальном языке как базе

общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих

стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства,

гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и

культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке

как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии

подвижности и стабильности как одной из основных характеристик

литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма

обучающихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой

кодификации.

Программой предусматривается расширение и углубление

межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не

только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе

изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов

  1. Место учебного предмета «Родной язык (русский)»


Программа составлена на основе требований к предметным

результатам освоения основной образовательной программы представленной в федеральном государственном образовательном стандарте

основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение родного языка в 6 классе в объеме 35 часов

  1. Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения учебного предмета за курс обучения


Личностные:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на

  • родном языке как хранителю культуры, включение в культурно – языковое поле своего народа;

• приобщение к литературному наследию своего народа;

• формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

• осознание исторической преемственности поколений, своей

ответственности за сохранение культуры народа.

Метапредметные:

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у

  • обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его

  • функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и

  • письменной речи, правилами речевого этикета;

  • • получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся

  • явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его

  • функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование

  • аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных

  • функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные:

  • понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

• осознание роли русского родного языка в жизни общества и

государства, в современном мире;

• осознание роли русского родного языка в жизни человека;

• осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи

исторического развития языка с историей общества;

• осознание национального своеобразия, богатства, выразительности

русского родного языка;

• понимание и истолкование значения слов с национально-культурным

компонентом, правильное употребление их в речи;

  • понимание особенностей употребления слов с суффиксами

  • субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и

  • произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

  • понимание слов с живой внутренней формой;

• осознание национального своеобразия общеязыковых и

художественных метафор, народных и поэтических слов-символов,

обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание,

характеристика.

• понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с

национально-культурным компонентом; комментирование истории

происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их

в современных ситуациях речевого общения;

• понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых

слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений;

правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений

в современных ситуациях речевого общения;

• характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика

исконно русская и заимствованная;

• понимание процессов заимствования лексики как результата

взаимодействия национальных культур;

• характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из

славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и

более поздние);

• распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского

языка в развитии русского литературного языка; стилистическая

характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные,

устаревшие);

• понимание роли заимствованной лексики в современном русском

языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков

народов России и мира; общее представление об особенностях освоения

иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований

последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

понимание причин изменений в словарном составе языка;

• перераспределения пластов лексики между активным и пассивным

запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-

культурным компонентом;

• определение значения современных неологизмов, характеристика

неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;

• определение различий между литературным языком и диалектами;

осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-

культурного своеобразия диалектизмов;

• осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание

внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление

об активных процессах в современном русском языке;

• соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной

специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом

других народов;

• использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая

сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его

словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей

иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических

фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов

и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов,

антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.


4. Планируемые результаты изучения программы по родному языку

за год обучения



Личностные результаты изучения родного языка.

 осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским ;

 освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;

 осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

 понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.

Метапредметные результаты изучения родного языка в основной школе:

 способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;

 владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст ), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

 способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация.);

 готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения родного языка учащимися включают:

 понимание роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

 осознание смысла понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;  знание основных признаков разговорной речи, научного, публицистического, официaльно-делового стилей, языка художественной литературы;

 знание особенностей основных жанров научного, публицистического, официaльно- делового стилей и разговорной речи;

 знание признаков текста и его функционaльно-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

 знание основных единиц языка, их признаков;

 знание основных норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); норм речевого этикета;

 умение различать разговорную речь, научный, публицистический, официально- деловой стили, язык художественной литературы;

 умение определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

 умение опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анaлиза;  умение объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

 адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

 читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

 извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

 воспроизводить текст c заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

 создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо, заявление);

 осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

 владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

 свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме .); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

 соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

 соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктyации;

 соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

 осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки; недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятeльности и повседневной жизни для:

 осознания роли родного языка в развитии интеллектуaльных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

 развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языкy, сохранения чистоты русского языка как явления кyльтуры

 удовлетворения коммуникативных потребностей в yчебных, бытовых, социaльно- культурных ситуациях общения;

 увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

 использования родного языка как средства полyчения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.






5. Содержание учебного предмета, курса

Раздел 1. Язык и культура

История русского литературного языка. Диалекты как часть народной культуры. Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Особенности освоения иноязычной лексики. Отражение во фразеологии истории и культуры народа. Современные фразеологизмы.

Творческая работа Анализ творческой работы.

Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного

языка. Стилистические особенности произношения и ударения. Нормы произношения отдельных грамматических форм.

Синонимы и точность речи.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов

Антонимы и точность речи.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением антонимов. Лексические омонимы и точность речи.

Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением лексических омонимов.

Особенности склонения имен собственных.

Нормы употребления имен существительных.

Нормы употребления имен прилагательных, числительных, местоимений. Речевой этикет: нормы и традиции. Благопожелание как ключевая идея русского речевого этикета.

Контрольный тест по разделу «Культура речи»

Анализ контрольного теста.


Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Эффективные приёмы чтения.

Эффективные приёмы чтения. Тематическое единство текста.

Тексты описательного типа.

Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина

Научный стиль. Словарная статья.

Научное сообщение. Устный ответ. Виды ответов.

Творческая работа. Анализ творческой работы.


Учебно-тематический план

п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Язык и культура

11

2.

Культура речи

15

3.

Речь. Речевая деятельность. Текст

9


Итого

35



Контроль обученности

Контрольный тест- 1

Творческая работа -2



Направление проектной деятельности

История русского литературного языка








6. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Содержание (разделы, темы)

Кол-во ч.




Дата


Оборудование

Примечания

план

факт


Раздел 1. Язык и культура

11





История русского литературного языка

1

06.09


Уч. пар. 1


История русского литературного языка

1

13.09


Уч. пар. 1


Диалекты как часть народной культуры

1

20.09


Уч. пар. 2



Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур

1

27.09


Уч. пар. 3



Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур

1

04.10


Уч. пар. 3



Особенности освоения иноязычной лексики

1

11.10


Уч. пар. 4



Особенности освоения иноязычной лексики

1

18.10


Уч. пар. 5



Отражение во фразеологии истории и культуры народа

1

25.10


Уч. пар. 6



Современные фразеологизмы

1

01.11


Уч. пар. 7



Творческая работа по теме «Язык и культура»

1

15.11




Анализ творческой работы по теме «Язык и културра»

1

22.11





Раздел 2. Культура речи.

15





Основные орфоэпические нормы современного

русского литературного языка.


1

29.11


Уч. пар. 8



Стилистические особенности произношения и ударения


06.12


Уч. пар. 8



Нормы произношения отдельных грамматических форм

1

13.12


Уч. пар. 9



Синонимы и точность речи

1

20.12


Уч. пар. 10



Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов


1

27.12


Уч. пар. 10



Антонимы и точность речи

1

17.01


Уч. пар. 11



Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением антонимов в речи.

1

24.01


Уч. пар. 11



Лексические омонимы и точность речи

1

31.01


Уч. пар. 12



Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением лексических омонимов в речи.

1

07.02


Уч. пар. 12



Особенности склонения имен собственных

1

14.02


Уч. пар. 13



Нормы употребления имен существительных

1

21.02


Уч. пар. 14



Нормы употребления имен прилагательных, числительных, местоимений


29.02




Речевой этикет: нормы и традиции. Благопожелание

как ключевая идея русского речевого этикета.

1

06.03


Уч. пар. 16



Контрольный тест по разделу «Культура речи»

1

13.03.




Работа над ошибками контрольного теста по разделу «Культура речи»

1

20.03





Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

9





Эффективные приёмы чтения.

1

03.04


Уч. пар. 17



Этапы работы с текстом

1

10.04


Уч. пар. 18



Тематическое единство текста

1

17.04


Уч. пар. 19



Тексты описательного типа

1

24.04


Уч. пар. 20



Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина

1

08.05


Уч. пар. 21



Творческая работа по теме «Речь. Речевая деятельность. Текст»

1

15.05


Уч. пар. 22



Анализ творческой работы по теме «Речь. Речевая деятельность. Текст»

1

22.05


Уч. пар. 23, 24



Научный стиль. Словарная статья. Научное сообщение. Устный ответ. Виды ответов.

1

29.05




Резервный урок

1





















7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Набор портретов ученых-лингвистов

  2. Набор таблиц

  3. Репродукции картин русских художников

  4. Магнитная доска

  5. Классная доска

  6. 2 шкафа для хранения учебных пособий, дидактических материалов

  7. Полка для книг

  8. 2 ученических стола с комплектом стульев

  9. Стол учительский



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для обучающихся

  1. Русский родной язык: 6 класс: учебное пособие для

общеобразовательных организаций; под ред Л.А. Вербицкой. – М.:

Просвещение, 2019

  1. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний по русскому языку: 6 класс. – М.: ТЦ «Сфера»,2009.

  2. Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5 – 11 классы. – М.: «Сфера», 2009.

  3. Федосеева Л.Н. Сборник сочинений. 5 – 9 классы. – М.: Айрис-пресс,2009.

  4. Соловьева Н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. – М.: ООО «Оникс»,2009.

  5. Соловьева Н.Н.Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского языка. – М.: ООО «Оникс»,2009.

  6. Соловьева Н.Н. Как пишется правильно? Нормы орфографии и пунктуации русского литературного языка. – М.: ООО «Оникс»,2009.


Для учителя

  1. Федеральный государственный стандарт общего образования (2004)

  2. Рабочие программы по русскому языку 5 – 9 классы (по программе под ред. Бабайцевой В.В.)Метод. Пособие / сост. Г.М.Вялкова. – М.: Глобус,2009.

  3. Пименова С. Н., Еремеева А. П. , Купалова А. Ю. Методическое пособие к УМК «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь», 7класс под ред. СС. Н. Пименовой. – М.: Дрофа, 2014

  4. Сборник диктантов по русскому языку. 5 – 11 классы. \ сост. В.В. Андросова. – Ростов-на-Дону: ООО БАРО-ПРЕСС ,2007.

  5. Федосеева Л.Н. Сборник сочинений. 5 – 9 классы. – М.: Айрис-пресс, 2009.

  6. Безымянная О.М., Лукьянов С.А. Методика работы над изложениями. – М.: Глобус,2007.

  7. Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5 – 11 классы. – М.: «Сфера»,2009.

Интернет-ресурсы:

  1. http:// www.drofa.ru –сайт издательство «Дрофа»

  2. http:// www.philology.ru – «Филологический портал»

  3. http:// www.gramma.ru – сайт «Культура письменной речи»

  4. http:// www.wikipedia.org – универсальная энциклопедия «Википедия»

  5. http:// www.gramota.ru – Грамота. Ру (справочно-информационный интернет-портал Русский язык)

  6. http:// www.orfografus.ru – видеоуроки русского языка

  7. http:// www.urokirus.com - уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование)

  8. http:// www.worldsland.ru – сайт «Страна слов. Магия языка», изучение русского языка в игровой форме






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!